реферат, рефераты скачать
 

Финансовый менеджмент в малом бизнесе


«Методика конкурсного отбора и экспертизы инвестиционных проектов в сфере

малого предпринимательства».

Функции Российского агентства по началу были в большой степени

ориентированы на потребности развития МСБ в московском регионе, теперь оно

стало играть роль неформальной методической и координирующей

организационной структуры и в общероссийском масштабе.

Реализуется эта роль в значительной степени через активное участие в

создании сети соответствующих региональных агентств в субъектах РФ (в

настоящее время действует уже 47 таких агентств). Эта деятельность

Российского агентства была предопределена федеральными органами власти: в

декабре 1994 г. Правительство РФ приняло специальное постановление № 1434

«О сети региональных агентств поддержки малого предпринимательства». Этим

документом принята схема финансирования работ по созданию сети региональных

агентств за счет ассигнований из государственного бюджета, выделяемых по

каналам Федерального фонда поддержки малого предпринимательства.

Региональные агентства поддержки малого и среднего бизнеса являются

организациями, специально создаваемыми для оказания физическим и

юридическим лицам услуг по становлению малого и среднего

предпринимательства и обеспечению его результативного функционирования.

Перечень таких услуг определяется степенью развития агентств и может

включать практически все виды поддержки малого и среднего бизнеса — от

сугубо информационного обслуживания и юридических консультаций до

непосредственного участия в инвестициях. Агентства, как правило, не ставят

своей основной целью получение прибыли, и поэтому их услуги, при достаточно

высоком качестве, дешевле, чем предоставляемые другими организациями, а в

ряде случаев и вовсе бесплатны, если агентства функционируют в контакте с

органами власти и управления всех уровней и опираются на помощь этих

органов.

В настоящее время Российское агентство поддержки малого и среднего

бизнеса возглавило работу по созданию единой информационной сети

региональных агентств, ведущуюся при активном участии организаций, которые

имеют большой опыт в области современных информационных технологий. И это

важный этап деятельности и Российского, и региональных агентств. Практика

показала, что определенная этапность служит весьма существенным условием

эффективного организационного развития отдельных региональных агентств и их

сети. Она предполагает постепенное движение по мере накопления

организационного опыта, стабилизации финансового положения, оснащения

современными организационно-техническими средствами и т.п. Столь же

постепенно и последовательно должен формироваться пакет предоставляемых

услуг, причем не по принципу простого расширения их перечня, а посредством

отбора вариантов, наиболее выгодных агентствам и необходимых в том или ином

конкретном регионе.

Оценку перспектив деятельности агентств поддержки МСБ правомерно

связывать с тем, что ее значимость постоянно подчеркивается как федеральным

правительством, так и на уровне региональных властей. Это, разумеется, дает

повод для оптимистических прогнозов. К сожалению, действующий механизм

реальной поддержки МСБ еще нельзя признать отвечающим даже нынешним

объективным требованиям, и тем более, задачам, которые могут и должны быть

решены для повышении его инвестиционной активности.

Как известно, реализация программ инвестиционной поддержки МСБ может

иметь двоякое обоснование. Во-первых, содействие развитию малого

предпринимательства является эффективным средством решения социальных

проблем, и прежде всего проблемы занятости. Поэтому концепция социальной

направленности финансовой поддержки сферы МСБ исходит из того, что

осуществление социально полезных функций малого бизнеса должно дотироваться

государством и обществом. Во-вторых, — важность развития МСБ с точки зрения

эффективности использования народнохозяйственных ресурсов. При таком

подходе средства, выделяемые МСБ, должны, с позиций рыночной экономики,

рассматриваться как инвестиции, способные принести прибыль.

Сейчас в стране, как известно, продолжается системный кризис,

фактическая безработица не уменьшается, а, напротив, увеличивается. Это, в

частности, требует широких и активных мер по развитию МСБ. В то же время

напряженность федерального и местных бюджетов, незначительность иностранных

инвестиций не позволяют сформировать материально-финансовую базу, способную

обеспечить проведение таких мер. Очевидно, выход из создавшегося положения

может открыть разработка (и, разумеется, реализация) такой концепции

инвестиционной поддержки сферы МСБ, при которой средства, выделяемые на

данные цели, должны расходоваться на формирование организаций и налаживание

финансовых механизмов, способных обеспечить высокий уровень возврата

вкладываемых ресурсов. Для реализации этой концепции можно выделить

несколько основных направлений совершенствования существующей системы

поддержки инвестиционной деятельности МСБ.

1. Развитие научно-аналитического и информационного обеспечения

механизма инвестиционной поддержки сферы МСБ. Главной задачей здесь

является разработка системы приоритетов финансирования по основным

направлениям развития малого предпринимательства и обоснование мероприятий

по их реализации с целью отражения интересов всех уровней.

2. Усиление целевой направленности и перенесение центра тяжести процесса

активизации инвестиционной деятельности малых и средних предприятий на

региональный уровень. Региональную политику инвестиционной поддержки таких

предприятий необходимо строить с учетом качественных характеристик

экономики региона, формирующих особенности развития и поддержки МСБ. При

этом должны учитываться степень развития промышленного производства,

ресурсная база, насыщение потребительского рынка, региональные проблемы

занятости и социальной защищенности населения. Только комплексный учет всех

этих факторов позволит выработать меры, обеспечивающие привлечение

предпринимателей в сферы, наиболее отвечающие потребностям людей, и

стимулировать развитие экономики в первую очередь за счет местных

возможностей.

3. Развитие перспективных форм финансирования и поддержки сферы МСБ. Для

усиления целевой направленности инвестиционного процесса в этой сфере и

повышения его эффективности местные администрации должны быть с самого

начала сориентированы на главные (приоритетные) направления в создании

прогрессивной инвестиционной инфраструктуры МСБ.

4. Создание целостной инвестиционной инфраструктуры МСБ. Специализация

организаций кредитно-финансовой системы МСБ может осуществляться по двум

направлениям: а) инвестиционному — путем образования финансовых

организаций, специализирующихся на инвестиционных операциях; б)

ориентированному именно на операции с МП. Возможны и различные комбинации

указанных направлений специализации кредитно-финансовых организаций сферы

МСБ. Но в любом случае этим организациям должны предоставляться

определенные льготы со стороны федеральных и региональных органов.

К сожалению, в настоящее время создание специализированных

инвестиционных банков и паевых инвестиционных фондов, аккумулирующих

средства частных инвесторов для размещения в качестве портфельных

инвестиций в малые предприятия и объекты инфраструктуры МСБ, упирается в

недоверие населения, страшащегося очередных «финансовых пирамид». Поэтому

на начальном этапе необходима определенная идеологическая подготовка

населения и представителей малого бизнеса. Не менее важно, чтобы для

повышения доверия и предоставления гарантий подобные специализированные

инвестиционные организации создавались под эгидой государственных,

общественных или коммерческих организаций, уже имеющих успешный опыт работы

в сфере малого предпринимательства и пользующихся авторитетом в этой

области.

5. Роль агентств поддержки малого и среднего бизнеса в развитии кредитно-

финансового и инвестиционного механизмов сферы МСБ. Эти агентства, действуя

в регионах, в силу своего статуса имеют ряд особенностей, ставящих их в

достаточно выгодное положение в предоставлении соответствующих услуг. Во-

первых, региональные агентства полностью специализированы в своей области.

В отличие от многих других организаций, для которых работа по поддержке МСБ

является лишь временной или сопутствующей основной деятельности, эти

агентства могут использовать преимущества своей специализации для

эффективного постоянного накопления опыта и информации, привлечения

высококвалифицированных специалистов, формирования постоянных связей с

соответствующими административными органами и т.п. Поэтому услуги

региональных агентств отличает хорошее качество, их консультации и другие

формы поддержки малого и среднего бизнеса в целом высокопрофессиональны, а

рекомендации — полезны и практически осуществимы. Во-вторых, такие

агентства могут использовать все разнообразие форм и методов предоставления

поддержки малому и среднему бизнесу. Это, в свою очередь, обеспечивает

комплексность предоставления соответствующих услуг. В-третьих, региональные

агентства изначально включены в систему федеральной, региональной и местной

поддержки МСБ, что немаловажно для успешной реализации их регистрационных,

инвестиционных и других функций. В-четвертых, региональные агентства

объективно складываются в общую сеть взаимосвязанных и взаимно полезных

организаций, охватывающих практически всю территорию России.

Правительством РФ была разработана программа по поддержанию малого и

среднего бизнеса в России на 2000-2001 гг. Я думаю нужно уделить внимание

некоторым моментам этой программы:

1. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ. НАПРАВЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ

ЗАДАЧ

Целью Программы является обеспечение благоприятных условий для развития

малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер

государственной поддержки на федеральном уровне.

Задачи Программы определяются ее конечной целью и заключаются в создании

благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий,

преодолении административных барьеров, на пути развития малого

предпринимательства; отработке и внедрении прогрессивных финансовых

технологий поддержки Малого предпринимательства, консолидации средств и

инструментов для финансировании приоритетных направлений развития малого

предпринимательства, интеграции финансовых механизмов малого

предпринимательства в кредитно-финансовую систему России; ускоренном

создании новых рабочих мест, обеспечении импортозамещения, создании условий

для экономического роста, пополнении бюджетов всех уровней с использованием

гибких фирм кредитования, государственного заказа, новых финансовых

технологий, адресной методической, информационной, консультационной, учебно-

образовательной и юридической поддержки, предоставляемой инфраструктурой

поддержки малого предпринимательства; концентрации ресурсов и оптимизации

их использования при развитии инфраструктуры поддержки малого

предпринимательства; практическом содействии созданию новых и эффективному

развитию действующих субъектов малого предпринимательства, укреплении

социального статуса, повышении престижа предпринимателей, расширении

информационного поля для малого предпринимательства.

Каждая из задач имеет взаимообусловленные связи с другими, которые в

зависимости от функций Государственной поддержки малого предпринимательства

решаются по следующим направлениям:

I. Нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства;

II. Развитие прогрессивных финансовых технологий;

III. Реализация приоритетных направлений развития малого

предпринимательства;

IV. Повышение эффективности использования созданной инфраструктуры

поддержки малого предпринимательства и информационных систем;

V. Научно-методическое и кадровое обеспечение малого

предпринимательства, взаимодействие со средствами массовой информации и

пропаганда предпринимательской деятельности;

VI. Международное сотрудничество в сфере малого предпринимательства.

Актуальной задачей является разработка проекта федерального закона о

защите прав и законных интересов предпринимателей.

Для решения проблем, вызванных несовершенством налогообложения малых

предприятий, необходимо разработать предложения о внесений изменений в

налоговое законодательство.

Для решения проблем финансирования малых предприятий необходимо четко

определить механизмы и сферы ответственности всех участников финансовой

системы, а также разработать и принять нормативный правовой акт,

регламентирующий межбюджетные отношения при планировании и исполнении

бюджетных ассигнований на финансирование государственной поддержки малого

предпринимательства.

В условиях отсутствия четко регламентированной системы кредитования

предпринимателей, а также в связи с ограниченными финансовыми возможностями

регионов в создании новых гарантийных фондов наибольшее значение принимает

разработка нормативно-методических рекомендаций для структур, обладающих

правом предоставлять гарантии по кредитам и займам и по работе с малыми

предприятиями на основе механизмов с применением финансовых гарантий.

Кроме того, необходимо сформировать систему управления» обеспечивающую

скоординированную работу всех звеньев кредитно-гарантийной схемы, что в

итоге должно обеспечить эффективное функционирование системы гарантийных

механизмов поддержки малого предпринимательства.

При решении проблем доступа малых предприятий к имуществу

реструктурируемых предприятий необходимо законодательно закрепить нормы по

обязательному привлечению малых предприятий к торгам, создать перечень

малых предприятий, способных по своим экономическим и производственным

показателям участвовать в размещении заказов на поставки продукции для

государственных нужд. А введение аккредитации позволит выделить

определенное количество добросовестных партнеров и закрепить их в этом

качестве официально.

Для обеспечения определенного уровня защиты интересов работников малых

предприятий необходимо разработать и внести изменения и дополнения в

трудовое законодательство, учитывающие специфику правоотношений в

деятельности малых предприятий.

В рамках подготовки предложений по преодолению административных

барьеров, препятствующих развитию малого предпринимательства, необходимо

предусмотреть:

составление исчерпывающего перечня организаций, допущенных к

осуществлению контрольных функций и осуществляющих плановые и другие виды

проверок деятельности субъектов малого предпринимательства;

разработку соответствующих нормативных правовых актов, устанавливающих

порядок проведения проверок (право доступа в помещение малого предприятия,

ознакомление с документами и получение информации; обязанности вручения

предписания, ордера или иного документа, удостоверяющего право на

осуществление контрольных функций);

ознакомление с результатами проверки;

обеспечение права предпринимателя обжаловать результаты проверки;

установление четких полномочий должностных лиц.

Необходимо усилить методическое обеспечение деятельности субъектов

малого предпринимательства, поскольку представители малого бизнеса слабо

владеют навыками учета, бизнес-планирования, маркетинга, финансового

анализа, правовой культуры.

Для выполнения условий эффективного развития малого предпринимательства,

формирования гибкой системы государственной поддержки малого

предпринимательства необходимо скоординированное взаимодействие федеральных

и региональных органов государственной власти, органов местного

самоуправления, общественных организаций и объединений предпринимателей.

При этом необходимо выделить первоочередные меры, обеспечивающие достижение

этих целей:

открытость как при формировании государственной политики поддержки

малого предпринимательства, так и при ее реализации: наличие полной и

гласной информации о содержании конкретных мер государственной поддержки,

установление открытых процедур распределения средств, публичная отчетность

об использовании, выделенных на поддержку малого предпринимательства

средств и деятельности соответствующих государственных институтов;

учет национальных, региональных и исторических особенностей;

поощрение ремесел, народных промыслов, артельных и семейных форм

организации предпринимательской деятельности, самозанятости;

постепенный переход от государственного регулирования отдельных аспектов

деятельности малого предпринимательства к саморегулированию через

предпринимательские союзы и объединения;

значительное расширение прав и возможностей субъектов Российской

Федерации и местного самоуправления в сфере государственной поддержки

малого предпринимательства при сохранении единства стратегических целей,

правовой базы и информационного пространства;

ускоренное освоение современных кредитно-инвестиционных механизмов —

лизинга, франчайзинга, специализированных инвестиционных институтов

венчурного инвестирования; развитие схем кредитования малых предприятий с

обеспечением кредитов личными средствами учредителей этих предприятий, а

также гарантиями фондов поддержки предпринимательства, крупных предприятий,

заинтересованных в кооперационных связях с новыми малыми предприятиями;

использование имущества неэффективных и неплатежеспособных предприятий в

качестве источника ресурсного обеспечения малого предпринимательства и

создания объектов его инфраструктуры;

формирование информационной сети, расширение информационного поля для

предпринимателя; создание доступной любому предпринимателю глобальной

информационной сети, содержащей сведения делового характера о законах,

налогах, конкурентах, клиентах, состоянии рынка;

организация систематических исследований по проблемам малого

предпринимательства с целью объективной оценки состояния этого сектора

экономики, тенденций его развития и подготовки рекомендаций по

корректировке государственной поддержки малого предпринимательства;

существенное улучшение системы учета и государственной статистики малого

предпринимательства;

обеспечение защиты предпринимателей от воздействия криминальных

структур;

организация пропагандистской и образовательной кампании, направленной на

стимулирование деятельности сектора малого предпринимательства, подготовку

населения к занятию собственным бизнесом, объединение предпринимателей по

отраслевым, региональным, профессиональным и другим признакам, формирование

соответствующего общественного мнения о предпринимателях.

2. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация Программы рассчитана на 2000—2001 годы и предполагает два

этапа. При этом результаты выполнения некоторых мероприятий Программы,

например по финансовым схемам и технологиям, могут быть достигнуты и после

окончания периода ее реализации.

Первый этап предусматривает создание всех организационных структур и

отладку механизмов их взаимодействия при выполнении программных

мероприятий.

Второй этап предусматривает реализацию мероприятий на основе результатов

первого этапа с учетом отраслевых,, социальных и территориальных

приоритетов.

3. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Система программных мероприятий представлена шестью направлениями

(разделами).

Данная структура обеспечивает преемственность развития уже имеющейся

системы государственной поддержки, причем в каждом направлении ставятся

свои внутренние задачи.

Направление I содержит перечень мероприятий по совершенствованию

нормативной правовой базы, обеспечивающей развитие малого

предпринимательства, и анализу регионального законодательства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.