реферат, рефераты скачать
 

Социальная защита военнослужащих


Непосредственно в рамках Вооруженных Сил социальная работа с военнослужащими организуется Министерством обороны Российской Федерации. В соответствии со статьей 14 ФЗ «Об обороне» Министерство обороны заказывает и финансирует производство и закупку продовольствия, вещевого и другого имущества, материальных и иных ресурсов для Вооруженных Сил, обеспечивает социальную защиту военнослужащих, гражданского персонала армии и флота, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. [20]

С помощью правовых средств министр обороны через Генеральный штаб, своих заместителей, главнокомандующих видами Вооруженных Сил, начальников главных и центральных управлений обеспечивает строгое и точное выполнение в войсках (силах) законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства РФ, а также собственных решений по социальной защите военнослужащих на основе выделяемых Министерству обороны материальных и денежных средств, и, прежде всего,  — из федерального бюджета. В 2000 году в РФ принята новая военная доктрина. Военная доктрина Российской Федерации представляет собой совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности Российской Федерации.

Военная доктрина является документом переходного периода - периода становления демократической государственности, многоукладной экономики, преобразования военной организации государства, динамичной трансформации системы международных отношений.

В Военной доктрине развиваются Основные положения военной доктрины Российской Федерации 1993 года и конкретизируются применительно к военной сфере установки Концепции национальной безопасности Российской Федерации. Положения Военной доктрины опираются на комплексную оценку состояния военно-политической обстановки и стратегический прогноз ее развития, на научно обоснованное определение текущих и перспективных задач, объективных потребностей и реальных возможностей обеспечения военной безопасности Российской Федерации, а также на системный анализ содержания и характера современных войн и вооруженных конфликтов, отечественного и зарубежного опыта военного строительства и военного искусства.[21]

Военная доктрина носит оборонительный характер, что предопределяется органическим сочетанием в ее положениях последовательной приверженности миру с твердой решимостью защищать национальные интересы, гарантировать военную безопасность Российской Федерации и ее союзников.

Правовую основу Военной доктрины составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, а также международные договоры Российской Федерации в области обеспечения военной безопасности.

Положения Военной доктрины могут уточняться и дополняться с учетом изменений военно-политической обстановки, характера и содержания военных угроз, условий строительства, развития и применения военной организации государства, а также конкретизироваться в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, в директивах по планированию применения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в иных документах по вопросам обеспечения военной безопасности Российской Федерации.

Реализация Военной доктрины достигается за счет централизации государственного и военного управления, осуществления комплекса политических, дипломатических, экономических, социальных, информационных, правовых, военных и других мер, направленных на обеспечение военной безопасности Российской Федерации и ее союзников.[22]

Впервые за многие годы в Российской Федерации принята долгосрочная стратегия развития Вооруженных сил до 2020года. Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации (далее именуется Стратегия) представляет собой совокупность современных взглядов, целевых установок, принципов и приоритетов в деятельности Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального развития Вооруженных Сил.

Правовую основу Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, а также международные договоры Российской Федерации в области обеспечения военной безопасности и социального развития.

Стратегия является составной частью системы национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации в целом и ориентирована на реализацию преобразований в указанных сферах, осуществляемых в Российской Федерации на период до 2020 года.

Стратегия развивает соответствующие положения Военной доктрины, Концепции национальной безопасности Российской Федерации и Стратегии строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации до 2020 года, конкретизирует применительно к военно-социальной сфере установки Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации с учетом национальных интересов в области обороны и социального развития.

Положения Стратегии опираются на комплексную оценку состояния военно-социальной сферы и прогноз ее развития, на научно обоснованное определение объективных потребностей и реальных возможностей обеспечения социального развития Вооруженных Сил, а также на системный анализ содержания и характера рассматриваемых проблем, отечественного и зарубежного опыта военного социального строительства.

Положения Стратегии являются основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, предпринимателей и общественных объединений по обеспечению комплексного решения проблем социального развития Вооруженных Сил.

Стратегией определяются генеральная цель, задачи, ожидаемые результаты, принципы реализации, этапы и приоритеты, комплекс основных мероприятий, необходимые условия, риски и механизм контроля социального развития Вооруженных Сил.[23]

Положения Стратегии могут уточняться и дополняться с учетом изменений военно-политической и социально-экономической обстановки, характера, масштаба и содержания социальных проблем, условий строительства, развития и применения военной организации государства, а также конкретизироваться в указаниях по социальному развитию Вооруженных Сил и в иных документах по вопросам обеспечения военной безопасности и социального развития Российской Федерации.

За последние десятилетия армия и флот, другие войска прошли через серьезные испытания, периодически находясь в центре сложных политических и социально-экономических процессов реформирования общественных отношений. Эти трудности успешно преодолены. Сейчас Вооруженные Силы - на новом этапе своего развития. В числе приоритетных - вопросы социальной защиты военнослужащих и их семей. Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации  представляет собой совокупность современных взглядов, целевых установок, принципов и приоритетов в деятельности Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального развития Вооруженных Сил.


1.2 Статус военнослужащих в Российской армии.


Закон «О статусе военнослужащих», принятый в 1998 году определяет, какие граждане имеют статус военнослужащих, правовые основы статуса военнослужащих, права и свободы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, обязанности и ответственность военнослужащих.

Правовыми основами статуса военнослужащих являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон о Статусе военнослужащих, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.[24]

Федеральный закон определяет статус военнослужащих как совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.[25]

На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются льготы, гарантии и компенсации.

Особенности статуса военнослужащих, проходящих военную службу в военное время, в период мобилизации, во время исполнения обязанностей военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, регулируются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации вправе устанавливать в пределах своих полномочий дополнительные льготы, гарантии и компенсации военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей.

Федеральный закон определяет круг граждан, которые имеют статус военнослужащих:

1. Военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с федеральным законом о воинской обязанности и военной службе. К военнослужащим относятся:

-         офицеры,

-         прапорщики и мичманы,

-         курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования,

-         сержанты и старшины,

-         солдаты и матросы,

-         проходящие военную службу по контракту (далее - военнослужащие, проходящие военную службу по контракту);

-         офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации;

-         сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта (далее - военнослужащие, проходящие военную службу по призыву).

Особенностью весеннего призыва-2008 является переход к призыву граждан на один год службы. В связи с этим изменились и сроки проведения призывной кампании. Начнется она, как и раньше 1 апреля, а завершится не 30 июня, как это было в прошлые годы, а 15 июля. Это сделано для того, чтобы молодые ребята могли закончить обучение в учебных заведениях. Также с начала 2008 года уменьшено количество оснований для предоставления отсрочек гражданам от прохождения военной службы. Из 25 оснований осталось 21. Это дает возможность призывать дополнительно еще порядка 100 тыс. человек. Начиная с 1 апреля 2008 г. планируется призвать около 133 тыс. человек, это примерно на 1000 человек больше, чем осенью прошлого года. С осени 2008 года количество призывного контингента, который будет поступать в ряды Вооруженных Сил и других войск, будет увеличен. Планируется призывать порядка 200 тысяч человек.[26]

Офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, по своему правовому положению приравниваются к офицерам, проходящим военную службу по контракту, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Условия контракта о прохождении военной службы определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.[27]

2. Граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.

На граждан, призванных на военные сборы, статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. За гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных Сил Союза ССР, других воинских формированиях Союза ССР и государств - участников Содружества независимых государств до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав Союза ССР, сохраняются льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации.

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» определяет льготы, гарантии и компенсации:

-                    военнослужащим и членам их семей;

-                    гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных вооруженных силах государств - участников Содружества независимых государств, и членам их семей;

-                    гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Союза ССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях Союза ССР, и членам их семей. К членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные льготы, гарантии и компенсации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, относятся:

-                    супруга (супруг);

-                    несовершеннолетние дети;

-                    дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;

-                    дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;

-                    лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.

Военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, ветеранам Великой Отечественной войны и ветеранам боевых действий на территориях других государств, ветеранам военной службы, а также ветеранам, исполнявшим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации устанавливаются дополнительные льготы, гарантии и компенсации.[28]

Правовые и социальные гарантии несовершеннолетним гражданам, обучающимся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, дополнительные образовательные программы которых имеют целью военную подготовку, регулируются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, имеющие право на льготы, гарантии и компенсации в соответствии с настоящим Федеральным законом, пользуются льготами, гарантиями и компенсациями, установленными для граждан федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Если указанные лица одновременно имеют право на получение одной и той же льготы, гарантии и компенсации по нескольким основаниям, то им предоставляются по их выбору льгота, гарантия и компенсация по одному основанию, за исключением случаев, особо предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.[29]

 Федеральный закон «О статусе военнослужащих» содержит статьи о гарантиях правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

 Для военнослужащих настоящим Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.

Правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, льгот, гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.

 Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает:

-                    реализацию их прав, льгот, гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления;

-                    совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц;

-                    охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.

Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров. Реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут также содействовать общественные объединения.[30]

 Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При осуществлении призыва на военную службу, заключении с военнослужащими контракта о прохождении военной службы, а также при увольнении военнослужащих с военной службы государство гарантирует исполнение обязательств, предусмотренных настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.[31]

 Контроль за исполнением настоящего Федерального закона осуществляется органами государственной власти, правоохранительными органами и органами военного управления.

Надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляется генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами.

Правовые и социальные гарантии военнослужащим, включая меры их правовой защиты, а также материального и иных видов обеспечения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, не могут быть отменены или снижены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации иначе как путем внесения изменений и дополнений в  Федеральный закон «О статусе военнослужащих». ФЗ - «О статусе военнослужащих» содержит статьи о правах и свободах военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и, и членов их семей. Военнослужащие и члены их семей имеют право на защиту свободы, чести и достоинства, право на свободу передвижения и выбор места жительства, право на свободу слова, право на участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, право на свободу совести и вероисповедания, право на участие в управлении делами государства и общественными объединениями, право на труд, право на служебное время, право на отдых, право на продовольственное и вещевое обеспечение, торгово-бытовое обслуживание, право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право собственности, льготы по налогам, право на страховые гарантии, право на возмещение вреда, право на образование и права в области культуры и т.д.[32]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.