реферат, рефераты скачать
 

Управление качеством продукции


очень существенными.

Международные стандарты в целях однообразия, сопоставимости и

обобщения хозяйственной информации дают рекомендации только по некоторым

методам калькуляции затрат на качество для внешней (финансовой) отчетности

о деятельности изготовителя в рамках системы качества:

I. Метод калькуляции затрат на качество. Составляющие затрат,

связанных с внутренней хозяйственной деятельностью,

анализируются на основе модели калькуляции затрат ПОД:

профилактика (П), оценивание (О), дефекты (Д). Затраты на

профилактику и оценивание считаются выгодными

капиталовложениями, тогда как затраты на дефекты считаются

убытками.

II. Метод калькуляции затрат, связанных с процессами. Здесь

используются понятия стоимостей соответствия и не соответствия

любого процесса, причем обе могут быть источником экономии. Под

стоимостью соответствия понимают затраты, понесенные для

удовлетворения всех запросов (сформированных и подразумеваемых)

потребителей при безотказности существующего процесса. Под

стоимостью несоотвествия подразумевают затраты при нарушении

существующего процесса.

III. Метод определения потерь вследствие низкого качества. Основное

внимание уделяется внутренним и внешним потерям из-за низкого

качества и определению материальных и нематериальных потерь. К

внешним материальным потерям можно отнести сокращение в будущем

объема сбыта в связи с неудовлетворительностью потребителей.

Внутренние нематериальные потери – это результат снижения

производительности труда из-за переделок, неиспользованных

возможностей, неудовлетворительной эргономики и т.д.

Материальные потери – это внутренние и внешние затраты,

являющиеся следствием дефектов.

Эффективность мероприятий научно-технического прогресса принимается

как характеристика системы, способной производить экономический эффект (Э),

равный разности результатов экономической деятельности (Р) и затрат (З).

Затраты состоят из затрат на изготовление (Зп) и затрат на эксплуатацию или

использование (Зэ), тогда

Э = Р – (Зп + Зэ).

Управление качеством продукции на ОАО «Ламзурь».

2.1 Общая оценка качества продукции.

В 1999 г. на ОАО «Ламзурь» контролирующим органом продукция не

браковалась. В этом же году были предприняты следующие меры по улучшению

качества :

* установлен отлаживающий канал для пластов крупноштучных конфет;

* реконструирован участок щербета ;

* изготовлены штампы под глазировочную конфету на линии;

* отремонтирована помадосбивочная машина ШАЕ-800;

* проведен ремонт глазировочной линии на втором этапе сахаристого

цеха;

* изготовлены новые ложки для пластов «Птичье молоко»;

* изготовлены направляющие для вафельной печи;

* установлен вентилятор для охлаждения орехов после обжарки;

* проведена сертификация выпускаемой продукции на 2000 г.;

* разработаны красочные коробки для наборов конфет;

Для расширения ассортимента, улучшения качества выпускаемой продукции

за 9 мес. 2000 г. на ОАО «Ламзурь» освоено 38 новых видов продукции, в том

числе 12 наименований конфет: наборы конфет «Мордовия –70 лет», «Край

Родной», конфеты «Колокольчик», «Малиновые», «Виноградные», «Земляничные»,

«Коровка» и др.; печенье – 6 наименований: «Октябрь», «Улыбка», «Бодрость»,

«Родничок» и др.; карамель – 5 видов: «Смородинка», «Мозаика»,

«Зоологическая» и др.; драже – 3 вида: «Молочные орешки», «Одуванчик» и

др.; торты вафельные – 2 вида: «Восточный», «Восточный в шоколаде».

Объем фасованной продукции за 9 мес. составил 309,1 т. Освоено 2 новых

участка – по производству овсяного печенья и вафельных тортов.

Вся выпускаемая продукция сертифицирована.

За высокое качество продукции на ярмарках: «Россия единая» в г. Н.

Новгород, «Российская продукция питания – гарантии качества, лучшая

продовольственная продукция - 2000», в г. Москва шоколадные наборы

«Мордовия – 70 лет», «Край Родной», «Для Вас», конфеты «Гармония»,

«Вишневый цвет» были удостоены трех золотых медалей. Печенье «сахарное»,

крекер получили сертификат соответствия и Почетный диплом «Московское

качество».

На протяжении ряда лет набор конфет «Мордовия» является дипломантом

Всероссийского конкурса 100 лучших товаров России. Образец конфет выставлен

на постоянно действующей выставке на ВВЦ в Москве.

Четвертая Международная выставка «Ингридиенты - 99» израильской фирмы

«Фрутаран» принесла диплом за активное участие в освоении новых видов

продукции и высокое качество. Национальный маркетинговый институт на

конкурсе «Америка за качество и сервис - 99» дал ОАО «Ламзурь» гранд приз.

На шестой Всемирной ярмарке «Российский фермер» г Санкт- Петербург в

1997 году завод получил приз за конфеты с мармеладной начинкой.

Правительство республики Мордовия на третьей Межрегиональной выставке-

ярмарке «Деловая Мордовия - 98» наградило ОАО «Ламзурь» призом за широкий

ассортимент и высокое качество продукции.

Кроме того, в 1995 году за успехи в экономическом выживании и высокое

качество ОАО «Ламзурь» получило факел Бирмингема.

Вот уже несколько лет ОАО «Ламзурь» на конкурентном рынке. Государство

в целях чистой конкуренции диктует свои правила поведения утверждением

ГОСТов. Один из новых используемых на ОАО «Ламзурь» - ГОСТ P 51074-97,

который действует уже год. Настоящий стандарт предназначен для

использования при производстве, оптовой и розничной торговле, хранении и

сертификации (идентификации) пищевых продуктов.

В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» и Законом РФ

«О стандартизации» требования настоящего стандарта являются обязательными.

Требования межгосударственных и российских стандартов на маркировку

конкретных видов продуктов применяются в части, не противоречащей

требованиям настоящего стандарта.

Итак, изготовитель обязан своевременно предоставлять потребителю

необходимую достоверную информацию о пищевых продуктах обеспечивающих

возможность их правильного выбора. Информация для потребителя должна быть

представлена непосредственно с пищевым продуктом текстом и (или)

маркировкой на упаковке, этикетке, контрэтикетке, ярлыке, листе-вкладыше

способом, принятым для отдельных видов пищевых продуктов.

В соответствии с вышеизложенным резюмирую: продукция ОАО «Ламзурь»

двигается к мировому уровню, администрация завода ведет активную политику в

области конкурсного производства и предприятие является важным

производителем в нашем регионе.

2.2. Критический анализ действующей системы управления качеством.

Оценка документации по управлению качеством на ОАО «Ламзурь» и оценка

качества, данная работниками лаборатории качества, позволяют сделать вывод

о том, что никакой системы качества с позиции современных представлений о

качестве на предприятии нет. Есть четко отлаженный механизм контроля

соответствия-несоответсвия определенному ГОСТу.

Для этого ведется статистический учет и контроль качества, что ,в

принципе, не ново в отечественной и зарубежной практике. Он включает

регистрацию данных выходного контроля исходного сырья, регистрацию данных

контроля готовых изделий и регистрацию данных промежуточного контроля, т.е.

стадию инспекционного контроля. За ней следует стадия статистического учета

производства и технологии: регистрация данных контроля процесса;

повседневная информация о применяемых операциях, регистрация данных

контроля оборудования; патенты; сбыт продукции. Последние стадии -

управление и делопроизводство; финансовые операции. Никакие методы из «семи

инструментов контроля качества» не используется.

Однако мировой опыт уже давно впереди того механизма, что действует на

ОАО «Ламзурь». В 1960 г. в странах запада закончился этап качества

соответствия стандарту, кроме того, уже пройденными к 1980 г. стали этапы

соответствия использованию и соответствия фактическим требованиям рынка. На

данном этапе ведущих фирм волнует соответствие скрытым потребностям, ибо

только это сейчас ведет к успешной конкуренции.

Выявлением требований рынка занимается служба маркетинга на ОАО

«Ламзурь». Ее роль состоит в определении потребностей в продукции, рыночном

спросе, требований потребителя, оценки стоимости и сроков производства. На

деле оказалось, что лаборатория качества и отдел маркетинга сосуществуют в

параллельных пространствах, очень редко соприкасаясь на этапе разработки и

внедрения нового вида продукции. Это существенное упущение и ослабление

петли качества.

Активно ведется работа по участию в различных конкурсах и ,как

результат, получены многочисленные премии, т.е. есть работа над престижем

фирмы. Для участия в международно-техническом сотрудничестве и

международной торговле, содействия потребителя в компетентном выборе

продукции товар сертифицируется. Это делается для защиты потребителя от

недобросовестности производителя, контроля безопасности продукции для

окружающей среды, жизни и здоровья, а также для подтверждения своих

показателей качества.

Ошибочной, мне кажется, недооценка экономического аспекта качества. В

службе бухгалтерского учета калькулируются затраты лишь на оборудование,

сырье, рабочую силу. Но это лишь малая толика того, что должно быть учтено

в графе «затраты на качество». В ней еще должны быть учтены затраты на

переделку, повторную обработку, брак, повторные испытания и др.

Подводя черту в критическом анализе действующей системы управления

качеством, делаю вывод о достоинствах – отлаженный механизм контроля

продукции, обязательность сертификации, эффективный рычаг материальной

ответственности работников, виновных в полученном браке; и недостатках –

отсутствие четкой системы управления качеством с опорой на мировой опыт,

незадействованность службы маркетинга на всех этапах жизненного цикла

продукта, отсутствие правильной калькуляции затрат на качество.

3. Метод повышения управления качеством продукции в ОАО «Ламзурь».

Несколько лет ОАО «Ламзурь» ассоциируется с хорошим производителем.

Однако не вся продукция соответствует понятию «качественный продукт». Дело

не в том, что завод – плохой конкурент, а в устаревшей системе контроля за

качеством. К последней уже привыкли на ОАО «Ламзурь» и эта привычка мешает

рационально взглянуть на разлад в старом механизме. На мысль о его

устранении в декабре 1998 г. натолкнул руководство завода Государственный

комитет по стандартизации, метрологии и сертификации, когда провел в

Мордовском центре стандартизации, метрологии и сертификации цикл занятий по

книге Крейга «Руководство по получению сертификата по ИСО 9000». И здесь

позиция комитета полностью совпадает с моей. Для того, чтобы завоевать

рынок потребителей за рубежом и увеличить его объем внутри страны,

необходим общепризнанный в мире стандарт. Самым целесообразным, по-моему,

является ИСО 9000.

Система качества создается на предприятии как средство, обеспечивающее

проведение определенной политики и достижение поставленных целей в области

качества. Первичным является формирование и документальное оформление

руководством предприятия политики в области качества.

Система качества разрабатывается с учетом конкретной деятельности

предприятия. Система качества ИСО 9000 призвана обеспечить качество

конкретной продукции, и поэтому на одном и том же предприятии, выпускающем

различные виды продукции, система качества предприятия может включать

подсистемы качества по определенным видам продукции. Система качества

должна охватывать все стадии жизненного цикла продукции, который называется

«петлей качества » и разделен на более мелкие этапы.

Обеспечение качества продукции представляет собой совокупность

планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих необходимые

условия для выполнения каждого этапа петли качества таким образом, чтобы

продукция удовлетворяла определенным требованиям по качеству.

Для определения планируемых мероприятий обеспечения качества

целесообразно формировать целевые научно-технические программы повышения

качества продукции. Программа разрабатывается на конкретную продукцию и

должна содержать задания по техническому уровню и качеству создаваемой

продукции, требования к ресурсному обеспечению всех этапов петли качества,

а также мероприятия на всех этапах петли качества, обеспечивающие

реализацию этих требований.

К систематически проводимым мероприятиям обеспечения качества

относятся те работы, которые выполняются предприятием постоянно или с

определенной периодичностью. Особое место среди них занимают мероприятия,

связанные с предупреждением различных отклонений. В соответствии с

идеологией стандартов ИСО 9000 система качества должна функционировать

таким образом, чтобы обеспечить уверенность в том, что проблемы

предупреждаются, а не выявляются после возникновения.

Управление качеством представляет собой методы и деятельность

оперативного характера. К ним относятся: управление процессами, выявление

различного рода несоответствий в продукции, производстве или в системе

качества и устранение этих несоответствий, а также вызвавших их причин.

В методологии систем качества меры по выявлению и устранению

отклонений и их причин известны как «замкнутый управленческий цикл»,

который включает контроль, учет, анализ (оценку), принятие и реализацию

решения. Решения могут приниматься по результатам текущей информации,

получаемой при контроле, учете и анализе, а также по результатам обработки

и анализа накапливаемой информации.

При проектировании систем качества управление качеством необходимо

предусматривать как обязательный принцип по отношению ко всем элементам

системы качества на всех этапах петли качества.

Улучшение качества – это постоянная деятельность, направленная на

повышение технического уровня продукции, качества ее изготовления,

совершенствование элементов производства и системы качества.

Объектом процесса улучшения качества может стать любой элемент

производства или системы качества. Данное направление деятельности связано

с решением задачи получения результатов, лучших по отношению к

первоначально установленным нормам.

Идеология постоянного улучшения качества прямо связана и вытекает из

тенденции повышения конкурентноспособности такой продукции, которая

обладает наиболее высоким уровнем качества при более низкой цене.

Развитие деятельности по улучшению качества требует специальной

организации. Характерной организационной формой работ по улучшению качества

являются группы качества (за рубежом - кружки качества). Кроме этой формы

могут использоваться также организация рационализаторской деятельности,

создание временных творческих коллективов, в которые в практике многих

зарубежных фирм при решении определенных задач входят и руководители фирм,

и т.д.

Требования к основным этапам жизненного цикла продукции:

Качество в рамках маркетинга. Маркетинг должен играть ведущую роль в

определении требований, предъявляемых к качеству продукции. Он призван:

определять потребности в продукции (услуге) давать определение рыночного

спроса, требований потребителя, оценки стоимости и сроков производства,

обеспечивать предприятия подробным официальным отчетом о требованиях,

предъявляемых к продукции. Такое описание содержит пожелания и требования

потребителей в виде перечня технических условий, которые послужат основой

для выполнения последующих работ по проектированию. Маркетинг должен

устанавливать постоянную систему обратной связи и контроля получаемой

информации.

Качество при проектировании и разработке технических условий. Система

качества призвана обеспечить создание проекта, отвечающего требованиям

потребителя и лучшим мировым образцам. Краткое описание продукции,

полученное в результате маркетинга, используется как исходные требования к

проекту.

Качество при материально- техническом снабжении. Для обеспечения

качества поставок система качества как минимум должна включать: четкое

установление требований к покупным материалам, полуфабрикатам,

комплектующим деталям и узлам; входной контроль; процедуры решения сложных

вопросов по качеству покупной продукции и т.д.

Качество в процессе подготовки производства и производства продукции.

Подготовка производства должна осуществляться таким образом, чтобы

технологический процесс и состояние всех элементов производства обеспечили

изготовление продукции в соответствии с требованиями технической

документации.

Качество на послепроизводственных этапах. Цель системы качеств на

послепроизводственных этапах состоит в обеспечении качества продукции при

погрузочно-разгрузочных работах, хранении, транспортировании, монтаже.

Учет и анализ затрат на качество. В условиях формирования рыночных

отношений, перехода предприятий на хозрасчет и выхода их на международный

рынок качество продукции и затраты, связанные с ними, становятся важным

фактором экономического положения предприятия и, в частности, такого

показателя как прибыль.

Интенсивная эффективность системы качества может проявляться в

снижении себестоимости продукции за счет минимизации суммарных затрат по

всем группам затрат.

Для практического решения этой задачи целесообразно первоначально

определять все потери, связанные с дефектами продукции, затем определять

мероприятия по предотвращению дефектов и усилению (или ослаблению)

контроля.

Заключение.

Еще немного и мы проснемся в 21 веке, новом тысячелетии. А еще

проснемся в мире, который потребует нового качества жизни. Один из его

составляющих компонентов – качество продукции. Для модернизации последнего

и постоянного обновления «в ногу» с потребностями рынка необходимо

эффективное управление этим качеством.

Управление качеством на предприятии – это руководящая деятельность по

обеспечению проектирования, изготовления и реализации товаров, обладающих

достаточно высокой степенью полезности и удовлетворяющих запросы

потребителей.

Оценить уровень качества этой продукции можно по качественным и

количественным признакам. Если они соответствуют стандартам, то продукцию

следует сертифицировать. Конечная цель проведения сертификации – это не

только повышение качества продукции и услуг, но и гарантии безопасности

живущим сегодня и сохранение здоровой среды обитания для тех, кто будет

жить завтра.

Низкое (неконкурентноспособное)качество продукции – не абстрактная

категория, а вполне конкретная причина нежизнеспособности предприятия.

Поэтому проблема качества осознается уже как стратегическая проблема.

Способность предприятия достигать своих целей, обеспечивая

конкурентноспособность выпускаемой продукции, определяется действующей на

нем системой организации и управления – системой управления качеством.

Эффективным методом повышения управления качеством на ОАО «Ламзурь»

будут стандарты ИСО серии 9000. Их главная цель - обеспечение качества

продукции, требуемого заказчиком, и представление ему доказательств в

способности предприятий сделать это.

Список литературы.

1. Амиров Ю.Д., Печенкин А.Н. Оценка качества продукции и рыночная

экономика // Стандарты и качество. 1992 №10. с. 53-55.

2. Богатин Ю.В. Экономическая оценка качества и эффективности работы

предприятия. М.: Изд. Стандартов. 1991. 150с.

3. Богатырев А.А., Филиппов Ю.Д. Стандартизация статистических методов

управления качеством. М.: Изд. Стандартов. 1989. 121с.

4. Версан В.Г., Чайка И.И. Системы управления качеством продукции. М.:

Изд.стандартов. 1988. 150с.

5. Глазунов А.В. Документы системы QS-9000/1 // Стандарты и качество.

1997. №6. с. 56-60.

6. Гиссин В.И. Управление качеством продукции. Р.-на-Дону: Изд. «Феникс».

2000. 255с.

7. Гличев А.В. Основы управления качеством продукции. М.: Изд.

Стандартов.1988. 80с.

8. Исикава К. Японские методы управления качеством. М.: экономика. 1988.

168с.

9. ИСО 9000 – 1: 1994. Общее руководство качеством и стандарты по

обеспечения качества. Ч.1. руководящее указание по выбору и

применению.

10. Крылова Г.Д. Зарубежный опыт управления качеством. М.: Изд.

Стандартов. 1992. 140с.

11. Леонов И.Г., Аристов О.В. Управление качеством продукции. М.: Изд.

Стандартов. 1990. 200с.

12. Мюллер К. Некоторые аспекты внедрения системы качества в

промышленности // Стандарты и качество. 1998. №3 С. 58-64.

13. Николаева Э.К. Семь инструментов качества в японской экономике. М.:

Изд. Стандартов. 1990. 39с.

14. Окрепилов В.В. Управление качеством. М.: Экономика. 1998. 640.

15. Сакато Сиро. Практическое руководство по управлению качеством. М.:

Машиностроение. 1980. 214с.

16. Свиткин М.З. От семейства стандартов ИСО 9000 к всеобщему менеджменту

качества. // Стандарты и качество. 1997. №9 С. 43-47.

17. Система сертификации ГОСТ P. Основные положения и порядок

сертификации услуг. М.: Госстандарт России. 1995.

18. Системы качества. Сборник нормативно-технических документов. М.,1989.

19. Фейгенбаум А. Контроль качества продукции: сокр. пер .с англ.

М.:Экономика. 1986. 471с.

20. Чайка И.И. Конкурентная борьба предприятий – это соревнование систем

управления качеством. // Стандарты и качество.1996. №12 с.55-59.

21. Швец В.Е. «Менеджмент качества»в системе современного менеджмента. //

Стандарты и качество. 1997. №6 с 48-50.

22. Шишкин И.Ф. Метрология, стандартизация и управление качеством. М.:

Изд. Стандартов.1990. 325с.

Приложение 1

Рис. 1.1. Качество конструкции.

Приложение 2.

Рис. 1.2. Управление качеством на предприятии.

Приложение 3

Схема 1.1. Классификация показателей качества.

Схема 1.2. Классификация видов контроля качества

Приложение 4.

Схема 1.3. Оценка уровня качества продукции: Е – единичные показатели

качества; К – комплексный показатель качества.

Приложение 5.

Рис 1.3. Развитие управления качеством.

-----------------------

[1] Гиссин В.И. Управление качеством продукции. Р.-на-Дону: Изд.

«Феникс». 2000. с. 5-8

1. Швец В.Е. «Менеджмент качества»в системе современного менеджмента. //

Стандарты и качество. 1997. №6 с 48-50.

-----------------------

Показатели качества

По характеризуемым свойствам

-Единичные

-Комплексные

По способу выражения

-Натуральные единицы (кг, м, ч и др.)

-Стоимостные

По оценке уровня качества

-Базовые

-Относитель

ные

По стадии стастадии

-Прогнозируемые

-Проектные

-Производдствен

ные

-Эксплуатацион

ные

Виды

контроля

По объему проверки

Сплошной Выборочный

По средствам контроля

Инструментальный

Органолептический

Визуальный

По стадиям производственного процесса

Входной

Операционный

Приемочный

Хранения

Транспортирования

По периоду проверки

Первичный

Летучий

Периодический

По структуре организации

Самоконтроль

Одноступенчатый

(К. исполнителя +ОТК)

Многоступенчатый (К. исполнителя + др. виды К.)

По особенностям

проверки

Разрушающий

Неразрушающий

По стадиям производственного процесса

Ручной

Механизированный

Автоматизирован

ные системы

Автоматические системы

Активный контроль

По контролируемому параметру

По количествен

ному признаку

По качественному признаку

По альтернативному признаку

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.