реферат, рефераты скачать
 

Cтрахование ответственности


могла бы обеспечить две основных цели:

- защита интересов пострадавшего в результате дорожно-транспортного

события в случае причинения нему убытка (вреда) иностранным гражданином;

- защита собственника транспортного средства во время путешествия по

территории Европы от необходимости выполнения дополнительных требований с

автострахування, которые предполагаются национальными законами об

обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев.

Тщательно рассматривая этот вопрос, созданный в 1946 году подкомитет

по автотранспорту Комитета по транспорту Европейской экономической комиссии

ООН в Женеве представил свои предложения в Рекомендации №5 от 25.01.49 г.,

которая и устанавливала собствено систему "Зеленая карточка", что со

временем было закреплено в Резолюции ООН №43 от 05.06.52 г. (вступила в

силу 01.01.53 г.). Многочисленные вопросы, которые оставались

неурегулированными в этой Рекомендации, нашли свое отражение в так

называемом Лондонском соглашении - типичном двустороннем соглашении,

которое было принято в 1949 году на встрече представителей страховых

компаний заинтересованных стран в Лондоне. Тогда же там был основан Совет

Бюро - орган управления новой системы.

Таким образом, непосредственной основой действия системы "Зеленая

карточка" стал не многосторонний договор, а ряд двусторонних соглашений,

заключенных на основе Лондонского образцового соглашения, между

организациями - членами системы. Одним из принципов системы "Зеленая

карточка" является требование о том, что в каждом государстве, которое

желает вступить в систему "Зеленая карточка", создается Национальное бюро,

членами которого становятся все страховщики, которые занимаются

обязательным страхованием гражданской ответственности собственников

автотранспортных средств.

Кроме этого, соответственно Европейской конвенции "О наказании за

дорожно-транспортные преступления" (ETS N 52, Страсбург, 30 ноября 1964

года), предусмотрено, что органы государственной власти страны пребывания

гражданина имеют право вести судебное преследование по доверенности

государства по факту ДТП (совершения преступления), учиненного таким

гражданином на территории этого государства. При этом следует заметить, что

к дорожно-транспортным преступлениям, соответственно этой Конвенции,

относится управление транспортным средством без наличия страхового полиса

ответственности перед третьими лицами от убытков, вследствие использования

такого транспортного средства.

В систему "Зеленая карточка" в 1953 году вошли 10 стран - членов ЕЭС

(Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Италия, Люксембург,

Нидерланды, ФРГ, Франция).

Основной задачей этой системы является создание эффективной защиты

пострадавших в дорожно-транспортных проишествиях с участием автовладельцевв-

нерезидентов страны, в которой случилось такое проишествие. Такая система

должна прежде всего ввести механизм гарантированных выплат компенсаций

пострадавшим по вине автовладельцев других стран. Это обеспечивалось

выполнением определенных условий странами — членами системы «Зеленая

карточка».

Во-первых, в таких странах должно осуществляться обязательное

страхование гражданской ответственности собственников транспортных средств.

Во-вторых, в каждой стране должна быть единая организация, которая

осуществляет урегулирование убытков, причиненных автовладельцами этой

страны на территории других государств, а также единая организация, которая

урегулирует убытки автовладельцевв-нерезидентов на территории своего

пребывания.

В-третьих, государство — член системы «Зеленая карточка», не должно

осуществлять препятствий при трансфере свободно конвертируемой валюты,

которая направляется на страховые выплаты.

Убытки в странах — членах системы «Зеленая карточка» урегулируются,

как правило, через уполномоченную национальную организацию (Моторное

страховое бюро), которое переадресовывает материальные претензии,

выдвинутые к автовладельцу-резиденту другой страны, на соответствующее

моторное страховое бюро этой страны. В этом случае первое моторное

страховое бюро рассматривается как бюро — регулировщик убытков, а второе —

как бюро-плательщик.

Взаимоотношения между моторными страховыми бюро стран — членов системы

«Зеленая карточка» регулируется двусторонними соглашениями, которые

укладываются по унифицированной форме.

Итак, если автовладелец является резидентом страны — члена системы

«Зеленая карточка», он беспрепятственно может проезжать территориями всех

стран — членов этой системы без обязательного страхования на условиях

страны, которые посещаются.

В случае создания ДТП резидентом одной страны на территории другой

страны претензии пострадавших урегулируют через Национальное моторное

страховое бюро. Функционирование этой международной системы доказало ее

эффективность, прежде всего, как механизма защиты пострадавших от

транспортных средств, которые задействованные в международных соединениях.

В 1996 г. к системе "Зеленая карточка" присоединилась Украина, в

соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 28 сентября

1996 года №1175, создано Моторное (транспортное) страховое бюро Украины,

которое объединяет большее как 60 страховых компаний, а в 2000 г. в Украине

внедрен полный охват обязательным страхованием гражданской ответственности

собственников автотранспортных средств. Несмотря на то, что в бывшем СССР

такой вид страхования не проводился и соответствующего опыта не было,

Украина все таки была в состоянии в первые годы независимости приложить

значительные усилия для вступления в эту систему.

Для внедрения ее Комитет по вопросам надзора за страховой

деятельностью совместно с ведущими отечественными страховыми компаниями на

основании изучения статистики дорожно-транспортных проишествий,

автотранспортного травматизма и имущественных убытков провел классификацию

транспортных средств и участников дорожного движения, определил особенности

и принципы страховой защиты по этому виду страхования, установил лимиты

страховой ответственности и уже 28 сентября 1996 года Постановлением КМУ

№1175 был определен порядок и условия проведения обязательного страхования

гражданской ответственности собственников транспортных средств и правовые

основы создания Моторного (транспортного) страхового бюро Украины, которое

вскоре присоединилось к системе "Зеленая карточка".

Фактически Украина одна из первых стран бывшего СССР сделала

значительный прорыв в этой сфере. Кстати, наш северный сосед до сих пор не

в состоянии выполнить требования Европейских директив и вступить в эту

систему.

Украина со времени своего присоединения к странам - участницам системы

"Зеленая карточка", приложила значительные силы относительно создания

мощной и надежной страховой защиты. Усовершенствовалась работа как

страховых компаний, так и государственного надзора за страховой

деятельностью. Так, постановлением КМУ от 27.05.2000 г. № 842 установлены

размеры страховых платежей по договорам обязательного страхования

гражданской ответственности собственников транспортных средств на

территории Украины, которые более приближены к европейским стандартам (хотя

и этого мало) и которые рассчитываются исходя из необлагаемых налогами

минимумов доходов граждан на день заключения договора страхование и срока

страхования. Предусмотрены также скидки и льготы для некоторых категорий

Страхователей, а именно:

. в случае заключения одним Страхователем договоров обязательного

страхования гражданской ответственности собственников транспортных

средств относительно 30 и больше транспортных средств на срок 6 месяцев и

более указанные размеры страховых платежей уменьшаются на 20 процентов;

. пенсионеры (граждане Украины), которые лично руководят транспортным

средством, во время заключения договоров обязательного страхования

гражданской ответственности собственников транспортных средств должны

платить уменьшенные размеры страховых платежей.

Приоритетность развития страхового рынка Украины относительно

обязательного страхования гражданской ответственности собственников средств

транспорта является очень важной системой страховой защиты как в социально-

экономическом, так и в политическом значении и необходимой реальностью в

связи с развитием отечественной экономики.

Прогрессивный характер развития страхового рынка создает объективные

условия для активного усовершенствования перспективного вида страхования,

такого как обязательное страхование гражданской ответственности

собственников транспортных средств. Соответственно законодательству Украины

Моторное (транспортное) страховое бюро Украины объединяет свыше 60

страховых компаний, выступая гарантом их платежеспособности относительно

страховых обязательств по этому виду страхования.

В минувшем году в Украине было зафиксировано и урегулировано 1137

страховых случаев, по которым было уплачено в среднему около 4700 гривен на

каждый такой случай. Итак, несколько тысяч граждан Украины только за

минувший год уже получили материальную помощь (то есть страховое

возмещение) от отечественного страхового рынка. В свою очередь, отсутствие

этого обязательного вида страхования влечет за собою неминуемые проблемы:

систематическое отклонение виновников дорожно-транспортных событий от

возмещения причиненного убытка и осложнения процедуры урегулирование

претензий, и как следствие - дополнительная погрузка на государственный

бюджет и очереди для получения помощи.

Рассматривая необходимость и перспективность этого вида страхования

нельзя обойти и другую очень важную вещь - проблему мошенничества

собственников наземного транспорта. Как утверждает мировой опыт, лишь в

Германии от этого ежегодно страховые компании имеют убыток в размере

около 2 млрд. нем. марок, который практически составляет 10% от всех

страховых случаев при страховании гражданской ответственности собственников

транспортных средств.

Страховая защита собственников автотранспорта крайне необходима, и это

доказано временем и практикой его осуществления в Украине.

Развитие международного делового сотрудничества, возрастание

автомобильных грузовых перевозок и автомобильного туризма требует как

комплексного решения проблем страховой защиты интересов собственников авто,

так и понимание непосредственно ими требований международного права и

социальности в отношениях страхования.

3. СТРАХОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ

3.1. Необходимость страхования

Стремительное развитие промышленного производства, автоматизация

технологических процессов стали причиной повышения производственного

травматизма и профессиональных заболеваний.

С середины XIX ст. появилась острая потребность в законодательных

актах, которые регулируют взаимоотношения работодателя и его служащих в

процессе производства. Первые законодательные нормы обеспечивали слабую

правовую защиту работника. Служащий должен был доказать не только сам факт

вреда своему здоровью во время работы на работодателя, и то, что этот вред

стал следствием грубой неосторожности работодателя или нарушения им

требований охраны труда. Развитие законодательства европейских стран

привело к установлению строгой ответственности работодателя за вред жизни и

здоровью работника. Если несчастный случай произошел не вследствие грубой

ошибки, которой допустил служащий, и намеренного невыполнения им своих

обязательств, ему может быть выплачена компенсация. В конце 60-х лет много

европейских стран ввели закон об обязательном страховании ответственности

работодателя.

Страхование ответственности работодателя направленно, прежде всего, на

защиту работников различных отраслей, жизни и здоровью которых может быть

причинен вред вследствие несчастных случаев на производстве и

профессиональных заболеваний.

Страхование ответственности работодателя - это предоставление

страховой защиты на случай предъявления Страхователю работниками требований

о возмещении имущественного вреда, причиненного их жизни, здоровью в

результате несчастного случая или профессионального заболевания.

Заключение договора страхования дает возможность защитить

имущественные интересы работодателя, связанные с его обязанностью

компенсировать вред, причиненный жизни и здоровью рабочих, пострадавших на

производстве, и интересы рабочих, поскольку причиненный вред будет

возмещен.

3.2. Основные положения, условия и исключения в договорах

страхования ответственности работодателя

Особенности ответственности. Работодатель несет ответственность перед

служащими в случае:

. личной неосторожности работодателя (если работодатель является физическим

лицом);

. если работодатель не смог обеспечить поставки соответствующего и

безопасного оснащения, оборудовать безопасное рабочее место и организацию

работы, а также подобрать квалифицированных, компетентных служащих;

. нарушение законодательных актов, которые могут привести к ответственности

работодателя;

. неосторожности одного из служащих, которая привела к травме другого

служащего.

Служащие — это лица, которые работают по найму или учатся, стажируются

на предприятии работодателя. Служащим считается также любое лицо, нанятое

по договору субподряда.

Каждый служащий во время работы должен соблюдать разумную осторожность

относительно своего здоровья и безопасности, а также относительно здоровья

и безопасности других лиц, которые могут пострадать от его ошибочных

действий.

Обязанность каждого работодателя состоит вот в чем:

. обеспечить охрану здоровья, безопасность и благополучие своих служащих во

время работ;

. принять все меры, которые предотвращают любой риск для здоровья и

гарантировать безопасность лиц, которые не являются служащими

работодателя;

. всеми возможными средствами предотвращать выбросы в атмосферу отравляющих

и вредных веществ.

Если работнику был причинен вред во время выполнения работы в другом

месте, не связанным с деятельностью работодателя, последний ни какой

ответственности за это не несет и компенсация не выплачивается.

Условия страхования. По договору страхования ответственности

работодателя страховщики возмещают убытки Страхователю в случае привлечения

его к ответственности за вред, которой был причинен жизни и здоровью

служащего, и произошло это в период действия договора страхования, если

служащий работал на страхователя, выполняя служебные обязанности.

Дополнительно страховщикии уплатят затраты Страхователя, понесенные им по

согласию страховой компании и связанные с расследованием, медицинскими и

техническими отчетами об обстоятельствах приключения, а также с защитой в

суде.

Компенсация по решению суда выплачивается Страхователю или по

доверенности последнего — потерпевшему работнику, если это предусмотрено

договором страхования. Тем не менее в украинской судебной практике иски

относительно возмещения убытков работнику случаются пока что редко.

Работодатель сам возмещает пострадавшему убытки, не доводя дело до суда.

Поэтому в договоре страхования страховым случаем может признаваться не

только решение суда, а и претензия служащего.

Исключения из договора страхования. Заметим, что страховая защита

предоставляется только относительно ответственности работодателя за

телесные повреждения, смерть и профессиональные заболевания. Имущественный

вред, которой причинен служащим, охватывается полисом гражданской

ответственности.

Страховщик не возмещает затраты:

• по любым видам штрафов и неустоек;

• вызванные намеренными действиями страхователя;

• лицу, которое не является страхователем или партнером страхователя,

на которого распространяется страховая защита.

Для определенных видов деятельности страховщик может вводить

ограничения. Например, относительно работы с некоторыми механизмами. Такие

работы, как подрывные, исключаются, но могут приниматься на страхование за

дополнительную плату.

Полисы страхования ответственности работодателя исключают риск вреда

служащим во время использования транспортных средств (охватывается

транспортными страховщиками) и риск во время работы на морских буровых

установках и платформах ( с 1993 года).

Если служащий получил травму при выполнении работ, не связанных с его

непосредственными обязанностями (определенными контрактом) и квалификацией,

то компенсация по полису не возмещается. Так, травма, полученная токарем во

время выполнения слесарных работ, или неквалифицированным рабочим, который

выполняет работу, требующую определенной квалификации, страхованием не

охватываются. При заключении договора страхования обязательно

обуславливается вид работ, которые могут выполнять те или другие группы

работников.

Срок страхования. Работодателю удобно постоянно страховаться у одного

страховщика. В конце года пересматриваются условия договора страхования,

уточняется страховая премия.

Для Страхователя бывает сложно определить, кто из его страховщиков

может уплатить иски в связи с латентными заболеваниями. Болезнь, которая

возникла во время и по поводу профессиональной деятельности, может

развиваться и не обнаруживаться продолжительное время. Например, рак,

азбестоз, силикоз, профессиональная глухота и т.п. Появляются новые виды

профессиональных заболеваний, связанных с пассивным курением, стрессом на

рабочем месте, электромагнитными излучениями. Если на протяжении периода

развития болезни страхователь обслуживался у разных страховщиков и

определить «ответственного» невозможно, практикуется распределение выплат

по иску между этими страховщиками. Любой из них платит свою часть

возмещения в зависимости от продолжительности периода страхование именно у

него.

Именно риски латентных профессиональных заболеваний послужили причиной

увеличения числа договоров страхования, которые составляются на базе

«заявленных исков». Такое покрытие защищает страховщика от ответственности

за болезни, которые возникли к началу действия полиса, но выявились в

период действия этого страхования.

Территориальные границы страхования. В полисе часто обуславливается

территория страхования — конкретная страна или даже четко определенные

участки, например территория завода, строительной площадки. В страховом

полисе может в отдельности обуславливаться защита служащих, которые

находятся в служебных командировках за границей. Во время продолжительных

командировок или постоянной работы служащего за границей рекомендуется

покупать страховой полис страны пребывания, во избежание чрезмерных затрат,

связанных с расхождениями в национальных законодательствах.

Лимит ответственности страхователя. До недавнего времени страховщики

не ограничивали суммы возмещения по соглашениям страхования ответственности

работодателей. Учитывая не единичные катастрофические убытки многих

страховых компаний начали вводить лимиты ответственности. Ныне они

составляют от 10 до 25 млн фунтов стерлингов по каждому страховому случаю,

включая юридические затраты.

Одной из причин таких изменений стала катастрофа на морской платформе

«Пайпер Альфа», где в результате взрыва погибло 165 из 226 работников.

Служащие, которые работают у разных работодателей, поддались риску одного

несчастного случая, то есть произошла кумуляция риска. Общая сумма

уплаченных исков достигла 2 млрд долларов.

Страховщики обязательно применяют франшизу по одному страховому

случаю, а также по убыткам относительно одного служащего.

3. 3. Андеррайтинг

Андеррайтинг. Для оценки риска андеррайтер потребует от страхователя

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.