реферат, рефераты скачать
 

Профориентация детей-инвалидов по зрению


сопровождается соответствующей настройкой анализаторов, повышением их

чувствительности, а также общей активизацией деятельности мозга.

Исследованиями нейропсихологов было установлено, что сохранение

направленного, программированного действия и торможение всех реакций на

побочные воздействия осуществляется лобными долями коры головного мозга.28

Лобные доли коры головного мозга связаны со всей произвольной

сознательной деятельностью, с функционированием речи. Это свидетельствует о

сущности внимания как способе функционирования всего сознания.

Внимание, не являясь самостоятельным психическим процессом,

проявляется внутри ощущений, восприятия, памяти, мышления и других

процессов как сосредоточение сознания на отражённом объекте.

Выпадение или нарушение зрительных функций при слепоте приводит к

невозможности или затруднённости зрительного отражения мира. В результате

чего из сферы ощущений и восприятия выпадает огромное количество сигналов,

информирующих человека о важных свойствах предметов и явлений. Поэтому

компенсация этих пробелов в чувственном опыте возможна только при

активизации деятельности сохранных органов чувств, в которой существенная

роль принадлежит вниманию.

Сокращение количества внешних воздействий, обусловленное полным или

частичным выпадением зрительных ощущений и восприятия, препятствует

развитию внимания, сокращая круг объектов, которые при восприятии вызывают

непосредственный интерес. Сокращение внешних воздействий отрицательно

сказывается на объёме, устойчивости, концентрированности и других свойствах

внимания.

Уменьшение количества внешних раздражителей не может способствовать и

устойчивости внимания, так как сила и однообразие слуховых раздражителей

быстро утомляет слепого и ведёт к рассеиванию внимания.

Существование высших видов внимания—произвольного и

послепроизвольного—связано с деятельностью, в которой формируются духовные

потребности, интересы, волевые качества и сознание личности, в конечном

итоге определяющие уровень развития и направленности. Поэтому, включение

лиц с дефектами зрения в активную деятельность должно способствовать

преодолению трудностей в развитии непроизвольного и произвольного внимания.

Развитие внимания у слепых определяется необходимостью отчётливо,

рельефно воспринимать многочисленные свойства и признаки предметов, ничего

не значащие для зрячих, но при нарушении зрения получающие сигнальное

значение и выступающие на первый план.

А те затруднения, которые приходится преодолевать слепым в процессе

познания мира, требуют от них гораздо более внимательного отношения к

целому ряду операций. В результате подсознательно формируется установка на

внимание, на более тщательный контроль над своими действиями.

При включении индивида с дефектом зрения в активную деятельность, по

мнению А.Г. Литвака, «…развивается способность произвольно направлять

сознание на объекты деятельности, что делает возможным их адекватное

отражение при полной или частичной слепоте, в значительной мере компенсируя

обусловленные дефектом вторичные отклонения».23

«При отсутствии зрения в определенных условиях получает компенсаторное

развитие слуховое и осязательное восприятие. Однако вопрос о преобладании

того или иного типа внимания не может быть решён однозначно, так как их

развитие, как у слепых, так и у нормально видящих зависит не только и даже

не столько от состояния анализаторов и уровня чувствительности, сколько от

характера деятельности, в которой принимает участие индивид».32

« Хотя слепота и вносит некоторые специфические особенности в развитие

и проявление внимания, но в целом внимание слепых подчиняется тем же

закономерностям, что и у нормально видящих, и может достигать такого же

уровня развития».10 Это обусловлено тем, что внимание, не будучи связано с

каким-либо определённым психическим процессом и с функционированием какого-

либо анализатора, формируется в деятельности и зависит от приобретённых

волевых, эмоциональных и интеллектуальных свойств личности, от активности

человека.

То есть, для осуществления трудовой деятельности во взрослые периоды

жизни должно осуществляться воспитание внимания и формирование

внимательности как свойство личности у детей с дефектом зрения. И это

воспитание должно проводиться на той же основе и теми же способами, что и у

нормально видящих детей.

§1.3. Речевая деятельность слепых и слабовидящих.

В русской и зарубежной тифлопсихологии XIX—нач. XX столетия речь

рассматривалась с сенсуалистических позиций, речевое развитие считалось

результатом индивидуального опыта. Поэтому отрицалось полноценное овладение

и понимание слепыми речи. В основе этого отрицания лежало убеждение о том,

что отсутствие зрения создаёт ничем не компенсируемый разрыв между словом,

отражающим главным образом зрительные впечатления, и представлениями,

которые у слепых формируются на основе принципиально отличного от

зрительного осязательного восприятия. (К. Бюрклен, А. Крогиус и т.д.).

Неправомерность противопоставления зрительного и осязательного

восприятия была доказана И.М. Сеченовым.24

Материалистический подход к изучению речи слепых не отрицает, а

напротив, предполагает в ряде случаев неизбежность возникновения у них

разрыва между словом и образом (например, представление и обозначение

цвета), однако значение слов, даже обозначающих только зрительно

воспринимаемые объекты, в силу их обобщённости может быть доступно слепым.

Нужно помнить, что отражённые в понятии и закреплённые в слове свойства,

связи и отношения предметов и явлений объективной реальности адекватно

отражаются не только зрительно, но и при помощи других органов чувств.

Поэтому в соотношении слова и образа у нормально видящих и слепых имеется

преимущественно количественное, а не качественное различие.

Таким образом, можно говорить об общности основных речевых функций для

всех членов общества, независимо от состояния их анализаторных систем, в

частности зрительного анализатора.

Помимо основных—коммуникативной, сигнификативной (обозначение),

обобщения, абстрагирования и побуждения—функций, А.Г. Литвак выделяет

компенсаторную функцию речи. «Выделение этой функции…указывает на новый,

появляющийся в связи с сужением сферы чувственного познания и направленный

на ликвидацию его последствий в психическом развитии личности, аспект

речевой деятельности».25

На основе словесных объяснений, подкрепляемых доступными для слепых

чувственными данными, лица с дефектами зрения получают представления о

многих недоступных для их восприятия предметах и явлениях действительности.

Компенсаторная функция речи выступает во всех видах психической

деятельности слепых: в процессе восприятия (слово направляет и уточняет

его), при формировании представлений и образов воображения, в ходе усвоения

понятий и т.д.

Компенсаторная функция речи имеет огромное значение для формирования

личности слепого в целом. Благодаря речи слепые контактируют с окружающими

людьми, ориентируются в обществе.

«Речевая деятельность при дефектах зрения принципиально не нарушается,

овладение речью и её функциями при слепоте происходит так же, как у

нормально видящих, однако нарушения или отсутствие зрения накладывают на

этот процесс…отпечаток, вносят специфику, проявляющуюся в динамике развития

и накопления языковых средств и выразительных движений, своеобразии

соотношения слова и образа, содержании лексики, некотором отставании

формирования речевых навыков и языкового чутья».25

Усвоение родного языка начинается с подражания. «И если развитие

фонематического слуха и формирование речеслуховых представлений, основанное

на слуховом восприятии, протекает у слепых и зрячих идентично, то

формирование…артикуляции звуковой речи, основанное не только на слуховом,

но и на кинестетическом и зрительном восприятии, существенно страдает. Это

есть следствие полного или частичного нарушения возможности визуально

отражать артикуляторные движения вступающих в речевой контакт со слепым

ребёнком окружающих его людей».35

Сегодня доказано наличие нарушений взаимодействия в функционировании

анализаторных систем, которые участвуют в формировании фактической стороны

речи—слуховой, кинестетической и зрительной. То есть, в процессе

становления речи у слепых наблюдаются отклонения от нормы.

Основной дефект речи слепого—косноязычие, проявляющееся в неправильном

произношении свистящих и шипящих звуков, неправильное произношение звука

«Л», недостатки произношения звука «Р.» и т.д., что часто отражается на

письме. По данным М.Е. Хватцева, 25% ошибок связано с неправильным

произношением соответствующих звуков, а в 46% случаев неправильно

произносимые звуки провоцируют неверное написание.

Дефекты речи тормозят психическое развитие слепых детей, так как

нормальное развитие речи компенсирует слепоту, то есть речь не выполняет

свою компенсаторную функцию.

Недостатки произношения ограничивают круг общения детей с дефектами

зрения, что тормозит формирование ряда качеств личности или ведёт к

появлению отрицательных свойств (замкнутость, аутизм, негативизм и др.).

Поэтому очень важна своевременная коррекционная работа логопеда со

слепыми детьми, посредством воздействия на сохранные слуховой и зрительный

анализаторы.

Следует отметить, что не все речевые нарушения, встречающиеся у слепых

и слабовидящих школьников, вызваны заболеваниями зрительного анализатора, а

только те, которые связаны с неправильной артикуляцией, формирующейся на

основе зрительного восприятия, а также с недостаточным чувственным опытом,

обедняющим словарный запас.

Развитие словарного запаса—это увеличение числа используемых и

понимаемых слов (количественный аспект) и смысловое развитие словаря, т.е.

соотношение слов и обозначаемых ими предметов, процесс всё большего и

большего обобщения значения слов.

Развитие словарного запаса у слепых детей обусловлено объёмом речевого

общения: непосредственное общение с взрослыми, чтение книг, слушание радио

и т.д. То есть неограничение у слепых детей возможности речевого общения

приводит «…уже в среднем школьном возрасте не только к достижению уровня

нормы речи, но и, по данным некоторых исследователей, превышению её».35

Таким образом, несмотря на многочисленные отклонения в развитии

различных компонентов речевой деятельности при глубоких нарушениях зрения,

следует отметить, что в целом речь слепых при правильном формирующем

воздействии со стороны родителей, педагогов и воспитателей развивается до

нормального уровня и служит мощным средством компенсации, существенно

расширяя возможности слепых во всех видах деятельности, в том числе и в

трудовой.

§1.4. Ощущения слепых и слабовидящих.

«Ощущение—это психический процесс отражения отдельных элементарных

свойств действительности, непосредственно воздействующих на наши органы

чувств».11

На ощущениях основаны более сложные познавательные процессы:

восприятие, представление, память, мышление, воображение. В ощущениях

отражаются объективные качества явлений (цвет, запах и т.д.), их

интенсивность и продолжительность. Ощущения человека также взаимосвязаны,

как взаимосвязаны различные свойства действительности.

«Ощущение—превращение энергии внешнего воздействия в акт сознания. Они

обеспечивают чувственную основу психической деятельности, предоставляют

сенсорный материал для построения психических образов».11

Нарушение или полная утрата функций зрительного анализатора разрушают

частично или полностью сложившиеся межанализаторные связи. Нарушение

взаимодействия между зрительными и другими анализаторами отражается на всей

сенсорной организации человека, что может вызывать отклонения в сферах

логического познания и практики.

Но, благодаря большой динамичности и пластичности в сенсорной

организации, это не приводит к необратимым патологическим изменениям в

развитии психики.

Нарушения деятельности зрительного анализатора, по данным

тифлопсихологии, приводят к перестройке у слепых взаимоотношений

анализаторов, к образованию внутри или межанализаторных связей,

относительному или полному доминированию иных, нежели у зрячих,

анализаторных систем. «В свою очередь относительное преобладание слуха или

осязания над зрением…приводят не только к перестройке межанализаторных

связей, но и к образованию нового…ядра сенсорной организации. В процессе

деятельности у слепых складывается тактильно-кинестетически-слуховое ядро

сенсорной организации,..в оптико-вестибюлярной установке происходит замена

зрительного компонента двигательным».25

Компенсаторные изменения в сфере ощущений, по данным

тифлопсихологических исследований, происходят преимущественно на уровне

порогов чувствительности к различению. Снижение порогов различительной

чувствительности, способствующее более быстрому и тонкому различению

раздражителей, осуществляется в процессе активного участия в деятельности

сохранных анализаторов, возмещая утраченные зрительные функции.

Важно подчеркнуть, что для компенсации дефектов зрения большое

значение имеет взаимодействие ощущений. В результате под влиянием одной

анализаторной системы повышается чувствительность другой. Б.Г. Ананьев в

своих исследованиях наблюдал явление синестезии, когда ощущения одного вида

переходили в ощущения другого вида: «…при воздействии раздражителя одной

модальности возникающее ощущение вызывает ассоциативным путём ощущение в

другой анализаторной системе».1

В настоящее время экспериментально доказано, что утраченные зрительные

функции замещаются большей частью деятельностью тактильного и

кинестетического анализаторов. Это касается, однако, лишь только слепых. На

это указывают тифлопсихологи Б.Г. Ананьев, А.И. Зотов, А.Г. Литвак.

У слабовидящих основным видом ощущений остаётся зрение.

При глубоких нарушениях зрения имеют место положительные изменения

слуховой чувствительности как следствие более активного участия слухового

анализатора в деятельности инвалида.

Слух слепых развивается нормально. При его интенсивном применении в

деятельности сенсибилизируется, что позволяет успешно овладевать знаниями и

реализовывать их на практике. Это подтверждает и тифлопсихология.

Предметы и явления окружающего мира слепые также воспринимают

благодаря кожным ощущениям. Б.Г. Ананьев указывает на то обстоятельство,

когда при восприятии окружающего мира у слепых резко повышается активность

дистальных частей тела, особенно рук, в познавательной и трудовой

деятельности, что даёт эффект сенсибилизации—повышение тактильной

чувствительности. Также он утверждает, что наиболее отчётливо повышение

кожной чувствительности проявляется на ладонной поверхности пальцев рук.

Его экстезиометрические исследования показывают, что пространственный порог

различения первой фаланги указательного пальца павой руки у слепых в два

раза ниже (1.2 мм), а чувствительность, следовательно, выше, чем у зрячих.

У слепых исследователи наблюдали повышенную способность

дифференцировать термальные и болевые раздражители. Такие ощущения

развиваются и совершенствуются у них в процессе деятельности: ориентация в

окружающем пространстве, в быту, в познавательной деятельности.

А.Г. Литвак среди кожных ощущений у слепых выделяет «кожно-оптическое

чувство—способность кожных покровов реагировать на световые и цветовые

раздражители. Феномен «кожного зрения» известен давно».23

У человека формируется двигательно-моторная координация. Это значит,

что все его движения и действия протекают под зрительным контролем. Слепота

же делает невозможным зрительный контроль.

У слепых это компенсируется тем, что в процессе деятельности работа

зрительного анализатора становится настолько точной и дифференцированной,

что может протекать без зрительного контроля.

Ограничения функций зрения ведут к увеличению удельного веса мышечно-

суставного чувства в структуре чувственного отражения. Широкое участие

данного вида чувствительности в пространственной ориентации даёт эффект

сенсибилизации.

При выпадении функций зрительного анализатора получает компенсаторную

функцию вибрационная чувствительность, которая проявляется в сфере

пространственной ориентировки слепых. Они способны на расстоянии ощущать

наличие неподвижного, не издающего звуков и других сигналов предмета.

Исследования обонятельной и вкусовой чувствительности слепых

показывают, по словам А.Г. Литвака, некоторое её повышение по сравнению с

нормой. Вкус и обоняние слепых сенсибилизируются в процессе деятельности:

при ориентировке в пространстве, в быту.

При тотальной слепоте также значительно увеличивается роль

вестибулярного аппарата для сохранения равновесия и пространственной

ориентировки в связи с выключением зрительного контроля за положением тела

в пространстве.

Таким образом, повышение различных видов чувствительности, способность

тонко дифференцировать внешние воздействия в значительной мере компенсируют

отсутствие зрения в процессе пространственной ориентации и социальной

адаптации, что делает возможным поиск многих специальностей для приложения

сил инвалидов по зрению в сфере трудовой деятельности.

§1.5. Восприятие слепых и слабовидящих.

«Восприятие—отражение предметов и явлений в целостном виде в

результате осознания их отличительных признаков».11

Восприятие осуществляется посредством действия, связано с

обследованием воспринимаемого объекта, с построением его образа.

Важнейшей составной частью каждого акта восприятия являются

двигательные процессы (движение глаза по контуру предмета, движение руки по

поверхности предмета, движение гортани, воспроизводящее слышимый звук).

Нарушения функций зрения приводят к сокращению и редуцированию

(ослаблению) или полному выпадению зрительных ощущений. Изменения в сфере

ощущений должны отразиться на восприятии объектов и явлений окружающего

мира.

В норме–формируется зрительный тип восприятия. Доминирование зрения

настолько прочно, что даже серьёзные нарушения его функций, какие

встречаются у слабовидящих, не влекут за собой изменение типа восприятия.

Как и в норме, у них зрительно-двигательно-слуховой тип восприятия.

Только при тотальной слепоте доминирующее положение занимает кожно-

механический и двигательный анализаторы, лежащие в основе осязательного

восприятия.

М.И. Земцова указывает, «…что при слепоте и слабовидении наблюдается

редуцированность проявлений некоторых свойств восприятия. Избирательность

восприятия ограничивается сужением круга интересов, снижением активности

отражательной деятельности. Апперцепция проявляется слабее, чем в норме, в

связи с недостаточным чувственным опытом; осмысление и обобщение образов

осложняется недостаточностью чувственного опыта и снижением полноты и

точности отображаемого; сокращается зона константного зрительного

восприятия, нарушается его целостность».13

Исследования Ю.А. Кулагина показали, что «…нервный корковый механизм

восприятия слепых принципиально идентичен механизму восприятия зрячих, хотя

при патологии органов зрения затрудняется либо становится невозможным

образование временных нервных связей между мозговыми центрами зрительного и

других анализаторов».22 В целом слепые и слабовидящие адекватно правильно

отражают окружающий мир во всей его сложности.

А.Г. Литвак утверждает, что зрительные и осязательные восприятия

сходны не только по своим физиологическим механизмам. «В образах,

возникающих в процессе этих видов перцепции, отражаются многочисленные

различные свойства и качества материи, движущейся в пространстве и времени.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.