| |||||
МЕНЮ
| Закономерности формирования потребностно-мотивационной сферы женщин, планирующих прерывание беременностиинтенсивности зависят от индивидуальной чувствительности человека к ситуации (стимулу). Возникновение и переживание состояний (обиды, злобы и др.), приводящих к желанию применить ту или иную форму агрессии, в значительной степени зависят от выраженности у человека конфликтных черт личности: вспыльчивости, обидчивости, нетерпимости к мнению других и т.д. на стадии принятия решения сильное влияние на процесс мотивации могут оказать такие волевые качества, как решительность и смелость, нерешительность и боязливость. По данным М.Л. Кубышкиной (1997) направленность мотивации определяется теми или иными особенностями личности и их самооценкой субъектам. Большое значение имеет и развитие интеллекта. Как отмечает К. Обуховский, легкость формирования мотива наблюдается, с одной стороны, у лиц с примитивным мышлением, с другой — и у лиц высокой духовной культуры. Утонченные интеллектуалы, привыкшие постоянно контролировать себя, испытывают трудности в выборе целей и средств их достижения. Возрастные особенности также оказывают влияние на мотивацию. Достаточно большое влияние на мотивацию оказывает этническая принадлежность. Этнические различия, обусловлены как образом жизни, так и национальными традициями и характером. Хочется сказать ещё о психологических факторах, участвующих в конкретном мотивационном процессе и обуславливающим принятие человеком решения. Эти факторы (мотиваторы) при объяснении основания действия и поступка становятся аргументами принятого решения. Можно выделить группы мотиваторов: . нравственный контроль (наличие нравственных принципов); . предпочтения (интересы, склонности); . внешняя ситуация; . собственные возможности (знания, умения, качества); . собственное состояние в данный момент; . условия достижения цели (затраты усилий и времени); . последствия действия, поступка. В процессе мотивации многие мотиваторы остаются только «знаемыми», «понимаемыми», а «реально действующими» становятся только те, которые приобретают наибольшую значимость для человека и приводят к формированию побуждения. Итак, мы убедились, что до сих пор не существует единого определения мотивации и мотивов, рассмотрели интересующие аспекты мотивации, которые будут затронуты в нашем исследовании. Рассмотрим проблему мотивации прерывания беременности, которая изучалась мало и знания в этой области весьма скудны. Глава 2. Организация и методическое обеспечение исследования 2.1. Организационная структура исследования и характеристика обследуемого контингента в качестве обследуемого контингента были выбраны женщины. Обратившиеся в женскую консультацию родильного дома им. Семашко по поводу прерывания беременности. Исследования проводились с июня 2001 года по август 2001 года. Обследование женщин, планирующих прерывание беременности проводилось в момент их записи на аборт или на лекции «Современные средства контрацепции», проводившихся в этой консультации. Сначала с женщинами проводилась беседа. В результате которой заполнялась карта опроса, а затем выполнялась батарея тестов: 1. «Шкала реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергер- Ю.А. Ханина». 2. «Характерологический опросник К. Леонгарда-Г.Шмишека». 3. «Мотивационный профиль В.Э. Мильмана». 4. «Тест цветовых отношений Эткинда». Подробная характеристика обследуемого контингента изложена в таблицах 1, 2, 3, 4, 5. Как видно из таблицы 5 средний показатель возраста женщин, прерывающих беременность, равен 26,9 годам. В силу особенности выборки представительниц возрастной группы от 21 до 25 лет значительно больше (50%), несколько меньше представительниц возрастной группы от 25 до 30 лет и наименьший показатель числа женщин в старшей и младшей возрастной группах. Таким образом. 50% женщин, планирующих прерывание беременности имеют оптимальный детородный возраст. Таблица 1 Распределение женщин по показателям социокультурного статуса, (%) |Показатели |Женщины, планирующие | | |прерывание | | |беременности | |Род занятия |Учащаяся |3 | | |Студентка |10 | | |Рабочая |17 | | |Служащая |40 | | |Предприниматель |7 | | |Руководитель |3 | | |Домохозяйка |20 | |Образование |Высшее |34 | |женщины | | | | |Неоконченное высшее |10 | | |Среднее специальное |43 | | |Среднее |25 | | |Незаконченное среднее |6 | Таблица 2 Распределение женщин по показателям репродуктивной активности и группам здоровья, (%) |Показатели |Женщины, | | |планирующие прерывание | | |беременности (n=30) | |Женщины имеют детей |76 | |Женщины планируют иметь детей в будущем |30 | |Окончательного решения о рождении детей в |7 | |будущем не приняли | | |Информацию о |От родителей |17 | |сексуальных | | | |отношениях | | | |получили | | | | |От подруг |37 | | |От полового партнера |47 | | |Из литературы |57 | |Отец ребенка был первым половым партнером |70 | |Женщины делали ране искусственные аборты |56 | |Группа здоровья |Первая |10 | | |Вторая |90 | | |Третья |0 | Таблица 3 Распределение женщин в соответствии с показателями статуса родительской семьи и образования родителей, (%) |Показатели |Женщины, | | |планирующие прерывание | | |беременности | |Женщина была единственным ребенком в семье |15 | |В семье было двое детей |40 | |В семье было трое и более детей |45 | |Образование |Высшее |10 | |отца | | | | |Неоконченное высшее |10 | | |Среднее |15 | | |Средне специальное |60 | | |Неоконченное среднее |5 | |Образование |Высшее |15 | |матери | | | | |Неоконченное высшее |10 | | |Среднее |55 | | |Средне специальное |20 | | |Неоконченное среднее |0 | |Женщина |В полной семье |85 | |воспитывалась| | | | |В неполной семье |15 | | |Без родителей |0 | Таблица 4 Распределение женщин по показателям семейного статуса, (%) |Показатели |Женщины, | | |планирующие прерывание | | |беременности | |Брак |Зарегистрирован |30 | |женщины | | | |официально| | | | |Не зарегистрирован |60 | | |Расторгнут |10 | |Брак |Первым |50 | |является | | | | |Вторым |35 | | |Другим |15 | |Женщина |Совместно с родителями |35 | |проживает | | | | |Отдельно от родителей |55 | | |Совместно с родителями мужа |10 | Таблица 5 Распределение женщин по возрастным группам, (%) |Показатели |< 21 года |21-25 лет |26-30 лет |> 30 лет | |Женщины, планирующие |15% |50% |20% |15% | |прерывание беременности | | | | | |Небеременные женщины |40% |31% |12% |16% | Согласно данным таблицы 1. Работающих на производстве женщин 67%. 13% женщин продолжают обучение и 20% женщин не работают (находятся в отпуске по уходу за ребенком). Образовательный уровень женщин. Планирующих прерывание беременности. Различен. 44% женщин имеют высшее и неоконченное высшее образование. У 43% образование среднее специальное, и 13% контингента имеют более низкий уровень образования. В таблице распределения по показателям репродуктивной активности показано. Что большинство женщин (76%) уже имеют детей, что может препятствовать рождению ребенка в будущем. Действительно, только 30% планирующих прерывание беременности выразили желание иметь детей в будущем. Очень интересно распределились женщины по показателям семейного статуса. 90% контингента живут в браке, но только 30% из них живут в официально зарегистрированном браке. Вероятно, данное положение вещей может свидетельствовать о неустойчивости семейного положения, о страхах женщины за возможный разрыв отношений с партнером, что несомненно, создает неустойчивое материальное положение. Только 10% контингента охарактеризовали свое материальное положение как среднее. Остальные 90% сочли его низким. В группе женщин прерывающих беременность только чуть больше половины (55%) проживают отдельно от родителей. Можно предположить, что у другой половины женщин: остро стоит жилищная и материальная проблема, без решения которых практически невозможно планирование рождения ребенка. С другой стороны, женщины, которые проживают отдельно и не имеют семьи, обладают большей возможностью для установления контактов с сексуальными партнерами. Данному предположению способствует тот факт, что у 50% женщин брак является первым, тогда как у другой половины брак является вторым или «другим». Большинство женщин (85%) воспитывались в полной семье. И тот факт, что 90% женщин живут в браке (официально зарегистрированном и незарегистрированном) можно рассматривать как возможность усвоения женщинами стереотипов поведения матери с противоположным полом, т.е. стремление создать семью. Отец ребенка был первым половым партнером у 70% женщин, планирующих прерывание беременности. Информацию о сексуальных отношениях от полового партнера впервые получили 47% женщин и позже дополнили ее из литературы 57%. Ранее делали искусственные аборты более половины (56%) женщин. Нельзя утверждать с вероятностью, но можно предположить, что у большинства женщин, планирующих прерывание беременности, отсутствует определенная система и культура полового воспитания. Распределение по группам здоровья произошло следующим образом: к первой группе здоровья отнесли себя только женщины, которые ранее не делали искусственного аборта, остальные отнесли себя ко второй группе здоровья (ссылаясь на частые гинекологические заболевания). Проводя сравнительную оценку социокультурного статуса и репродуктивной активности женщин, планирующих прерывание беременности, можно составить общую характеристику прерывающих беременность: - не очень высокий уровень образования; - имеют одного ребенка или более; - в половине случаев проживают отдельно от родителей; - наличие абортов; - отсутствие культуры и системы полового воспитания; - достаточно высокая сексуальная и репродуктивная активность; - низкий материальный уровень. 2.2. Методики исследования Для сбора общих данных и составления социокультурной репродуктивной характеристики была использована карта опроса, составленная Н.Л. Мамышевой, Н.В. Слободской, А.М. Уразаевым. В карте использовались вопросы о возрасте, семейном, профессиональном статусе женщин, неделе беременности и возможности ее сохранения, о родительской семье, зависимости женщины от родителей, мужа, данные о здоровье. Карта опроса представлена в приложении. Методика «Шкала реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера-Ю.А. Ханина» Методика позволяет определить уровень тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Личностная тревожность дает представление о склонности воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как угрозу своему «Я» и реагировать на эти ситуации проявлением состояния тревожности. Реактивная тревожность является ситуативной и характеризуется субъективно неприятными эмоциями напряжения, беспокойства. Шкала реактивной и личностной тревожности имеет две самостоятельные подшкалы для отдельного измерения того или иного вида тревожности. В каждой шкале содержится 20 вопросов. По значению в баллах, полученному для реактивной тревожности открывается возможность оценки параметра реактивной личности в плане включенности, погруженности в деятельность в ситуацию взаимодействия внутреннего и внешнего. Балльное значение показывает активность личности в плане ее характерологических свойств. Возможная сумма баллов от 20 до 80. Низкий уровень тревожности соответствует 20-30 баллам, средний — 31-45 баллам, высокий показатель 46 и более баллов. Методика «Характерологический опросник К Леонгарда-Г. Шмишека» Методика предназначена для выявления акцентуаций характера. В основе акцентуаций лежит сфера направленности личности, интересов и склонностей. Сфера интеллекта и ассоциаций, сфера чувств и воли. Тест представлен 88 вопросами, на которые должен ответить испытуемый. 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера. Согласие с утверждением выражается знаком «+» («да»), несогласие — «-» («нет»). Минимальное значение каждой шалы опросника 0 баллов, максимальное — 24 балла. Значение более 12 баллов соответствует акцентуации. Шкалы опросника 1. Гипертимный тип: высокие оценки по этой шкале говорят о повышенном фоне настроения в сочетании с жаждой деятельности, высокой активностью, предприимчивостью. 2. Возбудимый тип: таким людям свойственна повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями. З. Эмотивный тип: чувствительные и впечатлительные люди, отличаются глубиной переживаний в области тонких эмоций в духовной жизни человека. 4. Педантичный тип: высокие оценки говорят о ригидности, инертности психических процессов, о долгом переживании травмирующих событий. 5. Тревожный тип: основная черта — склонность к страхам, повышенная робость и пугливость, высокий уровень тревожности. 6. Циклотимный тип: высокие оценки по этой шкале говорят о смене гипертимных и дистимных фаз. 7. Демонстративный тип: высокие оценки говорят о повышенной способности к вытеснению, демонстративности поведения. 8. Неуравновешенный тип: характеризуется стойкостью аффектов и, в то же самое время, — их спонтанностью, что приводит к неустойчивому поведению, определяемому то одним, то другим «застреванием». 9. Дистимный тип: характеризуется сниженным настроением, фиксацией на мрачных сторонах жизни, идеомоторной заторможенностью. 10. Экзальтированный тип: лицам этого типа свойственен большой диапазон эмоциональных состояний, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных. Мотивационный профиль личности (В.Э. Мильман). Методика В.Э. Мильмана основана на выделении автором максимально обобщенной побудительной типологии, в которой реальность разделяется на 2 противоположные части. Эти побудительные факторы можно назвать функциональными тенденциями. Методика предназначена для тестирования мотивационной структуры у студентов, учащихся, работающих взрослых (некоторые несовпадения в терминологии мы объяснили в первой главе). Тест состоит из 14 групп утверждений. Каждая из них разделяется на 8 альтернативных пунктов (а, б, в, г, д, е, ж, з). Испытуемый должен выразить свое отношение к каждому из них по пятибалльной системе. Суммарные диагностические оценки относятся собственно к мотивационным шкалам, составляющим мотивационный профиль личности, и двум шкала эмоционального поведения, составляющим эмоциональный профиль. Шкалы мотивационного профиля: П — поддержания жизнеобеспечения; К — комфорт; С — социальный статус; О — общение; Д — общая активность; ДР — творческая активность; ОД — общественная полезность. Существуют еще 2 шкалы — общежитейская и рабочая, представляющие соответствующие сферы жизни. Шкала коррекции представлена вопросами, которые требуют подробного ответа. Если человек этого не делает, то количество баллов по данному вопросу уменьшается от 3 и 2 баллов до 1 и 0 баллов. На основе результатов теста строится профиль. Автор выделяет 5 мотивационных профилей: 1. Прогрессивный. Характеризуется повышением общего уровня развивающих мотивов (общественной полезности, творческой активности, общей активности) над уровнем мотивов поддержания (поддержания жизнеобеспечения, комфорта, социального статуса). 2. Регрессивный. Этот тип противоположен предыдущему и характеризуется повышением общего уровня мотивов поддержания над развивающими мотивами. В наиболее отчетливом виде выражается в последовательном снижении профильной линии слева направо. 3. Импульсивный. Характеризуется резкими перепадами профильной линии с |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|