реферат, рефераты скачать
 

Закономерности формирования потребностно-мотивационной сферы женщин, планирующих прерывание беременности


интенсивности зависят от индивидуальной чувствительности человека к

ситуации (стимулу). Возникновение и переживание состояний (обиды, злобы и

др.), приводящих к желанию применить ту или иную форму агрессии, в

значительной степени зависят от выраженности у человека конфликтных черт

личности: вспыльчивости, обидчивости, нетерпимости к мнению других и т.д.

на стадии принятия решения сильное влияние на процесс мотивации могут

оказать такие волевые качества, как решительность и смелость,

нерешительность и боязливость. По данным М.Л. Кубышкиной (1997)

направленность мотивации определяется теми или иными особенностями личности

и их самооценкой субъектам. Большое значение имеет и развитие интеллекта.

Как отмечает К. Обуховский, легкость формирования мотива наблюдается, с

одной стороны, у лиц с примитивным мышлением, с другой — и у лиц высокой

духовной культуры. Утонченные интеллектуалы, привыкшие постоянно

контролировать себя, испытывают трудности в выборе целей и средств их

достижения.

Возрастные особенности также оказывают влияние на мотивацию.

Достаточно большое влияние на мотивацию оказывает этническая

принадлежность. Этнические различия, обусловлены как образом жизни, так и

национальными традициями и характером.

Хочется сказать ещё о психологических факторах, участвующих в

конкретном мотивационном процессе и обуславливающим принятие человеком

решения. Эти факторы (мотиваторы) при объяснении основания действия и

поступка становятся аргументами принятого решения. Можно выделить группы

мотиваторов:

. нравственный контроль (наличие нравственных принципов);

. предпочтения (интересы, склонности);

. внешняя ситуация;

. собственные возможности (знания, умения, качества);

. собственное состояние в данный момент;

. условия достижения цели (затраты усилий и времени);

. последствия действия, поступка.

В процессе мотивации многие мотиваторы остаются только «знаемыми»,

«понимаемыми», а «реально действующими» становятся только те, которые

приобретают наибольшую значимость для человека и приводят к формированию

побуждения.

Итак, мы убедились, что до сих пор не существует единого определения

мотивации и мотивов, рассмотрели интересующие аспекты мотивации, которые

будут затронуты в нашем исследовании. Рассмотрим проблему мотивации

прерывания беременности, которая изучалась мало и знания в этой области

весьма скудны.

Глава 2. Организация и методическое обеспечение исследования

2.1. Организационная структура исследования и характеристика

обследуемого контингента

в качестве обследуемого контингента были выбраны женщины. Обратившиеся

в женскую консультацию родильного дома им. Семашко по поводу прерывания

беременности.

Исследования проводились с июня 2001 года по август 2001 года.

Обследование женщин, планирующих прерывание беременности проводилось в

момент их записи на аборт или на лекции «Современные средства

контрацепции», проводившихся в этой консультации. Сначала с женщинами

проводилась беседа. В результате которой заполнялась карта опроса, а затем

выполнялась батарея тестов:

1. «Шкала реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергер-

Ю.А. Ханина».

2. «Характерологический опросник К. Леонгарда-Г.Шмишека».

3. «Мотивационный профиль В.Э. Мильмана».

4. «Тест цветовых отношений Эткинда».

Подробная характеристика обследуемого контингента изложена в таблицах

1, 2, 3, 4, 5.

Как видно из таблицы 5 средний показатель возраста женщин, прерывающих

беременность, равен 26,9 годам. В силу особенности выборки представительниц

возрастной группы от 21 до 25 лет значительно больше (50%), несколько

меньше представительниц возрастной группы от 25 до 30 лет и наименьший

показатель числа женщин в старшей и младшей возрастной группах. Таким

образом. 50% женщин, планирующих прерывание беременности имеют оптимальный

детородный возраст.

Таблица 1

Распределение женщин по показателям

социокультурного статуса, (%)

|Показатели |Женщины, планирующие |

| |прерывание |

| |беременности |

|Род занятия |Учащаяся |3 |

| |Студентка |10 |

| |Рабочая |17 |

| |Служащая |40 |

| |Предприниматель |7 |

| |Руководитель |3 |

| |Домохозяйка |20 |

|Образование |Высшее |34 |

|женщины | | |

| |Неоконченное высшее |10 |

| |Среднее специальное |43 |

| |Среднее |25 |

| |Незаконченное среднее |6 |

Таблица 2

Распределение женщин по показателям репродуктивной активности

и группам здоровья, (%)

|Показатели |Женщины, |

| |планирующие прерывание |

| |беременности (n=30) |

|Женщины имеют детей |76 |

|Женщины планируют иметь детей в будущем |30 |

|Окончательного решения о рождении детей в |7 |

|будущем не приняли | |

|Информацию о |От родителей |17 |

|сексуальных | | |

|отношениях | | |

|получили | | |

| |От подруг |37 |

| |От полового партнера |47 |

| |Из литературы |57 |

|Отец ребенка был первым половым партнером |70 |

|Женщины делали ране искусственные аборты |56 |

|Группа здоровья |Первая |10 |

| |Вторая |90 |

| |Третья |0 |

Таблица 3

Распределение женщин в соответствии с показателями статуса

родительской семьи и образования родителей, (%)

|Показатели |Женщины, |

| |планирующие прерывание |

| |беременности |

|Женщина была единственным ребенком в семье |15 |

|В семье было двое детей |40 |

|В семье было трое и более детей |45 |

|Образование |Высшее |10 |

|отца | | |

| |Неоконченное высшее |10 |

| |Среднее |15 |

| |Средне специальное |60 |

| |Неоконченное среднее |5 |

|Образование |Высшее |15 |

|матери | | |

| |Неоконченное высшее |10 |

| |Среднее |55 |

| |Средне специальное |20 |

| |Неоконченное среднее |0 |

|Женщина |В полной семье |85 |

|воспитывалась| | |

| |В неполной семье |15 |

| |Без родителей |0 |

Таблица 4

Распределение женщин по показателям семейного статуса, (%)

|Показатели |Женщины, |

| |планирующие прерывание |

| |беременности |

|Брак |Зарегистрирован |30 |

|женщины | | |

|официально| | |

| |Не зарегистрирован |60 |

| |Расторгнут |10 |

|Брак |Первым |50 |

|является | | |

| |Вторым |35 |

| |Другим |15 |

|Женщина |Совместно с родителями |35 |

|проживает | | |

| |Отдельно от родителей |55 |

| |Совместно с родителями мужа |10 |

Таблица 5

Распределение женщин по возрастным группам, (%)

|Показатели |< 21 года |21-25 лет |26-30 лет |> 30 лет |

|Женщины, планирующие |15% |50% |20% |15% |

|прерывание беременности | | | | |

|Небеременные женщины |40% |31% |12% |16% |

Согласно данным таблицы 1. Работающих на производстве женщин 67%. 13%

женщин продолжают обучение и 20% женщин не работают (находятся в отпуске по

уходу за ребенком).

Образовательный уровень женщин. Планирующих прерывание беременности.

Различен. 44% женщин имеют высшее и неоконченное высшее образование. У 43%

образование среднее специальное, и 13% контингента имеют более низкий

уровень образования.

В таблице распределения по показателям репродуктивной активности

показано. Что большинство женщин (76%) уже имеют детей, что может

препятствовать рождению ребенка в будущем. Действительно, только 30%

планирующих прерывание беременности выразили желание иметь детей в будущем.

Очень интересно распределились женщины по показателям семейного

статуса. 90% контингента живут в браке, но только 30% из них живут в

официально зарегистрированном браке. Вероятно, данное положение вещей может

свидетельствовать о неустойчивости семейного положения, о страхах женщины

за возможный разрыв отношений с партнером, что несомненно, создает

неустойчивое материальное положение. Только 10% контингента

охарактеризовали свое материальное положение как среднее. Остальные 90%

сочли его низким.

В группе женщин прерывающих беременность только чуть больше половины

(55%) проживают отдельно от родителей. Можно предположить, что у другой

половины женщин: остро стоит жилищная и материальная проблема, без решения

которых практически невозможно планирование рождения ребенка. С другой

стороны, женщины, которые проживают отдельно и не имеют семьи, обладают

большей возможностью для установления контактов с сексуальными партнерами.

Данному предположению способствует тот факт, что у 50% женщин брак является

первым, тогда как у другой половины брак является вторым или «другим».

Большинство женщин (85%) воспитывались в полной семье. И тот факт, что

90% женщин живут в браке (официально зарегистрированном и

незарегистрированном) можно рассматривать как возможность усвоения

женщинами стереотипов поведения матери с противоположным полом, т.е.

стремление создать семью.

Отец ребенка был первым половым партнером у 70% женщин, планирующих

прерывание беременности. Информацию о сексуальных отношениях от полового

партнера впервые получили 47% женщин и позже дополнили ее из литературы

57%. Ранее делали искусственные аборты более половины (56%) женщин. Нельзя

утверждать с вероятностью, но можно предположить, что у большинства женщин,

планирующих прерывание беременности, отсутствует определенная система и

культура полового воспитания.

Распределение по группам здоровья произошло следующим образом: к

первой группе здоровья отнесли себя только женщины, которые ранее не делали

искусственного аборта, остальные отнесли себя ко второй группе здоровья

(ссылаясь на частые гинекологические заболевания).

Проводя сравнительную оценку социокультурного статуса и репродуктивной

активности женщин, планирующих прерывание беременности, можно составить

общую характеристику прерывающих беременность:

- не очень высокий уровень образования;

- имеют одного ребенка или более;

- в половине случаев проживают отдельно от родителей;

- наличие абортов;

- отсутствие культуры и системы полового воспитания;

- достаточно высокая сексуальная и репродуктивная активность;

- низкий материальный уровень.

2.2. Методики исследования

Для сбора общих данных и составления социокультурной репродуктивной

характеристики была использована карта опроса, составленная Н.Л. Мамышевой,

Н.В. Слободской, А.М. Уразаевым.

В карте использовались вопросы о возрасте, семейном, профессиональном

статусе женщин, неделе беременности и возможности ее сохранения, о

родительской семье, зависимости женщины от родителей, мужа, данные о

здоровье. Карта опроса представлена в приложении.

Методика «Шкала реактивной и личностной тревожности

Ч.Д. Спилбергера-Ю.А. Ханина»

Методика позволяет определить уровень тревожности в данный момент

(реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как

устойчивая характеристика человека).

Личностная тревожность дает представление о склонности воспринимать

достаточно широкий круг ситуаций как угрозу своему «Я» и реагировать на эти

ситуации проявлением состояния тревожности.

Реактивная тревожность является ситуативной и характеризуется

субъективно неприятными эмоциями напряжения, беспокойства.

Шкала реактивной и личностной тревожности имеет две самостоятельные

подшкалы для отдельного измерения того или иного вида тревожности. В каждой

шкале содержится 20 вопросов.

По значению в баллах, полученному для реактивной тревожности

открывается возможность оценки параметра реактивной личности в плане

включенности, погруженности в деятельность в ситуацию взаимодействия

внутреннего и внешнего. Балльное значение показывает активность личности в

плане ее характерологических свойств. Возможная сумма баллов от 20 до 80.

Низкий уровень тревожности соответствует 20-30 баллам, средний — 31-45

баллам, высокий показатель 46 и более баллов.

Методика «Характерологический опросник К Леонгарда-Г. Шмишека»

Методика предназначена для выявления акцентуаций характера. В основе

акцентуаций лежит сфера направленности личности, интересов и склонностей.

Сфера интеллекта и ассоциаций, сфера чувств и воли. Тест представлен 88

вопросами, на которые должен ответить испытуемый. 10 шкал, соответствующих

определенным акцентуациям характера. Согласие с утверждением выражается

знаком «+» («да»), несогласие — «-» («нет»). Минимальное значение каждой

шалы опросника 0 баллов, максимальное — 24 балла. Значение более 12 баллов

соответствует акцентуации.

Шкалы опросника

1. Гипертимный тип: высокие оценки по этой шкале говорят о повышенном

фоне настроения в сочетании с жаждой деятельности, высокой активностью,

предприимчивостью.

2. Возбудимый тип: таким людям свойственна повышенная импульсивность,

ослабление контроля над влечениями и побуждениями.

З. Эмотивный тип: чувствительные и впечатлительные люди, отличаются

глубиной переживаний в области тонких эмоций в духовной жизни человека.

4. Педантичный тип: высокие оценки говорят о ригидности, инертности

психических процессов, о долгом переживании травмирующих событий.

5. Тревожный тип: основная черта — склонность к страхам, повышенная

робость и пугливость, высокий уровень тревожности.

6. Циклотимный тип: высокие оценки по этой шкале говорят о смене

гипертимных и дистимных фаз.

7. Демонстративный тип: высокие оценки говорят о повышенной

способности к вытеснению, демонстративности поведения.

8. Неуравновешенный тип: характеризуется стойкостью аффектов и, в то

же самое время, — их спонтанностью, что приводит к неустойчивому поведению,

определяемому то одним, то другим «застреванием».

9. Дистимный тип: характеризуется сниженным настроением, фиксацией на

мрачных сторонах жизни, идеомоторной заторможенностью.

10. Экзальтированный тип: лицам этого типа свойственен большой

диапазон эмоциональных состояний, они легко приходят в восторг от радостных

событий и в полное отчаяние от печальных.

Мотивационный профиль личности (В.Э. Мильман).

Методика В.Э. Мильмана основана на выделении автором максимально

обобщенной побудительной типологии, в которой реальность разделяется на 2

противоположные части. Эти побудительные факторы можно назвать

функциональными тенденциями. Методика предназначена для тестирования

мотивационной структуры у студентов, учащихся, работающих взрослых

(некоторые несовпадения в терминологии мы объяснили в первой главе). Тест

состоит из 14 групп утверждений. Каждая из них разделяется на 8

альтернативных пунктов (а, б, в, г, д, е, ж, з). Испытуемый должен выразить

свое отношение к каждому из них по пятибалльной системе. Суммарные

диагностические оценки относятся собственно к мотивационным шкалам,

составляющим мотивационный профиль личности, и двум шкала эмоционального

поведения, составляющим эмоциональный профиль. Шкалы мотивационного

профиля:

П — поддержания жизнеобеспечения;

К — комфорт;

С — социальный статус;

О — общение;

Д — общая активность;

ДР — творческая активность;

ОД — общественная полезность.

Существуют еще 2 шкалы — общежитейская и рабочая, представляющие

соответствующие сферы жизни.

Шкала коррекции представлена вопросами, которые требуют подробного

ответа. Если человек этого не делает, то количество баллов по данному

вопросу уменьшается от 3 и 2 баллов до 1 и 0 баллов. На основе результатов

теста строится профиль. Автор выделяет 5 мотивационных профилей:

1. Прогрессивный. Характеризуется повышением общего уровня развивающих

мотивов (общественной полезности, творческой активности, общей активности)

над уровнем мотивов поддержания (поддержания жизнеобеспечения, комфорта,

социального статуса).

2. Регрессивный. Этот тип противоположен предыдущему и характеризуется

повышением общего уровня мотивов поддержания над развивающими мотивами. В

наиболее отчетливом виде выражается в последовательном снижении профильной

линии слева направо.

3. Импульсивный. Характеризуется резкими перепадами профильной линии с

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.