реферат, рефераты скачать
 

Патофизиология (КИШЕЧНЫЕ ТОКСИКОЗЫ)


|Потеря >10% |200-220 |175-200 |100-150 |

|массы тела | | | |

Соотношение солевых к бессолевым растворам зависит от вида эксикоза:

Изотонический 1:1

Вододефицитный 1:4

Соледефицитный 2:1

Для установления вида эксикоза - сектора и установления комбинаций

нарушений использовать табл. 1. Для определения соотношения вводимых

растворов использовать при различных степенях эксикоза использовать табл.2.

ТАБЛИЦА №1

|сектор |вид |клиническая картина|помощь |

| |нарушения | | |

|внутриклето|дегидратация|жажда, сухость |в/в вводить воду |

|чный | |языка, возбуждение,| |

| | |кома, смерть |(растворы |

| | | |глюкозы) |

| |гипергидрата|тошнота, отвращение|В/в введение |

| |ция |к воде, смерть |осмодиуретиков |

| | | |(манитол, |

| | | |реоглюкан) |

|интерстициа|дегидратация|плохо расправляются|изотонические |

|льный | |складки, склерема, |солевые растворы |

| | |запавшие глаза, |в/в |

| | |заостренные черты | |

| | |лица | |

| |гипергидрата|отеки |салуретики |

| |ция | | |

|сосудистый |дегидратация|гиповолемия, |белок, |

| | |спадение вен, vЦВД,|плазмозаменители |

| | |тахикардия, |в/в |

| | |расстройство | |

| | |микроциркуляции, | |

| | |холодные | |

| | |конечности, | |

| | |мраморность, | |

| | |акроцианоз | |

| |гипергидрата|^ОЦК, ЦВД^, |салуретики |

| |ция |набухание вен, | |

| | |одышка, хрипы в | |

| | |легких | |

ТАБЛИЦА №2

|Степень |Новорожденны|1-3 мес |4-6 мес |7-12 мес |

|обезвоживани|е | | | |

|я | | | | |

| |Общий объем |Об V |В/в |Об V |В/в |Об V |В/в |

|I |190-230 |200 |60 |190 |65 |150 |50 |

|II |230-500 |250 |130 |230 |120 |200 |90 |

|III |300-450 |350 |200 |300 |140 |250 |130 |

|СИМПТОМЫ |ВИД ЭКСИКОЗА |

| |ГИПОТОНИЧЕСКИЙ |ГИПЕРТОНИЧЕСКИЙ|ИЗОТОНИЧЕСКИЙ |

|ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕ|ЧАЩЕ ТЯЖЕЛОЕ |СРЕДНЕЙ |СРЕДНЕЙ |

| | |ТЯЖЕСТИ, |ТЯЖЕСТИ, |

| | |ТЯЖЕЛОЕ |ТЯЖЕЛОЕ |

|НЕРВНАЯ СИСТЕМА|ЗАТОРМОЖЕННОСТЬ|БЕСПОКОЙСТВО, |ЧАЩЕ |

| |, АДИНАМИЯ, |ВОЗБУЖДЕНИЕ, |ЗАТОРМОЖЕННОСТЬ|

| |СОПОР, КОМА, |НАРУШЕНИЕ СНА, |, ВЯЛОСТЬ, |

| |СУДОРОГИ |ТРЕМОР РУК |НАРУШЕНИЕ СНА, |

| | | |ИНОГДА |

| | | |БЕСПОКОЙСТВО, |

| | | |ВОЗБУЖДЕНИЕ |

|РВОТА |ПОВТОРНАЯ, |ЧАСТАЯ, |РЕДКАЯ, ИНОГДА |

| |НЕОБИЛЬНАЯ, |ОБИЛЬНАЯ |ОБИЛЬНАЯ |

| |ИНОГДА КОФЕЙНОЙ| | |

| |ГУЩИ | | |

|КИШЕЧНЫЙ |ЧАСТЫЙ, |ЖИДКИЙ СТУЛ, |ЭНТЕРИТНЫЙ ИЛИ |

|СИНДРОМ |ВОДЯНИСТЫЙ |УМЕРЕННО |ЭНТЕРОКОЛИТНЫЙ |

| |ОБИЛЬНЫЙ, |ВЫРАЖЕННЫЙ |СТУЛ, УМЕРЕННО |

| |ЭНТЕРОКОЛИТИЧЕС| |ВЫРАЖЕННЫЙ |

| |КИЙ СТУЛ, ПАРЕЗ| | |

| |КИШЕЧНИКА | | |

|ЖАЖДА |ОТСУТСТВУЕТ |РЕЗКО ВЫРАЖЕНА |УМЕРЕНО |

| | | |ВЫРАЖЕНА ИЛИ |

| | | |НЕТ |

|ЭКСИКОЗ |УМЕРЕННЫЙ, |РЕЗКО |БЫСТРО |

| |УМЕРЕННОЕ |ВЫРАЖЕННЫЙ, |НАРАСТАЕТ, |

| |СНИЖЕНИЕ ВЕСА |ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ И |ВЫРАЖЕННОЕ |

| | |БЫСТРОЕ |СНИЖЕНИЕ ВЕСА, |

| | |СНИЖЕНИЕ ВЕСА, |СЛИЗИСТЫЕ СУХИЕ|

| | |СЛИЗИСТЫЕ | |

| | |СУХИЕ, | |

| | |ЗАПЕКШИЕСЯ | |

|ЯЗЫК |ОБЛОЖЕН, |СУХОЙ, ЯРКО |СУХОЙ |

| |ВЫРАЖЕННАЯ |ОКРАШЕН | |

| |СКЛАДЧАТОСТЬ | | |

|ПРЕИМУЩЕСТВЕННА|ВНЕКЛЕТОЧНАЯ |ВНУТРИКЛЕТОЧНАЯ|ВНУТРИКЛЕТОЧНАЯ|

|Я ПОТЕРЯ | |, ПОЗЖЕ |И ВНЕКЛЕТОЧНАЯ |

|ЖИДКОСТИ | |ВНЕКЛЕТОЧНАЯ | |

|ДИУРЕЗ |СНИЖЕН |НОРМАЛЬНЫЙ, |СНИЖЕН |

| | |ЗАТЕМ СНИЖЕН | |

|СГУЩЕНИЕ КРОВИ |РЕЗКО ВЫРАЖЕНО,|НЕЗНАЧИТЕЛЬНОЕ |ВЫРАЖЕННОЕ |

| |ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ |ПОВЫШЕНИЕ |ПОВЫШЕНИЕ |

| |ПОВЫШЕНИЕ |СОДЕРЖАНИЕ |СОДЕРЖАНИЕ |

| |СОДЕРЖАНИЕ |ГЕМОГЛОБИНА, |ГЕМОГЛОБИНА, |

| |ГЕМОГЛОБИНА, |ЭРИТРОЦИТОВ, |ЭРИТРОЦИТОВ, |

| |ЭРИТРОЦИТОВ, |ГЕМАТОКРИТА, |ГЕМАТОКРИТА, |

| |ГЕМАТОКРИТА, |БЕЛКА |БЕЛКА |

| |БЕЛКА | | |

|ТЕМПЕРАТУРА |ТЕНДЕНЦИЯ К |ВЫСОКАЯ |СУБФЕБРИЛЬНАЯ |

|ТЕЛА |ГИПОТЕРМИИ | | |

|КОЖА |ДРЯБЛАЯ, |ЭЛАСТИЧНОСТЬ |БЛЕДНАЯ С |

| |ХОЛОДНАЯ, |СОХРАНЕНА, |ЦИАНОТИЧНЫМ |

| |ПАСТОЗНАЯ, |ТЕПЛАЯ, НО |ОТТЕНКОМ, |

| |ЗЕМЛИСТО СЕРАЯ |БЛЕДНАЯ |СНИЖЕНА |

| |С ЦИАНОТИЧЕСКИМ| |ЭЛАСТИЧНОСТЬ |

| |ОТТЕНКОМ | | |

|НАРУШЕНИЯ |ТЯЖЕЛЫЕ ТОНЫ |УМЕРЕННЫЕ ТОНЫ |УМЕРЕННЫЕ |

|КРОВООБРАЩЕНИЯ |СЕРДЦА, ГЛУХИЕ,|СЕРДЦА, | |

| |ЯВЛЕНИЯ |НАПРЯЖЕНЫ | |

| |КОЛЛАПСА | | |

|ПУЛЬС |ПЛОХОГО |УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ|ИЗМЕНЕНИЯ НЕ |

| |НАПОЛНЕНИЯ, |НОГО |ХАРАКТЕРНЫ |

| |ТАХИКАРДИЯ |НАПОЛНЕНИЯ, | |

| | |СООТВЕТСТВУЕТ | |

| | |ТЕМПЕРАТУРЕ | |

|ДЫХАНИЕ |ЗАМЕДЛЕНО, В |ГИПЕРВЕНТИЛЯЦИЯ|БЕЗ |

| |ЛЕГКИХ |С ВНЕЗАПНОЙ |ОСОБЕННОСТЕЙ |

| |НЕБОЛЬШИЕ |ОСТАНОВКОЙ | |

| |ВЛАЖНЫЕ ХРИПЫ | | |

|УРОВЕНЬ Na |СНИЖЕН |ПОВЫШЕН |В НОРМЕ |

|СЫВОРОТКИ КРОВИ| | | |

|СИМПТОМЫ |РЕЗКО ВЫРАЖЕН К|ЧАЩЕ |УМЕРЕННЫЕ |

|ГИПОКАЛИЕМИИ |ПЛАЗМЫ (СНАЧАЛА|ОТСУТСТВУЮТ | |

| |МОЖЕТ БЫТЬ В | | |

| |НОРМЕ), В | | |

| |ЭРИТРОЦИТАХ | | |

| |СНИЖЕН, В | | |

| |ТЯЖЕЛЫХ СЛУЧАЯХ| | |

| |СНИЖЕН В ПЛАЗМЕ| | |

| |И ЭРИТРОЦИТАХ | | |

|ОБЪЕМ |СНИЖЕН |В НОРМЕ |УМЕРЕННО СНИЖЕН|

|ЦИРКУЛИРУЮЩЕЙ | | | |

|КРОВИ (ОЦК) | | | |

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

На основе знаний анатомо-физиологических особенностей желудочно-

кишечного тракта у детей, этиологии и патогенеза кишечных инфекций студент

должен уметь:

1. Собрать анамнез жизни и заболевания. Оценить эпидемиологические данные,

выявить контакт с больным желудочно-кишечным заболеванием.

2. Осмотреть больного с целью выявления характерных признаков ОКЗ, обратить

особое внимание на виды, степень токсикоэксикоза, ведущие симптомы

(гипокалиемия, ацидоз).

3. Обосновать клинико-эпидемиологический диагноз.

4. Выявить сопутствующие заболевания.

5. Назначить лечение больному с учетом возраста, преморбидного фона

ребенка, тяжести и периода заболевания.

Студент должен знать:

1. Определение токсикоэксикоза.

2. Патогенез токсикоэксикоза.

3. Клинические проявления токсикоэксикоза, дифференциальный диагноз

соледефицитного, вододефицитного и изотонического видов обезвоживания.

Клинические проявления дегидратации внутриклеточного сектора, сосудистого

и интерстициального.

4. Клинические проявления различных степеней обезвоживания.

5. Основные внутриклеточные электролиты и их роль для организма.

6. Основные внеклеточные электролиты и их роль в обменных процессах.

7. Возбудители ОКИ, содержащие энтеротоксин.

8. Патогенное воздействие энтеротоксина на кишечный эпителий и водно-

солевой обмен.

9. Принципы терапии токсикоэксикозов:

А) диетотерапия

Б) инфузионная терапия (основные виды солевых растворов)

В) растворы и препараты используемые для оральной регидратации

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

|№ |Наименования этапа занятия |время |

|1 |Вступительное слово преподавателя |5 минут |

|2 |Программированный контроль исходного уровня с |20 мин |

| |самоконтролем | |

|3 |Курация больных |30 мин |

|4 |Совместный осмотр курируемых больных |50 мин |

|5 |Итоговый программированный контроль с |20 мин |

| |самоконтролем | |

|6 |Заключение преподавателя и сообщение результатов| |

| |контроля. Задание на дом. | |

ОПИСАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ЭТАПОВ ЗАНЯТИЯ:

1. Вступительное слово преподавателя.

Ассистент начинает занятие с важности проблемы острых кишечных заболеваний

в патологии детей, особенно раннего возраста. Обращает внимание студентов

на разнообразную этиологию ОКЗ, многообразие путей инфицирования, тяжесть

клинических проявлений, сложность клинической диагностики, особенно у детей

первого года жизни, возможность перехода в затяжное и хроническое течение.

Кроме того, преподаватель отмечает роль отечественных и советских ученых в

изучении этой проблемы (И.И. Мечников, А.А. Колтыпин, А.И. Доброхотова,

Д.Д. Лебедев, А.И. Нисевич, М.Е. Сухарева и многие другие). Подчеркивается,

что своевременная диагностика, правильное патогенетическое лечение

способствует раннему выздоровлению.

2. Программированный контроль исходного уровня.

Проводится с помощью базисных вопросов, охватывающих все разделы темы. На

каждый поставленный вопрос студент должен дать ответ (письменный опрос с

самопроверкой).

БАЗИСНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Перечислите анатомо-физиологические особенности желудочно-кишечного

тракта у детей раннего возраста, влияние на частоту ОКЗ.

2. Основные внутриклеточные электролиты.

3. Основные внеклеточные электролиты

4. Основные проявления нарушения обмена К+

5. Основные проявления нарушения обмена Na+

6. Какова роль энтеротоксинов возбудителей ОКИ в патогенезе обезвоживания

7. Каковы симптомы внутриклеточной дегидратации

8. Каковы симптомы дегидратации сосудистого сектора

9. Каковы симптомы дегидратации интерстициального просмотра

10. Перечислите ведущие клинические симптомы при вододефицитном эксикозе.

11. Перечислите ведущие клинические симптомы при соледефицитном эксикозе.

12. Ведущие симптомы при изотоническом обезвоживании.

13. Клинические проявления при первой степени эксикоза.

14. Клинические проявления при второй степени эксикоза.

15. Клинические проявления при третей степени эксикоза.

16. Соотношение вводимых растворов (бессолевых и солевых) при различных

видах эксикоза.

17. Сущность патогенетической терапии при ОКЗ.

КУРАЦИЯ БОЛЬНЫХ:

Для курации больных подбираются больные с легкими, среднетяжелыми и

тяжелыми формами болезни в различной фазе заболевания. Студенты курируют

больных группами по 2-3 человека, выполняя приведенные ниже задания. Каждая

группа получает карточку с указанием Ф.И., возраста, жалоб матери и кратких

сведений по истории настоящего заболевания. За курацию больного, отношение

к ребенка, правильно поставленные диагнозы следует поставить оценку.

СОВМЕСТНЫЙ ОСМОТР ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СО ВСЕЙ ГРУППОЙ:

Ассистенту следует показать группе наиболее демонстративных больных.

Один из кураторов сообщает краткие сведения о больном, второй - выявленные

клинические данные, позволяющие поставить диагноз, выяснить наличие

сопутствующих заболеваний, третий - лабораторные, рентгенологические

данные, послужившие основой для постановления диагноза, а также лечебные

мероприятия, проводимые ребенку. На примере конкретного больного

рассматриваются виды эксикозов и их степень.

Обращается внимание на преморбидный фон ребенка, сопутствующие

заболевания, ранее проводимое лечение, способствующие развитию

дизбактериоза.

Характеризуется тяжесть заболевания, обратить внимание на длительный,

упорный (в течение 5-7 дней) характер токсикоза и эксикоза, частый (до 10-

15 раз в сутки) жидкий водянистый стул, нередко оранжевого цвета при

эшерихиозе 1 категории, а при эшерихиозе 2 категории учесть выраженность

нейротоксического синдрома и частоту скудного стула со слизью и прожилками

крови.

При дизентерии обратить внимание на типичную клиническую картину

(боли в животе по ходу толстого кишечника, тенезмы, колитический характер

стула).

При сальмонеллезе заострить внимание на полиморфизме клинических

вариантов (кишечного, токсико-септического, тифоподобного), на стертые и

смешанные формы.

Преподаватель рассказывает о принципах инфузионной и

антибактериальной терапии.

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ:

1. А) низкая секреция слюнных желез, слабое бактерицидное действие, реакция

слюны у детей первых месяцев слабокислая, поэтому возможно развитие в

полости рта инфекции, ранимость эпителия.

Б) малая вместимость желудка, относительно слабое развитие входа в

желудок, (пилороспазмы) и более сильное развитие мышечного жома

пилорического отдела (пилоростеноз).

В) низкая кислотность желудочного сока, отсюда слабое его бактерицидное

действие.

Г) низкая ферментативная активность желудочного сока и поджелудочной

железы.

Д) длина кишечника превосходит длину тела в 6 раз, у взрослого лишь в 4,5

раза, отсюда большая всасывающая способность.

Е) низкая дезинтоксикационная способность печени.

2.

|Основные внутриклеточные электролиты |

|катионы |анионы |

|Калий - 80-160 мосмоль/л |Хлор - 0 мосмоль/л |

|Натрий - 0-10 мосмоль/л |Гидрокарбонаты - 0-10 мосмоль/л |

|Кальций (ионизированный) - 0 |Фосфаты - 37 мосмоль/л |

|мосмоль/л | |

|Магний - 20 мосмоль/л |Органические кислоты - 20 |

| |мосмоль/л |

|Всего 150 мосмоль/л |Белок - 65 мосмоль/л |

|Всего 150 мосмоль/л |

3.

|Основные внеклеточные электролиты |

|катионы |анионы |

|Натрий - 137-141 мосмоль/л |Хлориды - 103 мосмоль/л |

|Калий -5 мосмоль/л |Гидрокарбонаты - 27 мосмоль/л |

|Кальций - 1,5-2,5 мосмоль/л |Фосфаты - 2 мосмоль/л |

|Магний - 1,5 мосмоль/л |Белки -16 мосмоль/л |

|Всего 150 мосмоль/л |Органические кислоты - 6 |

| |мосмоль/л |

|Всего 150 мосмоль/л |

4. Калий участвует в анаболических процессах. Участвует в проведении

нервного импульса, отвечает за равновесие внутри клетки. Калий возбуждает

парасимпатическую нервную систему (отвечает за синтез ацетилхолина).

|Гипокалиемия: |Гиперкалиемия: |

|Общая слабость |Возбуждение, затем угнетение |

| |вплоть до комы |

|Снижение сосудистого тонуса |Парестезии |

|Снижение рефлексов |Приглушение тонов сердца |

|Кишечный метеоризм |Брадикардия |

|Приглушение тонов сердца |Аритмия |

|Тахикардия |Повышение АД |

|Депрессорное влияние на сосуды и|При большом кол-ве - |

|миокард вплоть до остановки |парадоксальный эффект: паралич и|

|сердца |остановка сердца в диастоле |

|Повышение тонуса, рефлексов |

5. Натрий отвечает за наполнение сосудистого русла: связывает воду. Если

натрия мало - вода находится в несвязанном состоянии, стремится из

сосудистого русла: происходит снижение ОЦК. При гипернатриемии - повышение

ОЦК. Натрий отвечает за тонус сосудов (сенсибилизирует стенку сосуда к

воздействию адреналина). Натрий отвечает за проведение нервного импульса

вместе с калием.

|Гипонатриемия: |Гипернатриемия: |

|Снижение ОЦК |Повышение ОЦК |

|Вялость, адинамия |Повышение сосудистого тонуса |

|Снижение сосудистого тонуса |Повышение АД |

|Снижение АД |Возбуждение |

|Отвращение к питью |Жажда |

|Слизистые влажные или сухие, но |Сухость кожи и слизистых |

|быстро увлажняются | |

|Тошнота |Бледность кожи |

|Снижение мышечного тонуса |Повышение мышечного тонуса |

|Снижение рефлексов |Повышение рефлексов |

6. По своему строению энтеротоксины сходны между собой и напоминают

холероген. Анатомические изменения в клетке холероген не вызывает. Он

действует на мембраны, в частности - на аденилатциклазу. Повышение уровня

аденилатциклазы ведет к усилению синтеза 3'5'AMФ, что ведет к усилению

секреции воды и электролитов в просвет кишечника.

7. Жажда, сухость языка, возбуждение, кома, смерть.

8. Гиповолемия, спадение вен, vЦВД, тахикардия, расстройство

микроциркуляции, холодные конечности, мраморность, акроцианоз.

9. Плохо расправляются складки, склерема, запавшие глаза, заостренные черты

лица.

10. Теплая или горячая сухая кожа, жажда, возбуждение, повышение

сухожильных рефлексов.

11. Вялость, адинамия, похолодание конечностей, отсутствие жажды, рвота,

нередко "кофейной гущей", анорексия.

12.

|ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕ |СРЕДНЕЙ ТЯЖЕСТИ, ТЯЖЕЛОЕ |

|НЕРВНАЯ СИСТЕМА |ЧАЩЕ ЗАТОРМОЖЕННОСТЬ, ВЯЛОСТЬ, |

| |НАРУШЕНИЕ СНА, ИНОГДА |

| |БЕСПОКОЙСТВО, ВОЗБУЖДЕНИЕ |

|РВОТА |РЕДКАЯ, ИНОГДА ОБИЛЬНАЯ |

|КИШЕЧНЫЙ СИНДРОМ |ЭНТЕРИТНЫЙ ИЛИ ЭНТЕРОКОЛИТНЫЙ |

| |СТУЛ, УМЕРЕННО ВЫРАЖЕННЫЙ |

|ЖАЖДА |УМЕРЕНО ВЫРАЖЕНА ИЛИ НЕТ |

|ЭКСИКОЗ |БЫСТРО НАРАСТАЕТ, ВЫРАЖЕННОЕ |

| |СНИЖЕНИЕ ВЕСА, СЛИЗИСТЫЕ СУХИЕ |

|ЯЗЫК |СУХОЙ |

|ПРЕИМУЩЕСТВЕННАЯ ПОТЕРЯ ЖИДКОСТИ |ВНУТРИКЛЕТОЧНАЯ И ВНЕКЛЕТОЧНАЯ |

|ДИУРЕЗ |СНИЖЕН |

|СГУЩЕНИЕ КРОВИ |ВЫРАЖЕННОЕ ПОВЫШЕНИЕ СОДЕРЖАНИЕ |

| |ГЕМОГЛОБИНА, ЭРИТРОЦИТОВ, |

| |ГЕМАТОКРИТА, БЕЛКА |

|ТЕМПЕРАТУРА ТЕЛА |СУБФЕБРИЛЬНАЯ |

|КОЖА |БЛЕДНАЯ С ЦИАНОТИЧНЫМ ОТТЕНКОМ, |

| |СНИЖЕНА ЭЛАСТИЧНОСТЬ |

|НАРУШЕНИЯ КРОВООБРАЩЕНИЯ |УМЕРЕННЫЕ |

|ПУЛЬС |ИЗМЕНЕНИЯ НЕ ХАРАКТЕРНЫ |

|ДЫХАНИЕ |БЕЗ ОСОБЕННОСТЕЙ |

|УРОВЕНЬ Na СЫВОРОТКИ КРОВИ |В НОРМЕ |

|СИМПТОМЫ ГИПОКАЛИЕМИИ |УМЕРЕННЫЕ |

|ОБЪЕМ ЦИРКУЛИРУЮЩЕЙ КРОВИ (ОЦК) |УМЕРЕННО СНИЖЕН |

13.

|стул |нечастый |

|рвота |1-2 раза |

|общее состояние |средней тяжести |

|потеря массы тела |до 5% |

|жажда |умеренная |

|тургор тканей |сохранен |

|слизистая оболочка |влажная |

|большой родничок |норма |

|глазные яблоки |норма |

|тоны сердца |громкие |

|артериальное давление |нормальное и слегка повышено |

|цианоз |нет |

|сознание, реакция на окружающих |норма |

|реакция на боль |выражена |

|голос |норма |

|диурез |сохранен |

|дыхание |норма |

|температура тела |норма |

|тахикардия |нет |

14.

|стул |до 10 раз в сутки, энтеритный |

|рвота |повторная |

|общее состояние |от средней тяжести до тяжелого |

|потеря массы тела |7-8% |

|жажда |резко выраженная |

|тургор тканей |снижен |

|слизистая оболочка |суховата, слегка |

| |гиперемированная |

|большой родничок |слегка запавший |

|глазные яблоки |мягкие |

|тоны сердца |слегка приглушены |

|артериальное давление |систолическое нормальное, |

| |диастолическое повышено |

|цианоз |умеренный |

|сознание, реакция на окружающих |возбуждение или сонливость, |

| |вялость |

|реакция на боль |ослаблена |

|голос |ослаблен |

|диурез |снижен |

|дыхание |умеренная одышка |

|температура тела |часто повышена |

|тахикардия |умеренная |

15.

|стул |частый, водянистый |

|рвота |многократная |

|общее состояние |очень тяжелое |

|потеря массы тела |более 10% |

|жажда |может отсутствовать |

|тургор тканей |складки на расправляются |

|слизистая оболочка |сухие, яркие |

|большой родничок |втянут |

|глазные яблоки |западают |

|тоны сердца |Приглушены |

|артериальное давление |снижено |

|цианоз |резко выражен |

|сознание, реакция на окружающих |нарушено |

|реакция на боль |отсутствует |

|голос |часто афония |

|диурез |Значительно снижен |

|дыхание |токсическое |

|температура тела |часто ниже нормы |

|Тахикардия |выражена |

16. Соотношение солевых к бессолевым растворам зависит от вида эксикоза:

Изотонический 1:1

Вододефицитный 1:4

Соледефицитный 2:1

18. Диета, дезинтоксикационная терапия, антибактериальная терапия,

десенсибилизирующая терапия, стимулирующая, витаминотерапия,

симптоматическая.

КЛИНИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:

1. Валя К. 3 года. Заболел остро. Вчера утром внезапно появились боли в

животе, тошнота, рвота, жидкий водянистый стул. Температура до 380С. В

течение дня состояние не улучшалось, рвота 7 раз, понос свыше 15 раз. ночью

трижды жидкий стул. Утром на следующий день мама вызвала скорую.

При осмотре состояние ближе к тяжелому. Кожные покровы бледные с

землистым колоритом, холодные на ощупь, тургор резко снижен, глаза

запавшие, черты лица заострены, кожная складка расправляется плохо. Пьет

неохотно, масса 15 кг.

При опросе установлено, что два дня назад вечером ребенок выпил

стакан кефира.

А) поставьте правильный диагноз

Б) назначьте больному лечение

2. Ребенок 2 года, доставлен в отделение станции скорой помощи с

жалобами на частый водянистый стул до 15 раз, боли в животе, однократную

рвоту, повышение температуры до 390С. Из анамнеза удалось выяснить, что

были в гостях, где ребенок выпил йогурт, больше ни с чем мать не связывает

данное заболевание.

Объективно состояние средней степени тяжести. Кожные покровы горячие,

тургор умерено снижен. Стул обильный с большой зоной обводнения, возникает

сразу после приема жидкости. Сознание сохранено. Отмечается вялость,

раздражительность. Масса тела 12 кг.

А) поставьте правильный диагноз

Б) назначьте больному лечение

ЛИТЕРАТУРА:

1. Инфекционные болезни. Е.П. Шувалова. М., 1982г.

2. Микробиология. Тимаков В.Д. и др., М., 1983г.

3. Детские инфекционные болезни. Кузьмичева А.Т.

4. Детские инфекционные болезни. Носов С.Д., М., 1973г.

5. Интенсивная терапия в педиатрии. Моррей Дж.П., М., 1995г.

6. Актуальные вопросы интенсивной терапии. Филиппов Е.С., И., 1997г.

-----------------------

Артериальный конец

капилляра

Венозный конец

Сосудистая жидкость

Ргидр. 34мм

Ронк. 22мм

Ргидр. 12мм

Ронк.22мм

Фильтрационное давление 12 мм

Межклеточное пространство

Фильтрационное давление 10 мм

[К+(норма)-К+(больного)]*Xкг*2

N

(новор.= 2)

(до 1 года=3)

(2-3 года=4)

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.