реферат, рефераты скачать
 

Галлюциногены (роль особенностей культуры, история открытия и современные взгляды)


зрения тактики, нет сомнений в том, что инициирующим элементом,

сакраментальным и символическим ядром, источником групповой

индивидуальности (identity) был психоделический trip. Было совершенно

неважно, как часто использовались психоделики; иногда было достаточно

одного раза, а некоторым вообще не требовалось использования

психоделических препаратов. Представители богемы отличались от массы другой

одеждой, другим подходом к сексу и работе, стилем и политическими

взглядами; хиппи же отличались от подлинной богемы лишь использованием LSD.

И именно LSD, став причиной популярности психоделиков, создал тот массовый

феномен с присущими ему одинокими мистиками, эзотерическими религиями,

эксцентричными, необычными культами и литературными обществами. Каждый

подросток, приняв 500 ? г LSD, мог убедиться, что он Будда.

Движение хиппи в своих взглядах сочетало теоретическую благожелательность и

доброту с интересом к коммуналистическим экспериментам, оккультными,

магическими, экзотическими ритуалами и мистицизмом. Они заимствовали свои

идеи из глубинной психологии, восточных религий, анархизма, знаний

американских индейцев. Имплицитной целью хиппи было пролонгировать, на

сколько это возможно, свободу, присущую детству. Они отвергали принятые

обществом определения рациональности, прогресса, знаний и даже реальности;

они провозглашали отказ от эгоцентризма. Общество для них выглядело как

дегуманизирующий, коммерциализованный кошмар с кондиционированным воздухом,

большинство в котором являются конформистами, притворяющимися глубоко

религиозными; оно объявило незаконным использование психоделиков, но

одобряет, вызывающие зависимость алкоголь и никотин.

Ритуалы, вобравшие в себя самореализацию, свободу от угнетения, экстаз

единения, расширенное сознание, очищенное восприятие, гораздо более важны,

чем просто поверхностная религия символов. Вместо мирского гуманизма и

политического рационализма они выбрали мистические и просветляющие

аполитические религии - дзен, суфизм, йога, тантризм, шаманизм, гностицизм;

их библией стала Тибетская книга мертвых, переведенная на английский

Timothy Leary.

Психоделическая культура, естественно, не обошла стороной музыку.

Психоделики оказали влияние на большую часть рок-музыки конца 1960-х; а

она, в свою очередь, идеально подходила для прослушивания во время действия

препаратов. Основателем нового стиля, названного психоделическим, кислотным

роком, стала группа Gratful Dead из Сан-Франциско; затем присоединились

Jefferson Airplane, Jimi Hendrix, Beatles, Donovan. Шоу имитировали

действие психоделических препаратов с помощью стробоскопического света,

проекции слайдов и фильмов, ароматов, оглушающей музыки - этот прием

использовался для того, чтобы подавить чувствительность и привести в

беспорядок обычные режимы восприятия. Постеры и рисунки напоминали видения,

возникающие при приеме психоделиков, яркими цветами, биоморфными формами,

множеством деталей и сюрреалистическими мифическими образами - не могли

быть воспроизведены лишь эмоциональная напряженность и непрерывное

движение. Постепенно все это превратилось в коммерческую и тривиальную

имитацию - стали появляться "психоделические" майки, ручки, аксессуары и

т.д. Drug-культура сформировала свою собственную терминологию: turned on,

straight, freak, freaked out, stoned, tripping, tripped out, spaced out,

far out, flower power, ego trip, hit, into, mike, plastic, going with the

flow, laying one's trip on someone, game-playing, mind-blowing, mind games,

bring-down, energy, centering, acid, acidhead, good trip, bum trip, horror

show, drop a cap or tab, karma, samsara, mantra, groovy, rapping, crash,

downer, flash, scene, vibes, great white light, doing your thing, going

through changes, uptight, getting into spaces, wiped out, where it's at,

high, ball, zap, rush, и т.д. Многие слова приобрели совсем другое

значение.

Общество конформистов воспринимало хиппи одновременно как ленивых, грязных

гедонистов, паразитов-наркоманов и как сияющий ангельский продукт поколения

любви. Хиппи внесли в общество беспокойство. Широкая огласка в средствах

массовой информации сыграла важную роль в распространении употребления

психоделиков. Восхваление доброты, миролюбивости и сексуальной открытости

"детей цветов" также способствовало рекрутированию в drug-культуру;

сообщения о суицидах, смертях и психотических реакциях рассматривались как

пропаганда, и даже говорили, что пугающая реклама и медицинские

предупреждения еще в большей степени вызывают нежелательные реакции.

В этой смеси враждебности и преклонения перед хиппи и их препаратами,

власти некоторое время колебались и затем перешли к репрессиям. С самого

начала психоделические препараты не были классифицированы как "наркотики",

и до 1963 года LSD, мескалин и псилоцибин можно было легко получить для

клинических и экспериментальных исследований; а до 1966 года все еще не

было запрета на не хранение, производство и продажу. И только после 1966

года, когда согласно вышедшему закону Sandoz перестал поставлять LSD,

большинство циркулирующих психоделиков стали производиться незаконно. Одним

из следствий нелегальности психоделиков стало снижение их качества и

чистоты: трипы стали хаотичными, физически и эмоционально изнуряющими и

истощающими вместо безоблачного путешествия с ясным взглядом на реальность.

Психоделическое движение стало приходить в упадок. Его идеология отвергала

принудительный механизм общества в принципе; она не допускала различий

между оригинальностью, эксцентричностью и сумасшествием или между

способностью обходить требования рутинного социального контроля и

неспособностью жить как они. Человек не может жить лишь одними наркотиками

и их продажей, экономическая зависимость в очевидно презираемом

"правильном" обществе неизбежна.

Все вернулось к норме; но норма - понятие неопределенное, и все не так

просто. Расшифровывая значение эпитета "mind detergent", LSD обладает

свойством "промывать мозги"; он индуцирует чувство достижения новой

identity, позволяя "умереть и родиться заново". И даже если это чувство

теряется, все равно всё становится другим. Психоделическое путешествие, как

и любое другое, меняет путешественника. Многие обращались к медитации.

Трансцендентальная медитация - наиболее простая и популярная религиозная

техника, остатки психоделического опыта вызывали огромный интерес к ней.

Интересно, что многие идеологи психоделического движения говорили о том,

что употребление препаратов дает только проблеск подлинного мистического

озарения, однако этот проблеск можно углублять и развивать с помощью

медитации, для которой психоделики не нужны. Но многие, не работая над

собой, довольствовались лишь этими "проблесками".

Психоделическое движение не привело к революции, как обещало, но это было

больше, чем короткий трип. Большинство из нескольких миллионов людей,

принимавших LSD, никогда не расстанутся с чувством того, что они расширили

своё сознание. Психоделики открыли массе новые территории сознания, ранее

доступные для исследования только небольшой части особенно отважных

путешественников, главным образом, религиозным мистикам. Большинство

возвращались из трипа с памятью об увиденном, они понимали, что это

является важным, но не знали как интерпретировать и применить видение в

жизни. Но некоторые предпринимали попытки исследования своего сознания без

помощи препаратов, и они открывали для себя, что наилучшим способом для

этого являются религиозные традиции, особенно религии Индии. Многие из тех,

кто обратился к восточным дисциплинам, стали рассматривать психоделики как

поллютанты, которые перегружают чувства, отвлекают сознание и не дают

возможности достигнуть цели, а позволяют лишь мельком взглянуть на неё.

Несмотря на то, что движение хиппи уже в прошлом, в 1989 году употребление

психоделиков снова стало возрастать; а к 1993 году 11,8% студентов сообщали

о применении средств, "расширяющих сознание". В настоящее время в

Соединенных Штатах в употребление этих препаратов вовлекается более 100000

подростков ежегодно; а общее их число составляет сегодня от 13 до 17

миллионов. Интересно, что в противоположность этому, употребление некоторых

других средств заметно снизилось: например, использование кокаина

уменьшилось с 7,9% до 3,1%. Новый всплеск психоделического движения связан

с развитием рейв-культуры. В большинстве своём она напоминает движение

хиппи, её можно рассматривать даже как продолжение последнего. Телекомпания

CBS отметила, что рейвы "более напоминают 60-е годы, чем сами 60-е".

Современная электронная музыка является наследницей психоделического рока;

большая часть ее разновидностей (например, trance, acid-house, acid-jazz,

trip-hop, etc.) так или иначе связана с психоделиками и идеально подходит

для прослушивания во время трипа. Сегодняшние рейверы - это хиппи 90-х; их

интересы также обращены в сторону метафизики, их религии - все те же дзен,

суфизм, йога, тантризм, шаманизм, гностицизм. Само слово "рейв" означает

многочасовую вечеринку (party), проводимую обычно ночью и сопровождающуюся

громкой, оглушающей "техно"-музыкой. Как правило, это большие party,

собирающие до 25000 человек. Современные рейвы максимально имитируют

действие психоделиков. Оглушающая электронная музыка, характеризующаяся

отсутствием вокала и наличием жесткого ритма и вибраций, вводит танцующего

в уникальное эмоциональное и психологическое состояние, сравнимое с

религиозным переживанием; возникает чувство единения с другими, люди

становятся открытыми и дружелюбными. Одним из самых важных составляющих

рейвов являются визуальные эффекты: стробоскопический свет, лазерные лучи,

большие экраны, на которые проецируется компьютерная фрактальная графика;

все это находится в непрерывном движении и изменяется в соответствии с

музыкой. Большинство молодых людей, которые употребляют психоделики на

рейвах, очевидно совершают побег из тусклой реальности, а не пытаются

извлечь из этого пользу для развития своего сознания. Естественно, это не

самое достойное использование данных препаратов. Однако для многих

посетителей рейвов небольшая доза МДМА или LSD, в сочетании с трансовой

музыкой предоставляет уникальный шанс полностью освободить свои эмоции,

почувствовать близость с другими людьми и испытать эйфорию, которую они не

могли бы себе представить в своей обычной реальности.

Психоделики внедрились почти во все сферы современной жизни;

психоделические идеи можно отследить в музыке, кино, моде и т.д. Многое их

объединяет с компьютерным миром, а главным образом, виртуальность и

интерактивность. В наш век информационных и компьютерных технологий

общество существует не в "реальности", а в коммуникационном

киберпространстве; Internet - само по себе "средство изменения сознания"

(А. Крутских 1999).

Номенклатура и классификация

Для обозначения этой группы препаратов было предложено много терминов.

Первым был 'phantasticum', предложенный Lewis'ом; некоторые исследователи

использовали термины 'психотомиметики', 'психотогены', 'шизотоксины',

однако, как выяснилось позже, несмотря на внешнее сходство, эффекты этих

препаратов сильно отличаются от проявлений естественных психозов. В 1960-е

годы, в период расцвета психоделического движения, был предложен целый ряд

терминов: онейрогены (продуцирующие сны), фанеротимики (делающие чувства

видимыми), энтеогены (вызывающие религиозные переживания) и, наконец,

Humphry Osmond, один из первых исследователей LSD, предложил термин

'психоделики' (mind manifesting). Последним термином эти средства в научной

литературе обычно обозначают в случае их немедицинского, развлекательного,

нелегального использования. Официальным термином, используемым в строго

научном контексте, является термин "галлюциногены". Однако он не совсем

точен, так как фокусирует внимание на галлюцинациях, которые как раз не

свойственны препаратам этой группы, они лишь вызывают изменения восприятия,

иллюзии или псевдогаллюцинации, которые не принимаются за физическую

реальность; кроме того, это далеко не основной фармакологический эффект.

Галлюцинации в истинном смысле этого слова вызывают холиноблокирующие

средства и арилциклогексиламины (PCP, кетамин). Поэтому и необходим термин

'психоделики', чтобы разграничивать эти разные по своему действию вещества.

К настоящему времени известно около двухсот психоделиков, которые, согласно

их химической структуре, можно разделить, по меньшей мере, на две группы:

Рис. 1. Предполагаемый механизм активации и деактивации глутамат (ГЛУ)-М-

метил-D-аспартат (КМDА)-рсцентор-канал комплекса. А и Б. Глутамат

прикрепляется к рецептору и вызывает открытие капала сначала для Na+ и К+,

а после деполяризации мембраны — для Са2+. Глицин (ГЛИ) модулирует эффекты

ГЛУ. В. Конкурентные антагонисты рецептора, такие как АР5, могут

предотвратить активацию ГЛУ. Г. Другие препараты и ионы могут блокировать

открытый канал посредством неконкурентного антагонизма. К этим препаратам

относятся фенциклидин (ФЦД) и экспериментальный нейронротективный препарат

МК801. Mg2+ также может блокировать канал

1. индолалкиламины - содержат в своей структуре замещенное индольное кольцо

(триптамины, например, DMT, DET, псилоцибин); боковые цепи могут

конденсироваться с образованием более сложных структур, таких, как ?

-карболины (например, гармалин) или эрголины (LSD, LSA);

2. ? -фенилэтиламины (мескалин), фенилизопропиламины (DOM, DMA, MDA, MMDA)

и N-метоксилированные фенилизопропиламины (MDMA).

Martin & Sloan предложили три критерия для оценки LSD-подобных средств: (1)

субъективные эффекты и нейрофизиологическое действие, (2) перекрестная

толерантность и (3) отношение к селективным антагонистам. Учитывая эти

критерии, все средства, изменяющие восприятие, можно разделить на пять

категорий:

1. LSD-подобные: LSD, мескалин, псилоцибин, псилоцин;

2. Вероятно LSD-подобные: DMA, DOM, триптамин, DMT, многочисленные

производные лизергиновой кислоты;

3. Вероятно LSD-подобные, но обладающие и другими свойствами: 3,4-

метилендиоксиамфетамин (MDA), 5-метокси-3,4-метилендиоксиамфетамин

(MMDA), 3,4-метилендиоксиметамфетамин (MDMA);

4. Вероятно неLSD-подобные: диэтиламид D-2-лизергиновой кислоты (BOL), 5-

гидрокситриптофан (5-HTP);

5. НеLSD-подобные: амфетамин, ? -фенэтиламин (PEA), 2,5-диметокси-4-

этиламфетамин (DOET), буфотенин, L-LSD, скополамин, ? 9-THC.

Также имеется ещё целый ряд средств, вызывающих изменение восприятия, но

они значительно отличаются от перечисленных выше и поэтому традиционно

рассматриваются отдельно (такие, как PCP, кетамин, некоторые агонисты-

антагонисты/парциальные агонисты опиоидных рецепторов, закись азота).

Клиническая классификация, основанная на временных параметрах действия

психоделиков, выглядит следующим образом:

Средства ультракороткого действия - эффект наступает менее, чем через 1

минуту, достигает максимума через 5 минут и длится не более 30 минут. В

качестве примера рассматривается внутривенное введение DMT.

Психоделики короткого действия - наступление эффекта происходит через 5-15

минут, он достигает максимума в течение 15-60 минут, а общая

продолжительность действия составляет в среднем 1-2 часа (DMT

внутримышечно).

Психоделики средней продолжительности действия - псилоцибин per os - эффект

наступает в течение 15-30 минут, достигает максимума через 1-3 часа с общей

продолжительностью действия до 6 часов.

Средства длительного действия - действуют через 30-90 минут с максимумом

через 3-5 часов, действие заканчивается через 8-12 часов - LSD или мескалин

per os.

Средства ультрадлительного действия представлены плохо охарактеризованным

алкалоидом ибогаином; продолжительность его действия достигает 24 часов.

Базисная нейрофармакология и механизм действия

Рис. 2. Химическая структура широко используемых галлюциногенов и их

аналога серотонина

Почти одновременное открытие серотонина (5-гидрокситриптамина, 5-НТ) и LSD

несомненно оказало влияние на то, что именно этому нейромедиатору уделялось

большое внимание в объяснении эффекта психоделиков и механизма их действия.

Антагонистическое с 5-НТ действие LSD впервые выявили Gaddum & Hameed

(1954) и Woolley & Shaw (1954). Вскоре после этого, Freedman & Giarman

(1961) начали серию экспериментов по исследованию основных биохимических

изменений в мозге грызунов вслед за введением LSD. Они обнаружили небольшое

повышение концентрации серотонина в мозге сразу же после введения очень

малых доз LSD; последующие исследования показали, что снижение концентрации

5-гидроксииндолилуксусной кислоты (5-HIAA) сопровождается небольшим

подъемом уровня 5-НТ. Хотя биохимические эффекты напоминают действие

небольших доз ингибиторов МАО, не было описано прямого ингибирующего

влияния LSD на моноаминоксидазы. Этот эффект обычно интерпретируется как

указывающий на временное снижение скорости инактивации серотонина, что

также можно наблюдать при действии других психоактивных препаратов. В

сходных исследованиях, проводимых Costa, было обнаружено, что длительная

инфузия несколько больших доз LSD приводила к отчетливому снижению уровня

метаболизма серотонина в мозге.

Aghajanian & Sheard сообщили, что электрическая стимуляция ядер шва

избирательно усиливает метаболизм 5-НТ в 5-HIAA. Это означает, что

электрическая активность серотонинергических нейронов прямо сказывается на

метаболизме аминов. Впоследствии эти же авторы показали, что во время

парентерального введения LSD активность нейронов ядер шва заметно

снижается. Таким образом, введение LSD приводит к уменьшению активности

серотонинергических нейронов ядер шва и снижению метаболической инактивации

5-НТ.

Как сейчас известно, LSD и другие психоделики угнетают активность нейронов

ядер шва, действуя на рецепторы, через которые осуществляется латеральное

торможение посредством аксональных коллатералей и дендро-дендритических

взаимодействий; они относятся к 5-НТ1А-подтипу серотониновых рецепторов. 5-

НТ1А рецепторы локализуются как пресинаптически на клеточных телах и

дендритах нейронов nuclei raphe (соматодендритические ауторецепторы), так и

постсинаптически в гиппокампе, неокортексе, в нескольких ядрах миндалины и

гипоталамусе. 5-НТ1А рецепторы сопряжены с Gi-белком, снижают образование

сАМР. Стимуляция их приводит к усилению входа К+ в клетку и

гиперполяризации мембраны. Таким образом, пресинаптические 5-НТ1А рецепторы

являются ингибирующими ауторецепторами. Между пресинаптическими и

постсинаптическими 5-НТ1А рецепторами существует важное различие: действие

LSD на ауторецепторы является полным агонистическим, тогда как на

постсинаптические 5-НТ1А рецепторы - парциальным агонистическим (т.е. LSD

является "блокатором" постсинаптических 5-НТ1А рецепторов, так как

парциальные агонисты являются антагонистами полных агонистов). Таким

образом, LSD, снижая эфферентную активность нейронов ядер шва

(преимущественно, raphe medianus), оказывает дезингибирующее влияние на

структуры мезолимбической и мезокортикальной систем.

Aghajanian при исследовании действия психоделических препаратов показал,

что стимуляция любой из сенсорных систем приводит к повышению активности

locus coeruleus; это действие значительно усиливается при введении животным

LSD или мескалина. Хотя психоделические средства повышают активность locus

coeruleus в ответ на сенсорную стимуляцию, они не вызывают усиления

спонтанной активности нейронов при отсутствии такой стимуляции. Более того,

прямое введение LSD или мескалина в locus coeruleus не вызывало никакого

эффекта. Следовательно, действие психоделиков на голубоватое место

непрямое. Вероятно, LSD, "выключая" ингибирующее влияние

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.