реферат, рефераты скачать
 

Управление качеством (шпаргалка)


качества предприятия соответствующего стандарта.

Каждый из указанных этапов содержит определенный состав работ (табл. 5.1).

Этапы оценки системы качества

|Состав работ |Исполнитель |

|1. Этап | |

|предварительной | |

|проверки и | |

|оценки системы | |

|качества | |

|1.1. Подготовка |Предприятие |

|системы качества| |

|и ее | |

|документации к | |

|сертификации | |

|1.2. Заявка на |Предприятие |

|проведение | |

|сертификации | |

|системы качества| |

|1.3. |Орган по |

|Предварительная |сертификации|

|проверка и | |

|оценка системы | |

|качества | |

|1.4. Заключение |Предприятие,|

|договора на |орган по |

|проведение |сертификации|

|сертификации | |

|системы качества| |

|2. Этап | |

|окончательной | |

|проверки и | |

|оценки системы | |

|качества | |

|2.1. Подготовки |Предприятие |

|системы качества| |

|к окончательной | |

|проверке | |

|2.2. Разработка |Орган по |

|программы |сертификации|

|проведения | |

|окончательной | |

|проверки системы| |

|качества | |

|2.3. Проведение |Предприятие,|

|предварительного|орган по |

|совещания по |сертификации|

|организации на | |

|предприятии | |

|проверки системы| |

|качества | |

|2.4. Проведение |Орган по |

|проверки системы|сертификации|

|качества |, |

| |предприятие |

|2.5. Подготовка |Орган по |

|предварительных |сертификации|

|выводов по | |

|результатам | |

|проверки для | |

|заключительного | |

|совещания | |

|2.6. Проведение |Орган по |

|заключительного |сертификации|

|совещания |, |

| |предприятие |

|2.7. Составление|Орган по |

|и рассылка |сертификации|

|отчета о | |

|проведении на | |

|предприятии | |

|проверки системы| |

|качества | |

|2.8. Оформление,|Орган по |

|регистрация и |сертификации|

|выдача (при | |

|положительном | |

|решении) | |

|сертификата | |

|системы качества| |

По результатам первого этапа орган по сертификации составляет заключение, в

котором указывается готовность предприятия и целесообразность проведения

второго этапа работ по сертификации системы качества либо раскрываются

причины нецелесообразности или невозможности проведения работ по второму

этапу. При положительном заключении при подписании договора устанавливаются

сроки проведения работ по второму этапу – окончательной проверке и оценке

системы качества. Если при проведении работ второго этапа органом по

сертификации обнаруживается несоответствие системы качества требованиям

соответствующего стандарта, то совместно с предприятием определяется срок

ее доработки и устанавливается ориентировочный срок повторной проверки. При

положительном решении сертификат выдается на определенный срок (обычно этот

срок ограничивается тремя годами).

30. Международная практика сертификации.

Крупнейшей международной организацией является Генеральное соглашение по

тарифам и торговле (ГАТТ). Соглашение содержит специальные рекомендации для

его участников (около 100 стран) в области стандартизации и сертификации.

Страны-участницы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСВ)

в своих заключительных актах по итогам встреч в Хельсинки (1975 г.) и Вене

(1989 г.) отмечали необходимость сотрудничества в области сертификации и

использования ее как средства, способствующего сближению и расширению

торговых связей стран.

Ведущее место в области организационно-методического обеспечения

сертификации принадлежит ИСО, которая имеет Комитет по сертификации

(СЕГТИКО). В 1985 г. в связи с дальнейшим развитием работ в области

переименовании его в Комитет по оценке соответствия (КАСКО), комитет ИСО

176. Издана Система сертификации, Системы обеспечения сертификации,

аккредитации лабораторий и оценки систем обеспечения качества принято

решение о расширении деятельности СЕРТИКО и качества. Обобщив национальный

опыт многих стран, ТК ИСО 176 подготовил известные стандарты ИСО серии

9000, опубликованные в 1987 г.

Совместно с ИСО над проблемами сертификации работает МЭК. Все руководства

выпускаются от имени этих двух организаций (ИСО/МЭК). МЭК организовал также

две международные системы сертификации. В 1980 г. была проведена экспертиза

изделий электронной техники на соответствие стандартам МЭК (резисторы,

конденсаторы, транзисторы, электронно-лучевые трубки и др.).

Опубликованная в 1985 г. “Белая книга ЕЭС”, содержащая график мероприятий,

необходимых для обеспечения свободного движения продукции, капиталов, услуг

и людских ресурсов. С 1984 г. под эгидой МЭК действует система сертификации

электротехнических изделий (МЭКСЭ), ранее функционировавшая в рамках СЕЧ

(Международной комиссии по сертификации). Эта система направлена на

подтверждение безопасности бытовых электроприборов, медицинской техники,

кабелей и некоторой другой продукции – на соответствии стандартам МЭК.

Международная конференция по аккредитации испытательных лабораторий ИЛЛК

ежегодно проводит конференции для обмена информацией и опытом по вопросам

взаимного признания результатов испытаний, аккредитации лабораторий, оценки

качества результатов испытаний; ИЛАК занимается издательской деятельностью

по вопросам сертификации и тесно сотрудничает с КАСКО, ИСО, ЕЭС, ЕЭК, ООН,

ГАТТ.

В целях обеспечения взаимного признания результатов испытаний в 1986 г. был

создан орган по аккредитации лабораторий стран Северной Европы (НОРДА).

В 1991 г. Генеральная ассамблея Европейского комитета стандартов (СЕН) –

Международной организации по стандартизации стран-членов Общего рынка –

утвердила “Правила внедрения и использования систем СЕН СЕР” и общие

положения систем сертификации и взаимного признания странами ЕЭС

результатов испытания резервов в странах ЕЭС к 1992 г., предусмотрела

выполнение программы по устранению различий между национальными стандартами

и техническими регламентами через разработку директив ЕЭС и европейских

стандартов. При этом исходили из того, что любая продукция, изготовленная и

проданная на законном основании в одной стране, являющейся членом ЕЭС,

должна быть допущена на рынке других стран сообщества.

31. Этапы формирования и виды затрат на качество продукции.

Обеспечение качества продукции связано с затратами.

Качество продукции должно гарантировать потребителю удовлетворение его

запросов, ее надежность и экономию затрат.

Эти свойства формируются в процессе всей воспроизводственной деятельности

предприятия, на всех ее этапах и во всех звеньях. Вместе с ними образуется

стоимостная величина продукта, характеризующая эти свойства от планирования

разработок продукции до ее реализации и послепродажного обслуживания. На

рис. 6.1 покажем цепочку формирования затрат и стоимости товара или услуги.

[pic]

Она позволяет конкретизировать принцип гарантии качества и увидеть когда,

т. е. на каком этапе деятельности, и где, в каком подразделении, он

реализуется. Поскольку за каждый этап и подразделение несет ответственность

руководитель, становится ясно, кто отвечает за качество продукции. То, что

мы подразумеваем под гарантиями, есть технические, технологические,

экологические, эргономические, экономические и иные показатели качества,

которые и обеспечивают удовлетворение запросов потребителя.

Эти показатели имеют качественное выражение и включают в себя плановые,

фактические и критериальные качества продукции.

32. Информационная база анализа затрат.

Для анализа стоимостной величины средств, затрачиваемых на поддержание

качества продукции, используется различная информация. Но прежде чем начать

ее собирать, следует определить, каково ее назначение.

Цели сбора данных в процессе стоимостного анализа качества могут состоять в

следующем:

Снижение затрат на единицу продукции при сохранении ее прежнего качества;

Снижение затрат на изделия при одновременном улучшении их свойств;

Повышение удельных затрат, позволяющее добиться высокого уровня качества,

дающего преимущества по сравнению с конкурентами;

Определение величины издержек по видам для изменения их структуры, но

сохранение прежнего объема затрат на продукцию, позволяющего поддержать

сложившийся уровень цены в целях опережения конкурента по качеству;

Увеличение объема производства без снижения качества продукции из прежнего

объема ресурсов за счет уменьшения и ликвидации отходов;

Анализ отклонений от установленных требований;

Контроль продукции;

Установление цены на продукцию.

Отсюда видно, что часть данных о качестве, касающаяся технических

особенностей изделия и его производства, находится на предприятии-

изготовителе, другая – на конкурирующем предприятии или в сфере реализации,

т. е. во внешней среде.

Данные для анализа затрат на качество могут быть первичными, как правило,

это технические и иные параметры изделий, содержащиеся в ТУ, ГОСТах,

сертификатах и иных документах, подтверждающих качество продукции, и

вторичными, получающимися в результате обработки первичных. Получение

первичных внутренних данных значительно дешевле, чем вторичных внешних и

даже первичных внешних. При этом вторичные, преобразованные, обычно

называют информацией.

Данные различаются также по видам. Они могут быть техническими и

экономическими, например технические обычно внутренние первичные, а

экономические и внутренние и внешние, первичные и вторичные. Все эти

различия влияют на величину расходов времени и денежных средств,

затрачиваемых на получение, а также на методы получения и преобразования

данных в целях их дальнейшего анализа.

Сокращает затраты времени на обработку данных разработка таких видов их

носителей, которые делают возможными предварительные выводы сразу после

сбора данных. Для этого необходимо зарегистрировать источник информации

(дату, когда она собиралась, рабочего, делавшего операцию, станок, на

котором производилась обработка, партию используемых материалов и т. п.),

регистрацию осуществлять в таблицах, облегчающих и ускоряющих вычисление

статистических показателей, используемых при принятии оперативных

управленческих решений и для дальнейшего более глубокого статистико-

математического анализа взаимосвязей и тенденций.

33. Методы анализа затрат.

В зависимости от целей, задач анализа затрат на качество и возможностей

получения необходимых для его осуществоления данных, аналитические методы

существенно различаются. Влияет на это различие и прохождения продукцией

определенного этапа деятельности предприятия, и ее место в цепочке

формирования затрат в конкретный момент

[pic]

Выполняемые изделием и его составляющими функции можно сгруппировать по

нескольким основаниям.

По области проявления функции подразделяются на внешние и внутренние.

Внешние – это функции, выполняемые объектом при его взаимодействии с

внешней средой.

Внутренние – функции, которые выполняют какие-либо элементы объекта и их

связи в границах объекта.

По роли в удовлетворении потребностей среди внешних функций различают

главные и второстепенные.

Главная функция отражает главную цель создания объекта, а второстепенная –

побочную.

По роли в рабочем процессе внутренние функции можно подразделить на

основные и вспомогательные.

Основная функция подчинена главной и обуславливает работоспособность

объекта. С помощью вспомогательных реализуются главные, второстепенные и

основные функции.

По характеру появления все перечисленные функции делятся на номинальные,

потенциальные и действительные.

Номинальные – задаются при формировании, создании объекта и обязательны для

выполнения. Потенциальные отражают возможность выполнения объектом каких-

либо функций при изменении условий его эксплуатации. Действительные – это

фактически выполняемые объектом функции.

Все функции объекта могут быть полезными, и бесполезными, а последние

нейтральными и вредными.

34. ФСА. Основные принципы и этапы.

На этапах проектирования, технологического планирования, подготовки и

освоения производства целесообразно применение функционально-стоимостного

анализа (ФАС). Это – метод системного исследования функций отдельного

изделия или технологического, производственного, хозяйственного процесса,

структуры ориентированный на повышение эффективности использования ресурсов

путем оптимизации соотношения между потребительскими свойствами объекта и

затратами на его разработку, производство и эксплуатацию.

Основными принципами применения ФАС являются:

функциональный подход к объекту исследования;

системный подход к анализу объекта и выполняемых им функций;

исследование функций объекта и их материальных носителей на всех стадиях;

жизненного цикла изделия;

соответствие качества и полезности функций продукции затратам на них;

коллективное творчество.

Цель функционально-стоимостного анализа состоит в развитии полезных функций

объекта при оптимальном соотношении между их значимостью для потребителя и

затратами на их осуществление, т.е. выборе наиболее благоприятного для

потребителя и производителя, если речь идет о производстве продукции,

варианта решения задачи о качестве продукции и ее стоимости. Математически

цель ФСА можно записать следующим образом:

[pic], где

ПС – потребительная стоимость анализируемого объекта, выраженная

совокупностью его потребительных свойств

З – издержки на достижение необходимых потребительных свойств.

Функционально-стоимостной анализ проводят в несколько этапов.

На первом, подготовительном этапе, уточняют объект анализа – носитель

затрат.

На втором, информационном этапе, собираются данные об исследуемом объекте

(назначение, технико-экономические характеристики) и составляющих его

блоках, деталях (функции, материалы, себестоимость).

На третьем, аналитическом этапе, подробно изучаются функции изделия (их

состав, степень полезности), его стоимость и возможности ее уменьшения

путем отсечения второстепенных и бесполезных.

35. Методы технического нормирования.

Существенную помощь в определении затрат на качество продукции могут

оказать методы технического нормирования. Они основаны на расчете

подетальных норм и нормативов материальных ресурсов (сырья, покупных

комплектующих изделий и др. видов материалов), расчете трудоемкости и иных

затрат, включаемых в себестоимость продукции в соответствии с проектными

размерами, конкретной технологии ее изготовления, хранения и

транспортировки, а также затрат на гарантийное и сервисное обслуживание.

Для их расчета используются методы микроэлементного нормирования,

нормативно-справочные материалы методы технического нормирования позволяют

достаточно точно определить затраты как на новое изделие по его

составляющим, так и при усовершенствовании продукции.

36. Индексный метод, метод бальной оценки, метод удельной цены.

Обобщающий показатель качества.

Одним из методов, позволяющих проанализировать изменение затрат, связанных

с изменением качества продукции является индексный метод. Сложность его

применения к данному предмету исследования заключается в том, что оба

признака должны быть выражены количественно. Качество же, не всегда имеет

количественное значение и может описываться словесно, например: продукция

пригодная и не прошедшая сертификацию, соответствующая и не соответствующая

техническим условиям и др.

Если показатели качество имеют числовые характеристики, при построении

индексов их можно использовать как весы затрат. В противном случае весами

может служить количество элементов конструкции изделия, количество деталей,

узлов, изделий.

[pic]

IЗК – индекс затрат с учетом качества;

qН.К. – расход нового по качественным характеристикам сырья, натур. ед.;

qС.К. –расход старого по качественным характеристикам сырья, натур. ед.;

zН.К. –затраты (стоимость) нового сырья, ден. ед.;

zС.К. –затраты (стоимость) старого сырья, ден. ед.;.

Для оценки качества и конкурентоспособности изделия возможно применение

метода бальной оценки. В соответствии с ним каждому качественному параметру

изделия выставляется балл с учетом значимости этого параметра для изделия в

целом и избранной для оценки шкалы – 5-ти, 10-ти, 100-бальной. После этого

определяется средний балл изделия, характеризующий уровень его качества в

баллах. Путем деления цены изделия на средний балл исчисляют стоимость

одного среднего балла [pic]

[pic],

где

Р – цена изделия;

[pic]- средний балл изделия с учетом параметров его качества.

Подобный расчет целесообразно проводить при сравнительном анализе изделий

для решения вопроса об их запуске в производство или эффективности

предлагаемых качественных усовершенствований.

Аналогичен балльной оценке метод удельной цены. Он заключается в

определении цены на основе расчета стоимости единицы основного параметра

качества: мощности, производительности и т. д. Для расчета используется

формула:

[pic],где

ПН –значение основного параметра качества базового изделия в баллах;

Пб – значение основного параметра качества нового изделия в баллах;

Обобщающий показатель качества можно исчислить по формуле:

[pic],

где

Кk – коэффициент качества;

Сб – стоимость забракованной в процессе производства продукции, ден. ед.;

Сд – стоимость дефектной продукции, за которую по рекламациям уплачен

штраф, ден. ед.;

Сг – стоимость продукции, подвергнутой гарантийному ремонту, ден. ед.;

Сф – стоимость продукции, фактически реализованной за отчетный период, ден.

ед.

Чем ближе величина коэффициента качества к нулю, тем лучше работает

предприятие.

37. Анализ брака и потерь от брака.

Политика предприятия должна быть изначально нацелена на высокое качество

продукции. Однако брак, являющийся его противоположностью, может возникнуть

на любом предприятии. Его необходимо учитывать.

Брак может быть обнаружен на самом предприятии-производителе продукции и за

его пределами. Проявившийся в сфере реализации или в процессе использования

продукции брак, свидетельствует как о плохом ее качестве, так и о качестве

работы предприятия. Он называется рекламацией.

Рекламации сравнивают по стоимость и по количеству с прошлым периодом. Их

рассчитывают на 100, 1000, 10000 изделий в зависимости от объема

производства. Появление рекламаций наносит производителю не только

материальный, но и моральный ущерб, сказываясь на его репутации.

При анализе брака рассчитывают абсолютные и относительные показатели.

Абсолютный размер брака представляет собой сумму затрат на окончательно

забракованные изделия и расходов на исправление исправимого брака (Аб).

Абсолютный размер потерь от брака получают вычитанием из абсолютного

размера брака стоимости брака по цене использования, суммы удержаний с лиц-

виновников брака и суммы взысканий с поставщиков за поставку некачественных

материалов (АП.б.).

Как правило, Аб і АП.б.

Относительные показатели размера брака и потерь от брака рассчитывают

процентным отношением абсолютного размера брака или потерь от брака

соответственно к производственной себестоимости товарной продукции.

38. Экономическая эффективность новой продукции.

Производство продукции более высокого качества по сравнению с заменяемой

должно сопровождаться и повышением эффективности производства за счет

снижения затрат.

Методы расчета экономической эффективности можно укрупненно

классифицировать по четырем основным направлениям.

Первое направление. Оно включает в себя применение новых технологических

процессов, механизации и автоматизации производства новых способов

организации производства и труда, усовершенствованной технологии,

обеспечивающих повышение качества продукции при одновременной экономии

производственных ресурсов, при выпуске одной и той же продукции.

Второе направление проводимых организационно-технических мероприятий

включает в себя производство и использование новых средств труда

долговременного применения (машины, оборудования) с улучшенными

качественными характеристиками (производительность, долговечность, издержки

эксплуатации и т.д.).

Третье направление включает в себя производство и использование новых или

усовершенствованных предметов труда, к которым относятся такие материальные

ресурсы, как материалы, сырье, топливо, а также средства труда со сроком

службы менее одного года.

Четвертое направление проводимых оргтехмероприятий включает в себя

производство и использование новой техники, не имеющих аналога, а также

новой продукции и продукции повышенного качества (с более высокой ценой)

для удовлетворения нужд населения или этой продукции, разработанной на

основе НИР и ОКР.

Расчет годового экономического эффекта имеет широкое применение в практике

экономических расчетов. Его величина показывает общую экономию годовых

затрат по сравниваемым вариантам. Методы расчета величины годового

экономического эффекта различаются в зависимости от показателей,

характеризующих объект новой техники как в сфере производства, так и в

сфере использования.

В каждом из рассмотренных выше четырех направлений внедрения в производство

инновационных достижений в области научно-технического прогресса имеется

своя специфика, которая и учитывается в расчете показателя годового

экономического эффекта.

Наряду с другими показателями годовой экономический эффект является одним

из основных элементов расчета экономической эффективности капитальных

вложений и новой техники.

В качестве показателей эффективности достаточно широко применяют систему

показателей рентабельности, исчисляемых как отношение в общем виде прибыли

к затратам. Причем в зависимости от целей исследования числитель и

знаменатель этой дроби могут быть детализированы, что, в свою очередь,

позволяет провести факторный анализ показателя рентабельности, на базе

которого была проведена детализация.

39. Состав проектного анализа по времени проведения.

Анализ любого инновационного проекта состоит из нескольких этапов и

включает в себя ряд разделов. Они могут различаться в зависимости от

принципа классификации.

Например, по времени проведения проектный анализ можно разделить на:

предварительный;

текущий;

последующий.

Предварительный анализ является самым ответственным. Выявленные и

исправленные на данном этапе ошибки не несут существенного вреда

предприятию, так как финансовый ущерб будет ограничен суммой средств,

затраченных, например, на разработку изделия, технологий, исследование

рынка сбыта.

Текущий анализ осуществляется уже в процессе изготовления новой продукции.

К этому этапу предприятие затрачивает на новый проект значительно больше

средств, чем до его запуска в производстве. Они включают в себя, кроме

перечисленных, расходы на оснастку, закупку необходимых основных фондов

(оборудования, инвентаря, инструментов и т. д.), материальных ресурсов

(основных и вспомогательных материалов, комплектующих изделий и т.п.),

затраты на оплату труда (заработная плата с начислениями) и др.

Если производимый инновационный продукт не отвечает требованиям,

предъявляемым к его качеству, то возникают следующие ситуации:

1) товар остался у производителя, но есть возможность его реализации

другому покупателю:

а) по той же цене. Тогда понесенные затраты будут компенсированы в полной

мере и предприятие получит запланированную прибыль;

б) по сниженной цене. Размер фактической прибыли от реализации данной

продукции может оказаться меньше запланированной или ее может не быть

вовсе, или понесенные затраты не будут компенсированы полностью в

зависимости от величины снижения цены;

в) реализация по запланированной или пониженной цене, но дополнительные

затраты на исправление барка или доведения изделия до проектного уровня

качества. Размер прибыли находится в зависимости от величины дополнительных

затрат;

2) товар у производителя, но вследствие его низкого качества, возможность

реализации отсутствует:

а) продажа по цене возможного использования. В этом случае незначительно

компенсируются затраты на производство;

б) реализация утилизированных материалов. Дополнительные затраты на

утилизацию и некоторая компенсация затраченных средств.

Отсюда очевидно большое значение непрерывного текущего анализа продукции,

особенно новой, и ее реализации на потребительском рынке.

Последний этап временного анализа – последующий анализ осуществляется, как

правило, по истечении отчетного периода, например, года. На нем подводится

итог деятельности за период. Выявляются причины и факторы как негативных

(низкого качества), так и позитивных (соответствие стандартам, ТУ, мировому

уровню) результатов для их избежания в дальнейшем или использования их

влияния на повышение качества продукции и снижение затрат.

40. Состав проектного анализа по характеристике сторон объекта.

С точки зрения объекта проектный анализ качества изделий может

характеризовать различные его стороны. Тогда состав анализа будет,

например, следующим:

1. Коммерческий.

2. Технический.

3. Организационный.

4. Социальный.

5. Экологический.

6. Экономический.

Эти виды должны обязательно присутствовать при анализе качества новой

продукции. Они позволяют увидеть ее с различных сторон и позиций. Например:

со стороны возможности сбыта и потребности в нем рынка;

с позиции его технических преимуществ и выгоды по сравнению с аналогами или

его технической новизны;

с точки зрения возможности его организационного осуществления;

с позиции его социальной значимости для данного предприятия, потребителя,

региона, отрасли и государства в целом;

со стороны экологических последствий осуществления данного проекта для

региона, в котором располагается предприятие-производитель, или

потребителей новой продукции;

с точки зрения его экономической выгоды для производителя и потребителя.

Виды и методы проектного анализа новой продукции

|Методы |Фо| |Неф| |

|анализа |рм| |орм| |

|Виды |ал| |аль| |

|анализа |ьн| |ные| |

| |ые| | | |

| |А |Б |А |Б |

|Коммерческ| |+ | |+ |

|ий | | | | |

|Технически| |+ | |+ |

|й | | | | |

|Организаци| | |+ | |

|онный | | | | |

|Социальный| | |+ | |

|Экологичес| | |+ | |

|кий | | | | |

|Экономичес|+ | | |+ |

|кий | | | | |

А – вариант преимущественного использования методов данной группы;

Б – частичное или сочетательное использование методов данной группы;

Знание особенностей методического обеспечения анализа позволит до его

начала подобрать персонал соответствующего профессионального уровня,

подготовить техническую базу, ее программное обеспечение и иной

инструментарий, без которого невозможна всесторонняя разработка нового

качественного, особенного сложного в техническом отношении инновационного

изделия и его технико-экономического обоснования.

-----------------------

качество

Качество фирмы

Качество работы

Качество продукции

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.