реферат, рефераты скачать
 

Перспективы совершенствования Вооружённых Сил Российской Федерации


Сегодня следует признать, что политика объединения военных академий с военными училищами в качестве филиалов была ошибочной. Она привела, в первую очередь, к снижению статуса системообразующих ВВУЗов, оттоку из них профессорско-преподавательского состава высшей категории. Объединение, а фактически «скрытое сокращение» привело к тому, что юридически в Министерстве обороны числится 57 ВВУЗов, но  на деле их гораздо больше. При этом около половины существующих ВВУЗов имеют емкость менее 1000 слушателей и курсантов, что не только противоречит общемировой практике, но и значительно удорожает и без того высокую стоимость обучения, затрудняет создание квалифицированных педагогических коллективов.

В настоящее время в Министерстве обороны считается затратным готовить курсантов в военных училищах по двум специальностям (военной и гражданской).  Многие молодые люди в последние  годы используют обучение в военных вузах как способ получения бесплатного образования и одновременно как возможность уклониться от службы в армии. Ввиду несовершенства законодательной базы в РФ ежегодно 7-8 тыс. курсантов покидали стены военных училищ и продолжали обучение в гражданских ВУЗах, а около 10 тыс. выпускников-лейтенантов оставляли военную службу сразу после получения диплома.

Предстоит большая работа по ликвидации опасного разрыва плановой смены поколений, когда офицеры советской школы уже ушли или уйдут в ближайшие годы, а пришедшие им на смену офицеры российской школы в силу разных причин не обладают необходимыми практическими навыками и теоретическими знаниями. Недостатки в подготовке офицеров неизбежно влекут за собой сложности в подготовке рядового и сержантского состава, которые, собственно, и определяют успех на поле боя. Решить эту задачу без существенного повышения  профессионального уровня и статуса руководящего и преподавательского состава военно-учебных заведений невозможно.

Чрезвычайно остро стоит вопрос восстановления материально-технической базы ВВУЗов, которая больше десятилетия деградировала и пока еще не способна обеспечить необходимого уровня подготовки офицерских кадров. Лишь в последние годы на поддержание этой базы начали выделяться существенные средства из бюджета, и ситуация постепенно начинает выправляться: техника стала выходить на полигоны, а учебные самолеты – летать. Пока еще слушатели приобретают основные практические  навыки на тренажерах, однако главная задача – в первую очередь обеспечивать новейшими образцами вооружений и военной техники именно ВВУЗы, где формируется кадровый потенциал Российской армии будущего.

Подготовка офицеров в военно-учебных заведениях должна осуществляться с учетом требований современной вооруженной борьбы, развития средств, форм и способов ее ведения.  Сейчас это происходит далеко не всегда.

Особый разговор – подготовки офицеров запаса на военных кафедрах образовательных учреждений высшего профессионального образования Российской Федерации. В массовом масштабе она не соответствует плановым цифрам, устанавливаемым для военных кафедр вузов как в сторону значительной недоподготовки, так и в сторону переподготовки. И тот и другой варианты являются недопустимыми, поскольку по одним военно-учетным специальностям Вооруженные Силы недополучают большое количество необходимых в запасе офицерских кадров, а по другим –  в запасе накапливается большое количество офицеров, которое во много раз превышает их мобпотребность, и на что затрачиваются   значительные финансовые средства. В результате сегодня практически востребован только каждый десятый специалист, подготовленный на этих кафедрах.

Это стало возможным в результате лоббизма прошлых лет, количество военных кафедр, готовящих специалистов по малочисленным военно-учетным специальностям и фактически невостребованных Министерством обороны, значительно возросло.

Главными причинами сложившегося положения дел являются: отсутствие четкого системного подхода к организации  военного образования и подготовки войск с точки зрения его внутреннего содержания; недостаточный уровень профессиональной и методической подготовки самих преподавателей; снижение контроля над учебным процессом в ВВУЗах и над организацией профессиональной и боевой подготовки в войсках.

Крайне важно, чтобы из ВВУЗов выпускался офицер-профессионал с высокой методической подготовкой, владеющий системой приемов и способов обучения подчиненных. При этом учебные программы, предметы обучения должны быть жестко, системно увязаны по этапам обучения. В этой связи каждый командир должен осознавать необходимость строжайшего соблюдения установленного порядка подготовки и проведения каждого занятия с подчиненными и в целом учебного процесса. В основу должны быть положены простые и понятные всем принципы обучения.

Совершенствование системы образования требуется, в том числе, в связи с частичным переводом ВС РФ на контрактную основу. Офицер должен быть способен эффективно руководить подчиненными, имеющими, порой большой, жизненный опыт, образовательный уровень и т.д.

Для решения наиболее сложных проблем военного образования Правительством РФ 27 мая 2002 года  была принята Федеральная программа «Реформирование системы военного образования в РФ на период до 2010 года».

В ближайшие годы совершенствование системы военного образования будет осуществляться с учетом формирования межведомственной (сопряженной) системы подготовки кадров по военным специальностям для Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

До конца 2005 года параметры системы военного образования должны быть приведены в соответствие  с новыми задачами, структурой и численностью военной организации, порядком прохождения военной службы офицерами. На базе реформированных ВВУЗов и научно-исследовательских организаций планируется создать профильные научно-учебные центры.

В 2006-2010 годах предстоит обеспечить организационно-правовые и экономические условия построения новой системы военного образования. Речь идет о  включении в эту систему:

-       военно-учебных заведений,  гражданских ВУЗов, готовящих на договорной основе офицеров для службы по контракту,

-       военных кафедр при гражданских ВУЗах, осуществляющих подготовку офицеров запаса,

-        учреждений дополнительного профессионального образования по переподготовке и повышению квалификации офицеров.










































7. Совершенствование системы воспитания и морально-психологического обеспечения военнослужащих, патриотическое воспитание граждан Российской Федерации

Во все времена успех в бою решала не самая совершенная техника, а люди. Они управляют могучей техникой, от их боевого духа и моральной силы зависит решение поставленных задач. Поэтому вопросы воспитания личного состава, поддержания высокого уровня воинской дисциплины всегда были, есть и будут одной из основных задач руководителей всех уровней.

При этом надо учитывать, что российское военное строительство осуществляется в сложной и противоречивой социально-экономической, общественно-политической, национально-демографической, криминальной и религиозной обстановке

За последние десять лет существенно изменился социальный портрет армии. Среди молодого пополнения, поступающего на военную службу, значительно снизился образовательный уровень. Ухудшилось состояние физического и психического здоровья. Возросли пацифистские и антиармейские настроения. Все большее значение приобретают религиозный и национальный факторы, рост детской безнадзорности и беспризорности, проблемы пьянства и наркомании среди молодежи.

На личный состав серьезное влияние оказывает криминальная обстановка в стране. Динамика преступности в Вооруженных Силах согласуется с общей направленностью развития преступности в России. Не прекращаются попытки проникновения организованной преступности в армейскую среду.

Однако, несмотря на массированное воздействие всего комплекса объективных факторов, негативно влияющих на криминальную обстановку в войсках, Вооруженные Силы продолжают оставаться одним из самых законопослушных институтов государства. Уровень преступности среди военнослужащих в 2 раза ниже, чем в целом по Российской Федерации.

Однако, в целях повышения эффективности борьбы с нарушениями дисциплины во всех их формах, следует рассмотреть вопрос о возвращении к практике применения административного ареста.

Все это требует совершенствования в целом системы воспитания и морально-психологического обеспечения военнослужащих, патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

Высокий боевой дух и моральная сила военнослужащих вдруг и сразу не возникают. Они представляют собой результат сознательного, целенаправленного и систематического  воздействия на мировоззрение, интеллект, мораль и психику как всего народа, так отдельных граждан.

Эти качества формируются не группой узких специалистов, приставленных специально для воспитания людей. Они возникают в семье, а затем терпеливо взращиваются, поощряются и совершенствуется многими институтами государства, общественными организациями, средствами массовой информации. На это дело государства, заботящиеся о своей национальной безопасности, не жалеют ни материальных, ни интеллектуальных  ресурсов.

В этой связи представляется необходимым на федеральном уровне разработать и реализовать программу военно-политического просвещения российских граждан и военно-политического образования военнослужащих, что позволило бы каждому гражданину ясно понимать, как возникают, ведутся, к чему приводят войны и во что они обходятся народам и государствам.

Мировой и отечественный опыт военного строительства свидетельствует о том, что степень психологической устойчивости личного состава, его моральной готовности к ведению боевых действий является неотъемлемой частью и необходимым условием боеспособности Вооруженных Сил.

Морально-психологическое состояние личного состава Вооруженных Сил в целом обеспечивает выполнения войсками стоящих перед ними задач.

В ходе контр террористических операций в Северо-Кавказском регионе офицеры, сержанты, солдаты в очередной раз доказали верность Отечеству. Подвиги российских военнослужащих сродни тем, которые совершали наши отцы и деды в годы Великой Отечественной войны. Российская армия продемонстрировала свою готовность и способность выполнить решения, принятые Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами и руководством Министерства обороны.

Социологические исследования, проведенные в 2003 году показывают, что свыше 87% офицеров поддерживают принимаемые меры в области военного строительства, около 80% проявляют стремление к совершенствованию профессионального мастерства, более 70% уверены в своих сослуживцах.

В настоящее время в рамках программы, утвержденной Президентом Российской Федерации, осуществляется переход Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов к единой системе воинского воспитания.

Основное внимание в деле совершенствования системы воспитания военнослужащих уделяется реализации государственных мер по поддержанию морально-психологического состояния военнослужащих на уровне, отвечающем современным требованиям обеспечения военной безопасности Российской Федерации. В этой связи на базе отечественных и зарубежных разработок  предстоит выработать и реализовать меры по усилению морально-психологической подготовке личного состава для ведения современной вооруженной борьбы. С этой целью предстоит осуществить цикл научно-исследовательских работ и ряд специальных проектов.

В целях практической реализации непрерывного мониторинга социальных процессов в Вооруженных Силах РФ, осуществления анализа проблем социально-экономического и правового положения военнослужащих, гражданского персонала и членов их семей, оценки морально-психологического состояния различных категорий военнослужащих, а также оперативного информирования высших органов государственного и военного управления о характере и динамике общественного мнения в войсках (силах) осуществляется военно-социологическое обеспечение деятельности Вооруженных Сил РФ.

Поставлена и выполняется задача – до 2005 года оптимизировать и унифицировать состав и структуру органов воспитательной работы и информационных структур федеральных органов исполнительной власти, имеющих войска и воинские формирования, провести их организационное и методическое укрепление.

Система воспитания и морально-психологического обеспечения военнослужащих позволит сформировать у личного состава необходимые моральные качества, нравственную мотивацию поведения в бою, готовность и способность к успешному выполнению поставленных задач в ходе боевых действий, даст возможность достичь высокой боевой активности личного состава соединений и частей, его способности переносить высокие нервно-психологические нагрузки и сохранять боеспособность при выполнении боевых задач.

Обеспечение национальной безопасности России, модернизация ее Вооруженных Сил невозможны без целенаправленной, рассчитанной на длительную перспективу военно-патриотической работы среди граждан, прежде всего, молодежи.

Следует констатировать, что работа по военно-патриотическому воспитанию молодежи в последние годы была практически свернута, снизилось количество призывников, занимающихся военно-прикладными видами спорта. По данным исследований, проведенных Российской академией управления, слова «патриот, патриотизм» в общественном сознании стали приобретать негативный оттенок. Если в 1987 году патриотами своего Отечества считали себя 93% опрошенных, то на сегодня – лишь 23%. Наиболее ярко эти настроения проявляются при призыве граждан на военную службу. Многие юноши призывного возраста любыми путями стараются уклониться от выполнения конституционной обязанности по защите Родины.

Упущения и ошибки в общегосударственном деле военно-патриотического воспитания  оплачиваются  не только падением престижа военной службы. Образовавшийся в воспитании молодых людей, допризывной молодежи вакуум пытаются заполнить своим влиянием организации экстремистского и даже фашистского толка. Переориентировка моральных устоев, размывание патриотического сознания граждан привели к тому, что в последние годы для службы в армии и на флоте все больше приходит призывников, отбывших наказание  в местах лишения свободы, состоящих на учете в органах внутренних дел за различные правонарушения, систематически употребляющих спиртные напитки и наркотики. При наличии в войсках ракетно-ядерного оружия и оружия повышенной опасности, подобные явления могут привести к  крайне опасным последствиям.

На фоне общего ухудшения состояния здоровья призывников продолжается  развал системы физического воспитания юношей. Мы уже стали забывать, что в недалеком прошлом существовали такие физкультурные комплексы как «Готов к труду и обороне» и «Готов к защите Родины». При всех их недостатках нельзя не признать их значительного влияния на физическое развитие молодежи. Если раньше стадионы и спортивные площадки заполняла молодежь для занятия спортом, то сейчас многие из них превратились в вещевые рынки. Весьма далека от совершенства спортивная база образовательных учреждений, не проводятся контрольные проверки физической подготовленности призывников и фактически не имеется критериев ее объективной обобщенной оценки.

Особое внимание привлекает к себе проблема беспризорных и безнадзорных детей. Это – горькая примета нашего времени. Решение этой проблемы является первоочередной задачей государства, и Министерства обороны не стоит от нее в стороне.

Только сейчас, спустя десятилетие, когда мы практически потеряли уже целое поколение, общество начинает в какой-то мере понимать пагубность фактического отказа от целенаправленного военно-патриотического воспитания населения, утраты системы подготовки молодежи к защите Отечества.

Уже есть положительные сдвиги. Так, на протяжении последних лет проводятся сборы старшеклассников по программе основ военной службы на базе воинских частей Московского гарнизона и Московского военного округа.

Возобновили свою деятельность Музеи боевой славы в общеобразовательных учреждениях многих городов России. Стало доброй традицией проведение Спартакиад допризывной молодежи, соревнований «Сыны Отечества». Однако этого явно недостаточно.

Военно-патриотическое воспитание населения должно стать приоритетной задачей государства и общества, важнейшей составной частью подготовки граждан России к несению военной службы и защите Отечества. Именно на решение этой задачи нацелена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы».

Приоритетным в политике государства необходимо считать формирование позитивного общественного мнения о роли и месте военной организации в жизни общества, обеспечении обороны страны и безопасности государства, возрождении России, укреплении ее международного авторитета.

Органы власти всех уровней могут и должны оказывать всемерную поддержку ветеранским, военно-патриотическим, военно-спортивным, молодежным и детским объединениям и клубам, которые своей повседневной и не всегда заметной работой вносят неоценимый вклад в формирование нации патриотов. 

Важную роль в подготовке молодежи к службе в армии должна играть начальная военная подготовка в образовательных учреждениях.

До 2005 года необходимо восстановить практику военно-патриотического воспитания граждан и подготовку их к военной службе в образовательных учреждениях, на предприятиях,  в  организациях  и  заведениях  всех  форм  собственности.

Предстоит дальнейшее совершенствование системы подготовки граждан по военно-учетным специальностям в системе РОСТО, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального образования и общественных объединениях.

Необходим дальнейший поиск форм и методов более активного привлечения к военно-патриотической работе всех видов средств массовой информации, возрождения российской исторической традиции героико-патриотического воспитания в литературе, искусстве и культуре. Широкое участие в этой благородной работе интеллектуальной элиты России станет ярким образцом служения своему народу, залогом успеха в деле общенациональной важности.

Потребуется оптимизировать и унифицировать состав и структуру органов воспитательной работы и информационных структур федеральных органов исполнительной власти, имеющих войска и воинские формирования, провести их организационное и методическое укрепление.

























Заключение


На основе проделанной работы можно сделать вывод, что ВС РФ на современном этапе своего реформирования переходят на качественной иной уровень. В настоящее время проделана огромная работа по необходимой модернизации, хотя и будут огромные трудности в данном процессе, но, следует заметить, что такой очень болезненный вопрос, как реформирование Вооружённых Сил, является очень трудным и важным (возможно, что и наиважнейшим для России), то следует с наибольшей ответственностью и  внимательностью относится ко всем усовершенствованиям. Необходимо затронуть в равной мере все вышеперечисленные перспективные направления реформы, иначе, при слабом обеспечении хотя бы одного из элементов приведёт к неудовлетворительным, а возможно и к резко негативным, результатам, что уже происходило с попытками реформы ВС РФ.

Следует затронуть не только вышеперечисленные перспективы совершенствования, но и возможно более конкретные направления, которые характерны для каждой отдельно взятой воинской части и соединения. А также необходимо составление определённого плана по реформированию и совершенствованию. Таким образом, реформы должны проходить с определёнными этапами и с наилучшей связью направлений совершенствования, чтобы не создать проблемы связанные с осуществлением реформ (имеется в виду «путаница и наложение»). Этот план должен согласовываться с командирами воинских частей, и только потом вступать в действие

Для проведения реформы ВС РФ, на моё усмотрение, необходимо привлечь группу высококлассных специалистов по разным направлениям деятельности (экономисты, юристы, психологи, аналитики, социологи, инженеры и другие), которые могут быть не только военнослужащими (генералы и офицеры ВС РФ ), но и гражданскими специалистами.

Можно сделать вывод, что у ВС РФ есть огромные перспективы совершенствования и их следует использовать, чтобы сделать Вооруженные Силы Российской Федерации современными, высокоэффективными и способными решать поставленные задачи в сфере национальной безопасности и геополитическими приоритетами развития страны.     












Список использованной литературы


1.     Официальный сайт Министерства Обороны РФ www.mil.ru

2.     Военная доктрина Российской Федерации.

3.     Э.А.Ватолкин, Е.Я.Любошиц, Е.Ю.Хрусталёв, В.И.Цымбал. Военная реформа: реформа системы комплектования военной организации России. – СПб.: Норма, 2001.

4.     Военная экономика, Теория и актуальные проблемы. Под ред. А.И.Пожарова. – М.: Воениздат, 1999.

5.     А.Докучаев. Обеспечить обороноспособность России. // Красная звезда, №188, 6.10.2001.

6.      В.Плотников. Реформа армии: проблема комплектования. // Военная мысль, №1, 1998.


Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.