реферат, рефераты скачать
 

Проблемы здоровья детей


терапевт, а в случае необходимости и врачи других специальностей -

эндокринолог, невропатолог, офтальмолог, отоларинголог и др.

При диспансерном наблюдении за беременной необходимо помнить о

своевременном освобождении ее от ночных и сверхурочных работ, командировок,

работ, связанных с подъемом и переносом тяжестей, переводе на более легкую

работу.

Важный раздел диспансерного обслуживания - госпитализация женщин

с экстрагенитальной патологией в первый триместр беременности для планового

профилактического лечения хронических соматических болезней и их

обострений.

При проведении мероприятий по антенатальной охране плода и

новорожденного необходима преемственность в работе между женскими

консультациями и семейным врачом. Основная задача - проведение дородового

патронажа, организация занятий с беременными в школе материнства и

отцовства. Цель дородового патронажа: обеспечение благоприятных условий

жизни плоду и новорожденному, а также установление контакта между будущей

материю и врачом.

Врачи, осуществляющие наблюдение за беременной, должны хорошо

знать особенности состояний, угрожающих плоду, и возможности их ранней

диагностики, чтобы своевременно оказать квалифицированную помощь.

Этапы жизнедеятельности человека

и медицинские услуги в различные возрастные периоды.

Для правильного ухода за пациентом и оказании услуг медицинская

сестра должна хорошо знать анатомо-физиологические, нервно-психические

особенности функционирования организма человека в различные периоды жизни:

детского возраста, зрелого возраста, пожилого и старческого возраста. Это

позволит своевременно распознавать и диагностировать отклонения в норме и

начало заболеваний и строить правильный уход за пациентами на основе

сестринского процесса.

Главное внимание следует уделять профилактическому направлению в

здравоохранении. Медицинская сестра должна способствовать формированию у

населения активной установки на здоровый образ жизни.

Здоровый ребенок.

Различают шесть периодов детского возраста. В основе

периодизации лежат морфологические и функциональные особенности организма.

Период объединяет возраст, когда эти особенности являются более или менее

однозначными. В каждом периоде имеются критические моменты, которые

желательно вовремя уловить и благополучно избежать. Здесь неоценима роль

медицинской сестры, которая должна донести свои знания до родителей, помочь

им выработать навыки воспитания здорового ребенка.

1. Период внутриутробного развития. Период от момента зачатия до

момента рождения равен в среднем 280 дням, или 38-42 неделям. В это время

происходит чрезвычайно бурный рост плода. Главной задачей является

предупреждение воздействия на плод всех неблагоприятных факторов.

2. Период новорожденности. Период от момента перевязки пуповины до

28 дней жизни, или в среднем 4 нед, - самый критический период детского

возраста.

3. Период грудного возраста - с 29 дня жизни до одного года. В

этот период происходит интенсивнейшее физическое, нервно-психическое,

моторное, интеллектуальное развитие ребенка.

4. Период предшкольный (от 1 года до 3 лет) и дошкольный (с 3 до

7 лет). Этот период характеризуется двигательной активностью ребенка,

происходит познание мира, развития эмоциональности, идет основных черт

характера и поведения.

5. Период младшего школьного возраста - с 7 до 12 лет. В этот

период резко изменяется образ жизни ребенка в связи с поступлением в школу.

6. Период старшего школьного возраста - с 12 до 17-18 лет.

Период характеризуется резким изменением функции эндокринных желез (период

полового созревания), стремление к самоутверждению.

Медико-психологические проблемы в неонатологии.

В роддоме роженицы и медицинский персонал находятся в сложной,

необычной, порой нервозной ситуации. Этот короткий период жизни может в

значительной мере повлиять на отношение матери к ребенку. Эмоциональное

напряжение предродового периода, родов и первых дней жизни ребенка

обязывает медперсонал бережно относится к женщине. Усилия медицинских

работников должны быть направлены на развитие чувства любви к ребенку со

стороны матери и других членов семьи.

В настоящее время является скорее правилом, а не исключением

обеспечение непрерывного общения матери и ребенка с момента рождения.

Роль медицинской сестры в адаптации матери к ребенку велика и

качеств хорошего «исполнителя» крайне недостаточно для работы в таком

отделении. На ряду с профессиональными знаниями, дисциплиной, сестра должна

быть практическим психологом - уметь создавать и поддерживать оптимальный

психологический климат. Она обязана знать психологическое состояние матери,

ее адаптацию к новорожденному и условиям отделения, реакцию семьи на

рождение ребенка.

Общение с матерями является неотъемлемой частью работы

медицинской сестры. Необходимо четко, доступно и доброжелательно разъяснить

основные обязанности матери по уходу за ребенком и соблюдению режима

отделения. Следует ответить на все вопросы матери в том объеме, который

диктуется ее психологическим состоянием. Главное психологическая цель этих

бесед - снижение стрессового напряжения у матери и формирования отношения

доверия к персоналу отделения. Это не всегда легко, так как женщина

поступает в отделение, не будучи достаточно подготовленной к выполнению

материнских функций и в состоянии психологического стресса родов.

Рекомендации в проводимых беседах должны быть реальны и легко выполнимы.

Сестра в своей работе должна учитывать сроки усвоения матерями

комплекса навыков по уходу за ребенком в зависимости от ее возраста и

наличии старших детей. Первородящие интересуются занятиями, но

приобретение первого опыта дается им труднее. В работе с ними необходимо

исходить из того, что они только формируют опыт общения с ребенком;

установки такого общения не конфликтуют с ранее выработанными, как это

бывает при рождении второго ребенка.

Особую заботу и внимание требуют другие контингенты матерей:

«пожилые», подростки и женщины, намеревающиеся отказаться от ребенка.

«Пожилые» матери всего боятся (тип «встревоженной наседки»); школьницы-

матери больше озабочены собственной судьбой; женщины, намеривающиеся

отказаться от ребенка, нередко держатся воинственно - настороженно, как бы

заранее отрицая возможность переубедить их. При появлении установок,

затрудняющих и блокирующих чувство материнства, сестра обязана сделать все

возможное для создания условий, закрепляющих биологическое и инстинктивные

формы отношения матери к ребенку. В работе не должно быть обыденных

стереотипов. Психологическая атмосфера вокруг этого контингента матерей

должна быть предметом постоянного ненавязчивого внимания персонала

отделения. При первом знакомстве сестра должна избегать каких бы то ни было

дискуссий на эти темы, предоставить матери возможность побыть дольше с

ребенком и формировать у нее только позитивное отношение к нему.

Наиболее частые ошибки персонала в отношении родителей - это

спешка, важный разговор «в дверях», бесчувственный, стереотипный подход к

матери и ребенку, отсутствия внимания к ее просьбам. Сестра обязана

контролировать свои высказывания матери. В беседах нельзя выражать горькое

удивление, страх, сострадание, бурную радость, внушать ложный оптимизм.

Взаимоотношения между сестрой и ребенком устанавливаются с

помощью тактильной чувствительности, зрительного и слухового контакта.

Когда ребенок бодрствует, к нему следует периодически наклонятся и спокойно

медленно с ним разговаривать, нежно прикасаясь рукой к его лицу и телу.

Если же у сестры формируются «состояние иммунитета» к детям и равнодушия -

такая сестра не должна работать с новорожденными.

Медико-психологические проблемы в работе

с недоношенными детьми.

Преждевременные роды заставляют родителей пережить эмоциональный

кризис и разочарование, связанные с рождение недоношенного ребенка. Внешние

отличия рожденного от того, которого ожидали, неспособность выносить и

родить здорового ребенка нередко приводят к развитию депрессии у матери.

Родители испытывают большую, иногда неуправляемую тревогу, чувства уныния,

безнадежности, а нередко и ощущение вины. Родительская тревога проявляется

прежде всего в отношении возможных повреждений у новорожденного, его

инвалидности и смерти. Беспокойство родителей, что и в дальнейшем их

недоношенный ребенок будет существенно отличаться от рожденных в срок

детей, может смениться раздражением, направленным против ребенка. Известно,

что недоношенные дети составляют значительную часть детей, испытывающих

жестокое обращение со стороны родителей. Это может быть связано с

длительным разделением матери и ребенка, которое ранее было характерным для

отделения недоношенных или с отсутствием психологической помощи родителям.

Поэтому психологической работе с матерями необходимо оказать

психологическую поддержку родителям и содействовать установлению взаимной

привязанности между матерью и ребенком.

Первое препятствие, которое предстоит преодолеть родителям

заключается в необходимости примирения с фактом рождения недоношенного

ребенка, нуждающегося в интенсивном уходе. Второй задачей является

установление активных отношений с ребенком. И третья задача - научиться

смотреть на недоношенность своего ребенка как на временное состояние.

Процесс формирования привязанности к ребенку начинается в

родильном доме и в отделении недоношенных. Эмоциональная дистанция между

матерью и ребенком, первоначально обусловленная страхом возможной смерти

ребенка, увеличивается под влиянием его внешнего вида. Многие родители

находят сходство у глубоконедоношенных детей с животными. Так, первичная

поза недоношенного ребенка, лежащего ничком на животе с согнутыми в коленях

и отведенными назад ножками, может вызвать образ лягушки, а морщинистая

кожа и лысая головка иногда провоцируют образ «маленького старичка». Матери

необходимо помочь ощутить реальность своего ребенка. Для большинства

родителей период мысленного сравнения детей с негативными образами обычно

ограничивается первыми неделями жизни, другие «реальность» начинает

испытывать позже.

В настоящее время в большинстве отделений недоношенных разрешают

матери ухаживать за ребенком, поощряют их общение, при возможности дают

матери взять ребенка на руки и приложить к груди в позе «кенгуру». Контакт

родителей с детьми побуждают взаимную привязанность, Ребенок чувствует

себя любимым и обретает чувство безопасности. Основная, особенная роль

медицинской роль заключается в том, чтобы обучить мать технике выполнения

приемов ухода за новорожденным, ответить на многочисленные вопросы,

ослабить ощущение подавленности и страха за ребенка.

Тревога родителей за здоровье и умственное развитие ребенка

уменьшается при улучшении его состояния, но остается не только после

выписки из стационара, но и по достижении ребенком школьного возраста.

Большинство этих опасений не связаны с развитием инвалидности, а имеют

основу в поведенческих нарушениях. Родители и в дальнейшем нуждаются в

оказании медико-психологической помощи, не смотря на то, что в

первоначальный кризис, обусловленный недоношенностью, остался позади.

Врожденная или хроническая патология

как основной показатель здоровья.

Шестой критерий здоровья - наличие или отсутствие врожденных

или хронических заболеваний - выявляется семейным врачом в процессе

изучения анамнеза развития, осмотра, обследования ребенка. Этот критерий

является ведущим при определении группы здоровья.

О п р е д е л е н и е г р у п п ы з д о р о

в ь я.

При определении группы здоровья целесообразно пользоваться

«Методическими рекомендациями по комплексной оценке состояния здоровья

детей» (МЗ СССР, Москва, 1982г.), согласно которой к

1-й группе здоровья относятся дети, не имеющие заболеваний, с

нормальными показателями функционального состояния исследуемых систем,

редко болеющие, с нормальным физическим и нервно-психическим развитием, без

отклонения в анамнезе.

2-я группа - здоровые дети, но уже имеющие те или иные

функциональные отклонения, начальные изменения в физическом и нервно-

психическом развитии с неблагополучным анамнезом, часто болеющие, но без

симптомов хронических заболеваний.

3-я группа - дети с хроническими заболеваниями, врожденными

пороками развития в стадии компенсации. Состояние компенсации заболеваний,

отсутствие длительного

субфебрилитета после обострений, единичными острыми заболеваниями,

нормальным уровнем функций организма.

4-я группа - дети с хроническими заболеваниями, врожденными

пороками развития в стадии субкомпенсации. Состояние субкомпенсации

определяется более частыми и тяжелыми обострениями (3-4 раза после

обострений, частыми острыми заболеваниями, ухудшением функционального

состояния различных систем организма. Примером может служить диагноз:

хронический тонзиллит, простая форма (3-я группа здоровья), хронический

тонзиллит, токсико-аллергическая форма (4-я группа здоровья). 5-я группа -

дети с хроническими заболеваниями стадии декомпенсации, инвалиды, которые в

момент исследования находятся в больнице или на постельном режиме в

домашних условиях

( см. таблицу ).

| | | | Показания отнесения|

| | |Признаки здоровья |к группе |

| | | |согласно признакам здоровья |

| | |Особенности онтогенеза |Без факторов риска |

|Здо|1-я |(генеалогический, | |

|ров|груп|биологический, | |

|ые |па |социальный анамнез) |Без отклонений, соответствует |

|дет|здор|Уровень физического |возрасту |

|и |овья|развития |Без отклонений или начальное |

| | |Уровень |отставание |

| | |нервно-психического | |

| | |развития |Высокая резистентность, не |

| | |Резистентность организма |болеет или болеет редко, легко |

| | | |Без отклонений |

| | |Функциональное состояние | |

| | |организма |Отсутствуют |

| | |Хроническая патология, | |

| | |врожденные пороки | |

|Здо| |Особенности онтогенеза |С факторами риска |

|ров|2-я |(генеалогический, | |

|ые |груп|биологический, социальный| |

|дет|па |анамнез) |Без отклонений, соответствует |

|и с|здор|Уровень физического |возрасту |

|рис|овья|развития |Без отклонений или начальное |

|ком| |Уровень |отставание |

|воз| |нервно-психического | |

|ник| |развития |Высокая резистентность, не |

|нов| |Резистентность организма |болеют или болеют редко, легко |

|ени| | |Без отклонений |

|я | |Функциональное состояние | |

|пат| |организма |Отсутствуют |

|оло| |Хроническая патология, | |

|гии| |врожденные пороки | |

|«Уг| | | |

|рож| | | |

|аем| | | |

|ые»| | | |

| | |Особенности онтогенеза |С факторами риска или без них |

| |2-я |(генеалогический, | |

| |Б |биологический, социальный| |

| |груп|анамнез) |Без отклонений или с дефицитом,|

| |па |Уровень физического |избытком массы тела 1,2 степени|

| |здор|развития | |

| |овья| |Без отклонений или начальное |

| | |Уровень |отставание |

| | |нервно-психического | |

| | |развития |Высокая или сниженная |

| | |Резистентность организма |резистентность, т.е. частая |

| | | |заболеваемость |

| | |Функциональное состояние |Наличие функциональных |

| | |организма |отклонений |

| | |Хроническая патология, | |

| | |врожденные пороки |Отсутствуют |

|Здо| |Особенности онтогенеза |С факторами риска или без них |

|ров|3-я |(генеалогический, | |

|ые |груп|биологический, социальный| |

|дет|па |анамнез) |Без отклонений или с дефицитом |

|и с|здор|Уровень физического |массы тела 1,2 степени |

|рис|овья|развития |Без отклонений или с |

|ком| | |отставанием |

|воз| |Уровень | |

|ник| |нервно-психического |Высокая |

|нов| |развития | |

|ени| |Резистентность организма |Без отклонений |

|я | | | |

|пат| |Функциональное состояние |Имеются хронические заболевания|

|оло| |организма |или врожденные пороки развития |

|гии| |Хроническая патология, | |

|«Уг| |врожденные пороки | |

|рож| | | |

|ающ| | | |

|ие»| | | |

| | |Особенности онтогенеза |С факторами риска или без них |

|Бол|4-я |(генеалогический, | |

|ьны|груп|биологический, социальный| |

|е |па |анамнез) |Без отклонений или с дефицитом,|

|дет|здор|Уровень физического |избытком массы тела 1,2 степени|

|и |овья|развития | |

| | | |Без отклонений или с |

| |(сос|Уровень |отставанием в развитии |

| |тоян|нервно-психического |Сниженная резистентность |

| |ие |развития | |

| |субк|Резистентность организма |Наличие функциональных |

| |омпе| |отклонений |

| |нсац|Функциональное состояние | |

| |ии) |организма |Имеются хронические заболевания|

| | |Хроническая патология, |или врожденные пороки развития |

| | |врожденные пороки | |

| | |Особенности онтогенеза |С фактором риска |

|Бол|5-я |(генеалогический, | |

|ьны|груп|биологический, социальный| |

|е |па |анамнез) |С дефицитом или избытком массы |

|дет|здор|Уровень физического |тела 1,2 степени |

|и |овья|развития |Без отклонений или с задержкой |

| | | |в развитии |

| |(сос|Уровень | |

| |тоян|нервно-психического |Сниженная резистентность |

| |ие |развития | |

| |деко|Резистентность организма |Наличие функциональных |

| |мпен| |отклонений |

| |саци|Функциональное состояние | |

| |и) |организма |Имеются хронические заболевания|

| | |Хроническая патология, |или врожденные пороки |

| | |врожденные пороки | |

Оценка состояния здоровья по группам при нескольких диагнозах у

ребенка дается по самому основному и тяжелому из них. При каждом

последующем осмотре в декретированные сроки отмечается динамика в

состоянии здоровья ребенка, например переход из 2 группы в 1 группу

здоровья ( в случае улучшения ) или в 3 и 4 ( в случае ухудшения ).

Своевременное обследование и оздоровление детей 2 группы здоровья

препятствует развитию у них патологического состояния с переходом в 3

группу здоровья.

При определении «группы здоровья» у детей раннего возраста

целесообразно выделять среди 2 группы еще подгруппу 2-А - дети «группы

внимания», т.е. дети, имеющие только отклонения в анамнезе, и 2-Б группу -

дети, имеющие начальную стадию отклонений здоровья. Исследования

сотрудников кафедры госпитальной педиатрии (зав. кафедрой профессор Г.А.

Маковецкая) Самарского государственного медицинского университета показали,

что 1500 детей раннего и дошкольного возраста, обследованных в детских

дошкольных учреждениях в 1992 году, распределялись по группам здоровья

следующим образом: в 1-й группе насчитывалось - 17% детей, во 2-й - 71%, в

3-й - 11%, в 4-й - 1%, 5-й - 0%; а среди 1200 детей школьного возраста к 1-

й группе отнесено - 7%, ко 2-й - 35%, 3-й - 45%, 4-й - 12%, 5-й - 1%.

Применение в практике семейного врача вышеизложенных групп здоровья

ориентирует на конкретное заключение об уровне здоровья каждого ребенка,

позволяет заострить внимание на самых начальных отклонениях в здоровье.

Литература:

1. «Руководство по безопасному материнству» издательство «Триада - Х»

Москва, 1998 г.

2. «Медицинская сестра. Практическое руководство по сестринскому делу». Под

редакцией канд. мед.наук Л.А.Корчинского Санкт-Петербург Изд. «Гиппократ»

1998 г.

3. «Педиатрия» Н.В.Ежова, Е.М.Русакова, Г.И.Кащеева. Минск «Вышэйшая школа»

1998 г.

4. «Семейная медицина (руководство)» «Самарский Дом печати» 1994 г.

5. «Справочник семейного врача (педиатрия)» Г.П.Матвейкова, С.И.Тен Минск

«Беларусь» 1997 г.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.