| |||||
МЕНЮ
| Сканированный текст Марр, Шмидт. Управление персоналомответствующее его качествам, а также удается в значительной мере избежать разочарования как со стороны нового сотрудника, так и со стороны фирмы; - более целенаправленная и системная оценка пригодности ра- ботника к занятию данного рабочего места: в ходе собеседования с соискателем становится возможным более конкретно затронуть именно те аспекты, которые непосредственно влияют на успеш- ное выполнение рабочих заданий. Концепцию тестирования со- искателей удастся разработать таким образом, чтобы тестирова- ние позволило определить наиболее важные с точки зрения про- гнозирования степени пригодности соискателя характеристики. Становится возможным построить методику "центра оценки" (Assesment Center) таким образом, что любая особенность на- блюдаемого поведения соискателя представляется небезразлич- ной для его профессиональной деятельности; - возможность обоснованно проводить консультации по вопросам карьеры: руководители и сотрудники отдела персонала могут да- вать обоснованные советы относительно того, что ожидает обра- тившегося за консультацией сотрудника, который стремится за- нять данный пост; консультируемый сотрудник имеет возмож- ность вынести свое решение на основе конкретных критериев вместо слухов и расплывчатых представлений. Сотрудники могут более точно и четко сформулировать свои цели. У них создается более ясное представление об аспектах, имеющих значимость на рабочем месте и требующих особого внимания; - критерии, используемые для оценки личных качеств сотруд- ников в рамках системной оценки персонала, могут быть сфор- мулированы с существенно более высокой точностью. С помо- 168 ??? щью анализа требований можно определить, какие личные ха- рактеристики играют существенную роль при вьшолнении задач, а какие имеют меньшее значение, хотя сами по себе могут быть и очень положительными; - конкретизация целей в рамках развития персонала: становится возможным организовать обучение и тренинг с учетом индиви- дуальных потребностей сотрудников, а также обеспечить систем- ный режим ротации на рабочем месте, в наибольшей степени служащий развитию персонала. В табл. 13 и на ил. 21 и 22 обобщены некоторые результаты анализа требований к должностям начальников отделов, прове- денного компанией "Люфтганза" в 1991 г. при участии более 80 менеджеров разного уровня. Должности руководителей различных отделов охарактеризо- ваны 13 параметрами, имеющими различную степень проявле- ния. Совокупность типичных для конкретной должности степе- ней проявления этих параметров представляет собой профиль требований. Оценка потенциала используется с целью выявления объек- тивной, надежной и актуальной информации о мотивах, внут- ренних установках и склонностях в сфере поведения (свойствах) конкретных лиц, а также для определения их способностей, зна- ний и навыков. Ниже мы рассмотрим ряд методов индивидуальной оценки потенциала с учетом опыта их применения в компании "Люфт- ганза". (1) Интервью (собеседование) Беседа с лицом, ищущим работу, и разговор, предшествую- щий принятию решения о повышении сотрудника по службе, являются наиболее распространенными методами оценки потен- циала. Такая процедура необходима, поскольку она обычно явля- ется единственным источником, дающим представление о моти- вационных и эмоциональных характеристиках (признание, сим- патии, климат), а также о специфике социального поведения тактичность, манеры, доброжелательность) испытуемого лица. Помимо этого, процедура интервью позволяет дать ищущему ра- боту или кандидату на повышение важную информацию о пред- приятии и его будущей позиции. Несмотря на то что те, кто применяет метод интервью на практике, считают его информативным, эффективным и даже об- щепризнанным, научные исследования показали, что объектив- ность результатов интервью и степень их надежности с точки 169 Таблица 13 Операционализированные параметры требований к руководству отделов |Параметр |Операционализация | | |Черты личности руководителя | |1. Ориентация |Умеет распознавать потребности клиента и обеспечивает | |на клиента |соответствие товаров фирмы и их маркетинга этим потребно- | | |стям; отодвигает личные желания на второй план, когда они | | |не совпадают с интересами клиента | |2. Открытость |Терпим по отношению к другим, но без чрезмерной уступчи- | | |вости. Внимателен к чужим доводам и прислушивается к ним' | | |даже если они расходятся с его личными взглядами. Открыт | | |по отношению к другим, ищет контакты, приветлив, вызывает | | |симпатию; поведение свидетельствует о хорошем воспитании | | |и умении держаться. Может служить образцом для подража- | | |ния. | |3. Активность |Не теряет выдержки даже в критических ситуациях; сохраняет | |и |деловой подход, даже когда задеты его личные интересы. | |умение вы- |Проявляет упорство даже при выполнении сложных заданий и | |держивать |не останавливается перед препятствиями. Не раздражается, | |нагрузки |когда ему мешают. Проявляет энтузиазм по отношению к | | |заданиям и людям. Ярко выраженная целеустремленность и | | |умение увлечь за собой других. Стремление к успеху. | |4. Автоном- |Охотно берется за сложные задания; мобильный. Не отрекает- | |ность и го- |ся от своих ошибок и не сваливает их на других. Держится | |товность к |уверенно; умеет высказывать критические замечания, даже | |переменам |когда это не одобряется. | | |Мышление и действия в ходе самостоятельной работы | |5. Интеллекту-|Определяет общие элементы разных ситуаций; устанавливает | | |правила на основе конкретных ситуаций и претворяет их | |альные спо- |также в конкретные решения. Перенимает информацию и | |собности |опыт из смежных профессиональных сфер и частной жизни и | | |претворяет эти знания в новаторские подходы; развивает | | |новые оригинальные стратегии принятия решений. Избегает | | |заезженных путей. | |6. Профессио- |Обладает широкими и глубокими знаниями своей профессии, | |нальная ком- |приобретенными благодаря образованию и практическому | |петентность |опыту, и развивает их. Знает иностранные языки или готов их| | | | | |изучить. | |7. Предприни- |Наблюдает за событиями за пределами своей сферы ответст- | |мательское |венности на фирме или в обществе; учитывает влияние своих | |мышление и |решений на другие подразделения фирмы, фирму в целом и на | |общественная |общество. Мыслит и действует экономически целесообразно; | |ответственност|обладает способностью видеть перспективы. | |ь | | 170 ??? Продолжение табл. 13 |Параметр |Операционализация | |8. Плановость |Формулирует свои рабочие цели и следует им; действует сис- | |работы |темно и структурирует сложные деловые аспекты, определяет | | |приоритеты. Основывает свои решения на адекватных дан- | | |ных, учитывает последствия и в результате принимает бы- | | |строе решение. Соблюдает договоренности. | | |Стиль руководства и социальная направленность | |9. Целенаправ- |Берет на себя руководящую роль и стремится оказывать влия- | |ленность |ние, берет на себя инициативу в межличностных ситуациях и | | |структурирует деятельность других. Совместно с сотрудника- | | |ми разрабатывает четкие и реалистичные цели и проверяет их | | |осуществление. Уточняет и структурирует задания сотрудни- | | |ков. Не теряет из виду поставленных целей даже при наличии | | |сопротивления; не поддается социальному давлению. | |10. Ориентация |Распознает и учитывает потребности сотрудников; восприим- | |на сотрудни- |чив и по отношению к их личным заботам и проблемам, ока- | |ков |зывает им необходимую помощь в трудных ситуациях. Согла- | | |совывает полномочия сотрудников и не вмешивается в сферу | | |их компетенции; до передачи сотрудникам полномочий | | |проверяет степень компетенции и мотивации. Заблаговременно | | |и адекватно информирует сотрудников в понятной для них | | |форме. Мотивирует и увлекает сотрудников при выполнении их | | |заданий. Консультирует сотрудников и содействует их | | |профессиональному развитию. | |11. Поведение в|Привлекает коллег к процессу принятия касающихся их реше- | | |ний и воспринимает их доводы. Интегрирован в коллектив; | |коллективе |заблаговременно распознает конфликтные интересы и конст- | | |руктивно "обрабатывает" создавшиеся конфликты. Уравно- | | |вешивает отношения на деловом и человеческом уровнях при | | |возникновении межличностной напряженности. Не стремится | | |получить выгоду за чужой счет, устанавливает четкие правила| | | | | |игры и действует в соответствии с ними. | | |Умение выражать свои мысли | |12. Компетент- |Выражается ясно и понятно; учитывает при этом уровень | |ность в сфере |информированности собеседника. Не возбуждает противоре- | |вербальной |чия; его идеи и предложения перенимаются другими; к нему | |коммуника- |обращаются за советом. | |НИИ | | |13. Способность|Использует графические изображения, примеры и сравнения | | |при изложении своих мыслей; умело применяет технические | |представлять |средства. Совмещает доводы и структурирует их. В письмен- | |свои идеи |ной форме использует ясные фразы; текст четко структуриро- | | |ван и хорошо читается. | 171 ??? зрения возможности использования в качестве базы для прогноза потенциала в значительной мере переоцениваются. Причины такой переоценки кроются в том, что собеседование, как прави- ло, проводят менеджеры, которые не имеют необходимой для этого подготовки и опыта, недостаточно владеют техникой веде- ния интервью и методикой обработки и интерпретации его ре- зультатов, а в ходе самого интервью слишком много говорят сами и не структурируют беседу. Субъективность процесса социального восприятия и связан- ные с ней типичные ошибки интервьюеров, такие как ложное первое впечатление, принятие решений под влиянием обаяния интервьюируемого, контрастов и сходства, личные предпочтения и антипатии, создают искаженную картину и ведут к ошибочным суждениям. Если, однако, учесть, что собеседование в целом считается аб- солютно незаменимым методом, неизбежно возникает вопрос о том, как обеспечить его более высокую эффективность и добить- ся большей точности его результатов. С этой целью можно пред- ложить следующие рекомендации: - создание структурированной схемы интервью, направленной на выявление соответствия претендента конкретным требовани- ям к работе; - тренинг интервьюеров в целях освоения техники ведения бесед и постановки вопросов; - проведение собеседования несколькими интервьюерами; - систематическое протоколирование ответов кандидатов; - сочетание интервью с несложными упражнениями, модели- рующими то или иное рабочее задание, а также с ролевыми игра- ми; - четкое разделение сферы сбора информации и оценки. (2) Психологическое тестирование Психологическое тестирование в первом приближении можно подразделить на четыре основных вида: а) тестирование личности; б) тесты на выявление сферы интересов; в) тесты на соответствие определенным психофизическим критериям; г) тесты на интеллектуальные способности. В ходе проводимых на фирмах оценок потенциала применя- ются главным образом тесты на интеллектуальные способности. Это связано со следующими причинами: - тестирование личности является юридически спорным во- просом. Его методика разрабатывается, как правило, для исполь- 17_??? зования в клинических целях, в то время как на предприятиях тестирование разрешается использовать для выявления только тех характеристик личности, которые однозначно связаны с тре- бованиями соответствующего вида трудовой деятельности. Кро- ме того, против тестирования личности говорят недостатки мето- дики его проведения (статистические исследования показали, что использование при тестировании личности опросников позволя- ет добиться лишь весьма посредственной точности измерения и невысоких показателей стабильности и эффективности прогно- за). Наконец, многие из тех. по отношению к кому проводится тестирование личности, также считают проведение такого рода тестов неприемлемым; - тесты по выявлению круга интересов могут применяться главным образом по отношению к выпускникам школ, стремя- щимся, например, получить профессиональное образование на предприятии; - тесты на соответствие психофизическим критериям позволя- ют выявить такие характеристики, как способность к концентра- ции, степень внимательности и быстрота реакции, и используют- ся только применительно к весьма ограниченному кругу рабочих мест (например, такие тесты проходят летчики). При отборе и соответственном продвижении менеджеров такого рода тесты фактически не играют никакой роли; - тесты по выявлению интеллектуальных способностей, как правило, разработаны на серьезной научной основе, а также про- верены на репрезентативных выборках. Они оправдали себя с точки зрения объективности, точности измерения и эффектив- ности прогнозирования. Однако использование тестов на интел- лектуальные способности и интерпретация их результатов требу- ют профессиональных знаний, которые обыкновенно имеются только у дипломированных психологов; - тесты на выявление интеллектуальных способностей часто используются в качестве компонента метода "Центр оценки" (Assesment Center) при оценке потенциала менеджеров. Однако, как показывает практика, чем выше уровень в управленческой иерархии той должности, на которую осуществляется отбор кан- дидатов, тем менее приемлемым считают кандидаты использова- ние данного вида тестов. (3) Метод "Центр оценки " (Assesment Center) Метод "Центр оценки" является инструментом для системно- го наблюдения и оценки эффективности поведения в моделируе- мых рабочих ситуациях. Этот метод широко используется в на- 175 стоящее время на крупных германских фирмах для отбора моло- дых менеджеров и развития и повышения квалификации других групп управленческого персонала. Проведение тестов должно позволить выявить такие характеристики, как социальная компе- тентность, способность сотрудничать, убеждать и руководить эмоциональная устойчивость, умение излагать свои мысли и др. Как правило, тесты проводятся в течение двух-трех дней и вклю- чают разнообразные упражнения, например дискуссии в группах (под руководством или без него, с распределением ролей или без него), индивидуальные упражнения и пробные рабочие задания, ролевые игры и презентации. Ряд наблюдателей (как правило, линейные руководители, занимающие должность по крайней мере на один иерархический уровень управления выше, чем ана- лизируемая позиция) систематически следят за действиями груп- пы участников и оценивают их. Совокупность результатов обра- батывается в рамках "конференции наблюдателей", и после окончания деятельности "Центра оценки" результаты сообща- ются в индивидуальном порядке участникам в ходе консульта- тивной беседы. Широко распространено мнение, что использование метода "Центра оценки" оправдало себя при отборе и повышении ква- лификации руководящего состава ввиду следующих преимуществ'. - гибкость метода позволяет применить его к профилям требо- ваний самых разнообразных целевых позиций; - готовность использовать этот метод как оцениваемыми уча- стниками, так и проводящими оценку менеджерами; - исследования точности прогнозов показали вполне удовле- творительные результаты; - участие руководящих сотрудников в разработке и примене- нии этого метода, а также в ходе связанного с ним тренинга по- зволяет лучше обучить этих сотрудников системному наблюде- нию, выработать у них умение выносить на основе наблюдения обоснованные суждения, побудить их уделять больше внимания целям и программам развития персонала. Кроме того, в процессе применения этого метода становится возможным активно обсу- дить различные представления об управлении и соответствую- щие требования к руководителям. К недостаткам и проблемам, связанным с использованием ме- тода "Центр оценки", в первую очередь относятся: - большие организационные и финансовые расходы; - иллюзия объективности: в большинстве случаев оценку про- водят руководители, которые играют существенную роль в ус- пешной карьере положительно прошедшего тестирование уча- 176 стника, и эти руководители могут просто "подогнать" результаты оценки под свое уже сформировавшееся ранее мнение; - "эффект проигравшего": участники, получившие отрица- тельную оценку и в результате этого утратившие перспективу, теряют всякую мотивацию к работе; - предпочтение отдается кандидатам, умеющим выставить себя в выгодном свете: определенные личные характеристики, напри- мер умение красиво выражать свои мысли, динамичность, уве- ренная манера держать себя, раскованность и т.д., как правило, оказывают очень положительное влияние на совокупный итого- вый результат оценки, а другие свойства, такие как восприимчи- вость, владение собой, вежливая сдержанность и вниматель- ность, либо едва отмечаются, либо оцениваются отрицательно — как недостаточная уверенность в себе или пассивность. Таким образом, несмотря на то что метод "Центр оценки" позволяет достаточно точно спрогнозировать успешное продви- жение по службе того или иного сотрудника, он не дает все же возможности предсказать степень успешности, с которой этот сотрудник будет выполнять управленческие функции. Из вышесказанного вытекает, что оценка потенциала не долж- на строиться на использовании только лишь какого-нибудь од- ного метода тестирования, а должна опираться на комбинацию различных методов (например, метод "Центр оценки" может быть совмещен со структурированным интервью и пробной ра- ботой). Кроме того, должны приниматься во внимание и другие источники информации и суждения (например, оценка качества выполнения рабочего проекта, мнение непосредственного на- чальника и др.). Такое комбинированное использование методов должно позволить получить наиболее точные и реалистичные прогнозы потенциала. Данные о частоте применения различных методов оценки по- тенциала на практике, полученные проф. Шулером (университет Штутгарт—Гогенхайм) в результате анализа 105 предприятий на территории Германии, обобщены в табл. 14 и 15. Степень достоверности результатов, а также степень практи- ческой пригодности самих методов и степень их приемлемости Для оцениваемых сотрудников характеризуются специально рас- считанными по результатам практического применения коэффи- циентами, сведенными в диаграммы на ил. 23 и 24. 12.3.3. Тренинг руководящих сотрудников Главный капитал любого предприятия — это работающие на нем люди. Такие факторы, как забота о человеческих ресурсах, повышение квалификации и развитие, заслуживают поэтому са- 177 мого высокого внимания. Методически эффективная, ориенти- рованная на требования рынка и гибкая по отношению к изме- нениям целей фирмы система тренинга персонала значительно укрепляет ее позицию в конкурентной борьбе. В то же время программы тренинга должны служить интере- сам не только фирмы, но и работников. Фирма получает возмож- ность повысить эффективность и производительность своей дея- тельности благодаря расширению профессиональных знаний и навыков, а также повышению степени мотивации сотрудников и их трудовой отдачи. Каждому отдельному сотруднику тренинг позволяет более тщательно подготовиться к выполнению новых заданий и решению новых проблем на рабочем месте. Кроме того, приобретение более высокой квалификации в результате участия в программах тренинга позволяет сотрудникам впослед- ствии претендовать и на занятие более высокой должности. Немецкий исследователь Вайнерт выделяет следующие цели проведения программ тренинга: а) дальнейшее развитие профессиональных знаний и навыков сотрудников; б) передача информации в целях улучшения ориентации со- трудников в рамках организации и в мире труда в целом; в) изменение внутренних установок и повышение уровня мо- тивации сотрудников; г) улучшение межличностной коммуникации и взаимодействия. Внедрению системы обучения, дальнейшего развития и повы- шения квалификации на предприятии должна предшествовать оценка потребности в образовании. Такого рода оценку целесооб- разно проводить и в дальнейшем через определенные интервалы времени (например, каждые три года), обеспечивая таким обра- зом гибкую адаптацию квалификации сотрудников к происходя- щим переменам, в первую очередь к изменениям на рынке. Анализ потребностей в образовании охватывает три области: 1) анализ фирмы, т.е. анализ целей, ресурсов, технологий, а также и анализ перемен в социально-экономической среде функ- ционирования фирмы; 2) анализ функций, т.е. анализ рабочего места, включающий в себя изучение текущих и перспективных требований к рабочему месту; 3) анализ сотрудников, т.е. анализ их знаний, способностей и навыков и выявление "пробелов". Такая оценка позволяет определить количественные и качест- венные потребности в создании структур подготовки и тренинга, ориентированных на ту или иную професионнальну область, а 178 ??? также выходящих за пределы отдельной профессиональной об- ласти. Целесообразно учитывать при этом анализе и вопросы планирования будущих изменений организационной структуры, а также изменений целей фирмы и процессов производства и реализации фирмой товаров и услуг. Мероприятия по повышению квалификации на предприятии должны обладать достаточной гибкостью, чтобы их можно было легко приспособить к ожидаемым переменам в следующих об- ластях: - работа (индивидуализация построения работ и оплаты тру- да, новые технологии); - образование (изменение сфер потребностей, быстрое устаре- вание знаний, образование как вклад в стратегическое управле- ние фирмой); - руководство (делегирование полномочий, координация и ин- формирование вместо контроля и прямых инструкций; ответст- венное отношение сотрудников к работе; автономные рабочие группы). Совершенно очевидно, что включение внутрифирменной сис- темы образования и повышения квалификации в организацион- ную структуру зависит от специфики каждого отдельного пред- приятия. Однако общеприменимыми являются следующие прин- ципы: 1) внутрифирменная система повышения квалификации явля- ется частью обшей концепции развития персонала; 2) эта система должна входить в сферу компетенции отдела персонала; 3) в рамках организационной иерархии ответственность за данную систему должны нести менеджеры на самых высоких уровнях управления, чтобы продемонстрировать тем самым то высокое значение, которое на фирме придается повышению ква- лификации сотрудников. Ниже на примере немецкой компании "Люфтганза" показана структура и систематика программ по повышению квалификации и тренингу, разработанных для руководящего состава и молодых специалистов, которым в будущем предстоит занять посты ме- неджеров. Методика. При выборе методов и способов проведения заня- тий и тренинга необходимо, с одной стороны, основываться на научных принципах обучения, а с другой — четко определить Цели конкретной учебной программы. Любая программа в области обучения должна быть построена таким образом, чтобы она ориентировалась на заранее четко 183 сформулированные и операционализированные цели. Только в этом случае удастся затем проконтролировать степень ее успеш- ности. Говоря об операционализации целей обучения, мы подра- зумеваем описание поведенческих характеристик, например: "Участник по окончании учебного курса стал уметь...", или: "Участник освоил в ходе учебного курса ...", или "Участник те- перь знает, что...". Другой принцип, также очень сильно влияющий на эффек- тивность обучения, подразумевает активизацию участников пу- тем проведения групповых дискуссий, групповых занятий, роле- вых игр или просто путем опробования и усвоения новых видов действий ("учеба путем практики"). Вайнерт выделяет семь наиболее существенных принципов обу- чения при проведении тренинга: - создание целесообразных взаимосвязей между содержанием отдельных программ тренинга; - активное опробование приобретенных знаний на практике и повторение нового освоенного варианта поведения; - информация о результатах тренировочных упражнений и не- посредственная обратная связь; создание схем вознаграждения с целью укрепления воздействия обучения; - разделение содержания обучения на небольшие элементы, - создание возможностей для "обработки" и устранения кон- фликтов, которые могут возникнуть в том случае, если новое ус- военное поведение и приобретенные новые воззрения будут про- тиворечить прежним установкам; - учет индивидуальных различий между участниками при обу- чении (объем, быстрота, глубина и последовательность изложе- ния материала); - обеспечение применения освоенного в реальной рабочей ситуации, т.е. в повседневном трудовом процессе. В зависимости от того, какие цели преследуются отдельными программами тренинга и их сериями, можно выделить методы, ориентированные на содержание труда, которые служат приобре- тению знаний и умений, и методы, ориентированные на процессы, которые служат приобретению социальной восприимчивости и улучшению межличностных отношений. На занятиях, особенно на тех, которые выходят за пределы кон- кретной профессиональной области, например, в ходе тренинга в руководстве и коммуникации, курсов сервиса и т.д., оправдала себя методика, направленная одновременно на изменение и воз- зрений, и поведения обучающихся. 184 ??? Следующие методы способны изменить воззрения сотрудников: - доклады, освещающие результаты научных исследований проблем управления, мотивации и общения; - обсуждения-дискуссии; - изучение конкретных случаев (реальные ситуации из практики руководства); - работа в группах. На изменение поведения воздействуют: - интенсивные упражнения с использованием видеозаписи конфликтных разговоров (начальник — сотрудник); - ролевые игры; - групповые обсуждения; - обсуждение с вынесением оценок. Подход к проблемам управления сотрудниками, ориентиро- ванный на анализ поведения, базируется на предположении, что поведение в целом и поведение руководителей в частности под- дается обучению и изменению по меньшей мере в отдельных ас- пектах. Целенаправленный тренинг распространяется на два фундаментальных параметра поведения руководителя — ориен- тацию на сотрудников и ориентацию на задания. Ориентация на сотрудников предполагает со стороны руково- дителя поведение с ориентацией на человека, содействующее в отношениях с сотрудниками взаимному доверию, уважению, че- ловеческому теплу и т.п. Такое поведение руководителя включает в себя, в частности, следующие действия: руководитель показы- вает сотрудникам, что он их уважает и ценит, выражает им свою признательность, привлекает сотрудников к принятию решений, подробно и регулярно информирует их, устраняет дистанцию, ободряет сотрудников, разрешает конфликты и т.д. Ориентация на задания предполагает поведение начальника с ориентацией на выполнение рабочих заданий. Руководитель ока- зывает направляющее и решающее влияние на стиль работы со- трудников и четко отграничивает роль руководящего лица от роли сотрудников. Такое поведение начальства охватывает, в ча- стности, постановку целей и контроль за их достижением, коор- динацию функций и выдачу управленческих указаний, оценку сотрудников, исправление действий сотрудников в процессе ра- бот и при необходимости их критику. На практике эффективное поведение руководителя подразумевает сбалансированное совмещение обоих параметров поведе- ния в зависимости от конкретной ситуации (например, в зависи- мости от мотивации и способностей сотрудника). 185 В исследованиях фон Розенштиля отмечается, что в целях пре- творения усвоенных знаний в сферу практического поведения следу- ет учесть следующее: - упражнения в ходе занятий должны содержать возможно больше элементов деятельности, характерной для реальных рабо- чих ситуаций, - надо делать упор на возможности применения усвоенного в повседневной профессиональной практике; - необходимо продемонстрировать значение усвоенного для повседневной работы, уделяя особенное внимание получаемой от него конкретной пользе. Усвоенные знания и поведенческие навыки нужно как можно скорее опробовать в повседневной работе, приспособить их к ее требованиям и закрепить. В то же время как раз применительно к тренингу по пробле- мам руководства и коммуникации часто приходится наблюдать, что, несмотря на соблюдение всех методических приемов, изме- нение в поведении, достигнутое в ходе занятий, сохраняется лишь очень ненадолго. Проблема заключается в том, что в таких программах, ориентированных на конкретных индивидуумов, недостаточно учитываются особенности организационной струк- туры фирмы, в которую интегрированы рабочие места участни- ков тренинга. Процесс управления подразумевает не только отношения ме- жду руководителями и их сотрудниками, но и широкий организа- ционный контекст. Иными словами, на процесс управления влияют: - ожидания вышестоящего начальника на следующей ступени иерархии; - ожидания сотрудников и коллег; - сфера деятельности, вид заданий и характеристики органи- зации; - неофициальные правила и нормы поведения; - загруженность работой, временной стресс, карьерные сооб- ражения и т.д. Эти факторы оказывают существенно более сильное и долго- срочное влияние на поведение, чем тренинг по руководству. Для решения подобных проблем, связанных с неудовлетвори- тельным использованием руководителями в практической дея- тельности того, что было усвоено ими в ходе программ тренинга, можно предложить следующий подход. 186 ??? Система внутрифирменных занятии для руководителей на раз- ных уровнях иерархии должна быть частью всеобъемлющей кон- цепции развития руководящего состава, включающей такие це- леориентированные мероприятия, как ротация, проектная рабо- та, индивидуальное планирование развития и т.д. Кроме того, она должна сопровождаться и поддерживаться в рамках всей фирмы путем создания такой культуры управления, которая по- стоянно подчеркивала бы необходимость ориентации на сотруд- ников в процессе руководства. Этой цели способствует совмест- ное воздействие следующих факторов: 1) личный пример членов высшего руководства фирмы; 2) мнение сотрудников о руководителях; 3) большое значение критериев типа "способности к руково- дству персоналом" при принятии решений о повышении в долж- ности, установлении оклада и т.д.; 4) необходимость учета интересов сотрудников должна быть зафиксирована в принципах руководства сотрудниками и прин- ципах деятельности фирмы. 12.3.4. Перспективы Общественные, экономические, политические и культурные перемены и в дальнейшем повлекут за собой серьезные измене- ния в работе с персоналом. В том числе возрастут требования к системе обучения и повышения квалификации на предприятиях, программы которых должны быть построены таким образом, что- бы научить своих слушателей: - умению анализировать и решать комплексные проблемы, мыслить во взаимосвязях; - знаниям, охватывающим сферы за пределами собственной деятельности; - предпринимательскому мышлению и действию; - самостоятельному принятию решений; - пониманию увеличивающейся роли международных и меж- культурных аспектов; - учету растущей роли затрат; - пониманию необходимости добровольного участия в программах повышения квалификации; - интенсификации способности общаться и работать в "команде". В заключение приведем некоторые статистические данные по программам компании "Люфтганза", направленным на обучение, развитие и повышение квалификации (табл. 16 и 17). 187 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|