| |||||
МЕНЮ
| Социальный приют для детей и подростков Надеждаосуществляется: 1. в условиях приюта (обострение хронических заболеваний, остаточные явления раннего органического поражения головного мозга, простудные заболевания). 2. амбулаторно, в поликлинике, когда была необходима специализированная помощь (физиотерапевтические процедуры, стоматологическая помощь, консультации узких специалистов, лабораторное обследование, различные исследования (УЗИ, рентгенограмма, и т.д.)). 3. в стационаре, куда помещались дети с инфекционными заболеваниями, тяжелыми острыми или хроническими заболеваниями, для проведения плановых операций. 4. в санаториях (например, специализированный санаторий «Пионерская речка», «Тополёк», «Огонёк», для детей из группы ЧДБ). Вопрос о месте лечения детей с острыми респираторными заболеваниями решается индивидуально для каждого ребёнка в зависимости от тяжести заболевания. Нетяжелые формы ОРВИ лечим в приюте, помещая ребёнка в изолятор. Также в условиях приюта проводилось лечение детей с ветряной оспой, гладким течением, когда случаев заболевания было более 3 – 4, и изолировать детей не представлялось возможным и целесообразным. Каждый случай острого или обострения хронического заболевания фиксируется в журнале учета заболеваемости. Структура заболеваемости детей приюта «Надежда» на1000 Таблица 6. |№ |нозология |2000г. |2001г. |2002г. | | | |Абс |0 / 00 |абс |0 / 00 |абс |0 / 00 | |1 |Болезни эндокринной| | | | | | | | |системы | | | | | | | | |? увеличение |12 |102 |15 |189 |13 |135 | | |щитовидной железы | | | | | | | | |первой степени | | | | | | | |2 |Болезнь крови | | | | | | | | |? анемия |6 |81 |3 |40,5 |8 |83,3 | |3 |Заболевания НС и | | | | | | | | |органов чувств | | | | | | | | |? органические | | | | | | | | |поражения |6 |81 |5 |63 |8 |83,3 | | |? функциональные |16 |216 |19 |240 |21 |218 | | |? снижение зрения |4 |54 |8 |101 |8 |83 | |4 |Болезни системы |2 |27 |3 |37,3 |3 |31 | | |кровобращения | | | | | | | |5 |Болезни органов | | | | | | | | |дыхания | | | | | | | | |? бронхит |2 |27 |2 |25 |7 |72,9 | | |?пневмония |2 |27 |1 |13,5 |1 |10 | |6 |Болезни органов | | | | | | | | |пищеварения | | | | | | | | |? хронический |3 |40,5 |2 |25 |3 |31 | | |гастрит |5 |67,5 |5 |63 |7 |72,9 | | |? ДЖВП | | | | | | | |7 |Болезни кожи | | | | | | | | |? атопический |4 |54 |4 |50,6 |5 |52 | | |дерматит | | | | | | | |8 |Болезни | | | | | | | | |костно-мышечной | | | | | | | | |системы |13 |175,6 |13 |164 |18 |187,5 | | |? нарушение осанки |7 |94,5 |4 |50,6 |4 |41 | | |? сколиоз |12 |162 |11 |139 |15 |156 | | |? плоскостопие | | | | | | | |9 |Тубинфицировано |28 |378 |33 |417 |47 |489 | |10|Болезни ЛОР-органов| | | | | | | | | |6 |81 |6 |75 |10 |104 | | |? ГНМ |2 |27 |3 |57,3 |4 |41 | | |? аденоиды | | | | | | | Острая заболеваемость Таблица 7. |№ |нозология |2000г. |2001г. |2002г. | | | |абс |0 / 00 |абс |0 / 00 |абс |0 / 00 | |1 |Дизентерия |- |- |- |- |- |- | |2 |ОКИ |- |- |- |- |- |- | |3 | Сальмонеллез |- |- |- |- |- |- | |4 |Туберкулез |- |- |- |- |- |- | |5 |Менингококковая |- |- |- |- |- |- | | |инфекция | | | | | | | |6 | Вирусный гепатит |- |- |- |- |- |- | |7 | Коклюш |- |- |- |- |- |- | |8 |Скарлатина |- |- |- |- |- |- | |9 |Краснуха |- |- |- |- |- |- | |10|Ветряная оспа |8 |108 |- |- |9 |93,7 | |11|Эпидемический |1 |12,6 |1 |13,5 | | | | |Паротит | | | | | | | |12|ОРВИ |44 |5094 |38 |481 |42 |437 | | |Грипп | | | | | | | |13|Ангина | | |1 |13,5 |2 |208 | |14| Энтеробиоз |8 |108 |4 |50 |7 |88 | |15|Пневмония |2 |27 |1 |13,5 |1 |10 | |16|Бронхит |2 |27 |- |- |7 |72,9 | |17|Травмы |3 |40,5 |2 |25 |3 |31 | |18|Отравления | | | | |1 |10 | |19|Инфекция | | | | | | | | |мочевыводящей |- |- |- |- |2 |20,8 | | |системы | | | | | | | Общая заболеваемость на 1000 [pic] Острая заболеваемость [pic] Выводы 1. показатели общей заболеваемости превышают показатели общей заболеваемости детского населения по краю. 2. анализируя заболеваемость, видим, что отмечается подъем заболеваемости в 2000 году, что связано с эпидемией гриппа в этом году, ветряной оспы. В 2001 году отмечается некоторое снижение заболеваемости за счет снижения острой заболеваемости. В 2002 году показатели заболеваемости выросли главным образом за счет увеличения тубинфицированных детей, заболеваемости педикулезом, отмечалась вспышка ветряной оспы. 3. в структуре заболеваемости первое место отводится болезням органов дыхания, на втором месте болезни нервной системы, на третьем месте заболевания костно-мышечной системы. 4. распределение заболеваемости по нозологиям в разные годы практически не изменилось. 5. заболеваемость ОРВИ и гриппом снизилась с 50000 на 100000 детского населения до 43750 в 2002 году. Сравнивая показатели по краю эти цифры составили 53766,8 и 61250 соответственно. 6. снижение заболеваемости ОРВИ и гриппом связано с эффективностью проводимых мероприятий по профилактике этих заболеваний. 7. за отчетный период не было случаев кори, краснухи, гепатита, кишечной инфекции, дифтерии. Это связано с эффективностью противоэпидемических мероприятий и вакцинации. Анализ госпитализации в стационар. Таблица 8. |Год |2000г. |2001г. |2002г. | |Нуждались в |11 |11 |15 | |стационарном | | | | |лечении | | | | |Получили |11 |11 |15 | |стационарное | | | | |лечение | | | | |Процент |100% |100% |100% | |госпитализации | | | | Вывод : все дети нуждающиеся в госпитализации, получили стационарное лечение. Расхождений моих диагнозов с клиническими не отмечалось. Профилактическая работа Профилактическая работа занимает не меньше времени, чем лечебная. Эффективно проводимая профилактика-это главный рычаг в сокращении заболеваемости. Основные звенья профилактической работы: 1. динамическое наблюдение за вновь поступившими детьми. 2. диспансеризация здоровых детей дошкольного и школьного возраста. 3. организация рационального питания. 4. противоэпидемическая и прививочная работа. 5. санитарно-просветительная работа. Профилактические осмотры Профилактические осмотры проводятся комиссией в составе: врач приюта, лор, окулист, хирург, невропатолог, эндокринолог, гинеколог. Цель осмотров – определить уровень физического и нервно – психического развития и составить план реабилитационных мероприятий с учетом выявленной патологии. Углублённый медосмотр проводится два раза в год, т.к. средний срок пребывания ребенка в приюте 1-3 месяца. Я, как врач приюта, провожу заключительный медосмотр с указанием групп здоровья, уровня физического развития, физкультурной группы. В план осмотра так же включаем анализы крови, мочи, кал я\г (при поступлении и в дальнейшем по показаниям), анализ крови на ВИЧ, RW. Распределение детей по группам здоровья указаны в следующих диаграммах. Распределение детей по группам здоровья 2000г. [pic] Распределение детей по группам здоровья 2001г. [pic] Распределение детей по группам здоровья 2002г. [pic] Вывод: за отчетный период дети с 1гр. здоровья в приют не поступали. Как видно из представленных диаграмм, количество детей со 2гр. здоровья постоянно снижается, что связано с общей экономической ситуацией в стране, социальным статусом, который не мог не сказаться на уровне здоровья детей и их родителей. 2гр. составляет в среднем 70 – 76%. 3гр. – 24 – 30% от общего числа детей: дети, имеющие хронические заболевания, функциональные отклонения, с недостаточной массой тела. Число таких детей увеличивается из года в год. Диспансеризация больных детей Диспансеризация-это система работы, в основу которой положены профилактика, раннее выявление заболеваний и комплексное лечение ребенка на всех этапах медицинской помощи. Учитывая специфику учреждения (приют рассчитан на кратковременное пребывание детей, сроком от 1 до 3 –6 месяцев) организация диспансеризации детей с выявленной патологией, с хроническими заболеваниями не представляется возможной или затруднена, т. к проследить и осуществить программу оздоровительных мероприятий нельзя (ребёнок или уходит в семью, или оформляется в дет. дом). Поэтому на каждого ребенка при выявлении заболеваний, требующих диспансерного наблюдения, составляется план мероприятий, даются рекомендации по дальнейшему ведению данного ребёнка, с которыми ребенок выбывает из приюта. Психические нарушения у детей Психические нарушения различной тяжести встречаются у подавляющего большинства детей, находившихся в приюте. Основные нарушения-это задержка психического развития, олигофрения, минимальная мозговая дисфункция. В данной таблице отражена встречаемость психических нарушений у детей в процентах от общего числа детей по годам. Таблица 9. | |2000г. |2001г. |2002г. | |Задержка | | | | |психического |57,8% |60% |64% | |развития | | | | |минимальная | | | | |мозговая дисфункция|14% |18% |15% | |Олигофрения |11% |8% |13% | [pic] Психические нарушения различной тяжести встречались у подавляющего большинства детей, находившихся в приюте. Во многих случаях они создавали значительные трудности в процессе реабилитации детей. Проявления психических нарушений в значительной мере определялись возрастом детей: у дошкольников и младших школьников преобладала задержка психического развития, но с началом обучения в школе столь же демонстративными становились признаки органического поражения головного мозга. У подростков 13-17 лет можно было говорить о преобладании остаточных явлений раннего органического поражения мозга, которые проявлялись, разнообразными психопатоподобными нарушениями поведения. Таким образом, наиболее распространенным психическим нарушением у детей в приюте является задержка психического развития различной степени тяжести. Основной причиной ее возникновения, несомненно, было грубое пренебрежение родителями своими обязанностями по воспитанию детей, отсутствие эмоционально теплых отношений между родителями и детьми. Определенную роль в возникновении задержки психического развития играли и биологические факторы. В этих случаях можно говорить о задержке психофизического развития, которое отмечалось у дошкольников и младших подростков (в 10-13 лет). Задержка психического развития проявлялась следующими симптомами: сниженной познавательной активностью; неумением выделять существенные признаки; конкретностью мышления, недостаточно способностью к обобщению; неразвитостью абстрактного мышления, ограниченностью круга интересов повседневной жизнью; скудным запасом формальных знаний; слабостью произвольной регуляции деятельности. Задержка психического развития у дошкольников и младших школьников наиболее демонстративно проявлялась в отставании речевого развития. Дети имели крайне ограниченный запас слов, фразовая речь у них формировалась к 4-5 годам. При достаточно хорошем понимании обращенной к ним речи дети-дошкольники не умели пользоваться речью для общения с взрослыми и сверстниками. В некоторых случаях дети 3-5 лет первые недели пребывания в приюте сами почти не говорили, хотя понимали просьбы персонала и выполняли их. У многих дошкольников и младших школьников отмечались значительные нарушения артикуляции, слабость фонематического слуха. Задержка психического развития в эмоциональной сфере проявлялась ограниченностью эмоционального реагирования только крайними, наиболее примитивными чувствованиями, слабой эмоциональной откликаемостью, трудностью выражений своих переживаний, негативизмом по отношению к взрослым. Основными неврологическими проявлениями органического поражения головного мозга у дошкольников и младших школьников были: признаки повышенного внутричерепного давления (головные боли, ухудшение самочувствия при перемене погоды, плохая переносимость транспорта, душных помещений), сходящееся косоглазие, энурез, плохой аппетит, трудность засыпания. У подростков 13-15 лет и старше чаще всего отмечались черты неустойчивости (легкое подчинение чужому влиянию, безволие, прежде всего во всем, что касалось труда, учебы; отсутствие целеустремленности и склонность к праздному времяпровождению). Таким образом, дети, находящиеся в приюте, имеют многочисленные и сложные психологические, поведенческие и социальные проблемы, педагогически запущены, зачастую отстают в развитии, отягощены хроническими заболеваниями и психическими нарушениями. Все это обусловливает необходимость комплексной реабилитации детей в приюте. Организация прививочной работы Важная роль в снижении заболеваемости отводится профилактическим прививкам. Прививки в приюте проводятся в соответствии с приказом № 229 от 27.06.01г. «О национальном календаре профилактических прививок». Сложность в планировании прививок в приюте заключается в том, что дети часто поступают или совсем без формы 63, или с нарушенным графиком проведения прививок. В каждом случае на ребёнка составляется индивидуальный план прививок. При отсутствии сведений о прививках проводится РПГА. Говорить о процентном выполнении плана прививок сложно в связи с тем, что время пребывания детей в приюте недолгое и запланировать прививки на длительный срок, а порой даже на следующий месяц, не представляется возможным. В конце каждого месяца составляется план прививок на следующий месяц на присутствующих детей. Форма 63 находится в приюте. Отчёт о проделанных прививках подаётся в поликлинику 1 ГДБ. Сведения о прививках также заносятся в ф.26, 112. перед проведением каждой прививки проводится осмотр ребёнка с обязательной термометрией, осмотром кожи и зева. Данные осмотра и разрешение на прививку вносятся в ф.26, в ней же м\с ведет наблюдение за реакцией на прививку в определённые сроки. Постоянных и длительных медотводов за время моей работы не наблюдалось. Выполнение плана профилактических прививок, проведённых в приюте за 2000 – 2002г. представлено в таблице 10. Таблица 10. |Вакцинопрофилактика |Годы | |против: | | | |2000г. |2001г. |2002г. | |Дифтерии |- |- |- | |Коклюша |- |- |- | |Ревакцинация против коклюша |95,6% |97% |99,2% | |Ревакцинация против дифтерии R1 |98% |98,5% |100% | |Ревакцинация против дифтерии R2 |99,2% |100% |100% | |Ревакцинация против дифтерии RЗ |96% |95% |98% | |Вакцинопрофилактика против полиомиелита|95% |97% |97,3% | |Ревакцинация против полиомиелита |100% |100% |100% | |Вакцинопрофилактика против кори |- |- |- | |Ревакцинация против кори |97,5% |98% |98,3% | |Вакцинопрофилактика против |- |- |- | |эпидемического паротита | | | | |Ревакцинация против эпидемического |95,2% |96% |97,3% | |паротита | | | | |Вакцинопрофилактика против туберкулеза |- |- |- | |Ревакцинация против туберкулеза |- |- |- | Бак. препараты медсестра получает в поликлинике, их доставка осуществляется в сумке – холодильнике с хладоэлементами. Затем бак. препараты хранятся в холодильнике на специальных промаркированных полках. Расход и приход бак. препаратов регистрируется в специальном журнале, куда вносятся данные о дозе, контроле, месте изготовления препарата. Проведение реакций Манту и БЦЖ осуществляется в прививочном кабинете поликлиники. Противотуберкулёзная работа Туберкулез-заболевание, ставшее очень актуальным за последние 8-10 лет. Об этом говорят показатели заболеваемости туберкулезом по краю: в 2001г.-34 на 100000 и 2002г.-31 на 100000 детского населения. Работа по профилактике туберкулеза осуществляется согласно: Приказа № 324 от 29.11.95 «О совершенствовании противотуберкулезной помощи в РФ». Федерального закона от 18.06.01г. «О предупреждении распространения туберкулеза в РФ». |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|