реферат, рефераты скачать
 

Роль игр для закрепления звуков Р, Ръ и Л, Лъ


В огороде-то на грядке вырастают шоколадки.

(К. Чуковский)

Кормушка для птиц.

Проснулся Гриша утром. Смотрит на окно. Разрисовано оно узорами. Значит,

мороз на дворе. Деревья покрыты инеем. Птички попрятались, изредка

попрыгивают по дороге. Распушились они, как шарики.

Выносит Гриша крошки и бросает в кормушку. Набрасываются на корм воробьи,

снегири и другие птицы. Теперь они будут сыты.

Трудно птицам найти корм в зимнее время. Ребята, делайте для птиц кормушки!

Звук Л и Ль

Так же, как и другие звуки, звук л может отсутствовать в речи ребенка

(вместо слов «лук», «пила» ребенок произносит «ук», «пиа») или заменяться

другими звуками («йук», «пиуа»). Довольно часто дети подменяют звук л

мягким вариантом - ль, тогда мы слышим такие варианты: «люк», «пиля».

Объясняется это тем, что положение речевых органов при произношении звука л

сложнее, чем при произношении звука ль.

Характеристика звуков Л, Ль и правильное положение органов речи при их

произнесении

Звук л - согласный, звонкий, твердый.

Звук ль - согласный, звонкий, мягкий.

Во время правильного произнесения звука л органы речи принимают следующее

положение:

- губы раскрыты, занимают нейтральное положение или принимают положение

последующего гласного звука;

- зубы незначительно разомкнуты;

- язык - узкий кончик языка поднимается и упирается в верхние резцы или их

десны, средняя часть языка опущена, боковые края тоже опущены;

- между боковыми краями языка и коренными зубами остается щель, через

которую выходит воздушная струя.

- голосовые связки напряжены и вибрируют, давая голос.

Мягкий звук ль отличается от твердого л следующим:

- губы растянуты в стороны, как при улыбке;

- язык - кончик языка поднят несколько выше и упирается в альвеолы

("бугорки") за передними верхними зубами, средняя и задняя части языка

подняты и продвинуты вперед, что и дает смягчение.

Отсутствие в речи звуков Л, Ль и коррекционная работа

Артикуляция твердого звука л сложнее артикуляции ль, поэтому нарушение его

произношения встречается чаще. Предрасполагающими факторами, ведущими к

неправильному произношению звука л, могут быть следующие:

- укороченная подъязычная связка, ограничивающая движения кончика языка

вверх;

- слабость мышц языка;

- нарушения фонематического слуха.

Речь ребенка, пропускающего звук л, будет звучать так: «Мышка весео жиа, на

поу в угу спаа...» («Мышка весело жила, на полу в углу спала...»)

Подготовительный этап.

Для правильного произношения звука л надо выработать:

- подъем кончика языка вверх;

- подъем задней части спинки языка вверх, которого можно добиться,

отрабатывая звуки o, у, ы;

- умение опускать боковые края языка и выдыхать воздушную струю в щель

между боковыми краями языка и коренными зубами.

Этому могут помочь специальные упражнения. Решению последней задачи служит

упражнение «Охотник идет по болоту». Взрослый говорит: «У охотника большие

резиновые сапоги, он идет по болоту. Под ногами у него хлюпает вот так».

Зажав широкий кончик языка передними зубами, выдыхает воздух через щеки, во

время выдоха равномерно указательными пальцами обеих рук слегка ударяет

себя по щекам, в результате чего слышится хлюпающий звук.

Постановка звука.

Показывая ребенку, как прикусывать широкий кончик языка, ему объясняют:

«Сделай свой язык похожим на блинчик. Покажи, как ты прикусишь его зубами.

Делай это легко, чтобы не было больно, и смотри, как язык будет неподвижно

лежать внизу на зубах, как блинчик на тарелке. Теперь открой рот, а язык

пусть лежит по-прежнему. Сделай так несколько раз подряд». (Ребенок

упражняется перед зеркалом) Скоро ребенок научится слегка закусывать

широкий язык передними резцами, затем, открывая рот, оставлять язык в

прежнем положении.

Когда ребенок освоит это упражнение, приступите к постановке звука л при

межзубном положении. Предложите ребенку произносить звук a в тот момент,

когда он отпускает язык после прикусывания. Пусть он повторит это

упражнение перед зеркалом 5 - 6 раз, крепче зажимая язык зубами и все чаще

чередуя это движение с произнесением звука a. Постепенно темп выполнения

упражнения убыстряется, и, вы услышите сначала слоги ал, ал, ал, затем -

ла, ла, ла. При этом обратите внимание ребенка на положение языка: «Следи

за своим языком, прикажи ему, чтобы он не убегал от тебя в рот, держи его

зубами». В медленном темпе он сможет, не прерывая протяжного произношения

звука a, попеременно прикусывать и отпускать язык. Таким образом, у него

получатся слоги ла, ла, ла. Далее следует перевести язык в зазубное,

нормальное для этого звука, положение. Ребенку предлагают поднять язык за

верхние резцы и, крепко прижимая его к альвеолам, произносить слоги лы, лы,

лы. В сочетании со звуком ы звук л приобретает бОльшую четкость.

Автоматизация

Автоматизация звука л начинается с закрепления его в слогах. При этом

используются различные игровые приемы, например: подражая игре на

балалайке, или напевая песенки на простые знакомые мелодии, или

воспроизводя звучание колокольчика и т. п. ребенок многократно произносит

то слоги ла, ла, ла, то лы, лы, лы, то ло, ло, ло, то лу, лу, лу. Далее

переходят к словам, к фразам, к текстам и, наконец, к свободной речи.

Звук Ль.

После автоматизации л твердого мягкий звук легко ставится по подражанию.

Показывая артикуляцию перед зеркалом, взрослый произносит слоги ли, ли, ли

и обращает внимание ребенка на то, что губы в улыбке, верхние и нижние зубы

видны, а кончик языка стучит в бугорки за верхними зубами. Добившись

правильного произношения слога ли, последовательно переходят к сочетаниям л

с е, я, ё, ю.

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука Л

Наказать непослушный язычок.

Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким,

распластанным.

Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и,

пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык

в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.

1.Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2.Язык

должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3.Похлопывать язык

губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не

задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно

так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно,

она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке

направленной воздушной струи.

Вкусное варенье.

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение

языка, близкое к форме чашечки.

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать

верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в

сторону.

1.Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не

"подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать

её пальцем). 2.Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов

рта. 3.Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению

"Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно

поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Пароход гудит.

Цель. Вырабатывать подъем спинки языка вверх.

Описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит

пароход).

Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка

была поднята к небу.

Индюк.

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить

движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад,

стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала

производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока

не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

Внимание! 1.Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2.Чтобы движения

языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. 3.Язык должен

"облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Качели.

Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при

соединении звука л с гласными а, ы, о, у.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык

за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под

счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.

Внимание! Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы

оставались неподвижными.

Лошадка.

Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком

языка (как лошадка цокает копытами).

1.Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. 2.Нижняя

челюсть не должна двигаться; работает только язык. 3.Следить, чтобы кончик

языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не

чмокал.

Лошадка едет тихо.

Цель. Вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место

языка при произнесении звука л.

Описание. Ребенок должен производить те же движения языком, что и в

предыдущем упражнении, только беззвучно.

Внимание! 1.Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны:

упражнение выполняет только язык. 2.Кончик языка не должен загибаться

внутрь. 3.Кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не

высовывается изо рта.

Дует ветерок.

Цель. Вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними

зубами и подуть. Наличие и направление воздушной струи проконтролировать

ваткой.

Внимание! Следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта.

Искажения звука Л и коррекционная работа

Межзубное произношение звука Л.

При этом слышится правильный звук, только артикуляция его немного изменена:

кончик языка, вместо того чтобы подниматься за верхние резцы, выходит

наружу между зубами. Межзубным произношением л пользуются как переходным

этапом при постановке звука л. Поэтому исправление данного варианта

искажения звука осуществляется так же, как при отсутствии звука л. Однако

надо учитывать, что для автоматизации л потребуется больше времени тем

детям, которые произносят межзубно не только этот звук, но и другие (т, д,

н, с, з, ц).

Носовое произношение звука Л.

Носовое произношение звука л резко отличается от правильного и по

артикуляции, и на слух. Язык прикасается задней частью к мягкому небу, а не

кончиком к верхним резцам, как это происходит при правильном произношении

звука л. Кроме того, воздушная струя частично или полностью проходит через

нос, как при звуке н. Слышатся два нечетких звука: нг. Речь ребенка будет

звучать так: «Мышка весенго жинга, на пуху в угнгу спанга".

При исправлении носового произношения прежде всего необходимо выработать

правильное направление воздушной струи: она должна идти через рот. (См.

Упражнения для выработки правильного произношения звука Л. )

Постановка и автоматизация звука при носовом произношении проводятся так

же, как и при его отсутствии.

Замена звуков Л, Ль другими звуками и коррекционная работа

Исправление замен л другими звуками на подготовительном этапе осуществляют

сразу по нескольким направлениям: учат различать на слух звук л и его

заменитель, осознавать разницу в их артикуляции, четко выполнять движения

языком, необходимые для правильного произношения звука л. Но в отдельных

случаях упражнения для языка и губ имеют свои особенности.

Замена звука Л звуком Й.

При этом нарушении кончик языка остается внизу, вместо того чтобы

подниматься за верхние резцы, а средняя часть спинки выгибается вверх

дугой, вместо того чтобы опускаться. «Мышка весеё жия, на пуху в угью

спая.»

При замене л на й ребенка учат удерживать кончик языка за зубами, крепко

прижимая его к верхним резцам, опускать среднюю часть спинки языка, а

заднюю поднимать. Чтобы язык принял такое положение, ребенка просят

просунуть кончик языка между передними зубами и сказать протяжно ы или при

открытом рте положить на среднюю часть языка круглую пластмассовую

трубочку, а кончик языка поднять за верхние резцы.

Замена звука Л звуком У.

При этом нарушении активное участие в образовании звука принимают губы, а

не язык. Взрослые часто затрудняются сказать, как ребенок произносит звук

л, потому что, вытягивая губы вперед, как при звуке у, он быстро переходит

к следующему звуку в слове и слушающий не успевает заметить, как

произносится звук. Но если предложить ребенку протянуть звук л, будет легче

заметить движения его губ. «Мышка весеуо жиуа, на пуху в угуу спауа.»

При замене л на у, нужно прежде всего довести до сознания ребенка, что губы

не должны двигаться. Для этого ему предлагают посмотреть в зеркало на свои

губы при неоднократном произнесении слога ла. Затем взрослый сам произносит

этот слог и обращает внимание ребенка на то, что губы не вытягиваются

вперед, язык все время виден - он опускается сверху вниз. Ребенку говорят:

«Твои губы непослушные. Ты хочешь, чтобы они не вытягивались вперед, а они

делают по-своему. Давай научим их слушаться. Прикажем губам: вытягивайтесь

трубочкой вперед! (Ребенок легко выполняет знакомое ему движение.) А теперь

растяни губы. Как будто ты улыбаешься (это тоже не затрудняет ребенка). Вот

видишь, губы стали послушными, потому что ты сказал им, что они должны

делать». Упражнение повторяют несколько раз, пока ребенок не научится легко

переключаться с одного движения на другое в быстром темпе. «А теперь

поработаем языком. Посмотри, что будет делать мой язык». (Взрослый

поднимает язык за верхние зубы, крепко прижимает его кончик, потом

опускает. Губы все время находятся в положении улыбки). Сделай и ты так».

Ребенок несколько раз повторяет упражнение, а взрослый следит, чтобы он не

загибал кончик языка внутрь.

Замена звука Л звуком Ы.

Задняя часть спинки языка поднята, а кончик опущен. Дети не замечают, что

заменяют звук, а взрослые нередко считают, что звук л пропускается. «Мышка

весеыо жиыа, на пуху в угыу спаыа.»

В этом случае с ребенком проводится работа как при отсутствии звука л.

Замена звука Л звуком В.

Язык не принимает участия, к верхним резцам двигается нижняя губа. Дети и

взрослые часто считают, что это не недостаток речи, а лишь нечеткость

произношения звука л. «Мышка весево жива, на пуху в угву спава.»

При замене л на в необходимо затормозить движения нижней губы. Для этого

ребенка учат сначала опускать ее, обнажая зубы, и удерживать в таком

положении под счет от 3 до 5, потом поднимать к верхним зубам. Эти движения

повторяют несколько раз. Если у ребенка не получается, используют

механическую помощь: опускают и поднимают нижнюю губу указательным пальцем,

поставленным под нее.

Замена звука Л звуком Г.

Кончик языка не поднимается к верхним резцам, а опускается и оттягивается

от нижних резцов, задняя часть спинки языка поднимается и упирается в

мягкое небо, вместо того чтобы только приподниматься. «Мышка весего жига,

на пуху в уггу спага.»

При замене л на г ребенку показывают, в чем ошибки его произношения и чем

оно отличается от правильной артикуляции. Взрослый говорит: «Скажи ла, ла,

ла… (ребенок произносит «га», «га», «га»). Видишь, как далеко ушел твой

язык? Посмотри, где он у меня. Он прижат к верхним зубам. Сделай и ты так.

Скажи ы, но не опускай язык, а подержи за зубами, вот так (слышится звук

похожий на л).

Постановка и автоматизация звука л проводятся, как и при его отсутствии.

При заменах звука л другими необходимо провести полную дифференциацию (в

изолированном положении, слогах, словах, фразовой речи) этого звука и его

заменителя.

Автоматизация звука Л

Организуйте автоматизацию звука в форме игровых занятий. Занятия по

продолжительности должны занимать 15 - 20 минут для детей до 4,5 лет,

старше - 30 минут. Нельзя допускать возникновения утомления у малыша.

Звук л произносится длительно и только при неподвижном языке. Когда язык

отрывается от альвеол, получается гласный звук.

Прежде, чем приступить к автоматизации, ребенок должен научиться правильно

произносить изолированный звук.

Произносить (читать) слоги.

Ла - ло - лу - лы

Ло - лу - ла - лы

Лу - лы - лы - ло

лы - лу - ло - ла

ла - лы - лу - ло

лы - ла - ло - лу

ал - ол - ул - ыл

ял - ёл - юл - ил - ел

ал - ял - ол - ёл

Произносить (читать) слова.

Ла: лаз, лак, лапа, юла, зола, вела, дела, жила, мала, пила, лавка, лампа,

кулак, калач, салат, халат, скала, водолаз, палатка, булавка, ласточка,

ландыш, Мила, жила, пела, мыла, дула, бегала, видела, обидела, одела,

школа, лапша, ела, лавина, писала, читала, кидала, носила, водила, возила.

Ло: лоб, лом, лось, лодка, ложка, локоть, лошадь, чулок, болото, калоши,

колодец, Володя, голодный, холодный, поломка.

Лу, лы: лук, луч, лужа, Луша, лунка, юлу, золу, пилу, тулуп, белуга, шалун,

луковица, лыко, лыжи, волы, столы, малыш, полынь, улыбка, лыжник, булыжник,

Лука, луна, лужок, лужайка, лукошко, голубь, желудь, палуба, голубцы,

получать, вилы, алый, белый, вялый, милый, целый, смелый, спелый, унылый,

пчелы, бокалы, каналы, пеналы, обвалы, вокзалы, каникулы, малыши, полыхает.

Ал: бал, вал, дал, жал, зал, мал, галка, палка, скалка, фиалка, спал, упал,

устал, бокал, канал, копал, писал, пенал, обвал, вокзал, стучал, металл,

галстук, алмаз, алфавит, халва, маршал, шалфей, балкон, выдал, выпал,

падал, капал, сыпал, топал, щупл, выгнал.

Ол: вол, гол, кол, пол, стол, долг, волк, холм, долго, полка, полный,

молния, полдень, укол, чехол, щегол, футбол.

Ул: гул, дул, стул, аул, булка, гулко, подул, обулся, зевнул, тянул, уснул,

шепнул, качнул, ущипнул, вынул, кинул, сунул, выгнул, дунул, стукнул,

мускул, чулки, вулкан.

Ыл: ныл, был, выл, мыл, мылся, забыл, завыл, пылкий, бутылка.

Ял: мял, снял, взял, паял, унял, стоял, гонял, завял, занял, менял, понял,

поднял, боялся, смеялся, веял, сеял, таял, веялка, сеялка.

Ёл: вел, шел, шелк, елка, телка, челка, пчелка, осел, козел, котел,

новосел, щелкать, метелка.

Ел: ел, мел, пел, сел, одел, умел, гудел, висел, успел, хотел, сидел,

шипел, шумел, свистел, белка, мелко, узел, видел, вывел, вышел, обидел,

ненавидел, Павел, дятел, пепел.

Ил: бил, мил, Нил, поил, Михаил, забил, водил, возил, косил, купил, носил,

учил, садил, гостил, тащил, вилка, жилка, пилка, поилка, косилка, носилки,

выучил, выбил, выпил, высадил, вытащил, выпустил, выскочил.

"Трудные" слова с двумя звуками л:

лаял, плыл, колол, полол, послал, молол, делал, лакал, лазил, ласкал,

гладил, плавал, наладил, ослабел, ловил, ломал, глотал, баловал, колокол,

колотил, молотил, доложил, положил, целовал, лопнул, слушал, служил,

слышал, получил, улыбался.

Слова со стечением согласных:

благодарить, глаза, гладкий, сожгла, злак, Клава, класс, кладовая, пламя,

плавать, пластинка, пластмасса, заплатка, платок, Слава, сладкий, слабый,

слазить, выслать, флаг, флакон, шла, вышла, блок, глобус, клок, плот,

пломба, площадь, слон, весло, слово, сложный, флот, хлопать, хлопок,

блузка, каблук, глупый, клуб, клумба, клубок, клубника, плуг, слух,

слушать, случай, служить, заслуга, глыбы, злы, клыки, плыть, слышать,

котлы, хлыст.

Произносить (читать) предложения.

Мила ела салат.

Луша взяла лопатку.

Ласточка свила гнездо.

Мама сделала молочную лапшу.

Мила вымыла ладони.

Около палаток лопухи и полынь.

Наступила зима.

Готовь лыжи и салазки. Луша полола лук и свеклу.

Мила видела слона.

Слава идет в кладовую за веслами.

В глубоком колодце вода холодная.

В лавке спелые и сладкие яблоки.

Володя - смелый пловец и не боится глубины.

Клава надела на голову белый платок.

Подберите картинки: лопата, лодка, мыло, кукла. Начните предложение, а

ребенок будет заканчивать по картинке, затем повторит предложение целиком.

Дядя Лука копает клумбу (лопатой).

Володя и Слава плывут на (лодке).

Клава мыла ладони (мылом).

Собака унесла в чулан (куклу).

Володя поехал на (велосипеде).

Михаил смотрел на (глобус).

Павел ловил (голубь).

Павел сел за (стол).

Дядя Михаил коня напоил.

Дедушка Нил поймал рой пчел.

Павел поймал галку.

Брат уехал на футбол.

Вова поставил бутылку на полку.

Папа купил елку.

Стул упал на пол, и я испугался.

На елке Павел увидел белку.

Михаил играл в футбол и забил в ворота гол.

Дядя Нил повязал галстук и вышел.

Отец поехал на вокзал.

Во дворе лаял пес.

По реке плыл плот.

Котенок лакал молоко.

Павел пригладил волосы.

Нил получил письмо от Михаила.

Нил сам выгладил полотенце и платки.

Я нашел и положил в банку много червей.

Отец служил на флоте и плавал на подводной лодке.

Солдат доложил, что выполнил задание.

Петя сломал, а потом наладил велосипед.

Володя забыл, куда положил пенал.

Во дворе полаял и замолк пес.

Кот ловил мышку, но не поймал - мышка убежала.

Кол около стола, стол около кола.

Вот веселый колобок покатился, как клубок.

Произносить (читать) тексты.

Загадки.

Белое одеяло землю одевало.

Солнце напекло, одеяло потекло.

(Снег)

Отстегал по ушам, отхлестал по щекам,

шапку с головы сорвал и… удрал.

(Ветер)

Кукла Мила.

Купила мама Луше куклу. Кукла Луше понравилась. Голубые глаза, Светлые

волосы, белое платье, белы башмаки. Луша назвала куклу Милой. Очень уж

кукла мила. Целые дни Луша была с Милой. Одевала ее и обувала. Мыла ей

голову и расчесывала волосы. Укладывала куклу спать и баюкала. Луша берегла

куклу. Как-то Луша уложила куклу спать. Мама позвала Лушу обедать, а куклу

унесла собака. Она таскала куклу и испортила ее. Поплакала Луша, н куклу не

оставила. Тогда мама купила такую же куклу. Тайком обменяла, и Луша не

догадалась.

Наш кот.

Наш кот любит поспать. Вот он вошел и пошел под лавку. Растянулся, укрылся

лапой и уснул. Поспал всласть. Встал кот, зевнул и потянулся. А потом стал

умываться.

Рыболов.

Захотел Володя половить рыбу. Он знал места, где ловится плотва. Володя

взял лодку и поплыл. Было солнечно и тепло. Плыл Володя недолго.

Остановился около омута. Достал удочку и стал ловить. Рыба попадалась

всякая: и мелкая, и крупная. Наловив много плотвы, Володя смотал удочку.

Толкнул лодку и поплыл домой.

Выучи наизусть стихотворения.

Зима.

Все бело, бело, бело. Много снегу намело.

Вот веселые деньки! Все - на лыжи и коньки!

Солдатик.

Солдатик оловянный жил. Он пел, шутил и не тужил.

Он воевал, не уставал. И падал сам, и сам вставал.

И помнил он всегда в бою свою солдатскую семью.

Где был за всех, и за него стояли все до одного! (В. Аушев)

Елка.

Елка плакала сначала от домашнего тепла.

Утром плакать перестала, задышала, ожила. (С. Маршак)

Белый цвет.

Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел.

А вот белка не бела, белой даже не была. (И. Токмакова)

Заяц белый.

Заяц белый, заяц белый, ты куда за лыком бегал?

Заяц белый отвечал: - Я не бегал, я скакал.

Автоматизация звука Ль

Организуйте автоматизацию звука в форме игровых занятий. Занятия по

продолжительности должны занимать 15 - 20 минут для детей до 4,5 лет,

старше - 30 минут. Нельзя допускать возникновения утомления у малыша.

Прежде, чем приступить к автоматизации, ребенок должен научиться правильно

произносить изолированный звук.

Произносить слоги.

aль - оль - уль - ыль

яль - ёль - юль - иль - ель

яль - юль - иль - ель

оль - ёль - аль - юль

аль - яль - уль - юль

ыль - иль - ель - аль

ле - лё - ли - ля

ля - лё - лю - ли

лю - ля - ли - ле

Произносить слова.

Звук ль в "закрытых" слогах.

Даль, шаль, сталь, эмаль, дальше, деталь, медаль, педаль, фестиваль,

пальма, мальчик, пальчик.

Боль, моль, соль, Ольга, только, довольно, вольный, фасоль, куль, пульс,

булькать.

Быль, пыль, ковыль, бутыль, костыль, мыльце, мыльный.

Паяльник, тюль, вестибюль, утиль, фитиль, гильза, килька, сильный,

будильник, шпилька.

Ель, мель, цель, щель, хмель, метель, панель, шинель, щавель, сельдь,

умельцы.

Удаль, пальба, пальто, батальон, почтальон.

Кульки, бульон, бульдог, пыльца, тюльпан, павильон.

Китель, табель, никель, шницель, дельфин.

Звук ль в "открытых" слогах.

Поля, ляля, лямка, гулять, поляна, солянка, гуляш, коляска.

Оля, Юля, Уля, Валя, Коля, Поля, Толя, Галя, воля, пуля, неделя, пилят.

Лиза, лист, лифт, липа, ливень, налим, долина, калина, Полина, малина,

улитка.

Лиса, лицо, лимон, улица, кролик, спали, сидели, стояли, стучали, ходили,

писали, читали, качели, бегали, уехали, наехали, топали, пеликан, великан.

Лев, лей, лес, лезь, левый, лейка, лента, лебедь, леска, лесенка, билет,

рулет, олень, налей, налево, колено, полено, жалеть, железо, телега,

тюлень, бакалея.

Поле, улей, колесо, лежать, летать, ледник, лесник, лечить, лепешка,

лебедка, ледоход.

Лед, лен, Лева, Леня, Леша, Легкий, Летчик, Полет, Силен, далекий, колеса,

пеленка, селедка, зеленый, соленый, уголек, кошелек, мотылек, фитилек,

самолет.

Колю, велю, пилю, мелю, солю, люк, Люба, люди, лютик, колючий.

Колют, мелют, целюсь, полюс, челюсть, любимец.

"Трудные" слова со стечением согласных.

Блин, клин, шли, ближе, глина, длина, плита, климат.

Хлеб, Глеб, плен, клей, след, хлев, блеск, плесень, клетка, бледный, аллея,

коллектив, бюллетень.

Клев, клен, слет, взлет, пленка, шлепать, похлебка.

Блюдо, клюв, ключ, плюс, плюш, злюсь, шлюпка, клюква, клюшка, плюшка,

люблю, ловлю, слюда, наблюдать.

Для, пляж, клякса, шляпа, пляска, глянец, хлястик, глядеть, слякоть,

склянка.

Произносить предложения.

У Лены лейка.

Галя и Оля бегали.

Лева и Коля сидели.

Коля сильнее Толи.

Леня полез на липу.

Далеко, далеко колокольчик звенит.

Оля поливает лимон.

Лида любит лимонад.

Леня лепит из пластилина.

У Левы заболели зубы.

Маленькая Оля лежит в коляске.

У Лизы болит левое колено.

Валя и Галя лепили лебедей.

Самолет летит над поляной.

Маленькие лисята бежали за лисой.

Ежедневно я из лейки поливаю тополь клейкий.

Эти тополи и липы сами мы сажали.

Эти клены и газоны сами поливали.

Взгляни, на маленьких совят - малютки рядышком сидят.

Отгадай загадки.

Он рисует на стекле пальмы, звезды, ялики.

Говорят, ему сто лет, а шалит, как маленький.

(Мороз)

Маленький, удаленький сквозь землю прошел, красную шапочку нашел.

(Гриб)

Выучи стихотворения.

Зиму всю мели метели - клены, липы поседели…

А весной повеселели, зацвели, зазеленели:

Птицы с юга прилетели - ветки лапами согрели!

И. Демьянов

В магазине Веленьке покупают валенки.

Маленькие валенки до чего милы!

Но надела валенки маленькая Валенька -

Оказались валенки на нее малы.

Произносить тексты.

Лиса и собаки.

Бежала лиса по полю. Увидели лису собаки и погнались за ней. Лиса кинулась

в лес.

Собаки ее догоняли, но она ушла в нору. Сидит лиса в норе и говорит:

- Ушки, ушки, что вы делали?

- Мы слушали да слушали, чтоб собаки лисоньку не скушали.

- Ножки, ножки, что вы делали?

- Мы бежали да бежали, чтоб собаки лисоньку не поймали.

- Глазки, глазки, что вы делали?

- Мы глядели да глядели, чтоб собаки лисоньку не съели.

- А ты, хвост, что делал?

- Я по пням, по кустам цеплялся.

- А, ты вот какой! Нате, собаки, ешьте мой хвост.

Лиса выставила хвост. А собаки схватили и вытащили лису за хвост.

Дифференциация твердого и мягкого звуков Л – Ль

Организуйте автоматизацию звука в форме игровых занятий. Занятия по

продолжительности должны занимать 15 - 20 минут для детей до 4,5 лет,

старше - 30 минут. Нельзя допускать возникновения утомления у малыша.

Прежде, чем приступить к автоматизации, ребенок должен научиться правильно

произносить изолированный звук.

Произносить слова.

лавка - лямка

игла - земля

слон - силен

улыбка - улитка

лапа - шляпа

метла - петля

лук - люк

ел - ель

Юла - Юля

лоб - лед

лужа - Люда

угол - уголь

кулачок - светлячок

пилот - полет

клумба - клюква

стал - сталь

Произносить предложения и текст.

Оля пела.

Наша Юля как юла.

У Коли в руке флаг, на боку фляжка.

Можно крышу настилать, можно домик заселять.

Я разжал кулачок - на ладони светлячок.

Мы ходили по полям и делили пополам все, что находили.

Вот идут на задних лапках две собачки в модных шляпках.

Без сомненья, лев силен, но слабее он, чем слон.

Летят самолеты, сидят в них пилоты.

Едет комбайн на колесах, режет спелые колосья.

Люда, у тебя под ногами лужа.

Села галка на крышу клуба и чистит клюв.

Ларисе нужна не любая, а голубая краска.

Сыпь уголь в этот угол.

Галка ходит у реки по гальке.

Меня разбудил будильник.

Была в лесу белка.

Была в лесу белка, и были у белки дети. Жила белка в дупле. Пришли Миша и

Коля, взяли их к себе. И белки жили у них в клетке.

По Л. Толстому.

Назовите детенышей животных: у льва - львята, у лисы - …, у лягушки - …, у

лебедя - …, у тюленя - …, у косули - ….

Догадайся сам и загадай своим друзьям.

Я землю копала, ничуть не устала.

А кто мной копал, тот и устал.

(Лопата)

Белый на белом написал, где бегал.

Рыжая прочтет - белого найдет.

(Заяц и лиса)

Что за птица смелая по небу промчалась?

Лишь дорожка белая от нее осталась.

(Самолет)

Круглое, румяное с дерева упало,

Любе в рот попало.

(Яблоко)

Вот иголки и булавки выползают из-под лавки.

На меня они глядят, молока они хотят.

(Ёжик)

Закружится стоит или идет,

А если остановишь - упадет.

(Юла)

Повтори слова: лапа, лак, лама, лавка, лайка, ландыш, ластик, ласты,

ласточка, лапша, ладья, лампа, лань, ласка, лось, лов, лошадь, лотос, лоза.

Какие из этих слов обозначают четвероногих животных, какие - птиц, какие -

растения? Что здесь может само двигаться и что не может?

Еще слова: платок, платье, плакат, пламя, планета, облако, блуза, гладкие

полы, класс, клок, ледяные глыбы, белые клавиши, клоун, флаг, флажок, флот.

Назови слова, которые обозначают одежду. Какие слова отвечают на вопросы:

Кто? Что? Какие?

Говори, не торопись и, смотри, не ошибись.

Кол около стола, стол около кола.

Колпак под колпаком, под колпаком колпак.

Убежало, убежало, убежало молоко.

Я с трудом его поймала.

Быть хозяйкой нелегко.

Посадил дед лук, отрастил лук чуб.

Увидал лук внук, оборвал луку чуб.

Удивительная штука: слезы капают - у внука!

Наши руки были в мыле, мы посуду сами мыли.

Мы посуду мыли сами, помогали нашей маме.

Валя на проталинке промочила валенки.

Валенки у Валеньки сохнут на завалинке.

Мама Милу с мылом мыла. В глаз попало Миле мыло.

Мама Миле говорила: - не сердись, дочурка Мила!

- Не сержусь, сказала Мила. - Я выплакиваю мыло.

Колокольчик.

Колокольчик голубой поклонился нам с тобой.

Колокольчики-цветы очень вежливы. А ты?

Белые лебеди.

Белые лебеди в небе живут, по небу лебеди плавно плывут.

Белые перышки вьются слегка. Здравствуйте, лебеди - облака.

Заключение

Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент

закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности

играет речь.

Речь – это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов.

Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок учится говорить на

примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку

в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с

раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере

которой формируется его собственная речь.

Если у ребенка речевые дефекты, он зачастую подвергается насмешкам

сверстников, обидным замечаниям, в концертах и детских праздниках не

участвует. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей.

Постепенно такой ребенок отдаляется от коллектива, замыкается в себе. Он

старается отмолчаться или ответить односложно, не принимать участия в

речевых играх.

Задача логопеда совместно с родителями убедить ребенка в том, что речь

можно исправить, можно помочь малышу стать таким, как все. Важно

заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в

процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными

уроками, а интересной игрой.

В данной работе и были отражены основные игровые методы коррекции речевых

нарушений у детей.

Список литературы

1. Бондаренко А.А. Работа над дикцией в начальных классах // Начальная

школа. – 1987. – N 1.

2. Генинг М.Г. Обучение дошкольников правильной речи. – Чебоксары, 1980.

3. Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного

возраста.- М. , 1995.

4. Максаков А.И. , Тумакова Г.А. Учите, играя. – М. , 1983.

5. Селивестров В.И. Игры в логопедической работе. – М. , 1987.

6. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1988.

7. Доника В. Ф. Логопедическая работа при обучении грамоте. //Начальная

школа. – 1990. – N 7.

8. Р.Я.Залмаева. Сам себе логопед. – Петербург.,1995.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.