реферат, рефераты скачать
 

Диплом: Проблемы финансирования фондов ОМС


Данный перечень не претендует на исчерпанность, и при более детальном специальном рассмотрении данного вопроса он, очевидно, может быть расширен. Но в данном случае при принципиальной постановке вопроса о методе измерения физического объема медицинской помощи и ее структуре мы ограничиваемся приведенными расчетами, чтобы не усложнять изложение рассматриваемого вопроса [31]. Результаты расчетов свидетельствуют, что структурные сдвиги физического объема медицинской помощи в пользу первичного звена пока еще не произошли. Более того, роль стационара даже несколько возросла. Таблица 16. Расходы на здравоохранение в России в текущих и сопоставимых ценах
1990199219941994 к 1990в % к 1992
Всего затрат на здравоохранение, млрд. руб. в текущих ценах.21,5636,2283621320458,7
В сопоставимых ценах21,59,413,763,7145,7
Физический объем услуг, млрд. усл. Единиц1172,31112,51154,498,2103,5
Стоимость 1000 усл. единиц в текущих ценах18,3571,92463213464307
В сопоставимых ценах 1990 г18,38,411,965,0141,7
В % к 1990 г10046,165,0--
Расходы на душу населения, руб. в текущих ценах145,3429119163513124,465
В сопоставимых ценах 1990 г145,363,264,2-101,5
В % к 1990 г10043,544,2--
С ускорением реформирования здравоохранения можно ожидать повышения роли первичного звена. Финансовые пропорции распределения ресурсов между стационаром и амбулаторно-поликлиническим звеном в дальнейшем должны измениться. Промышленная революция в здравоохранении, осуществляемая в странах с развитой рыночной экономикой, способствовала значительному повышению доли амбулаторно-поликлинического звена в общих расходах здравоохранения. Развитие профилактики, обнаружение заболеваний на начальных стадиях будут способствовать дальнейшему увеличению доли амбулаторно- поликлинического звена в общей сумме расходов на здравоохранение. Этот фактор, равно как и укрепление районной системы здравоохранения будет способствовать перемещению финансовых потоков с федерального на местный уровень, возрастанию доли средств субъектов федерации в консолидированном бюджете. Макроэкономическая характеристика формирования ресурсов здравоохранения дополняется анализом величины среднедушевых расходов в текущих и сопоставимых ценах. Это важно и для динамических расчетов, и для различных сопоставлений. За 1991-94 гг. все расходы на здравоохранение выросли в текущих ценах в 1320 раз, с учетом же индекса цен расходы на здравоохранение сократились примерно на одну треть. В расчете на душу населения расходы на здравоохранение составили в 1994 г. 191,6 тыс. руб., или примерно 64% от уровня 1990 года [31]. Макроэкономический анализ состояния здравоохранения включает также рассмотрение структуры расходов и ее изменение. В этом аспекте период последних лет отличается наибольшими изменениями. Как показывают приведенные в табл. 8 данные, наиболее заметное изменение претерпела в структуре расходов заработная плата: ее доля упала более чем вдвое, что связано не в последнюю очередь со снижением уровня оплаты труда медицинских работников. Одновременно с этим выросли расходы, связанные с начислениями на заработную плату, что является общей характерной чертой переходной экономики России. Из других характерных черт следует отметить снижение доли затрат на питание, приобретение мягкого инвентаря, а также увеличение доли хозяйственных расходов (включая сильно вздорожавшие тарифы на энергию, воду, коммунальные нужды) и расходов по приобретению оборудования и инвентаря, также сильно вздорожавших [31]. Важным аспектом анализа состояния финансирования здравоохранения являются международные сравнения, в частности, величины расходов на здравоохранение в расчете на душу населения. Трудности такого рода сравнений связаны с обеспечением сопоставимости полученных данных. В таблице 9 приведены расчетные данные о величине расходов на здравоохранение в целом по стране и в расчете на душу населения в долларах США. В основу расчетов взяты данные Госкомстата России по программе международных сопоставлений и приведенные выше расчеты затрат на здравоохранение и их доли в ВВП. Не вдаваясь в полемику с Госкомстатом России о корректности расчетов ВВП, полученных в результате международных сопоставлений, отметим, что даже в первом приближении сравнение среднедушевых расходов на здравоохранение говорит не в нашу пользу. При этом со временем разрыв вырос [31]. Однако механически переносить на здравоохранение показатели покупательной способности, общие для всей экономики, на наш взгляд, нельзя, так как в России товары и услуги, относящиеся к здравоохранению, относительно дешевле, чем в США. В этой связи, не проводя специальных исследований, сошлемся на мнение известного экономиста И.Бирмана, который доказал данный тезис в сравнительном анализе уровня жизни населения СССР и США. Им рассчитаны паритеты для товаров и услуг здравоохранения (рубль/доллар), равные для условий 80-х годов 0,117 – при советских весах и 0,400 при американских весах, в то время как официальный паритет до 1990 года составлял 0,52. Таблица 17 Расчет валового внутреннего продукта России по результатам программы международных сопоставлений и расходы на здравоохранение.
199019911992199319941994 в % к 1990
ВВП РФ, млрд. долларов

1268,4

1150,7

956,5

868,3738,058,2
На душу населения долларов8555,77743,86432,65839,24963,057,8
Расходы на здравоохр. РФ млрд. долларов41,936,833,838,733,379,5
На душу населения долларов282,4247,8227,1260,4223,879,2
% к ВВП3,33,23,54,44.5-
Расходы на здравоохр. В США на душу населения долларов2765278027962968,5--
Россия в % от США расходы на душу нас.10,28,98,18,8--
Таблица 18 Структура расходов на здравоохранение из консолидированного бюджета (в %)
19781993
Заработная плата57,127,0
Начисления на заработную плату1,29,4
Канцелярские и хозяйственные расходы9,212,2
Расходы на питание9,66,0

Приобретение медикаментов

и перевязочных средств

8,98,8
Приобретение оборудования и инвентаря2,610,5

Приобретение мягкого инвентаря

и обмундирования

2,31,0
Государственные капитальные вложения4,64,5
Капитальный ремонт зданий и сооружений3,36,8
Прочие расходы1,213,7
ИТОГО100100
При этих условиях соотношение физических объемов услуг здравоохранения России и США значительно возрастает. По данным за 1990 г., относящимся к СССР, среднедушевое потребление услуг здравоохранения составляло в нашей стране 11,6-39,8% от уровня США, при геометрической средней – 21,4% (16,81). По ориентировочным расчетам в 1994 г. это соотношение сократилось до 18,1%. Проведенный анализ свидетельствует о тяжелом финансовом состоянии отечественного здравоохранения. Даже используя общий, а не отраслевой индекс цен, можно видеть, что расходы, выраженные в ценах 1990 года, в расчете на условную единицу сократились более чем вдвое к 1992 году и более чем на треть в 1994 году (табл. 18). Полагаем, что оценка степени недофинансирования здравоохранения может быть произведена на основе удельных затрат (в расчете на единицу услуг). За прошедшие годы не произошло существенных изменений в материало-, энерго-, трудоемкости здравоохранения. Поэтому снижение финансовых поступлений в расчете на единицу услуг в меньшей степени, чем в 1990 году, можно считать минимальной мерой недофинансирования здравоохранения. Недофинансирование здравоохранения в комплексе с другими социально- экономическими и медико-демографическими факторами негативно отразилось на здоровье населения: возросли показатели заболеваемости, инвалидности, смертности населения. Снизилась средняя продолжительность жизни. Падение этих социальных индикаторов достигло критических размеров. Чтобы наверстать упущения в этой сфере, без увеличения расходов на здравоохранение не обойтись. Не случайно правительственные программы ставят цель в ближайшем будущем повысить удельный вес расходов на здравоохранение до 10% национального дохода или 7% ВВП [31]. Таблица 19 Стоимость медицинской помощи в текущих и неизменных ценах (руб.).
199019921994
в текущих ценахв текущих ценахв ценах 1990 гв текущих ценахв ценах 1990 г
Один койко-день в стационаре18,35728,42463211,9
Один койко-день в дневном стационаре113435147797,1
Одно посещение врача7,32283,498534,8
Одно посещение фельдшерско-акушерского пункта3,71141,749262,4
8. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ В ФИЛИАЛЕ ФОНДА ОМС г. РАДУЖНОГО Филиал Владимирского областного фонда обязательного медицинского страхования города Радужного был образован в 1995 году из сотрудников областного Фонда, ранее осуществлявших его деятельность на территории города. В своей работе филиал руководствуется Положением о филиале Владимирского областного фонда ОМС, утвержденного исполнительным директором фонда 29 декабря 1995 года [Приложения 1,2]. Основными задачами филиала являются: - обеспечение реализации закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в РФ», - обеспечение достижения всеобщности и равенства возможностей всех граждан в системе обязательного медицинского страхования, - осуществление мероприятий по достижению финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования. Структура источников формирования финансовых ресурсов здравоохранения базируется на положениях закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» [9], которые определяют следующую классификацию источников оплаты медицинских услуг: - бюджетные средства, - внебюджетные источники финансирования, - личные средства граждан, - иные источники финансирования здравоохранения. Филиал Владимирского областного фонда обязательного медицинского страхования (ВОФОМС) г. Радужного на протяжении семи лет обеспечивал высокий уровень сбора страховых взносов, коэффициент сбора на протяжении последних четырех лет составлял 94,3%. Финансирование лечебного учреждения г. Радужного на 46,5 % обеспечивается за счет средств Фонда ОМС, при этом по заработной плате - на 59,5%. За счет средств ОМС финансируются пять статей бюджетной классификации на определенные виды медицинской помощи, вошедшие в Территориальную программу ОМС: - заработная плата, код 110100 - начисления на заработную плату, код 110200 - приобретение продуктов питания, код 110304 - медикаменты и перевязочные средства, код 110302 - мягкий инвентарь, код 110303 Остальные расходы по всем видам медицинской помощи обеспечивается бюджетами всех уровней. Также полностью на бюджетном финансировании находятся услуги скорой помощи, лечение таких заболеваний, как туберкулез, психические расстройства, наркологические заболевания, врожденные аномалии. Денежные средства, полученные лечебными учреждениями за предоставленную в рамках Программы ОМС медицинской помощи направляются на статьи расходов, включенные в тарифы, в соответствии с их удельным весом [33]. Поступления в Фонд ОМС на протяжении семи лет является единственным стабильным и надежным источником финансовой базы лечебных учреждений. Обязательное медицинское страхование работающего населения осуществляется за счет страховых взносов работодателей, связанные с этим затраты включаются в себестоимость продукции, товаров и услуг. То есть основным источником развития государственной системы медицинского страхования является производство. Именно от его успешной работы зависит сама возможность существования обязательного медицинского страхования. Структура финансовых поступлений в филиал Фонда ОМС г. Радужного подтверждает данный вывод (таблица 20). Таблица 20. Структура поступлений финансовых средств в филиал Фонда ОМС г. Радужного в 1994-2000 г (тыс. руб.)
1994199519961997199819992000
Страховые взносы предприятий317,6511,5803,51029,8826,71883,52686,0

Страховые взносы

частных предпринимателей

5,751,785,3128,3124,6134,8174,3
Платежи за неработающее население-117,4310,0306,0146,9648,7764,3
В 1994 г платежи из бюджета на страхование неработающего населения не поступали. Поэтому в этот год удельный вес страховых взносов работодателей составил 98,2%. С 1995 г начали поступать платежи из бюджета, доля их составляла от 13,3% до 25,9%. Таким образом, основным источником финансовых ресурсов являлись взносы страхователей-работодателей за работающих граждан, что представлено на рис. 8. Таблица 21. Динамика поступления в филиал Фонда ОМС г. Радужного за 1994-2000 г (тыс. руб.)
1994199519961997199819992000
Размер в фактических ценах324,0964,01264,61621,41258,02816,83668,7

Индексы цен:

Цепные

1002,9731,4771,1481,277 1,921,32
Базисные1002,9734,3915,0416,43712,35916,314

Размер поступлений:

В ценах предыд. Года

324,0324,3856,21412,4985,11467,12779,3
В ценах 1994 г324,0 324,3288,0321,6195,4227,9224,9

Темпы роста

%

Цепные-297,5131,1128,277,5223,9130,2
Базисные297,5390,3500,4388,2869,41132,3

Темпы роста

%

Цепные-100,1264,0165,069,7148,9189,4
Базисные-100,188,999,360,370,369,4

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.