| |||||
МЕНЮ
| Совместная работа логопеда и воспитателя по устранению фонетико-фонематического нарушения речи в условиях детского сада4. Звуко-слоговая структура слова; 5. Грамматический строй речи; 6. Словообразование; 7. Связная речь. В основу обследования легли методологические принципы. 1. Комплексный подход. Применительно к обследованию ребёнка – это требование всестороннего изучения и оценки деятельности ребёнка различными специалистами. 2. Целостный, системный анализ. Предполагает обнаружение не просто отдельных симптомов нарушенного развития, а, прежде всего связей между ними, установление иерархии выявленных отклонений, а так же наличия сохранных звеньев. Согласно современным представлениям о структуре дефекта для дошкольников с ФФНР типично сочетание нарушений произношения и восприятия фонем родного языка. Отличительным признаком является незаконченность процесса формирования произношения и восприятия звуков, различающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. В то же время, поскольку развитие речи взаимосвязано с такими психическими процессами, как память, внимание, восприятие различной модальности, мышление, у детей наблюдается большой диапазон индивидуальных различий, характеризующих уровень как речевого, так и психофизического развития, которые следует учитывать в осуществлении коррекционно-развивающей работы. 3. Принцип динамического изучения. Отслеживание динамики речевого развития ребёнка и оценки эффективности. Первичное обследование дошкольников с ФФНР и составленный на его основе «Индивидуальный речевой профиль» (см. приложение № 3) позволяет наглядно и убедительно провести анализ результатов обследования ребёнка, выявить общее и индивидуальное в развитии детей с ФФНР, обнаружить связи между выявленными в процессе обследования нарушенными звеньями коррекционного воздействия (см. таблицу № 1, № 2). Для оценки состояния речевых и неречевых функций и процессов у дошкольников с ФФНР использовался количественный метод обработки данных (баллльно-уровневая система оценки, затем переведённая в проценты). Следует подчеркнуть, что количественная оценка и составленный на её основе индивидуальный оценочный профиль состояния речевых и неречевых процессов и функций у дошкольника с ФФНР ни в коей мере не заменяют речевую карту, направленную на качественный анализ полученных результатов обследования. Сочетание количественного и качественного подходов может обеспечить объективную картину состояния речи у ребёнка с ФФНР. На основе экспериментального обследования было выделено 2 группы детей, имеющих типичные проявления индивидуальных различий в структуре ФФНР: 1. ФФНР, обусловленное дизартрическими нарушениями. 2. ФФНР. Сложная дислалия. Подробнее рассмотрим каждую группу. ФФНР при минимальных дизартрических нарушениях, являясь сходным по проявлениям с другими звукопроизносительными расстройствами, вместе с тем имеет свой специфический механизм. Оно с большим трудом подвергается коррекции, в дальнейшем затрудняет процесс школьного обучения детей. Тщательное сопоставление качественных особенностей симптоматики дефектов звукопроизношения, уровня восприятия устной речи, а так же сформированности артикуляционной, общей, тонкой моторики, учёт состояния психических функций и процессов может оказать существенную помощь в дифференциальной диагностике и нахождении эффективных коррекционных методов логопедического воздействия на дошкольников, имеющих ФФНР на фоне минимальных дизартрических дисфункций. В экспериментальной группе двое детей, имеющих минимальные дизартрические нарушения, это Дима Р. и Антон А. В контрольной группе трое детей с данным нарушением, это Миша Р., Фарукк М., Антон Б. Следующая выделенная группа – это дошкольники с заключением: ФФНР. Дислалия. Дислалия определяется как нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. К сложным (полиморфным) дислалиям относятся нарушения, при которых дефектно произносятся звуки различных групп. Это наиболее многочисленная подгруппа дошкольников в составе логопедической группы детей с ФФНР. Следует помнить, что неправомерно отождествлять дислалию и фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Итак, в экспериментальной группе на начало учебного года 10 человек с логопедическим заключением: - ФФНР, сенсомоторная дислалия (8 ч.); - ФФНР, стертая дизартрия (2 ч.). В контрольной группе на начало учебного года 10 человек с логопедическим заключением: - ФФНР, сенсомоторная дислалия (7 ч.); - ФФНР, стёртая дизартрия (3 ч.). Сопоставление речевых профилей детей позволяет более четко и обоснованно подтвердить наличие общих кардинальных нарушений фонетики и фонематики, характерных для ФФНР, и показать, что выраженные индивидуальные различия не выходят за рамки этой категории. В основном успешность детей характеризуется III уровнем, что свидетельствует о нетяжелом системном речевом дефекте – элементы ОНР т.е. несформированность отдельных сторон речи. Это чрезвычайно важно для организации фронтальной и индивидуальной работы. В результате проведения большого объёма экспериментальной работы, основанной на развёрнутом обследовании речевых и неречевых функций и процессов, были получены среднегрупповые данные. Наиболее неблагоприятной стороной является сенсомоторная. Страдает как фонематическое восприятие (параметр 1 на профиле), так и артикуляционная моторика (2), что является основой для звукопроизносительного дефекта (3). Состояние грамматического структурирования (5), навыков словообразования (6), связной речи (7) приближается к уровню нормы (см. график № 3). Как видно из сравнительной диаграммы среднегрупповых результатов диагностики выполнения речевых проб дошкольниками экспериментальной и контрольной групп показатели в процентном отношении приближены (см. диаграмма №4). На основании представленных результатов можно сделать вывод, что используемая комплексная система обследования позволяет приблизиться к пониманию механизмов фонетико-фонематического недоразвития у дошкольников. Установление ведущего фактора в структуре дефекта необходимо для обоснованного выбора средств оптимальной коррекционно-развивающей работы. Все перечисленные параметры имеют количественное выражение, что придаёт сравнению более конкретный и наглядный характер, более отчетливо выявляет зоны сходства и различий результатов. Широкая распространённость и стойкость фонетико-фонематического нарушения речи, его отрицательное влияние на усвоение чтения и письма позволяет считать поиск эффективных путей преодоления этого речевого дефекта одной из наиболее значимых задач логопедического воздействия. Таблица № 1. Результаты использования методики обследования речи детей дошкольного возраста в экспериментальной подготовительной группе |Список детей|Возраст |Показатели, % |Урове|Логопедическо| | | | |нь |е заключение | | | | |успеш| | | | | |ности| | |Звукопро|Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков | |изношени|(проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики). | |е |Уточнение произношения гласных звуков и наиболее лёгких согласных | | |звуков [M]-[M’], [Б]-[Б’], [Д]-[Д’], [H]-[H’], [B]-[B’], [Г]-[Г’],| | |[П]-[П’], [T]-[T’], [Ф]-[Ф’], [K]-[K’], [X]-[X’]. | | |Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и| | |отсутствующих в произношении детей звуков (индивидуальная работа).| |Слоговая|Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и | |структур|в конце слова (мост). | |а слова |Работа над двухсложными словами без стечения согласных (муха, | | |домик). | | |Работа над трёхсложными словами без стечения согласных (малина, | | |василёк). | |Языковой|Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков | |анализ |(звучащие игрушки, хлопки). | |и синтез|Знакомство с гласными звуками: [A], [O], [У], [И], [Ы]. | | |Анализ и синтез звукосочетаний из 2 – 3 гласных звуков (ау, уа, | | |оуэ и др.). | | |Выделение гласного в начале слова (Аня), в конце слова (пила), в | | |середине односложных слов (шар, бык, стол и т. п.). | | |Подбор слов на заданные звуки. | | |Знакомство с согласными звуками: [M]-[M’], [Б]-[Б’], [Д]-[Д’], | | |[H]-[H’], [П]-[П’], [T]-[T’], [K]-[K’], [X]-[X’], [C]-[C’], | | |[З]-[З']. | | |Выделение изученных согласных звуков из слова (начало, конец, | | |середина). | | |Знакомство с понятиями «гласный звук» и «согласный звук», «звук» и| | |«буква», «твёрдый согласный звук» и «мягкий согласный звук», | | |«звонкий» и «глухой». | | |Анализ обратных и прямых слогов с изученными звуками (ом, мо и т. | | |п.). | | |Полный звуковой анализ и синтез трёхзвуковых слов с изученными | | |звуками (ива, мак и т. п.) | | |Знакомство с буквами: А, О, У, Э, И, Ы, М, Б, Д, Н, П, Т, К, Х. | | |Выкладывание из букв, чтение прямых и обратных слогов с изученными| | |буквами. | |Граммати|Отработка падежных окончаний имён существительных единственного | |ческий |числа. | |строй |Преобразование существительных в именительном падеже единственного| |речи |числа в множественное число. | | |Согласование глаголов с существительными единственного и | | |множественного числа. | | |Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, | | |падеже. | | |Согласование существительных с притяжательными местоимениями: мой,| | |моя, моё, мои. | | |Образование существительных с уменьшительно-ласкательными | | |суффиксами по теме «Овощи, фрукты» и т. п. | | |Согласование числительных два и пять с существительными. | |Лексика |Расширение и уточнение словаря по темам: | | |«Хлеб», «Осень» (деревья), «Осень» (грибы, ягоды), «Овощи». | | |«Фрукты», «Птицы и насекомые осенью», «Дикие животные осенью», | | |«Поздняя осень». | | |«Наше тело, лицо», «Одежда, обувь», «Семья», «Игрушки». | |Связная |Составление простых распространённых предложений. | |речь |Обучение умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным | | |ответом. | | |Обучение составлению описательных рассказов. | | |Работа над диалогической речью (с использованием литературных | | |произведений). | | |Обучение пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и | | |свободный пересказ). | |Мелкая |Работа по развитию пальчиковой моторики. | |моторика|Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим | | |темам I периода). | | |Составление фигур, узоров из элементов (по образцу). | | |Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой. | | |Печатание пройденных букв в тетрадях. | II период обучения (декабрь, январь, февраль) коррекционно-логопедическая работа |Общие |Продолжить работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи у | |речевые |всех детей. | |навыки |Познакомить со всеми видами интонации: повествовательной, | | |вопросительной, восклицательной. | |Звукопро|Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и | |изношени|отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа). | |е |Автоматизация и дифференциация поставленных звуков. | |Слоговая|Работа над структурой слов со стечением согласных в начале слова | |структур|(книга, цветок), в середине слова (окно, палка, карман), в конце | |а слова |слова (радость). | | |Работа над слоговой структурой трёхсложных слов со стечением | | |согласных в начале слова (сметана) и в середине слова (пылинка, | | |карандаш). | |Языковой|Знакомство со звуками [В]-[В’], [Г]-[Г’], [Ж], [Л]-[Л‘], [Р]-[Р‘],| |анализ |[jэ], [jо], [jа] и буквами Г, Ш, В, Ж, Э, Е, Я, Ё. | |и синтез|Учить полному звуковому анализу слов типа: мука, шкаф, аист, кошка| | |(на материале изученных букв). | | |Учить детей различать на слух твёрдые и мягкие согласные (при | | |составлении схемы слова обозначать твёрдые согласные синим, а | | |мягкие зелёным цветом). | | |Учить детей преобразовывать слова путём замены или добавления | | |звука. | | |Учить детей делить слова на слоги, ввести понятия «слово», «слог | | |как часть слова». | | |Знакомство с понятием «предложение», составление графической схемы| | |предложений без предлогов, а затем с простыми предлогами. | | |Познакомить детей с элементарными правилами правописания: | | |а) раздельное написание слова в предложении; | | |б) точка в конце предложения; | | |в) употребление заглавной буквы в начале предложения и в | | |собственных именах; | | |г) правописание буквы И после букв Ж, Ш. | | |Продолжить знакомство с буквами, учить составлять слова из | | |пройденных букв. | | |Обучить послоговому чтению слов. | |Граммати|Закрепление употребления падежных окончаний существительных в | |ческий |единственном и множественном числе. | |строй |Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и | |речи |падеже. | | |Согласование существительных с числительными. | | |Образование названий детёнышей животных. | | |Образование притяжательных прилагательных, образование | | |относительных прилагательных от существительных (по лексическим | | |темам IIпериода). | | |Образование возвратных глаголов, дифференциация глаголов | | |совершенного и несовершенного вида. | | |Уточнение значения простых предлогов места (в, на, под, над, у, | | |за, перед) и движения (в, из, к, от, по, через, за). Учить | | |составлять предложения с предлогами с использованием символов | | |предлогов. | |Лексика |Расширение и уточнение словаря по темам: | | |«Библиотека. Книги», «Домашние животные, птицы», «Зима. Зимующие | | |птицы», «Зима. Новый год». | | |«Зима. Зимние забавы», «Комнатные растения», «Зима. Дикие | | |животные», «Животные севера». | | |«Животные жарких стран», «Животный мир морей и океанов. Рыбы», | | |«День защитников Отечества», «Профессии наших пап». | |Связная |Закрепить умение самостоятельно составлять описательные рассказы. | |речь |Обучать детей пересказу и составлению рассказа по картине и серии | | |картин с использованием коллективно составленного плана. | | |3. Учить правильно строить и использовать в речи | | |сложноподчинённые предложения. | |Мелкая |Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев). | |моторика|Работа по развитию конструктивного праксиса. | | |Продолжить работу по обводке и штриховке фигур (по теме II | | |периода). | | |Работа с карандашом: обводка по контуру, штриховка, работа по | | |клеткам в тетради. | | |Составление букв из элементов. | | |Печатание букв, слов и предложений в тетрадях. | III период обучения (март, апрель, май) коррекционно-логопедическая работа |Общие |Продолжить работу над речевым дыханием. | |речевые |Продолжить работу над темпом, ритмом, выразительностью речи. | |навыки | | |Звукопро|Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и | |изношени|отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа). | |е |Автоматизация и дифференциация поставленных звуков. | |Слоговая|Закрепление слоговой структуры двухсложных и трёхсложных слов со | |структур|стечением согласных. | |а слова |Работа над слоговой структурой двух-, трёх-, четырёх-, пятисложных| | |слов со сложной звуко-слоговой структурой (квадрат, мотоцикл, | | |квартира, отвёртка, троллейбус, водопровод, электричество и т. | | |п.). | |Языковой|Знакомство со звуками: [й], [Ц], [Ч], [Щ], [Ф], [jу]. Знакомство с| |анализ |буквами: й, Ь, Ъ, Щ, Ф, Ц, Ч, Ю. | |и синтез|Обучать звуковому анализу слов из 3 – 6 звуков без наглядной | | |основы, подбору слов по моделям. | | |Закрепить навыки слогового анализа слов и анализа предложений. | | |Обучать навыку по слогового, слитного чтения слов, предложений, | | |коротких текстов. | | |Познакомить детей с двумя способами обозначения мягкости согласных| | |на письме. | | |а) с помощью мягкого знака в конце и в середине слов (конь, | | |коньки); | | |б) с помощью гласных: И, Я, Е, Ё, Ю. | | |6. Упражнять в решении кроссвордов, разгадывании ребусов, чтении | | |изографов. | |Граммати|Уточнить значение простых и сложных предлогов (из-за, из-под), | |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|