реферат, рефераты скачать
 

Этика и психология управления


Навыки - умения, доведенные до автоматизма и осуществляемые на

психологическом уровне.

Управленческие навыки формируются в практической деятельности, при решении

типовых задач.

Знания обычно проверяются наличием диплома. Остальное проверяется с

помощью тестов.

2. Способностей - качества личности, существующие относительно какой

либо деятельности (меняется вид деятельности - меняются требования к

способностям). Это совокупность таких свойств человека, которые определяют

успех обучения какой-либо деятельности или совершенствования. Существует

понятие отрицательные способности - т.е. неспособность человека к какой-

либо сфере деятельности. Способности - это врожденные качества.

Способности делятся на:

- Элементарные:

- Частные (врожденные: глазомер, муз. слух)

- Общие (тоже врожденные: осязать, видеть и т.д.)

- Сложные: способность к учебе, к общению, труду.

- Специальные: способность к определенным видам профессии

Способность можно развивать, но только до определенного уровня.

Часто бывает, что одни способности, недостаточно развитые, могут быть

компенсированы за счет других, более развитых.

Для менеджера существуют особые способности - способности к управленческой

деятельности:

- ОСУД - умение решать нестандартные проблемы (для решения конфликтных

ситуаций);

- мыслить масштабно;

- самоорганизация (умение реально оценивать себя и свои возможности);

- самостоятельность принятия решений;

-Умение правильно оценивать деятельность своих сотрудников.

3. Качества - обобщенные, наиболее устойчивые характеристики

человека, которые оказывают решающее влияние на управленческую

деятельность. Это сложные образования, зависящие от множества факторов

(особенностей характера, структуры личности, темперамента и окружающей

среды):

- Компетентность;

- Коммуникабельность;

- Контактность;

- Внимательность;

- Решительность;

- Обладание творческим мышлением;

- Умение ”свертывать деятельность” - выделение главного, ключевого от

второстепенного, прослеживание глубинных связей.

В силу своих сложностей, качества личности трактуются не всегда

однозначно.

Компетентность складывается из специального образования, которое дает

наличие организаторских качеств, эрудиции, профессиональной подготовки,

системности мышления, наличия организаторских качеств:

- психологическая избирательность (способность адекватно, без искажения

отражать психологию коллектива и верно реагировать на любое поведение

людей);

- активизация (способность заряжать людей своей энергией);

- критичность (видеть свои недостатки);

- психологический такт (умение устанавливать меру воздействия на других

людей на основе их индивидуальных особенностей в данный момент времени);

- требовательность (способность предъявлять требования к людям в

зависимости от особенностей ситуации);

- гибкость (реагировать на разные ситуации по разному);

- целеустремленность;

- настойчивость;

- работоспособность;

- инициативность;

- дисциплинированность.

Эти качества напрямую связаны с типом нервной системы и темпераментом.

Коммуникабельность - напрямую связана с такими функциями обучения,

как:

- информационно-коммуникативная (обмен информацией);

- аффективно-коммуникационная (передача эмоций в процессе обучения);

- регулятивно- коммуникативная (умение изменять свое поведение в процессе

общения).

Процесс общения представляет собой цепь:

намерение - внимание - восприятие - запоминание - участие (с обратной

связью)

Намерение (подготовка) - анализ, отвечает на вопросы: что я хочу,

когда, почему и с кем?

Лекция 11.

Внимание. Структура привлечения внимания:

- активность (произвольная и непроизвольная);

- направленность (внутренняя и внешняя);

- широта внимания (распределение и объем внимания);

- переключаемость (трудная и легкая);

- интенсивность (высокая и низкая);

- устойчивость (устойчивая и неустойчивая);

Восприятие. Информация должна быть понята правильно человеком, для

этого беседа должна происходить на одном уровне. На восприятие влияет:

- доступные понятия;

- физическая привлекательность;

- объективность восприятия;

- сходство и комплектарность;

- социальный статус;

- бескорыстные мотивы;

- компетентность.

Запоминание. Виды памяти:

- по степени произвольности (произвольная (запоминание со специальной

установкой запомнить) и непроизвольная);

- по осмысленности (механическая (зубрежка) и смысловая);

- по чувственной модальности:

- наглядно-образная (запоминание цветов, звуков, лиц);

- наглядно-действенная (фиксируются действия, операции);

- эмоциональная (фиксирует чувства, эмоции);

- словесно-логическая (понятия, определения, логику,

материалы);

- по времени:

- сенсорная (непосредственная, оперативная);

- кратковременная (20 секунд, емкость - 7 элементов);

- долговременная (доступность к долговременной памяти зависит

от привычности, от контекста);

- процент забывания

При запоминании:

- простое запоминается быстрее сложного;

- логичное запоминается быстрее чем бессмысленное;

- известное запоминается быстрее чем неизвестное;

- конкретное запоминается быстрее чем абстрактное.

На забывание влияют:

- возраст;

- неиспользование информации;

- интерференция (помехи, отвлечение);

- получение одновременно сходной информации;

- подавление (психологическая защита).

Психологические аспекты личности

1. Понятие личности.

2. Направленность личности.

3. Темперамент и тип нервной системы.

4. Сущность характера.

5. Эмоции, чувства.

6. Интеллект.

Личность - особое качество, приобретаемое индивидом в обществе.

Напрямую связана с ролью. Она может быть понята и описана только в

определенной системе отношений. Личность - психологический облик человека,

как дееспособного члена общества, сознающего свою роль в нем.

Психологический облик личности складывается из: врожденных задатков, опыта,

характера, способности. Это генетическая основа + социокультурное влияние.

5 теорий, рассматривающих и объясняющих развитие личности:

1. Типология - биологические особенности + функциональные свойства нервной

системы;

2. Когнитивный подход (восприятие внешних событий и контроль над ними);

3. Гуманистический подход (склонность к самовыражению и самореализации);

4. Психодинамический подход (роль бессознательных сил и конфликт с внешней

реальностью);

5. Теория психосоциального развития (развитие как последовательность 8

кризисов, которые человек должен преодолеть).

Дееспособность - главнейшая из черт личности, проявляется и

формируется в процессе направленной деятельности личности совместно с

окружающими людьми, в постоянном общении с ними. Т.о. личность состоит из

генетической основы + социально-культурное влияние.

Основной характеристикой дееспособности личности является ее

направленность, которую можно описать 2-мя составляющими:

- качества направленности;

- формы направленности.

Качества:

- уровень направленности: показывает общую значимость направленности в

жизни человека. В общественной значимости отражается моральный облик

человека.

- широта: главный интерес личности, направленный на профессиональную

деятельность, кот. выполняет человек. Широта не должна переродиться в

дилетантство.

- интенсивность: связана с эмоциональной окраской личности. Она может

колебаться от случайных влечений через осознанное желание к активной

деятельности.

- устойчивость: характеризуется ее протяженностью во времени и связана с

настойчивостью, как проявлением воли.

- действенность: связана с активностью личности.

В основе формирования направленности лежат потребности. С потребности

начинается иерархия форм направленности. В основе всех форм лежит:

Влечение - смутное стремление или действие в следствие той или иной

маловыраженной потребности.

Желание - более высокая форма направленности, при которой человек уже

осознает к чему стремится.

Интересы - осознанная форма направленности, является только стремлением к

познанию.

Склонность - стремление к определенной деятельности.

Идеал - форма направленности, воплощенная в конкретном образе.

В основе направленности личности лежат потребности.

Индивидуальные Групповые

2) 1) Зона высокого напряжения 3)

4) 5)

6) 7)

8) 9)

1) - это напряжение между индивидуальной и групповой мотивацией и оказывает

влияние на поведение отдельных людей;

2) - цель

- самовыражение

- престиж

- положение в обществе

- гордость

3) - гордость за коллектив

- групповой дух

- бойцовский дух

- конкуренция между отдельными членами

- стремление к победе

4) стремление - к контактам

- коммуникации

- общению равного с равным

5) - групповой:

- дух

- ненависть

- склонность

- поклонение идеалам

- солидарность

6) стремление - к безопасности

- защите от риска

7) образование микроколлективов и пар

8) физиологические потребности: жажда, голод, одежда и т.д.

9) совпадение интересов, давление, вторичные группы

Установлено, что многие наши потребности слабо или даже совсем не

осознаются, а часто осознаются в искаженном виде. Теория психоанализа

объясняет, что вся история человека спрессована в нашем подсознании. Она

дает себя знать в ряде различных влечений. Особую группу неосознанных

потребностей человека составляют установки.

Установка - это внутренняя предрасположенность человека реагировать

определенным образом на тот или иной вид действительности или ситуации.

Связь человека с внешней средой.

Установки:

- положительные (реакция на человека, на его слова)

- отрицательные (агрессия)

Установки напрямую связаны с тактикой и стратегией поведения.

Мотивы:

- побудительные (лежат в основе целенаправленных действий)

- смыслообразующие (они переводят общественно фиксированные значения

ценностей на личностный уровень).

Важнейшим аспектом потребностей является их динамика развития. Она

носит циклический характер. Цикл состоит из двух фаз: возникновение

напряжения и разрешение напряжения и его снятие.

Духовные потребности в эту схему не вписываются. Они условно

называются насыщенными. Их цикл имеет восходящий характер.

С этими особенностями связан закон возвышения потребности.

Лекция 12.

Кроме направленности на поведение человека оказывает влияние и

биологические особенности личности, что проявляется в темпераменте.

Темперамент - проявление в деятельности человека типа его нервной

системы: сильная и слабая. Индивидуально психологические особенности

личности проявляются в виде силы духа, уравновешенности и подвижности

нервных процессов.

Типы нервной системы

|Слабая |Сильная |Сильная |Сильная |

|(сангвиник) |- |- |- |

| |уравновешенность|неуравновешеннос|уравновешенность|

| | |ть | |

| |- подвижность |(флегматик) |- |

| |(холерик) | |малоподвижность |

| | | |(меланхолик) |

Характеристики

|Энергетические |Временные |

|(скрытность, реактивность) |(подвижность, темп, ритмичность) |

|Сангвиник |Холерик |Флегматик |Меланхолик |

Темперамент - это сила духа + уравновешенность + подвижность нервных

процессов

Схема Айзенка

Замкнутость (интроверты) Нестабильность

(экстраверты) Открытость

|Меланхолик |Холерик |

|Не рекомендуется быть менеджером. |Нервный, обидчивый, агрессивный, |

|Тревожный, угрюмый, суровый, |раздражительный, изменчивый, |

|пессимист, сдержанный, скрыт-ный. |импульсивный, активный, |

| |оптимистичный. |

|В общении: может успешно работать |В общении: расположен к общению, |

|в спокойной обстановке, очень |часто вспыльчивы. В работе склонны|

|обидчив, его нельзя ругать долго |к цикличности (если он увлечен |

|при всех, долго переживает |делом, то работает на износ, не |

|огорчения, переживая обиды может |экономит свои силы). В спорах |

|допустить ошибки в работе. В |холерик пытается выяснить |

|конфликтах уходит от решения. В |отношения, идет на конфликт. |

|подходе к нему должна быть | |

|мягкость. Усидчив. Трудолюбив. | |

|Лучше работать одному. | |

| | |

|Флегматик |Сангвиник |

|Пассивный, благоразумный, |Общительный, открытые, |

|вдумчивый, мирный, неподвержены |словоохотливы, добродушны, |

|настроению, контролируемый, |расторопны, чувствительны, склонны|

|бесхарактерный (в зависимости от |к лидерству, беспечны. |

|воли), безмятежный. |В общении: легкие в общении, |

|В общении: приступают к работе не |стремятся к частой смене |

|спеша, ничего не упускаю из поля |впечатлений, легко переносят |

|своего зрения, темп работы высок, |неудачи, очень продуктивные |

|но лишнего делать не станет, хотя |работники, но только в тех |

|требователен к качеству работы. В |случаях, если работа им нравится ,|

|конфликтах пытаются отсрочить |если нет, то она ему безразлична, |

|решения, все обсудить детально, а |становится скучным и вялым, ему |

|потом принять решение. |нельзя поручать однообразную |

| |работу, не терпит чьего-либо |

| |вмешательства. В конфликтах |

| |пытается найти компромисс, т.е. |

| |решить проблему, но не уйти от |

| |конфликта, не ругается. |

Стабильность

На общение с внешним миром оказывают влияние понятия: экстраверсия и

интроверсия.

|Экстраверт |Интроверт |

|Ориентирован на внешний мир, открыт|Ориентирован на свои мысли и |

|всему происходящему во внешней |впечатления, старается отгородиться|

|среде, соотносит свои суждения с |от внешней информации, узкий круг |

|мнением окружающих. |друзей, с трудом входит в новые |

| |группы. |

Явление экстраверсии и интроверсии связаны с работой левого и правого

полушария мозга. У интровертов левое полушарие развито, у экстравертов

правое.

На поведение людей кроме темперамента оказывает влияние и их

характер.

Характер - общее качество личности. совокупность ряда ее черт, в

которой наиболее отчетливо выражено ее своеобразие. Это каркас личности. В

характере сосредотачиваются самые выразительные особенности личности,

проявляется достаточно устойчиво, представляет собой существенные черты

всего поведения человека.

Формирование характера

В основе формирования характера лежат психические процессы, состояния,

свойства личности, черты характера. Большинство особенностей сведено к

типичным особенностям отдельных психических процессов.

Структура психических процессов

- Внимательность

- Рассеянность

- Наблюдательность

- Критичность

- Фантазерство

- Ловкость

- Настойчивость

- Трусливость

Все черты характера - это свойства личности, но свойства личности

только тогда становятся чертами характера, когда они выражены отчетливее

других.

Большинство особенностей характера не может быть сведено к типичным

особенностям отдельных психологических процессов.

У каждого человека число отдельных характерологических черт может быть

велико, а количество оттенков каждой черты - необозримо. Пример:

Аккуратность, Оттенки: педантичность, точность, чистоплотность,

подтянутость, пунктуальность.

На поведение человека оказывают влияние не только личностные качества,

особенности качеств, но и внешняя среда. Воля - сознательное регулирование

человеком своего поведения. Многие личностные качества, присущие человеку,

могут не стать чертами характера, но эти качества могут найти свое

выражение в характере человека. Характер человека - неврожденное качество,

он начинает оформляться с рождением на протяжении всей жизни. Те сочетания

личностных черт, которые входят в характер, не являются случайными, они

определяют четко различимые типы людей.

Схема вырождения отдельных свойств, черт характера.

Свойства сильного характера: природных талант, воля. Черты: эгоизм,

властолюбие.

Требование, черта - жестокость

Деловитость - делячество

Лидерство - властность, деспотизм

Принципиальность - личные амбиции

Слабый характер:

Искренность - месть

Откровенность - подхалимство.

Кроме того необходимо учитывать, что не у всех людей поступки

определяются свойственными личными особенностями. Поступки некоторых людей

определяются внешними обстоятельствами. Такие люди называются

бесхарактерными. У них отсутствует воля. Воля является стержнем характера.

Главным критерием характера является также привычка. Чтобы узнать

характер человека, надо присмотреться к его привычкам, как к способам

поведения в типичных ситуациях. За привычками стоят основные

характерологические черты.

Характер - это не врожденное качество, а он формируется на протяжении

всей жизни. На него влияет эпоха, жизненный путь человека.

Темперамент и характер тесно взаимосвязаны друг с другом. Темперамент

- это форма. Содержание является характером.

Влияние темперамента на характер зависит от выраженности базового

психического свойства.

Но не только темперамент влияет на характер, в свою очередь характер

оказывает влияние на темперамент:

1. Под влиянием характера человек направленно регулирует проявления

отдельных свойств темперамента. Под влиянием времени это свойство

может изменяться.

2. Можно маскировать свой истинный темперамент.

Динамика поведения зависит не от темперамента, а от мотивов и

отношений личности в определенных ситуациях. Наиболее ярко взаимовлияние

темперамента и характера проявляется в индивидуальном стиле поведения.

Под стилем поведения понимается сочетание способов и приемов, с

помощью которых осуществляется конкретная деятельность человека.

Индивидуальный стиль проявляется также и в процессах мышления.

Важно в процессе общения с коллективом психическое состояние.

Совокупность отдельных видов психических состояний образует целостное

психическое состояние - настроение (виды: радостное, грустное, бодрое,

подавленное, никакое). Особенности настроения:

- полярность (переход настроения из одного в другое состояние (возбуждение,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.