реферат, рефераты скачать
 

Теория социального менеджмента


Теория социального менеджмента

Бабичев Николай Петрович

Предпосылки возникновения и осн этапы теории и практики СУ.

3 вида систем:

- технические

- биологические

- социальные

Соц система самая сложная, в ней присутствует человек. Развитие

человеческого общества – предпосылка для возникновения науки управления.

Разделение труда – это специализация.

Этапы развития науки управления:

1. Административная школа (школа науки управления) Тейлор. НОТ. Форд:

изобрел конвейер. В основе развития чел общества лежат потребности.

2. Школа чел-ских отношений. Мейо.

3. Поведенческое направление в теории управления (Маслоу…)

4. Количественная школа.

5. С т.зр. системного подхода все объекты можно рассматривать как систему.

Качество системы больше суммы качеств элементов системы. Это

синергический эффект.

6. Ситуационный.

Упр-е д. осущ-ся на основе понимания объективных экономических законов.

Содержание, особенности и виды ТСУ.

СУ как наука специально не изучает эконом, юрид., полит. и др. стороны упр-

я.

Предмет ТСУ – теория и методология их вз\действия, основанные на системной

связи всех общественных явлений в процессе их вз\действия и вз\влияния.

В ТСУ исследуются:

- осн понятия

- законы

- принципы

- методы вз\действия разных соц систем, сохранения их целостности, создания

новых соц образований на основан целесообразности и совокупного

интеллекта, кот присущ общ-ву на данном истор этапе.

Задача ТСУ – обеспечение целостного представления о вз\действии сложных соц

систем, их стр-ре, внеш и внутр связях, саморазвитии и воздействии одной на

другую, о специф отношениях, кот складываются м\у объектом и субъектом упр-

я.

Наличие устойчивого равновесия м\у С и О упр-ских явлений одной из

важнейших закономерностей в упр-ии, кот обуславливает остальные законы и

принципы.

Нарушение равновесия м\у С и О упр-я приводит к возникновению кризисных

ситуаций.

Предмет ТСУ – исследование упр-ской дейст-ти в единстве с упр-скими

отношениями, кот складываются в процессу создания системы соц труда.

Следовательно: наука СУ не явл-ся прикладной какой-либо науке (юр., полит),

она базируется на общеметодологич принципах общественных наук (фил., эк-ка,

социология), а также на науках , кот исслед. орг-технич. и соц-технолог.

законы и принципы построения сложных систем (упр-е пр-вом, дух., культурн.

развитием, кибернетика, теория систем).

Осн метод исследования ТСУ – системный подход, системный анализ явлений

общественной жизни.

Управление не возникло бы, если всем всего хватало бы.

В узком смысле СУ – процесс воздействия на соц процессы для достижения

поставленных целей.

В широком смысле СУ – сфера д-ти людей.

Необходимость СУ обусловлена разделением труда в группах людей, в масштабах

гос-ва, а также необходимость его кооперации – совместным трудом – основа

развития чел-ского общ-ва, а упр-е – необх эл-т общего труда.

В любой группе сущ 2 вида разделения труда:

- горизонтальное

- вертикальное

Ключевое понятие управления – воздействие. Оно сущ во всех видах систем. В

соц системах оно проявляется как воздействие С на О упр-я с целью

поддержания или перевода О в желаемое состояние. Воздействие в соц системе

м.б. разным по объему, содержанию, направленности, силе, власти.

В завис-ти от этого меняется само содержание понятия «управления».

Отличие особ. СУ от др. видов упр-я – это процесс целенаправленного

воздействия.

Осн элемент управления – целеполагание. Это процесс обоснования и полагания

целей развития О. исходя из потребностей общества и возможностей его

организации. Всякое воздействие в соц системе носит сознат х-р.

Содержание СУ определяется качеством целеполагания. Источник активности в

соц системах – стимулы (внешн., внутр., позит., негат., матер., дух.,

осозн., неосозн.) поэтом создавая ту или иную систему стимулируя мы

посредством ей м. Влиять на соц процесс и управлять ими.

Сущность новой упр-ской парадигмы – повышается роль и значение творчески

активной личности в развитии, соц орг-ции , а не только формального органа

упр-я как было ранее.

Упр-е воздействие осущ-ся в процессе упр-ской д-ти. Эта д-ть объективна,

поскольку она направлена на какой-либо О. В тоже время любая деят-ть чел-ка

имеет субъективный х-р. упр-ская д-ть призвана обслуживать реализацию цели

и функции упр-я., обеспечивать подготовку и реализацию в жизнь упр-ских реш-

й.

Упр-ская д-ть – набор выработанных практикой и научным познанием способов,

средств и целесообразн поступков чел-ка в сфере упр-я.

В процессе упр-ской деят-ти субъекты, органы упр-я и чел-к в упр-ское

отношения. Их можно разделить на отношения, связанные с целеполаганием,

анализом инф-ии, постановкой целей, и орг-ей их достижения.

Упр-ское отношение – единство объективного и субъективного. Они опред-ся

особенностями соц-эк-кой системы.

Орг. отношения – необх. эл-т мех-ма упр-я имеющий свою внутр стр-ру, в

которой выделяют отношения централизма и самостоятельность, субординации,

координации и ответственности.

Они подразделяются на вертикальные и горизонтальные, формальные и

неформальные.

В процессе орг-ции отнош-й при вз\действии с людьми имеет место

специализация по опред-м предметам, содержанию, видам работ, что требует

кооперации. Формальное построение органа по подразделениям и должности

создает лишь внешне логическую схему для орг-ции деят-ти, кот д.б.

соотнесена с неформальной схемой. Только тогда упр-я работа имеет шанс на

успех. Если мы не учит-м в упр-ской деят-ти действующую упр-скую схему, эф-

ть упр-я снижается.

Система упр-я:

V управляемая

V управляющая

Каждая может рассматриваться самостоятельно. Они имеют многогранную

иерархич. стр-ру, т.к. в каждой подсистеме сущ-т свои прямые и обратные

связи, кот выступают внутр. источниками самореализации.

Кроме О и С упр-я в систему упр-я входят функции упр-я. (конкрет. напр-я

деят-ти).

Функции упр-я по своим предназначением делятся на:

- целевые (напр-ны к опред-й цели системы, кот может охватывать разн.

уровни ур-ни соц орг-ции).

Осн эл-т целеполагания – прогнозирование (предвидение) изменений, кот

будут происходить по мере развития самой системы.

- организационные.

Осн задача упр-я – организация системы упр-я, конечный рез-т ее

функционирования явл принятие и реализация упр-ского решения.

Закономерности и принципы СУ.

Законы упр-я выражают важные внутр устойчивые черты, особенности процесса

упр-я. Они носят объективный х-р и опред-т логику поведения людей, не

зависимо от них. Чем лучше мы познаем и используем требования объективных

законов, тем более действия людей приходят в соответствие с требованиями

реальной жизни.

Законы упр-я:

1. З-н необходимого разнообразия.

Разнообразие упр-щей системы д.б. не меньше разнообразия упр-мого О. Чем

сложнее О. упр-я, тем сложнее д.б. и орган упр-я.

2. З-н специализации управления.

Упр-е современными стр-ми ведет в расчленению функций, к специфич их

проявлению в конкретных усл-х, на разных ур-нях и различн направлениях.

Упр-е требует наличие высокого профессионализма в разл сферах.

3. З-н интеграции упр-я.

Объединение в упр-нии различных специализиров. действий на разных ур-нях

и направлениях упр-я в единый упр-ских процесс, кот осущ-ся в рамках

данной системы. В кач-ве интегрирующих факторов выступают цели, задачи,

интересы общества, кот требуют поддержания норм. Жизнедеят-ти соц системы

в соотв. с пост-м изменением во внешней и внутренней среде.

4. Закон экономии времени

Хар-т эф-ть управления, достижение поставленной цели с учетом наим. врем.

потерь (мат., чел., фин-х рес-в), что во многом зависит от скорости

реакции СУ на изменения в О упр-я. Это один из первейших законов. От

этого закона зависит эф-ть упр-ского реш-я.

5. Закон приоритетности соц целей.

Он определяет целеполагание в общ-ве. Цель развития общ-ва – не произв.,

не полит, не эк-ка как таковые, а пост. повышение кач-ва жизни членов

общ-ва. В наст. время в мир-м сообщ-ве получили развитие след-е

тенденции:

- формир-е соц-ориенитр-го рынка;

- построение соц гос-ва;

- соц партнерство;

осн парадигма обществ-го прогресса в наст-й момент – повышение кач-ва

жизни всех граждан.

6. Закон возрастающей субъективности и интеллектуальности в упр-ии.

Упр-е – объективно необходимое понятие (изначально) для общ-ва, поскольку

упр-е связано с отношениями собственности. Понятие упр-я и собст-ти –

неразделимые эл-ты. По мере развития науки, упр-е становиться объективно-

субъективным явлением.

7. Закон доминирования глобальной цели в развитии соц системы.

Миссия – видение необходимости сущ-я П со стороны рук-ва П. Сущность

закона: каждая соц система состоит из ряда подсистем: экон., полит.,

технологич., дух-культ., орг-ной, соц-й. Все вместе они составляют

единый организм. Но поддержание целостности этой системы возможно при

доминировании ген. цели над целями подсистемы.

В теории упр-я понятие «закономерность» обычно рассматривается как нач.

стадия формирования закона.

Закономерность развития соц упр-я приводит к появлению универсальной

закономерности (соц доктрина) – это разновидность глоб. технологии, кот.

опред-т место соц системы в геополитическом пространстве. В этом случае

она выделяет приоритеты в реализации коренных соц. интересов нации,

содержит мех-мы их реализации (экон., м\нар, культурн., экологич….). Соц

доктрина явл. основополаг. для определения стратегич-х целей соц

политики, опред-е соц ориентиров выработки любого вида политики для

выражения интересов граждан. Процесс выработки соц доктрины предполагает

анализ сложившейся соц-эк-кой ситуации, оценки прошлого истор-го опыта,

изучение внешних факторов, тенденций мирового развития. На этой основе в

соц доктрине выделяют:

1) главные нац-е интересы, соотв-е перспективы целям данной станы;

2) среди них выделяют ряд интересов, от удовл-я кот. зависит нац.

Безопасность, осущ-е независ. развития.

3) Опред-т первоочередные ресурсы, кот. м.б. использованы для достижения

стратег-х целей.

8. Закон передачи функций упр-я народным органам самоупр-я.

Самоуправление – основа развития муниципальных образований. Население

городов, районов выступает собственником, совладельцем П-й, фин-х орг-

ций.

В практике СУ д.б. реализованы след-е закономерности:

1. Единство системы СУ (оно обусловлено культ., экон., полит. факторами

развития).

2. Пропорциональность управляемой и управляющей подсистем соц системы, что

предполагает рац. соотносит-ть внутри них и м\у ними.

3. Опт. Соотно-е централизации и децентрализации ф-й соц упр-я. Для каждого

этапа развития д.б. свой ур-нь централизации и децентрализации.

4. Участие разл-х слоев населения в СУ.

Принципы СУ.

Принцип – правило, осн. положение, норма поведения, кот. руководствуются

органы упр-я в сложившихся соц усл-х.

Принципы упр-я представляют опред-ные треб-я к упр-ю.

Принципы упр-я представляют собой обобщение людьми объективно дейст-щих

законов и закономерностей, признаков, черт этих законов, кот становятся

общим началом совмест. д-ти.

Вз\связь принципов, законов, закономерностей.

Законы соц развития поражают соц законы соот-щего этапа или периода соц

развития, кот в свою очередь поражают законы и закономерности соц упр-я, а

те в свою очередь поражают принципы СУ.

Отличие м\у принципами и методами упр-я: принципы не выбирают, им следуют.

Принципы:

1. Единоначалия в принимаемых решениях и коллегиальности при его

обсуждении.

2. Единства воздействия для поддержания целостности в соц системе.

3. Сочетания отраслевого и тер-го упр-я.

4. Приоритетности в достижении стратег-х целей.

5. Научности СУ.

6. Прогнозирования СУ.

7. Мотивации труда.

8. Рационального подбора, расстановки и использования кадров.

9. Экономичности и эффективности упр-я.

10. Системности.

11. Иерархичности (любая система – многоступенчатая).

12. Необходимого разнообразия (сис-ма упр-я д.б. разнообразней, чем объект

упр-я).

13. Обязательности обратной связи.

14. Сочетания единоначалия и коллегиальности.

15. Делегирования полномочий.

16. Гуманизма и нравственности в упр-ии.

17. Гласности в принимаемых решениях.

Любой принцип позволяет сформулировать систему методов и выбирать тот или

иной метод в соотв-и с требованиями ситуации. Методы не позволяют выбирать

принципы.

Методы соц. управления.

Методы упр-я - совокупность приемов и способов воздействия на упр-й

объект для достижения поставленных целей;

- способ достижения пост. целей.

Через МУ реализ. осн. содержание упр д-ти, направленность МУ ориентирована

на систему (объект упр-я).

Содержание МУ – это специфика приемов и способов воздействия.

Орг. форма – воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию: воздействие

прямое и косвенное.

В упр-й практике исп-ся разл-е методы, их комбинация, кот позв-т

поддерживать систему в динамическом равновесии.

Методы:

- социальные (с целью повыш-я соц. актив-ти людей);

- социально-психологические (с целью повыш-я соц. актив-ти людей);

- экономические (реализ. через экон. стимулы);

- административные;

- самоуправление (как разновидность саморег-я соц системы).

Все методы м. поделить на 2 группы:

V основные;

V вспомогательные;

Сколько целей, столько и методов.

Осн. методы выделяются по содержательному признаку, т.е. соот-я методов

объективным законам (соц, эк-ким, орг-технич.). комплексные методы =

комбинация основных методов.

1. Соц. методы управления связаны со способами достижения соц. целей

общества.

Соц. методы выступают как комплексные. Включают спектр методов:

- соц. нормирование – позволяют упорядочить соц. отношения между группами,

работниками…);

- соц. регулирование – упорядочение соц. отношений путем выявления и

регулирования интересов и целей коллективов, групп, работников: договора,

взаимные обязательства, системы отбора, распределение, удовлетворение соц

потребностей);

- методы морального стимулирования - для поощрения коллектива, работника,

кот. достигли проф. успеха в опред. деят-ти).

2. Соц.-психологические методы применяются для обеспечения растущих соц.

потребностей человека, его всестороннее гармоничное развитие и повышение

на этой основе труд. актив. людей.

Психологические методы направлены на регулир-е отнош-й м\у людьми путем

рац-го подбора и расстан-ки персонала.

К ним относятся:

- методы комплектования малых групп;

- метод гуманизации труда - нацелен на использ-е психол. воздействия

цвета, музыки, исключ-е монотонности, расширение творч. процессов);

- проф. отбор и обучение.

3. Экономические методы – способы достижения эк. целей упр-я на основе

реализации требований эк. законов. Эк. законов много – эк. методов тоже

много. Эк. законы позволяют гармонизировать эк. интересы общ-ва, кол-ва,

личности через использ-е опред. эк. показателей (налоги, % за кредит,

норма прибыли на влож. капитал…). Из эк. методов чел-ка больше всего

интересует методы эк. стимулир-я.

Эк. стимулир-е – метод упр-я, кот. опирается на эк. интересы р-ков.

Принципы эк. стимулир-я:

- взаимосвязь и согласованность целей эк. стимул-я с целями развития орг-

ции;

- дифф-я эк. стимул-я, направленная на реализацию необходимых изменений в

стр-ре пр-ва;

- сочетание эк. стимул-я с эк. санкциями (штрафы, пеня,…);

- сочетание эк. стимул-я с др. методами.

4. Принципами орг.-адм. воздействия – базируются на власти, дисциплине,

ответ-ти. Осущ-ся в следующих видах:

- прямое адм. указание, оно имеет обязан. х-р;

- установление правил, кот. регул-т деят-ть подчиненных;

- разработка и внедрение орг-ций по реализации и совершенствованию;

- контроль за деят-тью орг-ции.

В рамках орг-ции возм-ть след. формы проявления орг.-адм. методов:

- обязательное предписание (приказ, запрет…);

- договорные методы (консультация, разрешение, компромисс…);

- рекомендации, пожелания (совет, разъяснения).

5. Самоуправление – процесс превращения труд. коллектива, чел-ка из объекта

упр. деят-ти в субъект. В этом смысле соединяются труд и упр-е.

Предусматривает выбор и самост-е принятие субъектом упр-я тех или иных

упр-ских реш-й каждого члена коллект. Самоупр-е возможно только в таких

эк. условиях, когда каждый р-к и труд коллективы реализуют себя в кач-ве

субъектов собственности. Труд и упр-е соединяются через отнош-я

собственности. Эк форма реализации их связи явл. корпоратизм. На практике

корпоративное самоупр-е реализ-ся с большим трудом. Причины этого –

сохранение старых методов рук-ва, конфликтность, разл. проф. подготовка,

различие в понятиях самостоятельность и самоупр-е.

Система СУ.

Сущность, содержание, структурные эл-ты системы.

Система – множество вз\действующих эл-тов, кот. находятся в опред. связях и

отношениях. Система (греч.) – составленное из частей соединение.

Системы:

- Естественные (природные);

- Искусственные (социальные).

Все, что не входит в систему, но оказывает на нее влияние, на что влияет

система называется внешней средой.

В зависимости от вз\действия с внешней средой различают:

- Открытые;

- Закрытые.

По степени сложности:

- простые;

- сложные (с многоцелевыми задачами).

Системы состоят из подсистем, каждая из кот. м.б. рассмотрена в

отдельности, и во вз\связи, целостности. В соц системах поддержание

целостности осущ. посредством саморег-я и целенаправ. воздействия. Поэтому

они состоят из двух самост-х но вз\связ-х подсистем: управляющей и

управляемой. К управляемой подсистеме относятся все эл-ты, обесп-е непосред-

но процесс создания матер. и дух-х благ и оказание У.

К управляющей подсистеме относ. все эл-ты обесп-щие процесс целенаправ.

воздействия. В соц. системе и в ее осн. подсистемах сущ-т однородные группы

эл-тов, кот. образуют системы меньшего уровня:

- технические (производственные мощности);

- технологические (основана на делении деят-ти на стадии, процессы. Эл-ты

этой системы: предметы труда, отд. операции, процедуры…);

- организационные (позвол-т с пом. разработки стр-ры упр-я, соотв-х

инструкций , положений рац. использ-ть технич. ср-ва, предметы труда,

инф., ресурсы…);

- экон-кая (предст. собой единство хоз. и фин. процессов и связей);

- социальные (совок-ть соц. отношений, образуемых в рез-те совместной деят-

ти).

Все эти системы вз\связаны. При этом технич., технологич., организац-е

системы образуют организационно-технич. сторону упр-я, а эк-ке и соц. -

соц-экономическую сторону упр-я.

Связь между упр-мой и упр-щей системами осущ. с пом. инф-ции, кот. служит

основой для выработки упр. воздействий и решений, поступающих упр-щей

сист. В упр-мую для исполнения.

Каждая соц. система самоуправляемая, но испытывает воздействие из вне.

Внешн. и внутр. воздействия в любой системе обусловлены. Чем значительнее

одно, тем меньше роль другого.

Функционирование любой системы подчинено глобальной цели, а ее эл-ты имеют

локальные задачи, решение кот. подчинено их сущ-нию. Функционирование таких

систем и упр-е ими – это не только процесс их целостности, но и перевод их

в др. кач-ное состояние.

Хар-ные черты СУ:

- познание и использование общественных законов и закономерностей упр-я;

- обеспечение системности и непрерывности процесса упр-я воздействия;

- моделирование упр-х субъектов и объектов в упр-ии с учетом их кол-ного и

кач-ного изменений.

ТСУ устанавливает законы и закономерности, принципы развития соц процессов,

а также построением соц систем.

При построении упр-ских систем необх учит-ть принцип самоорганизации.

Для процессов самоорганизации необх. такое условие:

- относит-ная открытость систем;

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.