реферат, рефераты скачать
 

Трагическое и комическое их проявление в жизни и искусстве


заводы. Налоги, дороговизна, безработица тяжким бременем ложились на

трудящихся воевавших стран. Война породила массовое революционное и

демократическое движение, участники которого требовали коренного

обновления жизни.

Затем пришла к власти в Германии в январе 1933 г. фашистская

национал-социалистская рабочая партия, партия реванша и войны. Уже к

лету 1941 г. Германия и Италия оккупировали 12 европейских стран и

распространили свое господство на значительную часть Европы. В

оккупированных странах они установили фашистский оккупационный режим,

названный ими «новым порядком»: ликвидировали демократические свободы,

распустили политические партии и профсоюзы, запретили стачки и

демонстрации. Экономика порабощенных стран использовалась в интересах

оккупантов. Промышленность работала по их заказам, сельское хозяйство

снабжало их сырьем и продовольствием, рабочая сила использовалась на

строительстве военных объектов. Все это привело ко Второй мировой

войне, в результате которой фашизм потерпел полное поражение. Но какой

ценой это все обошлось? Вторая мировая война наложила печать на всю

историю мира второй половины 20 в.

В отличие от первой мировой войны во второй мировой войне

большинство людских потерь пришлось на гражданское население. Только в

СССР погибшие составили не менее 27 млн. человек. В Германии в

концентрационных лагерях было уничтожено 12 млн. человек. Жертвами

войны и репрессий в западноевропейских странах стало 5 млн. человек. На

каждого убитого в военных действиях приходилось два раненых или

попавших в плен. К этим 60 млн. погубленных жизней в Европе следует

добавить многие миллионы людей, погибших на Тихоокеанском и других

театрах второй мировой войны.

Не успел народ оправиться от одной мировой трагедии, как 6 августа

1945 г. американский самолет сбросил атомную бомбу на японский город

Хиросиму. Атомный взрыв причинил ужасные бедствия: 90% зданий сгорело,

остальные обратились в развалины. Из 306 тыс. жителей Хиросимы сразу

погибло более 90 тыс. человек. Десятки тысяч людей погибли позднее от

ран, ожогов и радиоактивного облучения. Со взрывом первой атомной бомбы

человечество вступило в «атомную эру». Оно получило в свое распоряжение

неисчерпаемый источник энергии и в то же время страшное оружие,

способное уничтожить все живое.

Не успело человечество вступить в 21 в., как новая волна

трагических событий захлестнула всю планету. Это и активизация

террористических акций, и природные катаклизмы, и экологические

проблемы. Так, например, хозяйственная деятельность в ряде государств

сегодня развита настолько мощно, что она воздействует на экологическую

обстановку не только внутри отдельной страны, но и далеко за ее

границами.

Характерные примеры.

- Великобритания «экспортирует» 2/3 своих промышленных выбросов.

- 75-90% кислотных дождей Скандинавских стран имеют заграничное

происхождение.

- От кислотных дождей в Великобритании страдает 2/3 лесных

массивов, а в странах континентальной Европы - около половины их

площадей.

- В США не хватает того кислорода, который естественно

воспроизводится на их территории.

- Крупнейшие реки, озера, моря Европы и Северной Америки интенсивно

загрязняются промышленными отходами предприятий самых различных стран,

использующих их водные ресурсы.

- С 1950 по 1984 год производство минеральных удобрений возросло с

13,5 млн. тонн до 121 млн. тонн в год. Их использование дало 1/3

прироста сельскохозяйственной продукции.

Вместе с тем резко возросли в последние десятилетия использование

химических удобрений, а также различных химических средств защиты

растений стало одной из важнейших причин глобального загрязнения

окружающей среды. Разносимые водой и воздухом на огромные расстояния,

они включаются в геохимический круговорот веществ по всей Земле, нанося

нередко значительный ущерб природе, да и самому человеку. Весьма

характерным для нашего времени стал быстро развивающийся процесс вывода

экологически вредных предприятий в слаборазвитые страны.

Огромные и все более расширяющиеся масштабы использования природных

минеральных ресурсов привели не только к истощению сырья в отдельных

странах, но и к существенному обеднению всей сырьевой базы планеты.

На наших глазах заканчивает эра экстенсивного использования

потенциала биосферы. Это подтверждается следующими факторами:

- Сегодня осталось ничтожно мало неосвоенных земель для ведения

сельского хозяйства;

- Систематически увеличивается площадь пустынь. С 1975 по 2000 года

она возрастает на 20%;

- Большую тревогу вызывает сокращение лесного покрова планеты. С

1950 по 2000 год площадь лесов уменьшится почти на 10%, а ведь леса это

легкие всей Земли;

- Эксплуатация водных бассейнов, в том числе Мирового океана,

осуществляется в таких масштабах, что природа не успевает воспроизвести

то, что забирает человек.

Постоянное развитие промышленности, транспорта, сельского хозяйства

и т.д. требует резкого увеличения затрат энергии и влечет за собой все

возрастающую нагрузку на природу. В настоящее время в результате

интенсивной человеческой деятельности происходит даже изменение

климата.

По сравнению с началом прошлого века содержание углекислого газа в

атмосфере возросло на 30%, причем 10% этого прироста дали последние 30

лет. Повышение его концентрации приводит к так называемому парниковому

эффекту, в результате которого происходит потепление климата всей

планеты.

Ученые считают, что такого рода изменения осуществляются уже в наше

время. В результате человеческой деятельности произошло потепление в

пределах 0,5 градуса. Однако если концентрация углекислого газа в

атмосфере удвоится по сравнению с ее уровнем в доиндустриальную эпоху,

т.е. увеличатся еще на 70%, то произойдут очень резкие изменения в

жизни Земли. Прежде всего, на 2-4 градуса, а на полюсах на 6-8 градусов

повысится средняя температура, что, в свою очередь, вызовет необратимые

процессы:

- таяние льдов;

- поднятие уровня мирового океана на один метр;

- затопление многих прибрежных районов;

- изменение влагообмена на поверхности Земли;

- сокращение количества осадков;

- изменение направления ветра.

Ясно, что подобные изменения поставят перед людьми огромные

проблемы, связанные с ведением хозяйства, воспроизведением необходимых

условий их жизни.

Сегодня, как справедливо одним из первых отметки В.И. Вернадский,

человечество обрело такую мощь в преобразовании окружающего мира, что

оно начинает существенно влиять на эволюцию биосферы как целого.

Хозяйственная деятельность человека в наше время уже влечет за

собой изменение климата, она воздействует на химический состав водного

и воздушного бассейнов Земли на животный и растительный мир планеты, на

весь ее облик. А это трагедия всего человечества в целом.

5. Сущность трагического.

Трагедия – суровое слово, полное безнадежности. Оно несет в себе

холодный отблеск смерти, от него веет ледяным дыханием. Но подобно тому

как свет и тени заката делают предметы для зрения объемными, сознание

смерти заставляет человека острее переживать всю прелесть и горечь, всю

радость и сложность бытия. И когда смерть рядом, то в этой

«пограничной» ситуации ярче видны все краски мира, его эстетическое

богатство, его чувственная прелесть, величие привычного, отчетливей

проступают истина и фальшь, добро и зло, сам смысл человеческого

существования.

Трагедия – всегда оптимистическая трагедия, в ней даже смерть

служит жизни.

Итак, трагическое раскрывает:

1. гибель или тяжкие страдания личности;

2. невосполнимость для людей ее утраты;

3. бессмертные общественно ценные начала, заложенные в неповторимой

индивидуальности, и ее продолжение в жизни человечества;

4. высшие проблемы бытия, общественный смысл жизни человека;

5. активность трагического характера по отношению к

обстоятельствам;

6. философски осмысленное состояние мира;

7. исторически, временно неразрешимые противоречия;

8. трагическое, воплощенное в искусстве, оказывает очищающее

воздействие на людей.

Большое искусство всегда нетерпеливо к грядущему. Оно торопит

жизнь. То, что Гегель называл трагической виной героя, есть

удивительная способность жить, не приноравливаясь к несовершенству

мира, а исходя из представлений о жизни, какой она должна быть. Такое

несогласие с окружающей средой чревато пагубными последствиями для

личности: над ней нависают грозовые тучи, из которых, в конце концов,

ударяет молния смерти. Однако именно не желающая ни с чем

сообразовываться личность прокладывает путь к более совершенному

состоянию мира, страданием и гибелью открывает новые горизонты

человеческого бытия.

Центральная проблема трагедийного произведения – расширение

возможностей человека, разрыв тех границ, которые исторически

сложились, но стали тесными для наиболее смелых и активных людей,

одухотворенных высокими идеалами. Трагический герой прокладывает путь к

будущему, он взрывает устоявшиеся границы, он всегда на переднем крае

борьбы человечества, на его плечи ложатся наибольшие трудности.

Трагедия дает концепцию жизни, она раскрывает ее общественный смысл.

Суть и цель человеческого бытия невозможно найти ни в жизни для себя,

ни в жизни, отрешенной от себя: развитие личности должно идти не за

счет, а во имя всего общества, во имя человечества. С другой стороны,

все общество должно развиваться в человеке и через человека, а не

вопреки ему и не за счет его. Таков высший эстетический идеал, таков

путь к гуманистическому решению проблемы человека и человечества, таков

концептуальный вывод, предлагаемый всемирной историей трагедийного

искусства.

6. Комическое – социокультурная реальность.

«Толковый словарь русского языка» поясняет: «Смех – короткие и

сильные выдыхательные движения при открытом рте, сопровождающиеся

характерными прерывистыми звуками». Все верно. Но если бы в смехе было

лишь это, то он годился бы только на то, чтобы рушить карточные домики,

и никогда не стал бы предметом эстетического рассмотрения.

На деле смех, как отметил Салтыков – Щедрин, оружие очень сильное,

ибо ничто как не обескураживает порока, как сознание, что он угадан, и

что по поводу его уже раздался смех. (Салтыков – Щедрин. Полн. Собр.

Соч., том 13. Л., 1936, стр. 270). Герцен писал, что «смех одно из

самых мощных орудий разрушения; смех Вольтера бил и жег, как молния. От

смеха падают идолы, падают венки и оклады, и чудотворная икона делается

почернелой и дурно нарисованной картинкой». (А. И. Герцен. Собр. Соч. в

тридцати томах, том 14. М., 1958, стр. 117). Для В. Маяковского острота

– «оружия любимейшего род».

Можно было бы бесконечно продолжить восторги и славословия в честь

смеха. И это не плохой объем поклонения. Во всяком случае, лучше

поклонение юмору, чем обожествленной личности. В известном смысле смех

и обожествленная личность – соперники, взаимоисключающие друг друга.

Победа одного почти исключает бытие второго.

Все панегирики в честь смеха утверждают за ним славу мощнейшего

оружия. В век атомной бомбы славить оружие было бы негуманно, однако, в

отличие от всякого другого оружия, смех обладает колоссальной

избирательностью. «Пуля – дура», не разбирает, в кого летит, ей это

безразлично. Смех всегда «метит шельму». Он может попасть только в

уязвимое место личность или в уязвимую личность. Смех – могучее

средство общественного воздействия, грозное и гуманное оружие.

Комическое – реальность. Идеалисты отрицают объективную основу

комического. Вот так, например, немецкий писатель и эстетик Жан Поль

рассматривает природу комизма на материале одного из эпизодов «Дон –

Кихота» Сервантеса. Когда Санчо Панса висит всю ночь в воздухе над

мелкой канавой, считая, что под ним зияет пропасть, то при данном

предположении его действия вполне понятны. Он был бы глупцом, решившись

спрыгнуть и разбиться. Почему же мы смеемся? Суть комического для Жана

Поля в «подстановке»: «Мы ссужаем его (Санчо Панса) стремлению наше

понимание дела и взгляд на вещи и извлекаем из такого противоречия

бесконечную несообразность…комическое…всегда обитает не в объекте

смеха, а в субъекте». (Жан Поль. «Дошкольная эстетика». Гамбург, 1804,

стр. 104).

Однако, в эпизоде с Санчо Панса дело не в том, что мы подставляем

под чужое стремление противоположное понимание обстоятельств.

Комическое заключено в самом объекте. Комичен сам Санчо Панса, так как

при всей трезвости мышления он оказался трусоват и не смог разобраться

в реальной обстановке. Эти качества противоположны идеалу, и потому,

естественно, они служат объектом осмеяния.

Человеческое общество – истинное царство комедии, так же как и

трагедии. Человек – единственное существо, которое может и смеяться, и

вызывать смех, или, точнее, человеческое, общественное содержание есть

во всех объектах комедийного смеха. Порою исследователи ошибочно ищут

источник комизма в естественных особенностях явлений природы: в

причудливости облаков, утесов, минералов (например, сталактитов), в

необычности облика и поведения обезьян, медведей, лис, в странном виде

кактусов. Немецкий философ А. Цейзинг говорит, что в одной из сцен

«Гамлета» Шекспир смеется над комичными метаморфозами облаков. Но так

ли это?

Гамлет. Вы видите вот то облако, почти что вроде верблюда?

Полоний. Ей – богу, оно действительно похоже на верблюда.

Гамлет. По-моему, оно похоже на ласточку.

Полоний. У него спина, как у ласточки.

Гамлет. Или как у кита?

Полоний. Совсем как у кита.

Однако Шекспир здесь осмеивает не «метаморфозы облаков», а

метаморфозы беспринципного, угодливого Полония.

Некоторые теоретики приводят на первый взгляд более убедительные

примеры природного комизма – животное в басне. Однако еще эстетика 18

в. доказала, что животные в баснях олицетворяют те или иные

человеческие характеры. Комическое всегда объективная общественная

ценность явления. Естественные свойства животных (подвижность и

гримасничанье обезьяны, развитые инстинкты лисы, помогающие ей

обманывать врагов, неповоротливость медведя и т. д.) ассоциативно

сближаются с человеческими привычками, поступками, манерами и

становятся объектом эстетической оценки на основе общественной

практики. Они предстают в своем комизме лишь тогда, когда через их

природную форму просматривается социальное содержание – человеческие

характеры, отношения людей и т. д. Через природные явления

осуществляется осмеяние человеческих недостатков: суетливости,

хитрости, неуклюжести, медлительности, тугодумия.

Смех могут вызвать разные явления: и щекотание, и горячительные

напитки, и веселящий газ. В Африке отмечены случаи инфекционно –

эпидемического заболевания, выражающегося в долгом, изнурительном

смехе. Скупой Рыцарь улыбается своим сокровищам, а Чичиков – по поводу

счастливого исхода своего бесчестного дела.

Однако не все смешное комично, хотя комическое всегда смешно.

Комическое – прекрасная сестра смешного, порождающая социально

значимый, одухотворенный эстетическими идеалами, светлый, высокий смех,

отрицающий одни человеческие качества и общественные явления и

утверждающий другие. В зависимости от обстоятельств явление может быть

или смешно, или комично. Когда у человека неожиданно падают брюки,

окружающие могут рассмеяться. Однако здесь нет истинного комизма. Но

вот в короткометражном венгерском фильме «Месть брака» изображен

нерадивый работник пошивочной мастерской, надевший брюки собственного

производства. Когда падают брюки с этого виновника собственных

злоключений, смех обретает комедийный характер.

Комизм социален своей объективной (особенности предмета) и своей

субъективной (характер восприятия) стороной. Восприятие комического

всегда социально обусловлено. То, что смешно одному, другому может

представляться печальным. Историческое, национальное, классовое и

общечеловеческое находятся в комическом в сложном диалектическом

единстве.

7. Выражение и восприятие комизма.

Смех заразителен и тяготеет к коллективности, на людях он более

интенсивен. Благоприятнейшие для комического те искусства, которые

рассчитаны на массовую аудиторию, - театр, кино, цирк. Характерно, что

актеры, хорошо знающие особенности восприятия комического, обычно

обращаются с комедийным текстом не прямо к телезрителям, а к аудитории,

с которой есть обратная связь. Аркадий Райкин, например, доверял

телевизору транслировать эстрадное выступление, при котором живое

общение с публикой и ее комедийная реакция озвучивают смехом

телепередачу.

Комическое находит отражение и в музыке, которая говорит с людьми

на непосредственном языке души. Для восприятия комического в

инструментальной музыке важен рецепционный настрой слушателя,

обусловливаемый, в частности, авторским обозначением жанра

произведения. Трансформация жанров – один из способов создания

комического в музыке. Например, Й. Гайдн в Лондонских симфониях

нарушает логику танцевально-бытовых жанров неожиданными паузами,

контрастами, благодаря чему возникает комический эффект.

Жанр комической оперы оформился с появлением в Италии оперы – буфф

в 30 – х годах 18 в. Высший ее расцвет – творчество Дж. Перголези.

Полная веселого юмора, опера – буфф демократизировала театр и музыку,

которая стала проста и песенна и включила в себя фольклорные мотивы. Во

Франции комическая опера возникла из ярмарочных представлений. Она

отвечала культурным запросам третьего сословия. Опера – буфф повлияла

на творчество венских классиков, а через них на европейскую музыку,

развив многие особенности музыкально – комедийной выразительности:

гомофонный склад, периодичность, моторность, скороговорка, ясная

гармоническая логика, мотивная расчлененность, связь бытовой народной

мелодией. Эти особенности стали основой комического музыкального языка.

Так, например, в арии Фарлафа из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила»

и в арии Варлаама из оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов» звучит

комедийная скороговорка.

Единственный вид искусства, неспособный отразить комическое, -

архитектура. Комическое здание или сооружение – беда и для зрителя, и

для жителя, и для посетителя. Архитектура, прямо выражая идеалы

общества, не может в силу своей специфики что – либо непосредственно

критиковать, отрицать, а следовательно, и осмеивать. Между тем

комическое в искусстве всегда включает в себя высокоразвитое

критическое начало. Смех – эмоционально насыщенная эстетическая форма

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.