реферат, рефераты скачать
 

Профориентация детей-инвалидов по зрению


Причём, и это наиболее важно, зрение и осязание фиксируют целый ряд одних и

тех же физических, пространственных и временных характеристик объектов».25

Бесспорно, глаз и рука способны самостоятельно и вполне адекватно

отражать следующие категории признаков: форму, величину, направление,

удаление, покой и движение. Человек только при помощи зрения различает

цвет, а при помощи осязания (помимо перечисленных)—сдавливаемость, вес,

тепло и холод.

Таким образом, мы констатируем, что зрительное восприятие отражает

восемь категорий признаков, а осязательное—одиннадцать.

Можно говорить при этом, что движение глаз (конвергенция, дивергенция,

аккомодация) идентично движению ощупывающей руки.

Конечно, зрительное восприятие при снижении остроты зрения, нарушении

цветоощущения, сужении поля зрения резко отличается от восприятия нормально

видящих степенью полноты, точности и скорости отображения, также сужением и

деформацией «зрительного поля» (зоны зрительного восприятия). Скорость

зрительного восприятия изменяется в зависимости от величины и сложности

объектов, уровня освещенности, утомления и т.д., а это уже в равной мере

относится как к зрячим, так и к слабовидящим. Но у последних скорость

зрительного восприятия подвержена более резким колебаниям.

Нарушения зрения также влияют на качество, точность, полноту

восприятия.

Осязание компенсирует познавательные и контролирующие функции

деятельности слепых. Конечно, полное возмещение утраченных функций

невозможно, так как, во-первых, кожные и мышечно-суставные ощущения

отражают не все признаки предметов, воспринимаемые зрительно, во-вторых,

осязательное поле ограничено зоной действия рук и восприятие протекает

более длительно, чем зрительное. Осязание даёт слепому необходимые знания

об окружающем мире и достаточно точно регулирует его взаимодействие с

окружающей средой, а культура осязания является одним из основных средств

компенсации слепоты.

В настоящее время в деятельности слепых и слабовидящих всё шире

внедряются технические средства компенсации дефекта зрения (тифлоприборы).

Их назначение—приблизить объём информации, получаемой при дефектах зрения,

к объёму той информации, которую получает нормально видящий.

Таким образом, восприятие слепых, хотя и имеет специфические

особенности, при своевременной и правильной коррекционной работе не создаёт

каких-либо серьёзных трудностей в познавательной деятельности, а,

следовательно, даёт возможность приложения способностей таких людей во

многих отраслях трудовой деятельности.

Важно заметить, что, учитывая роль осязания в деятельности слепых,

нужно считать нежелательными и в какой-то мере противопоказанными для них

операции ручного труда, вредно действующие на осязание, ведущие к

микротравмам, механически стирающие и огрубляющие кожу пальцев рук.

§1.6. Представления слепых и слабовидящих.

Представления—«…это образы, запечатлевшиеся в памяти в результате

предшествовавшего восприятия предметов или явлений и возникающие в мозгу

при отсутствии их непосредственного воздействия на органы чувств».25

Представления—более высокая ступень отражения, нежели образы

восприятия, так как в представлении, по словам И.М. Сеченова, «…совмещается

всё, что человек знает о предмете».23 Будучи наглядным, чувственным

образом, представление характеризуется высоким уровнем обобщённости. Эти

образы памяти служат переходной ступенью к мышлению.

Поэтому, характерной чертой представлений слепых и слабовидящих

является резкое сужение их круга за счёт полного или частичного выпадения

или редуцирования зрительных образов. Кроме этого, представления слепых и

слабовидящих имеют и качественные отличия от чувственных образов памяти

зрячих. «…Фрагментарность, схематизм, низкий уровень обобщённости

(генерализованность) и вербализм»25,—вот, по словам А.Г. Литвака,

характерные особенности их представлений. Фрагментарность—в образе объекта

часто отсутствуют многие существенные детали. То есть, образ лишён

целостности, а иногда и неадекватен отображаемому объекту. Фрагментарность

представлений у слепых и слабовидящих проявляется при художественной

деятельности: лепке, рисовании, моделировании.

«В основе фрагментарности образов слепых и слабовидящих лежит

сукцессивность, последовательность осязательного или дефектного

зрительного…восприятия. Сукцессивность и фрагментарность

восприятия…преодолеваются благодаря работе мышления, а также развитию

осязательного и зрительного обследования объектов».25

Схематизм как следствие недостаточного отражения объектов, проявляется

при репродуцировании образов, бедных деталями, и поэтому слабо

дифференцированных.

Направляя и организовывая процесс восприятия у детей с дефектами

зрения, развивая наблюдательность, формируя навыки обследования, можно

преодолеть схематизм их представлений.

Выпадение большого числа значимых объектов, их деталей и признаков из

сферы восприятия препятствуют образованию общих представлений, в которых

отражаются наиболее существенные свойства и признаки предметов и явлений.

Вербализм представлений у слепых и слабовидящих связан с

невозможностью целостного восприятия объектов и их отдельных свойств.

Вербализм представлений—это «…нарушение соотношения чувственного и

понятийного в образе в сторону преобладания последнего или полное

отсутствие чувственных элементов в словесном описании объектов».25

Несмотря на эти особенности, природа представлений у слепых и

слабовидящих не изменяется. Все эти недостатки преодолеваются в процессе

компенсации, и возникающие у них представления могут достаточно полно и

адекватно отражать окружающий мир.

При своевременной коррекционной работе слепые и слабовидящие

приобретают необходимый запас представлений, обеспечивающий нормальную

ориентацию в окружающей среде.

«Влияние остроты зрения на процесс формирования представлений по мере

повышения возраста ослабевает и в старших классах, особенно у слабовидящих,

становится незначительным».13

§1.7. Память слепых и слабовидящих.

«Память—психическое отражение результатов прошлого взаимодействия

человека с действительностью и использованием их в последующей

деятельности; это совокупность психических моделей действительности,

построенных в результате опыта данного индивидуума».11

Память как совокупность процессов запоминания, сохранения и забывания,

узнавания и воспроизведения—необходимое условие трудовой деятельности

человека.

Исследования психологов отдельных процессов памяти слепых и

слабовидящих показали нё затруднённость и специфические особенности

протекания запоминания, сохранения, узнавания. Но общие закономерности

памяти у слепых и слабовидящих, как и у зрячих, остаются одинаковыми.

При нарушении зрительных функций происходят замедленные образования

временных связей, что выражается в необходимости большего числа

подкреплений.

Эксперименты А.Г. Литвака показали пониженную продуктивность

запоминания материала.

Среди особенностей процесса запоминания слепых и слабовидящих (меньший

объём и скорость) А.Г. Литвак выделяет и недостаточную осмысленность

запоминаемого материала. Недостатки логической памяти он связывает с

дефектами восприятия и обусловливает недостатками мышления (разрыв между

понятием и его конкретным содержанием; отсюда сложности с мыслительными

операциями анализа и синтеза, сравнения и т.д.). Но запоминание материала,

имеющего смысловые связи, проходит у людей с патологией зрения достаточно

успешно.

Также автор находит характерным для слепых и слабовидящих большой

размах индивидуальных колебаний в объёме памяти, скорости запоминания,

соотношении осмысленного и механического запоминания. Эти индивидуальные

особенности обусловлены разными причинами: чувственным опытом, уровнем

интеллектуального развития, но не связаны прямо с состоянием зрительных

функций.

Замедленное развитие процесса запоминания у слепых и слабовидящих

исследователи объясняют недостатком наглядно-действенного опыта,

несовершенством методов обучения таких детей. То есть все эти недостатки

имеют вторичный характер.

Имеются многочисленные факторы, которые свидетельствуют, что образы

памяти слепых и слабовидящих при отсутствии подкреплений обнаруживают

тенденцию к распаду. Даже небольшие промежутки времени (1-3 месяца)

отрицательно сказываются на их представлениях: резко снижается уровень

дифференцированности, адекватности образов эталонам.

Быстрое забывание усвоенного материала объясняется и недостаточной

значимостью объектов и обозначающих их понятий, о некоторых слепые могут

получить только вербальные знания. Яркая иллюстрация этому—эксперименты

Ф.Н. Шемякина: слепота и нарушения цветного зрения отрицательно сказываются

на оперировании понятиями, обозначающими цвет.

А.Г. Литвак пишет, что «недостатки процесса сохранения, ...как

следствие нарушений…чувственного отражения, могут быть…устранены при

дифференцированном, учитывающем состояние зрительного анализатора, наглядно-

действенном обучении слепых и слабовидящих».23

Узнавание объектов при дефектах зрения осуществляется замедленно и

менее полно, нежели в норме. А правильность узнавания зависит от остроты

зрения.

«Важнейшим условием успешного запоминания, сохранения и

воспроизведения является качество и характер материала».23

«Характер деятельности и содержание запоминаемого материала определяют

тип и вид памяти индивида».16 Поэтому, включение лиц с поражениями

зрительного анализатора в различные виды деятельности и широкое

использование всех сохранных анализаторов, а также остаточного зрения

станет и стимулом, и объективным условием для гармоничного развития всех

видов (словесно-логический, образный, эмоциональный и двигательный) памяти.

«Совместная деятельность сохранных анализаторных систем должна

способствовать формированию смешанного типа памяти либо, при абсолютном

доминировании в деятельности одного анализатора, создавать соответственно

одноимённый тип памяти».16

§1.8. Мышление слепых и слабовидящих.

«Мышление—опосредованное и обобщённое отражение существенных,

закономерных взаимосвязей действительности».11

Мышление возникает и развивается на основе чувственного отражения. Но

связь мышления с ощущениями, восприятиями и представлениями не

исчерпывается зависимостью от количества и качества чувственных данных, а

имеет двусторонний характер. Возникая на базе «живого созерцания», мышление

оказывает корригирующее влияние на процессы чувственного познания,

проявляющееся в осознанности и обобщённости образов.

Дефекты функций зрения оказывают влияние на процесс интеллектуального

развития.

Однако, «…отсутствие или неполноценность зрительных впечатлений не

может остановить или исказить до неузнаваемости общий ход развития

мышления, т.к. основные физические, пространственные и временные свойства и

отношения движущейся материи с достаточной полнотой отражаются сохранными

анализаторными системами».26

Функции мышления при слепоте те же, что и у зрячих людей. Однако при

дефектах зрения затруднено восприятие. Поэтому мышлению слепых приходится

преодолевать пробелы и пропуски чувственного восприятия.

Одной из детерминант компенсации неполного или неточного восприятия у

слепых и слабовидящих—фундаментальное свойство мышления—опосредованность,

позволяющая ему при помощи умозаключений раскрыть сущность недоступных для

восприятия предметов и явлений.

Следует подчеркнуть, что человеческое мышления выявляет существенные

связи и отношения и их обобщает, но оно отражает также и свойства и

сущность объектов. Именно эта возможность отражать свойства и сущность

объектов в их общих и существенных определениях лежит в основе

компенсаторной функции мышления. «Не абстрактные схемы, не символы,

а…реальные конкретные представления, образы воображения и понятия,

отражающие недоступные для непосредственного восприятия объекты,

формируются у слепых и слабовидящих в результате опосредованного отражения,

что способствует расширению и углублению познавательных возможностей».27

Успешность мыслительных операций на уровне чувственного отражения

зависит от сохранности и степени развития анализаторного аппарата.

Глубокие нарушения функций зрения влекут затруднения в сфере

восприятия. Они также затрудняют операции анализа и синтеза различных

сторон познания окружающей действительности. Это объясняется, во-первых,

недостаточно полным отражением свойств и признаков объектов, а, во-вторых,

сложностью осязательного и нарушенного зрительного восприятия,

препятствующих формированию целостного образа, в результате, чего страдает

сравнение и дифференцировка. Эти же причины являются основой трудностей при

вычленении наиболее существенных, характерных свойств и связей объектов

познания.

Одна из важных мыслительных операций—сравнение—установление степени

тождества или различия при сопоставлении объектов. Сравнение, также как

анализ и синтез, включены во все мыслительные операции.

Невозможность или сложность получения ряда чувственных данных при

дефектах зрения препятствует тонкому различению и дифференцировке объектов,

а значит и их сравнению.

На операции сравнения основана классификация и систематизация, т.е.

объединение объектов по сходным признакам. По данным А.Г. Литвака, часто

наблюдающееся у слепых выделение несущественных или чрезмерно общих

признаков препятствует правильной классификации и систематизации.

Абстрагирование—отвлечение от одних сторон объекта при одновременном

выделении других; обобщение—объединение объектов на основе общих

существенных признаков; конкретизация—применение обобщённых знаний к

частным, конкретным случаям. Опираясь на факты, свидетельствующие о

трудностях, испытываемые слепыми при анализе-синтезе, а также исходя из

положения о единстве чувственного и логического, можно говорить о том, что

дефекты в сфере чувственного познания отражаются на всех мыслительных

операциях.

Таким образом, «…полная или частичная утрата зрения, сужая сенсорную

сферу, «…отрицательно влияет на развитие аналитико-синтетической

деятельности и мышления слепых».27 К такому выводу приходит А.Г. Литвак и

мы вместе с ним.

Но опыт тифлопедагогической деятельности многих исследователей, в том

числе и А.Г. Литвака, показывает, что эти недостатки не делают мышление

слепых необратимо неполноценным. В процессе обучения и воспитания в

значительной мере устраняется основная причина замедленного развития

мышления—пробелы в сфере чувственных, конкретных знаний. Направляя и

организуя восприятие, расширяя и уточняя круг представлений, формируя на их

основе полноценные понятия, учитель специальной школы способствует

успешному развитию системы операций мыслительной деятельности слепых.

Один из основных дидактических принципов—принцип наглядности имеет для

слепых особо важное значение: на его основе возможно нормальное усвоение

понятий, которые по своей природе не могут не опираться на наглядные образы

действительности.

«Имеются все основания утверждать, что формирование видов и типов

мышления при дефектах зрения проходит через те же этапы, что и в норме, и

логическое (теоретическое) мышление может развиваться только на основе

высокоразвитого наглядно-действенного и наглядно-образного мышления».23

Итак, мыслительная деятельность слепых подчиняется в своём развитии

тем же закономерностям, что и мышление нормально видящих. И хотя сокращение

чувственного опыта вносит определённую специфику в этот психический

процесс, замедляя интеллектуальное развитие и изменяя содержание мышления,

оно не может принципиально изменить его сущности.

Отмеченные выше отклонения в развитии мышления от нормы могут быть в

значительной степени преодолены в результате обучения, направленного на

формирование полноценных знаний, в которых чувственное и понятийное

представлены в единстве.

§1.9. Воображение слепых.

Воображение—«психический процесс построения нового образа на основе

имеющегося опыта…».11

Воображение—это форма отражения действительности, в которой на основе

представлений конструируются образы объектов, до того никогда не

воспринимавшиеся.

Преобразуя имеющиеся представления и понятия, воображение расширяет

сферу познания, даёт возможность предвидеть результаты деятельности,

способствует развитию мышления, воли, эмоциональной сферы, оказывает

существенное влияние на формирование личности.

Воображение отличается по своим функциям от представлений (образы

памяти воспроизводят, а образы воображения реконструируют прошлый опыт), но

тесно с ними связано. Поэтому, узость круга, фрагментарность, недостаточная

обобщённость и другие недостатки образов памяти сказываются на процессе

воображения.

Сужение сферы чувственного познания при дефектах зрения обедняет

восприятие и представление и ограничивает воображение. Герман Джестроу,

Челпанов, изучавшие сновидения слепых, установили их зависимость от времени

и степени нарушения зрения: наиболее яркие сновидения имеют место у лиц,

ослепших в зрелом возрасте. Сновидения же ослепших в детстве бедны

образами, туманны и лишены зрительных элементов.

Но, не смотря на ограниченные возможности, воображение слепых

используется в процессах деятельности, восполняет недостатки восприятия и

бедность чувственного опыта, выполняя, таким образом, компенсаторную

функцию.

Важная роль в компенсации дефектов зрения принадлежит «воссоздающему

воображению». При его помощи слепые на основе словесных описаний и

имеющихся зрительных, осязательных, слуховых и других образов формируют

образы объектов, недоступных для непосредственного отражения.

Ослепшие, на основе сохранившихся зрительных представлений могут

создавать новые яркие образы воображения. А наличие остаточного зрения

расширяет такие возможности в это виде психической деятельности.

То есть, сила воображения находится в прямой зависимости от состояния

зрительных функций (при прочих равных условиях: возраст, развитие мышления,

чувственный опыт и т.д.).

«Независимо от того, образами какой модальности—зрительными,

слуховыми, осязательными—оперируют при воссоздающем воображении слепые,

процесс их реконструкции протекает так же, как и у нормально видящих, и

имеет своей физиологической основой образование новых сочетаний временных

нервных связей, ранее сформировавшихся в коре больших полушарий».27

Развитие воссоздающего воображения у слепых—важная задача

педагогического процесса и социального работника, ставящего задачу

профессиональной ориентации школьника-инвалида. Целенаправленное,

управляемое воспитание воображения необходимо не только потому, что оно

заполняет пробелы в чувственных знаниях, но и потому, что воображение,

опираясь на недостаточные по полноте и осмысленности представления, может

уводить слепого в сторону от реальной жизни.

Это может проявляться при пассивном воображении, к которому в силу

своего малоподвижного образа жизни, недостаточно активного включения в

деятельность склонны слепые. «Воображение под влиянием потребностей, чувств

и эмоций и не регулируемое волей и сознанием, даёт нереальные

фантастические образы: слепые видят себя лётчиками, капитанами и т.д. Такой

отрыв от реальности превращает мечту из стимула деятельности в пустую

мечтательность и отрицательно влияет на развитие личности».30

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.