реферат, рефераты скачать
 

Стратегическое планирование на примере ОАО «Крымпродмаш»


заниженному качеству результата. Цели таких руководителей, как правило,

меняются каждодневно, и их способ работы ярко демонстрирует, как не должен

реализовываться план.

Если есть уверенность, что задача хорошо изучена и достаточно Проста

для того, чтобы можно было искать ее решение умозрительно, без применения

каких-либо формальных методов планирования, но то обстоятельство

оправдывает стремление сэкономить время на Планировании и использовать его

для организации и координации. Поэтому некоторые организации могут достичь

определенного уровня успеха, не затрачивая большого труда на формальное

планирование. Более того, само планирование и сам план сами по себе не

гарантируют успеха. Тем не менее, формальное планирование Может создать ряд

ценных и существенных факторов для успеха организации.

1. Если набор работ дает решение конкретной задачи, а набор задач

отражает конечные цели управленческой деятельности, то хорошо разработанные

планы обеспечивают средства их достижения. Планирование связано с

определением того, что, кто, когда, где, как, сколько и зачем требуется для

достижения данной цели. Таким образом, оно является способом создания звена

между постановкой цели и более полным планом ее реализации.

2. Планирование позволяет оценить практические возможности достижения

целей. Оно является единственным способом формального прогнозирования

будущих проблем и возможностей.

3. Планирование облегчает поиск лучших и более эффективных путей

достижения целей организации.

4. Планирование выявляет и устанавливает зоны потенциальных проблем и

неожиданных последствий.

5. Планирование обеспечивает основы для оценки затрат и разработки

бюджетов, календарных планов и ресурсов.

6. Планирование является основой для контроля. Чтобы контроль был

эффективным, его следует тесно связать с планированием. Такая увязка

является очень существенной для обеспечения эффективности процесса

управления в целом. Эффективный количественный метод ее осуществления — это

составление графиков, расписаний и бюджета.

7. Планирование помогает определить, какие требуются рабочие

взаимодействия и взаимоотношения. Поскольку оно служит для формирования

целей, то помогает создать единство общих целей внутри организации.

8. Планирование позволяет выявить непредвиденные обстоятельства,

которые следует учитывать для достижения целей. Формальное планирование

способствует снижению риска в процессе принятия решений.

До "рыночного" периода (в Советском Союзе) традиционно сложилась

следующая система планов:

• пятилетние планы экономического и социального развития страны,

региона, отрасли и предприятия (перспективное долгосрочное планирование);

• текущие (годовые) планы экономического и социального развития

предприятия во исполнение пятилетних планов;

• оперативно-производственное планирование — дальнейшая детализация

текущего технико-экономического планирования, причем планирование шло

сверху вниз в том смысле, что все контрольные цифры "спускались" сверху. В

рыночных условиях, когда государственное, отраслевое и региональное

планирование отсутствует, внутрифирменное планирование должно

осуществляться очень тщательно и исключительно по усмотрению руководства

фирн, на их страх и риск, на основе их возможностей и субъективной оценки

рынка.

В методологии управления передовыми фирмами сформирована следующая

система планов:

• стратегическое планирование;

• тактическое планирование;

• текущее планирование;

• оперативное планирование.

Для каждого уровня должен быть разработан соответствующий план.

Как видно из рисунка, функции планирования рассредоточены по уровням

управленческой иерархии. Таким образом, внутрифирменное планирование

стратегии, тактики и управленческой политики представляется следующим

образом. Высшее, "думающее" звено в лице руководителя и его заместителей

(заместителей по отдельным функциям) планирует развитие фирмы на

перспективу, создавая долгосрочные программы. На этом концептуальном

уровне, исходя из оценки общей экономической конъюнктуры, на максимально

возможный срок (2 года и более, а при стабильной экономической ситуации и

устоявшемся положении фирмы на своем рынке — и до 10 лет) планируются

стратегические цели и управленческая политика в главных вопросах.

Реализация этих относительно долгосрочных программ передается на

следующий уровень управления — заместителям, руководителям производственных

подразделений и организаторам главных функций в масштабе всей фирмы

(финансовой, маркетинговой, МТС, НИОКР и т. д.). На этом уровне

разрабатываются краткосрочные программы реализации стратегических целей —

как правило, на каждый планируемый год (годовой план экономического и

социального развития предприятия). На следующем уровне — уровне

исполнителей — разрабатываются планы по всем разделам, вопросам с четкими

временными, объемными, ресурсными параметрами и четкими границами между

участками работ, за выполнение которых отвечают различные исполнители в

течение года, полугода или квартала.

Оперативный план детализирует задание исполнителям на месяц, неделю,

сутки по комплексам работ.

Кроме того, планы должны детализироваться по функциям управления.

Функциональный план может быть разработан на каждый комплекс задач,

комплекс работ или на комплекс работ, выполняемых одним подразделением.

Как уже было сказано, хозяйственные задачи, решаемые предприятием,

особенно крупным, достаточно сложны и комплексны. Наиболее приемлемой при

решении сложных задач является методология проектирования систем. Система —

это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из

которых вносит свой вклад в характеристику системы. В нашем случае система

определяется как совокупность объектов, принципов или факторов,

взаимосвязанных некоторым определенным образом и потому составляющих единое

целое (такое, как организация или план). В системной методологии

декомпозиция некоторого сложного объекта (системы) на его составляющие

части является основным способом, позволяющим понять сущность объекта и

познать его свойства. Осуществляя декомпозицию, необходимо учитывать

взаимозависимости между компонентами.

Структуризация — главный инструмент для решения проблем при сложной

работе на рациональной основе; она является предпосылкой, позволяющей

сделать сложность обозримой и понятной. Изучение общей картины и

исследование внутренних связей и содержания системы в присущей ей внешней

среде являются обязательными для понимания любой системы. Задача

структуризации сложного объекта такого, как совокупность знаний об

управлении предприятием или планировании деятельности предприятия) может

быть выполнена при помощи:

дедуктивного подхода (движения от общего к частному, сверху вниз) —

расчленения и группировки частей сложного объекта, начиная с рассмотрения

его как единого целого; эта процедура часто используется в системном

подходе;

индуктивного подхода (движения от частного к общему, снизу вверх) —

сбора и композиции частей (элементов или подсистем) в соответствии с их

взаимоотношениями в древовидную структуру, вершиной которой является

целостный объект. Ил этого следует, что:

1. Руководство организации должно расчленить цели на подцели, задачи,

отдельные работы и распределить имеющиеся ресурсы, финансы и время.

2. Работы выполняются людьми, использующими различные технологические

и материальные средства. Стоимость складывается не из выполнения работ, а

из использования ресурсов. Ресурсы абсорбируют стоимость в соответствии с

тем, как за них платят. Люди и некоторые механизмы имеют цену за период

времени, другие ресурсы обычно имеют цену за единицу качества.

3. Руководство организации принимает основные решения относительно

того, каким образом лучше достичь целей организации, используя имеющиеся

ресурсы и возможности, и руководят другими людьми, принимающими менее

важные решения.

4. Многие работы выполняются параллельно. Но они не могут параллельно

использовать одни и те же ресурсы (деньги): их можно потратить только один

раз. Поэтому руководители организаций планируют работы, назначают людей для

их выполнения и следят за выполнением. План или программа показывает, в

какой последовательности должны выполняться все работы, а бюджет или

прогноз стоимости является перечнем работ с ожидаемой стоимостью каждой из

них и суммами этих стоимостей.

Таким образом, для успешного решения стоящих перед организацией задач

и достижения ее целей необходимо с помощью методов управления правильно

спланировать работу людей. Планирование реализации целей организации

означает определение и представление (в виде графиков, таблиц) всех мер,

работ, необходимых для достижения целей:

• последовательности всех работ во времени и пространстве;

• взаимосвязи этих работ.

Ранее было упомянуто, что на выполнение каждой из работ затрачиваются

средства, деньги и время, и каждая работа вносит свой вклад в достижение

целей организации. План затрат средств и времени, включающий большое

количество работ и стоимостных оценок, является системой. Поэтому к

процессу планирования и анализу самого плана можно применить методологию

системного проектирования. План разрабатывается для реализации определенной

потребности (в достижении целей организации). Чтобы удовлетворить ее,

процесс планирования с применением системной методологии должен содержать

следующие этапы:

1) анализ потребностей в планировании и планах;

2) формулирование задач планирования;

3) формулирование критериев планирования;

4) выработку альтернатив;

5) проверку физической реализуемости плана;

6) проверку экономической реализуемости плана;

7) проверку финансовой реализуемости плана;

8) оптимизацию плана, оценку и выбор наилучшего решения;

9) реализацию этих решений;

10) использование обратной связи и управление.

Таким образом, в научно-методологическом плане системный подход

следует рассматривать как серию логически взаимосвязанных шагов, с помощью

которых можно использовать многочисленные методы и способы планирования

реализации целей организации.

1.3 Стратегическое планирование

Правильное определение целей является важным фактором для достижения

успеха в любой деятельности. Человеку необходимо сфокусировать свое

внимание на стоящих перед ним проблемах, правильно направить и

сконцентрировать свои усилия, и тогда достижение целей принесет

удовлетворение. Отсутствие четких целей приводит к апатии, рассеянности и

потере ориентации, за которой следуют падение внимания, расслабление,

снижение работоспособности и производительности. Все сказанное относится к

организации в целом и к исполнителям — ее членам. Им необходимо

сконцентрировать свое внимание на стоящих перед ними целях с тем, чтобы

внести максимальный вклад в успешное достижение целей организации.

В условиях рынка организация сталкивается с множеством непредсказуемых

факторов, что вызывает необходимость отказа от жесткой системы планирования

и перехода к гибкой системе ее деятельности. Реализация такого пути связана

с разработкой стратегии деятельности организации, в которой определяются

главные цели и задачи, их ресурсное и финансовое обеспечение, пути и методы

достижения целей и решения возникающих проблем.

Для успешной деятельности организация как субъект рыночных отношений

сама должна определить стратегические цели и тактические задачи,

обеспечивающие достижение задуманного. Поэтому первым и, может быть, самым

существенным решением при стратегическом планировании является выбор целей

организации.

Обусловленная причина существования и функционирования организации

называется ее миссией. Для ее осуществления вырабатываются цели, которые

служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия

управленческих решений. Значение миссии, которая формально выражена и

эффективно представлена членам организации, трудно преувеличить. Если

руководители не знают, какова основная цель их организации, то у них не

будет логической точки отсчета для выбора наилучшей альтернативы. Миссия

детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для

определения целей и стратегии на различных управленческих этапах и

организационных уровнях. В понятие миссии организации включаются следующие

аспекты:

1. Задача фирмы с точки зрения ее основных услуг или товаров, ее

основные рынки, технология и т. д.

2. Внешняя по отношению к организации среда, которая определяет ее

рабочие принципы.

3. Культура организации, рабочий и социальный климат в ней.

Например, сапожная мастерская могла бы сформулировать свою миссию

таким образом: "...незамедлительное предоставление гражданам качественных

услуг по ремонту обуви, которые соответствуют...7'.

Генри Форд, создатель и многолетний руководитель автомобильной

компании, хорошо понимающий значение прибыли, определил миссию своей

компании как предоставление людям дешевого транспорта. Он правильно

отмечал, что если "кто-то это сделает, то прибыль едва ли пройдет мимо".

Поскольку любая организация является открытой системой, она может

выжить, удовлетворяя какую-то потребность, находящуюся вне ее самой. Чтобы

заработать прибыль, необходимую для ее выживания, организация должна

следить за средой, в которой функционирует. Именно в окружающей среде

руководители организации должны найти общую цель, чтобы сформулировать ее

миссию. Руководство должно ответить на два вопроса: "Кто наши клиенты?" и

"Какие потребности наших клиентов надо удовлетворить?". Выбор узкой миссии

организации (такой, как прибыль, доход, объем продукции) ограничивает

возможность руководства изучать допустимые альтернативы при принятии

решения. В результате могут быть не учтены ключевые факторы, и последующие

решения могут привести к низкой эффективности организации. Следует

отметить, что на формулировку миссии и выбор стратегических целей

накладывают отпечаток ценности, которых придерживается руководство, и его

цели. Цели — это конкретное состояние или желаемый результат, к которому

стремится организация. Ценности формируются опытом, образованием и

социально-экономическим фоном. Они направляют и ориентируют руководителя,

когда он сталкивается с необходимостью принятия критических решений.

Известный исследователь в области управления И. Ансон утверждает, что

стратегическое поведение четко находится под влиянием ценностей, что

"...поведение не является свободным от воздействия ценностных ориентации;

как индивиды, так и организации отдают предпочтение определенным типам

стратегического поведения. Они выражают такое предпочтение, следуя

определенной линии поведения, даже если это означает потери с точки зрения

результатов".

1.4 Задачи стратегического планирования и этапы разработки

стратегического плана на предприятии.

Процесс планирования охватывает не только определение контрольных цифр

социально-экономического развития предприятия в текущем плановом периоде,

но и тесная их увязка со стратегически перспективной концепцией развития

экономики народного хозяйства страны.

Стратегический план (концепция) позволяет определить реальные

возможности развития с учетом ресурсных ограничений, выявить количественные

и качественные последствия, что особенно важно в условиях функционирования

рыночной экономики. В его основе лежит совокупная информация о возможных

оптимальных вариантах развития науки и техники, экономики и культуры,

затратах ресурсов, требуемых сроках окончания основных этапов работ и

состав участников, разрабатывающих стратегический план. Все это сделать

невозможно без концептуальной проработки будущего развития экономики, без

широкого проведения предплановых исследований, направленных на получение

обоснованной информации об альтернативах развития народного хозяйства

страны.

Планирование является эффективным, если решения по важным вопросам

экономики принимаются с учетом стратегии ее развития на перспективу. В

условиях рыночной экономики необходимо соблюдать принцип не прерывности. Он

существенно влияет на функционирование хозяйственной системы на ближайшую и

на более длительную перспективу, "Долгосрочное планирование - это не

планирование возможных последствий решений, применяемых в настоящем".

Отсюда, принимаемые в экономической системе хозяйственные решения должны

быть системно взаимосвязаны.

Основными задачами стратегического планирования являются:

1) определение необходимых политических решений;

2) оценка будущего состояния экономики и потребности в данной

продукции;

3) оценка необходимых производственных мощностей в будущем;

4) предварительная оценка размера возможных капитальных вложений.

Стратегическое планирование включает в себя долгосрочные,

среднесрочные и текущие планы.

Долгосрочные планы разрабатываются на период от 5 до 15 и болт лет,

среднесрочные - от 2 до 5 лет, и текущие - на 1 год.

В среднесрочном плане показатели даются более детально с учетом |

выбора средств, необходимых для выполнения поставленных в долгосрочном

плане задач. Он является более конкретным и детализированным. Как правило,

среднесрочный план связан с реализацией в рамках долгосрочного плана

конкретных комплексных программ.

В долгосрочном плане определяется стратегия развития предприятия, и

содержаться решения относительно сфер деятельности и выбора направления

деятельности. Среднесрочный план отражает использование и распределение

имеющихся ресурсов для достижения поставленных целей. Стратегический план

обосновывается количественными показателями и соответствующими расчетами.

В его основе лежит прогноз социально-экономических процессов, которые

можно разделить на прогноз внешней среды и прогноз внутренней деятельности

предприятия. Так как любое предприятие является элементом системы рынка, то

при разработке стратегического плана необходимо определить перспективы

развития экономики страны и отдельных регионов, Следовательно,

перспективное планирование социально-экономического развития предприятия

невозможно без народнохозяйственного прогноза. Для предприятия в первую

очередь необходима долгосрочная программа совершенствования хозяйственного

механизма, формирующаяся в центральных органах страны.

Эффективная хозяйственная политика государства создает через

государственный бюджет, прогрессивную налоговую политику и др. нормальные

условия для деятельности предприятий, способствует их интеграции. Отсюда,

устойчивый хозяйственный механизм является основной базой, определяющей

возможность и жизнеспособность стратегического планирования в условиях

рынка. Рыночная инфраструктура в форме прогнозов внешней среды представляет

предприятию информацию о возможных изменениях коньюктуры рынка, реальности

"технологических прорывов", позиции конкурентов на рынке, возможных

изменениях цен на сырье и комплектующие изделия и др.

Если рассматривать соотношения народнохозяйственного прогнозирования и

стратегического планирования на предприятии, то стратегические планы

предприятий должны рассматриваться центральными органами как основа для

выработки и уточнения народнохозяйственных прогнозов. Это позволит оценить

реальность прогноза относительно динамики и эффективности будущего

производства и потребления, их структурных изменений, стабильности и

пропорциональности экономики страны в целом.

Особенностью взаимоотношений предприятий и территории (региона),

которую необходимо учитывать при прогнозировании, является развитие

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.