реферат, рефераты скачать
 

Законность и правопорядок


Законность и правопорядок

План:

Введение

1. Основные структурные элементы механизма правового регулирования

2. Законность: понятие и содержание

3. Основные требования и принципы (идеи) законности

4. Гарантии законности

5. Правопорядок: основы и понятие. Правопорядок и общественный порядок

6. Законность и правовое государство.

Заключение

Библиография

©

ВВЕДЕНИЕ

Правовое регулирование представляет собой сложный и многообразный

процесс, осуществляемый с помощью определенных средств юридического

воздействия на общественные отношения.

Юридическая наука различает понятия правового воздействия и правового

регулирования. В этом есть определенный смысл право уже своим

существованием оказывает значительное влияние на поведение людей. Как

культурная и информационная ценность, право определяет направление

человеческой деятельности, вводит ее в общие рамки цивилизованных

общественных отношений. Именно в этом смысле правовое воздействие шире, чем

правовое регулирование общественных отношений. Средства правового

воздействия на общественные отношения, специально предназначенные для их

непосредственного регулирования строго определены. Эти средства образуют

целый, системный юридический механизм, обеспечивающий урегулированность все

совокупности общественных отношений, которые являются предметом правового

регулирования. Механизм правового регулирования - это система правовых

средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных

отношений в соответствии с целями и задачами правового государства.

Законность - фундаментальная категория всей юридической науки и

практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки

правовой жизни общества, его граждан.

Даже самый совершенный закон жив только тогда, когда он выполняется,

воздействует на общественные отношения, на сознание и поведение людей. Вот

эта-то сторона права, связанная с жизнью закона, его действенностью, и

характеризуется понятием “законность”.

В недалеком прошлом отечественная наука анализировала законность

преимущественно в аспекте требования всеобщего уважения к закону и

обязательного его исполнения всеми субъектами. Это по своей сути правильное

понимание, однако оно однобоко отражает содержание и сущность данного

явления. В этом случае требование законности распространяется только на

граждан и их организации, органы, непосредственно реализующие свои права и

обязанности. Деятельность же органов, обеспечивающих правовое регулирование

(правотворческих и правоприменительных), находится вне ее содержания.

Обеспечение законности сводилось главным образом к работе контрольно-

надзорных и правоохранительных органов - выявлению нарушителей правовых

предписаний и их последующему наказанию. Результатом этого и стал

обвинительный уклон в их деятельности. Даже суд рассматривался как

правоохранительный орган, а не орган правосудия, гарантирующий защиту прав

и свобод граждан и их объединений.

Такое понятие законности, удовлетворяющее потребности тоталитарного

режима, совершенно не обеспечивает нормального функционирования общества в

условиях демократии и тем более не способствует формированию и укреплению

правового государства и общества.

Представленной работой рассматривается тема: “Законность и

правопорядок: понятие, соотношение и система гарантий”.

Тема будет рассматриваться с позиций следующих вопросов:

- понятие и содержание законности;

- основные требования и принципы законности;

- система гарантий законности;

- правопорядок: понятие, элементы и соотношение с законностью.

Исследование данных аспектов темы я и определяю как задачу и цели своей

работы.

ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Для глубокого понимания феноменов законности и правопорядка и их

взаимосвязи раскроем подробнее структуру механизма правового регулирования,

упомянутого в начале работы. Законность и правопорядок неотделимы от права,

его реализации, поэтому изучение их связей в механизме правового

регулирования постоянно находится в центре внимания теоретический

разработок.

Итак, основные структурные элементы механизма правового регулирования.

1. Нормы права устанавливают общие и юридически обязательные правила

поведения тех участников общественных отношений, которые находятся в сфере

правового регулирования. Они излагаются в различных по своей юридической

силе нормативно-правовых актов, не теряя при этом своей общеобязательности.

Основополагающее регулирующее воздействие нормы права на общественные

отношения состоит в том, что она определяет круг субъектов, на которых

распространяется ее действие; формулирует обстоятельства, при которых

данные субъекты руководствуются ее предписаниями; раскрывает содержание

самого правила поведения; устанавливает меры юридической ответственности за

нарушение указанных правил[1]. Нормы права - это изначальный элемент

механизма правового регулирования, определяющий его основу, те направления

правового поведения, которые программируются в реальных общественных

отношениях. В юридической науке и практике правовые нормы совершенно

справедливо считаются нормативно основой механизма правого регулирования,

так как в них сконструирована та модель общественного отношения, которая

соответствуют потребностям и интересам граждан правового государства.

Воплощение предписаний правовых норм в поведении людей осуществлятся через

другие элементы механизма правового регулирования общественных отношений.

2. Правоотношение - это важнейший и необходимый элемент реальной жизни

права. В нем общие, обезличенные права и обязанности, закрепленные в нормах

права, превращаются в конкретные взаимосвязанные права и обязанности

индивидуальных субъектов (лиц или организаций), в соответствии с которыми

те должны сообразовывать свое поведение. Правоотношения устанавливает

персональную меру возможного и должного поведения участников общественных

отношений. При попадании в сферу конкретного правового влияния возможна

реализация свободы действия в предусмотренных пределах. Перевод общих прав

и обязанностей, содержащихся в правовой норме, в правоотношение дает

механизм правового регулирования "возможность" завершить свою регулятивную

функцию, то есть реально воплотить права и обязанности субъектов

правоотношений в фактические общественные отношения.

3. Акты реализации юридических прав и обязанностей - это фактическое

поведение субъектов правоотношений по осуществлению их прав и обязанностей.

Посредством этих актов достигаются цели правового регулирования,

удовлетворяются конкретные законные интересы управомоченных и обязанных

лиц. Как отмечалось ранее, основными формами реализации права и

обязанностей являются использование предоставленных нормами права

возможностей, исполнение обязывающего правового предписания, соблюдение

правовых запретов. При невозможности самостоятельной реализации субъектами

права принадлежащих им юридических прав и обязанностей, государство в лице

своих компетентных органов осуществляет правоприменительную деятельность,

призванную обеспечит их полную реализацию[2].

ЗАКОННОСТЬ: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ

Законность - основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного

общества, всех звеньев его политической системы. Охватывая своим действием

наиболее важные сферы человеческого общежития (частную и публичную),

законность вносит в него соответствующую гармонию, обеспечивает

справедливую дифференциацию интересов людей.

О законности написано очень много работ. Существует и множество

различных определений этого явления. Но практически в каждом из них

выделяется то главное, что и образует суть, основу законности, — строгое,

неуклонное соблюдение, исполнение норм права участниками общественных

отношений. Именно это присуще законности любого исторического периода

независимо от условий места и времени.

Как устойчивое явление общественной жизни, законность возникает и

формируется в условиях цивилизованного общества, способного обеспечить

реальное равенство граждан перед законом. Такие условия в значительной мере

создаются рыночными экономическими отношениями, при которых свобода частной

собственности становится равной возможностью для всех. Обеспечить равенство

в сфере производства материальных благ, поставить производителей в

одинаково выгодные условия - главная задача закона правового государства,

коим провозгласила Россию Конституция Российской Федерации.

Имущественное же неравенство создается не юридическими законами

создается не юридическими законами, а естественными возможностями каждого

человека. Поэтому до тех пор, пока в обществе существует неравное положение

людей в сфере производства материальных и духовных ценностей, нельзя

говорить об их равенстве перед законом, а следовательно, и о законности[3].

В обществе, функционирующем в режиме прочной законности, реально

существует четкое разделение и гармоничное взаимодействие законодательной,

исполнительной и судебной властей. Итак, что такое законность?

Законность - это строгое и полное осуществление предписаний правовых

законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права.

Законность - это общественно-политический режим, состоящий в господстве

права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении

предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений,

последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности

должностных лиц, в обеспечении порядка и организованности в обществе[4].

Законность характеризуется следующими основными признаками:

1. Важнейшей чертой законности является ее всеобщность. Требование

соблюдать юридические нормы относится ко всем, кто находится в пределах

действия права. Никто не может уклоняться от выполнения установлений,

исходящих от государства, точно так же, как и государство не может

уклониться от обеспечения и защиты законных прав личности. Приоритетным

субъектом правового регулирования является гражданин государства.

Государство обязано создавать наиболее благоприятный режим для

удовлетворения разнообразных интересов своих граждан.

Всеобщность, как необходимая черта законности, в одинаковой мере

относится и к государству, и к гражданину. Государство ответственно перед

гражданами, а граждане - перед государством. Если в законах государства

выражаются действительные интересы его граждан, то правовые предписания

реализуются без принудительных мер государственного воздействия. Конечно,

государство посредством законодательной деятельности не может учесть всю

гамму индивидуальных интересов, да и не должно. Однако через принятие и

реализацию законов оно может и должно предоставить своим гражданам

возможность самостоятельно распоряжаться собственными благами и свободой

деятельности[5].

Обеспечение всеобщности соблюдения правовых предписаний - задача

государства и его органов. Обладая необходимыми организационными,

материальными и принудительными средствами, оно призвано надежно охранять

законные права и интересы граждан. Сами граждане вне государственно-

правовых структур не могут установить режим законности в общественной

жизни.

Чтобы быть творцом и “хранителем” законности, государство должно

осуществлять свои властные функции исключительно на основе и в рамках

действующих законов. Одновременно оно должно пресекать любые правонарушения

как со стороны своих органов и должностных лиц, так и со стороны граждан.

Всеобщность, как важнейший признак законности, означает, что строгое

осуществление законодательных предписаний является основным, общим

принципом деятельности всех государственных органов, общественных,

хозяйственных предприятий и организаций и граждан .

2. Законность неразрывно связана с правом, юридическими нормами.

Оценить состояние законности в стране можно только на основании того, в

какой мере законы государства отражают объективные потребности

общественного развития. Если издаваемые государством правовые нормы

закрепляют и охраняют интересы только отдельных лиц или определенных

социальных групп, не учитывая общих и индивидуальных интересов всего

населения страны, - законность отсутствует. Если правовые нормы лишь

формально отражают интересы различных слоев населения, но не гарантируют

их, - то и здесь не может быть речи о законности. История изобилует многими

примерами, когда государство регламентировало практически все стороны

общественной жизни, но такая регламентация осуществлялась неправовыми

законами, которые не имели ничего общего с действительными интересами

собственных граждан.

Итак, нормативной основой законности являются правовые законы,

адекватно отражающие общие и индивидуальные интересы всех участников

общественных отношений[6].

3. Понимаемая как метод государственного регулирования обществом,

законность предполагает, что свои функции государство осуществляет

исключительно правовыми средствами - путем принятия нормативных актов и

обеспечения их неукоснительной реализации. А поскольку правовое

регулирование распространяется на различные сферы общественной жизни,

необходима достаточная полнота ее регдаментации. При этом государство не

только формально закрепляет правовые нормы, но и обеспечивает

(политическими, организационными, правовыми средствами) их реализацию и

защиту прав.

В таком государстве недопустим произвол должностных лиц, исключаются

принятие субъективных, волюнтаристских решений, решение политических

вопросов силовыми методами. Особое место в деятельности государства

отводится законодательным и судебным органам[7].

В то же время законность есть принцип деятельности государства.

Государство, все его органы, организации и учреждения сами связаны

правовыми нормами, действуют в их рамках и во имя их реализации.

Законность, рассматриваемая с этой стороны, служит принципом не всякого, а

лишь демократического государства. Иначе говоря, законность есть антипод

произвола и беззакония и прежде всего беззакония самой государственной

власти, произвола, творимого органами государства и его должностными

лицами. Наиболее ярко данный принцип проявляется в правовом государстве,

обусловливая его сущность. Такое государство можно определить и как

государство строжайшей законности.

Вместе с тем требование реализации права, неукоснительного претворения

правовых предписаний в жизнь не формальное требование, не самоцель, а

условие нормального функционирования общества и государства, обеспечения

порядка, организованности и дисциплины. Благодаря законности в обществе

внедряются идеи справедливости, гуманизма, личной и общественной свободы.

Поэтому в широком социально-политическом смысле законность можно считать

режимом общественно-политической жизни[8].

Таким образом, режим законности в правовом государстве предполагает

наличие следующих взаимосвязанных факторов:

- совершенного, четко отработанного законодательства, отвечающего

потребностям общественного прогресса;

- полной и безусловной реализации предписаний законов и

подзаконных правовых актов государственными органами,

должностными лицами, гражданами и различными объединениями.

Итак, законность - это такой политико-правовой режим, такие условия

жизни, такая правовая атмосфера, которые ограждают личность от произвола

власти, массу людей - от анархии, общество в целом - от насилия, хаоса,

беспорядка.

В юридической литературе законность рассматривалась по-разному. Часто ее

определяют как режим, принцип, метод государственного руководства

обществом, состоящий в издании и проведении в жизнь законов и иных

нормативно-правовых актов в интересах определенного класса, социальных

групп или народа в целом. В соответствии с этой дефиницией законность

состоит из двух элементов: законотворчества (издание законов и основанных

на них правовых актов) и осуществления нормативно-правовых актов. Однако

представляется весьма спорным включение в понятие законности

правотворческого процесса, т.е. особой формы или особого вида деятельности

соответствующих органов, призванных устанавливать новые нормы, изменять или

отменять старые. Ведь если нормы права изменяются, то, следуя логике,

нельзя сказать, что законность — величина постоянная; она меняется всякий

раз, как только происходит корректировка законодательства. Правотворческий

процесс — это деятельность, которая определяется соответствующими

нормативными актами, она подпадает под необходимость соблюдать, исполнить

законность и в этом отношении не отличается от других видов государственной

деятельности, например, от правоприменения, следовательно, нет

необходимости включать ее в понятие законности. Законность связана с

законами, но они выступают не как ее составная часть, а прежде всего, как

предпосылка и условие ее осуществления.

Нужно отметить, что разногласия в юридической литературе по поводу

определения законности порождены не столько сложностью, многогранностью и

динамикой предмета, сколько терминологической неясностью. Термин

"законность" обозначает положительное отношение к законам в практической

деятельности и повседневной жизни. Еще Н.В. Крыленко в свое время определял

революционную законность как общественный уклад, режим, строй,

складывающийся на основе претворения в жизнь норм, директив советского

государства. Н.Г. Александров рассматривал законность как "особенный

общественный режим, как "обстановку", в которой правонарушения своевременно

вскрываются и пресекаются, иными словами, законность определялась им как

"устойчивый образ правоотношений". П.Е. Недбайло отмечал, что законность

есть состояние, которое характеризует соблюдение всем обществом

государственно-правовых актов, "свойство общественной жизни". В

определенной мере, синтезируя высказывания многих ученых П.М. Рабинович

считает законность определенным режимом (состоянием) общественных

отношений, который характеризуется их соответствием законам и подзаконным

актам.

Понятие "режим законности" обозначает определенное состояние

соответствия общественных отношений законам и другим подзаконным актам,

которое может быть зафиксировано, охвачено одним словом — правомерность;

Итак, режим законности есть состояние правомерности общественных отношений,

законосообразности поведения. Правоприменительная, правореализующая

деятельность выступает ближайшей, непосредственной причиной законности. Эта

необходимая и существенная внутренняя связь законности представляет собой,

таким образом, генетическую зависимость. В свете вышесказанного хотелось бы

предложить следующее понимание законности: это требование общества и

государства, состоящее в точной и неуклонной реализации правовых норм всеми

и повсеместно.

На первый взгляд может показаться, что все различия в определениях

являются чисто словесными, не касаются существа. Однако главное - это

отграничить законность от близких с ней понятий. П. М. Рабинович, пожалуй,

прав, когда подвергает критике определение законности как неуклонного и

точного соблюдения (исполнения) законов.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И ПРИНЦИПЫ ЗАКОННОСТИ

Как режим общественно-политической жизни, законность не есть

определенный, устоявшийся порядок отношений. В таком понимании она была бы

тождественна правопорядку. Законность выступает как необходимость, которая

выражается в системе субъектам, участникам общественной жизни,

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.