реферат, рефераты скачать
 

Санитарно гигиеническая характеристика компьютерных классов школ г.Кургана


лимфоцитов. Кроме того, у обследованных отмечено также увеличенное число

атипичных лимфоцитов, клеток с измененными свойствами, а также различных

патологических форм лейкоцитов. Эти "наблюдения позволяют предположить, что

ПК может индуцировать образование или усиливать рост имеющихся опухолей.

Не только иммунная и центральная нервная системы человека является

«мишенью» для ПК-излучения. Существенные изменения наблюдаются в

центральной нервной и сердечно-сосудистой системах и желудочно-кишечном

тракте. По данным наших отечественных ученых, при работе с ПК у людей

изменяется обмен жизненно-важных микроэлементов: изменяется содержание

стронция на 30 — 40%, повышается содержание алюминия одновременно со

снижением содержания железа в 1,5 — 2 раза, что также является одной из

предпосылок для стимуляции онкопроцессов. Концентрация бария возрастает, а

концентрация фосфора снижается в 1,5 — 2 раза. Такого рода сдвиги

приводят к снижению умственных способностей.

Полученные данные позволяют сделать ряд существенных обобщений,

главным из которых является то, что действие излучений ПК нельзя свести к

какому-либо одному повреждающему механизму. Таких механизмов несколько, и

они могут включаться на всех уровнях организации живого организма. Так, на

уровне влияния ЭМП на организм в целом происходит укорочение

продолжительности жизни, происходят изменения в регуляторных системах

организма — нервной, эндокринной, иммунной, развиваются стрессорные

реакции, снижается масса тела, обостряются хронические болезни, развиваются

опухолевые процессы; на уровне изменений в отдельных органах и тканях

наблюдается дисфункция, гиперплазия, гипертрофия, истощение, развитие

аутоиммунных реакций; на уровне отдельных тканей организма — разрушение

отдельных клеточных элементов, перераспределение активности между

составляющими элементами, истощение отдельных звеньев; на уровне отдельных

клеток — появление клеток с атипичной морфологией и функцией, изменение

внутриклеточных структур, изменения в компетенции и биосинтезирующей

активности, нарушения в балансе внутри- и внеклеточных ионов, снижение

активности цитомединов; на уровне генома — реорганизация, включение ранее

неактивных последовательностей ДНК; на уровне отдельных генов — точковые

мутации и трансзиготный (то есть передаваемый через половые клетки)

канцерогенез.

Полученные данные вызывают опасения за будущее подрастающего поколения

и вынуждают настоятельно ставить вопрос о защите людей от излучения ПК.

ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И СОДЕРЖАНИЕ САНИТАРНОГО НАДЗОРА ЗА КОМПЬЮТЕРНЫМИ КЛАССАМИ.

Контроль Службой Госсанэпиднадзора за соблюдением санитарных норм при

работе с ПЭВМ приобретает, в связи с вышесказанным, особенную значимость

для предотвращения неблагоприятного воздействия на человека.

Ответственность за выполнение санитарных правил возлагается на должностных

лиц, специалистов и работников организаций и учреждений, физических лиц,

занимающихся предпринимательской деятельностью, осуществляющих разработку,

производство, закупку, реализацию и применение ВДТ и ПЭВМ, производственное

оборудование и игровые комплексы на базе ВДТ, а также занимающихся

проектированием, строительством и реконструкцией помещений, предназначенных

для эксплуатации ВДТ и ПЭВМ, в административных, учебных, общественных и

промышленных зданиях.

Главной задачей санитарного надзора является контроль за обеспечением

безопасной работы на ПЭВМ.

Контроль ведется за :

1. Применением качественных компьютеров.

2. Правильной организацией рабочего места.

3. Правильной организацией работы за компьютером.

Санитарный надзор складывается из преднадзора и текущего надзора.

I. Предупредительный санитарный надзор.

1.1. Гигиеническая оценка нового строительства и реконструкции школьных

зданий.

1.1.1. Отбор проектов отвода земельного участка под строительство

школьного здания или вблизи него и направление для оценки ЭМ-ситуации.

1.1.2. Отбор проектов нового строительства и реконструкции школьных зданий

и направление для оценки ЭМ-ситуации

1.1.3. Оценка по ЭМ-фактору проектов отвода земельных участков под

строительство школ.

1.1.4. Оценка проектов нового строительства (реконструкции) объектов

на соответствие правилам размещения компьютеров и организации работы на

них.

1.1.5. Инструментальная оценка уровней поля у компьютеров тех типов,

использование которых предусмотрено проектом строительства (реконструкции)

объекта

1.1.6. Общегигиенический санитарный надзор в ходе строительства

(реконструкции) и при пуске объекта в эксплуатацию

1.1.7. Оценка рабочих мест с компьютером при пуске объектов в эксплуатацию

на соответствие правилам размещения компьютеров и организации работы на

ПЭВМ с проведением измерений уровней ЭМП

1.2. Гигиеническая оценка источников ЭМП в компьютерном классе

1.2.1. Оценка эффективности применяемых средств защиты от источников ЭМП

1.2.2. Инструментальная оценка источников ЭМП

1.3. Анализ санитарной ситуации и определение очередных задач по

предупредительному санитарному надзору в области ЭМП.

2. текущий санитарный надзор

2.1. Текущий санитарный надзор на рабочих местах с ПЭВМ

2.1.1. Текущее выявление и учет рабочих мест с ПЭВМ и

контингентов, работающих на этих местах.

2.1.2. Проведение лабораторных обследований в имеющихся компьютерных

классах.

2.1.3. Участие в разработке защитно-оздоровительных мероприятий по ЭМ-

фактору и типовых средств защиты

2.1.4. Оперативный санитарный контроль за организацией работы и за

внедрением защитно-оздоровительных мероприятий

2.1.5. Инструментальная оценка эффективности внедренных защитных

мероприятий

2.2. Анализ санитарной ситуации по ЭМП на объектах надзора, качества

работы по санитарному надзору за источниками поля и определение очередных

задач по текущему санитарному надзору в области ЭМИ.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА САНИТАРНОГО НАДЗОРА ЗА КОМПЬЮТЕРНЫМИ КЛАССАМИ.

Основным законом РФ является конституция. Пункт 1 статьи 41 гласит

«Каждый имеет право на охрану здоровья…». Пункт 2 гласит: «В Российской

Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья

населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной,

частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая

укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта

экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию».

В 1996 году вышел, действующий в данный момент, федеральный закон о

санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в котором

устанавливаются правовые нормы регулирования деятельности связанной с

использованием ПЭВМ.

Статья 11. Обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических

лиц.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с

осуществляемой ими деятельностью обязаны:

выполнять требования санитарного законодательства, а также

постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений

осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор

должностных лиц;

разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические

(профилактические) мероприятия;

обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и

оказываемых услуг, а также продукции производственно технического

назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их

производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

осуществлять производственный контроль, в том числе посредством

проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных

правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических)

мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при

производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;

проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов

продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или)

безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за

факторами среды обитания;

своевременно информировать население, органы местного самоуправления,

органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы

Российской Федерации об аварийных ситуациях, остановках производства, о

нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-

эпидемиологическому благополучию населения;

иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и

методик контроля факторов среды обитания;

осуществлять гигиеническое обучение работников.

Статья 27. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям работы с

источниками физических факторов воздействия на человека.

Условия работы с машинами, механизмами, установками, устройствами,

аппаратами, которые являются источниками физических факторов воздействия на

человека (шума, вибрации, ультразвуковых воздействий, теплового

ионизирующего, неионизирующего и иного излучения), не должны оказывать

вредного воздействия на человека.

Критерии безопасности и (или) безвредности условий работ с источниками

физических факторов воздействия на человека, в том числе предельно

допустимые уровни воздействия, устанавливаются санитарными правилами.

Использование машин, механизмов, установок, устройств и аппаратов, а

также производство, применение (использование), транспортировка, хранение и

захоронение радиоактивных веществ, материалов и отходов, являющихся

источниками физических факторов воздействия на человека, указанных в пункте

1 настоящей статьи, допускаются при наличии санитарно-эпидемиологических

заключений о соответствии условий работы с источниками физических факторов

воздействия на человека санитарным правилам.

Статья 28 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям

воспитания и обучения.

В дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от

организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике

заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников,

в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования

санитарного законодательства.

Программы, методики и режимы воспитания и обучения, технические,

аудиовизуальные и иные средства обучения и воспитания, учебная мебель, а

также учебники и иная издательская продукция допускаются к использованию

при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их

санитарным правилам.

Кроме того существует ряд стандартов, описывающих детально требования

предъявляемые непосредственно к компьютерной технике на стадии выпуска и в

процессе эксплуатации.

ГОСТ Р 50948-96. Средства отображения информации индивидуального

пользования. Общие эргономические требования и требования безопасности.

(Утвержден и введен в действие на территории РФ с 1-го июля 1997 года.

Постановлением Госстандарта России от 11 сентября 1996 года № 576).

ГОСТ Р 50949-96. Средства отображения информации индивидуального

пользования. Методы измерения и оценки эргономических параметров и

параметров безопасности. (Утвержден и введен в действие на территории РФ с

1-го июля 1997года. Постановлением Госстандарта России от 11 сентября 1996

года № 577).

ГОСТ Р 50923-96. Рабочее место оператора. Общие эргономические

требования и требования к производственной среде. Методы измерения.

(Утвержден и введен в действие на территории РФ с 1-го июля 1997года.

Постановлением Госстандарта России от 10 июля 1996 года № 451).

Гигиеническим нормативом введенным в 1997 году установлены новые

требования к ЭМП, а так же порядок аттестации ПЭВМ, выпущенных ранее.

СанПиН 2.2.2.542-96 «Гигиенические требования к видеодисплейным

терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации

работы». Утв.14.07.96. ГКСЭН

Предельно допустимые уровни электромагнитных полей ПЭВМ

регламентируются гигиеническими требованиями к видеодисплейным терминалам и

персональным электронно-вычислительным машинам утвержденными и введенными в

действие Постановлением Госкомсанэпиднадзором в 1996 году.

Общеевропейские стандарты.

Директива ЕЭС № 90/270/ЕЕС «Оператор, работающий с дисплеем, должен

быть информирован о мерах безопасности и сохранения здоровья и о мерах,

принимаемых с целью уменьшения или устранения любого риска»

(основополагающий документ, на основе которого разработаны последующие

нормативные документы).

«Шведский стандарт» MPR 1990:10 1990-12-31 комплекса стандартов MPR-

II. Справочное руководство пользователя для оценки качества дисплеев.

(Введен в качестве обще европейского стандарта с июня 1992 года директивой

Совета ЕЭС от 29.05.90 г. №90/270/ЕЕС).

«Шведский стандарт» MPR 1990:8 1990-12-01 комплекса стандартов MPR-II.

Методика проведения испытаний дисплеев. Визуальные эргономические

характеристики. Характеристики излучений. (Введен в качестве обще

европейского стандарта с июня 1992 года директивой Совета ЕЭС от 29.05.90

г. №90/270/ЕЕС).

«Шведский стандарт» SS 436 1490 «Компьютерная техника. Методы измерения

создаваемых ими электрического и магнитного полей»,1995 год.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В КОМПЬЮТЕРНЫХ КЛАССАХ.

К организации работы в компьютерных классах предъявляется ряд

требований, соблюдение которых обеспечивает наиболее оптимальную нагрузку

для школьников.

1. Для учащихся 10-11 классов по основам информатики и вычислительной

техники должно быть не более 2 уроков в неделю, а для остальных классов-1

урока в неделю с использованием ВДТ и ПЭВМ.

2. Непрерывная длительность занятий непосредственно с ВДТ или ПЭВМ не

должна превышать:

- для учащихся 1 классов (6 лет)-10 минут

- для учащихся 2-5 классов - 15 мин.

-для учащихся 6-7 классов - 20 мин.

- для учащихся 8-9 классов - 25 мин.

- для учащихся 10-11 классов на первом часу учебных занятий - 30 минут, на

втором - 20 мин.

3. Работа на ВДТ и ПЭВМ должна проводиться в индивидуальном ритме и темпе.

4. После установленной длительности работы на ВДТ и ПЭВМ (п. 2) должен

проводиться комплекс упражнений для глаз, а после каждого урока на

переменах физические упражнения для профилактики общего утомления.

5. Длительность перемен между уроками должна быть не менее 10 минут, во

время которых следует проводить сквозное проветривание с обязательным

выходом учащихся из класса или кабинета.

6. При производственном обучении учащихся старших классов с использованием

ПЭВМ и ВДТ в учебно-производственном комбинате или других учреждениях 50%

времени следует отводить на теоретические занятия и 50% времени - на

практические. Режим работы должен отвечать требованиям, изложенным в п. 1 и

2с обязательным проведением профилактических мероприятий (п.4).

7. Время производственной практики учащихся старших классов во внеучебное

время с использованием ПЭВМ и ВДТ должно быть ограничено для учащихся

старше 16 лет тремя часами, а для учащихся моложе 16 лет - двумя часами, с

обязательным соблюдением режима работы (п.1 и 2) и проведением

профилактических мероприятий: гимнастики для глаз через 20-25 минут и

физических упражнений через 45 минут во время перерыва.

8. Занятия в кружках с использованием ПЭВМ и ВДТ должны организовываться не

раньше, чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе. Это время

следует отводить для отдыха и приема пищи.

9. Занятия в кружках с использованием ПЭВМ и ВДТ должны проводиться не чаще

2 раз в неделю общей продолжительностью:

- для учащихся 2-5 классов (7-10 лет) не более 60 минут;

- для учащихся 6 классов и старше - до 90 минут.

Недопустимо отводить время всего занятия для проведения компьютерных игр с

навязанным ритмом. Разрешается их проводить в конце занятия длительностью

до 10 минут для учащихся 2-5 классов и 15 минут для более старших учащихся.

Режим занятий в кружках должен соответствовать требованиям, изложенным п. 2

и 3 с обязательным проведением профилактических мероприятий (п. 4).

10. Условия и режим дня в школах "Юных программистов", организуемых в

период школьных каникул в течение 2-4 недель, должны соответствовать

санитарным нормам и правилам "Устройство, содержание и организация режима

детских оздоровительных лагерей".

11. Занятия с' ПЭВМ и ВДТ в школах "Юных программистов" не должны быть

более 6 дней в неделю, седьмой день недели должен отводиться для отдыха,

без работы на ПЭВМ и ВДТ.

12. Общая продолжительность занятий с ПЭВМ или ВДТ в школах " Юных

программистов" должна быть в течение дня ограничена:

- для учащихся 8 - 10 лет одним занятием в первую половину дня

продолжительностью не более 45 минут;

- для учащихся 11-13 лет двумя занятиями по 45 минут: одно - в первой

половине дня и другое - во второй половине дня;

- для учащихся 14 - 16 лет тремя занятиями по 45 минут каждое: два в первой

половине дня и одно во второй половине дня.

13. Через 20 минут работы на ПЭВМ или ВДТ следует проводить гимнастику для

глаз. Между двумя занятиями следует устраивать перерыв в течение 15 минут,

во время которого организовывать подвижные игры или физические упражнения с

проведением комплекса упражнений для снятия локального и общего утомления.

14. В школах "Юных программистов" "компьютерные игры" с навязанным ритмом

допускается проводить не более одного раза в день продолжительностью:

- до 10 минут для детей младшего школьного возраста;

- до 15 минут для детей среднего и старшего школьного возраста.

Запрещается проводить компьютерные игры перед сном.

15. Занятиям с ПЭВМ и ВДТ должны предшествовать спокойные игры, проводимые

в зале, расположенном смежно с помещением, где установлены компьютеры.

16. Запрещается использование одного ВДТ или ПЭВМ для двух и более детей

независимо от их возраста.

Комплекс упражнений для глаз.

Упражнения выполняют сидя или стоя, отвернувшись от экрана при ритмичном

дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.

1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем

раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль

на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые

движения глазами вверх, вправо, вниз, влево и в обратную сторону

вверх, влево, вниз, вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6.

Повторить 4-5 раз.

4. При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1-4

вверх, на счет 1-6 прямо; после чего аналогичным образом вниз прямо,

вправо прямо, влево прямо. Проделав движение по диагонали в одну и

другую сторону с переводом глаз прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.

Комплексы упражнений физкультурных пауз.

Физкультурная пауза – повышает двигательную активность, стимулирует

деятельность нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем,

снимает общее утомление, повышает умственную работоспособность.

Ходьба на месте 20-30 секунд. Темп средний.

1. Исходное положение – основная стойка. Руки за голову. 1-2 встать на

носки, прогнуться, отвести локти назад. 3-4 – опуститься на ступни,

слегка наклониться вперед, локти вперед. Повторить 6-8 раз. Темп

медленный.

2. Исходное положение – основная стойка. 1 – шаг вправо руки в стороны. 2

– повернуть кисти ладонями вверх. 3 – приставить левую ногу руки

вверх. 4 – руки дугами в стороны и вниз, свободным махом скрестить

перед грудью. 5-8 то же самое влево. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

3. Исходное положение – стойка ноги врозь, руки в стороны.1 – наклон

вперед к правой ноге, хлопок в ладоши. 2 – исходное положение. 3-4 то

же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.