реферат, рефераты скачать
 

Закономерности формирования потребностно-мотивационной сферы женщин, планирующих прерывание беременности


тремя выраженными пиками, чаще всего по шкалам «К», «О», «ДР», но могут

быть и другие соотношения.

4. Экспрессивный. Также характеризуется заметными перепадами

профильной линии с наличием 2 пиков. Чаще всего встречаются сочетания пиков

по шкалам «К» и «ДР». В этом типе наблюдается выборочная дифференциация

мотивационных факторов раздельно по группам поддерживающих и развивающих

мотивов.

5. Уплощенный. Характеризуется достаточно плоским, маловыразительным

профилем без отчетливых подъемов и спусков, даже наличие одного пика не

меняет положения в целом.

Инструкция : «Перед вами 14 утверждений, касающихся Ваших жизненных

устремлений и некоторых сторон вашего образа жизни. Просим Вас высказывать

свое мнение по каждому из 8 вариантов ответов, проставив в соответствующих

клетках бланка одну из следующих оценок утверждения:

(+) — «да»; + — «нет»; = — «когда как»; - — «нет»; ? — «не знаю».

Старайтесь отвечать быстро, не задумываясь над ответами.

Методика «Цветовой тест М. Люшера»

Тест Люшера основан на том, что выбор цвета нередко отражает

направленность испытуемого на определенную деятельность, на удовлетворение

потребностей, отражает его функциональное состояние.

В цветовом тесте Люшера существует постоянная структура цвета, которая

определяется как объективное значение данного цвета, которое всегда

остается неизменным. Изменяется только «функция» — отношение к цвету. На

«функции» строится интерпретация цвета.

Испытуемый раскладывает цветные карточки в порядке предпочтения. С

точки зрения отношения, позиция в начале ряда означает определенное

предпочтение (+), за ней следует зона, свидетельствующая о не столь явном

предпочтении (х), далее идет зона безразличия (=) и зона антипатии и

неприятия (-).

Значение 8 позиций:

Первая позиция: цвет, который нравится больше всего, означает поворот

компенсации и обозначается знаком (+). Он говорит об основном методе,

способе действия лица.

Вторая позиция: показывает цель, то к чему стремиться человек. Если

вторая позиция обозначена (х), то она приобретает иное значение (см. 3 и 4

позиции).В этом случае цвет, занимающий первую позицию становится и целью и

средством достижения этой цели.

Третья и четвертая позиции: обозначатся знаком (х) и указывает на

истинное положение целей, ситуацию, в которой себя ощущает человек или же

образ действия.

Пятая и шестая позиции: означают безразличие и обозначаются (=). Они

указывают на то, что цвет не связывается с существующим положением вещей и

находится в резерве.

Седьмая и восьмая позиции: обозначаются, как правило, знаком (-) и

означают отвержение данных цветов. Эти цвета представляют собой

потребности, которые подавляются в силу определенных обстоятельств.

Значения 4 основных цветов.

1. Синий. Символизирует глубину чувств и является концентричным,

пассивным, объединяющим, гетерономным, воссоединяющим, чувственным.

2. Зеленый. Символизирует «гибкость воли» и является концентричным,

пассивным, оборонительным, удерживающим, собственническим.

3. Красный. Символизирует силу воли и является эксцентричным,

активным, наступательно активным, автономным, локомоторным, конкурирующим и

оперативным. Его аффективные аспекты: желание, возбудимость, властность,

сексуальность.

4. Светло-желтый. Символизирует «спонтанность» и является

эксцентричным, активным, наступательно агрессивным, автономным.

Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение

Полученные факты дают характеристику социокультурного и

репродуктивного портрета женщин, планирующих прерывание беременности, теряя

индивидуальные различия. Поэтому, целесообразно условно разделить

исследуемых по возрастным группам.

Женщины младше 21 года в этот период оканчивают школу, продолжают

обучение в Вузе, приобретают профессию и продолжают формироваться как

личность. В период от 21-25 лет девушки создают семьи, начинают работать.

В возрасте от 26 до 30 лет устанавливаются отношения в семье, на работе.

Для этого периода характерен кризис середины жизни, когда происходит

переоценка всего достигнутого. После 30 лет женщины выходят из кризиса,

устанавливают новые отношения с окружающими, продвигаются по должностной

линии и выходят из оптимального детородного возраста.

Начнем с анализа социокультурного статуса и репродуктивной активности

женщин (таблицы 6, 7, 8, 9, 10).

В группе женщин младше 21 года наиболее часто приводимым мотивом

прерывания беременности был мотив преждевременности рождения ребенка

(100%). Девушки ни психологически, ни морально не готовы к рождению

ребенка. Рождение ребенка — это большая ответственность, и далеко не каждая

из них может взять ее на себя. Одной из причин прерывании беременности

является отсутствие образования и желание его получить. В связи с

экономическим кризисом в стране изменились ценности и мировоззрения, что

несомненно повлияло на отношение к образованию, поэтому для молодого

поколения сейчас очень важно получить достойное образование и профессию.

Вторым по частоте приводимым мотивом было недостаточное материальное и

жилищное обеспечение и нежелание доставлять родителям лишние проблемы.

Таблица 6

Распределение женщин, планирующих прервать

беременность, по показателям социокультурного

статуса по возрастным группам, (%)

|Показатели |( 20 |21-25 |26-30 |> 30 |

| |лет |лет |лет |лет |

|Род занятий |Учащаяся |33 |0 |0 |0 |

| |Студентка |0 |20 |25 |0 |

| |Рабочая |0 |30 |50 |0 |

| |Служащая |33 |0 |0 |67 |

| |Руководитель |0 |0 |0 |0 |

| |Предприниматель |0 |0 |0 |33 |

| |Домохозяйка |34 |50 |25 |0 |

|Образование |Высшее и |33 |30 |25 | |

| |неоконченное | | | | |

| |высшее | | | | |

| |Среднее |0 |50 |75 |33 |

| |специальное | | | | |

| |Среднее и |67 |10 |0 |0 |

| |неполное среднее | | | | |

|Отношение |Атеистка |33 |40 |50 |33 |

|к вере | | | | | |

| |Верующая |67 |60 |50 |67 |

Таблица 7

Распределение женщин, планирующих прервать беременность,

по показателям семейного статуса по возрастным группам, (%)

|Показатели |( 20 |21-25 |26-30 |> 30 |

| |лет |лет |лет |лет |

|Женщины имеют детей |0 |60 |100 |100 |

|Брак |Зарегистрирован |0 |30 |50 |67 |

|женщины | | | | | |

|официально | | | | | |

| |Не зарегистрирован |100 |70 |50 |33 |

| |Расторгнут |0 |0 |0 |0 |

|Брак |Первым |67 |90 |50 |67 |

|женщины | | | | | |

|является | | | | | |

| |Вторым |0 |10 |50 |0 |

| |Другим |33 |0 |0 |33 |

|Женщина |Отдельно от |33 |50 |100 |67 |

|проживает |родителей | | | | |

| |Совместно со своими |67 |40 |0 |33 |

| |родителями | | | | |

| |Совместно с |0 |10 |0 |0 |

| |родителями мужа | | | | |

Таблица 8

Распределение женщин, планирующих прервать беременность,

по показателям репродуктивной активности, (%)

|Показатели |( 20 |21-25 |26-30 |> 30 |

| |лет |лет |лет |лет |

|Имеют детей |0 |60 |100 |100 |

|Женщины планируют иметь детей в |100 |80 |50 |23 |

|будущем | | | | |

|Женщины не приняли окончательного |0 |20 |50 |77 |

|решения о рождении детей в будущем| | | | |

|Информацию о |От родителей |33 |50 |0 |0 |

|сексуальных | | | | | |

|отношениях | | | | | |

|получали | | | | | |

| |От подруг |0 |50 |75 |0 |

| |От полового |33 |40 |25 |33 |

| |партнера | | | | |

| |Из литературы |34 |80 |100 |100 |

|Женщины делали ранее |30 |40 |100 |100 |

|искусственные аборты | | | | |

|Отец ребенка был первым половым |0 |50 |50 |100 |

|партнером партнера | | | | |

Таблица 9

Распределение женщин, планирующих прервать беременность,

в соответствии с показателями семейного статуса

и образованием родителей по возрастным группам, (%)

|Показатели |( 20 |21-25 |26-30 |> 30 |

| |лет |лет |лет |лет |

|Женщина была единственным |0 |10 |0 |67 |

|ребенком в семье | | | | |

|Кроме женщины в семье был еще один|100 |30 |50 |33 |

|ребенок | | | | |

|В семье было трое и более детей |0 |60 |50 |0 |

|Образование |Высшее и неоконченное|33 |40 |0 |33 |

|отца |высшее | | | | |

| |Среднее специальное и|67 |50 |75 |67 |

| |начальное | | | | |

| |профессиональное | | | | |

| |Среднее и неполное |0 |10 |25 |0 |

| |среднее | | | | |

|Образование |Высшее и неоконченное|33 |10 |0 |67 |

|матери |высшее | | | | |

| |Среднее специальное и|67 |50 |100 |33 |

| |начальное | | | | |

| |профессиональное | | | | |

| |Среднее и неполное |0 |40 |0 |0 |

| |среднее | | | | |

|Женщина |В полной семье |100 |70 |100 |100 |

|воспитывалас| | | | | |

|ь | | | | | |

| |В неполной семье с |0 |30 |0 |0 |

| |матерью | | | | |

| |Без родителей |0 |0 |16 |0 |

Таблица 10

Распределение женщин по преобладающим мотивам прерывания

беременности в разных возрастных группах, (%)

|№ |Показатели |( 20 |21-25 |26-30 |> 30 |

| | |лет |лет |лет |лет |

|1 |Преждевременность рождения |100 |17 |0 |0 |

| |ребенка | | | | |

|2 |Недостаточная материальная |67 |50 |25 |67 |

| |обеспеченность | | | | |

|3 |Недостаточная жилищная |67 |50 |0 |33 |

| |обеспеченность | | | | |

|4 |В семье уже есть маленький |0 |70 |50 |33 |

| |ребенок | | | | |

|5 |Нежелание иметь детей (в |0 |30 |50 |67 |

| |семье уже есть дети) | | | | |

|6 |Прием лекарственных |30 |30 |0 |13 |

| |препаратов или алкоголя в | | | | |

| |первые недели беременности | | | | |

|7 |Беременность в результате |0 |0 |0 |0 |

| |изнасилования | | | | |

|8 |Разрыв отношений с отцом |0 |10 |0 |0 |

| |ребенка | | | | |

|9 |Неудовлетворительные |42 |0 |0 |20 |

| |отношения с отцом ребенка | | | | |

|10 |Боязнь реакции родителей на|10 |0 |0 |0 |

| |сообщение о настоящей | | | | |

| |беременности | | | | |

|11 |Нежелание доставлять |67 |50 |0 |0 |

| |родителям лишние проблемы | | | | |

|12 |Родственники настаивают на |0 |50 |0 |0 |

| |прерывании беременности | | | | |

|13 |Нежелателен пол ребенка |0 |0 |0 |0 |

Поскольку основная масса представительниц этой возрастной группы не

работает (67%), то соответственно они зависимы либо от родителей, либо от

партера. Учитывая неудовлетворительные отношения с партнером у 42% девушек,

можно сказать, что многие не уверены в том, что будут продолжать жить

вместе с ним. Тем более, что возраст позволяет им найти другого партнера и

создать семью.

Об отсутствии культуры и системы полового воспитания свидетельствует

тот факт, что информацию о сексуальных отношениях чаще получали от

полового партнера, литературы, родителей. Все девушки проживают в

«гражданском» браке и 33% у них меняли партнера более трех раз.

Представительницы этой группы более активны и раскрепощены в сексуальном

отношении.

В группе женщин от 21 года до 25 лет наибольшее число неработающих.

Большинство домохозяек находятся в отпуске по уходу за ребенком и то, что в

семье есть маленький ребенок является основным мотивом прерывания

беременности (70%). На втором месте по прежнему остается недостаточная

материальная и жилищная обеспеченность. Рождение еще одного ребенка только

усугубит положение и создаст лишние проблемы для родителей (родственников).

К тому же женщины жалуются на ослабленное здоровье, что является причиной

приема лекарственных препаратов. Другая картина наблюдается в младшей

возрастной группе. 30% девушек либо зачинали ребенка во время встреч в

компаниях с употреблением алкоголя, либо употребляли алкоголь в первые

недели беременности. Такое положение вещей является благодатной почвой для

частой смены партнеров и свидетельствует о несформированности моральных

устоев. Во второй возрастной группе резко снижается процент женщин,

считающих рождение ребенка преждевременным, но финансовые проблемы в семье

не позволяют иметь второго ребенка. Однако в будущем большинство желает

иметь еще детей (80%). В период от 21 до 25 лет впервые появляется мотив

нежелания рождения детей в будущем.

В группе от 26 до 30 лет основными мотивами прерывания беременности

были мотивы нежелания больше иметь детей и наличие в семье маленького

ребенка. По-видимому, этому послужил тот факт, что 50% женщин уже имеют 2

детей, а остальные одного. Как видно из таблицы с возрастом идет нарастание

значимости мотива нежелания больше иметь детей. По-прежнему женщин

продолжает волновать вопрос материальной обеспеченности. Вероятно это

связано с рождением второго ребенка и невозможностью работать в данный

период. Что интересно, 25% женщин вынуждены повышать свой образовательный и

профессиональный уровень, что еще раз свидетельствует о возросшем спросе на

специалистов с высшим образованием (напомним, что все представительницы

этой группы имеют среднее специальное и среднее образование). В данной

группе полностью исчезают мотивы, связанные с влиянием родителей и

родственников, что свидетельствует о полном отделении от родительской

семьи.

Нужно отметить, что число мотивов прерывания беременности с возрастом

значительно уменьшается. У представительниц старшей возрастной группы

усиливается тенденция нежелания иметь детей (67%). Очевидно это связано с

ростом количества детей и возрастом женщины. Также аборт мотивировался и

неустойчивыми, неудовлетворительными отношениями с партнером. Женщины

стремятся к сохранению семьи и установлению равных отношений с партнером.

Разрыв отношений с постоянным партнером с возрастом и количеством совместно

прожитых лет становится очень травмирующим и болезненным. Мотив

недостаточной материальной обеспеченности опять выходит на первый план.

В процессе анализа обнаружились 3 тенденции, которые обуславливаются

возрастом:

1. значимость материальной обеспеченности;

2. наличие в семье детей;

3. нежелание иметь детей.

Таблица 11

Показатели [pic] реактивной и личностной тревожности

обследуемых женщин

|№ |Показатели |Женщины, планирующие прерывание|

| | |беременности (n = 30) |

|1 |Личностная тревожность |52,3 ( 9,8 |

|2 |Реактивная тревожность |46,7 ( 8,7 |

Таблица 11а

Показатели [pic] реактивной и личностной тревожности в различных

возрастных группах женщин, планирующих прерывание беременности

|№ |Показатели |( 20 |21-25 |26-30 |> 30 |

| | |лет |лет |лет |лет |

| | |n = 5 |n = 15 |n = 6 |n = 4 |

|1 |Уровень |49 ( 3,7 |46,2 ( 4,2 |36,2 ( 2,8 |51 ( 3,1 |

| |реактивной | | | | |

| |тревожности | | | | |

|2 |Уровень |51,1 ( 3,2 |54,3 ( 2,6*|49,6 ( 4,3 |53,1 ( 2,9*|

| |личностной |р(1,2) 30 |

| |лет |лет |лет |лет |

|Гипертимическ|13 ( 0,8 |11,5 ( 0,7 |11,7 ( 1,7 |14,9 (1,3 |

|ие | |р(1,2) 30 |

| |лет |лет |лет |лет |

| |n = 5 |n = 15 |n = 6 |n = 4 |

|Мотивы поддержания|6,5 ( 0,6 |5,4 ( 0,8 |7,3 ( 0,8 |6,2 ( 0,7 |

|жизнеобеспечения | | |р(2,3)<0,05 | |

|(идеальные) в | | | | |

|общежитейской | | | | |

|сфере | | | | |

|Мотивы социального|7,5 ( 0,4 |4,2 ( 0,9 |5,0 ( 0,8 |6,1 ( 1,2 |

|статуса (реальные)| |р(1,2)<0,05 |р(1,3)<0,05 | |

|в общежитейской | | | | |

|сфере | | | | |

|Мотивы поддержания|4,4 ( 0,7 |6,2 ( 1,5 |7,9 ( 10 |6,5 ( 0,9 |

|(идеальные) в | | |р(1,3)<0,05 | |

|рабочей сфере | | | | |

|Мотивы поддержания|6,6 ( -0,6 |3,6 ( 0,7 |4,5 ( 1,4 |4,1 ( 1,1 |

|(реальные) в | |р(1,2)<0,05 | |р(1,4)<0,05 |

|рабочей сфере | | | | |

|Мотивы социального|6,4 ( 0,8 |4,1 ( 0,9 |3,2 ( 1,7 |3,9 ( 1,3 |

|статуса (реальные)| |р(1,2)<0,05 | |р(1,4)<0,05 |

|в рабочей сфере | | | | |

|Мотивы общей |4,2 ( -0,4 |1,8 ( -0,6 |2,4 ( 0,9 |3,2 ( 0,7 |

|активности | |р(1,2)<0,05 | | |

|(реальные) в | | | | |

|области рабочей | | | | |

|сферы | | | | |

|Мотивы творческой |7,2 ( 1,3 |4,5 ( 0,9 |3,2 ( 0,7 |3,7 ( 1,2 |

|активности | | |р(1,3)<0,05 |р(1,4)<0,05 |

|(реальные) в | | | | |

|рабочей сфере | | | | |

р(1,2), (2,3) и т.д. — обозначение статистически значимых различий

между показателями, относящимися к возрастным группам с соответствующими

порядковыми номерами.

Перейдем к анализу уровня реактивной и личностной тревожности женщин,

прерывающих беременность. Уровень личностной тревожности высокий во всех

возрастных группах. Хотя значимых различий между показателями уровня

личностной тревожности у женщин разных возрастных групп обнаружено не было,

можно проследить динамику нарастания личностной тревожности с возрастом.

Это можно объяснить тем, что большинство женщин в прошлом уже делали аборт,

они представляют все его последствия и с учетом прошлого опыта запускается

механизм реактивной тревожности. Что и подтверждает высокий уровень

реактивной тревожности. Высокий уровень реактивной тревожности у женщин

ранее не делавших аборт обусловлено тем, что само принятие решения о

прерывании беременности является психотравмирующей ситуацией, женщину

страшит «неизвестное», она опасается за исход операции, за последствия

после нее, за будущую способность родить ребенка. Самый высокий уровень

личностной и реактивной тревожности наблюдается во второй группе. 21-26 лет

— оптимальный репродуктивный возраст, 80% женщин планируют в будущем иметь

детей, поэтому они особенно беспокоятся за свое будущее.

Изучение особенностей характерологических черт в различных возрастных

группах показало, что у женщин, прерывающих беременность, наиболее выражены

гипертимические, демонстративные, неуравновешенные и циклотимические черты

характера. Особенно отчетливо это видно в младшей возрастной группе (более

21 года). Гипертимические черты говорят о повышенном фоне настроения,

высокой активности. Демонстративность поведения связана со стремлением

показать свою полноценность как уже взрослой женщины. Неустойчивость

настроения и самочувствия объясняется психологической неготовностью к таким

психотравмирующим ситуациям, незрелостью личности, отсутствием

психологической поддержки близких (девушки не поставили в известность

родителей о своей беременности). Наименее выражены циклотимические черты у

женщин старше 30 лет.

Рассмотрим особенности потребностно-мотивационной сферы женщин в

различных возрастных группах. В младшей возрастной группе значительно выше

показатели поддержания жизнеобеспечения, социального статуса в

общежитейской и рабочей сферах, творческой активности. В этом возрасте

девушки стремятся приобрести профессию, положение в обществе, найти

партнера и создать семью, стать материально независимым от родителей. Для

большинства молодых людей характерна творческая активность.

Особенностью второй возрастной группы являются сравнительно низкие (по

сравнению с младшей) показатели поддержания жизнеобеспечения, социального

статуса в общежитейской и рабочей сферах, активностью в рабочей сфере.

Вероятно это можно объяснить тем, что половина женщин этой группы не

работают.

Для следующей возрастной группы (26-30 лет) характерны высокие

показатели поддержания в общежитейской и рабочей сферах и снижение

стремлений к социальному статусу в рабочей сфере, а также творческой

активности.

В группе после 30 лет низкие показатели достижений в поддержании

жизнеобеспечения, социальном статусе, творческой активности в рабочей

сфере.

Обобщая результаты, можно отметить несколько тенденций, появляющихся с

возрастом:

1. снижение достижений в поддержании жизнеобеспечения в рабочей сфере,

2. снижение значимости социального статуса в общежитейской сфере,

3. снижение творческой активности.

Таким образом, по мере завершения оптимального репродуктивного

возраста уровень достижений в рабочей сфере имеет тенденцию снижения, также

снижается уровень социального статуса в общежитейской и рабочей сферах,

падает творческая активность, но возрастает уровень притязаний поддержания

жизнеобеспечения.

Заключение

Начиная с 20-х годов в России была сформирована особая абортная

культура — приспособление и привыкание общества к широкому производству

абортов, как основному и даже единственному способу регулирования числа

детей в семье.

Проблема абортов, их распространенность, частота использования именно

в нашей стране являются наглядным примером сугубо потребительского,

безразличного отношения к здоровью женщин со стороны государства.

Декларация заботы о материнстве и детстве никогда не подкреплялась

достаточным финансированием.

На репродуктивное здоровье женщины влияют многие факторы: социальная

среда, здоровый образ жизни, уровень здравоохранения. И тот факт, что аборт

наиболее предпочтительный способ планирования семьи, свидетельствует, что

недостаточно создано организаций, программ, которые помогали бы женщине

планировать семейную жизнь, взаимоотношения с партнером, информировали о

разнообразных средствах контрацепции.

Социальная среда, в которой живет женщина, является основным

источником негативного отношения к материнству. По сравнению с

запланированной беременностью, отложенный репродуктивный выбор отражает

наличие более выраженных фрустраций и противоречий между потребностями

женщин и предъявляемыми к ней новым состоянием перспективными требованиями,

что осознается женщиной в той или иной мере, как собственная готовность к

материнству и клинически проявляется в виде эмоциональных и поведенческих

реакций. Поэтому общество должно развернуть широкую пропаганду

разнообразных контрацептивных средств и, что особенно важно, сделать их

доступными, увеличив количество кабинетов планирования семьи, постоянно

вести профилактическую работу с женщинами, прерывающими беременность,

обеспечить их психологической поддержкой.

Для того чтобы правильно развернуть работу необходимо знать те

факторы, причины, которые повлияли на отложенный репродуктивный выбор.

Данные исследования могут быть использованы для разработки программ по

реабилитации женщин прерывающих беременность и профилактике абортов. Эта

информация представляет интерес для широкого круга специалистов:

психологов, социологов, акушеров-гинекологов, также это должна знать и

каждая женщина.

Выводы

Наша гипотеза подтвердилась: совокупность таких факторов как социально-

статусные характеристики, уровень репродуктивной активности,

характерологических особенностей, уровень тревожности, особенности

потребностно-мотивационной сферы определят формирование мотива прерывания

беременности.

1. Высокий уровень сексуальной и репродуктивной активности, низкий

уровень образования влияют на формирование мотива прерывания беременности.

2. Наличие мотива прерывания беременности у женщин влияет на повышение

уровня личностной и реактивной тревожности, а также на снижение уровня

общей активности и уровня поддержания жизнеобеспечения в рабочей сфере.

3. Иерархия мотивов прерывания беременности, определяющихся социально

значимыми факторами отличается у женщин различного возраста.

3.1. У женщин до 21 года такими мотивами являлись: преждевременность

рождения ребенка, неудовлетворительная жилищная обеспеченность, зависимость

от родителей.

3.2. Для женщин в возрасте от 21 года до 25 лет: неудовлетворительная

жилищная и материальная обеспеченность и прием лекарственных препаратов и

алкоголя в первые недели беременности.

3.3.У женщин старше 26 лет преобладающими мотивами являлись:

недостаточная материальная обеспеченность, наличие маленького ребенка в

семье и нежелание больше иметь детей.

4. По мере завершения оптимального репродуктивного возраста

наблюдалось возрастание уровня потребности в поддержании жизнеобеспечения в

рабочей сфере, в то время как степень удовлетворенности в этой сфере имела

тенденцию к снижению, как и потребность в поддержании социального статуса в

общежитейской сфере на фоне падения значимости творческой самореализации на

работе, а также повышается уровень личностной тревожности при наличии

сформированного мотива прерывания беременности.

Литература

1. Агаев Ф.Р., Мамедова Н.О. Социально-гигиенические аспекты аборта //

Советское здравоохранение. - 1991.-№ 3. -21-23 с.

2. Аничкова З.Я. Здоровое материнство. - М.: Медицина. -1982. -72 с.

3. Брутман В.И., Родионова И. С. Формирование привязанностей матери к

ребенку в период беременности // Вопросы психологии. -1997. -№ 6.

-38-48 с.

4. Вартанян Г.А., Петров Е.С. Эмоции и поведение. - М. - 1989. -172 с.

5. Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за

действием. - М. - 1991. -144 с.

6. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М.

-1990. - 293 с.

7. Гребешева И.И. Социальные аспекты репродуктивного здоровья и

ответственного родительства // Планирование семьи - 1998. -№ 3. -5-

7 с.

8. Грищенко Г.И. Влияние искусственного прерывания беременности на

организм женщины. - М.,1980. -96-97 с.

9. Джое В.В. Практическое руководство к тесту Люшера. - Кишинев.

-1990. - 176 с.

10. Диагностика мотивации и саморегуляции / Под. редакцией Колосниковой

Н.В. и др. - МГУ., 1993. - 21-43 с.

11. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности.

-Псков., 1994.-280 с.

12. Журавлева К.И., Цыдыпова Ц.Д. Причины и последствия абортов //

Здравоохранение Российской Федерации. -1971. -№ 2. - 22-25 с.

13. Захаров А.И. Ребенок до рождения. - М., 1998.

14. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб., 2000. - 508 с.

15. Иовлев Б.В. Неврозы и проблемы психологических механизмов

эмоционального стресса // Актуальные вопросы медицинской

психологии. - Ленинград, 1974. - Т.72. - 41-53 с.

16. Искусственный аборт: Доклад научной группы ВОЗ. - 1980. - 24 с.

17. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. - М.: Наука. -1988.

-122 с.

18. Кочнева М.А., Сумовской А.Е., Орлова М.М. Психологические реакции у

женщин при физиологическом течении беременности // Акушерство и

гинекология. - 1990. - № 3. -13-16 с.

19. Кузнецов В. Социально-гигиеническое исследование причин аборта. М.:

Медицина. - 1970. - 15 с.

20. Лемаринье Н.К. Беременность и роды. - М.,1938. - 45 с.

21. Леонгард К. Акцентуированные личности. - Ростов-на-Дону: Феникс.

-2000. - 544с.

22. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат.

-1975.- 73-235 с.

23. Лук А.Н. Эмоции и личность. - М.: Знание. - 1982. - 176 с.

24. Мамышева Н.Л. Психологические расстройства у беременных:

Диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук.

- Томск, 1995.-312 с.

25. Маслоу А. Психология бытия. -М.: Рефлбук, Ваклер. - 1997. - 304 с.

26. Мильман В.Э. Рабочая мотивация и удовлетворенность трудом //

Психологический журнал. - 1985. - № 5. - 16-21 с.

27. Немов Р.С. Психология. Т.З. - М.: Просвещение. -1995.

28. Пайнз Д. Бессознательное использование женщиной своего тела. -СПб.:

Совместное издание Восточно-европейского института психоанализа и

Б.С.К. - 1997. - 195 с.

29. Психоанализ и культура: Избранные труды К. Хорни и Э. Фромма. -М.:

Юрист. - 1995.- 623 с.

30. Психология эмоций: Тексты. -М.: Просвещение. - 1993. - 304 с.

31. Психология: Словарь. М. : Политиздат. - 1990. - 494 с.

32. Пятьдесят выдающихся психологов мира. - М.: Международная

педагогическая академия. - 1995. - 79-85 с.

33. Розовский И.С. Аборт и его последствия // Советская медицина. -

1960. - № 2. - 94-98 с.

34. Садвокасова Е.А. Некоторые социально-гигиенические аспекты изучения

аборта // Советское здравоохранение. - 1983. - № 3. - 45-50 с.

35. Северный А.А., Боломдина Т.А., Солоед К.В. и др. Психосоматические

аспекты беременности // Социальная и киническая психиатрия. - 1995.

-№ 4. -22-26 с.

36. Современные методы профилактики искусственного аборта и регуляции

репродуктивной функции женщины. - М.: Медицина. - 1987. - 115 с.

37. Стресс и тревога в спорте. - М.: Наука. - 1983. - 24-47 с.

38. Фрейд 3. Психология бессознательного. - Новосибирск, 1997. - 552 с.

39. Фролова О.П., Гранат Н.Е. Вред аборта. - М.: Просвещение. - 1985. -

77 с.

40. Adler. A Wer der nervosen Charakter. Munchen. - 1992. - 132 p.

41. Alport G.W. Trait of motivations. Yheory // Am. Jourmal of

orthopsychiatry. - 1953. - V.23.

42. Deutsch H. The psychology of women. - New York. Crane station. -

1945. - 608 p.

43. Pines D. Pregnancy and motherhood: interaction between fantasy and

reality // British Journal of Medical Psychiatry. - V. 45. - 1972.

- 43-333 p.

Приложение

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.