реферат, рефераты скачать
 

Стратегические цели экономической политики России в современных условиях


аукционах.

На этом перечень мер, которые надо принять для трансформации ЖКХ, не

исчерпывается. Полезно, в частности, перейти к конкурентной системе

обслуживания хозяйства, потому что в нынешней системе качества обслуживания

добиться нельзя. Сохранив действующий порядок, мы узаконим все недостатки

системы – вечно отсутствующего техника-смотрителя, нетрезвого слесаря-

сантехника и т.д. Более того, мы окажемся перед перспективой вздувания

зарплат в этой сфере, потому что во всех местах, где подобный эксперимент

проводился, жилищно-коммунальные службы повысили себе оклады на 15-30%.

Говорят, что уже есть программа реконструкции ЖКХ, определены объемы

затрат. Я очень сомневаюсь в правильности таких расчетов. Только после

введения новых цен выяснится, согласны ли жильцы с предложенными мерами или

предпочтут решения, о которых речь шла выше.

Глава 3

Стратегия развития России

Одинаково опасно и безумному вручать

меч, и бесчестному власть

Пифагор

…Невозможно ни быть собственно добродетельным без рассудительности,

ни быть рассудительным без нравственной добродетели

Аристотель

В современной России нет стабильного рынка и традиции демократического

государственного регулирования. Это затрудняет развитие страны на принципах

самоорганизации. Встречаются факты необоснованного, не обеспеченного

ресурсами и потому вредного вмешательства государства в те процессы,

которые имеют потенциал саморегулирования.

Государство в рыночной экономике выступает как организатор

экономического порядка, ответственный за установление правил игры и

являющийся гарантом их стабильности и выполнения, и как выразитель

общественных интересов. Переход к современному рынку – это проблема выбора

между скоростью перехода и достижимостью ожидаемого эффекта. В сложившихся

условиях эволюционное формирование эффективного рыночного хозяйства в

России потребует длительного времени, предопределит ее дальнейшее

отставание от стран – лидеров экономического развития и будет

сопровождаться крупномасштабной потерей производственного и ресурсного

потенциала, неприемлемо большими социальными издержками. Именно поэтому

эффективную рыночную экономику необходимо сознательно формировать. Она

должна стать итогом реализации стратегии, в рамках которой необходимо

согласовать и гармонизировать целевые установки в области рыночных

преобразований, антикризисного регулирования, структурно-технологической

перестройки, повышения уровня жизни населения, эффективного включения в

мировую экономику.

3.1 Социальная консолидация как основа развития государства

Глубокий раскол российского общества, пролегающий по социокультурной и

экономической осям, остается ключевым фактором, препятствующим укреплению

государственности. Основные сегменты общества все дальше расходятся по

ценностным ориентациям, уровню благосостояния, стилю жизни, образцам и

нормам поведения, и т.п. Это «разбегание» крайне затрудняет формирование

демократических институтов государства и гражданского общества, поскольку

исчезает сама основа демократии — социальный консенсус по поводу базовых

ценностей и принципов жизни.

В социокультурном и в экономическом планах в России сложились два

неравных социальных слоя — обеспеченных и бедных. Первый, применительно к

которому сохранился или увеличился дореформенный уровень благосостояния,

включает 25—30 млн. человек, или пятую часть населения; из них 8—10 млн.

(5—7% населения) практически достигли западных стандартов потребления

продуктов питания, предметов гардероба, товаров бытового и хозяйственного

назначения, услуг. Второй, среднедушевые доходы представителей которого не

покрывают прожиточный минимум, по оценкам, охватил почти 60 млн. человек,

т.е. около 40% населения. При этом денежные доходы 25—30 млн. человек

оказались ниже стоимости минимальной потребительской корзины, что

соответствует критерию нищеты. В рамках данного слоя наблюдается

распространение застойной бедности как массового общественного явления со

свойственными ему нормами и стереотипами поведения.

Социальный раскол не только обусловливает неустойчивость в обществе, но

и блокирует действие мотивационных механизмов. Сегодня это является одним

из главных ограничений мобилизации огромных потенциальных возможностей,

заключенных в имеющемся человеческом капитале. Люди не могут, а в

значительной части и не хотят, обеспечивать достойную жизнь на основе

трудовых и предпринимательских усилий. По данным социологических опросов, в

России к самостоятельной занятости склонна лишь треть населения (в странах

Западной Европы — 42—65%).

Важнейшей функцией государства в России всегда было поддержание

равновесия и диалога между разными социальными слоями и группами населения.

Особую роль в этом играл государственный социальный патернализм, реализация

широкого спектра социальных функций, что в специфических российских

условиях обеспечивало легитимность и стабильность самих государственных

институтов. Масштабы такого патернализма характеризует соотношение

государственных и индивидуальных расходов на социальные нужды

(здравоохранение, образование, жилищно-коммунальную сферу), которое в СССР

было на порядок выше, чем, например, в США.

Опыт последних лет показывает, что и сегодня формирование сильного и

эффективного государства возможно только на основе социальной консолидации,

расширения общественной поддержки целей и действий власти. Попытки укрепить

государство, опираясь лишь на консолидацию деловой и политической элиты,

обречены на неудачу — прежде всего вследствие неразвитости правовых

критериев и процедур согласования интересов различных субъектов

хозяйствования. Социальная консолидация является также необходимым условием

укрепления демократических институтов и последовательного развития

гражданского общества.

В соответствии с «двухполюсной» структурой российского общества сегодня

сложились два принципиально различных подхода к роли в нем государства,

прежде всего к социальным функциям последнего.

Первый подход основан на государственном патернализме, массированной

поддержке жизненного уровня малоимущих слоев населения за счет ресурсов

государства. Уже сейчас очевидна его ограниченность: социальные расходы

государства, включая поддержку жилищно-коммунального хозяйства, достигают

10% ВВП, на четверть превышая соответствующий показатель дореформенного

периода (1990 г.). Это означает, что попытка решения проблемы бедности

только за счет ресурсов государства не имеет реальной перспективы. Она

неизбежно потребует массированного наращивания налоговой нагрузки на

товаропроизводителей и по сути приведет к новому периоду застоя российского

общества, но в гораздо худших социальных и экономических условиях. Такой

застой станет не способом выживания общества и государства, а

стратегическим тупиком, «тихой смертью под социальным наркозом».

Второй подход — ускоренная реализация модели «субсидиарного

государства», основанной на принципе: государство отвечает лишь за

обеспечение минимума социальных услуг, остальное граждане должны

зарабатывать сами. При этом предполагается перераспределение социальных

расходов в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном

сокращении социальных трансфертов обеспеченным семьям. Такой социальный

маневр, по идее, должен был бы снять с государства избыточную социальную

нагрузку, обеспечить возможность снижения налогов и создать импульс

экономического роста.

В действительности данный вариант эффективен только в условиях

устойчивого экономического роста и при наличии сложившегося массового

среднего класса. В настоящее же время данная линия приведет лишь к

дальнейшему отчуждению значительной части традиционалистски ориентированных

социальных групп от государства, что неизбежно выльется в снижение

легитимности и ослабление государственной власти.

В целом ни один из этих двух вариантов не может служить основой для

укрепления российской государственности и преодоления системного социально-

экономического кризиса. Социальная консолидация, рассматриваемая как фактор

укрепления государственности, означает решение ряда взаимосвязанных задач.

Это:

. налаживание механизма партнерства между основными социальными

группами;

. формирование на основе такого партнерства нормативных рамок поведения

групп и механизмов ответственности за нарушение норм;

. расширение базы социальной поддержки власти на базе ее реальной

ответственности за достижение социально значимых целей (рост уровня

жизни, безопасность).

Проблема, однако, состоит в том, что в условиях отсутствия массового

среднего класса консолидация расколотого общества может быть обеспечена не

иначе, как при опосредующей роли самого государства. Для того, чтобы

параллельно запустить взаимообусловленные процессы социальной консолидации

и укрепления государства, необходимы следующие условия:

. выбор такой стратегической цели развития страны, которая обладает

консолидирующим потенциалом и способна объединить усилия различных

социальных групп;

. формирование механизма «социального контракта» между государством

(властью), бизнесом и обществом — механизма, на котором, в частности,

должны базироваться институты легитимности государства и

собственности;

. создание новой системы социального порядка, регулирующей поведение

основных социальных субъектов в контексте реализации стратегических

целей государства.

Реальная цель развития государства, обладающая мощным консолидирующим

потенциалом, триедина: повышение уровня жизни, безопасность и достойная

жизнь граждан России. Именно так сформулирована в седьмой статье

Конституции России задача государства. Следовательно, критерием его

развития должен стать уровень организации, подготовки и использования всех

его сил и ресурсов для достижения этих целей.

Механизм «социального контракта», консолидирующего государство, бизнес

и общество вокруг главной и корреспондирующих с ней целей, принципиально

выглядит следующим образом:

. по отношению к обществу государство берет на себя осознанную

ответственность за повышение уровня жизни, обеспечение социальных

гарантий и безопасности, получая взамен легитимность власти и

общественную поддержку;

. по отношению к бизнесу государство обеспечивает гарантии прав

собственности, благоприятный предпринимательский климат, поддержку

бизнеса во внешнем мире, получая взамен поддержку со стороны

национального капитала, строгое соблюдение установленных государством

норм и правил;

. баланс между обществом и капиталом строится по принципу: социально

ответственное поведение бизнеса в обмен на общественную поддержку его

интересов, целей и действий.

Создание новой системы социального порядка основано на том, что

обеспечение благополучия и достойной жизни не может быть делом только

власти, тем более одного из ее уровней. Эта стратегическая цель требует

согласования интересов и скоординированных действий федерального центра,

субъектов Российской Федерации и бизнеса (крупных корпораций). Создание

правового механизма такого согласования является основой стратегии развития

социального государства.

Формирование практически работающего правового, политического и

хозяйственного механизма ответственности власти и основных субъектов

экономики за достижение согласованных параметров уровня жизни позволит, с

одной стороны, строго разграничить обязательства и сферы ответственности

федерального центра, субъектов Российской Федерации, органов местного

самоуправления, бизнеса и домохозяйств за повышение благосостояния и

решение социальных задач, а с другой, — наладить постоянный диалог главных

участников экономических процессов в самых разнообразных формах.

Успешность стратегии развития государства по принципу «благосостояние

для большинства» будет определяться динамикой формирования массового

среднего класса. Он должен охватить минимум 50—55% населения одновременно

со снижением доли граждан с доходами ниже прожиточного минимума до 10—15%.

Государство просто не сможет длительное время соединять полярные сегменты

расколотого общества, если не начнется ускоренное становление его

естественной социальной опоры — массового слоя людей со средним достатком.

Формирование среднего класса придаст необходимую устойчивость всей

социальной конструкции и послужит основой для преодоления наиболее

негативных последствий социального раскола.

Становление среднего класса предполагает формирование новой модели

потребления с опорой на российский стандарт благосостояния, отвечающий

потребительским ориентирам данной социальной группы. Речь идет не о

«потребительском минимуме», а о нормативах потребления, которые

соответствуют достойному уровню жизни, достижимы для основной массы

российских граждан и потому являются стимулами экономической (трудовой и

предпринимательской) активности. Такой стандарт благосостояния включает:

качественное жилье, «второе жилище», высокую обеспеченность товарами

длительного пользования, автомобиль, доступность качественных услуг

здравоохранения и образования, и др. Реализация стратегии «благосостояние

для большинства» предполагает, что российский стандарт (экономические и

социальные условия его реализации именно как массового стандарта) призван

лечь в основу долгосрочного экономического развития.

Реформирование социальной сферы, осуществляемое в рамках стратегии

«благосостояние для большинства», должно исходить из следующих общих

принципов:

. недопустимости снижения уровня жизни массовых групп населения ни на

каком этапе;

. обеспечения всеобщей доступности социальных благ, прежде всего

качественного медицинского обслуживания и образования;

. усиления адресности социальной поддержки в части социальных пособий и

других денежных выплат населению;

. постепенности перехода на принцип платности социальных услуг и

ликвидации системы перекрестного субсидирования — строго в

соответствии с увеличением реальных доходов граждан, оплаты труда

занятых в бюджетной сфере и социальных выплат.

Согласно расчетам, реализация условий формирования массового среднего

класса предполагает, что уровень потребления должен возрасти по сравнению с

сегодняшним в 1,7—1,8 раза. Отсюда ряд конкретных задач, которые предстоит

решить в течение 2000—2010 гг.:

. добиться поступательного повышения реальных доходов граждан страны не

менее чем на 75%;

. резко снизить масштабы бедности, уменьшив втрое численность населения

с доходами ниже прожиточного минимума;

. увеличить к 2003 г. средний размер начисленных пенсий до уровня

прожиточного минимума;

. обеспечить поддержку и развитие социальных институтов, определяющих

качество «человеческого капитала» (образования, здравоохранения,

культуры). Расходы из бюджетов всех уровней на социальную сферу в

реальном выражении должны увеличиться по сравнению с 2000 г. не менее,

чем на 60%.

Необходимость решения данных социальных задач параллельно с

обеспечением достаточного уровня национальной безопасности задает предельно

жесткие требования к экономическому росту. Его граница оказывается довольно

высокой — не ниже 5—6% в среднем за год. Кроме того, в перспективе

среднегодовые темпы роста производства первичных ресурсов не превысят 2—4%,

а это означает, что повышение эффективности их использования должно

составлять не менее 2—3% в год. В такой ситуации ключевое звено обеспечения

экономического роста (а следовательно, и всей стратегии реализации главной

цели развития социального государства) в ближайшие десять лет —

инвестиционный прорыв. Он имеет несколько критически необходимых

компонент:

. форсированный рост капиталовложений, объем которых должен хотя бы

удвоиться в предстоящее десятилетие, т.е. увеличиваться со средним

темпом не ниже 8—9% в год;

. структурный инвестиционный маневр в пользу секторов, способных

обеспечить конкурентоспособность российской экономики в мировом

хозяйстве;

. инвестиционная поддержка ряда ключевых секторов, не обладающих в целом

должным инвестиционным потенциалом (в частности, сельского хозяйства и

электроэнергетики);

. инновационное наполнение инвестиций (в противном случае инвестиционный

рост будет способствовать воспроизводству устаревших технологий и

консервировать экономическую отсталость страны).

При этом, чтобы инвестиции стали действительно значимым фактором

конечного спроса и «локомотивом роста», в их материальном обеспечении

существенную роль должно играть отечественное машиностроение. Это

предполагает, в частности, его ускоренную модернизацию на основе как

имеющегося инновационного и технологического потенциала, так и импорта.

Необходимо подчеркнуть, что лишь модель экономического роста,

ориентированная на рост благосостояния большинства населения, сможет

реально снять социально-экономический кризис, острота которого сегодня

маскируется конъюнктурной волной оживления производства. Если же в

экономической политике ставка будет сделана на «рост ради роста»,

обострение социальной обстановки в стране способно похоронить и рост

производства, и само государство.

3.2 Концепция развития

3.1. Экономика роста

Достижение стратегических целей развития России в среднесрочной

перспективе возможно лишь при условии воссоздания экономики роста. При этом

чрезвычайно важны не только количественные, но и качественные

характеристики экономической динамики.

Позитивное будущее России может быть основано только на опережающем

развитии перерабатывающих отраслей промышленности. Именно их динамика

определяет, с одной стороны, уровень инвестиционной активности и

технологического обновления производства, а с другой, — динамику и

структуру потребления населения. Потребительские стандарты в свою очередь

определяют формирование и воспроизводство трудовых мотиваций, а

следовательно, и возможный вклад социальных факторов в повышение

эффективности производства.

Развитие отечественной обрабатывающей промышленности и строительства

способно обеспечить кардинальное повышение качества жизни россиян, создать

потенциал позитивного изменения условий проживания на основе масштабного

предложения доступного жилья, дальнейшей эффективной автомобилизации и

опережающего развития инфраструктуры.

Первичный сектор экономики России, добывающая промышленность и особенно

экспортоориентированные отрасли, представляют собой важнейший материальный

ресурс экономического роста и поддержания уровня и динамики экспортных

доходов. Последнее особенно важно в период восстановления технологического

потенциала обрабатывающего сектора промышленности, строительства и

транспорта. Выполнение первичным сектором экономики задач материального

обеспечения экономического роста в России и поддержания в среднесрочной

перспективе положительных значений чистого экспорта также требует развития

в рамках добывающей промышленности комплексной переработки сырья,

увеличения доли конечной продукции в экспорте.

Условия возрождения экономики. Для обеспечения динамичного

экономического роста в среднесрочной перспективе необходимо выполнение

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.