реферат, рефераты скачать
 

Управление качеством работы


расходование всех видов ресурсов.

В систему УКП входят следующие подсистемы:

1) оценка опытного производства;

2) планирование качества продукции и производственного процесса;

3) контроль, оценка и планирование качества поставляемого материала;

4) получение обратной информации о качестве продукции;

5) оценка качества продукции и производственного процесса и их контроль;

6) определение аппаратуры, позволяющей получить информацию о качестве

продукции;

7) обучение методам обеспечения качества, ориентация и повышение

квалификации персонала;

8) гарантийное обслуживание;

9) руководство работами в области качества продукции;

10) проведение специальных исследований в области качества продукции.

Международная организация по стандартизации (ИСО), взяв за основу

имеющиеся стандарты и руководящие документы на системы обеспечения качества

и дополнив их требованиями потребителей, разработала и утвердила Советом

ИСО серию международных стандартов по УКП, устанавливающих требования к

системам обеспечения качества продукции. В этих стандартах обобщен и

сконцентрирован весь опыт передовых в области управления качеством

продукции стран, накопленный в последние десятилетия. В соответствии с

руководящими указаниями стандартов система качества должна функционировать

одновременно со всеми другими видами деятельности, влияющими на качество

продукции, и взаимодействовать с ними. Воздействие системы распространяется

на все этапы УКП, реализуемые в замкнутой как бы петле качества, в основном

соответствующей спирали качества.

1- маркетинг, поиск и изучение рынка.

2- Проектирование и (или) разработка технических требований, разработка

продукции.

3- Материально-техническое снабжение;

4- Подготовка и разработка производственных процессов;

5- Производство продукции;

6- Контроль, проведение испытаний и обследований;

7- Упаковка и хранение;

8- Реализация и распределение продукции;

9- Монтаж и эксплуатация;

10- Техническая помощь в обслуживании;

11- Утилизация после использования продукции.

Среди всех этапов управления качеством продукции наибольшее значение,

особенно для развития международной торговли, имеет маркетинг (выявление

потребностей рыночного спроса в определенные сроки на продукцию и её

стоимости, требований потребителей, информирование об этом руководства, а

также вопросы проектирования и разработки продукции). Использование

международных стандартов ИСО по управлению качеством продукции на

предприятиях является общепризнанной гарантией выхода на международный

рынок.

Обобщая передовой опыт управления качеством продукции в промышленно

развитых странах можно отметить следующее:

- цели и задачи в области повышения, обеспечения и улучшения качества

продукции находятся в центре экономической политики каждой фирмы,

компании, концерна. При этом считается главным – удовлетворение запросов

и требований потребителей;

- достижение требуемого качества продукции (с учетом цены) с минимальными

издержками;

- поставка продукции потребителям в установленные сроки;

- основными критериями достижения целей в области качества продукции

является удовлетворение требований потребителей и выпуск

конкурентоспособной продукции;

- признание и реализация комплексного и системного подходов к управлению

качеством продукции, как наиболее эффективных методов достижения целей и

решения задач в области качества продукции;

- использование при производстве конкурентоспособной продукции средств

труда высокого качества;

- непрерывное и систематическое обучение и специализированная

профессиональная подготовка высококвалифицированных кадров в области

обеспечения и управления качеством продукции;

- постоянная, добросовестная и творческая работа всех работников по

повышению, обеспечению и улучшению качества выпускаемой продукции;

- воспитание у каждого изготовителя продукции, исполнителя, у всех

работников уважительного отношения к потребителю, заказчику;

- создание атмосферы уважительного отношения к работникам любой должностной

категории и внимания к их нуждам, запросам, быту.

6. Основные направления использования отечественного и зарубежного

опыта в управлении качеством продукции

В соответствии с имеющимся собственным и зарубежным опытом и действующими

международными стандартами необходимо пересмотреть модель действующей

системы управления качеством продукции. Направленность совершенствования

действующей системы управления качеством продукции должна быть таковой,

чтобы было обеспечено её функционирование на основе реального механизма

управления качеством, сориентированного на изготовление конкурентоспособной

продукции, удовлетворяющей требованиям имеющихся и потенциальных

потребителей. При этом необходимо ориентироваться на использование

следующих принципиально важных положений в системе управления качеством

продукции:

- приоритеты в системе управления качеством продукции должны быть

расставлены так, чтобы на первом месте стояло качество продукции во имя

потребителя. На каждом предприятии всем рабочим и служащим необходимо

знать и стремиться к тому, чтобы продукцию изготавливать «лучше и

больше». Руководство предприятия должно доходчиво на основе

экономического обоснования довести до производственных подразделений, что

на первом месте стоит задача обеспечения качества, а объемы производства

– только на втором и настоять на выполнении этого подхода. Этот подход не

должен ограничиваться призывом и командой.

- Повсеместно и постоянно подкреплять выше указанный подход проведением

новой инвестиционной и инновационной политики, переходя от традиционного

увеличения объемов производства к реконструкции, перевооружению и

обновлению основных фондов и самой продукции, обеспечивающих существенное

повышение качества продукции.

- Изготовитель обязательно должен иметь и осуществлять рациональную систему

сбора, учета, обработки, анализа и хранения в течение определенного срока

информационных данных о качестве продукции.

- Для обеспечения требуемого качества каждого вида продукции на предприятии

должна функционировать отдельная система управления качества продукции.

- Улучшение материально – технического снабжения должно осуществляться

умением, найти нужных поставщиков, повышением заинтересованности каждого

поставщика и установлением с ними тесных контактов многопланового

характера.

- Управленческие воздействия должны быть эффективными и выполняться

применительно ко всем стадиям жизненного цикла продукции.

- Система управления качеством продукции может считаться эффективной тогда,

когда выпускаемая продукция удовлетворяет требованиям потребителя и

наличие эффективной системы управления качеством продукции признается

потребителем.

- Создание системы непрерывного обучения в области управления качеством

продукции и воспитание всех трудящихся (учащихся, студентов, мастеров) в

духе уважительного отношения к потребителям, заказчикам. Система

управления качеством продукции должна быть всем понятна. Для воспитания в

общегосударственном и на региональном уровне целесообразно подключить

средства массовой информации, в том числе радио, телевидение, печать.

Следует организовать издание массовых журналов по качеству продукции для

различных категорий учащихся (рабочих, мастеров, инженеров). Необходимо

создавать специализированные центры по обучению и повышению квалификации

в области управления и повышения качества продукции, различные школы и

курсы качества, преподавание в которых могут осуществлять также

специалисты других стран. Ведь общеизвестно, что продукцию с высоким

качеством могут создавать только высококвалифицированные специалисты.

- Повышение роли стимулирования в сфере производства, изготовления

продукции высокого и стабильного качества. Для этого необходимо повысить

значимость поощрительных мер за высокое качество продукции и труда, не

исключая при этом, жестких мер штрафного характера за выпуск продукции с

отклонением от требований нормативно-технологической документации.

Расширить практику проведения различных конкурсов, направленных на

повышение и улучшение качества продукции.

- Привлечение в группы качества значительно более широкого круга трудящихся

и повышение их активности и эффективности работы. По мнению автора, в

число работ по обеспечению высокого качества, подлежащих стимулированию,

необходимо включить и работу групп качества.

- Расширение и претворение в жизнь целого комплекса мероприятий,

обеспечивающих реализацию человеческого фактора в производственных и

социальных отношениях.

- Использование профессионалов в области управления качеством продукции при

проведении всех работ по совершенствованию системы управления качества

продукции.

Совершенствование систем управления качеством продукции необходимо

проводить в следующих случаях:

- при сертификации продукции, когда одним из условий получения сертификата

соответствия является строгое соблюдение в построении управления

качеством продукции требований международных стандартов ИСО серии 9000.

- При получении аттестата качества, когда его может получить только

сертифицированная продукция, то есть имеющая сертификат соответствия.

- При получении государственного заказа на изготовление определенных видов

и объемов продукции, когда в условиях конкурсной системы их получения,

необходимо проводить экспертизу действующей системы управления качеством

продукции.

- При выходе предприятия на внешний рынок.

Одной из общемировых тенденций в обеспечении качества продукции является

системный подход в управлении качеством продукции. Действительно,

зародившись в нашей стране в далекие 40-е годы, системный подход развился в

комплексную систему управления качеством продукции. Яркими представителями

системного подхода в управлении качеством продукции явились:

- Саратовская система «Бездефектного изготовления продукции и сдачи её

отделу технического контроля и заказчику с первого предъявления»;

- Горьковская система «Качество – Надежность – Ресурс с первых изделий»;

- Ярославская система «научная организация работ по увеличению

моторесурса»;

- Львовская система «Комплексная система управления качеством продукции».

Комплексная система управления, качеством продукции, впитав в себя лучшие

достижения предыдущих систем, стала решать проблему обеспечения качества

продукции комплексно. Комплексно – это значит, что обеспечением качества

продукции занимался не только отдел технического контроля.

Системный подход получил развитие и за рубежом. Поскольку в странах с

рыночной экономикой всегда остро стояла проблема производства

конкурентоспособной продукции, удовлетворяющей запросы потребителей, то по

своему воздействию на обеспечение качества продукции зарубежные системы УКП

превосходили комплексную систему УКП находившуюся в тепличных условиях

наличия гарантированных покупателей и компенсации убытков со стороны

государства.

Япония, США, стимулируя развитие конкуренции среди производителей,

обеспечили им широчайшие возможности по привлечению к работам на фирмах

специалистов, получивших соответствующее образование в элитных учебных

заведениях и стажировавшихся в тех странах, откуда можно было привезти

кроме багажа знаний еще и багаж методов, навыков и умения в разрешении

проблем, связанных с качеством.

В качестве дальнейших путей развития и совершенствования комплексной

системы УКП предлагается осуществить её компьютеризацию и на этой основе

обеспечить постоянное слежение за процессом управления качеством продукции

с целью предупреждения возможности возникновения неблагоприятных,

критических или недопустимых изменений. И естественным дополнением к

компьютеризованной комплексной системе УКП может послужить разработка и

внедрение на предприятии обще фирменной системы обеспечения качества

продукции.

Эта концепция предусматривает постоянное улучшение качества. При этом

понятие качества понимается более широко. Оно включает также и затраты на

создание и производство изделия, то есть его себестоимость. Таким образом,

целевой установкой обще фирменной системы обеспечения качества является

обеспечение постоянной динамики улучшения качества производимой продукции и

снижения её себестоимости.

Глава 2

2.1 Совершенствование деятельности предприятия и управление качеством

работы

Теоретический подход к качеству во многом определяется видом

производства и выпускаемой продукции, соотношением спроса и предложения,

конкурентной борьбой основных производителей данной продукции. В

соответствии с этим изыскиваются пути и средства достижения заданного

уровня качества с другой стороны, стратегия в достижении качества по ряду

направлений становится универсальной.

Как пример можно привести очень разные американские компании, как АТТ

«Эйвон», «Корпинг Гласа», «Дженерал Моторз», «Хьюлетт-Паккард», «ИБМ»,

«Полароид» которые разработали единые для них десять основных направлений в

области управления качеством:

1. Достижение заинтересованности руководства высшего звена.

2. Создание руководящего совета по улучшению качества.

3. Вовлечение всего руководящего состава.

4. Обеспечение коллективного участия в повышении качества.

5. Обеспечения индивидуального участия в повышении качества.

6. Создания групп совершенствования систем, регулирования процессов.

7. Более полное вовлечение поставщиков в борьбу за качество.

8. Меры обеспечения качества функционирования системы управления.

9. Краткосрочные планы и долгосрочная стратегия улучшения работы.

10. Создание системы признания заслуг.

Эти сравнения отражают суть организационно – экономических основ

управления качеством.

Если рассматривать более подробнее эти направления можно обнаружить

много интересного:

1) Заинтересованность высшего руководства. Полная уверенность высшего

руководства в том, что предприятие, организация способны на большее по

сравнению с прошлым, абсолютно необходимо для начала процесса улучшения

работы. Этот процесс начинается с высокого руководства, развивается по

мере появления им заинтересованности и прекращается по мере падения к

нему интереса со стороны руководства.

2) Создание коллегиального руководства улучшением деятельности.

Коллегиальное руководство необходимо и может, осуществятся советом или

комиссией по улучшению деятельности. Руководящий совет или комиссия

представляет собой группу из высших руководителей или их представителей,

а также служащих и рабочих. Совет изучает процесс совершенствования

деятельности, и приспосабливает его к условиям организации.

Руководящий совет по улучшению работы играет роль разработчика процесса

улучшения деятельности, подготавливает предприятие к его внедрению и

направляет реализацию этого процесса.

3) Вовлечение всего руководящего состава.

Все члены руководящего состава несут ответственность за реализацию

процесса улучшения деятельности. Это требует активного практического

участия каждого управленца и руководителя среднего звена в рамках

организационной структуры – от генерального директора до главного

бухгалтера.

Каждому руководителю нужна особая подготовка для понимания новых требований

к стандартам деятельности и связанных с ними методов улучшения

деятельности.

4) Участие служащих и рабочих

После вовлечения в процесс улучшения деятельности всего руководящего

состава наступает пора привлечения служащих и рабочих. Это осуществляется

начальником каждого подразделения, формирующим «группу улучшения работы» в

составе подразделения. Как руководитель такой группы, начальник отвечает за

обучение её членов применению тех методов улучшения работы, которым он уже

обучен. Задачи группы улучшения работы – определение результатов

деятельности своего подразделения и внедрения системы, непрерывно

совершенствующей деятельность.

5) Индивидуальное участие.

Как бы ни были важны коллективные действия, нельзя забывать об отдельно

взятом человеке. Необходимо разработать систему, способствующую личному

участию, оценке и признанию результатов такого участия и вклада, вносимого

каждым работником в повышение эффективности и качества.

6) Группы по совершенствованию систем и процессов.

Каждое повторяемое действие в любом подразделении представляет собой

процесс, которым можно управлять теми же методами, что применяются при

управлении обычным технологическом процессом. Необходимо составить схему

последовательности операций, а затем организовать измерения, проверки,

обеспечить каналы обратной связи. При осуществлении каждого процесса, хотя

он может охватывать многие участки, и даже функциональные различные

подразделения, должно быть одно лицо, ответственное за успешное

функционирование данного процесса.

Группа по совершенствованию систем состоит из отдельных представителей

каждого участвующего в процессе подразделения. Такая группа обеспечивает

внедрение наиболее эффективной системы взаимодействия подразделений и такое

совершенствование части процесса, которое бы не оказывало влияния на весь

процесс.

7) Вовлечение поставщиков.

В современных условиях почти все предприятия и организации хотя бы

частично зависят от аутсайдеров, прежде всего, поставщиков. Ни один

успешный процесс улучшения деятельности не может осуществляться без

содействия поставщиков.

8) Обеспечение качества функционирования систем управления.

В течение многих лет на предприятиях, в организациях действовали

подразделения, которые занимались тем, что, измеряли показатели качества и

составляли отчеты о состоянии обеспечения качества в процессе производства.

Такие подразделения, как службы обеспечения качества и надежности,

направляли свои ресурсы на выявление проблем и исправление ошибок; в

результате сформировалась система управления «по отклонениям», которая

реагировала на возникшие ошибки и пренебрегала более важными

профилактическими мероприятиями, недооценивала важность отличных

результатов работы в подразделениях, не связанных с процессом производства.

Средства, выделяемые на решение проблем по обеспечению качества

продукции, должны быть распределены так, чтобы система управления

регулировала текущие операции и не допускала возникновения проблем.

9) Формирование стратегии и тактика улучшения деятельности.

Необходимо разработать долгосрочную стратегию повышения качества.

Следует убедиться в том, что все руководители на различных условиях

понимают эту стратегию в той мере, которая необходима для разработки

поэтапных краткосрочных планов, удовлетворяющих целям долгосрочной

стратегии.

Краткосрочные планы должны быть включены в годовой план реализации общей

стратегии. В течение года должно проверяться выполнение требований этих

планов каждой группой сотрудников точно также как проверяют сроки

выполнения работ, издержки производства и объемы реализации.

10) Создание системы поощрения и признания заслуг.

Процесс улучшения деятельности – это изменение общепринятого подхода к

ошибкам. Можно говорить о том, что существуют два пути проведения требуемых

перемен. Можно наказывать каждого, кто допускает ошибки при выполнении

своих обязанностей, или воздавать должное отдельным работникам и

коллективам, которые выполняют поставленную задачу или вносят значительный

вклад в процесс улучшения деятельности.

Самый наилучший путь – признание заслуг работников, в том числе и

руководителей, их стимулирование к достижению еще более высоких

результатов.

Процесс улучшения деятельности – это прямой путь к искоренению ошибок в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.