реферат, рефераты скачать
 

Управленческое консультирование


Управленческое консультирование

СОДЕРЖАНИЕ

Основные области консультирования

Качества консультанта

Профессиональные, этические требования к консультанту

Стратегия консалтинговой фирмы

Кейс-стадиз

Временный зал прибытия в аэропорту Храброво.

1. Основные области консультирования.

Консультирование – это очень широкое понятие, и ввиду этого оно мало

что объясняет, ибо любая помощь клиенту при решении проблем, возникающих в

ходе его деятельности, имеет право называться консалтингом. Поскольку круг

подобных проблем весьма широк, деятельность консультантов с трудом

поддается какой-либо классификации. Существование огромного количества

компаний, предоставляющих консалтинговые услуги как в каком-либо одном

направлении, так и охватывающих полный спектр услуг данной отрасли,

нисколько не облегчает эту задачу.

Сложившаяся в мировой практике классификация сегментирует консалтинг

следующим образом:

- Финансовое консультирование. Проверка и подготовка финансовой

отчетности. Анализ хозяйственной деятельности. Финансовый

менеджмент. Привлечение финансирования. Слияния и приобретения.

- Консультирование в области налогообложения и юридических услуг.

Налоговое планирование и оптимизация налогового бремени.

Правовое обеспечение хозяйственной деятельности

- Консультирование в сфере проектно-конструкторских работ и в

медицине.

Управленченское консультирование

Подробнее остановимся на услугах, которые предоставляются компаниями,

занимающимися управленческим консалтингом (см. схему).

Управленческое консультирование – это вид деятельности, направленный

на решение проблем и/или задач, стоящих перед менеджерами высшего звена в

области стратегического планирования, управления хозяйственной,

инвестиционной и финансовой деятельностью, оптимизации и повышения

эффективности деятельности компании, а также проведение необходимых для

этого аналитической и исследовательской работы.

Конечным результатом деятельности является не только решение проблем,

с которыми сталкиваются управляющие, но и повышение эффективности

деятельности компании в целом и/или увеличению индивидуальной

производительности труда каждого работника, а в некоторых случаях создание

конкурентных преимуществ и вывод компании на новый уровень.

Управленческое консультирование.

[pic]

Классификация, которая приводится, представляет собой попытку

систематизировать и структурировать основные направления деятельности

консалтинговых компаний, услуги ими предоставляемые и привести примеры

компаний специализирующихся в каждой из выделенных областей. Подобная

группировка позволяет получить представление об отрасли и ее структуре с

функциональной точки зрения. Полезна классификация, в основе которой лежит

функциональная специализация консалтинговых компаний. Можно выделить

следующие группы компаний: разработка стратегии/стратегическое

планирование; консультирование в области информационных технологий и

систем; консультирование в области электронной коммерции и интернет-

технологий; консультирование в области управления производством и пр.;

консультирование в сфере управления персоналом.

Разработка стратегии/стратегическое планирование (Strategy).

Это направление имеет самую долгую историю, являясь наиболее

престижным и популярным как среди консалтинговых фирм, так и их клиентов.

Обычно проекты в области разработки стратегии включают анализ текущей

ситуации, возможных путей развития и выработку рекомендаций относительно

дальнейших действий в среднесрочном и долгосрочном плане. Причем речь может

идти как о выходе на новый рынок, реструктуризации и/или диверсификации

деятельности, так и позиционировании нового товара или услуги. Это отражает

тот факт, что понятие “разработка стратегии” трактуется довольно широко.

Проекты, связанные с разработкой стратегии, являются не только

довольно сложными, но и наиболее ответственными и, следовательно, являются

одними из самых высокооплачиваемых.

Список компаний, специализирующихся в области разработки стратегии на

Западе: А. T. Kearney; Accenture; Bain & Company; Braxton Associates; Booz-

Allen & Hamilton; Boston Consulting Group (BCG); LEK/Alcar Consulting

Group; McKinsey & Company; Mercer Management Group.

Клиентами компаний этой группы являются высшее руководство

(управляющие, совет директоров), поскольку именно на этом уровне

принимаются решения, определяющие стратегию дальнейшего развития. В среднем

на протяжении 90-х годов темпы роста доходов компаний в этой сфере

составляли от 16 до 20% ежегодно, что является одним из лучших показателей

в отрасли.

Обычно рабочие команды, которые создаются консультантами в области

стратегии, являются относительно небольшими. В литературе, посвященной

вопросам управленческого консалтинга, для оценки характера проектов

используется коэффициент "partner ratio", который определяется как

отношение количества консультантов к количеству партнеров. Считается, что

если этот показатель не превышает 10, то фирма занимается вопросами

стратегии и работает с топ-менеджерами.

Консультирование в области информационных технологий и систем (IT &

Systems).

Общеизвестно, что индустрия информационных технологий начинает играть

все более и более важную роль в современном бизнесе. В первую очередь это

касается разработки и внедрения корпоративных информационных систем, систем

управления производственными процессами, установки и настройки

специализированного аппаратного и программного обеспечения. Кроме того, эта

сфера является наиболее динамичной. По данным Kennedy Information Group в

97 году темпы роста в данной области составили 29%.Этими факторами и

обусловлено выделение этой деятельности в отдельную группу.

Компании этой группы осуществляют проектирование и внедрение

корпоративных информационных систем, осуществляют техническую поддержку

компьютерных сетей, занимаются интеграцией программных продуктов, запуском

и обслуживанием подобных систем. Они проводят комплексные аналитические

исследования в области производства высокотехнологичной продукции и средств

телекоммуникации, предоставляет своевременную информацию о продукции и

конкурентоспособности компаний-изготовителей, помогает клиентам выбрать

правильную стратегию в этой области.

На протяжении конца 90-х годов типичным проектом являлись консультации

и практическая помощь в преодолении компьютерной ошибки Y2K..

Крупнейшие представители этой группы фирм: IBM Global Services;

Accenture; Mercer Consulting Group; Cap Gemini Ernst & Young; Electronic

Data Systems (EDS); Corporation Computer Sciences Corporation (CSC);

Cambridge Technology Partners; PeopleSoft.

В отличие от представителей других компаний, практически вся работа

консультантов проходит вне офисов на предприятиях клиентов. Поскольку

компании данной группы занимаются разработкой, управлением, внедрением и

обеспечением совместимости компьютерных систем, это означает, что им в

большей степени требуются специалисты с техническим образованием.

Консультирование в области электронной коммерции и интернет-технологий

(E-commerce/Internet services)

Особо следует упомянуть компании, занимающиеся консалтингом в сфере

интернет/интранет технологий и электронной коммерции.

Предлагаемый ими спектр услуг включает огромный набор интернет-

проектов, начиная от разработки концепции и дизайна вэб-порталов и

заканчивая анализом и усовершенствованием сетевой инфраструктуры.

Интересным направлением деятельности является статистические исследования в

сети интернет: анализ посещаемости сайтов, выявление предпочтений различных

групп пользователей и прочие исследования.

Необходимо отметить, что быстрые темпы роста этой отрасли привлекают

компании из других групп, которые спешат получить свою долю рынка. Так

наряду с традиционными EDS, CSC, Keane, McKinsey, компаниями Big 5 на этом

рынке появляются все новые и новые компании (Scient, Razorfish, Viant, iXL,

USWeb/CKS, Proxicom), составляющие достойную конкуренцию лидерам.

Интернет во многом изменил и продолжает изменять деятельность

компаний. Более того, многие традиционные формы управленческого консалтинга

рискуют стать менее востребованными в информационном веке. Так или иначе,

но этот сектор растет наиболее быстрыми темпами и, по оценкам, является

одним из наиболее перспективных. Кроме того, именно в этом секторе новые

компании имеют наибольшие шансы потеснить общепризнанных лидеров. Это

связано с тем, что консультантам в этой сфере необходимы знания и навыки,

отличные от тех, которыми обладают консультанты в традиционных отраслях.

Например, опыта работы со средствами разработки вэб-приложений фирм

Microsoft, Netscape, Inprise/Borland, языком Java, методологиями RAD, JAD и

т.п.

Консультирование в области управления производством и пр. (Operations

Management )

Компании этой группы занимаются изучением внутренней организации

компании-клиента на всех стадиях ее деятельности. Так, например,

производственного процесса, системы сбыта, системы обработки и исполнения

заказов клиентов и тому подобных. Если консультанты, специализирующиеся на

выработке стратегии устанавливают цели и разрабатывают планы, то

консультанты этой группы компаний занимаются воплощением планов в жизнь и

реализацией поставленных задач. Для большинства компаний – это только одно

из направлений деятельности.

Список компаний, занимающих лидирующее положение в данной сфере:

Accenture; Deloitte Consulting; Cap Gemini Ernst & Young;

PricewaterhouseCoopers; Tiber Group

Типичными проектами является оценка оперативности службы поддержки,

изыскание путей снижения операционных издержек, повышение эффективности

системы сбыта, анализ распределения и использования ресурсов, улучшение

системы управления запасами, управление качеством продукции, увеличение

оборачиваемости дебиторской задолженности. И это далеко не исчерпывающий

список.

Так, с начала 90-х одним из наиболее популярных видов услуг стал

реинжиниринг бизнес-процессов (business process reengineering, BPR).

Процесс реинжиниринга состоит из анализа текущей деятельности и

“разложения” ее на составные части; устранения процессов, не добавляющих

стоимость, определения необходимых изменений, а потом -- создания новых

адекватных бизнес-процессов. При этом цель может состоять как в устранении

неэффективных операций и избыточного персонала, так и в упрощении системы

управления, но в любом случае она подразумевает коренные изменения всей

деятельности компании.

Еще одним направлением деятельности компаний этой группы может

являться консультации в области управления запасами и планирования

производства. Так в плане управления производственными запасами применяются

следующие методологии: DRP (Distribution Requirements Planning), SIC

(Statistical InventoryControl), FRP (Finite Requirements Planning).

Что касается управления и автоматизации производственного процесса, то

в данной сфере число доступных методологий гораздо больше, начиная от

базовых моделей MRP и CRP (Material and Capacity Requirements Planning) и

заканчивая интегрированными MPR II, ERP (Enterprise Resource Planning),

CSRP (Customer Synchronized Resource Planning).

В области управления качеством продукции наиболее известными подходами

являются CPI (Continous process improvment) и TQC/TQM (Total quality

control/managment), а также внедрение стандарта ISO 9000.

В целом, можно сказать, что методологии управления качеством

представляют собой разновидность методологий управления бизнес-процессами в

сфере повышения качества продукции.

Human Resources (консалтинг в сфере управления персоналом).

Все возрастающая сложность деятельности в условиях глобальных рынков и

ужесточающаяся конкуренция в практически любой отрасли промышленности и

сферы услуг налагает новые требования на всех служащих компании. В период

стремительных изменений на рынках и в технологиях потребность в эффективном

управлении персоналом увеличивается. Новые перспективы и возможности

открываются в сфере подбора и обучения персонала, методов стимулирования и

мотивации; оптимизации управленческой структуры, что повышает спрос на

услуги консультантов.

Примерный список компаний, специализирующихся на предоставлении

консалтинговых услуг в сфере подбора и управления персоналом: Alexander

Consulting Group; Automated Concepts; Godwins International; HRStrategies;

Sedgwick Noble Lowndes; Towers Perrin; Watson Wyatt Worldwide

Их деятельность направлена на повышение эффективности управления,

улучшение взаимодействия между сотрудниками, создание сплоченных команд.

Они работают над созданием корпоративной культуры, улучшением системы

взаимоотношений с клиентами, разрабатывают программы повышения квалификации

и способствуют созданию творческой атмосферы. Еще одним растущим

направлением являются консультации в области найма и увольнений.

Менеджеры не склонны недооценить важность подобных услуг, поэтому эта

работа пользуется уважением и соответственно оплачивается. Компании этой

группы заинтересованы в специалистах по психологии, профессионалов в

области обучения и оценки персонала, имеющих опыт работы в сфере

организации и управления человеческими ресурсами.

2. Качества консультанта

Консультант – профессионал по оказанию услуг управленческого

консультирования. Качества консультанта определяются характером задач

консультирования и требованиями клиентов.

Приведем примеры таких качеств.

|Профессиональное |Определение |Примеры поведения консультанта в |

|(этическое) | |типичных ситуациях |

|качество | | |

|Заинтересованное |Искренняя |Непрерывно осуществляет поиск |

|отношение к |заинтересованн|информации о клиенте. |

|клиентам |ость в успехе |Способен самостоятельно |

| |и |определить случаи, в которых |

| |благосостоянии|производительность работы не |

| |клиентов; |соответствует требованиям |

| |забота о |клиента. |

| |людях, а также|Сосредоточен на личных |

| |об организации|потребностях клиента, еще до того|

| |в целом. Поиск|как будут исследованы технические|

| |информации о |параметры. |

| |клиенте, |Выступает как личный друг и |

| |которая может |советчик клиента. |

| |понадобиться в|Способствует эффективному |

| |дальнейшем. |использованию положительных |

| | |качеств, свойственных данному |

| | |клиенту; предупреждает о |

| | |возможных ошибках в ходе |

| | |использования положительных черт |

| | |личности. |

| | |Способен пожертвовать личным |

| | |временем, посвящает решению |

| | |проблем клиента не только свое |

| | |рабочее время. |

| | |Обладает свойством эмпатии, |

| | |искренней заинтересованностью и, |

| | |во всех ситуациях, неизменно |

| | |положительным отношением к |

| | |клиенту. |

|Желание |Искреннее желание |Предпринимает действия, |

|оказать |способствовать |позволяющие незамедлительно |

|положительное|повышению |произвести обмен информацией|

|влияние |профессионального |с клиентом. |

| |уровня каждого |Указывает на сильные стороны|

| |отдельного клиента,|клиента, перед тем как |

| |организационной |высказать несогласие с |

| |структуры |какой-либо точкой зрения. |

| |предприятия, и |Ссылается на свой опыт в |

| |предприятия в |подобных ситуациях, чтобы |

| |целом. |установить контакт и |

| | |доверительные отношения с |

| | |клиентом. |

| | |Сохраняет доверие клиента, |

| | |выполняя работу в |

| | |установленные сроки. |

| | |Уравновешивает отрицательные|

| | |и положительные моменты в |

| | |информации, сообщаемой |

| | |клиенту. |

| | |С одной стороны, не |

| | |допускает подавления своей |

| | |личности со стороны старших |

| | |по должности, с другой – не |

| | |относится попустительски к |

| | |своим подчиненным. |

|Стремление к |В меру развитое |Имеет способность чётко |

|достижениям |стремление |направить внимание клиента |

| |превосходить коллег|на проблемы, над которыми |

| |по степени |необходимо работать. |

| |профессионализма, |Анализирует индивидуальные |

| |или быть |положительные и |

| |непревзойденным |отрицательные свойства |

| |специалистом в |клиента, прежде чем давать |

| |своей области. |рекомендации. |

| |Ориентированность |Если нужно, ориентирует |

| |на конечный |клиента на работу в |

| |результат, при этом|определенном направлении в |

| |не склонность |будущем. |

| |предъявлять излишне|Помогает клиенту осмысливать|

| |завышенные |ситуацию нестандартно, с |

| |требования к |различных точек зрения, а |

| |работе; при |также взглянуть в будущее. |

| |необходимости, |Помогает разрабатывать и |

| |возможность с |контролировать систему |

| |готовностью |метрических показателей для |

| |передать свои |оценки достижений. |

| |полномочия. |Способствует постановке |

| |Реалистичность и |сложных, но реалистичных |

| |способность принять|задач для клиента. |

| |тот факт, что | |

| |иногда, вследствие | |

| |сложившихся | |

| |обстоятельств, | |

| |приходится | |

| |принимать не самое | |

| |оптимальное решение| |

| |для данной | |

| |ситуации. | |

|Стремление |Уделяет должное |Обеспечивает чёткое |

|быть честным |внимание правам |представление и полностью |

|и |окружающих; |осознанное участие клиента в|

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.