реферат, рефераты скачать
 

Управленческий учет в системе менеджмента


коммуникационной связи между подразделениями; обеспечение оперативности

сбора и обработки информации; текущее планирование деятельности структурных

подразделений; оперативный контроль за уровнем расходования материальных,

трудовых и финансовых ресурсов.

В дальнейшем развитие и совершенствование управленческого учёта

проходило в рамках национальных систем бухгалтерского учёта разных стран.

Развитие западного учёта характеризуется общими тенденциями и

специфическими чертами.

Увеличивается информация о спросе на выпускаемую продукцию,

возможностях сбыта продукции при определенных условиях и требованиях,

материально-техническом обеспечении производства этой продукции, об

основном производстве, технической подготовке производства, о затратах на

производство и эффективности выпуска определенных изделий и т. п.

Собственников предприятия, акционеров, поставщиков, покупателей,

кредиторов, налоговые органы, интересует другая информация: об изменении

доли собственного капитала, об эффективности инвестиций, о доходах и

эффективности использования ресурсов и т. п.

В отношении конкретного предприятия это может быть разнообразная

информация. По большинству предприятий информационные потребности

приблизительно одинаковы и их можно сгруппировать следующим образом (см.

рис. 1).

экономическая

информация

нормативно-справочная

плановая

учётная

Первичный учёт

Финансовый учёт

Управленческий учёт

рис.1 Виды информации

На рис. 1 показана информация различного вида. Экономическая

информация представляет собой такой вид информации, которая последовательно

и полно отражает производственно-хозяйственную деятельность предприятия. В

свою очередь, экономическая информация подразделяемся на следующие виды:

плановую, нормативно-справочную и учётную.

Плановая информация содержит данные для выбора действий, которые

могут быть предприняты в будущем. Основное содержание этого вида информации

составляет технико-экономическое и оперативно-производственное

планирование.

Нормативно-справочная информация является связующим звеном между

остальными видами экономической информации. Состав нормативно-справочной

информации определяется типом производства, номенклатурой и сложностью

выпускаемых изделий, технологией и организацией производства,

внутрипроизводственным разделением труда, уровнем развития внутренних

хозяйственных связей. Эти признаки являются основополагающими в применении

методов технико-экономического и оперативно-производственного планирования

учёта затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.

Учётная информация, как и другие виды экономической информации, имеет

общие черты, принципы и объекты с нормативно-справочной и плановой

информацией. Учётная информационная система включает стадии сбора,

изменения первичных данных; регистрации, передачи в вычислительные центры

ил и аппарат управления для обработки данных для оперативного управления,

накапливания и группировки данных по потокам и определенным принципам,

формирования сводной информации и производство расчетов, используемых в

аналитической и синтетическом учёте, составления внутренней и внешней

отчетности.

В процессе деятельности на предприятии возникает большой объем

оперативной информации. Например, мастеру необходимо знать на каком

участке, или в какой бригаде произошли сбои производства, сколько продукции

выпушено цехом, сколько обработано деталей на его производственном участке,

сколько начислено за это заработной платы, а каждому работающему интересно

знать, сколько ему начислено заработной платы.

Заведующий складом должен знать о наличии складских запасов не только

на сумму, но и в количественном выражении по каждому наименованию, для того

чтобы вовремя заказать новую партию и т. п.

Первичная информация обеспечивает исходными данными финансовый и

управленческий учёт.

Финансовый учёт готовит информацию для внутренних и внешних

пользователей, используя при этом общие для всех предприятий правила

ведения.

Большой объём первичной информации не позволяет менеджерам полностью

её осмыслить, проанализировать и использовать в своей работе, Они должны

при выполнении своих обязанностей оперировать краткими обзорами и по

другому сгруппированной информацией. Учётная информация, специально

подготовленная для руководителей разных уровней управления, называется

управленческой учётной информацией,

Управленческий учёт использует оперативную (первичную) информацию

независимо от её количественного измерения. Например отзывы покупателей о

качестве продукции. Однако большая часть первичной информации не

удовлетворяет запросы руководителей. Так, главного конструктора не

интересует, сколько заработал сегодня или неделю назад какой-либо рабочий

механического цеха. Ему необходимы итоговые данные: полностью или нет

удовлетворена его заявка на материалы, какая сумма выделена бюджетом

предприятия на работы, связанные с изменением конструкции изделия или

освоением новых продуктов. Следовательно, в работе менеджерами используется

как детализированная, так и итоговая информация.

Разделение бухгалтерского учёта на две отрасли: финансовый учёт и

управленческий, повлекло за собой организацию двух бухгалтерий, которые

имеют свои конкретные цели и задачи Построение системы информации

предопределено национальными особенностями, размерами предприятий,

характеристикой выпускаемых продуктов и принципами управления.

В информационной системе предприятия управленческий учёт представлен

процессом наблюдения, измерения, сбора и обработки информации для

руководителей разных уровнен управления для планирования, собственно

управления и контроля за деятельностью структурных подразделений и

предприятия в целом.

Данные управленческого учёта предназначены для внутренних

потребителей информации, интересы которых персонифицированы и могут быть

заранее известны. Для управленческого учёта не обязательны общие правила,

вместо одного базисного правила (балансовое обобщение), используемого

финансовым учётом, существуют три различных набора правил (расходы, доходы,

активы); содержится больше приблизительных оценок; много информации в

натуральном выражении; не обращается внимание на точность; разная

информация для различных целей - учёт по центрам ответственности, учёт

полной себестоимости и дифференцированный учёт.

1.2.1 Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета

Управленческий учет является логическим следствием развития

бухгалтерского учета, его эволюции. Усложнение хозяйственных связей и

механизм рыночных отношений, появление новых инструментов рынка, методов и

средств управления производственно-хозяйственной деятельности вызвали

необходимость дополнительной информации, обеспечивающей успешное

функционирование предприятия в этих условиях. Существенные изменения

произошли в технике, технологии и организации производства. Появилось

больше разновидностей продукции, способов ее изготовления, вариантов их

сочетания. Затраты и, во многом, результаты деятельности сейчас

определяются не столько индивидуальными усилиями, умением человека, а

уровнем технического совершенства, экономичностью работы,

производительностью используемых машин и оборудования. Количество вариантов

решения возникающих проблем выросло, возросла и цена неправильного

управленческого решения.

Очевидно, что для внутреннего (внутризаводского, внутрифабричного и

т. п.) управления нужна новая система формирования информации для анализа,

выбора и обоснования таких решений. Появилась необходимость в

переориентации основной цели бухгалтерского учета на удовлетворение

внутренних потребностей фирмы.

Бухгалтерский учет разделился на финансовый и управленческий, причем

в финансовом учете постепенно обособляется и управленческая функция. В

общем виде это можно представить в виде такой схемы:

Необходимость обособления данных управленческого учета в

самостоятельную систему во многом связана с усилением требований к

сохранению коммерческой тайны деятельности организации, обстоятельств, при

которых принимаются те или иные решения. Показатели финансовой отчетности

доступны если не для всех, то для многих. Это можно отнести и к финансовому

учету, открытому для проверок налоговых органов, ревизоров общества или

товарищества, аудиторов и т. п. Система формирования финансовой отчетности

должна быть прозрачной, доступной для понимания компетентным пользователем.

Иное дело — учет для управления, его данные — коммерческая тайна не только

для внешних пользователей, но и для управленческого персонала самого

предприятия, не имеющего прямого отношения к решению данной проблемы.

Наиболее существенные различия между финансовым и управленческим

учетом сводятся к следующему.

• Финансовый учет предназначен для составления бухгалтерской

отчетности установленной формы и содержания, в основном ориентированной на

внешних пользователей. Цель управленческого учета — обеспечение менеджеров

организации информацией, необходимой для решения внутренних задач

управления фирмой.

• Финансовый учет обязателен для предприятия, управленческий учет -

нет. Обязанность вести финансовый учет с использованием аналитических

счетов определена Федеральным законом Российской Федерации от 21.11.96 №

139-ФЗ "О бухгалтерском учете", действие которого распространяется на все

организации, находящиеся на территории РФ. Вопрос о том, вести ли на

предприятии управленческий учет, решает сама организация. Сбор и обработка

информации для управления считаются целесообразными, если ее ценность для

управления выше затрат на получение соответствующих данных.

• Финансовый учет охватывает все хозяйственные операции предприятия,

но это — учет факта, прогнозные величины бухгалтерский учет не включает.

Управленческий учет — это главным образом учет затрат и результатов,

выявление отклонений от оптимального использования хозяйственных средств.

Обе разновидности учета для управления включают расчетные» ожидаемые,

прогнозные плановые величины.

• Финансовый учет должен осуществляться в соответствии с нормативными

документами Правительства РФ и органов, которым предоставлено право

регулировать бухгалтерский учет. За нарушение методологии финансового учета

предусмотрена ответственность по закону. Методология управленческого учета

государственными органами и законодательством не регламентируется.

Управленческий учет ведут по правилам, установленным самой организацией,

учитывающим специфику ее деятельности, особенности решения тех или иных

управленческих задач.

• Пользователями информации финансового учета и отчетности являются в

основном собственники, кредиторы, инвесторы, налоговые органы, внебюджетные

фонды, органы государственной власти, т. е. внешние потребители.

Персонально их состав неизвестен предприятию и всем представляют одни и те

же данные, содержащиеся в финансовой отчетности. Информация управленческого

учета предназначена для руководителей предприятия (менеджеров) разного

уровня полномочий и ответственности. Естественно, каждому из них необходим

индивидуальный перечень учетных данных для управления, соответствующий его

правам и обязанностям.

• Финансовый учет ведется в целом по предприятию, рассматривает его,

как единый хозяйственный комплекс. Затраты и результаты деятельности,

расчеты с поставщиками и покупателями, налоги и другие обязательные

платежи, резервы и целевые поступления учитывают в обобщенных по

организации суммах, не подразделяя их по видам деятельности, структурным

подразделениям и т. п. Управленческий учет ведется по секторам рынка,

местам формирования затрат, центрам ответственности, причинам и виновникам

отклонений и лишь при необходимости обобщается в целом по предприятию.

• Различны не только содержание, но и периодичность, и сроки

представления отчетности. В финансовом учете отчетность может быть

составлена по итогу за месяц, квартал, год, время ее представления - спустя

несколько дней, недель, месяцев. В управленческом учете периодичность

представления соответствующих данных - ежедневная, недельная, месячная.

Часть отчетных данных формируется по мере потребности в них или к

определенному, заранее установленному сроку.

• Информация финансового учета характеризует результат свершившихся

фактов и хозяйственных операций за минувший период, отражает их по принципу

"как это было". Данные управленческого учета ориентируются на решение "как

это должно быть" и контроль исполнения принятого решения. Учет фактических

величин для управленческого учета тоже важен, но в основном как база для

принятия решений и анализа их эффективности. Поскольку управленческий учет

не отменяет финансовый, он пользуется его информацией о фактических

затратах и результатах деятельности, изменении стоимости активов и

источников их формирования, долговых обязательствах и т. п.

• Разной может быть точность финансового и управленческого учета,

исчисления показателей их отчетности. Данные финансового учета должны быть

довольно точными, иначе внешние пользователи отнесутся с недоверием к

содержанию бухгалтерской отчетности. В управленческом учете допустимы

приблизительные оценки, вероятностные расчеты, ориентировочные показатели.

Здесь точность может не играть решающей роли, а первостепенное значение

приобретает быстрота получения информации для управления, ее

многовариантность, удобство пользования.

В конечном счете, управленческий учет в отличие от финансового — учет

не фактической величины имущества, затрат и доходов, состояния расчетов и

обязательств, а учет факторов, обстоятельств и условий, влияющих на

производственно-хозяйственную и финансовую деятельность организации. Его

цель — дать информацию для принятия решений по управлению экономикой

предприятия и проверить эффективность выполнения принятых решений.

Содержание понятия "управленческий учет" в разных странах различное.

Впервые его начали использовать авторы, пишущие на английском языке. В

Германии этим термином не пользуются вообще, предпочитая называть

соответствующий учебный курс и практическое дело "Исчисление затрат и

результатов". Соответственно область планирования, учета, контроля и

анализа издержек ограничивается в основном выручкой от продаж и затратами

текущего года. В англоязычных странах (США, Англии, Канаде) управленческий

учет рассматривают шире. В его сферу входят финансовые и производственные

инвестиции, результаты их использования. Во Франции предпочитают иметь дело

с понятием "маржинальный учет" и ограничивают его поиском и обоснованием

управленческих решений на перспективу с использованием показателей

маржинальной прибыли.

1.3 Составные части управленческого учёта

Сравнительная характеристика финансового и управленческого учёта

обращает внимание на общность объектов — это производственные ресурсы

предприятия. Функционируя в процессе производства, составные части

производственных ресурсов не остаются статичными. Они совершают

кругооборот, видоизменяются, превращаются в продукт, постоянно находятся в

движении, изнашиваются и претерпевают другие изменения.

Предприятия в условиях переходного к рынку периода нуждаются в

аналитической информации, характеризующей использование производственных

ресурсов, целесообразность инвестирования в них, доходность инвестиций. Эти

задачи могут быть решены с помощью управленческого учёта, о чём

свидетельствует существующая практика экономически развитых стран.

Производственные ресурсы на всех этапах кругообращения средств в

производстве — снабженческо-заготовительные процессы, производственные и

сбытовые - находят отражение в системном бухгалтерском учёте. Однако это

отражение специфично, оно больше касается не динамики ресурсов, а их

наличия и состояния Например, учёт материальных ресурсов на складах

предприятия поступление от поставщиков и выдача в производство, остаткам

материалов в цехах, цеховых кладовых и т.д.

Ответственность за сохранность материальных ресурсов и основных

фондов установлена только для материально-ответственных лиц. За

эффективность использования производственных ресурсов ответственности не

предусматривается. Между тем использование производственных ресурсов

происходит в различных структурных подразделениях выполняющих определенные

операции, в разных сферах деятельности предприятия. При этом каждому из них

соответствует система показателей, которыми характеризуется эффективность.

Финансовый отчет формирует обобщенную информацию о материальных,

трудовых и финансовых затратах на производство по предприятию в целом, по

видам или группам продукции, по заказам. Учёт затрат по центрам

ответственности в России пока не налажен. Руководители подразделений не

имеют в системном бухгалтерском учёте оперативной и текущей информации об

издержках по местам возникновения затрат и показателях эффективности своей

деятельности, о затратах своих подразделений в разрезе однородных элементов

и статьям расхода, о соблюдении ими предельных размеров расхода.

Существенным недостатком современного производственного учёта остается

проблема определения реального вклада каждого подразделения в общие

результаты деятельности предприятия.

Информированность руководителей является главнейшим фактором

повышения эффективности всей системы управления от низших уровней до

высших.

В современных условиях возможности самостоятельности в части

организации и ведения управленческого учёта, отсутствия регламентирующих

постановку учёта для внутренних нужд управления документов, наличия

организационной и вычислительной техники представляется возможным решить

перечисленные выше задачи путем реорганизации производственного учёта в

управленческий.

При разработке системы управленческого учёта ее основополагающим

признаком должен выступать учёт затрат по сферам деятельности в неразрывной

связи с определением эффективности каждой сферы. Такой подход к организации

учёта допускает выделение в качестве составных частей управленческого

учёта:

. снабженческо-заготовительную деятельность;

. производственную деятельность;

. учёт затрат на производство и себестоимость продукции;

. учёт финансово-сбытовой деятельности;

. управленческий учёт организационной деятельности;

. контроллинг.

Снабженческо-заготовительная деятельность в системе управленческого

учёта занимает первоначальное положение, так как это первый передел

производства. В ней должны найти отражение следующие направления

деятельности: расширение оптовых закупок, увеличение объема производства

отдельных изделий, выбор метода закупки (производить самостоятельно или

закупать у поставщика), эффективность инвестирования в оборотные средства

предприятия и капитальные вложения его снабженческо-заготовительных

подразделений.

С этой целью собирается и обобщается информация о затратах по видам

работ и складам, о ценах на приобретение материалов, себестоимости

изготовления полуфабрикатов, оценке выданных в производство материальных

ресурсов. Особая роль отводится составлению смет затрат по процессам -

приобретение, погрузка и разгрузка, сортировка и оценка качества, хранение,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.