реферат, рефераты скачать
 

Стратегическое планирование


технологическому прогрессу отрасли или, что еще лучше,– лидировать в нем,

она теряет свои потенциальные преимуществ в конкурентной борьбе и,

возможно, может просто проиграть своим соперникам.

Технологические изменения влияют на функционирование производственной

системы и в других направлениях. В соответствии с изменениями в технологии

изменяется численность и качественный состав рабочей силы.

Экономическая среда. Подобно всем другим разновидностям сред

экономическая среда не находится в состоянии покоя и усиливает свое влияние

на сферу производства из–за своих динамических изменений, которые могут

иметь как негативные, так и положительные последствия для оперирующих в

этой среде фирм.

Часть экономической среды была отнесена нами к микросреде. Фирмы вместе

с теми силами микросреды, которые активно и наиболее часто вступают в

контакт и влияют на функционирование микросреды фирмы. С точки зрения

микроэкономики как части общей теории экономики, силы микросреды, должны

быть также (в дополнение к вышесказанному) проанализированы в рыночной

среде, которая характеризуется разными видами рыночных структур

Рассмотрим влияние экономической среды на деятельность производственной

системы, с точки зрения макроуровня. Традиционными категориями

макроэкономики являются: уровень занятости, платежный баланс, темп

экономического роста. Мы не будем, конечно, освещать эти вопросы в полном

объеме; посмотрим, как они влияют на деятельность фирм, и как фирмы могут

приспособить свою деятельность к состоянию и изменениям этой внешней по

отношению к ним среды.

Предлагаем читателю проанализировать четыре основных аспекта макросреды,

которые представляются наиболее важными для определения поведения фирмы:

уровень занятости, инфляция, налоговые условия бизнеса и экономический

рост.

Уровень занятости. На первый взгляд, наличие безработицы предполагает

богатый рынок рабочей силы в виду ее потенциальной доступности и низкой

цены предложения. Кроме того, превышение предложения рабочей силы над

спросом со стороны фирм ведет к ослаблению профсоюзной борьбы за повышение

оплаты и улучшение условий труда. С этой точки зрения среда бизнеса даже

имеет какие-то выгоды от наличия безработицы. Однако, нельзя забывать, что

речь может идти о высоком уровне безработицы в целом, которая может

соседствовать со структурным и региональным дефицитом рабочей силы.

Безработица имеет негативное влияние на производственные организации в

первую очередь с точки зрения спроса на товары и услуги: чем выше

безработица, тем ниже спрос и тем больше проблем с продажей продукта.

Правда, не нужно забывать, что сколь не была бы болезненна эта проблема,

она не затрагивает, обычно, большинство населения и не мешает ему

поддерживать свой уровень жизни. Эта проблема может быть более актуальна

для того бизнеса, который занимается производством товаров массового

потребления, работает на «краях» спроса и для низкодоходной части

населения. Не упустим из вида также, что все вышеизложенное было сказано

для развитых рыночных экономик, но возможны ситуации массовой безработицы и

активного «усыхания» проса, когда общеэкономическая проблема становится

проблемой, каждой экономической единицы. Все это является предметом для

размышления для фирм в условиях прогрессирующий безработицы.

Интересным также является спектры мер, которые могут быть приняты на

макроэкономическом уровне для снижения темпов безработицы, или ее

номинального уровня, поскольку эти меры могу непосредственным образом

коснуться предприятия (например, это могут быть льготы, снятие ограничений,

ослабление налогового бремени, ослабление торговых регулирующих мер и

т.д.).

Инфляция. Инфляция имеет три причины-источника: 1) излишек спроса в

условиях полной занятости (спросовый толчок), 2) избыточный денежный спрос

(денежная инфляция), 3) монопольное повышение цен и заработной платы

(инфляция издержек). Инфляция, кроме ее среднего типа, считается

нежелательным явлением для экономики. Поскольку одни группы общества имеют

выгоды (например, должники) в то время как, другие терпят убытки (например,

вкладчики, кредиторы), инфляция влияет на покупательские возможности.

Например, если потребители теряют свой реальный доход, сфера бизнеса несет

соответствующие убытки. Если инфляция больше связана с издержками, чем с

ценами, это может печально отразиться на валовой (маржинальной прибыли).

Напротив, инфляция связанная с избыточным спросом, ведет к расширению

прибыльных границ.

Одним из неприятных последствий инфляции для бизнеса является тот факт,

что она усложняет процесс перспективного планирования. Принятие

инвестиционных проектов, финансовое планирование будущих расходов

усложняется неопределенностью насчет будущих цен. Замена оборудования

усложняется возрастающими издержками на замену.

Абсолютное большинство экономистов считают, что сдерживание или

уменьшение существующей, инфляции посильно государству. успехи последнего

зависят от точки зрения государства (правительства) на причину инфляции и

спектр необходимых мер. Обычно техника борьбы с инфляцией является

болезненной для всех экономических единиц, и в том числе для бизнеса. Это

может выразиться в уменьшении доходов, возрастании налогового бремени,

росте ставки процента, падении продаж, «усыхании» инвестиционного процесса

и т.д.

Налогообложение. Производственные организации испытывают влияние со

стороны налогообложения, в следующих направлениях: 1) уменьшение

распределяемой части прибыли для инвестирования и распределения между

акционерами 2) уменьшение расположенности и возможность для роста, 3) рост

цен на продукцию, сопровождающийся падением спроса, 4) уменьшение

потребительского располагаемого дохода и, соответственно, потребительских

расходов.

Уменьшение прямых налогов и особенно налогов на прибыль корпораций

действительно повышает желание и возможности фирм реинвестировать прибыль,

увеличение налогов на компании увеличивает их издержки, рост налогов на

доходы ослабляет спрос. В обоих случаях усиление налогового бремени ведет к

усилению конкурентной борьбы за выживание.

Местные налоговые льготы или уменьшенные тарифы могут влиять на

дислокацию определенных отраслей промышленности, ускоренное развитие важных

для этих регионов, отраслей и т.д.

Непрямые налоги, как например, налог на добавленную стоимость,

устанавливается процентом от стоимости товара или от физической меры.

Эффект от обоих видов выражается в росте цен. Таким образом, налоговое

бремя перекладывается на плечи потребителей.

Существование целого ряда других непрямых налогов ставит предприятие в

определенные ограничивающие рамки, увеличивает сложности текущего бизнеса и

ухудшает перспективы его развития.

Экономический рост. Экономический рост является одной из обычных целей

правительств, несмотря на кажущиеся более очевидными цели уменьшения или

сдерживания инфляции, и (или) корректировки, платежного баланса.

Экономический рост, необходимость которого не оспаривается никем,

предполагает рост национального продукта на душу населения и,

соответственно, достижение более высокого уровня жизни для всех. Причем это

достигается не за счет перераспределения доходов, что не всегда всем

понятно.

Экономический рост приносит определенные выгоды частному сектору

экономики. Во–первых, конечно, это – новые рыночные альтернативы в

расширяющейся экономике, которые провоцируют появление новых фирм и

расширение уже существующих. Однако, эти новые альтернативы не означают

упрощения или смягчения рынка. В динамичной экономике рынок постоянно

меняется и предпринимательская среда всегда должна чутко улавливать эти

изменения и реагировать на них соответствующим образом.

Экономический рост сопровождается экстернальными издержками (загрязнение

природной среды, например), поэтому частный сектор должен учитывать желание

общества в целом и, в частности, нести некоторые дополнительные издержки,

связанные с экономическим ростом.

Итак, несмотря на все недостатки приведенной выше классификации и

описания внутренней и внешней среды предприятия (макро- и микросреды),

экономическая наука дает аналитический аппарат, с помощью которого

представляется возможным понять, проанализировать и принять на вооружение

множество фактов и событий на реальном рынке на микро- и макроуровне.

Производственный профиль (миссия) фирмы.

Предложенный читателю подход к описанию и анализу макро- и микросреды

фирмы позволяет определить этот спектр параметров производственной системы,

который формирует предназначение фирмы и ее генеральные цели, то есть

миссию (производственный профиль).

Свое предназначение фирма формулирует в условиях определенного состава,

структуры и состояния внешней среды, определяющих систему возможностей

фирмы по удовлетворению определенных потребностей потребителей. Внешняя

среда, включая микро- и макроуровень, формирует вполне определенную систему

ресурсов, которыми может располагать предприятие для выполнения своей

миссии. Например, приватизированная компания по обеспечению водой частных

потребителей должна поставлять на этот рынок чистую, соответствующую

стандарту, определенного напора, воду в достаточном количестве и

бесперебойно. Для этого она должна быть уверена, что располагаемые или

доступные ресурсы достаточны во всех смыслах. Эти ресурсы, в свою очередь,

определяют структуру производства, технологический профиль, кадровый и

квалификационный состав, а также долгосрочные намерения фирмы по выживанию

и совершенствованию в условиях, диктуемых рынком.

Успех фирмы зависит от умения тщательно анализировать рынок и от того,

какую собственно позицию заняла фирма, стратегически продуманную и наиболее

правильно определяющую место, время, товар и его цену.

Существует традиционное мнение, что принятие решений и выбор линии

поведения фирмы практически всегда определяется конкуренцией и рыночными

условиями. Производственные предприятия действуют в соответствии с

конкурентными обстоятельствами и условиями

«спроса–предложения» рынка, то есть теми силами, которые находятся вне

власти фирмы. Поэтому, в основном, в экономической литературе в фокусе

стоит не фирма как таковая, а рынки, в которых действует или с которыми

взаимодействует фирма.

Традиционная теория предпринимательства (бизнеса), наоборот, смотрит на

рынки и силы конкуренции как на условия, ограничивающие деятельность фирмы.

Сегодняшние и будущие рыночные условия истолковываются как обстоятельства,

создающие альтернативу (или угрозу) для бизнеса. Однако не следует видеть в

рынке и экономических силах абсолютный детерминант того, что представляет

собой бизнес каждой отдельной фирмы, и как она старается завоевать свою

клиентуру. Стратегия фирмы в борьбе за «рыночное место» применяется внутри

ее сферы влияния, считается, что она применима в пределах возможности фирмы

представить последствия (результаты) от хорошо задуманной стратегии в

отношении своего места на рынке. Действительно, мощными бизнес-стратегиями

являются те, которые обладают потенциальными возможностями генерировать

серьезное воздёйствие на рынки покупателей, конкурентов и на направление

развития отрасли.

Понимание того, как фирма формирует свою природу и направления

собственной деятельности – что видно из принимаемых стратегий – важно с

нескольких точек зрения. Для начала отметим, что стратегический курс фирмы

есть, собственно продукт внешних рыночных альтернатив (или ограничений) и

внутренних факторов: ресурсов, квалификации, управленческих преимуществ.

Множество факторов влияет на выбор стратегии, потребительские вкусы,

предпочтения, покупательские привычки, технологические изменения,

конкурентные воздействия потребности в инвестициях, соответствующие

прибыльные ожидания, финансовые возможности (или условия) фирмы, оценка

квалификационных и управленческих качеств в смысле их достаточности для

достижения успеха на рынке, диверсификация, персональный состав

управленческого звена и его целеустремленность, государственные акты

регулирования, обязательства фирмы перед сегментом общества или держателями

акций, а так же социальные, политические и культурные условия,

ограничивающие или расширяющие спектр действия фирмы.

Во-вторых, стратегия фирмы имеет определяющее значение для позиций фирмы,

рыночного поведения и сферы интересов бизнеса. Например, некоторые фирмы

являются, (или хотят быть) технологическими лидерами, в то время как другим

остается следовать за лидером. Одни фирмы агрессивны по природе, другие

консервативны и избирают стратегии, не предусматривающие риска. Одни

уделяют внимание качеству и сервису, другие предпочитают низкие цены и

низкодоходный край рынка. Одни фирмы сами по себе являются сателлитными по

отношению к другим, специализируясь на доведении до конечного потребителя

массовых изделий других фирм. Примерами могут служить .автомобильные

диллеры, оптовые дистрибьюторы и сети розничных магазинов. Другие фирмы

являются обеспечивающими сателлитами и строят свой бизнес на обеспечении

одного или большего числа предприятий сырьем, материалами, комплектующими

или промежуточными изделиями. Ряд фирм строят свои стратегии на обеспечении

ниши на границе рынка из-за давления известных, обладающих именем фирм.

Одни фирмы занимаются простым (односложным) бизнесом, в то время как другие

стремятся к интенсивной диверсификации.

В-третьих, стратегия —это основа для таких важных типов принятия решений

в бизнесе, как например, (1) выбор среди нескольких потребительских групп и

отдельных потребителей для удовлетворения их потребностей, (2) выбор

наиболее эффективных с точки зрения ресурсов и издержек технологий и

производственных процессов, (3) определение оптимальных объемов

производства и местоположения предприятий, (4) попытки достичь вершины в

конкурентной борьбе и добыть прибыльную рыночную долю, и (5) уловить и

выгодно использовать новые рыночные альтернативы и изменяющиеся условия

«спроса-предложения».

Все вышеперечисленное позволяет сказать, что обстоятельство, является ли

фирма преуспевающей или терпит неудачи, частично зависит от широты и

значительности ее стратегии, а не всецело от экономического положения

(места) на рынке. Фирмы известные своими управленческими успехами всегда

ищут возможности влияния на рынки с помощью своего продукта, альтернативных

стратегий, направленных на получение конкретных преимуществ. Действительно,

подавляющая часть хорошо сгенерированных стратегий связана с вопросами, как

«инициировать» и «влиять», а не «соответствовать» и «реагировать» на

имеющие место изменения в цепочке «товар-потребитель», а также

технологические и экономические перемены.

Серьезным тестом хорошей стратегии на самом деле является степень, в

которой стратегия фирмы:

– улучшает возможности фирмы успешно конкурировать на своем месте на

рынке;

– улучшает возможности фирмы добиваться конкурентных преимуществ;

– позволяет получать сверхприбыль.

Добавим к этому, что понимание сложных взаимодействий между стратегией

фирмы и экономическими силами на рынке позволяет оценить эффективность, с

которой система конкурирующих частных предприятий обеспечивает

благосостояния потребителей в целом.

Основные понятия

Микросреда фирмы.

Макросреда фирмы.

Потребитель.

Роль государства в экономике.

Миссия фирмы.

Производственный профиль фирмы.

Уровень занятости.

Инфляция.

Налогообложение

Экономический рост

Раздел 2

Конкурентоспособность фирмы

ГЛАВЫ:

1 |Конкуренция: понятие, виды, политика | | |2 |Основные теории

конкурентного преимущества | | |3 |Конкурентный статус фирмы | | |

Глава 3. Конкуренция: понятие,

виды, политика

3.1. Конкуренция и рыночная структура

Пожалуй, нет другой такой экономической категории как конкуренция.

Однако сам термин «конкуренция» часто понимается экономистами в различных

смыслах. Если вспомнить, какой смысл в это понятие вкладывал Адам Смит, то

это будете поведенческая категория, когда индивидуальные продавцы, и

покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки

соответственно. Франк Найт разделял конкуренцию, как ситуацию, в которой

конкурирующих единиц много и они независимы. Он также отмечал, что

конкуренция есть просто свобода индивидуалов иметь дело с теми или другими

иными индивидуалами и выбирать лучшие, с их точки зрения условия среди

предлагаемых. Йозеф Шумперт утверждал, что, по крайней мере с точки зрения

экономического роста, конкуренция представляет собой соперничество старого

с новым: новые товары, новые технологии, новые источники обеспечения

потребностей, новые типы организации. Другими словами, конкуренция

одновременно приносит очевидные преимущества в стоимости издержек

производства и качестве и это также то, что бьет не по величине прибыли или

выпуска участвующих фирм, а по жизнеспособности фирмы и ее основам.

Если говорить с точки зрения рыночной структуры, конкуренция представляет

собой ряд условий, которые ставят фирму в сложение «принимающего цену»

(price-taker). В этом смысле мы можем определить конкурентный рынок как тип

противоположный монопольной структуре. С другой стороны, конкуренция могла

бы быть определена с помощью ассоциации со словом «конкурировать»

(соревноваться, соперничать) как тип поведения фирм-соперников на данном

рынке. С этих позиций олигополию, например, как соперничество среди

нескольких и монопольную конкуренцию, как соперничество среди многих фирм

путем дифференциации продукта, можно охарактеризовать как формы

конкуренции, которые характеризуются наличием рыночного соперничества.

Однако, как известно, эти типы рыночной структуры не являются чистой

конкуренцией (см. [4]). Сделаем вывод о существующих разночтениях понятия

«конкуренция» среди современных экономистов и классиков микроэкономики и

попытаемся внести некоторую ясность в наше понимание этого вопроса.

Чистая конкуренция возникает тогда, когда многочисленные продавцы и

покупатели занимаются продажей-покупкой гомогенного продукта. На таком

рынке не существует продуктовой дифференциации, и, ввиду многочисленности

продавцов и покупателей, ни один из них, действуя независимо и в одиночку,

не может воздействовать на рыночные цены. Чистая конкуренция может быть

названа «атомистической» [14], что подчеркивает несущественность роли

отдельно оперирующих, но многочисленных. покупателей и продавцов. В

качестве примера существующей чистой конкуренции приведем финансовый рынок

и рынок сельскохозяйственной продукции в Соединенных Штатах. Более

конкретно, это рынок муки и рынок личных сбережений.

Следствием чистой конкуренций является то, что покупатели и продавцы

выступают на таком рынке «price-taker» (прайс-тэйкерами, т.е. принимающими

цену), так как они в одиночку не могут воздействовать на рыночную цену.

Последняя устанавливается силами спроса и предложения этого рынка.

Совершенная конкуренция определяются в современной микроэкономике как

чистая конкуренция с двумя дополнительными характеристиками. Первое

дополнение: абсолютная (совершенная) мобильность ресурсов внутри рынка и

отсутствие барьеров для ресурсов на вход и выход из этого рынка. Вследствие

отсутствия барьеров и «мгновенного» доступа ресурсов экономическая среда

обладает характеристикой, названной «отсутствие трения». Второе дополнение

касается обладания как покупателями, так и продавцами совершенного знания о

рынке, то есть вся информация одинаково доступна для всех и в полном

объеме. Риск и неопределенность, конечно, существуют и здесь, но, как

говорят, здесь нет секретов. В мировой экономике не существует примеров

совершенной конкуренции в чистом виде, однако можно назвать некоторые

рынки, которые весьма похожи. Вспомним, например, рынки ценных бумаг:

большое число покупателей и продавцов, информация о ценах и ценности бумаг

доступна, инвесторы имеют возможность и активно пользуются ею для перехода

от одного альтернативного вложения к другому в зависимости от происходящих

изменений на рынке.

Идеализированные характеристики рынка совершенной конкуренции являются на

самом деле весьма привлекательными и используются как некий стандарт для

оценки других форм рыночной организации. К этому следует добавить, что

черты совершенной конкуренции очевидно можно увидеть на долгосрочной

перспективе, когда ресурсы и знания о рынке обладают относительной

свободой, двигаясь, если не абсолютно свободно, то без очевидных

препятствий в соответствий с изменением рыночных цен. Далее, знание само по

себе является экономическим благом, и. фирма в условиях частой конкуренции

должна использовать знание так же эффективно, как и другие ресурсы, если

она намерена выжить в этих условиях или, точнее, выстоять в конкурентной

борьбе. На долгосрочном горизонте, стираются различия между чистой и

совершенной конкуренциями.

Эффективная конкуренция (или реальная) возникает, когда покупатели и

продавцы оперируют независимо, даже если рынок не является чисто или

совершенно конкурентным. Чтобы быть эффективной, конкурентная система

должна быть открытой и свободной, а ее участники – сравнимы, так как нельзя

назвать состязание между неравными настоящей конкуренцией. Состояние также

становится менее похожим на конкуренцию, если в ней выигрывает меньшинство,

а проигрывают многие. В этом случае, результатом будет монополия,

препятствующая эффективной конкуренции. Как известно, нерегулируемая

монополия менее привлекательна с точки зрения общества, чем любая из форм

конкуренции, имея ввиду ее последствия. Обсуждение проблем монопольной

организации рынка выходит за рамки данной работы, поэтому ограничимся лишь

сделанным обзором трех типов конкуренции и выводом, что цели

антимонопольной деятельности в странах рыночной экономики состоят не

столько в борьбе с монополией, сколько в поддержании эффективной

конкуренции для стимулирования экономической эффективности национальных

экономик.

3.2. Модель пяти сил конкуренции.

Основные положения.

Несмотря на то, что каждый рынок имеет свои уникальные особенности, все же

есть нечто общее в том, как осуществляется конкуренция на разных рынках, и

этого вполне достаточно, чтобы сказать, что суть конкуренции может быть

выражена единой аналитической концепцией, используемой для выявлений

природы и оценки интенсивности конкуренций.

Согласно исследованиям известного английского ученого, авторитета в области

конкуренции, М.Е. Портера состояние конкуренции на определенном рынке можно

охарактеризовать пятью конкурентными силами (см. схему 3.1.):

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.