реферат, рефераты скачать
 

Управление закупками на торговом предприятии (на примере отдела «Ультра»)


существующие договоренности.

Критерии выбора поставщика далеко не ограничиваются ценой и

качеством товара. Кроме них можно привести целый ряд существенных

требований к поставщику, которые могут быть более важны для предприятия,

что определяется спецификой его деятельности. В числе таких требований

находятся:

- надежность поставщика;

- возможность получения товарного кредита;

- ритмичность и оперативность поставок;

- уровень технологического консультирования;

- широта ассортимента; и т.д.

Предприятие определяет для себя наиболее существенные критерии, и

должно качественно проработать рынок, исследовав различные варианты

поставок. На практике выбор часто определяется личными отношениями, что в

известной мере гарантирует надежность, ценой и качеством товара. Нередко

закупка, один раз проработав рынок поставщиков, придерживается прежних

партнеров даже при существенном изменении рыночной ситуации. Конкуренция

заставляет поставщиков снижать цены и повышать качество, если не товара, то

сервиса. Улучшение соотношения цены-качества иногда не затрагивает

постоянных покупателей, которым товар предоставляется на прежних условиях.

Предприятие, при всей надежности и привлекательности основного

поставщика, работает не с ним одним, а с 3-мя - 5-ю разными. Внезапное

прекращение поставок одним из поставщиков неспособно значительно ограничить

возможности предприятия. Применение такого деления повышает надежность

функционирования предприятия, но увеличивает затраты, т.к. снижается

разовый объем закупаемых партий товара и, соответственно, оптовая скидка.

Но на предприятии, о котором идет речь многие факторы движения

товаров, организации закупок не оптимальны: склады затоварены, нет

систематичности поставок, не налажен процесс выкладки товаров, как в

торговом зале, так и на складе (нет четкого распределения женской и мужской

одежды, «залежавшиеся» товары представлены вместе с новым ассортиментом).

Поэтому необходимо налаживать структуру управления товарными запасами, от

этого будет зависеть финансовое благополучие предприятия.

Целью и результатом управления на этом участке является создание

такой структуры товарных запасов, которая бы:

-отвечала нормативным требованиям к ассортименту;

- максимально удовлетворяла спрос покупателей;

-давала максимальную прибыль предприятию при минимуме издержек.

Для того чтобы иметь возможность систематически отслеживать и

анализировать структуру и динамику товарных запасов, информация о них

должна быть упорядочена.

Цель процесса управления товарными запасами заключается в

построении такой системы товародвижения, при которой в отделе «УЛЬТРА»

находился бы оптимальный товарный запас, который бы пополнялся в

оптимальные промежутки времени оптимальным количеством

товаров. Схема товародвижения в отделе представлена на рис.3.2.

В дальнейшем будет использоваться ряд условных обозначений понятий,

которые рассматриваются на данном этапе. Поэтому каждой категории далее по

тексту присваивается соответствующее условное обозначение. Каждый из

четырех названных этапов обозначен далее как время (t - количество дней),

требующееся на выполнение каждого из них.

[pic]

Рис.3.2. Товародвижение

Рассмотрим подробно содержание каждого этапа.

а) Процесс формирования заказа (t фз) включает:

- выявления недостатка товаров;

- изучение ценовых листов фирм-поставщиков;

1) подбор оптимальных цен и условий поставки;

2) составление заказа;

3) размещение заказа.

б) Исполнение заказа (t из) включает:

- прием заказа от отдела

-подбор и упаковка требуемого товара;

-оформление расчетно-платежных документов

-доставка заказа.

в) Обработка заказа (t оз) включает:

-прием поступивших по заказу товаров;

-оприходование товара, в том числе:

1) внесение приходных данных в программу учета товарных запасов

2) ценообразование

3) этикетирование товара;

4) размещение товара по местам хранения.

г) Реализация (tr) - период времени в днях, в течение которого полностью

будет реализована поступившая партия товара (по каждому наименованию).

Момент расчетов с поставщиком зависит от условий расчетов, оговоренных в

договоре поставки. При несоблюдении условий данного договора и

несвоевременной оплате счетов поставщика это может в дальнейшем привести в

увеличению длительности цикла обращения товаров, что нежелательно.

Далее цикл повторяется.

Запас товаров, единовременно находящийся в отделе должен быть

достаточен для удовлетворения потребительского спроса в течение некоторого

промежутка времени.

В нестабильных экономических условиях нужно обеспечить максимально

возможную скорость оборачиваемости товарных запасов, чтобы отдел не нес

инфляционных убытков.

Таким образом, для обеспечения бесперебойного снабжения покупателей

и избежания потерь в выручке из-за отсутствия требуемого товара в отделе,

можно дать следующие рекомендации:

1) систематически отслеживать динамику спроса на товары одежно-

обувного ассортимента;

2) контролировать динамику реализации товаров и размещать новый

заказ прежде, чем возникнет угроза товарного дефицита;

3) иметь некоторый страховой запас товаров из группы экономически

значимых для предприятия, предназначенный для покрытия возможного дефицита

товаров в случае повышенного спроса, либо при непредвиденном увеличении

срока исполнения заказа поставщиком. Также страховой запас рекомендуется

иметь при высоком риске частичного неисполнения размещенного заказа.

На рис. 3.3. наглядно представлен процесс работы с товаром.

[pic]

Рис.3.3. Движение товара

Рассмотрим подробно суть условных обозначений, использованных на

схеме.

Точка А1 - обозначает момент времени, когда начинается формирование

заказа на товар.

Период от точки А1 до точки А2, обозначенный как Тз, отражает период

времени от формирования заказа до поступления оприходованного товара в

реализацию.

Расстояние от точки А2 до точки АЗ, также обозначенный R, показывает

период времени, требуемый для полной реализации поступившей партии товара.

Точка А4 отмечает момент, когда необходимо начать формирование, и,

далее, размещение следующего заказа на поставку конкретного товара.

Период А4 - АЗ, обозначенный также как Тз', это период времени от

начала формирования нового заказа до поступления новой партии в продажу.

Промежуток времени А1-А4 отражает периодичность размещения заказов.

При условии стабильного спроса, либо наличия достаточных ресурсов для

поддержания значительного страхового запаса, этот промежуток времени может

быть фиксированным. Чаще, однако, приходится постоянно отслеживать уровень

товарных запасов, и периодичность размещения заказа неодинакова.

Отрезок прямой между точками А2-А4, обозначенный также как То,

обозначает период не возобновления заказа.

На практике основная сложность состоит в том, чтобы определить, в

какой момент времени и в каком количестве следует заказать товар.

Рассмотрим подробно подходы к решению данного вопроса.

Время Тз слагается из трех рассмотренных ранее составляющих: tфз,

tиз, и toз.

Слагаемые tфз и toз зависят от персонала отдела «УЛЬТРА».

Следовательно, длительностью этих подпериодов можно управлять и свести к

минимуму.

Если предприятие длительное время сотрудничает с определенными

поставщиками, то персонал может с высокой степенью достоверности оценить,

за какой период времени поставщик сумеет исполнить размещенный заказ. Зная

затраты времени на осуществление рассмотренных этапов и динамику спроса на

товары, можно точно определить, когда следует размещать новый заказ. Таким

образом, предприятие избегает затоваривания, непродуктивного отвлечения

оборотных средств, а также искусственного дефицита, вызванного временным

отсутствием товара. Преимущества такого подхода к управлению товарными

запасами очевидны.

Заказ следует размещать тогда, когда товарные запасы имеются в

количестве:

Тз (в днях) х средний однодневный расход соответствующего товара.

Если поставки товаров осуществляются нерегулярно (длительность срока

исполнения заказа существенно варьирует), а также, если неполная поставка

является нормой, это непременно должно учитываться при принятии решения о

создании страхового запаса товара. Этот принцип также справедлив, если

фирма работает с новым, а потому трудно предсказуемым, поставщиком.

3.2. Определение страхового запаса товаров в отделе «УЛЬТРА»

Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса, как должен определяться

размер страхового запаса, следует подробнее остановиться на вопросе

целесообразности его создания.

Страховой запас товара - это специально созданный запас некоторого

вида товара, предназначенный для покрытия возможной недостаточности обычных

запасов этого товара. Страховой запас создается для предотвращения

экономических потерь, в случае отсутствия данного товара.

Вполне очевидно, что иметь страховой запас на все виды товаров,

продающихся в отделе нецелесообразно. Такой запас имеет смысл создавать

лишь в том случае, если:

- отсутствие товара может повлечь за собой существенные

экономические потери (упущенная выгода);

- отдел обязан в любое время иметь определенный уровень запасов

данного товара (обязательный ассортимент);

- наличие определенного ассортимента необходимо для поддержания

престижа данного предприятия в глазах покупателей.

Создание и поддержание страхового запаса товаров является достаточно

затратным мероприятием. Поэтому при определении перечня товаров вначале

необходимо оценить, какой экономический эффект это обеспечит.

Безусловно, перечень товаров, страховой запас которых решает создать

предприятие, определяется в каждом случае индивидуально, но

руководствоваться следует все же экономическими соображениями. На величину

страхового запаса влияют:

-колебания спроса (средний - максимальный) в течение одного дня, в

штуках;

-колебания сроков исполнения заказа (средний - максимальный), в

днях.

Если страховой запас создается для покрытия дефицита в случае

нерегулярных поставок при стабильном среднедневном уровне спроса, то

количество товара этого запаса определяется как произведение среднедневного

расхода данного товара (шт.) и максимального количества дней задержки

поставки данного товара в обозримом прошлом.

Если страховой запас создается для компенсации трудно предсказуемых

колебаний спроса, необходимо предварительно провести статистическое

исследование, что не представляет никаких сложностей при условии

использования системы комплексной автоматизации. Полученные результаты

экстраполируют на будущий период и, исходя из полученных данных, формируют

страховой запас. В этом случае страховой запас будет рассчитываться с

учетом влияния этих двух факторов.

Определенный интерес представляет период времени, когда не

происходит возобновления заказа (То). Длительность этого периода зависит

от:

-величины поступившей партии товара (N);

-среднедневного расхода данного товара (n);

-длительности периода, необходимого на пополнение товарного запаса

(Тз).

- R = То + Тз;

- То = R - Тз;

- То = N/n - Тз.

На длительность фазы не возобновления заказа оказывает влияние ряд

факторов. Из них мы условно можем выделить факторы первого и второго

порядков.

Три вышеназванных условия для удобства назовем факторами первого

порядка, так как они непосредственно участвуют в исчислении

рассматриваемого показателя.

В свою очередь, эти условия формируются под влиянием факторов

второго порядка. При управлении товарными запасами о них нужно помнить.

а) Факторы, влияющие на величину партии заказываемого товара (N).

- уровень спроса на товар;

- существенные скидки при приобретении большой партии товара;

- дефицитность товара, пользующегося спросом у покупателей;

- ограниченность финансовых ресурсов и площадей для хранения запасов

товаров;

- высокие темпы инфляции;

- степень стабильности поставок;

- условия расчетов за товары с поставщиками;

- недостоверная информация об остатках товара.

б) Факторы, влияющие на покупательский спрос:

-изменения тенденций моды;

-сезонность;

-покупательная способность населения;

-реклама;

-цена товара;

-другие факторы ( методы работы с покупателями, наличие очередей и

т.д.).

в) Факторы, влияющие на длительность срока размещения заказа.

-количество наименований товара в ассортименте ;

-материально-техническая база (быстродействие компьютера,

загруженность телефонных линий и т.п.);

-квалификация персонала, а также укомплектованность кадрами.

Перечисленные факторы могут оказать значительное влияние на

эффективность управления товарными запасами, поэтому их значение нельзя

недооценивать.

Управление товарными запасами является, в известной мере, творческим

процессом, и подходы к нему могут быть различными. Поэтому далее кратко

излагаются и другие теоретические подходы к рассматриваемой проблеме.

3.3. Принципиальные системы регулирования товарных запасов

Система с фиксированным размером заказа.

Это наиболее распространенная система, в которой размер заказа на

пополнение запасов - постоянная величина, а поставка очередной партии

товара осуществляется при уменьшении наличных запасов до определенного

критического уровня, называемого точкой заказа. Поэтому регулирующими

параметрами системы с фиксированным размером заказа являются:

-точка заказа, т.е. фиксированный уровень запаса, при снижении до

которого организуется заготовка очередной партии товара, и

-размер заказа, т.е. величина партии поставки.

Система с фиксированной периодичностью заказа.

При этой системе заказы на поставку товаров размещаются через равные

промежутки времени. В конце каждого периода уточняются остатки товара и

исходя из этого определяется размер заказываемой партии. При этом запас

пополняется до какого-то определенного уровня, не превышающего максимальную

потребность в этом товаре.

Регулирующими параметрами данной системы являются:

-максимальный уровень запасов, до которого осуществляется их

пополнение;

- продолжительность периода между размещением заказов.

Недостатком данной системы является то, что она не исключает

возможности дефицита товара в промежутке между заказами.

Система с двумя фиксированными уровнями запасов и с фиксированной

периодичностью размещения заказа.

В данной системе задан как максимально допустимый уровень товарных

запасов, так и минимальный (точка заказа), при достижении которого

размещается заказ. Минимальный уровень товарного запаса имеет значение

тогда, когда достигается до наступления фиксированного времени размещения

заказа. В этом случае размещается внеочередной заказ. Таким образом, здесь

действуют три регулирующих параметра.

- максимальный уровень товарного запаса;

- минимальный уровень товарного запаса (точка заказа);

- длительность периода времени между размещением заказов.

При использовании данной системы исключается дефицит товара.

Система с двумя фиксированными уровнями запасов без постоянной

периодичности размещения заказа. Эту систему также называют системой

"максимум-минимум". В этой системе имеется два регулирующих параметра:

нижний (критический) уровень запаса товаров (s) и верхний уровень запаса

(S).

Если величину запасов до принятия решения об их пополнении

обозначить через х, величину пополнения через р, а величину запасов после

пополнения через у = х + р, то данная система задается функцией

y(x) = x при x> s

S при x< =s

Это означает, что если имеющийся уровень товарных запасов больше

критического, то его пополнения не происходит. Если имеющийся уровень

запасов равен критическому уровню s или меньше его, то товарный запас

пополняется до максимального уровня S.

В экономической литературе часто встречается описание так

называемого АВС метода управления товарно-материальными запасами. Поэтому

ниже излагаются теоретические основы данного метода.

Согласно АВС методу, запасы товаров делятся на 3 категории по

степени экономической важности для фирмы в зависимости от их удельной

стоимости.

Категория А включает ограниченное количество наиболее ценных

товаров, которые требуют постоянного и скрупулезного учета и контроля. Для

этой группы исчисляется оптимальный размер заказа.

Оптимальным размером заказа признается такой, при котором

достигается наименьший уровень суммарных издержек.

Категория Б состоит из тех видов товаров, которые имеют меньшую

экономическую важность. Для товаров этой категории также рассчитывается

оптимальный размер заказа.

Категория С включает широкий ассортимент оставшихся относительно

недорогих товаров, которые обычно закупаются в больших количествах.

При применении данного метода на практике нужно помнить, что он

разработан для производственных предприятий, где используются принципиально

иные подходы к исчислению издержек. В силу этого обстоятельства данный

метод требует предварительной теоретической адаптации к экономике

предприятия.

Заключение

В ходе проведенной работы было выявлено, что результатом управления

является создание такой структуры товарных запасов, которая отвечала бы:

-отвечала нормативным требованиям к ассортименту.

-максимально удовлетворяла спрос покупателей.

-давала максимальную прибыль предприятию при минимальных издержках.

Для создания данной структуры было предложено:

-систематически отслеживать динамику спроса на товары одежно-

обувного ассортимента.

-контролировать динамику реализации товаров и размещать новый товар

прежде, чем возникнет угроза товарного дефицита.

-иметь некоторый страховой запас товаров из группы экономически

значимых для предприятия.

И на основании полученных результатов рекомендованы системы

регулирования товарных запасов:

-система с фиксированным размером заказа, при которой поставку

очередной партии товара необходимо осуществлять при уменьшении наличных

запасов до определенного критического уровня.

-система с фиксированной периодичностью заказа, при которой заказы

товаров необходимо осуществлять через равные промежутки времени.

-система с двумя фиксированными уровнями запасов и с фиксированной

периодичностью размещения заказа.

-система с двумя фиксированными уровнями запасов без постоянной

периодичности размещения заказа, которая разработана для производственных

предприятий, где используются принципиально иные подходы к исчислению

издержек.

Выбор той или иной системы будет определяться номенклатурой

реализуемых товаров и может быть использована как одна система так и их

сочетание, что требует дальнейшей проработки темы.

Список литературы

1. Аникин Б.А. Практикум по логистике. - М,1999.

2. Гаджинский А.М. Логистика. - М.: Информационно-внедренческий центр

«Маркетинг», 1999.

3. Захаров К.В. Логистика

4. Голиков Е.А. Маркетинг и логистика. – М, 1999.

5. Гончарук В.А. Маркетинговое консультирование – М,1998.

6. Логистика/ Под. ред. Б.А. Аникина. – М: ИНФРА-М, 1998.

7. Логистика коммерции./ Под. ред.А.У.Альбекова

8. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. – М; НОРМА,

1997.

9. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность. – М; ИНФРА-М, 2000.

Журналы: Консультант директора, Россия

Приложение 1

Ассортимент мужской и женской одежды.

| Наименование| Вид исходного | | Размер | |

|товара |материала |Цвет | |Фирма-производитель |

| 1 | 2 | | 4 | |

| | |3 | |5 |

| 2.Демисезонная: | | | | |

|-плащи | | | | |

|(жен. и муж.) |синтетич. материалы, |зеленый, черный, | | |

| |хлопок |бежевый, серый и |44,46,48,50,52 |Россия, Китай |

| | |др. | | |

|-куртки | |синий, черный, |44,46,48,50,52 |Россия, Китай |

|(жен. и муж.) |синтетич.материалы |бежевый, с | | |

| | |сочетанием неск. | | |

| | |цветов | | |

|-ветровки | |синий, черный, с |44,46,48,50 |Россия, Китай, Швеция |

|(жен. и муж.) |синтетич.материалы |сочетанием цветов| | |

| | |и др. | |Россия |

|- жилеты | |разные расцветки |42-52 | |

|(муж. и жен.) |пух, синтепон, | | | |

| |синтетич.материалы | | | |

|1 |2 |3 |4 |5 |

|3.Повседневная | | | | |

|-брюки, джинсы |шерсть, хлопок, |черные, белые, |42-52 |Россия, Китай |

|(муж. и жен.) |синтетич. материалы |бежевые, | | |

| | |разноцветные | | |

|- юбки |шерсть, | | | |

| |синтетич.материалы, |черные, красные, |42,44,46,48 |Россия, Китай |

| |хлопок |синие, белые и | | |

| | |др. | | |

|-свитера |шерсть, синтетич. |черные, белые, |42,44,46,48,50 |Россия, Китай |

|(муж. и жен.) |материалы |зеленые, красные | | |

| | |и др. | | |

|- рубашки |хлопок, синтетич. |всевозможных |44,46,48,50 |Россия, Китай |

|(муж. и жен.) |материалы |расцветок | | |

| | | | | |

|-футболки | | | | |

|(муж. и жен.) |-синтетич. материалы, |всевозможных |42-50 |Россия, Китай |

| |хлопок |расцветок | | |

Приложение 2

Ассортимент мужской и женской обуви

|Наименование обуви |Вид исходного материала |Цвет |Размер |Фирма-производитель|

|1 |2 |3 |4 |5 |

|Спортивная: | | | | |

|-кроссовки |кожа, замша |различная цветовая |35-46 |Китай, Польша, |

| | |гамма | |Англия |

|Повседневная: | | | | |

|-п/ботинки |натур. кожа |красный, белый, |35-46 |Китай, Польша |

| | |синий, зеленый, | | |

| | |черный, желтый | |Китай, Польша |

|-ботинки |натур.кожа |та же цветовая гамма |35-46 | |

-----------------------

Основополагающие

принципы хранения

Эконо-

мичес-

кая

эффек-

тив-

ность

Систе-

матич-

ность

конт-

роля

Инфор-маци-онное

обеспе-

чение

Защита от не-благо-прият-

ных

внешних

воздей-ствий

Непре-рывность соблю-дения усло-вий хране-ния

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.