реферат, рефераты скачать
 

Теория социального менеджмента


- наличие эл-та случайности;

- определенность диапазона систем. параметров (упр-щих параметров: коэф-т

эф-ти, ВНП,…)

Идеи самоорг-ции не противоречит идеи упр-я.

Подходы к изучению проблем СУ:

1. Конкретно-исторический: изучает отношения СУ как процессы, находящиеся в

сост. развития и изменения под влиянием действующих на них факторов.

2. Комплексный: использ-ся при изучении отношений упр-я с пом. эконом.,

правового, соц-психол., др. подходов к анализу отношений упр-я.

3. Аспектный: позволяет исслед-ть одну из сторон отношений упр-я или одно

из свойств. Аспектный подход изучается различными науками.

4. Системный: рассматривает упр-мую, упр-щую подсистему как целостный

комплекс вз\связанных общей целью эл-тов.

Целостность соц. системы, ее эф-ть зависит от сбалансированности двух

подсистем объекта и субъекта. Объектами упр-я выступ. обществ. отношения,

общественные процессы, соц. орг-ции, соц. рес-сы, сам чел-к.

В центре внимания соц. систем явл. не чел-к как таковой, а отношения м\у

людьми, связи м\у событиями и явлениями м.б.:

- устойчивыми и неустойчивыми;

- закономерными и случайными.

Когда связи м\у событиями явл. дост. устойчив. И выражают тенденцию к

сохранению или изменению людей в общ-ве, то такая связь выступает как

общественный процесс.

Именно эти связи явл. главным объектом СУ.

Классификация соц. процессов:

1) по формам общественной жизни (экон, соц., полит, дух-культ,

личностная…);

2) по обществ. содержанию;

3) по ур-ню участия людей в решении обществ. вопросов (соц. активность

людей низкая, средняя, высокая);

4) по направленности на укрепление и прогрессивному развитию обществ.

связей (конструктивные, деструктивные (антисоциальные);

5) по ур-ню орг-ции общ-ва (внутренние (внутриличностные, внутригрупповые),

внешние (межгрупповые)).

Следующий компонент СУ – ресурсы.

Ресурсы:

- запасы;

- предельное значение какого либо средства.

Соц. ресурсы можно опред-ть как запасы творческой энергии личности (соц.,

познавательной, общ-ва в целом).

Перед упр-ем стоит проблема найти способ более эф-го использ-я соц.

ресурсов. С этой целью их необходимо разделить: инновац., стратегич.,

кадровые, орг., научные…).

Особенности соц. ресурсов:

1) они явл. неисчерпаемыми ( в отличие от природных);

2) они возобновляемы;

3) в отличие от природных, соц. ресурсы если не используются, то начинают

деградировать;

4) в отношении соц. ресурсов критерии недостаточности пока нет;

5) соц. ресурсы обладают не только большим многообразием, но и

вз\заменяемостью.

В соц. системе все объекты упр-ских воздействий в той или иной мере явл. и

их субъектами. Общая закономерность соц. системы – непрерывное усложнение

объекта упр-я. Это связано с тем, что обществ. явления становятся более

сложными, динамичными, нелинейными, следовательно высокие требования к

отношениям внутри системы, кот. имеют сложную структуру.

Отношения внутри упр-щей системы:

- вертикальные, горизонтальные, отношения м\у рук-ми и подчиненными в

каждом звене (субординация), в разных звеньях упр-я (отнош-я

координации);

- отраслевые, региональные, территориально-отраслевые, внешние, внутренние,

межличностные, коллективные, индивидуальные, межсистемные, временные,

постоянные, непосредственные, косвенные, функциональные, смешанные…).

Организационные отношения реализуются в упр-ской деят-ти, сост-щей частью

упр-ской деят-ти организационная. Они тесно связаны м\у собой. Упр-е

предполагают орг. усилия, а орг-ция не имеет смысла без упр-я.

Упр-ть тем, что не организовано очень сложно.

Выводы:

1. Система – множество взаимосвязанных элементов, кот. нах. в отнош. и

связях м\у собой. Она разделяется на подсистемы, каждая из кот. м.

рассматриваться изолировано. То, что не входит в систему, но влияет на

нее наз. внешней средой. Внешняя и внутр. среда нах. в диалектическом

единстве.

2. Каждая соц. система имеет две подсистемы:

- управляемая – обществ. отнош-я, процессы, ресурсы, общества.

- управляющая – входят все эл-ты, кот. обеспечивают процесс

целенаправленного воздействия на управляемую подсистемы.

3. Все объекты упр-го воздействия м. выступать в то же время в кач-ве

субъекта упр-я.

Организация.

Понятие «организация» употребляется в трех значениях

1) объект, система, кот. обладает сложной внутренней стр-рой (гос. орг-ция,

П…);

2) состояние упорядоченности (порядок в системе: внутр. форма, стр-ра

системы);

3) деят-ть органа или человека по созданию упорядоченности или целой

системы;

Хар-ка структуры:

По степени сложности

формализации

централизации

Орг. деят-ть не возможна без создания соц организаций. Различают 2 формы

организаций:

- формальная;

- неформальная.

В соответствии с данными формами сущ-т два типа орг-ций:

- основан на адм. принципах (при определении раб. мест, функц-х обяз-тей,

прав и полномочий. Такая орг-ция наз. склярной и вып-т функции

ориентирования, нормирования, внеш. Контроля.

Принципы такой орг-ции:

- общая цель деят-ти;

- устойчивая нормативная связь м\у членами орг-ции, установл. правила,

сложившаяся орг стр-ра;

- взаимодействие с внешней средой;

- использование ресурсов для достижения цели.

Орг стр-ра хар-ся разделением труда, спец. подразделениями, иерархичностью

должностей, порядком использования рес-в.

Ресурсы в формальной орг-ции: труд, оборуд-е, ден. ср-ва, чел-ские рес-сы.

Орг отнош-я разделяются на:

- координационные

- контрольные

- субординационные (связь м\у рук-лем и подчинен.) субординация бывает

линейные (вып-т указания рук-лей) и функциональные.

Выводы:

1. Орг. отношения в системе упр-ских отнош-й играют осн. роль. Орг.

отношения пронизывают все упр-ские отнош-я.

2. Особое место в системе орг. деят-ти занимает соц. орг-ция (формальная,

неформальная). Их создание изучается наукой «Орг. культура».

3. Упр-е явл. опред видом искусства. Орг. деят-ть осущ-ся с учетом не

только проф., но и личностн. кач-в рук-ля, кот. в своем единстве сост-т

стиль упр-я.

Принятие управленческих решений.

Принятие упр-ских реш-й – этап упр-й деят-ти, реализация упр-х отношений и

лижерских спос-тей каждого управленца.

Решение – акт органов упр-я или руководителя, в кот. поставлена цель,

сформулированы задачи, предусмотрены испол-ли, определены рес-сы. Решение

принимается в случае выявл. Проблемной ситуации.

Принятие решений – процесс неслучайного выбора действий. В завис-ти от

того, в какой степени знаком с ситуацией субъект, кот. принимает решение,

различают след-е решения:

V детерминистские (реш-я уверенности);

V вероятностные (реш-я риска);

V стратегические (реш-я неуверенности).

Сущ-т 4 ур-ня принятие реш-я, для каждого из кот. требуются опред. упр-е

навыки:

1) рутинный (рук-ль ведет себя по программе, автоматически);

2) селективный (рук-ль оценивает достоинство целого круга возможных реш-й и

старается выбрать из него лучший вариант действий);

3) адаптационный ( рук-ль ищет новые реш-я известной проблемы, успех

зависит от его личной инициативности и возможности прорыва в неизвестное.

Пр.: при принятии системного реш-я);

4) инновационный (рук-лю необх. найти способы понимать совершенно

неожиданные проблемы, решение кот. зависит от развития умения мыслить по-

новому).

Рук-лям от ур-ня принимаемого реш-я требуется соотв-е навыки. Реш-я бывают

единоличные и коллегиальные.

В завис-ти от соотнош-й единоличного и коллегиального (их идеального веса в

принимаемых реш-ях) выделяют 5 типов принимаемых решений:

1) единоличное принимаемое решение без предварительной консультации с

сотрудниками и без последующих их информирования ;

2) единоличное принимаемое решение с последующим информированием

подчиненных;

3) единоличное принимаемое решение с предварительной консультацией в

коллективе;

4) принимаемое совместно с сотрудниками;

5) полная передача подчиненным функций приема решение.

В соотв-и с названными типами прин. реш-й м. выделить 5 стилей рук-ва:

. директивный;

. директивно-коллегиальный;

. коллегиальный;

. коллегиально-либеральный;

. либеральный.

Личностные хар-ки рук-ля.:

. концептуальные способности (спос-ть разраб-ть концепции);

. спос-ть вз\дейст-ть с людьми;

. диагностические спос-ти;

. аналитические спос-ти (умение абстрактно мыслить);

. технические спос-ти (умение раб-ть с соврем-й техникой.

Психологические условия:

- прогностическое воспроизведение путей решения стоящих задач и соотношение

их с реал. Условиями;

- составление подробного инф. описания факторов, кот. необх. для принятие

упр-го реш-я и возм. дейст-й по его реализации;

- умелое оперирование своими знаниями, пост. исп-е своего опыта и интуиции;

- активное подключение специалистов по выр-ке предложений по приним. реш-ю,

кот. осущ-ся бы под углом нашего зрения;

- основательная волевая подготовка, внутр. преодоление борьбы мотивов в

пользу приним-го реш-я, кот. меньше сопряжено с риском;

- критическая оценка эффективности путем реализ-и выработанного реш-я.

Различают рук-лей с внутр. и внеш. стратегией при принятии реш-й. К первой

группе относят тех, кто считает, что кач-во реш-й зависит от собств.

компетенции, воли. Люди с внешней стратегией убеждены, что их успехи и

неудачи зависят от внеш. Обстоятельств, на кот. они не м. влиять.

Продуктивность – способность построения гипотез, приним. нестандартных реш-

й. Критичность – склонность все тщательно анализировать.

В зависимости от сочетания продуктивности и критичности мышления выделяют

типы решений:

1. Импульсивное П > К

Проблема построения гипотез преобладает над ее проверкой.

2. Рискованное решение П ? К

Процесс построения гипотезы доминирует над ее проверкой, но

незначительно.

3. Уравновешенное П = К

Процесс построения гипотезы уравновешивается проверкой .

4. Осторожное П ? К

Проверка гипотез преобладает над ее построением.

5. Инертное П < К.

Контроль гипотез преобладает над ее построением.

Факторы, влияющие на процесс принятия реш-я:

V информационные;

V мотивационные (интересы, мотивы, установки субъекта, кот. принимает реш-

я);

V характерологические (черты хар-ра субъекта или хар-ра взаимоотнош. в

группе, если принимается групповое реш-е);

V технологическое (соблюдение принципов, правил, технологических процедур,

методов принятия упр-го реш-я).

При принятии реш-я важно то, на что ориентируется чел-к:

- на дело

- на других

- на вышестоящего рук-ля

- на себя

Принципы принятия эффективных реш-й:

1) Принцип системности – ориентация на всесторонний учет значимых факторов.

2) Принцип стандартизации - больш-во упр-х ситуаций м.б. сведено к

стандартным, базовым. Процедуры решения стандартных ситуаций разработаны.

3) Принцип опт. информированности.

4) Принцип автоматизма реализации упр-го реш-я – принятое рук-лем реш-е д.

быстро и без искажения доводиться до соответствующего уровня.

5) Принцип учета вероятностных последствий реализации данного реш-я.

6) Принцип свободы выбора - если ЛПР имеет опред. степень свободы, то реш-е

будет эффективным. Если свободы нет, то рассчитывать на эф-ное решение не

стоит.

7) Принцип ответственности – ЛПР несет ответственность за результаты прин.

реш-я.

8) Принцип соразмерности прав и ответственности – плохие реш-я принимаются

тогда, когда ЛПР не несет за них ответ-ти и когда тот на кого возложена

ответ-ть не имеет прав.

9) Принцип творчества – в книге «Раскрепощенный менеджер» выделяется 5

стадий для творческого решения проблемы:

- изучение проблемы;

- выработка идей;

- отсев примененных идей;

- планирование нововведений;

- обратная связь, анализ.

10) Принцип своевременности – он ориентирует на выбор лучшего момента для

прин. реш-я.

11) Принцип единства, единоначалия, коллегиальности.

12) Принцип соучастия – активное привлечение к прин. реш-я тех, кого оно

касается.

Стадии принятия решения:

V настройка (оценить, понять, распределить проблемы, выявить трудности в

них);

V цели;

V критерии оценки;

V информация;

V планирование (начинается с прин. реш-я о том, что д.б. сделано);

V действие (практич. работа по реализации плана);

V анализ действий для их улучшения.

Методы прин-я упр реш-я:

1 гр.: общие методы

2 гр.: групповые методы

3 гр.: методы воздействия на прин. реш-е.

Соц. контроль и эффективность упр-я.

Соц контроль – совокупность ср-в и приемов, с помощью которых общество

гарантирует, что поведение его членов, отд. субъектов упр-я будет соот-ть

общественным нормам и ценностям.

Порядок в обществе означает, что каждая личность принимая на себя опред.

обяз-ти вправе требовать от других их вып-я в собств. целях.

3 способа осущ-я соц. контроля:

а) воспитание - люди сознательно принимают нормы и ценности общества, отд.

групп.

б) социализация - люди сознательно принимают нормы и ценности общества,

отд. групп.

в) принуждение – применение опред. санкций: когда отд. индивид, группа не

следует законам, правилам, то общество прибегает к принуждению.

В этом смысле соц. контроль связан с понятиями «свобода» и

«ответственность». Свобода не возможна без ответственности.

Формы ответственности:

- политич-я;

- юридич-я;

- нравственная;

- финансовая.

Соц. контроль не м.б. сведен к учету или отчетности, а складывается из

сложных отношений, кот. пронизывают соц. систему. Соц контроль м.б.

рассмотрен как завершающая часть упр-го процесса. Та часть, кот. отвечает

за реализацию принятого реш-я. На основе соц. контроля мы опред. рез-ты

соц. д-ти. В этом случае контроль обеспечивает стабильность в развитии общ-

ва.

Функции соц. контроля:

- диагностическая;

- обратной связи (без нее рук-ль не знает л ходе выполнения задач);

- ориентирующая (те вопросы, кот. чаще всего контролируются С-м упр-я, они

как бы сами собой приобретают особое значение в глазах исполнителя;

- стимулирующая (напр. на выявление резервов, прежде всего чел-ского

фактора);

- педагогическая

- корректирующая (явл. рез-м реализации принятого реш-я).

Виды контроля:

. предварительный (дать обоснование принимаемого реш-я);

. текущий (вносить коррективы в процессе вып-я принятого реш-я);

. последующий ( для проверки эф-ти принятие реш-я).

Сущн-ть эф-ти состоит в том, что упр-е обеспечивается реш-е поставленных

задач в возможно короткие сроки при наименьших затратах ресурсов. Эф-ть не

правомерно рассматривать как рез-ты различн. видов конкр. упр. д-ти. В

обществе интегрирующим показателем эф-ти упр-я явл. соц. рез-т, в кач-ве

кот. выступает повышение кач-ва жизни граждан при наименьших затратах всех

остальных ср-в.

Центр. проблема методологии эф-ти – это согласованность целей, выбор

инструментов, приоритетов и получение тех или иных рез-в.

Осн. усл-е получение эф-ти:

V согласованность рез-в с фундаментальными перспективными целями развития

соц. системы;

V ориентация на чел-ка (на чел. фактор, кот. явл. и целью и средством

развития системы).

При этом сущ-т особенности расчета эф-ти:

1) разные эф-ти не м.б. измерены в одних и тех же единицах;

2) эффекты м. иметь различную направленность (+/-) или разную модальность;

3) не сущ-т в полной мере стоимостных оценок некоторых рез-в д-ти;

4) практическая значимость всех действий субъектов упр-я в конечном счете

опред-ся рез-ми развития общества, сбалансированностью, жизненными рез-

ми, качеством их жизни, возможностью данной страны.

Схема оценки эф-ти заключается в построении теор. модели объекта упр-я с

учетом мирового и отечественного опыта и наложения этой модели на реальную

жизнь. В рез-те этого происходит оценка проблемной ситуации.

Для построения теор. модели разрабатываются базовые понятия, критерии,

показ-ли, индикаторы для оценки кач. и колич-х изменений.

Колич-е изменения сущ-т в 2 осн. видах:

. статистические;

. социологические.

Их использование позволяет принимать соотв. упр-е реш-я.

Показатель статистики разделяется на след. ур-ни:

. м/н;

. гос-ный;

. региональный;

. местный (муниципальный).

Критерий – объективная направленность эф-ти, ср-во, с помощью кот.

производится оценка, классиф-я чего-либо.

Эталон – это количественно-качественное состояние объекта, кот. отвечает

всем общественно необх-м хар-кам и ожиданиям.

2 типа эталонов:

1) м/н (ООН, МОТ, ЮНЕСКО…);

2) гос-е (национальные).

Критерии, показатели, эталоны дифференцируются по сферам жизни:

V экон-кая (темпы эк. роста, произв-ть труда, ВВП, …);

V социальная (душевой доход, семейный доход, мин. прожит. ур-нь,….);

V политическая (хар-ся развитостью демократич. институтов, наличием

гражданского общ-ва, включение населения в упр-е общественно-

хозяйственными делами);

V духовно-культурная (уровень развития культуры, науки, образования; из

бюджета выделяется 0,3% на развитие этой сферы на сегодня).

Основные субъекты соц системы.

Ос-ти упр-я на рубеже веков.

В наст. время надвигаются негативные тенденции:

1) планетарные изменения в прир. среде (сокращение биологического

разнообразия, возникают эл-ты парникового эффекта, истощение озонового

слоя, загрязнение почвы, истощение лесов…);

2) резко возрастает соц. дифф-я м\у странами и внутри стран, что спос-т

возник-ю локальных и глобальных конфликтов;

3) рост числ-ти населения при сокращении рес-в;

4) противоречие м\у личностью и общ-вом. Это одно из главнейших

противоречий, кот. выступает как фактор разбаллансированности мира,

следовательно возникают соц. конфликты.

Стремление человечества господствовать над природой, над социальностью

настолько деформировано соц. и прир. мир, что многие люди не чувствуют

удовлетворение от жизни, не нашли своего места…, что порождает чувство

неудовлетворенности жизнью и осн. ее смысл сводиться к зарабатыванию денег.

Осознание этого противоречия способствовало менеджерской революции (вторая

половина 20 века). Под ее влиянием многие страны добились опред. соц. рез-

в.

Сущность менеджерской рев-ции: в ней особое значение приобретает рац.

Начало, знание, научн. проектри-е, матем. и соц моделир-е. Эти методы

научн. упр-я направляются на более полное исп-е соц. рес-в, рес-в чел-ского

фактора. Эта рев-ция предполагает, что разработка упр-х концепций, программ

перестает быть привилегией рук-вого центра и становиться достоинством всех

ур-ней упр-я, в т.ч. и муниципальных.

Все это спос-т более эф-му влиянию на объект упр-я. Возникает понимание

того, что стабильность не м.б. достигнута за счет разрушения прир., соц., и

дух. факторов.

Под воздействие менеджерской рев-ции разрабатываются и предъявляются новые

требования к развитию субъекта управления (гос-во), кот. вынуждено

делегировать многие функции хоз. регулированием предприятием, их

объединениям, тер. единицам. Это спос-т укреплению матер. и фин. базы

органов самоупр-я, разгружает верхний эшелон власти, позволяет им

сосредоточиться на реш-и перспективных задач. Под воздействием этих

факторов происх. процесс становления упр. культуры, формируется концепт.

мышление снизу до верху.

Эта тенденция реализуется в жизни очень медленно. Несмотря на то, что

многие проблемы решены, есть те, кот. остаются. Например, противоречие м\у

глобальным объектом упр-я (Земля) и субъектом упр-я (мировым сообществом).

Это противоречие углубляется. Суть противоречия заключается в том, что:

1) процессы носят глобальный хар-р, а упр. воздействие ограничено рамками

отд. регионов;

2) второе противоречие – отставание темпов соц. прогресса от НТП;

3) кризис глобального упр-я (высказано на м\нар конференции в 1992 году в

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.