реферат, рефераты скачать
 

Управление качеством работы


исключительно в военном – промышленном комплексе – ВПК.

ВПК включал в свое время большинство основных отраслей промышленности. В

отраслях, на предприятиях ВПК производилась и продукция гражданского

назначения, но на совершенно иной, как правило, отсталой технической базе.

Не редко товары для потребительского рынка получали путем переработки

отходов военного производства.

Отсталой была и техническая база, организация производства в отраслях

чисто гражданского сектора экономики. Для специалистов и руководителей,

работавших в гражданском секторе экономики, до 90-х годов были недоступны

достижения ВПК в области управления качеством, во многом они остаются

недоступными для них и в настоящее время.

Достижения в области управления качеством в ВПК представляли собой методы

технологического обеспечения качества на стадии исследований и разработок

по созданию новой продукции, статистическое регулирование качества с

использованием контрольных карт, в том числе автоматизированное,

специальные государственные и отраслевые стандарты. К этим достижениям

можно отнести и комплексные системы управления качеством работ предприятий

и отдельных подразделений (КСУХР), формы и методы работы с поставщиками.

Из числа стран, где развиты рыночные отношения, понимание всей важности

проблемы качества на современном уровне произошло сначала в Японии. Один из

основателей движения за качество в Японии профессор Каору Исикава

акцентировал, что нельзя экономить на качестве, поскольку «качество само

является экономией».

В Японии решение проблемы качества было весьма успешным, так как

управление качеством возвели в ранг государственной политики. Основным

направлением стало вовлечение в деятельность по обеспечению качества самих

исполнителей, работников в сотрудничестве с контролерами качества на

рабочем месте. В Японии сумели сделать доступными для рабочих сложные

статистические методы и, самое главное, убедить работников, что проблема

качества – это проблема каждого японца.

Была создана модель управления качеством, в которой всеобщий контроль

качества представляет собой единый процесс обеспечения качества повсеместно

на предприятии; этот процесс осуществляется всем её персоналом от

президента до работников первой линии.

Сформулированные в 1967 году особенности японской системы управления

качеством являются основополагающими во всем мире и в настоящее время:

1) всеобъемлющее управление качеством на уровне фирмы, участие в нем всех

работников;

2) подготовка и повышение квалификации кадров в области управления

качеством;

3) деятельность кружков качества;

4) инспектирование и оценка деятельности по управлению качеством;

5) применение статистических методов;

6) общенациональная программа по контролю качества.

Особенности японской системы управления качеством изучаются во всех

странах. Можно добавить, что в Японии персонал многих предприятий имеет

очень высокую квалификацию, рабочие знают основу высшей математики, ряд

других дисциплин, которые во многих странах изучают только в высшей школе.

Такой уровень компетенции в сочетании с высочайшей технологической

дисциплиной обеспечивает наивысший уровень качества.

Известная американская компания IBM, применяя большей частью японский

опыт, стала проводить, начиная с восьмидесятых годов, политику 100-

процентного уровня качества. В результате этой политики в 90-х годах

контракты министерства обороны США на разработку и поставку

суперкомпьютеров неизменно достаются именно компании IBM.

В основе политики, обеспечивающей сто процентов качества, лежит известное

соотношение затрат, связанных с обеспечением качества: необходимые затраты

возрастают на порядок с каждым этапом продвижения от проектирования к

производству, установке оборудования, а затем и его эксплуатации. То есть

если предотвращение или устранение ошибки на стадии проектирования стоит

1000 рублей, то на стадии производства машины оно обойдется в 10 тысяч

рублей, на стадии монтажа и наладки у заказчика – 100 тысяч рублей, в

процессе эксплуатации оно будет стоить 1 миллион рублей, если вообще

окажется возможным.

Программы качества с установлением значений показателей могут входить

составной частью во все возможные государственные планы и программы, планы

проектно – конструкторских организаций, производственных объединений

предприятий, договорные обязательства. Показатели качества оговариваются в

сделках на товарных биржах и при других формах движения товаров.

Требования к качеству устанавливаются и финансируются в нормативных и

нормативно – технических документах: государственных, отраслевых, фирменных

стандартах, технических условиях на продукцию, в технических заданиях на

проектирование или модернизацию изделий, в чертежах, технологических картах

и технологических регламентах, в картах контроля качества и т.п. Этот

перечень можно продолжить.

Отклонения качества продукции от заданных параметров происходит, как

правило, в худшую сторону и имеет общие и частные проявления.

К числу общих относится моральный износ, физическое и моральное старение

продукции, то есть потеря первоначальных свойств, при эксплуатации и

хранении.

Неустойчивость, изменчивость качества продукции проявляется не только в

двух общих тенденциях физического и морального старения. Имеют место так

называемые частные отклонения качества от установленных требований. Они

чрезвычайно разнообразны и обусловлены уже не экономической и технической

природой, а условиями внешнего характера: нарушениями правил и условий

эксплуатации, ошибками разработчиков и изготовителей, нарушениями

производственной дисциплины, дефектами оборудования, с помощью которого

изготавливается и используется продукция.

Неустойчивость качества, обусловленная частыми отклонениями заданных

параметров, имеет случайный характер. Время их появления можно ожидать

только с определенной степенью вероятности.

Есть ещё один фактор, который влияет на неустойчивость оценок качества –

это неустойчивость и изменчивость потребностей. Параметры продукции могут

строго соответствовать нормативной и технической документации, но

изменяются требования потребителей и качество при неизменных параметрах

ухудшается или теряется вовсе.

Можно констатировать, что качество продукции находится в постоянном

движении. Следовательно, качество определяет собой хронически неустойчивый

объект. Это объективная реальность, с которой приходится иметь дело. В

практической деятельности люди отслеживают процесс потери свойств качества,

измеряют и оценивают эти изменения. Для того чтобы замедлить процесс

физического старения, устанавливаются благоприятные эксплуатационные режимы

и условия хранения, применяются различные профилактические меры по

техническому обслуживанию и текущему ремонту.

Если ухудшение качества переходит за пределы допустимых значений,

проводится капитальный ремонт.

При организации рациональной и эффективной работы по качеству, независимо

от её масштабов, форм и методов осуществления, люди всегда действовали,

действуют, и будут действовать примерно по такой схеме:

1. Определение потребности и выработка требований к качеству продукции

(план, программа качества);

2. Придание исходному материалу необходимых свойств (выполнение плана,

программы качества);

3. Проверка соответствия полученного качества предъявленным требованиям

(выявление отклонений) или констатация соответствий;

4. Воздействие для устранения отклонений полученного качества, от заданного

(обратная связь).

При таком взгляде на последовательность действий по качеству обнаруживается

явление, имеющее чрезвычайно важное значение для всей философии работ по

качеству. Это наличие единства и органического сочетания прямых и обратных

связей во всех действиях людей, связанных с созданием и использованием

(потреблением) продукции.

Вариантов может быть несколько, приведем универсальную схему

Универсальная схема управления качеством продукции

Условные обозначения прямая связь

обратная связь

Она представляется состоящей из шести блоков. К числу факторов,

влияющих на качество (прямоугольник в центральной части схемы) относятся:

Станки, машины, другое производственное оборудование;

Профессиональное мастерство, знания, навыки, психофизическое здоровье

работников.

Обрамляющие прямоугольник факторов условия обеспечения качества более

многочисленны. Сюда относятся:

- характер производственного процесса, его интенсивность, ритмичность,

продолжительность.

- климатическое состояние окружающей среды и производственных помещений;

- интерьер и производственный дизайн;

- характер материальных и моральных стимулов;

- морально – психологический климат в производственном коллективе;

- формы организации информационного обслуживания и уровень оснащенности

рабочих мест;

- состояние социально материальной среды рабочих.

Почему необходимо деление на факторы и условия? Что оно нам дает?

Реально изменяют свойства сырья и исходных материалов до заданного

уровня качества средства производства и труд. На их возможностях

сказываются условия, в которых они взаимодействуют. Практика показывает,

что такое деление, такой подход позволяет, не только более четко

организовать работы по качеству, но и более целенаправленно и эффективно

определять меры по обеспечению нужного качества.

При возникновении отклонения от заданных параметров качества, которые

обнаруживаются в блоке сравнения и принятия решения, блок сил воздействия

для устранения этих отклонений направляет усилия либо на факторы, либо на

условия, либо одновременно на то и другое. Меры воздействия и их сочетания

зависят от характера и величины отклонений качества и от эффективности тех

или иных возможных вариантов устранений отклонений.

По универсальной схеме работают все, но наиболее часто рабочие,

мастера, контролеры ОТК. Для них план по качеству заключен в чертежах,

технологических операционных и контрольных картах. Они сами непосредственно

производят сравнение фактических и заданных в технологической документации

параметров качества сами, как правило, принимают решение о том, каким

способом, приемом, ликвидировать отклонение. Здесь механизм управления

качеством находится в руках работника, и деятельность его зависит от

профессиональных навыков и знаний. Он как бы заложен в самом работнике и

тех условиях, в которых ему приходится трудиться.

В данном случае универсальная схема управления качеством выступает в

качестве первичной схемы, первичного звена всей сложной, многообразной

работы по качеству.

Однако, чем выше уровень концентрации производства, его специализации

и кооперирования, тем выше уровень системы качества, а, следовательно,

сложнее механизм, обеспечивающий её функционирование.

2. Как управлять качеством. Подходы к управлению качеством

Существует великое множество подходов к управлению качеством, которые можно

подразделить на два основных направления.

При административном подходе предполагается повышение качества выпускаемой

продукции до 100 %. Качество продукции разделяется по стадиям цикла жизни

продукции, изделия.

Циклы жизни изделия начинается с маркетинговых исследований и

разработок, включает в себя производство, реализацию, эксплуатацию и

утилизацию или потребление. Выделяются и исследуются этапы операции,

наиболее способствующие образованию дефектов. Возникающие дефекты

разбиваются по видам. Для всех видов дефектов предлагаются меры по

предотвращению образования дефектов и доведению уровня качества до 100 %.

При административном подходе получения брака рассматривается как

чрезвычайное происшествие, которое необходимо устранить любой ценой.

Экономический подход к проблеме качества основывается на чисто

экономической точке зрения. Работа по предотвращению образования дефектов

проводится примерно также, однако при этом расчетный уровень качества

продукции ставится в зависимость от экономически целесообразной величины

затрат для его достижения.

Рубль, вложенный в обеспечение качества, может на каком-то начальном

этапе работы принести десятки, а то и сотни рублей дохода. По мере

дальнейшего увеличения затрат на обеспечение качества происходит снижение

соответствующей отдачи на вложенную денежную единицу. Увеличение затрат на

обеспечение качества приводит к тому, что на каждый вложенный рубль

полученный эффект также будет равен одному рублю дополнительного дохода.

При больших затратах вложения будут давать меньшую отдачу.

Этот предел при экономическом подходе позволяет выбрать оптимальный

уровень качества. Затраты предприятий, связанные с браком и отказами

отдельных изделий в процессе производства и эксплуатации, относят к

неизбежным потерям.

Исторически раньше возникло административное управление качеством. По

мере развития технологий, появление наукоёмких производств затраты на

обеспечение качества стали сравнивать с тем эффектом, который от него

ожидают. Произошел переход понятия «качество» в экономическую категорию.

3. Повышение качества с помощью нововведений

Системы управления качеством представляют собой органическое сочетание

экономических, правовых и других факторов, влияющих на качество. С помощью

нововведений можно не только избежать консерватизма и застоя в развитии

комплексного подхода к качеству, но и сознательно и уверенно двигаться

дальше. В системах качества нововведения делятся на две группы:

- функциональные

- системные

К функциональным относятся нововведения, затрагивающие задачи одной из

функций управления качеством и не требующие структурных изменений системы.

В крайнем случае, необходимость в структурных изменениях столь

незначительна, что их можно не проводить. В нашем случае можно ввести

дополнительную плату за бездефектное выполнение закидки, за сдачу их в БТК.

И заказчику с первого предъявления в установленные технологические циклы

сдачи.

К системным относятся нововведения, которые затрагивают не одну, а

несколько функций управления качеством и вызывают необходимость внесения

изменений в содержание элементов системы. Системные нововведения могут

касаться одной функции, но по масштабам воздействия влияют на другие

функции, что приводит к необходимости внесения в них изменений. Известно,

что сдельная оплата труда во многих случаях отрицательно влияет на качество

изготовления и в определенный момент времени, когда качество начинает

опускаться ниже допустимого предела, возникает необходимость от этой

системы отказаться и перейти к повременной или смешанной оплате труда.

Такое нововведение входит в состав функции управления качеством -

материального стимулирования улучшения качества. Изменение формы оплаты

труда затронет другие функции – технологическую подготовку производства,

контроль качества, а по масштабам воздействия окажет влияние на очень

большую группу участников процесса обеспечения качества.

С помощью классификации нововведений нам легче определить адресность

в реализации нововведений. Функцию нововведения осуществляют подразделения

аппарата управления – технические, технологические службы, отделы кадров и

оплаты труда, ответственные за реализацию тех или иных задач управления

качеством.

Системные нововведения проводятся руководством, администрацией более

высокого уровня, чем функциональные органы управления. Это объясняется

необходимостью координации внесения изменений (одновременно или в

определенной последовательности) в деятельность различной службы

подразделений.

Для определения порядка действий с системными и функциональными

нововведениями чрезвычайно важно оценивать их последствия и степень влияния

на качество. Так как точные сведения получить очень сложно, приходится

полагаться на мнение авторитетных специалистов, экспертов, работников

предприятия, осуществляющих разработку и внедрение нововведений в

деятельность по улучшению качества.

У. Э. Деминг, известный американский специалист и ученый в области

статистических методов анализа различных способов улучшения качества

считает, что системные нововведения более эффективны как по масштабу

воздействия на качество, так и по величине экономических результатов по

улучшениям качества.

Но нам кажется, что на предприятии «УРАЛ» наибольшее внимание следует

уделять функциональным нововведениям (испытание новых форм организации

производства, новых технологий, более полного применения экономических

факторов, методов измерения и контроля параметров качества), так как

системные нововведения требуют значительных затрат и большого отрезка

времени. Но может наступить момент, когда системные нововведения займут

более преимущественное положение, то есть наилучшего результата можно

достичь при оптимальном сочетании возможностей общих нововведений, что

зависит от опыта и искусства руководителей и его помощников.

Анализ всего нового и выработка на этой основе, соответствует

рекомендации в интересах улучшения качества, может быть и особой функцией

органов, служб управления качеством. В число служебных обязанностей новых

современных руководителей теперь должны включаться такие как:

1) организация и руководство разработкой, внедрением и совершенствованием

систем качества.

2) организация сертификации систем качества.

3) контроль за состоянием и эффективностью системы.

4) контроль за реализацией плана разработки и внедрения нововведений в

систему качества.

Было бы ошибкой руководителя предприятия пренебречь вышесказанным и

полагать, что системы качества даже при их высокой степени развития не

нуждаются в совершенствовании.

4. Отечественный опыт управления качеством. Применение системного

подхода в управлении качеством продукции

Системный продукт в управлении качеством продукции на предприятиях

машиностроения – есть результат эволюции форм и методов работ по качеству,

начиная от индивидуальной формы организации работ по качеству и, заканчивая

повсеместным внедрением системной организации работ по качеству. На

предприятиях Советского Союза системный подход начал применяться в 40-50-х

годах, то есть через 20 лет после организации отделов технического контроля

продукции. В процессе работы ОТК стало ясно, что в условиях относительно

высокой технической оснащенности производственных подразделений, роста

производительности труда и недостаточной ответственности за качество

рабочих – изготовителей, вследствие слабой оснащенности средствами контроля

качества продукции, ОТК из активных органов предупреждения и профилактики

брака превратились в отделы элементарных «разбраковщиков» выпускаемой

продукции. Этот характер работы не содействовал систематическому улучшению

и обеспечению установленного уровня качества продукции от её изготовления

до использования (эксплуатации). Возникла необходимость перехода на

децентрализованную систему контроля качества изготавливаемой продукции, что

заставило трудовые коллективы осуществлять поиск новых методов обеспечения

качества.

Наиболее характерными представителями системной организации работ по

праву считаются: Саратовская система бездефектного изготовления продукции и

сдачи её ОТК и заказчику с первого предъявления, более совершенная система

КАНАРСПИ (качество, надёжность, ресурс с первых изделий), разработанная

рядом проектно – конструкторских организаций Горьковской области,

Ярославская система НОРМ (научная организация работ по увеличению

моторесурса) и, наконец, Львовская комплексная система управления качеством

продукции (КС УКП).

По Саратовской системе БИП, внедрённой на предприятиях Саратовской

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.