реферат, рефераты скачать
 

Мобилизационная подготовка здравоохранения


В современных условиях накопление материальных средств приобретает особое значение не только для повышения устойчивости и восстановления экономики, но и в целом для обороноспособности государства.

Какой бы ни был достигнут уровень устойчивости экономики и государства в целом в мирное время, как бы не были совершенны Вооруженные Силы, они не могут выполнить возлагаемые на них задачи, если в мирное время не будут накоплены материальные резервы, которые дадут возможность в особый период какое-либо время обеспечивать военные потребности экономики.

Резервы существовали еще при феодальном строе. Особенно это касается запасов продовольствия. Запасы продовольствия известны еще в Киевской Руси. При раскопках 1929 года Донецкого городища, относящегося к 10-11 векам, обнаружены специально оборудованные ямы для хранения зерна.

Особенно значительные запасы продовольствия сосредотачивались в княжеских и боярских усадьбах, а так же в монастырях на случай ведения военных действий.

В последствии в царской России так же большое значение уделялось созданию запасов. Особенно они возрастали перед войной и сосредотачивались в предполагаемых районах ведения военных действий и вдоль границ.

Начало создания системы государственных резервов Российской Федерации было положено в 1931 году. Первоначально закладки в государственный резерв носили разовый характер. Но, начиная с 1935 года стали утверждаться годовые планы накопления материалов и товаров в этом резерве.

Накопленные к началу 40-х годов запасы продовольственных и промышленных товаров, материалов и нефтепродуктов сыграли важную роль в обеспечении армии и тыла в период Великой Отечественной войны.

Активно использовались запасы государственного и мобилизационного резервов при восстановлении разрушенных войной промышленности и сельского хозяйства.

В 60-90 годы система государственного резерва продолжала развиваться. В 1994 году был принят Федеральный закон «О государственном материальном резерве», который устанавливает общие принципы формирования, размещения, хранения, использования и освежения запасов государственного резерва и регулирует взаимоотношения в этой области.

Законом определено, что формирование, хранение и обслуживание запасов государственного резерва обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление государственным резервом, его территориальными органами и организациями, которые образуют единую федеральную систему государственного резерва Российской Федерации (система государственного резерва).

В настоящее время управление системой государственного резерва осуществляет Федеральное агентство по государственным резервам.

Прошлые мировые войны показали, что для ведения войны необходим огромный расход материальных ресурсов. Например, в первую мировую войну только русская армия израсходовала около 1 млн. тонн различных боеприпасов, а в Великую Отечественную войну расход боеприпасов составил уже более 8 млн. тонн.

В связи с неуклонным ростом технической оснащенности Вооруженных Сил увеличилось и потребление горюче-смазочных материалов (ГСМ). Так в Великую Отечественную войну расход ГСМ составил свыше 13 млн. тонн. Расчеты показывают, что для проведения фронтовой наступательной операции требуется около 300 тыс. тонн горюче-смазочных материалов. В целом горюче-смазочные материалы составляют сейчас более 50% общего веса материальных средств, необходимых Вооруженным Силам.

Накоплению материальных средств придается большое значение и в зарубежных государствах. Так, чтобы обеспечить наращивание выпуска военной продукции в США с 1961 года продолжают хранить в государственных запасах стратегическое сырье и дефицитные материалы на сумму около 2 млрд. долларов, хотя по расчетам американских специалистов на трехлетний период его необходимо иметь на сумму 4 млрд. долларов.

Среди запасов стратегического сырья в США имелось: алюминия — 1720 тыс. тонн, никеля—997 тыс. тонн, меди — 910 тыс. тонн, цинка— 1290 тыс. тонн и т.д..

Наряду с запасами стратегического сырья в США имеются значительные запасы продовольствия на сумму около 8 млрд. долларов, которые могут покрывать потребности страны в течение двух лет войны.

Важнейшим средством сохранения накопленных запасов материальных средств является их рассредоточение, сохранение, своевременное освежение (замена) и поддержание в готовности к использованию по предназначению. Особого подхода к рассредоточению и защите требуют нефтепродукты, легко воспламеняющиеся, взрывчатые, радиоактивные вещества, медицинские иммунобиологические препараты, отравляющие и ядовитые вещества, которые при их уничтожении или разрушении хранилищ могут вызвать вторичные поражения и значительно усложнить обстановку как в районах боевых действий, так и в далеком тылу.

Государственный резерв является особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей, предназначенным для использования в целях и порядке, предусмотренных Федеральным законом о государственном материальном резерве.

В состав государственного резерва входят запасы материальных ценностей для мобилизационных нужд Российской Федерации (далее мобилизационный резерв), запасы стратегических материалов и товаров, запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Общие принципы формирования, размещения, хранения, использования, пополнения и освежения запасов материальных ценностей регламентируется Федеральным законом от 29.12.1994 года № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве».

Государственный резерв предназначен для:

— обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации;

— обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

— оказания государственной поддержки различным отраслям народного хозяйства, организациям, субъектам Российской Федерации в целях стабилизации экономики при временных нарушениях снабжения важнейшими видами сырья и топливно-энергетических ресурсов, продовольствия, в случае возникновения диспропорций между спросом и предложением на внутреннем рынке;

— оказания гуманитарной помощи;

— оказания регулирующего воздействия на рынок.

1. Краткая историческая справка.

В России общественные запасы появились в IX веке, когда родовую общину крестьян сменила соседская. Организационные основы накопления, хранения, учета, контроля и формирования централизованной системы управления государственными запасами были заложены при Петре I, а у истоков научного обоснования длительного хранения продукции стояли великие русские ученые М.В.Ломоносов и Д.И.Менделеев. Впоследствии отдельные исследования в области длительного хранения выделились в самостоятельные научные направления.

Сведения о сохранении зерна в доклассовом обществе были получены в результате раскопок поселений Трипольской культуры, относящейся к III тысячелетию до н.э. и получившей название от села Триполье (недалеко от Киева). В то время зерно хранили в ямах, обмазанных изнутри глиной, или в больших сосудах — корчагах, размещенных в жилищах по 10-15 штук.

Как известно, к У1-У11 вв. славяне прошли большой путь культурного развития и жили оседло. Они жили патриархально-родовыми общинами в поселениях, размещенных на возвышенных местах и огороженных рвом и валом с частоколом. В каждом селении имелись строения для хранения общинных продовольственных запасов, где зерно хранилось в больших деревянных кадках или цилиндрических ямах со сводчатым верхом, вырытых в материковой глине. Стены таких ям обычно перед загрузкой зерном обжигали докрасна. Ямы различных размеров и конфигурации, нередко выложенные изнутри деревом или берестой, расположенные под жилищем или по соседству с ними, были обнаружены при раскопках Донецкого городища вблизи Харькова, на месте древнего Киева, а также при раскопках одного из главных городов Булгарского государства Х-Х1У веков (на территории нынешней Татарии) и столицы Рязанского княжества.

При феодальном строе большие запасы продовольствия хранились в монастырях, замках, укрепленных княжеских или боярских усадьбах, на территории которых обязательно находились хозяйственные постройки и помещения: погреба, подземелья, ямы, амбары, клетки и другие приспособления, в которых хранили зерно, вино, мед, орудия труда, вооружение ратников.

Большую роль в хранении продукции играла церковь. Все находившиеся в торговом центре города церкви и монастыри имели складские помещения, что получило отражение и в архитектуре древнерусских церквей, имевших так называемые подцерковья.

В Московском Кремле издавна существовал городской житный двор (городские житницы), расположенные вдоль Кремлевской стены от Собакиной башни до Троицких ворот (эта сторона Кремля была наиболее защищена от вражеских нападений). Утица в Кремле, шедшая от Никольских ворот к Троицким, называлась Житницкой, так как на ней находились хранилища зерна.

Для создания запасов использовали дань, взимаемую натурой или деньгами, военную добычу, результаты труда эксплуатируемых смердов. Запасы князей и феодалов расходовались на ведение войн, содержание дружин, т.е. имели государственное назначение.

В XV веке княжества объединились в единое государство с центром в Москве, при правлении Ивана Калиты (1462-1505 годы) на общегосударственное благо были созданы материальные запасы целевого назначения, прежде всего оборонного. Князь добился у Золотой Орды права собирать с русских земель дань для хана, при этом часть ее утаивал и умело использовал для объединения земель вокруг Москвы.

Для смягчения губительного последствия частых неурожаев, Иван Кали-та учредил во всех городах магазины, где хранились запасы хлеба из расчета на 3-х летнюю потребность населения городов. Каждый год 1/3 запасов продавали и вместо них заготавливали свежий хлеб. При Иване Калите впервые были созданы постоянные правительственные учреждения, названные впоследствии приказами. Количество и качество продовольственных запасов подвергали ревизии — проверке.

Значительное социально-экономическое явление в истории русского государства ХУ1-ХУП веков представляли собой монастыри, которые активно осваивали огромные незаселенные пространства Древней Руси. Впоследствии они стали держателями больших запасов продовольствия. Дошедшие до нас подробные сведения о Соловецком монастыре свидетельствуют о том, что в нем многочисленные житницы и погреба были заполнены продуктами, которых могло хватить на многие годы.

Усилия государственной власти допетровской России в деле государственной системы снабжения войск продовольствием подготовили предпосылки для последующих радикальных реформ. Петр 1 коренным образом преобразовал систему продовольственного снабжения войск, в том числе и , хранения запасов, создав сеть магазинов (1718 год в Петербурге, 1719 год в Риге, Ревеле, Смоленске, Киеве и Выборге). В указанных магазинах сверх плановой нормы хлеба предписывалось иметь запасы хлеба из расчета двухлетней потребности гарнизона города. Большое внимание уделялось качеству продуктов, предназначенных для запасов и их сохранности. Петром I ; был внесен существенный вклад и в создание государственных сырьевых и промышленных резервов (создаются запасы так называемых железноделательных и медеплавильных заводов, а также запасы различных руд, включая так называемые болотные руды. Были заложены организационные основы ; накопления, хранения и учета запасов, контроля за их расходованием, по-" строена система централизованного управления запасами. Но идея Петром II о повсеместном создании хлебных запасных магазинов на случай неурожая I не была реализована, несмотря на то, что к ней неоднократно возвращались 1733, 1754 и 1758годах.

При Екатерине II была сделана новая попытка создания государственных запасов в городах по указу от 20 августа 1762 года. А в 1766 году ей утверждена «ведомость о запасном хлебе, полагаемом для содержания в магазинах».

Запасные хлебные магазины в Петербурге и Москве имели особое значение и находились в непосредственном ведении царицы, а хлеб в них должны были закупать из «первых рук».

К концу XVIII века наряду с хлебными запасами были созданы двухгодичные централизованные запасы соли.

С конца XVIII века в России в недрах феодально-капиталистической системы зарождаются капиталистические отношения. В связи с этим существенно меняются организация и содержание запасов, основанная на принципах свободной торговли, присущих капитализму. Государственные запасы заготавливаются подрядным способом по договорам с поставщиками-подрядчиками и как разновидность ее — комиссионерская закупка. А в 1816 году были разработаны и введены в практику законы, регламентирующие создание постоянных государственных запасов продовольствия для гражданского населения. В 1834 году при Николае 1 было разработано «Положение о запасах для пособия в продовольствие» (с 1857 года — «Устав о народном продовольствии»). После крестьянской реформы устав был несколько переработан и действовал вплоть до 1917 года.

В 1834 году было разработано подробное наставление о строительстве сельских хлебных запасных магазинов, хранении, освежении и отпуске запасного хлеба, проверке запасов, обязанностях смотрителя магазина, причем эту должность утверждало волостное начальство или помещики. Смотритель должен бал принимать хлеб, следить за сохранностью и выдавать его. Хлеб в магазин принимали только зерном. В наставлении четко регламентировались положения о порядке возведения магазина: фундаменте, высоте от пола до потолка, покрытии крыши, отделениях с закромами, борьбе с грызунами, проветривании, сроках освежения запасов.

С отменой крепостного права с 1861 года изменился и порядок создания запасов продовольствия для гражданского населения. Сельские магазины перешли в собственность крестьянских обществ, и помимо государственных запасов стали создавать общественные (страховые) запасы продовольствия. Сельский сход назначал смотрителей и определял размеры ссуд. Сохранность и использование запасного общественного хлеба контролировали сельские старосты и волостные старшины, а с 1864 года - земские учреждения.

После войны с Турцией (1877-1878 годы) были сделаны попытки накопить запасы провианта и фуража в количестве, необходимом на период мобилизации и сосредоточения войск в случае войны. Достаточные продовольственные запасы были созданы только в районах примыкающих к западным границам. На других границах продовольственные запасы были незначительными, особенно на Дальнем Востоке на границе с Японией. Война с Японией (1903-1905 годы) показала, что русская армия потерпела поражение из-за необеспеченности не только военным снаряжением, но и одеждой, обувью, продовольствием. Русско-японская война продемонстрировала острую необходимость создания государственных запасов продовольствия и управления ими.

В 1913 году были пересмотрены нормы запасов для муки и крупы, сроки их хранения (минимальные — три года, средние - пять лет и максимальные — десять лет).

Создание в мирное время больших запасов для целей войны считалось дорогим и хлопотным делом. Однако с первых дней войны 1914 года продовольственные запасы нарастали с каждым днем. В централизованном порядке правительство в 1914-1915 годах заготовило 305 млн. пудов хлеба, в 1915-1916 годах- 502 млн. пудов, а в 1916-1917 годах - 540 млн. пудов. Снабжение гражданского населения продовольствием было недостаточным, и правительство вынуждено было только за период с 1 августа 1915 года по 1 февраля 1916 года передать из армейских запасов 31395 тыс. пудов различного хлеба.

Начало XX века ознаменовалось наступлением технической революции -эры моторов. В связи с чем возросла потребность в его запасах, в первую очередь государственных, для оборонных целей, а также для различных отраслей промышленности и транспорта. Рост добычи нефти и выработки нефтепродуктов поставил перед русскими учеными ряд сложных технических проблем по организации транспортирования и хранения. Многие из них были решены В.Г.Шуховым, создавшим первым в России железные клепаные хранилища, которые использовались для хранения запасов топлива.

Производство цветных металлов (медь, свинец и цинк) в 1913 году было незначительным, а олово, никель, сурьма, алюминий, редкие металлы импортировали, что вызвало необходимость создания их государственных запасов.

Рост объемов запасов вызвал необходимость хранения продовольственных запасов в консервированном виде в банках. Наравне с мясными консервами начали изготавливать сушеные овощи, а позже и мясо-растительные консервы. В 1907 году была утверждена «Инструкция по наблюдению за изготовлением, укупоркой и приемом жестяночных томатных консервов, поступающих в неприкосновенные запасы» и устанавливался годичный срок их хранения.

Показатели качества продуктов и методы их определения на протяжении XVIII— XIX веков изменялись очень мало. Как писалось в Военном сборнике (1867 год) «... опытность и добросовестность приемщика служат единственной гарантией в доброкачественности продукта». Оценку качества продуктов производили несовершенными методами («Свод военных постановлений», 1869 год).

В 1867 году при Военном министерстве был создан технический комитет, в задачу которого входило следить за всеми новинками и производстве нужной для армии продукции и разрабатывать технические приемы для определения «истинного качества» продуктов. В 1869 году техническим комитетом разработаны и технические требования к армейским продовольственным складам.

Первые годы после Февральской буржуазной и Октябрьской социалистической революций происходили в условиях голода, разрухи и развала железнодорожного транспорта и промышленности. Советское правительство принимает титанические усилия по выводу страны из создавшегося серьезного положения. В период индустриализации (1925-1926 годы) в государстве все еще нет никаких продовольственных резервов. В истории страны 1926 год занимает особое место, так как в этом году было положено начато образованию постоянного государственного продовольственного фонда, а в 1927 году Совет Народных Комиссаров СССР принимает положение о постоянном государственном хлебном фонде, регулирующее образование, хранение и использование государственных хлебных запасов.

В первые годы образования государственных продовольственных резервов СССР управление и контроль за ними осуществляли Народный Комиссариат внешней и внутренней торговли, Совет Труда и Обороны и в 1927 году создается мобилизационный фонд пшеницы, ржи, овса и крупы в размере 1, 6 млн. тонн. Проблема государственных хлебных ресурсов нашла отражение и в первом пятилетнем плане народного хозяйственного строительства СССР, утвержденном в 1929 году. Только в результате увеличения производства сельскохозяйственной продукции к 1931 году были созданы постоянные запасы хлеба и фуража. Таким образом, история государственных резервов советского периода фактически началась в конце 20-х - начале 30-х годов XX века.

В связи с расширением номенклатуры закладываемых в резерв товаров и материалов и возросшими объемами накопления постановлением Совнаркома СССР от 17 октября 1931 года был образован Комитет резервов при Совете Труда и Обороны (Комитет резервов). Этот день считается датой рождения системы государственных резервов в СССР. Первым руководителем Комитета резервов был назначен В.В.Куйбышев. В регионах постановлением СНК СССР от 18 ноября 1931 года были организованы отделы и инспекции резервов при уполномоченных НКВД.

С образованием Комитета резервов в его ведение были переданы все мобилизационные запасы, находящиеся в разных учреждениях, организациях и предприятиях, а также мобилизационный и государственный хлебные фонды. В начальный период создания системы госрезервов объемы накопления • материалов устанавливались исходя из годового потребления и производства. Первоначально резервы были незначительными и к концу 1931 года оценивались в 30 млн. рублей (2 млн. тонн хлеба, 1827 тыс. тонн угля и т.д..). В 1931 году была утверждена номенклатура резервов по стратегическим материалам отечественного производства по 11 наименованиям и 68 импортным. На Комитет резервов, отделы и инспекции при уполномоченных НКВД на местах были возложены задачи количественного учета запасов и контроль за экономным расходованием. В 1935 году Комитет резервов возглавил В.Я.Чубарь.

В связи с ликвидацией Совета Труда и Обороны постановлением СНК СССР от 29 августа 1937 года Комитет резервов был преобразован в Управление государственных резервов при СНК СССР (Управление резервов), которое возглавил А.П.Розенгольд.

С 1 ноября 1937 года отделы и инспекции резервов из системы НКВД перешли в непосредственное ведение Управления госрезервов (на местах было организовано 16 отделов и 19 инспекций, что положило начало образованию современных территориальных управлений - местных органов госрезервов). В 1938 году Управление госрезервов возглавил А.В.Николаев.

В октябре 1938 года руководителем Управления госрезервов был назначен М.В.Данченко, на долю которого выпали самые тяжелые испытания в истории системы госрезерва.

В конце 1939 года Управлением госрезервов была начата работа по подготовке Положения о госрезервах — первого основополагающего документа о принципах формирования в СССР единой системы государственных материальных резервов, размещения, хранения, использования, пополнения и освежения государственных запасов, структуры системы госрезервов, которая в основных чертах сохранена до настоящего времени. В систему госрезервов этого периода входило 16 территориальных управлений, численностью 1500 человек. В ведении каждого территориального управления находилось от 2 до 10 баз госрезерва, а под контролем находились тысячи пунктов ответственного хранения госрезервов.

В связи со сложной международной обстановкой в предвоенные годы возникла необходимость в увеличении мобилизационных запасов для армии и оборонных отраслей промышленности. Материальные ценности для мобилизационных резервов на всех этапах накапливали в результате централизованного выделения ресурсов. Порядок накопления и структура материальных ценностей мобилизационного резерва постоянно совершенствовались. Вначале это трактовалось как накопление мобилизационных запасов для войск, а затем как накопление наиболее важных материалов для потребностей оборонных отраслей промышленности. В 1929 году на заседании рассматривались вопросы о мобилизационных фондах как о дополнительном снабжении армии в период мобилизационного развертывания и о создании специальных резервов обороны. Было решено, что на период мобилизации армия должна обеспечиваться за счет неприкосновенных запасов, а в первые два месяца войны - за счет мобилизационных резервов. В 1932 году было принято постановление об образовании мобилизационных резервов для нужд армии ветеринарного, вещевого, обозного, медицинского и санитарного имущества, а с 1934 года запас хлорной извести. Госплан СССР выделял специальные фонды на образование мобилизационных запасов. В 1937 году СНК СССР утвердил инструкцию Комитета резервов об освежении мобилизационных запасов. Предусматривалось освежение запасов без разрыва во времени, а готовых изделий -с разрывом во времени до трех месяцев. С 1939 года расширяется номенклатура материальных ценное гей мобилизационного резерва: закладываются изделия и материалы для вооружения, авиационной, автотракторной и другой боевой технике, а также санитарно-хозяйственное, вещевое, обозное и медико-санитарное имущество. Были разработаны табели оснащения медицинским имуществом специальных формирований. Расходное медицинское имущество (лекарственные средства, перевязочные материалы и т.п.) для тыловых госпиталей было рассчитано на трехмесячную потребность, а сложное и дорогостоящее оборудование, используемое в медицинских учреждениях в мирное время, приписывалось в мобилизационный период к специальным формированиям. Своевременному накоплению мобилизационных резервов придавалось большое значение. Этот вопрос периодически рассматривали и наркоматы, и правительство страны. Особенно большое значение придавалось укомплектованию имуществом специальных формирований, подлежащих развертыванию в военное время, в том числе службы гражданской обороны.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.