реферат, рефераты скачать
 

Финансовый менеджмент в малом бизнесе


вступит в эксплуатацию к определенной дате;

— потерю выигрыша на налогах из-за того, что участники прекратили

работы над уже функционирующим, но экономически не оправдавшим себя

проектом;

— изменение налогового законодательства, например, увеличение

налога на собственность или изменение плановой нормы амортизации перед тем

как запустить проект в эксплуатацию;

— решения налоговой службы понижающие налоговые преимущества в

результате осуществления проекта. Инвесторам, как правило, удается

частично защитить себя от налогового риска посредством соответствующих

гарантий, включаемых в соглашения и контракты.

Риск неуплаты задолженностей.

Даже успешные проекты могут столкнуться с временным снижением доходов из-

за краткосрочного падения спроса на производимый продукт, либо снижением

цен из-за перепроизводства продукта на рынке.

Чтобы защитить себя от таких колебаний, предполагаемые ежегодные доходы

от проекта должны перекрывать максимальные годовые выплаты по

задолженностям.

Участники могут применить следующие меры снижения риска от неуплаты

задолженностей:

— использование резервных фондов;

— производственные выплаты;

— дополнительное финансирование.

Помимо достаточности предполагаемых доходов часто рекомендуется, чтобы

план финансирования включал в себя резервный фонд выплат по задолженностям,

который должен поддерживаться на определенном уровне, например, на уровне

максимальных ежегодных выплат по задолженностям. Финансовые соглашения

должны быть составлены таким образом, чтобы в любом из них первоначально

предусматривались выплаты по задолженностям, затем на компенсацию

резервного фонда и, после этого, по участкам и третьим сторонам.

В некоторых проектах вместо резервного фонда выплат по задолженностям

может использоваться принцип производственных выплат. В проектах,

обеспеченных доходами, участники обязуются осуществлять выплаты по

задолженностям, гарантируя на эти цели определенный процент доходов,

получаемых от продукта, производимого по проекту. При этом недостаточность

поступающих из этого источника сумм для оплаты задолженностей не

рассматривается как невыполнение обязательств: возникающий дефицит

суммируется и выносится на срок окончательной выплаты задолженности.

План должен предусматривать возможности дополнительного финансирования,

необходимость в котором может возникнуть из-за задержки, значительного

увеличения масштабов проекта или проблем, связанных с эксплуатацией.

Необходимо установить контакт с отдельными кредиторами для обеспечения

покрытия непредвиденных расходов.

После осуществления участниками проекта надежных мер по снижению риска

неуплаты задолженностей, инвестор может применять соответствующие гарантии

частичных или полных выплат задолженностей в определенные этапы проекта или

по его завершению.

Кроме того, правительственные организации могут предоставить

правительственные гарантии, экспертные гарантии или защиту политического

риска.

2.2. Государственная поддержка малого бизнеса в России. Финансирование и

инвестиционная поддержка.

В условиях глубокого экономического кризиса и крайней ограниченности

ресурсов для капиталовложений в экономику России проблема приоритетности

выбора направлений инвестиционной деятельности приобретает чрезвычайное

значение. Учитывая данное обстоятельство, надо включать в систему таких

приоритетов и сферу малого и среднего бизнеса. Это вытекает не из

конъюнктурных, политических или идеологических установок, а из объективного

хода социально-экономических процессов, из того, каковы место и перспективы

данной сферы в решении ряда остроактуальных для нашей страны задач

(создания конкурентной среды, повышения уровня и эффективности занятости

населения, отработки и распространения новых технических решений и др.)[1].

Между тем пока нет оснований говорить о том, что российский малый и

средний бизнес (МСБ) реально пользуется какими-то предпочтениями в

распределении инвестиционных ресурсов; скорее имеет место противоположная

ситуация, когда эта сфера оттесняется на второй план. Финансирование было и

остается наиболее уязвимой проблемой российского МСБ. По данным

социологического опроса руководителей малых предприятий (МП), половине

респондентов при их организации пришлось ограничиться собственными

сбережениями; немногим более четверти сумели получить кредит, а менее 20% —

привлечь средства вкладчиков[2]. Самая серьезная проблема на начальной

стадии, как отмечают предприниматели, — финансы и помещения, затем

отношения с местными органами управления. При этом проблема инвестирования

остается основной на всем протяжении деятельности фирмы.

В западных странах действуют многочисленные коммерческие банки,

страховые компании, отраслевые фонды, региональные коммерческие отделения

институциональных структур содействия малому бизнесу, огромное количество

региональных гарантов, благотворительных фондов и ассоциаций, активно и

весьма разнообразно его поддерживающие. Мы такого рода институтами не

располагаем, что, разумеется, существенно тормозит развитие МСБ, тем более,

что и ощутимой государственной материально-финансовой помощью последний не

пользуется. Поэтому вполне естественно, что в настоящее время развитие сети

МП не оказывает еще решающего влияния на формирование товарных рынков, а

поддержание предпринимательской активности в сфере МСБ не имеет необходимой

почвы. Положение с обеспеченностью этих предприятий материальными,

энергетическими и финансовыми ресурсами не только не улучшается, но в

последние годы, напротив, ухудшается. Согласно результатам выборочных

обследований деловой активности малого предпринимательства в

промышленности, строительстве и розничной торговле, проведенных в 1995—1996

гг., запасы сырья и материалов сократились примерно у 40% малых хозяйств.

Сложившийся уровень заказов и обеспеченности ресурсами большинство

предпринимателей оценивали как находящееся на уровне «ниже нормального»,

хотя, в отличие от крупных предприятий, в сфере МСБ наблюдаются некоторые

тенденции стабилизации экономического положения. Так, в течение 1995— 1996

гг. на малых предприятиях достаточно стабильными оставались численность

занятых и уровень использования производственных мощностей.

Несмотря на то, что капитальные вложения МП составляют достаточно

внушительную сумму (11% от капиталовложений в экономику России за счет всех

источников финансирования), активность малых предприятий промышленности в

области инвестиций весьма низка. Опросы показали, что среди причин,

влияющих на ограничение инвестиционной деятельности, около 60% респондентов

выделяют высокий уровень налогообложения, 30 — высокие темпы инфляции,

более 30% — общую экономическую и политическую нестабильность.

Лица, возглавляющие МП, критически характеризуют конкурентоспособность

своей продукции: «средней» применительно к внутреннему рынку ее полагают

лишь несколько более 50% руководителей. Низкая конкурентоспособность

продукции соответственно сдерживает спрос на нее.

Руководители обследованных малых предприятий основными факторами,

сдерживающими их инновационную деятельность, считают недостаток собственных

средств (около 75% опрошенных), высокие налоговые ставки (более 60%),

неприемлемые условия инвестирования и кредитования (25%).

Анализ источников финансирования предприятий МСБ показывает, что

наиболее доступными для этой сферы являются внутренние источники развития —

их используют более трех четвертей предприятий, тогда как из внешних

источников черпает какие-то ресурсы лишь один из четырех субъектов малого

бизнеса.

Данные опроса показывают, что первое место среди источников

финансирования занимают доходы от собственной деятельности МП, на это

указали два из трех его участников. Второе место занимает другой внутренний

источник — личные средства учредителей МП (21,7%). На третьем месте —

частный кредит, к нему прибегают 17,9% МП. Прочие источники используют

около 10—15% таких предприятий. При этом свыше 20% опрошенных руководителей

МП считают, что их предприятия вообще не имеют возможности развиваться.

Более полное представление о характере инвестирования сферы МСБ дают

результаты опросов о направлении вложений средств МП. Согласно этим

сведениям, лидируют МП, направляющие инвестиции в оборудование и транспорт

(57,5%); на втором месте — те, чьи вложения идут на пополнение оборотных

средств (44,3%). Многие предприятия вкладывают значительные средства в

ремонт помещений и рекламу (около 38%); приблизительно 20% МП направляют

ресурсы на обучение своего персонала. Сравнение данных по группам МП

свидетельствует о ряде различий, связанных со спецификой сфер деятельности.

Например, МП торговли значительно чаще пополняют свои оборотные средства

(76%), но отстают во вложениях в человеческий капитал — всего 8% их

количества занимаются обучением своих сотрудников, тогда как по всей

выборке — 20,8%.

Одной из главных проблем развития МП является их слабое инвестирование в

связи с повышенными в данной области рисками при кредитовании. Последние

вызваны следующими факторами: малые предприятия обычно не имеют возможности

самостоятельно предоставить стопроцентную гарантию по своим обязательствам,

не существует отлаженной системы гарантий и страхования их инвестиционной

деятельности; кадровый состав МСБ обычно не имеет достаточной экономической

подготовки и потому зачастую представляет слабо проработанные

инвестиционные проекты; что же касается консалтинговых услуг по ведению

бизнеса и подготовке инвестиционных проектов, то они, как правило, для

предприятий МСБ слишком дороги.

Во всех цивилизованных странах предприниматели не представляют, как

можно не застраховать наиболее опасные риски, связанные с производственной

деятельностью.

В настоящее время наряду с образованием новых малых предприятий

наблюдается процесс банкротства ранее действовавших, что в целом ряде

случаев связано с уничтожением или потерей их имущества в результате

пожаров и других неблагоприятных событий. Для малых предприятий каждое

такое событие может стать катастрофическим. Возрождение их как правило

проблематично, если руководитель не принял своевременных мер по защите

имущественных интересов и возложению на себя ответственности за жизнь и

здоровье работников путем заключения договоров страхования. .

Страхование способно оказывать существенное влияние на финансовое

состояние и развитие малого бизнеса.

В настоящее время еще не все средние и мелкие предприятия проявляют

активность на национальном рынке. Заключение ими договоров страхования в

значительной мере сдерживается их финансовыми возможностями. Но именно в

переходный к рыночной экономике период в целях развития и стабильности

малого бизнеса предпринимателям необходимо обеспечить страховую защиту

своих имущественных интересов и ответственности перед третьми лицами через

систему страхования.

В последнее время в печати появились сообщения, что многие страховые

компании и их фирмы с большой настороженностью относятся к малым

предприятиям при заключении договоров имущественного страхования,

рассматривая их как источник повышенного риска. Ужесточение же страховыми

компаниями требований к порядку заключения договоров вполне оправдано.

Страховые компании оказали существенную помощь большинству малых

предприятий при их становлении и продолжают оказывать ее в процессе

функционирования. Как правило, коммерческие банки выдают таким предприятиям

краткосрочные кредиты только при условии, что гарантия их возврата будет

обеспечена договором страхования ответственности заемщика за непогашение

кредита, заключенного заемщиком со страховой организацией в пользу банка.

Но все равно банки не всегда выдают кредиты даже в этом случае, а после

кризиса 1998 года страхование практически прекратилось.

Многие страховые компании по заключенным с малыми предприятиями

договорам страхования ответственности заемщика за непогашение кредитов

потерпели крупные убытки в связи с невозвратом полученных средств

кредиторам, а некоторые обанкротились, поскольку заемщики скрылись.

Основной причиной этих негативных явлений послужило то, что в целом ряде

случаев страховые компании принимали на страхование риски ответственности

без достаточной проработки обоснованности целевого использования кредитов и

гарантий обеспечения их возврата.

Мелким и средним предприятиям для развития их производственной

деятельности необходима государственная поддержка, протекционистская

политика по отношению к малому бизнесу. Должны быть созданы твердые

законодательные гарантии для стабильной работы мелких и средних

предпринимателей, стимулирующие их деятельность по производству

отечественных товаров на уровне мировых стандартов, а также

сельскохозяйственной продукции.

В целях снижения налогооблагаемой базы предприятий страховые союзы, ныне

объединившиеся во Всероссийский союз страховщиков, неоднократно обращались

в Правительство Российской Федерации по вопросу включения страховых взносов

по договорам страхования имущества предприятий, жизни работников и

гражданской ответственности за причинение вреда имущественным интересам

третьих лиц в себестоимость продукции (работ, услуг).

На деятельность предприятий малого бизнеса негативно влияет откровенно

фискальная государственная налоговая политика, в ряде случаев доходящая до

абсурда.

Так, если руководство предприятия в целях социальной защиты

имущественных и личных интересов работников своего предприятия заключит

договоры страхования их имущества и страхования жизни с уплатой страховых

взносов за счет средств предприятия, то по действующему налоговому

законодательству суммы взносов должны быть включены в налогооблагаемую базу

при исчислении налога каждому конкретному работнику.

Более того, если наступит страховой случай и застрахованному страховая

компания выплатит возмещение по имущественному страхованию в покрытие

ущерба или страховое обеспечение по личному, то выплаченные суммы

включаются в совокупную налогооблагаемую базу получившего эти суммы.

Законодатель, устанавливая нормы по подоходному налогу с физических лиц,

исключил такое нравственное понятие, как необходимость защиты имущественных

и личных интересов предприятия его руководителем и посчитал суммы,

выплачиваемые по договорам страхования в возмещение ущерба, доходом

пострадавшего от страхового события. В результате в ряде случаев размер

страхового возмещения уменьшается до 40%.

Проводимая государством налоговая политика и в отношении страховых

компаний серьезно осложняет функционирование страхового рынка России.

Налоговые нормы, установленные законодательством для страховых компаний

необоснованно приравнены к банковской системе. В связи с этим финансовое

становление страховых компаний происходит крайне медленно.

В настоящее время большинство крупных предприятий для покрытия страховых

рисков предпочитают заключать договоры с иностранными страховыми

компаниями. В результате десятки миллионов валютных средств в виде

страховой премии уходят за рубеж.

В целях активизации национального страхового рынка, увеличения его

емкости и финансовых возможностей российских страховых компаний было бы

целесообразно пересмотреть отношений к страхованию, снизить размеры налогов

на страховые операции. Это создает возможность расширить страховые операции

и значительно увеличить объем инвестиций в экономику государства.

По данным опроса руководителей МП, в доступе к кредитным ресурсам они

испытывают на себе как общую жесткость кредитно-денежной политики, так и

проявление дискриминационной политики банков по отношению к МСБ. При этом

среди трудностей в доступе к кредитам лидируют ценовые ограничения (очень

высокие проценты отметили 47,6% руководителей МП), затем следует комплекс

неценовых ограничений — нереальный залог и гарантии (21,9%), ограниченность

сроков кредитования (14,3%), недоступность инвестиционных кредитов (10,5%),

далее — субъективные оценки дискриминирующих условий (17,1%), при этом роль

организационных факторов невелика.

Коммерческие банки не заинтересованы в кредитовании малых предприятий из-

за отсутствия отработанных технологий по инвестированию их, необходимости

рассмотрения большого количества инвестиционных проектов при высокой

себестоимости операций по их проработке. Банки не хотят рисковать,

поскольку уже имеют негативный опыт исчезновения кредитуемых фирм,

невозврата кредитов, сокрытия залога, в том числе в сфере МСБ. Поэтому для

обеспечения страховки и возможности контроля круг кредитуемых организаций

ограничивается теми, которые держат расчетный счет в банке, являющемся

предполагаемым кредитором. Банки избегают кредитовать вновь организованные

фирмы, при этом обязательно требуют залог при гарантии от третьей стороны,

которая может поручиться за МП своим имуществом. Уровень процента учитывает

степень риска, который для МП достаточно высок; стандартные сроки, на

которые предоставляется кредит колеблются от трех месяцев до полугода.

Отсюда вывод: российским банкам необходимо развивать финансовые услуги

для МСБ, соответствующие тем, что существуют на Западе. Прежде всего это

относится к необходимости детальной проработки и экспертизы каждого

проекта, независимо от суммы кредитования, и к совершенствованию

способностей банков оценивать ссуды, основываясь более на знании рынка и

потенциальных ресурсов предприятий, чем на стоимости их основных фондов и

размере залога.

Большого внимания заслуживают появившиеся и заметно развившиеся

специфические негосударственные структуры поддержки малого и среднего

предпринимательства. Одной из первых таких структур стало созданное в 1992

г. Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса (далее

Российское агентство). Его основная задача состоит в содействии развитию

предпринимательской активности населения путем предоставления широкого

комплекса консультационных, информационных и экспертных услуг для

начинающих предпринимателей, малых и средних предприятий. Речь идет о

консультациях по вопросам экономической, финансовой, налоговой политики и

ведению бухгалтерского учета; о помощи в разработке учредительных

документов, в регистрации предприятий и лицензировании их деятельности,

выработке фирменного стиля; об обучении (на основе специальных программ,

разработанных Российским агентством при участии британских специалистов)

практическим деловым навыкам для успешного развития собственного дела

(имеются в виду бизнес-планирование, маркетинг, реклама, этика

предпринимательства и др.); об оказании информационно-справочного

содействия по внешнеторговым операциям, таможенным вопросам и другим

проблемам нормативно-правового характера.

Российское агентство постоянно стремится к расширению сферы своей

деятельности. В последнее время это прежде всего касается вопросов

поддержки инвестиционной активности предприятий МСБ. Для этого в структуре

агентства выделен специальный инвестиционный отдел, задачи которого сейчас

таковы: подготовка и проведение обучения и консультирования по вопросам

составления бизнес-планов, по инвестиционному проектированию и финансовому

менеджменту; разработка и проведение экспертизы инвестиционных проектов;

поиск источников их финансирования. Оно является официальным агентом

Федерального фонда поддержки малого предпринимательства по отбору

предпринимательских проектов для предоставления кредитов. С участием

агентства в рамках реализации Федеральной программы государственной

поддержки малого предпринимательства в РФ на 1996—1997 гг. разработана

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.