реферат, рефераты скачать
 

Информационные технологии в деятельности военных комиссариатов субъектов РФ


-             из учреждений медико-социальной экспертизы поступают документы об установлении группы и причины инвалидности гражданам, уволенным с военной службы, если это влияет на размер пенсии или пособия, в учреждения Сберегательного банка Российской Федерации направляются разрешения на выплату пенсии и поручения на единовременную выплату, а также осуществляется широкопрофильный документооборот с другими учреждениями и организациями.

Таким образом, военные комиссариаты субъектов Российской Федерации являются главным исполнительным и связывающим звеном во всей деятельности органов социального обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, через которое проходит большой поток документов. Если принять во внимание, что в подчинении военного комиссариата субъекта Российской Федерации находится от 15 до 65 военных комиссариатов муниципальных образований, состоит на учете от 10 тыс. до 200 тыс. пенсионеров, а Законом Российской Федерации установлен 10-дневный срок для назначения пенсии [1. ст.52], то правомерно встает вопрос об автоматизации работы по социальному обеспечению. В настоящее время центрами социального обеспечения военных комиссариатов субъектов Российской Федерации эксплуатируется программа, автоматизирующая выполнение расчетных и учетных задач.

Однако необходимо рассмотреть возможность более широкого и планомерного внедрения современных информационных технологий в этом направлении с учетом практического опыта использования информационных технологий, как военными комиссариатами, так и федеральными органами государственной власти и управления.

ГЛАВА II

ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ

ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВОЕННЫХ КОМИССАРИАТОВ СУБЪЕКТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Информационные технологии - это загадочное для многих понятие, которое не имеет четко определенного значения, до настоящего времени не разработано общей теории информационных технологий как системы целостных взаимосвязанных приемов, методов и средств обработки информации, не определено само понятие "информационная технология". Законодатель определил многие термины, например "информация", "информатизация", "информационные процессы", "информационная система", "информационные ресурсы" [2. ст.2], однако понятие "информационная технология" было им упущено из внимания, несмотря на то, что оно широко использует в тексте многих нормативных правовых актов Российской Федерации и существует система ГОСТов "Информационная технология".

В настоящее время информационные технологии понимаются как работа на компьютере или упрощаются исключительно до ассоциаций с компьютерами и программным обеспечением, например, Министерством финансов Российской Федерации в форме Сведений об использовании информационных технологий в деятельности бюджетного учреждения, утвержденной Инструкций о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности [12]. Это в корне неправильно и не допустимо, потому что компьютер - это только инструмент, который позволяет упростить и ускорить работу.

Иной подход к пониманию сущности информационных технологий прослеживается в разных учебных пособиях по информатике, в которых дается определение этого понятия. Однако и в них все сводится к узкому пониманию информационных технологий как комплекса методов, способов и средств автоматизации информационной деятельности [35. стр.4] и обеспечения информационного процесса [39. стр.232]. Эти определения не являются полными и всеобъемлющими по той причине, что существенно снижают роль информационных технологий как основы построения систем управления и массового обслуживания, оптимизации работы информационной системы или коллектива организации.

Необходимо обратить внимание, что информационные технологии не существуют сами по себе, а являются неотъемлемой частью информационных систем [2. ст.2], что продемонстрировано в приложении 1. Их можно сравнить с инструментом, который лежит без дела до тех пор, пока не будет использован мастером по своему прямому назначению. Применение для выполнения несвойственной функции аналогично приводит или к излишнему расходованию ресурса работы, или к неэффективному использованию.

Поэтому рассмотрение и анализ применяемых информационных технологий осуществляется исключительно в комплексе с самими информационными системами.


2.1 Информационные технологии как основа оптимизации

деятельности органов государственной власти

Российской Федерации


Для понимания сущности информационных технологий необходимо обратиться к сущности составляющих этот термин слов: "информация" и "технология".

В различных источниках, в том числе в законе [2. ст.2], дается определение понятия "информация", но они поражают своей упрощенностью, сведением всей полноты сути к простому отождествлению с отображением действительности. Такая трактовка и приводит к ограниченности понимания сути понятия "информационная технология". Непонимание сути термина приводит к тому, что в любого рода документах используется множественное число понятия "информационная технология" - "информационные технологии", что позволяет оперировать термином без осмысления его значения.

Таким образом, несмотря на то, что работа имеет прикладной характер и не имеет цели изучения теории информации и информатики, необходимо четко определить термин "информационная технология".

Безусловно, с системной точки зрения заслуживает внимания определение Симоновича С.В.: "Информация - это продукт взаимодействия данных и адекватных им методов" [34. стр.13], "информация возникает и существует в момент диалектического взаимодействия объективных данных и субъективных методов" [34. стр.15], иными словами - информация - это обработанные в соответствии с определенными требованиями потребителя данные (или сведения) о каких-либо явлениях, объектах, событиях, процессах и лицах.

Понятие "технология" имеет более устойчивое и однородное определение в различных источниках, которое можно сформулировать как определенная документами последовательность (или совокупность) действий, направленных на достижение поставленной цели.

Диалектическое объединение понятий "информация" и "технология" позволяет раскрыть понятие "информационная технология" как установленную нормативными документами систему действий и средств (инструментов) по преобразованию данных (сведений) о лицах, явлениях, объектах, событиях и процессах в соответствии с определенными требованиями заинтересованных потребителей информации. Упрощенно последовательность преобразования данных представлена в приложении 2.

Корневым стержнем является последовательность действий, которая определяется требованиями пользователя, вырабатываемыми в соответствии с целью его деятельности, регламентирующими документами в сфере приложения информационной технологии, на основе этих параметров определяются формализованные документы, которые должны быть на всех этапах обработки данных и представления информации. Необязательными элементами могут быть оптимизирующие компоненты (например, база данных) и технические средства (например, компьютер или аппаратура связи), которые усовершенствуют работу, а также орган, уполномоченный осуществлять регламентацию деятельности, и специализированная по предоставлению технических средств организация, являющиеся в определенных условиях внешними факторами.

Наглядное представление сущности термина "информационная технология" дано на рис. 5.





Уполномоченный

орган


















Регламентирующие

документы








Требования

пользователя










Объект

изучения

Данные

(сведения)


Формализованные

документы


Информация

Цель

изучения

(обработки)

Пользователь

(заказчик)


Последовательность

действий





Оптимизирующие

компоненты





Операторы

(исполнители)








Технические

средства


















Специализированная

организация






Рис. 5.    Принципиальная схема организации и внешних связей информационной технологии.


Детальное рассмотрение представленной схемы неизбежно подводит к выводу, что информационная технология - это не что иное, как система со своими элементами, подсистемами, связями и внешней средой. Следовательно, информационная технология должна обладать свойствами, присущими только системам: принципом эмерджентности (в соответствии с которым система обладает качествами, не присущими изолированным друг от друга отдельным составляющим ее элементам) и синергическим эффектом (дополнительным эффектом, возникающим при совместном, взаимосвязанном действии элементов системы, который может быть как положительным, так и отрицательным в зависимости от организации системы) [37. стр.49].

Действия должны выполняться каким-либо персоналом, если пользователь является заказчиком и не выполняет определенные действия по обработке данных. В случае, если пользователь самостоятельно выполняет что-либо, то все равно он выполняет функции оператора. Таким образом, кто бы ни исполнял функции непосредственной работы с данными, в структуру информационной технологии включается оператор - человек, непосредственно осуществляющий техническую работу.

Подводя итог всему вышесказанному, можно окончательно сформулировать определение понятия "информационная технология" - это установленная нормативными документами система действий и средств (инструментов) по преобразованию данных о лицах, явлениях, объектах, событиях и процессах в соответствии с определенными требованиями заинтересованных потребителей информации. С этой точки зрения, можно уверенно заявить, что информационные технологии являются основой оптимизации работы любого общественного организма в силу своей четкости строения и появления эмерджентности и синергизма.

Понимание этого нашло отражение в Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации 2004 года № 1244-р:

"Основной целью использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти является повышение эффективности механизмов государственного управления на основе создания общей информационно-технологической инфраструктуры, включающей государственные информационные системы и ресурсы, а также средства, обеспечивающие их функционирование, взаимодействие между собой, населением и организациями в рамках предоставления государственных услуг" [11. п.1].

Отмечено, что "Государственная политика в сфере использования информационных технологий в государственном управлении призвана обеспечить координацию деятельности федеральных органов государственной власти по созданию государственных информационных систем и повышение эффективности бюджетных расходов в этой сфере" [11. п.1].

В результате реализации этой Концепции ожидается формирование эффективной системы предоставления государственных услуг на основе использования информационных технологий, названное "электронное правительство" [11. п.1].

Информационные технологии с применением современной электронно-вычислительной техники и средств связи полномасштабно используются многими органами государственной власти, связывая между собой центральные и территориальные органы. Стимулом к расширению применения информационных технологий во всех сферах деятельности нашего общества стало принятие Федерального закона № 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" в 2002 году.

Ярким и достойным подражания примером является Федеральная налоговая служба Российской Федерации. Этой организацией и ее предшественниками разработан целый ряд находящихся во взаимосвязи нормативных документов, регулирующих применение информационных технологий различного направления в системе налогообложения, оптимизирующих работу налоговых органов и взаимоотношения с налогоплательщиками:

-            с 2002 года организована, функционирует и постоянно совершенствуется система взаимодействия с налогоплательщиками и другими организациями, представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи [13,14,16,20,22,23];

-            с 2003 года организовано тесное взаимодействие с Фондом социального страхования Российской Федерации при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в электронном виде [15];

-            с 2004 года организовано представление сведений, включенных в записи Единого государственного реестра юридических лиц и в записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, для формирования соответствующих баз данных по субъектам Российской Федерации и по Российской Федерации в целом на базе применения современных информационных технологий [17];

-            с 2004 года осуществляется полномасштабный обмен документами в электронном виде между территориальными и центральными органами Министерства по налогам и сборам Российской Федерации [18];

-            с 2005 года организовано взаимодействие и взаимный информационный обмен с Федеральной регистрационной службой в электронном виде [19];

-            с 2005 года внедряется система информирования населения по вопросам налогообложения с использованием средств массовой информации и web-технологий [21].

В представленных для анализа нормативных документах, разработанных налоговыми органами Российской Федерации, прослеживается заинтересованность руководства в создании полной и всеобъемлющей системы, удобной как для работы самих налоговых органов, так и налогоплательщиков, интеграции в мировую информационную среду, оперативного управления центральными и территориальными налоговыми органами.

Аналогичная работа проводится другими министерствами, ведомствами и государственными организациями Российской Федерации. В 2000 году приказом Министерства юстиции Российской Федерации 2000 года № 10 утверждена Концепция информатизации Министерства юстиции Российской Федерации [24]. В 2005 году в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования 2005 года № 101 введен в промышленную эксплуатацию Программный комплекс централизованной технической поддержки пользователей в территориальных фондах обязательного медицинского страхования на основе Web-технологий [25].

Активно используется с 2004 года электронный документооборот с применением электронной цифровой подписи, как средство повышения оперативности и эффективности управления органами государственной власти Москвы [33].


2.2 Основные направления применения

информационных технологий военными комиссариатами

субъектов Российской Федерации


Министерство обороны Российской Федерации, как и другие федеральные органы исполнительной власти, интенсивно внедряет информационные технологии по основным направлениям своей деятельности, например генерал армии А.Московский в статье "АСУ только для Минобороны" подчеркнул возрастающую роль автоматизации и информатизации в Вооруженных Силах Российской Федерации: "Анализ современного мирового опыта военных операций показывает, что их успешное проведение требует своевременного комплексного информационного обеспечения боевых действий ... пункты управления оснащаются локальными информационными сетями, средствами вычислительной техники" [43]. Однако увлечение компьютеризацией привело к проблеме: "нарастания негативных тенденций, которые в значительной степени стали тормозить дальнейшее эффективное развитие и использование современных информационных технологий … накопилось неоправданно большое разнообразие программных средств, программного обеспечения, информационных технологий в основном зарубежного производства".

Автором отмечено, что в настоящее время используется около 60 типов операционных систем, около 50 типов систем управления базами данных, более 100 протоколов информационного обмена, большинство из этих программных средств не имеют необходимых средств защиты. Причиной этого названо отсутствие единой программно-технической платформы, проведение сотен дублирующих разработок программно-технических комплексов и автоматизированных систем различного назначения. Следствием такой бессистемной политики стало многократное увеличение финансовых затрат и времени на дублирующие разработки, разрыв информационного пространства Вооруженных Сил Российской Федерации на большое количество несовместимых фрагментов, снижение его защищенности, что в конечном счете привело к потенциальной уязвимости в информационном противоборстве [43].

Положение с применением информационных технологий в военных комиссариатах субъектов Российской Федерации в полной мере соответствует общей ситуации в Вооруженных Силах Российской Федерации: отсутствует единый подход к разработке и внедрению проектов (все зависит от финансовых возможностей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые раньше являлись основным "спонсором" военных комиссариатов), используются не имеющие общей платформы, разрозненные, малосвязанные и несовместимые между собой программы и аппаратно-программные комплексы, которые не позволяют построить общую картину состояния дел в военном комиссариате субъекта Российской Федерации и в подчиненных военных комиссариатах муниципальных образований.

На вооружении военных комиссариатов субъектов Российской Федерации находятся несколько информационных систем постоянного применения. Особое значение отводиться информационным системам специального назначения. К ним относятся системы военного назначения, создаваемые под эгидой Министерства обороны Российской Федерации. Важную роль играют также общие информационные системы, в которых военные комиссариаты находятся в постоянном взаимодействии с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и учреждениям. Например, в военном комиссариате Смоленской области совместно со Смоленским государственным педагогическим университетом и администрацией области создана Электронная книга памяти, программная оболочка которой была продемонстрирована на выставке-семинаре "Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере управления и образования" [42].

В работе не рассматриваются общепринятые информационные системы обработки цифровой и текстовой информации, например, пакет Microsoft Office, и информационно-справочные правовые системы "Гарант" и "КонсультантПлюс", однако следует отметить последовательность и целостность применяемых в них информационных технологий, позволяющих пользователям эффективно использовать эти программы в практической деятельности.

Анализ применяемых в военных комиссариатах субъектов Российской Федерации информационных технологий можно провести по направлениям: воинский учет и предназначение мобилизационных ресурсов, организация связи между военными комиссариатами, организация работы финансово-экономических органов, учет пенсионеров и назначение пенсий. Выбор направлений осуществлен по следующим основаниям: охвачены практически все направления служебной деятельности военных комиссариатов; применяемые информационные технологии наиболее развиты и применяются, как правило, большинством военных комиссариатов.


Воинский учет и предназначение мобилизационных ресурсов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.