реферат, рефераты скачать
 

Стратегические цели экономической политики России в современных условиях


населения по сравнению с проживающими в замыкающей десятке — до 3,3 раз

(при том, что соотношение самых богатых и самых бедных регионов с учетом

стоимости жизни составило почти 600%). Иначе говоря, усиление

дифференциации не было катастрофичным, отражая в межрегиональном аспекте

общую тенденцию стратификации общества при переходе к рынку. Однако при

этом обозначилось несколько опасных тенденций.

Во-первых, чрезмерная концентрация экономического потенциала и доходов

в небольшом количестве регионов в столь обширной стране, как Россия, грозит

в перспективе превратить большую ее часть в «экономическую пустыню». За

этим неизбежно последуют отток экономически активного населения из «зоны

пустынь» и рост бюджетных расходов на поддержание территорий экономического

бедствия.

Во-вторых, такая концентрация изменяет сам характер межрегиональных

экономических взаимодействий. Регионы, находящиеся в зоне экономического

бедствия, постепенно выпадают из системы межрегионального обмена, становясь

чистыми потребителями ресурсов и конечных продуктов. Это приводит к

появлению разрывов в рыночном пространстве и к прогрессирующей

дезинтеграции.

В-третьих, определенная несогласованность политики в рамках субъектов

Федерации усиливает межрегиональную дифференциацию. Результативность этой

политики различна. В одних регионах политика администраций по снижению

инвестиционных рисков и построению более или менее либеральной, управляемой

и устойчивой экономической среды успешнее, чем в других. Различие

результатов при изначально различных экономических и ресурсных параметрах

определило перераспределение доходов и экономического потенциала в пользу

регионов, имеющих лучшие условия для более эффективной экономической

политики. Подавление ее потенциала на уровне субъектов Федерации неразумно

и означало бы возврат к командной экономике, причем он не ограничился бы

пространственным аспектом, а неизбежно распространился на все сферы

экономической жизни. Но и консервация подобного перераспределения

противоречит задачам восстановления межрегиональной экономической

интеграции, конвергенции в пространственном аспекте, рационального освоения

и развития территорий страны, поддержания социальных стандартов.

Сама по себе политика бюджетного маневрирования недостаточно эффективна

для противостояния перераспределению, о котором идет речь. Необходимо

дополнить ее активными действиями федерального центра по реализации

приоритетов экономического роста и структурной политики в региональном

аспекте. Государство должно сосредоточиться на важнейших пространственных

приоритетах, среди которых — Север, Дальний Восток и некоторые другие

стратегически важные регионы.

Неконкурентоспособность производственно-экономических систем в ряде

регионов, особенно на Севере, Дальнем Востоке и в некоторых ареалах Сибири,

сейчас используется в качестве аргумента за ограничение их развития

задачами выборочного освоения природных ресурсов. Однако с государственной

точки зрения коммерческие аргументы не могут быть признаны достаточным

критерием политики в отношении этих регионов. Единственным веским доводом с

точки зрения общенациональной стратегии является необходимость поддержания

эффективной комплексности социального и экономического прогресса в регионах

для сохранения единства экономического пространства, социального

гарантирования и свободы выбора мест проживания, обеспечения

геополитических и военно-стратегических позиций России.

Только регулируемый рынок является эффективным механизмом такого

распределения мобильных ресурсов между разными частями страны, при котором

достигается максимум макроэкономических результатов при сохранении

необходимого баланса (недопущении чрезмерных различий) между всеми

регионами и социально-территориальными общностями. Следовательно, основной

задачей государственной региональной политики является, с одной стороны,

снятие искусственных ограничений на мобильность ресурсов, а с другой, —

создание специального механизма, позволяющего сдерживать рост межрайонных

различий.

Отсутствие госрегулирования приводит и будет приводить к искажению

региональной структуры национальной экономики.

Во-первых, известно, что рынок в условиях глобализации дает максимум

макроэкономического результата только для национальной экономики в целом, а

отнюдь не для каждого регионального хозяйства. Более того, некоторые

региональные экономики (особенно периферийные или расположенные в зонах с

суровым климатом) могут терять от участия в «открытом конкурсе» очень

много. Это не создавало бы особых проблем, если бы излишки рабочей силы из

таких регионов были способны свободно перемещаться в западные и южные

районы. Однако рынки труда либерализируются гораздо медленнее рынков

капитала.

Во-вторых, возникший в последние десятилетия мощный контур кругооборота

финансового капитала, фактически обособившегося от реального сектора, при

отсутствии соответствующих ограничений и контролируемых приоритетов,

обеспечиваемых госрегулированием, вполне в состоянии заблокировать любые

усилия по оптимизации региональной структуры экономики, имея в виду

соображения общественной пользы и государственной значимости.

В-третьих, огромное расстояние между западными и восточными районами

России и дороговизна наземной транспортировки сырьевых грузов усиливают

опасность «врастания» отдельных частей нашей страны в разные сегменты

мирового рынка, что чревато еще большим ослаблением внутренних связей.

Такое «врастание» даже неизбежно, если экономика страны и дальше будет

развиваться по «сырьевому сценарию».

Все это диктует необходимость проведения специальной политики

формирования эффективной региональной структуры экономики. Основным

признаком такой структуры мы считаем сочетание определенной экономической

самодостаточности (кадровой, финансовой, управленческой) на уровне крупных

регионов России с налаживанием их интенсивного взаимодействия.

3.3 Основные элементы экономической политики

4.1. Укрепление рыночных основ экономики

Институциональные реформы конца 80-х — начала 90-х годов дали сугубо

отрицательные или гораздо менее значимые, чем ожидалось, положительные

результаты вследствие их непоследовательности. Рыночная экономика в России

находится на начальном этапе строительства. Отсутствуют ряд важнейших

рынков, рыночных институтов и инструментов, необходимое их правовое и

информационное обеспечение. В режиме «естественного» функционирования рынки

не способны обеспечить эффективное расширенное воспроизводство сопряженных

с ними секторов российской экономики.

Госрегулирование было ориентировано преимущественно на создание и

реконструкцию сферы обращения и финансов и не выработало еще механизмов

координации отраслевых и региональных стратегий, не говоря уж об отсутствии

конструктивных стратегий общеэкономического уровня. Между тем отсутствие

консолидирующих стратегических целей и ценностей дезориентирует

экономических субъектов, предопределяет разнонаправленность их стратегий и

деятельности.

Слабое развитие сферы обращения привело к тому, что более или менее

активно развивались малые и средние предприятия, но отсутствовали

институты, обеспечивающие реализацию преимуществ крупных предприятий (лишь

в последние год—два обозначились реальные процессы вертикальной интеграции

в обрабатывающей промышленности). Разрушены сложные кооперационные сети, а

сохранившиеся поддерживаются с повышенной нагрузкой или издержками.

Социальная политика осуществлялась и сегодня осуществляется самым

нерациональным способом. Компенсация последствий всегда обходится дороже,

чем профилактика. Практически отсутствуют институты, которые бы

обеспечивали экономию затрат путем их перераспределения на профилактические

меры.

Модернизация экономики требует нового этапа институциональных

преобразований, нового подхода к их разработке и реализации. Необходимо

сместить акценты в подходе к управлению экономическими процессами. В

российских условиях недостаточно ограничиваться классическими регулирующими

воздействиями на рынки, прежде всего следует обратить внимание на качество

их функционирования.

Влияние на качество функционирования рынков распадается на две основные

составляющие:

o насыщение экономики необходимыми рыночными институтами и

инструментами;

o правовое и информационное обеспечение рынков. В первую очередь

речь идет об ускоренном формировании рынков, необходимых для

экономического роста. В России, например, практически не

работают рынки коммерческих кредитов и коммерческих долговых

обязательств, да и межбанковский кредитный рынок излишне

сегментирован и слаб для того, чтобы обеспечивать должное

перераспределение финансовых ресурсов. Опыт показывает, что без

господдержки не приходится рассчитывать на начало эффективного

функционирования указанных рынков в ближайшей перспективе.

Государство в состоянии способствовать развитию ряда институтов

(коммерческой оценки долгов, финансовой экспертизы экономических

проектов и др.) и инструментов, существование которых

существенно облегчило бы развитие соответствующих рынков.

В целом пока преждевременно говорить о курсе на дерегулирование в

экономике, что стало модным в последние годы. Сначала надо добиться

эффективного функционирования рынка и хотя бы относительной его

управляемости. Действительно полезна в этой связи дебюрократизация

государственного управления.

Целью институциональных реформ на предстоящем этапе призвано стать

создание условий для максимально возможной интеграции и кооперации в

экономике и в социальной сфере. Только на ` этой основе можно добиться

усиления согласованности и координации стратегий различных экономических

субъектов. Для этого необходимо решить ряд разнообразных задач, к числу

которых относятся следующие.

o Снижение инвестиционных, финансовых и хозяйственных рисков,

повышение надежности кооперационных связей. Сегодня низкое

качество последних приводит к завышению затрат предприятий

реального сектора на производство и сбыт продукции, к ощутимым

потерям от несвоевременности и неточности исполнения контрактных

обязательств. В результате растут цены, снижается

рентабельность. Высокие издержки в сфере обращения препятствуют

расширению кооперации и развитию обрабатывающей и (тем более

наукоемкой) промышленности. На первый план выходит проблема

выстраивания между предприятиями устойчивых технологических

цепочек.

o Поощрение процессов концентрации капитала на финансовых,

страховых и инвестиционных рынках. Нужны создание и концентрация

крупных стратегических посреднических структур для формирования

и быстрого освоения современных банковских, страховых,

коммерческих и информационных технологий, значительно снижающих

производственные издержки и издержки обращения предприятий

реального сектора экономики, задающих стандарты их качественного

обслуживания и низкие цены на эти услуги. Параллельно важно

проводить политику информационной открытости (не затрагивающей

банковской и коммерческой тайны их клиентов), поощрения надежных

банков и формирования применительно к ним системы рейтингов и

«белых списков». Укрупнение банков и выделение круга особо

надежных из них позволят перейти к формированию системы учета и

переучета векселей Центральным банком России, что, несомненно,

благотворно скажется и на системе регулирования денежного

обращения, и на развитии реального сектора, и на российском

инвестиционном климате в целом.

o Формирование и поддержание в экономике системы доверия. Условия

этого — судебная реформа, развитие гражданского законодательства

(хотя в данном направлении уже сделано немало), задействование

дифференцированной и сбалансированной системы санкций по

отношению к нарушителям договорной дисциплины, торжество

принципа неотвратимости наказания не только в уголовной сфере,

но и в сфере хозяйственного поведения. Государство обязано

укреплять систему партнерских отношений и деловой этики, причем

начав с себя. Пока именно государство слишком часто подает

пример невыполнения обязательств и в сфере бюджетных отношений,

и в смысле задолженности за госзаказы, и в области принятия

законов, заведомо не обеспеченных финансовыми ресурсами, новых

федеральных целевых программ на фоне неисполненных предыдущих, и

т.д., и т.п. По крупному счету, государству как главному

участнику российского бизнеса нужно позаботиться об улучшении

своей «кредитной истории», о формировании репутации честного

партнера, первоклассного заемщика. Стратегически это принесет

гораздо большие выгоды, чем сегодняшняя недальновидная политика

приобретения мелких выгод от неисполнения государственных

обязательств. Формирование системы доверия выгодно и

государству, и бизнесу, и населению, поскольку открывает

перспективы для развития тех сложных видов экономической

деятельности, которые зависят от развития кооперации в

обрабатывающей (в том числе в наукоемкой) промышленности и

которых пока нет в первую очередь из-за высоких издержек,

компенсирующих отсутствие механизмов поддержания партнерских

отношений.

o Разработка и осуществление стратегии развития госсектора.

Сегодня практически отсутствуют механизмы определения целей его

развития и управления им как целостным экономическим

образованием. Отсутствует и понимание того, что госсектор

российской экономики необходим не столько для решения

коммерческих задач, сколько для формирования стратегических

рынков, создания рабочих мест и расширения налогооблагаемой базы

(в том числе в смежных отраслях экономики), для поддержания

пропорций воспроизводства, и др. Нужны процедуры определения

приоритетов развития отраслей, продуктовой специализации и

согласованной маркетинговой политики госпредприятий, а на этой

основе — разработка программ госинвестирования.

Важно подчеркнуть, что государство — особый инвестор. Для него

результат осуществления инвестиционного проекта — не только и не столько

прямая прибыль от самого проекта, сколько суммарные, комплексные выигрыши

от его реализации. В этом смысле государство заинтересовано в проектах

развития инфраструктуры, в инвестициях в развитие стратегических рынков, в

комплексных инвестиционных программах. Плюсами для государства в подобных

случаях становятся косвенные эффекты — создание рабочих мест, расширение

налогооблагаемой базы, рост производства в смежных секторах экономики.

Должна быть развернута система управления деятельностью унитарных

предприятий на основе бизнес-планирования и установления финансово-

экономических показателей их деятельности, экономического мониторинга и

контроля деятельности руководителей с точки зрения выполнения бизнес-

планов. Требуются тщательная инвентаризация предприятий госсектора,

выявление масштабов и структуры их дочерних и аффилированных с ними

структур, позволяющих «уводить» государственные активы из-под госконтроля,

и решительное пресечение подобной деятельности.

o Пересмотр налогового режима как элемент стимулирования

экономического роста. Россия находится сейчас в той стадии

экономического развития, которая требует налогового поощрения

активных инвестиций в технологический потенциал почти всех сфер

бизнеса. Без интенсивного обновления технологий будут и далее не

только утрачиваться экспортный потенциал страны (в том числе в

сырьевом секторе), но и подрываться конкурентоспособность

отечественных товаров на внутреннем рынке.

o Проведение целостной и сбалансированной инвестиционной политики.

В настоящее время таковая просто отсутствует, имеется лишь набор

разрозненных соответствующих проектов, мер, идей, представлений.

Реальный подъем инвестиционной активности вряд ли возможен без

вмешательства государства, ориентированного на снижение рисков в

основных сегментах рынка инвестиций. Сегодня излишняя

ликвидность банковской системы может трансформироваться в

инвестиционные проекты реального сектора лишь при участии

государства (если это не проекты, предложенные устоявшимися

крупными финансово-промышленными группами). Поэтому предстоит

вернуться к ранее разработанным предложениям по стимулированию

инвестиций (например, по созданию фонда гарантирования

инвестиций для малого предпринимательства). Аналогичные

рекомендации могут реализовываться в рамках программ

регионального и отраслевого развития. Целесообразно также

задействовать ряд положений новой программы управления

госсобственностью (залог акций и др.).

Кроме мероприятий, прямо нацеленных на наращивание

инвестиционного потенциала российской экономики, возможны два

направления «расчистки площадки» для инвестиционной

деятельности. Необходимо создать:

. единые правила реструктуризации задолженности предприятий

(оформленные в законодательном порядке);

. прозрачный и эффективный механизм обжалования действий

представителей органов власти, оформленных ненормативными

актами, а также бездействия ее представителей.

В отношении иностранных инвестиций пора задействовать режим их

ограниченного допуска в те отрасли и производства, где укрепляются позиции

отечественных производителей, имеются хорошие перспективы для расширения

выпуска и повышения конкурентоспособности наших товаров. Формирование

режима ограниченного допуска иностранного капитала будет частично

способствовать и сокращению вывоза капитала.

o Разработка и реализация программы развития фондового рынка. В

условиях экономического роста объективно повышается

капитализация фондового рынка в части корпоративных ценных

бумаг, поскольку опережающими темпами растет их будущая

доходность и снижаются инвестиционные риски. Такой прирост

капитализации чреват новым (как в 1993—1997 гг.) появлением

множества мелких операторов рынка, тормозящим формирование

крупных концентрированных инвестиционных структур. Следствием

этого стало бы очередное относительное удорожание инвестиционных

ресурсов для реального сектора. Наоборот, стимулирование

процессов концентрации на рынке капиталов должно привести к их

постепенному удешевлению и способствовать активизации инвестиций

в материальное производство, увеличению их совокупного объема и

улучшению инвестиционного климата в целом. Кроме того, переход

от мелкодисперсных инвестиций к крупным проектам позволит

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.