| |||||
МЕНЮ
| Санитарно гигиеническая характеристика компьютерных классов школ г.Курганалимфоцитов. Кроме того, у обследованных отмечено также увеличенное число атипичных лимфоцитов, клеток с измененными свойствами, а также различных патологических форм лейкоцитов. Эти "наблюдения позволяют предположить, что ПК может индуцировать образование или усиливать рост имеющихся опухолей. Не только иммунная и центральная нервная системы человека является «мишенью» для ПК-излучения. Существенные изменения наблюдаются в центральной нервной и сердечно-сосудистой системах и желудочно-кишечном тракте. По данным наших отечественных ученых, при работе с ПК у людей изменяется обмен жизненно-важных микроэлементов: изменяется содержание стронция на 30 — 40%, повышается содержание алюминия одновременно со снижением содержания железа в 1,5 — 2 раза, что также является одной из предпосылок для стимуляции онкопроцессов. Концентрация бария возрастает, а концентрация фосфора снижается в 1,5 — 2 раза. Такого рода сдвиги приводят к снижению умственных способностей. Полученные данные позволяют сделать ряд существенных обобщений, главным из которых является то, что действие излучений ПК нельзя свести к какому-либо одному повреждающему механизму. Таких механизмов несколько, и они могут включаться на всех уровнях организации живого организма. Так, на уровне влияния ЭМП на организм в целом происходит укорочение продолжительности жизни, происходят изменения в регуляторных системах организма — нервной, эндокринной, иммунной, развиваются стрессорные реакции, снижается масса тела, обостряются хронические болезни, развиваются опухолевые процессы; на уровне изменений в отдельных органах и тканях наблюдается дисфункция, гиперплазия, гипертрофия, истощение, развитие аутоиммунных реакций; на уровне отдельных тканей организма — разрушение отдельных клеточных элементов, перераспределение активности между составляющими элементами, истощение отдельных звеньев; на уровне отдельных клеток — появление клеток с атипичной морфологией и функцией, изменение внутриклеточных структур, изменения в компетенции и биосинтезирующей активности, нарушения в балансе внутри- и внеклеточных ионов, снижение активности цитомединов; на уровне генома — реорганизация, включение ранее неактивных последовательностей ДНК; на уровне отдельных генов — точковые мутации и трансзиготный (то есть передаваемый через половые клетки) канцерогенез. Полученные данные вызывают опасения за будущее подрастающего поколения и вынуждают настоятельно ставить вопрос о защите людей от излучения ПК. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И СОДЕРЖАНИЕ САНИТАРНОГО НАДЗОРА ЗА КОМПЬЮТЕРНЫМИ КЛАССАМИ. Контроль Службой Госсанэпиднадзора за соблюдением санитарных норм при работе с ПЭВМ приобретает, в связи с вышесказанным, особенную значимость для предотвращения неблагоприятного воздействия на человека. Ответственность за выполнение санитарных правил возлагается на должностных лиц, специалистов и работников организаций и учреждений, физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, осуществляющих разработку, производство, закупку, реализацию и применение ВДТ и ПЭВМ, производственное оборудование и игровые комплексы на базе ВДТ, а также занимающихся проектированием, строительством и реконструкцией помещений, предназначенных для эксплуатации ВДТ и ПЭВМ, в административных, учебных, общественных и промышленных зданиях. Главной задачей санитарного надзора является контроль за обеспечением безопасной работы на ПЭВМ. Контроль ведется за : 1. Применением качественных компьютеров. 2. Правильной организацией рабочего места. 3. Правильной организацией работы за компьютером. Санитарный надзор складывается из преднадзора и текущего надзора. I. Предупредительный санитарный надзор. 1.1. Гигиеническая оценка нового строительства и реконструкции школьных зданий. 1.1.1. Отбор проектов отвода земельного участка под строительство школьного здания или вблизи него и направление для оценки ЭМ-ситуации. 1.1.2. Отбор проектов нового строительства и реконструкции школьных зданий и направление для оценки ЭМ-ситуации 1.1.3. Оценка по ЭМ-фактору проектов отвода земельных участков под строительство школ. 1.1.4. Оценка проектов нового строительства (реконструкции) объектов на соответствие правилам размещения компьютеров и организации работы на них. 1.1.5. Инструментальная оценка уровней поля у компьютеров тех типов, использование которых предусмотрено проектом строительства (реконструкции) объекта 1.1.6. Общегигиенический санитарный надзор в ходе строительства (реконструкции) и при пуске объекта в эксплуатацию 1.1.7. Оценка рабочих мест с компьютером при пуске объектов в эксплуатацию на соответствие правилам размещения компьютеров и организации работы на ПЭВМ с проведением измерений уровней ЭМП 1.2. Гигиеническая оценка источников ЭМП в компьютерном классе 1.2.1. Оценка эффективности применяемых средств защиты от источников ЭМП 1.2.2. Инструментальная оценка источников ЭМП 1.3. Анализ санитарной ситуации и определение очередных задач по предупредительному санитарному надзору в области ЭМП. 2. текущий санитарный надзор 2.1. Текущий санитарный надзор на рабочих местах с ПЭВМ 2.1.1. Текущее выявление и учет рабочих мест с ПЭВМ и контингентов, работающих на этих местах. 2.1.2. Проведение лабораторных обследований в имеющихся компьютерных классах. 2.1.3. Участие в разработке защитно-оздоровительных мероприятий по ЭМ- фактору и типовых средств защиты 2.1.4. Оперативный санитарный контроль за организацией работы и за внедрением защитно-оздоровительных мероприятий 2.1.5. Инструментальная оценка эффективности внедренных защитных мероприятий 2.2. Анализ санитарной ситуации по ЭМП на объектах надзора, качества работы по санитарному надзору за источниками поля и определение очередных задач по текущему санитарному надзору в области ЭМИ. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА САНИТАРНОГО НАДЗОРА ЗА КОМПЬЮТЕРНЫМИ КЛАССАМИ. Основным законом РФ является конституция. Пункт 1 статьи 41 гласит «Каждый имеет право на охрану здоровья…». Пункт 2 гласит: «В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию». В 1996 году вышел, действующий в данный момент, федеральный закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в котором устанавливаются правовые нормы регулирования деятельности связанной с использованием ПЭВМ. Статья 11. Обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно- эпидемиологическому благополучию населения; иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методик контроля факторов среды обитания; осуществлять гигиеническое обучение работников. Статья 27. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям работы с источниками физических факторов воздействия на человека. Условия работы с машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, которые являются источниками физических факторов воздействия на человека (шума, вибрации, ультразвуковых воздействий, теплового ионизирующего, неионизирующего и иного излучения), не должны оказывать вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности условий работ с источниками физических факторов воздействия на человека, в том числе предельно допустимые уровни воздействия, устанавливаются санитарными правилами. Использование машин, механизмов, установок, устройств и аппаратов, а также производство, применение (использование), транспортировка, хранение и захоронение радиоактивных веществ, материалов и отходов, являющихся источниками физических факторов воздействия на человека, указанных в пункте 1 настоящей статьи, допускаются при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии условий работы с источниками физических факторов воздействия на человека санитарным правилам. Статья 28 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям воспитания и обучения. В дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. Программы, методики и режимы воспитания и обучения, технические, аудиовизуальные и иные средства обучения и воспитания, учебная мебель, а также учебники и иная издательская продукция допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам. Кроме того существует ряд стандартов, описывающих детально требования предъявляемые непосредственно к компьютерной технике на стадии выпуска и в процессе эксплуатации. ГОСТ Р 50948-96. Средства отображения информации индивидуального пользования. Общие эргономические требования и требования безопасности. (Утвержден и введен в действие на территории РФ с 1-го июля 1997 года. Постановлением Госстандарта России от 11 сентября 1996 года № 576). ГОСТ Р 50949-96. Средства отображения информации индивидуального пользования. Методы измерения и оценки эргономических параметров и параметров безопасности. (Утвержден и введен в действие на территории РФ с 1-го июля 1997года. Постановлением Госстандарта России от 11 сентября 1996 года № 577). ГОСТ Р 50923-96. Рабочее место оператора. Общие эргономические требования и требования к производственной среде. Методы измерения. (Утвержден и введен в действие на территории РФ с 1-го июля 1997года. Постановлением Госстандарта России от 10 июля 1996 года № 451). Гигиеническим нормативом введенным в 1997 году установлены новые требования к ЭМП, а так же порядок аттестации ПЭВМ, выпущенных ранее. СанПиН 2.2.2.542-96 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы». Утв.14.07.96. ГКСЭН Предельно допустимые уровни электромагнитных полей ПЭВМ регламентируются гигиеническими требованиями к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам утвержденными и введенными в действие Постановлением Госкомсанэпиднадзором в 1996 году. Общеевропейские стандарты. Директива ЕЭС № 90/270/ЕЕС «Оператор, работающий с дисплеем, должен быть информирован о мерах безопасности и сохранения здоровья и о мерах, принимаемых с целью уменьшения или устранения любого риска» (основополагающий документ, на основе которого разработаны последующие нормативные документы). «Шведский стандарт» MPR 1990:10 1990-12-31 комплекса стандартов MPR- II. Справочное руководство пользователя для оценки качества дисплеев. (Введен в качестве обще европейского стандарта с июня 1992 года директивой Совета ЕЭС от 29.05.90 г. №90/270/ЕЕС). «Шведский стандарт» MPR 1990:8 1990-12-01 комплекса стандартов MPR-II. Методика проведения испытаний дисплеев. Визуальные эргономические характеристики. Характеристики излучений. (Введен в качестве обще европейского стандарта с июня 1992 года директивой Совета ЕЭС от 29.05.90 г. №90/270/ЕЕС). «Шведский стандарт» SS 436 1490 «Компьютерная техника. Методы измерения создаваемых ими электрического и магнитного полей»,1995 год. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В КОМПЬЮТЕРНЫХ КЛАССАХ. К организации работы в компьютерных классах предъявляется ряд требований, соблюдение которых обеспечивает наиболее оптимальную нагрузку для школьников. 1. Для учащихся 10-11 классов по основам информатики и вычислительной техники должно быть не более 2 уроков в неделю, а для остальных классов-1 урока в неделю с использованием ВДТ и ПЭВМ. 2. Непрерывная длительность занятий непосредственно с ВДТ или ПЭВМ не должна превышать: - для учащихся 1 классов (6 лет)-10 минут - для учащихся 2-5 классов - 15 мин. -для учащихся 6-7 классов - 20 мин. - для учащихся 8-9 классов - 25 мин. - для учащихся 10-11 классов на первом часу учебных занятий - 30 минут, на втором - 20 мин. 3. Работа на ВДТ и ПЭВМ должна проводиться в индивидуальном ритме и темпе. 4. После установленной длительности работы на ВДТ и ПЭВМ (п. 2) должен проводиться комплекс упражнений для глаз, а после каждого урока на переменах физические упражнения для профилактики общего утомления. 5. Длительность перемен между уроками должна быть не менее 10 минут, во время которых следует проводить сквозное проветривание с обязательным выходом учащихся из класса или кабинета. 6. При производственном обучении учащихся старших классов с использованием ПЭВМ и ВДТ в учебно-производственном комбинате или других учреждениях 50% времени следует отводить на теоретические занятия и 50% времени - на практические. Режим работы должен отвечать требованиям, изложенным в п. 1 и 2с обязательным проведением профилактических мероприятий (п.4). 7. Время производственной практики учащихся старших классов во внеучебное время с использованием ПЭВМ и ВДТ должно быть ограничено для учащихся старше 16 лет тремя часами, а для учащихся моложе 16 лет - двумя часами, с обязательным соблюдением режима работы (п.1 и 2) и проведением профилактических мероприятий: гимнастики для глаз через 20-25 минут и физических упражнений через 45 минут во время перерыва. 8. Занятия в кружках с использованием ПЭВМ и ВДТ должны организовываться не раньше, чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема пищи. 9. Занятия в кружках с использованием ПЭВМ и ВДТ должны проводиться не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью: - для учащихся 2-5 классов (7-10 лет) не более 60 минут; - для учащихся 6 классов и старше - до 90 минут. Недопустимо отводить время всего занятия для проведения компьютерных игр с навязанным ритмом. Разрешается их проводить в конце занятия длительностью до 10 минут для учащихся 2-5 классов и 15 минут для более старших учащихся. Режим занятий в кружках должен соответствовать требованиям, изложенным п. 2 и 3 с обязательным проведением профилактических мероприятий (п. 4). 10. Условия и режим дня в школах "Юных программистов", организуемых в период школьных каникул в течение 2-4 недель, должны соответствовать санитарным нормам и правилам "Устройство, содержание и организация режима детских оздоровительных лагерей". 11. Занятия с' ПЭВМ и ВДТ в школах "Юных программистов" не должны быть более 6 дней в неделю, седьмой день недели должен отводиться для отдыха, без работы на ПЭВМ и ВДТ. 12. Общая продолжительность занятий с ПЭВМ или ВДТ в школах " Юных программистов" должна быть в течение дня ограничена: - для учащихся 8 - 10 лет одним занятием в первую половину дня продолжительностью не более 45 минут; - для учащихся 11-13 лет двумя занятиями по 45 минут: одно - в первой половине дня и другое - во второй половине дня; - для учащихся 14 - 16 лет тремя занятиями по 45 минут каждое: два в первой половине дня и одно во второй половине дня. 13. Через 20 минут работы на ПЭВМ или ВДТ следует проводить гимнастику для глаз. Между двумя занятиями следует устраивать перерыв в течение 15 минут, во время которого организовывать подвижные игры или физические упражнения с проведением комплекса упражнений для снятия локального и общего утомления. 14. В школах "Юных программистов" "компьютерные игры" с навязанным ритмом допускается проводить не более одного раза в день продолжительностью: - до 10 минут для детей младшего школьного возраста; - до 15 минут для детей среднего и старшего школьного возраста. Запрещается проводить компьютерные игры перед сном. 15. Занятиям с ПЭВМ и ВДТ должны предшествовать спокойные игры, проводимые в зале, расположенном смежно с помещением, где установлены компьютеры. 16. Запрещается использование одного ВДТ или ПЭВМ для двух и более детей независимо от их возраста. Комплекс упражнений для глаз. Упражнения выполняют сидя или стоя, отвернувшись от экрана при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз. 1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. 2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. 3. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх, вправо, вниз, влево и в обратную сторону вверх, влево, вниз, вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. 4. При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; после чего аналогичным образом вниз прямо, вправо прямо, влево прямо. Проделав движение по диагонали в одну и другую сторону с переводом глаз прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза. Комплексы упражнений физкультурных пауз. Физкультурная пауза – повышает двигательную активность, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, снимает общее утомление, повышает умственную работоспособность. Ходьба на месте 20-30 секунд. Темп средний. 1. Исходное положение – основная стойка. Руки за голову. 1-2 встать на носки, прогнуться, отвести локти назад. 3-4 – опуститься на ступни, слегка наклониться вперед, локти вперед. Повторить 6-8 раз. Темп медленный. 2. Исходное положение – основная стойка. 1 – шаг вправо руки в стороны. 2 – повернуть кисти ладонями вверх. 3 – приставить левую ногу руки вверх. 4 – руки дугами в стороны и вниз, свободным махом скрестить перед грудью. 5-8 то же самое влево. Повторить 6-8 раз. Темп средний. 3. Исходное положение – стойка ноги врозь, руки в стороны.1 – наклон вперед к правой ноге, хлопок в ладоши. 2 – исходное положение. 3-4 то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|