| |||||
МЕНЮ
| Лечение и реабилитация инвалидов с помощью верховой ездыправилам безопасности; Ж) план-маршрут для микроавтобуса с фамилиями и адресами детей, пользующихся им. 9. Куратор имеет право давать отдельные поручения по кругу своих обязанностей сотрудникам отделения или назначить постоянным помощником одного из сотрудников или родителей пациентов. 2.4. Методист-инструктор по иппотерапии ДЭЦ «Живая нить»_ ___ 2.4.1. Общие положения. 1. В своей повседневной деятельности методист руководствуется настоящей должностной инструкцией, решениями правления ДЭЦ и непосредственно подчиняется председателю правления ДЭЦ. 2. Во время занятий ЛВЕ методист несет полную ответственность за жизнь и здоровье пациентов, строго соблюдает правила безопасности и требует их соблюдения от коновода и родителей пациентов. 3. Проводя занятия по ЛВЕ, методист: А) обеспечивает безопасность своих пациентов с помощью профессионально выполняемой страховки; Б) способствует достижению положительных сдвигов в физическом и психосоциальном статусе пациентов, применяя для каждого из них индивидуально подобранные упражнения, методические приемы и режимы ЛВЕ; В) отслеживает динамику психофизических параметров своих подопечных, ведя специальную анкету, принятую в ДЭЦ. Работа с анкетами ведется под контролем и с помощью врача, который помогает оценивать полученные результаты и, в случае необходимости вносит коррективы в режим ЛВЕ. 4. Методист составляет ежедневные индивидуальные планы занятий с каждым больным, ведет дневник о проделанной (ежедневно) работе, где фиксирует также свои впечатления по поводу проведения уроков с каждым из пациентов. 2.4.2. Непосредственные обязанности методиста ДЭЦ. 1. Методист приходит на место занятия за 5 минут до начала занятия, чтобы убедиться: А) в соответствии обстановки на манеже (на плацу) требованиям «Правил безопасности»; Б) в готовности к работе коновода и лошади. 2. После прибытия пациента методист обязан убедиться в том, что тот вполне готов по состоянию здоровья нести нагрузку по ЛВЕ, в случае каких-либо отклонений в его состоянии совместно с медработником решает вопрос о целесообразности проведения с пациентом урока ЛВЕ. 3. Во время занятий методист руководит действиями коновода, отдавая краткие и четкие команды. 4. Проводя занятия по заранее составленному плану, методист внимательно наблюдает за поведением и состоянием подопечного и, заметив признаки сильного утомления или другие негативные явления, вносит изменения в намеченный план, снижая или вовсе прекращая нагрузку ( по совету медработника). 5. После занятия методист помогает пациенту «поблагодарить» (угостить) лошадь, следя при этом, чтобы угощение подавалось с открытой ладони; обменивается с пациентом и его родителями впечатлениями и информацией. 6. После занятий делает записи в дневнике. 7. В случае своей болезни или отсутствия по другой уважительной причине методист временно передает своих пациентов коллеге, подробно проинструктировав его по поводу каждого из них и предварительно известив о замене родителей своих подопечных. 2.4.3. Мероприятия по повышению квалификации. 1. Методист постоянно повышает свою профессиональную квалификацию: А) занимаясь на проводимых в ДЭЦ обучающих семинарах по проблемам ЛВЕ; Б) посещая семинары, конференции, «круглые столы» и другие мероприятия, организуемые на базе как ДЭЦ, так и родственных организаций; В) участвуя в проводимых в ДЭЦ занятиях по различным аспектам ЛВЕ, медицины, педагогики и смежных дисциплин. 2. Совершенствует свои знания и умения в области верховой езды. 3. Активно участвует в научно-практической работе по объективному отслеживанию результатов воздействия ЛВЕ, в работе по подготовке методических разработок и рекомендаций по применению ЛВЕ в реабилитационной практике, в составлении банка упражнений и др. 4. По договоренности с администрацией принимает участие в обучении стажеров методам страховки и проведению занятий по ЛВЕ, проводит практические занятия по ЛВЕ во время обучающих семинаров, организуемых на базе ДЭЦ. 2.5. Начальник конной части ДЭЦ «Живая нить»____ _______________ 2.5.1. Общие положения. 1. Начальник конной части (начкон) в повседневной работе руководствуется решениями правления ДЭЦ и непосредственно подчиняется председателю правления ДЭЦ. 2. Составляет план работы конного подразделения (годовой, квартальный, помесячный), который утверждается на заседании правления ДЭЦ, и отвечает за правильную организацию деятельности всего конного подразделения согласно штатному расписанию и должностям сотрудников. 1. Принимает участие в производственных совещаниях и заседаниях правления ДЭЦ по темам, связанным с проблемами конной части. 2. Курирует и контролирует правильность и своевременность выполнения обязательств по попечительскому договору с ДЭЦ со стороны ЦМИ, касающихся обеспечения конного подразделения ДЭЦ всем необходимым согласно договора (фураж, опилки, ветеринарный надзор, опилки и др.). 3. Отвечает за правильное ведение следующих необходимых для работы документов: - список сотрудников конной части с указанием их должности, года рождения, адреса, номера телефона; - планы работы (на год, квартал, месяц); - журнал тренинга, журнал ветврача, журнал для конюхов (для передачи поручений ветврача, начкона и др. ночному и дневному конюхам и т.д.), а также контролирует ведение дневников берейторами ДЭЦ. 2.5.2. Организация работы по содержанию лошадей и уходу за ними. 1. Начкон отвечает за организацию обучение персонала конной части «Правилам безопасности», санитарным правилам содержания лошадей, ухода за ними с ежегодной сдачей нормативов по правилам безопасности. 2. Постоянно контролирует и отвечает за четкое и неукоснительное выполнение «Правил безопасности» сотрудниками конного подразделения как при работе на конюшне, так и в процессе тренинговой работы, на занятиях с детьми и т.д., принимая необходимые меры при их нарушении. 3. Контролирует ветеринарное обеспечение конного состава ДЭЦ. 4. Контролирует санитарное состояние помещений конюшни, занимаемых ДЭЦ (денники, подсобные помещения, в том числе комната отдыха), качество чистки лошадей, уборки денников, состояние и содержание конного снаряжения и необходимого в работе с лошадьми инвентаря. 5. Отвечает за бесперебойное обеспечение конного состава ДЭЦ фуражом, опилками, а также за своевременное приобретение и раздачу лошадям необходимой для полноценного питания витаминной добавки (морковь и др.). 6. Организует и контролирует работу дежурных конюхов и берейторов. 7. Контролирует ведение журналов ветврача и дежурного конюха, просматривает записи с назначениями и поручениями ветврача, начкона и отметки о выполнении этих поручений дежурными конюхами. 2.5.3. Организация мероприятий по эксплуатации лошадей. Основная нагрузка конного состава – работа по иппо- и экитерапии. В связи с этим: - начкон составляет еженедельный график эксплуатации каждой лошади в соответствии с представленным методистами расписанием занятий с детьми и потребность в определенных лошадях; при этом предусматривается время для кормления, полноценного отдыха и работы лошади – не более трех часов подряд и не более пяти часов всего (с перерывом); - контролирует готовность каждой лошади перед занятиями с детьми (поведение, состояние здоровья, качество чистки и др.). 2.6. Коновод ДЭЦ____________________________ 2.6.1. Общие положения. Коновод работает под непосредственным руководством методиста. 1. Несет полную ответственность за обеспечение занятий по иппотерапии здоровыми, трудоспособными, отработавшими необходимое время и отшагавшими не менее 10 минут спокойными лошадьми, согласно заранее составленному графику строго соблюдает правила безопасности. 2. Следит за тем, чтобы лошадь, доставленная в манеж для работы, была тщательно вычищена, ее грива и хвост расчесаны, глаза и ноздри протерты. 3. В случае, если готовность лошади к работе по той или иной причине вызывает у коновода сомнения (состояние здоровья, особенности поведения), он доводит свои наблюдения до сведения начкона и вместе с ним решает вопрос о замене лошади другой, равноценной лошадью, предварительно согласовав этот вопрос с иппотерапевтом. 4. Отвечает за соблюдение по каждой лошади составленного графика работы и времени кормления и отдыха. 2.6.2. Обязанности коновода на занятиях по иппо- и экитерапии. 1. Коновод приходит на работу за час до начала занятий с детьми, используя это время для ухода за лошадью и ее тщательной подготовки к очередному занятию. 2. Доставляет лошадь на манеж не ранее чем за 10 минут до начала занятия, чтобы она успела освоиться и чтобы обеспечить ее необходимым для занятия снаряжением (седло, пояс). 3. Во время занятий находится в полном распоряжении методиста, внимательно прислушивается к его командам, и четко выполняет их, не отвлекая методиста посторонними разговорами; коновод всегда готов предупредить любое непослушание лошади и помочь методисту справиться с последствиями возможного непослушания. 4. Заметив во время занятий какие-либо отклонения в состоянии здоровья или поведении лошади, могущие повлечь травму у занимающегося или у самой лошади, коновод немедленно предупреждает методиста, по его команде останавливает лошадь и вместе с ним решает вопрос о возможности дальнейшего использования данной лошади на занятиях. 5. Между занятиями, во время смены всадников, «угощения»лошади коновод отвечает за то, чтобы: - лошадь не «угостили» чем-либо неподходящим; - кормили лошадь с открытой ладони; - дети и их родители не подвергались опасности, находясь в непосредственной близости к ногам и зубам лошади или подходя к ней слишком близко, тем более сзади. 6. По окончании занятий коновод осторожно выводит лошадь из манежа, убедившись, что проход свободен, затем ведет ее на конюшню, ставит в денник, расчищает копыта. 7. Внимательно осматривает лошадь и, заметив какие-либо отклонения, травмы и т.д. (в том числе отросший роговой слой на копытах), сообщает обо всем начкону или конюху, который обязан принять меры. 2.6.3. Мероприятия по повышению квалификации. Коновод ДЭЦ: А) посещает занятия, проводимые в ДЭЦ по различным проблемам; Б) постоянно совершенствует свои познания в верховой езде и коноводстве; В) выполняет различные поручения руководителей ДЭЦ, необходимые для обеспечения полноценной работы центра; Г) поддерживает порядок в комнате отдыха на конюшне; Д) несет полную материальную ответственность за полученный под расписку инвентарь и конское снаряжение. 2.7._Берейтор детского экологического центра «Живая нить»____ ____ 2.7.1. Общие положения. 1. Работает под непосредственным руководством начкона, выполняет все его распоряжения, строго соблюдает расписание тренинга лошадей и график их эксплуатации и выполняет другие обязанности согласно должностной инструкции. 2. Руководствуется в работе и неукоснительно соблюдает «Правила безопасности» и санитарные правила, предусмотренные в ДЭЦ. 2. Повседневные обязанности. 1. Приходит на работу за час до начала тренинговой езды. Осматривает лошадь и, убедившись в том, что она здорова и готова нести нагрузку, чистит ее, седлает и выезжает на работу. 2. Проводит тренинговую работупо плану самостоятельно или под руководством начкона, выполняя все его указания относительно техники верховой езды. 3. По окончании тренинга, если лошадь по расписанию сразу должна работать под детьми, берейтор должен «отшагать» ее не менее 10 минут, пока она не успокоится, затем отвести ее на место занятий или передать коноводу. Если же лошадь работает позднее, берейтор отводит ее на конюшню, расседлывает и, растерев спину и расчистив копыта, оставляет в деннике. 4. Записывает в дневнике особенности проведенного тренинга, поведения лошади и т.д. 5. Заметив что-либо необычное во внешнем виде или поведении лошади, немедленно сообщает об этом ветврачу, начкону или старшему конюху. 6. Постоянно совершенствуется в искусстве верховой езды, осваивая все более сложные для себя и для лошади элементы. 7. Помогает методистам при проведении занятий на конюшне. 3. Правила безопасности при проведении занятий по иппотерапии и экитерапии для всех участников занятий. 1. В момент занятий лица, не имеющие непосредственного отношения к проходящему в данный момент занятию (ожидающие или закончившие свой сеанс, переодевающиеся дети, их родители, зрители и др.), должны находиться на безопасном расстоянии от лошадей, от их рабочего маршрута, в специально отведенном для этого месте. 2. К работе по реабилитации детей-инвалидов с использованием лечебной верховой езды допускаются только лица, прошедшие обучение по методике страховки пациентов во время ЛВЕ и имеющие соответствующие свидетельства. 3. Занятия по иппотерапии и экитерапии разрешены только в помещениях (манеже) или на открытом воздухе (плацу), где полностью соблюдены условия, установленные «Правилами безопасности»; они проводятся только в присутствии медперсонала, обеспеченного комплектом медикаментов, необходимых для оказания первой медицинской помощи. 4. Коновод, приводящий лошадь в манеж (на плац ), уводящий ее после занятий, должен быть предельно собран, внимательно следить за ситуацией и предупреждать возможные опасные случайности. 5. Методист перед сеансом ЛВЕ обязан: А) убедиться в готовности лошади и коновода к началу работы, в наличии необходимого оборудования для начала занятия; Б) выяснить, нет ли у его пациента каких-либо отклонений в состоянии здоровья или в настроении, несовместимых с занятиями ЛВЕ. В каждом подобном случае решение о целесообразности занятий принимается совместно с медработником; В) проверить соответствие одежды пациента требованиям его безопасности, а также наличие правильно надетого и застегнутого страховочного шлема. 6. Если пациент «тяжелый» (в прямом и переносном смысле), методисту рекомендуется воспользоваться, во избежание опасной ситуации, помощью коллеги или одного из родителей, предварительно проинструктировав их. 7. Посадка пациента на лошадь и ссаживание его в конце занятий – самые ответственные и опасные моменты, поэтому перед тем, как посадить ребенка на лошадь, полезно еще раз убедиться в безопасности ситуации, спокойствии лошади и готовности коновода. Во время посадки пациента: - коновод становится перед лошадью лицом к ней, держа повод врастяжку и слегка поигрывая трензелем; - методист становится вполоборота у левого плеча лошади, держа пациента поближе к себе, и применяя наиболее подходящий способ, уверенными движениями осуществляет посадку. 8. В процессе занятий методист внимательно наблюдает за состоянием пациента и, заметив какие-либо тревожные симптомы (явные признаки утомления или что-либо еще), обязан прекратить занятия и посоветоваться с медработником по поводу дальнейших действий. 9. При возникновении во время занятий непредвиденных, чреватых опасностью для любого из участников сеанса обстоятельств методист немедленно прекращает сеанс, поступая далее по обстоятельствам. 10. При возникновении опасных ситуаций во время занятий по экитерапии (падение одного из всадников, неповиновение одной или нескольких лошадей и т.д.) тренер подает команду «Стой». Помощник (коновод) становится перед лошадью с поводом врастяжку и старается успокоить ее. Дальнейшие действия зависят от обстоятельств, решение принимает тренер. 11. По окончании занятий, во время «угощения» лошади, коновод следит за тем, чтобы, во-первых, «угощение» было подходящим, а во-вторых, чтобы лошадь стояла спокойно, а дети и родители не находились в опасной близости к ее ногам и зубам; методист помогает ребенку правильно и без риска «угостить» лошадь. 4. Материальное обеспечение занятий по иппотерапии. Для занятий по лечебной верховой езде необходимо наличие: 1) лошади, 2) места для занятий, 3) оборудования и приспособлений, 4) экипировки для занимающихся. 4.1. Отбор лошадей________________________ Для работы по ЛВЕ пригодны лошади любой породы, если они спокойны, добронравны и обладают уравновешенной нервной системой. Однако, предпочтение следует отдавать не высококровным, породистым лошадям, которые, как правило, отличаются качествами, малопригодными для ЛВЕ, а простым и беспородным. Если же лошадь все-таки породистая, то желательно, чтоб в прошлом она не участвовала в скачках или бегах. Лошади не должны быть слишком высокими, чтоб методисту было не тяжело с ними работать. Нежелательна высокая костистая холка, так как на такую лошадь нельзя будет посадить ребенка без седла, а этот способ широко применяется в ЛВЕ. По возрасту для занятий наиболее подходят лошади между 5-6 и 13-14 годами. К 5-6 годам лошадь уже сложилась и физически и эмоционально, поэтому можно не опасаться неожиданного проявления каких-либо нежелательных качеств. Выбирая лошадь, необходимо достоверно убедиться в том, что она не боится щекотки, спокойно реагирует на прикосновение к ушам, хвосту, пояснице, паху, что не препятствует сидящему на ней всаднику поворачиваться во все стороны, ложиться ей на круп, садиться задом наперед и т.д. 4.2._Места для занятий_______________________ Заниматься иппотерапией можно: А) летом – на обычном плацу на открытом воздухе. Плац должен иметь соответствующие размеры (не меньше чем 60х40 м) и быть огороженным, хотя бы невысоким заборчиком. Грунт на плацу должен быть ровным, мягким, хорошо впитывающим влагу; Б) для занятий в зимнее время года необходим специальный крытый манеж стандартных (60х40 м) или произвольных размеров 60х40 м. 4.3. Оборудование для занятий ЛВЕ_____________ В составе оборудования для занятий ЛВЕ в первую очередь следует назвать пандус, с которого очень удобно и безопасно сажать в седло пациентов. Они (пандусы), к сожалению, не предусмотрены в манежах в России, поэтому занятия по ЛВЕ проводятся в обычных, рассчитанных только на здоровых всадников, манежах. Если нет пандуса, можно использовать монтуар ( лесенку с тремя- четырьмя ступеньками), который делает посадку ребенка на лошадь более удобной и частично облегчает задачи методиста. В составе оборудования можно назвать также разноцветные пластмассовые или другие предметы (ведра, конусы и др.), с помощью которых проводится обучение элементам управления лошадью, а также мячи, пластмассовые обручи, кегли, кольца, мешочки с горохом и другие предметы для манипуляций с ними во время занятий. В выборе предметов, применяемых с этой целью, можно проявить полную свободу. 4.4. Конское_снаряжение_______________________ Конское снаряжение для ЛВЕ состоит из обычного снаряжения для верховой езды – седла со всеми принадлежностями и трензельного оголовья с поводом – и специального, очень разнообразного в зависимости от его назначения и вида инвалидности занимающегося пациента. Специальное снаряжение включает страховочные пояса с ручками и самые разнообразные седла, мягкие и жесткие насадки на них, приспособления, изменяющие форму и площадь седла, поддерживающие бедра и колени или спину всадника, овечью шкуру, заменяющую седло, специальные модифицированные стремена («девонширский башмак»), раздельные, разноцветные и разделенные узелками на участки поводья и многое другое, созданное для удобства и частичной компенсации физических и других недостатков, мешающих при занятиях ЛВЕ. 4.5. Экипировка____________________________ Верхняя одежда должна соответствовать времени года и погоде, не быть слишком теплой или слишком легкой при низкой температуре воздуха; она не должна также стеснять движений. Желательно, чтобы даже летом верхняя одежда имела длинные рукава, позволяющие избежать повреждения кожи при падении. Брюки не должны скользить по седлу (например, для них не годятся болоньевые ткани). На ноги лучше всего надевать кожаные или резиновые сапоги с нескользкой подошвой и достаточно высокими голенищами. V. Личные впечатления и предложения по улучшению работы ДЭЦ «Живая нить». 1. О пользе иппотерапии. Иппотерапия – конная реабилитация, а еще проще – лечение с помощью лошади. Чтобы убедить скептиков, достаточно показать результаты, достигнутые этой дисциплиной, разработанной специалистами высочайшего уровня, в лечении таких патологий, как церебральный паралич, мозговые травмы и параличи ног. Шаг за шагом, под неустанным наблюдением медиков многие инвалиды приобретают возможность установить нормальные отношения с окружающим миром и улучшить свое физическое состояние. Направление реабилитации, использующее конный спорт как терапевтическое средство, которое в некоторых случаях может считаться следующим этапом формировании больного человека как личности, ставит перед собой задачу добиться улучшения состояния пациентов, страдающих тяжелыми поведенческими расстройствами и трудностями в отношении с ближними. Эта цель может быть достигнута именно потому, что животное, не имеющее культурной надстройки, часто затрудняющей человеческие взаимоотношения, принимает пациента таким, как он есть, и позволяет установить простые, но внушающие уверенность отношения. Во время лечения пациент должен заниматься также уходом за животным, кормить его, следить за сбруей до и после сеанса терапии. Введение инвалида в нормальную спортивную среду (конный спорт для инвалидов) представляет собой важнейший шаг для вовлечения в общественную жизнь. Естественно, не все пациенты приходят к этому этапу, но те, кому это удается, получают огромное удовлетворение от возможности быть частью нормального мира, и это в невероятной степени улучшает их отношения с людьми. 2. Предложения по улучшению работы ДЭЦ «Живая нить». После проведенного анализа структуры ДЭЦ «Живая нить» и личного участия в занятиях по иппотерапии мною был подготовлен ряд предложений по развитию и улучшению работы центра. 2.1.Привлечение спонсоров и реклама________________ Учитывая, что ДЭЦ «Живая нить» – некоммерческая организация, расширение деятельности центра и улучшение качества лечения пациентов невозможно без привлечения средств спонсоров и благотворительных организаций. Для этого предлагается интенсифицировать работу по информированию населения и потенциальных спонсоров о деятельности ДЭЦ, результатах лечения пациентов методом иппотерапии путем размещения рекламных и информационных материалов в средствах массовой информации, телевидении, радио, международной компьютерной сети Интернет и т.п. С этой целью предлагается ввести в штат ДЭЦ должность менеджера по информации и рекламе, который занимался бы вышеперечисленными вопросами. Хочется заметить, что зарубежные организации, аналогичные ДЭЦ «Живая нить», широко используют средства спонсоров и благотворительных организаций для улучшения своей деятельности и развития. 2. Организация филиалов______________________ С целью улучшения качества лечения и обслуживания пациентов предлагается расширение ДЭЦ «Живая нить» путем организации филиалов центра в различных точках Москвы и Московской области. Это позволит увеличить количество пациентов, сделать услуги центра более доступными, так как пациент сможет выбрать для лечения филиал, наиболее близко расположенный к его месту жительства. Филиалы могут быть созданы на базе уже существующих организаций, имеющих отношение к коневодству, конному спорту и медицине, что позволит снизить финансовые затраты. 3. Оказание услуг по прокату лошадей______________ Для улучшения финансового положения центра предлагается ввести платные услуги по прокату лошадей и обучению верховой езде для всех желающих. Полученные средства можно применить для расширения и улучшения работы ДЭЦ, увеличения заработной платы персонала и т.д. Такой метод привлечения денежных средств, кстати, не требует ввода в штат центра новых должностей, является достаточно эффективным и также широко используется зарубежными иппотерапевтическими организациями. Непременное условие – коммерческая деятельность не должна быть помехой для осуществления основной цели ДЭЦ – лечению пациентов методом иппорерапии. 4. Организация службы доставки пациентов___________ Для улучшения качества обслуживания пациентов предлагается организовать в рамках ДЭЦ службу доставки пациентов. В ее задачи входила бы доставка пациентов с ограниченными физическими возможностями на место занятий и к месту жительства после занятий. Не секрет, что многие из них не могут применять лечение иппотерапией в следствие того, что просто не имеют возможности добраться до ДЭЦ и обратно. Создание такой службы потребует введения в штат центра должности водителя, приобретения транспортных средств, однако улучшит качество лечения пациентов и увеличит их количество, что является основной задачей ДЭЦ «Живая нить». 5. Создание мастерской по изготовлению экипировки______ Как уже говорилось выше, для занятий конным спортом вообще и иппотерапией в частности необходимо большое количество специальной экипировки, требующей подчас индивидуального изготовления и подгонки. Более того, для занятий иппотерапией требуется оборудование, (специальные седла с рукоятками, подставки и т.п.), которое практически невозможно купить. Тем не менее оно необходимо. Для изготовления и ремонта специального оборудования предлагается организовать мастерскую. Это представляется целесообразным, так как улучшит качество лечения, повысит удобство и степень независимости от сторонних организаций, хотя и потребует введения новых должностей в штат ДЭЦ. 6. Контакты с зарубежными организациями____________ С целью обмена опытом, методиками работы и лечения пациентов, рабочими материалами и т.п. предлагается расширять и углублять контакты с зарубежными организациями, аналогичными ДЭЦ «Живая нить». Зарубежом иппотерапия применяется уже длительное время, накоплен определенный опыт работы и выживания в условиях рыночной экономики, следовательно, такие контакты должны оказаться полезными для ДЭЦ «Живая нить» и других аналогичных центров в России. 7. Групповые занятия на природе____________________ Хочется предложить, помимо спортивных занятий, осуществлять групповые конные прогулки. Для этого пациент должен обязательно приобрести значительную независимость от медработника, который, тем не менее, должен обязательно присутствовать. Кроме того, во время групповых прогулок все ощущения усиливаются и расширяются по диапазону, так как здесь добавляется удовольствие от вида окружающего пейзажа, от контакта с природой, радость групповой деятельности. Хотелось бы, чтобы иппотерапия стала доступной не только для детей, но и для взрослых людей. Показания для занятий ЛВЕ настолько расширены, что ей могут заниматься люди с самой различной патологией. VI. Заключение. В заключение хочу описать мои впечатления, полученные от присутствия на одном из сеансов иппотерапии в ДЭЦ «Живая нить». Их можно охарактеризовать так: если бы я сама не видела троих пациентов перед началом занятий в инвалидных колясках, то никогда не догадалась бы, что передо мной – инвалиды. Думаю, мне удалось почувствовать, что означает для человека, чьи физические возможности резко ограничены по сравнению со всем остальным миром, оказаться верхом на коне и приобрести способность видеть окружающих с высоты, а не с низкой коляски, и двигаться самостоятельно. Как медсестре-менеджеру, мне хотелось бы, чтобы центров, подобных ДЭЦ «Живая нить» было как можно больше. Хочется заметить, что в г. Москве центры ЛВЕ труднодоступны, тем более для людей с ограниченными возможностями, не имеющих своего транспорта. У большинства людей с физическими и интеллектуальными проблемами нарушено ощущение пространства, своего тела, а также ощущение себя, как личности – словом то, что формирует и определяет взаимоотношения с миром. Лошадь же расширяет коммуникативные возможности человека. Она ставит людей с умственной отсталостью и психическими заболеваниями в ситуацию, когда их реакции более адекватны, чем обычно. Когда человек едет верхом, ему необходимо вступить в контакт со своим конем, придерживаясь при этом определенных правил. Только в этом случае лошадь реагирует на приказания всадника. Таким образом, кроме положительного эффекта в отношении моторики, во всех случаях у пациентов появляется, что немаловажно, самостоятельность, уверенность в своих возможностях и негласное соревнование друг с другом, заинтересованность и огромное желание самим участвовать в процессе лечения, что явилось огромной движущей силой в их выздоровлении. Что еще человек с ограниченными возможностями получает сидя на лошади? Это и освоение своего тела, и освоение пространства, расширение этого пространства, в частности, за счет изменения угла зрения. Трудно передать самоощущение человека, который обычно сидит в инвалидной коляске и смотрит на всех снизу вверх. И вдруг он оказывается на несколько голов выше самого высокого из окружающих и может независимо от всех передвигаться. Владение навыками верховой езды дает возможность перейти от зависимости к новому качеству – качеству человека, управляющего большим животным, направляющего его в необходимую для себя сторону. Человек начинает гордиться своими успехами, у него повышается самооценка, появляется уважение к себе, улучшается самоконтроль. Успехи в верховой езде формируют личность: чуткость к движениям лошади тренируют реакции; умение управлять лошадью дает навык оценки ситуации и влияния на нее; доверие к лошади распространяется на доверие к людям, с которыми больной человек взаимодействует. Таким образом, в процессе реабилитации происходит последовательный перенос приобретенных физических, коммуникативных и прочих навыков из ситуаций верховой езды в повседневную жизнь. Список литературы 1. Л.К.Грачев, И.Ю.Казаченко, И.С.Роберт. «Об опыте деятельности экологического центра «Живая нить». – М.: НИИ семьи, 1997 г. – 80 стр. 2. П.Т.Гурвич. «Какие заболевания лечат верховой ездой». Журнал «Коневодство и конный спорт» №1 за 1997 г. – стр.22-23. 3. П.Т.Гурвич. «Центр лечения верховой ездой». Журнал «Коневодство и конный спорт» №2 за 1997 г. – стр.26-27. 4. Д.А.Гуревич. «Лечебная верховая езда». Журнал «Коневодство и конный спорт» №5 за 1997 г. – стр.27-28. 5. П.Т.Гурвич. «Верховая езда как средство лечения и реабилитации в неврологии и психиатрии». Журнал «Неврология и психиатрия» №8 за 1997 г. – стр. 65. 6. Н.И.Ионатамишвили, Ц.Ш.Чхиквишвили. «Особенности райттерапии при детском церебральном параличе» (Кафедра ЛВК и ВК, кафедра неврологии Тбилисской Медицинской Академии, Центр райтрерапии и реабилитации). 7. Н.И.Ионатамишвили. «Реабилитация детей с гипокинетической формой детского церебрального паралича» (Кафедра ЛВК и ВК Тбилисской Медицинской Академии, Центр райтрерапии и реабилитации). 8. М.М.Рухадзе. «Патофизиологическое обоснование райттерапии» (Кафедра ЛВК и ВК, кафедра неврологии Тбилисской Медицинской Академии, Центр райтрерапии и реабилитации). |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|