реферат, рефераты скачать
 

Контрольная: Анализ внешней среды и выработка стратегии взаимодействия


Контрольная: Анализ внешней среды и выработка стратегии взаимодействия

План:

Введение 4

1 Анализ макроокружения и его классификация_ 5

1.1 Экономическая компонента_ 5

1.2 Правовая компонента_ 6

1.3 Политическая компонента_ 7

1.4 Социальная компонента_ 8

1.5 Технологическая компонента_ 9

1.6 Технология анализа изучения отдельных компонент 10

1.7 Система отслеживания внешней среды_ 13

2. Анализ непосредственного окружения_ 14

2.1 Покупатели_ 14

2.2 Поставщики_ 16

2.3 Конкуренты_ 17

2.4 Рынок рабочей силы_ 18

3 Методы анализа внешней среды и выработка стратегии

взаимодействия организации с ее элементами. 19

3.1 Метод СВОТ_ 20

3.2 Матрица возможностей_ 24

3.3 Матрица угроз 25

3.4 Составление профиля среды_ 26

Заключение 27

Список использованной литературы: 29

Введение

Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без

исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его

осуществление.

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами,

необходимыми для поддержания ее внутреннего потен­циала на должном уровне.

Организация находится в состоянии по­стоянного обмена с внешней средой,

обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не

безгранич­ны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в

этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не

сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее

потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям.

Задача стратегическо­го управления состоит в обеспечении такого

взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее

по­тенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало

бы ей возможность выживать в долгосрочной пер­спективе.

Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту

стратегию в жизнь, руководство должно иметь углублен­ное представление не

только о внутренней среде организации, ее потенциа­ле и тенденциях развития,

но и о внешней среде, тенденциях ее раз­вития и месте, занимаемом в ней

организацией. При этом внешнее окружение изучается стратеги­ческим

управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности,

которые организация должна учи­тывать при определении своих целей и при их

достижении.

Стратегическое управление рассматривает внешнее окружение как сово­купность

двух сред: макроокружения и непосредственного окруже­ния. В работе

представленной мною работе мы рассмотрим более подробно то, как они

анализируются, какие стратегические выводы следуют из результатов анализа.

1 Анализ макроокружения и его классификация

Макроокружение создает общие условия нахождения организации во внешней среде.

В большинстве случаев макроокружение не имеет специфического характера,

применительного к отдельно взя­той организации. Хотя степень влияния

состояния макроокруже­ния на различные организации различна, что связано с

различиями как в сферах деятельности, так и с внутренним потенциалом

орга­низаций.

1.1 Экономическая компонента

Изучение экономической компоненты макроокружения позволяет понять то,

как формируются и распределяются ре­сурсы. Совершенно очевидно, что это

является жизненно важ­ным для организации, так как доступ к ресурсам очень

сильно определяет состояние входа в организацию. Изучение экономики

предполагает анализ ряда показателей: величины валового нацио­нального

продукта, темпов инфляции, уровня безработицы, про­центной ставки,

производительности труда, норм налогообложе­ния, платежного баланса, норм

накопления и т.п. При изучении экономической компоненты важно обращать внимание

на такие факторы, как общий уровень экономического развития, добывае­мые

природные ресурсы, климат, тип и уровень развитости конку­рентных отношений,

структура населения, уровень образованности рабочей силы и величина заработной

платы.

Для стратегического управления при изучении перечисленных показателей и

факторов представляют интерес не значения показа­телей как таковые, а в

первую очередь то, какие возможности для ведения бизнеса это дает. Также в

сферу интереса стратегического управления входит и вскрытие потенциальных

угроз для фирмы, которые заключены в отдельных составляющих экономической

компоненты. Очень часто бывает так, что возможности и угрозы идут в жесткой

связке. Например, низкая цена рабочей силы, с одной стороны, может привести к

снижению издержек. Но, с дру­гой стороны, она таит в себе угрозу снижения

качества труда.

Анализ экономической компоненты ни в коем случае не должен сводиться к

анализу отдельных ее составляющих. Он должен быть направлен на комплексную

оценку ее состояния. В первую оче­редь, это фиксация уровня риска, степень

напряженности конку­ренции и уровень деловой привлекательности.

1.2 Правовая компонента

Анализ правового регулирования, предполагающий изучение зако­нов и

других нормативных актов, устанавливающих правовые нормы и рамки отношений,

дает организации возможность опреде­лить для себя допустимые границы действий

во взаимоотно­шениях с другими субъектами права и приемлемые методы отстаивания

своих интересов. Изучение правового регу­лирования не должно сводиться только к

изучению содержания правовых актов. Важно обращать внимание на такие аспекты

пра­вовой среды, как действенность правовой системы, сложившиеся традиции в

этой области и процессуальная сторона практической реализации законодательства.

При изучении правовой компоненты макроокружения стратеги­ческое управление

интересует степень правовой защищенности, динамизм правовой среды, уровень

общественного контроля за де­ятельностью правовой системы общества. Очень

важными являют­ся выяснение степени обязательности действия правовых норм, а

также того, распространяется ли их действие на все организации или же

существуют исключения из правил, и, наконец, уяснение того, насколько

неотвратимо применение санкций к организации в случае нарушения ею правовых

норм.

1.3 Политическая компонента

Политическая составляющая макроокружения должна изучаться в первую

очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов

государственной власти в отноше­нии развития общества и о средствах, с помощью

которых госу­дарство намерено проводить в жизнь свою политику. Изучение

по­литической компоненты должно концентрироваться на выяснении того, какие

программы пытаются провести в жизнь различные пар­тийные структуры, какие

группы лоббирования существуют в орга­нах государственной власти, как

правительство относится к различ­ным отраслям экономики и регионам страны,

какие изменения в законодательстве и правовом регулировании возможны в

результа­те принятия новых законов и новых норм, регулирующих экономи­ческие

процессы. При этом важно уяснить базовые характеристики политической системы:

какая идеология определяет политику пра­вительства, насколько стабильно

правительство, насколько оно в состоянии проводить свою политику, какова

степень общественно­го недовольства и насколько сильны оппозиционные

политические структуры.

Ключевым процессом политической компоненты макроокру­жения является борьба за

власть. Власть же в свою очередь связа­на с регламентацией того, как

обращаются деньги. Власть, с одной стороны, определяет то, как осуществляется

доступ к деньгам, и, с другой стороны, то, как и в каком размере отчуждаются

деньги у организаций на государственные нужды. Оба эти процесса явля­ются

источником возможностей и угроз для функционирования фирмы.

Пример из практики бизнеса

В январе 1995 г. Президент РФ подписал указ, в соответствии с которым

постановлением Правительства РФ от июня 1995 г. импор­терам продукции давалась

льгота (двукратное снижение таможен­ной пошлины) в том случае, если они

создавали в России произ­водство продукции, аналогичной импортируемой,

инвестировав в него не менее 100 млн. долл. Такой возможностью не преминула

воспользоваться компания «Марс», производящая шоколадные ба­тончики «Марс» и

«Сникерс» и экспортирующая их в Россию в большом количестве. Буквально через

год фирма «Марс» постро­ила в подмосковном городе Ступино шоколадную фабрику.

Это позволило ей заключить соответствующее инвестиционное согла­шение с

Министерством экономики и получить снижение тамо­женных пошлин на ввозимый ею в

Россию шоколад [3, c.59].

1.4 Социальная компонента

Изучение социальной компоненты макроокружения направлено на то, чтобы

уяснить влияние на бизнес таких социальных явлений и процессов, как отношение

людей к работе и качест­ву жизни, как существующие в обществе обычаи и

верова­ния, как разделяемые людьми ценности, как демографи­ческая структура

общества, рост населения, уровень образования, мобильность людей и т.п.

Особенность со­циальной компоненты состоит в том, что она влияет как на другие

компоненты макроокружения, так и на внутреннюю среду организации. Еще одной

отличительной особенностью социальных про­цессов является то, что они

изменяются относительно медленно, но приводят ко многим очень существенным

изменениям в окружении организации. Поэтому организация должна серьезно

отслеживать возможные социальные изменения.

Процессы, протекающие в социальной компоненте внешнего окружения, оказывают

воздействие, как на вход организации, так и на ее выход. Именно эта

компонента оказывает наибольшее влия­ние на формирование потребительских

предпочтений, от которых очень сильно зависит направленность и величина

потребительско­го спроса, а следовательно, и возможность фирмы реализовать

свою продукцию.

1.5 Технологическая компонента

Анализ технологической компоненты позволяет своевременно уви­деть те

возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой

продукции, для усовершенствова­ния производимой продукции и для модернизации

техноло­гии изготовления и сбыта продукции. Прогресс науки и техники несет в

себе огромные возможности и не менее огромные угрозы для фирм. Многие

организации не в состоянии увидеть открываю­щиеся новые перспективы, так как

технический потенциал для осу­ществления коренных изменений преимущественно

создается за пределами отрасли, в которой они функционируют. Опоздав с

мо­дернизацией, они теряют свою долю рынка, что может привести к крайне

негативным для них последствиям.

Одним из мощных процессов обновления продукции и техноло­гии ее изготовления

является так называемый процесс переноса технологии, который состоит в том,

что лабораторные разработки, производимые в высокотехнологичных отраслях,

выносятся на рынок, где их могут приобрести производители продукции

различ­ных отраслей. В результате этого процесса устоявшиеся в течение многих

лет и ставшие традиционными рынки отдельных видов про­дукции могут

практически в одночасье претерпеть кардинальные изменения. Это произошло с

рынком конторских машин в резуль­тате развития компьютеров, это произошло с

рынком часов в ре­зультате введения в механизм часов интегральных схем, это

произошло с рынком аудиотехники в результате создания систем цифровой записи

звука. Множество революционных изменений в производстве новой продукции

ожидается в скором будущем в ре­зультате тех разработок, которые ведутся в

области высоких техно­логий.

Отслеживание процесса развития технологий важно не только в связи с тем, что

необходимо вовремя начать использование новых технологических достижений, но

также и в связи с тем, что органи­зация должна предвидеть и спрогнозировать

момент отказа от ис­пользуемой технологии. Это означает, что процесс изучения

техно­логической компоненты макроокружения должен способствовать выбору таких

решений, которые позволяют не опоздать с началом технологического обновления

и не задержаться слишком долго с использованием когда-то передовой технологии

и с производством когда-то нового продукта.

1.6 Технология анализа изучения отдельных компонент

Изучая различные компоненты макроокружения, очень важно всегда иметь в виду

следующие два момента. Первое — это то, что все компоненты макро окружения

сильно влияют друг на друга. Из­менения в одной из компонент обязательно

приводят, к тому, что происходят изменения в других компонентах

макроокружения. Поэтому их изучение и анализ должны вестись не по

отдельности, а системно, с отслеживанием не только собственно изменений в

отдельной компоненте, но и с уяснением того, как эти изменения скажутся на

других компонентах макроокружения.

Второе — это то, что степень воздействия отдельных компонент макроокружения

на различные организации различна. В частнос­ти, степень влияния зависит от

размера организации, ее отраслевой принадлежности, территориального

расположения и т.п. Считает­ся, что крупные организации испытывают большую

зависимость от макроокружения, чем мелкие. Чтобы учитывать это при изучении

макроокружения, организация должна определить для себя, какие из внешних

факторов, относящихся к каждой из компонент макро­окружения, оказывают

значительное влияние на ее деятельность. Кроме того, организация должна

составить список тех внешних факторов, которые являются потенциальными

носителями угроз для организации. Также необходимо иметь список тех внешних

факторов, изменения в которых могут открыть дополнительные возможности для

организации.

Пример из практики бизнеса

Пионер российского компьютерного производства (правильнее говорить о

компьютерной сборке) фирма «Аквариус Система Информ» в апреле 1995 г. объявила

о том, что она практически выхо­дит из этого бизнеса и концентрируется на

продаже в России зарубежных компьютеров. В связи с тем, что намечался выход на

российский рынок таких известных производителей компьютеров, как «Фудзицу» и

«Диджитал», «Аквариус» надеялся добиться успеха в сбытовом бизнесе.

Компьютерное же производство было решено законсервировать до тех пор, пока не

сложатся предпосылки для возврата в «производственный бизнес».

Сборкой персональных компьютеров фирма «Аквариус» занялась в 1990 году. Тогда

это было революционным начинанием и не столько потому, что «Аквариус», имея в

то время статус СП, решил заняться производством, а не, как подавляющее

большинство остальных советских компьютерных фирм, импортом компьютерной

техники. Но, в первую очередь потому, что предприятие открыло целый завод по

сборке компьютеров в г. Шуя Ивановской области. В те августовские дни 1990 года

было очень много восторженных отзывов и лестных высказываний по поводу

начинаний фирмы «Аквариус». Прогнозы были исключительно оптимистичными.

Мощности завода в Шуе позволяли производить 10000 компьютеров в месяц. В

условиях социалистической экономики важно было вписаться в систему плановых

поставок. Фирме удалось заключить выгодный договор с «СоюзЭВМкомплектом»,

осуществлявшим поставки персональных компьютеров в рамках всего Советского

Союза. В соответствии с договором «СоюзЭВМкомплект» закупил у «Аквариуса»

35.0000 персональных компьютеров. Далее эта цифра автоматически увеличилась до

75.000. К весне 1991 года завод вышел на производство 6000 песональных

компьютеров в месяц. Однако провалившийся рубль и введение повышенных

таможенных пошлин на комплектующие к компьютерам сделали совершенно невыгодным

заключенный в рублях контракт с «СоюзЭВМкомплектом» Фирма «Аквариус» пошла на

разрыв контракта и уплату штрафов. После этого ей пришлось искать покупателей

на рынке. Это заставило ее сократить производство до 1000 компьютеров в месяц.

Далее ситуация еще более усложнилась. В результате производство упало до

200-300 компьютеров в месяц, а число работников на заводе сократилось втрое: со

1500 до 50 человек. Для того чтобы завод работал безубыточно, необходимо было

производить 1500 компьютеров в месяц, но обеспечить сбыт такого количества

фирма не могла. Была сделана попытка начать производство кассовых аппаратов. Но

эта попытка не дала желаемого результатов. В условиях сокращения производства

руководство фирмы пыталось сохранить кадры, однако все-таки вынуждено было

пойти на увольнение работников. В 1995 году на заводе остались только

квалифицированные сборщики, которые выполняли функции охранников и в случае

появления заказов на компьютеры осуществляли их сборку.

Трудности 1992 года «Аквариусу» удалось преодолеть благодаря тому, что в

России начали развиваться финансовые рынки и начался бум индивидуального

жилищного строительства. Фирма пошла на диверсификацию. Переориентировав свой

капитал с компьютерного производства в финансовую сферу, сферу торговли и

строительства фирма добилась того, что их годовой оборот в 1993 году составил

примерно 100 млн. долларов. При этом на долю компьютерного направления пришлась

только четверть оборота, что было сравнимо с долей оборота в строительстве

(20%) и меньше доли оборота, приходящейся на финансовые инвестиционные проекты

(32% всего оборота) [2, c.348]

1.7 Система отслеживания внешней среды

Для результативного изучения состояния компонент макроокружения в организации

создается специальная система отслеживания внешней среды. Данная

система должна осуществлять как проведение специальных наблюдений, связанных с

какими-то особыми событиями, так и проведение регулярных (обычно один раз в

год) наблюдений за состоянием важных для организации внешних факторов.

Проведение наблюдений может осуществляться множеством различных способов.

Наиболее распространенными способами наблюдения являются:

· анализ материалов, опубликованных в периодической печати, книгах,

других информационных изданиях;

· участие в профессиональных конференциях;

· анализ опыта деятельности организации;

· изучение мнения сотрудников организации;

· проведение собраний и обсуждений внутри организации;

Изучение компонент макроокружения не должно заканчиваться только констатацией

того, в каком состоянии они пребывали ранее или пребывает сейчас. Важно также

вскрыть тенденции, которые характерны для изменения состояния отдельных

важных факторов и попытаться предсказать тренды развития этих факторов, чтобы

предвидеть то, какие угрозы могут ожидать организацию и какие возможности

могут открыться перед ней в будущем.

Система анализа макроокружения дет необходимый эффект, если она

поддерживается высшим руководством и обеспечивает его необходимой

информацией, если она тесно связана с системой планирования в организации и,

наконец, если работа аналитиков, работающих в этой системе, сочетается с

работой специалистов по стратегическим вопросам, которые в состоянии

проследить связь между данными о состоянии макроокружения и стратегическими

задачами организации и оценить эту информацию с точки зрения угроз и

дополнительных возможностей реализации стратегии организации.

2. Анализ непосредственного окружения

Изучение непосредственного окружения организации направлено на анализ

состояния тех составляющих внешней среды, с которыми орга­низация находится в

непосредственном взаимодействии. При этом важно подчеркнуть, что организация

может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого

взаимодействия и тем самым активно участвовать в формировании дополнительных

возможностей и в предотвращении угроз ее дальнейшему существованию.

2.1 Покупатели

Анализ покупателей как компоненты непосредственного окруже­ния

организации в первую очередь имеет своей задачей составле­ние профиля тех, кто

покупает продукт, реализуемый организа­цией. Изучение покупателей позволяет

организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься

покупате­лями, на какой объем продаж может рассчитывать организация, в какой

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.