реферат, рефераты скачать
 

Литература - Социальная медицина (правовые аспекты деятельности врача)


помощи, программ и критериев подготовки и повышения квалификации

медицинских кадров; участвуют в формировании реестров экспертов и работе

комиссий по аттестации медицинских работников, аккредитации и

лицензировании, квалификационных комиссиях.

Комитет общества по защите прав потребителей изучает общественное мнение о

качестве оказываемой медицинской помощи; информирует субъектов

вневедомственного контроля о качестве оказания медицинской помощи и органы

управления здравоохранением о дефектах в оказании медицинских услуг,

защищает права пациентов путем отстаивания их интересов в административных

и судебных органах.

Вневедомственный контроль проводится в виде предупредительного, контроля

результата, целевого, планового. Осуществляется следующими лицами:

Внештатным медицинским экспертом, который должен иметь высшее медицинское

образование, подготовку по врачебной специальности и иметь стаж работы по

ней не менее 10 лет, высшую квалификационную категорию или ученую степень,

пройти специальную подготовку по экспертизе и получить лицензию на право

осуществления экспертной деятельности.

Экспертом страховой медицинской компании. Данный специалист должен иметь

высшее медицинское образование, стаж работы по врачебной специальности 5

лет, специализацию по организации здравоохранения и социальной гигиене,

пройти подготовку по экспертизе. Он является штатным сотрудником страховой

медицинской компании.

Приказ Минздравмедпрома РФ № 5 «О мерах по совершенствованию экспертизы

временной нетрудоспособности» от 13.01.1996 года определяет, что экспертиза

качества медицинской помощи является функцией заведующих подразделениями (1

ступень), заместителя руководителя по клинико-экс-пертной помощи (2

ступень), клинико-экспертных комиссий учреждений (3 ступень).

Экспертиза проводится по медицинским документам, а также очно. Обязательна

в случаях смертельных исходов, внутрибольничных инфицирований и осложнений,

первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста, заболеваний

с удлиненным или укороченным сроками лечения, при расхождении диагнозов,

жалобах пациентов.

ГЛАВА 2 МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ

2.1. Общие вопросы организации и финансирования медицинского страхования

В этой области существует обширная законодательная база. В 1991 году принят

Закон РФ «О медицинском страховании граждан в РФ»; Постановление

Правительства Российской Федерации «Общие положения о страховых медицинских

организациях»; Положение о страховых медицинских организациях,

осуществляющих обязательное медицинское страхование (1993); Правила

лицензирования деятельности страховых медицинских организаций,

осуществляющих обязательное медицинское страхование (1994) и др.

Целью медицинского страхования, как определено в Законе «О медицинском

страховании граждан РФ» с поправками от 1993 года (далее Закон), является

гарантия гражданам, при возникновении страхового случая, получение

медицинской помощи за счет накопленных средств и финансирование

профилактических мероприятий. Страховой случай— это совершившееся событие,

предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого

возникает обя- занность страховщика произвести страховую выплату

страхователю, застрахованному лицу или третьим лицам. Под страховым случаем

понимают заболевание, травмы и т. д. (Закон РФ «О страховании»).

Страхователь—это юридическое или дееспособное физическое лицо,

заключившее со страховщиком договор страхования, а также являющееся

страхователем в силу закона. При добровольном медицинском страховании

страхователями выступают сами граждане либо предприятия, представляющие

интересы граждан.

Страховщик—это юридическое лицо, созданное для осуществления страховой

деятельности, получившее в установленном законом порядке лицензию на

осуществление страховой деятельности на территории РФ. В случае

медицинского страхования им выступает страховая медицинская организация.

Под последней понимается юридическое лицо, осуществляющее медицинское

страхование и имеющее государственную лицензию, которая выдается

Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью на каждый

вид страхования.

Медицинское страхование бывает обязательным и добровольным. Субъектом

медицинского страхования могут быть граждане, страхователь, страховая

медицинская организация, медицинское учреждение. Работающие граждане при

обязательном медицинском страховании должны быть застрахованы

предприятиями, где они трудятся, которые и являются их страхователями.

Неработающие граждане также должны быть застрахованы. Страхователями для

них являются органы государственного управления республик, автономных

областей, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органы

местного самоуправления.

Страховым медицинским организациям не разрешено заниматься

производственной, торгово-посреднической и банковской деятельностью. Кроме

этого необходимо соблюдение ряда условий для медицинских страховых

организаций, которые имеют лицензию на обязательное медицинское

страхование. Медицинская страховая организация должна обладать уставным

капиталом не менее 1200 минимальных размеров оплаты труда. Соотношение

собственных и финансовых ресурсов не может быть более 1:20. Этой

организации не разрешено в целях коммерческой деятельности использование

средств, предназначенных для реализации программ обязательного медицинского

страхования (кроме приобретения на средства резервного фонда ценных бумаг и

банковских депозитов).

Не имеют права быть учредителями страховых медицинских организаций органы

управления здравоохранения и медицинские учреждения, однако они могут

владеть их акциями (не более 10% общего пакета акций). Страховые

медицинские организации не входят в систему здравоохранения. Основной

задачей страховой медицинской организации служит проведение обязательного

медицинского страхования путем оплаты медицинской помощи, предоставляемой в

соответствии с территориальной программой обязательного медицинского

страхования, осуществление контроля за качеством медицинских услуг.

Страховые медицинские организации могут: свободно выбирать медицинские

учреждения для оказания медицинской помощи и услуг по договорам

медицинского страхования; участвовать в аккредитации медицинских

учреждений; устанавливать размер страховых взносов по добровольному

медицинскому страхованию; принимать участие в определении тарифов на

медицинские услуги; предъявлять в судебном порядке медицинскому учреждению

или медицинскому работнику иск о материальном возмещении физического или

морального ущерба, причиненного застрахованному по их вине. В соответствии

с Законом РФ «О медицинском страховании граждан» и Положением о страховых

медицинских организациях, осуществляющих обязательное медицинское

страхование, страховые медицинские организации обязаны осуществлять

деятельность по обязательному медицинскому страхованию на некоммерческого

основе, заключать договоры с медицинскими учреждениями на оказание

медицинской помощи застрахованным по обязательному медицинскому

страхованию, добросовестно выполнять все условия заключенных договоров,

создавать в установленном порядке страховые резервы, защищать интересы

застрахованных. Эти организации не имеют права отказать страхователю в

заключении договора обязательного медицинского страхования.

Источником финансирования системы здравоохранения (статья 10 Закона) в РФ

являются: бюджетные средства, средства государственных и общественных

организаций, предприятий и других хозяйственных субъектов; личные средства

граждан; безвозмездные и благотворительные взносы и пожертвования; доходы

от ценных бумаг; кредиты банков и других кредиторов; иные законные

источники.

Из этих источников формируются финансовые средства государственной и

муниципальной систем здравоохранения, а также государственной системы

обязательного медицинского страхования. Для реализации государственной

политики в области обязательного медицинского страхования создаются

Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования,

являющиеся самостоятельными некоммерческими организациями. Они

предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное

медицинское страхование, обеспечения финансовой стабильности и выравнивания

финансовых ресурсов на его проведение. Эти средства находятся в

государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов и изъятию не

подлежат.

Порядок уплаты страховых взносов устанавливается Положением о порядке

уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды

обязательного медицинского страхования (1993), Инструкцией «О порядке

взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское

страхование» (1993). Плательщиками страховых взносов в фонды обязательного

медицинского страхования являются: организации, учреждения, предприятия,

крестьянские и фермерские хозяйства, родовые семейные общины малочисленных

народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;

граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью,

предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;

граждане, занимающиеся частной практикой; граждане, использующие труд

наемных работников; лица творческих профессий, не объединенные в творческие

союзы; Советы Министров республик в составе РФ; органы государственного

управления автономных образований, областей, краев, городов Москвы и Санкт-

Петербурга, местные администрации.

От уплаты страховых взносов освобождаются общественные организации

инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, созданные для

осуществления уставных целей этих организаций.

Платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения

осуществляют Советы Министров республик в составе РФ, органы

государственного управления автономных образований, областей, краев,

городов Москвы и Санкт-Петербурга, местных администраций за счет средств,

предусматриваемых в соответствующих бюджетах при их формировании на

соответствующие годы.

2.2. Медицинские учреждения и медицинское страхование

Медицинскую помощь в системе медицинского страхования оказывают

аккредитированные в установленном законом порядке медицинские учреждения.

Аккредитация медицинских учреждений—это определение их соответствия

установленным профессиональным стандартам аккредитационными комиссиями.

Между страховой медицинской организацией и медицинскими учреждениями

заключается договор на предоставление лечебно-профилактической помощи, по

которому медицинское учреждение обязуется предоставлять застрахованному

контингенту медицинскую помощь определенного объема и качества в конкретные

сроки в рамках программы медицинского страхования. Сторонами данного

договора являются страховая медицинская организация и лечебно-

профилактическое учреждение. Объем и условия оказания медицинской помощи

недолжны быть ниже базовой программы обязательного медицинского

страхования.

По законодательству РФ договор медицинского страхования является

соглашением между страхователем и страховой медицинской организацией, при

котором страховщик обязуется организовать и финансировать предоставление

застрахованному контингенту медицинской помощи определенного объема и

качества или иных услуг по программам обязательного и добровольного

медицинского страхования.

Каждый гражданин при заключении договора медицинского страхования получает

страховой полис, который имеет силу на территории РФ и на территории тех

государств, у которых с РФ имеются соглашения о медицинском страховании.

Добровольное медицинское страхование подразумевает обязанности страховщика

перед предприятием, представляющим интересы граждан, или непосредственно

гражданином организовать и оплатить медико-социальные услуги сверх

установленных программ обязательного медицинского страхования.

При нарушении договорных обязательств, например непредоставлении

застрахованному гражданину предусмотренной договором услуги, неполного или

некачественного оказания медицинской помощи, страховой компанией

выплачивается штраф.

Государственное регулирование по этому договору допускает лишение лицензии

на право занятия медицинским страхованием по решению суда.

Решением коллегии Росстрахнадзора может быть приостановлена лицензия

страховой организации при выявлении нарушения со стороны последней

законодательства РФ до устранения выявленных нарушений.

Федеральный и территориальные фонды осязательного медицинского страхования

наделены правами налоговых органов РФ при взыскании штрафов и пени в

бесспорном порядке с хозяйствующих субъектов плательщиков страховых взносов

за соответствующие финансовые нарушения.

По данным страховых компаний практикуется защита врачей от непреднамеренных

ошибок, связанных с профессиональной деятельностью. Такая защита

гарантирует выплату компенсации пациенту, пострадавшему в результате

профессиональных ошибок врача без привлечения средств последнего. Субъектом

страхования профессиональной ответственности может быть лечебное

учреждение, врачи и средний медицинский персонал. Страхуются риски,

связанные с возмещением ущерба по поводу необходимой повторной терапии

после проведенного, но неудачного лечения, а также экономический, связанный

с компенсацией заработков за время утраты трудоспособности пациента по вине

врача, и моральный ущерб за причинение боли, страдания пациенту.

В договоре предусматриваются штрафные санкции за некачественное оказание

медицинской помощи, за отказ в оказании медицинской помощи и т. д.

Основанием для выплаты должно явиться решение суда о взыскании с лечебного

учреждения или врача определенной суммы денежных средств в счет возможного

ущерба, причиненного здоровью пациентов. В основном страхованию подлежат

ошибки и недоработки, возникшие случайно, непредвиденным образом. При

преступной халатности страховая компания не выплачивает страховое

возмещение.

ГЛАВА 3

ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ НАСТУПЛЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

3.1. Наступление уголовной ответственности

3.1.1. Основные понятия в уголовном праве

Под преступлением в уголовном праве признается виновное, совершенное

общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ (УК) под

угрозой наказания. Общественно опасным признается деяние, которое причиняет

ущерб или создает опасность его причинения охраняемым уголовным законом

интересам. Применительно к последствиям преступлений против жизни и

здоровья употребляется термин «вред», а к материальным

последствиям—«ущерб». Малозначительность деяния не является преступлением

ввиду отсутствия в нем общественной опасности свойства исключительно

преступлений. Такие деяния формально содержат признаки какого-либо деяния,

предусмотренного Уголовным кодексом, но лишены общественной опасности ввиду

непричинения вреда или создания угрозы его причинения личности, обществу,

государству. Состав преступления — это совокупность установленных Уголовным

законом признаков, определяющих общественно опасное деяние, характеризуемое

как преступление. Это значит, что отсутствие хотя бы одного из этих

признаков не дает основания говорить о наличии состава, а следовательно, и

самого преступления. Элементами состава преступления являются: объект,

объективная сторона, субъект и субъективная сторона преступления.

Объект — это общественные отношения, охраняемые законом. Под объективной

стороной преступления понимается упорядоченная система связей между людьми

по поводу социальных ценностей. Преступное деяние может характеризоваться

действием или бездействием. Причинная связь—одна из форм объективной связи,

при которой одно явление при определенных условиях вызывает другое. Это

связующее звено между конкретным деянием и наступлением преступных

последствий. Субъект преступления—это физическое вменяемое, достигшее

предусмотренного законом возраста лицо, которое может нести ответственность

по уголовному праву. Специальный субъект—лицо, обладающее конкретными

особенностями (должностное лицо, военнослужащий, медицинский работник).

Субъективная сторона преступления—отражение в сознании субъекта объективных

признаков содеянного и психическое отношение к ним виновного. Основным

признаком субъективной стороны является вина, то есть психическое отношение

лица к совершенному им преступлению, выражается в форме умысла и

неосторожности. Умысел может быть прямой и косвенный. При прямом умысле

лицо, совершившее преступление, сознавало общественную опасность своего

деяния, предвидело его общественно опасные последствия (интеллектуальный

компонент) и желало их наступления (волевой компонент). Косвенный умысел

характеризуется тем, что лицо, совершившее преступление, сознавало

общественную опасность своего действия, предвидело его последствия и

сознательно допускало их наступления (волевой компонент).

Неосторожная форма вины может быть в виде легкомыслия и небрежности. Под

легкомыслием понимается сознание лицом общественной опасности своего

деяния, предвидение возможности наступления опасных последствий и

самонадеянный расчет на их предотвращение. Небрежность возникает при

отсутствии интеллектуального и волевого момента, однако имеют место

субъективные и объективные критерии. Объективный критерий исходит из

усредненного понимания степени предусмотрительности, присущий лицам

определенной профессии, деятельности, а также должной меры

предусмотрительности, предъявляемой к любому человеку в обществе.

Субъективный критерий указывает индивидуальные особенности конкретного

субъекта, вытекающие из его жизненного опыта, образования, квалификации.

В Уголовном кодексе присутствует норма о невиновном причинении вреда

(статья 28), именуемая как случай. В литературе указывается на 2 вида

случаев, когда лицо не предвидит возможности наступления общественно

опасных последствий и по обстоятельствам дела не должно и не могло

предвидеть этого и когда лицо предвидело возможность наступления

общественно опасных последствий, но в силу экстремальных условий или нервно-

психических перегрузок физически не могло их предвидеть (Кузнецова Н. Ф.,

Борзенков Г. Н., Бородин С. В., 1996).

Различают так называемые ошибки, то есть заблуждения субъекта относительно

юридической оценки, относительно тех или иных обстоятельств состава

преступления. Ошибки могут быть юридические (относительно преступности и

наказуемости) и фактические (неправильное представление лица о фактических

признаках совершенного им преступления).

3.1.2. Система наказания в уголовном праве

Наказание есть мера государственного принуждения, назначенное только по

приговору суда. Законом выделяются следующие виды наказания:

Штраф. Это денежное взыскание, налагаемое судом. Может назначаться как

основной, так и дополнительный вид наказания.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной

деятельностью, то есть запрещение занимать должности на государственной

службе, в органах местного самоуправления или заниматься определенной

профессиональной и иной деятельностью. Может быть основным и дополнительным

видом наказания.

Лишение специального,воинского, почетного звания, классного чина,

государственных наград. Этот вид наказания назначается только в качестве

дополнительного вида наказания при осуждении за совершение тяжкого или

особо тяжкого преступления.

Обязательные работы. Назначаются только в виде основ-ного наказания и

заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или

учебы время бесплатных общественно полезных работ.

Исправительные работы. Отбываются по месту работы, осужденного и

назначаются только как основное наказание.

Ограничение по военной службе. Применяется только к осужденным

военнослужащим за совершение преступлений против военной службы, проходящим

службу по контракту, а также осужденным военнослужащим вместо

исправительных работ. Назначается как основное наказание.

Конфискация имущества. Назначается только как дополнительный вид наказания

и заключается в принудительном изъятии в собственность государства всего

или части имущества, являющегося собственностью осужденного.

Ограничение свободы. Содержание осужденного по достижении им 18 лет к

моменту вынесения приговора судом в специальном учреждении без изоляции от

общества. Назначается только как основной вид наказания.

Арест. Содержание осужденного в условиях строгой изоляции от общества.

Является основным видом наказания.

Содержание в дисциплинарной воинской части. Применяется к военнослужащим,

проходящим военную службу по призыву либо по контракту на должностях

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.