реферат, рефераты скачать
 

Законность и правопорядок


урегулированной правом. Одна часть данных требований обращена к гражданам,

организациям, другая - к различным ветвям государственной власти

(законодательной, исполнительной, судебной)[9].

Каковы основные требования (или как их ещё называют, идеи) законности?

1. Воплощение идеи господства права в жизни общества, определенных

объективных требований, предъявляемых всем государства.

В режиме законности именно праву отводится основная роль в

регулировании общественных отношений. Именно оно, а не личные,

идеологические, политические и другие подобные им мотивы должны лежать в

основе социального регулирования.

Это ни в коей мере не означает ведения тотальной правовой регламентации

всех сфер жизни. Регламентироваться правом должны только те отношения,

которые в том объективно нуждаются. Причем законодательство должно быть

совершенным с технической стороны, достаточно четким, определенным, не

допускающим произвольного толкования и применения, не иметь пробелов.

Однако это лишь один аспект вопроса.

Подчеркивая господство закона, следует помнить, что закон и право не

идентичные понятия. Политическая практика показывает, что, например, при

тоталитарных режимах, деспотических формах правления, абсолютных монархиях

сами законы выступают выражением произвола. А законы против тенденции,

законы, не дающие объективных норм, являются террористическими

законами[10].

2. Верховенство закона по отношению ко всем другим правовым актам.

В правовом государстве закон обладает высшей юридической силой. Он

выступает главным, основополагающим регулятором общественных отношений. Те

отношения, которые в силу объективных условий должны находиться в сфере

правового воздействия, регулируются, как правило, законом. Подзаконные акты

действуют лишь в том случае, когда какие-либо отношения законодательно не

урегулированы. При этом они должны издаваться в строгом соответствии с

законом и на основе закона.

Закон - акт высших органов государственной власти, непосредственно

выражающий волю народа, интересы гражданского общества. Поэтому законность

связывается с господством прежде всего законов. Всякое издание норм права,

противоречащих закону, есть ее нарушение, как и точное выполнение

требований нормативного акта, противоречащего закону.

Наивысшую юридическую силу имеет Конституция - основной закон

государства. А потому в содержании законности как важнейший компонент

выделяется конституционная законность.

Верховенство закона проявляется в верховенстве не только

законодательного содержания, но и формы. Это означает, что нормативные акты

должны приниматься в строго установленных законом порядке и форме. Только

тогда они будут в полной мере выражать волю народа, интересы общества,

основные идеи и принципы права, обеспечивать режим подлинной

законности[11].

3. Равенство всех перед законом.

Равная возможность всех граждан пользоваться защитой закона и их равная

обязанность следовать его предписаниям (равенство всех перед законом и

судом).

Прочный и эффективный режим законности в обществе возможен только в

условиях равенства всех людей перед законом и судом. С одной стороны,

субъекты права должны в полном объеме выполнять возложенные на них

обязанности, подчиняться требованиям закона. С другой стороны, государство

должно создать все необходимые условия для осуществления их законных прав и

интересов[12].

4. Осуществление прав и свобод человеком не должно нарушать права и

свободы других лиц.

В условиях правовой государственности это требование имеет

принципиальное значение, поскольку свобода одного человека не может быть

реализована в ущерб свободе другого. Закон не допускает ущемления прав

одних за счет прав других граждан государства[13].

5. Недопустимость противопоставления законности и целесообразности.

Почему нельзя противопоставлять законность и целесообразность? Прежде

всего потому, что правовые законы сами обладают высшей общественной

целесообразностью. В них максимально отображаются как общественные, так и

индивидуальные интересы людей. Целесообразность закона не может

игнорироваться житейской целесообразностью. Нарушая требования закона,

некоторые должностные лица и граждане оправдывают свои противоправные

действия местной и индивидуальной целесообразностью. Они утверждают, что в

данных конкретных условиях соблюдение закона нецелесообразно, и подменяют

его субъективными противозаконными действиями, с их точки зрения более

полезными и нужными для данного случая[14].

Законность предполагает, что местные интересы в полном объеме могут и

должны удовлетворяться в рамках закона. И закон предоставляет такие

возможности. Например, при определении уголовного наказания судьи,

руководствуясь законом, назначают ту меру наказания, которая наиболее

целесообразна для данного случая, с учетом тяжести преступления, личности

преступника[15].

Следовательно, целесообразность в правовом государстве реализуется на

основании и во исполнение закона. В каждом отдельном случае закон должен

соблюдаться, но в рамках закона должна приниматься та мера, которая

является наиболее целесообразной для данного конкретного случая. Закон

обладает высшей целесообразностью, поэтому он позволяет учесть все

многообразие местных и индивидуальных интересов людей.

Если же закон устарел, отстает от потребностей общественного развития,

он должен быть изменен или заменен в установленном порядке. Но пока закон

действует во времени, в пространстве и по кругу лиц, его предписания в

равной мере обязательны для всех. Устаревший закон отменяется только

законным порядком, и никакие местные органы или индивидуальные лица не

могут нарушать закон, ссылаясь на его нецелесообразность. Они могут

обратиться к законодательному органу с просьбой неотлагательной отмены

устаревшего закона, но не более. Мудрый же законодатель всегда отменит или

заменит устаревший закон[16].

6. Предотвращение и эффективная борьба с правонарушениями.

Правовое государство создает необходимые материальные, политические,

социальные и другие предпосылки для предотвращения и пресечения

правонарушений. Благоприятные материальные условия жизни, социальная

защищенность населения, политическая стабильность в стране, наличие

справедливых правоохранительных законов составляют реальную основу режима

законности.

Непосредственная защита интересов субъектов права, любого гражданина,

проживающего на территории государства, осуществляется специальными

правоохранительными органами: судом, прокуратурой, арбитражем, милицией.

Обеспечивая законное функционирование общественных отношений, эти органы в

необходимых случаях применяют к правонарушителям различные меры

государственного принуждения.

Центральное место в системе правоохранительных органов, призванных

поддерживать режим законности, принадлежит судам, которые осуществляют свою

власть в формах конституционного, гражданского, уголовного и

административного судопроизводства. Любые решения и действия

государственных органов, учреждений, должностных лиц, частных

предпринимателей, нарушающих права и свободы, могут быть обжалованы в суд.

Высший надзор за законностью осуществляется конституционным судом.

7. Недопустимость произвола в деятельности должностных лиц.

Законность есть антипод произвола - деятельности, основанной не на

нормах права, а на субъективистских, произвольных решениях. Должностные

лица, принимая властное решение, должны руководствоваться не сиюминутными

личными или групповыми интересами, а конкретными правовыми предписаниями, и

учитывать при этом интересы общества, государства, правовые принципы и

требования морали. Это правило обращено не только к правоприменительным, но

и к правотворческим органам, которые должны исключить пробелы и

противоречия в праве, создающие условия для произвола, субъективизма,

волюнтаризма.

Подлинная, реальная (а не формальная) законность должна строиться на

определенных принципах, основополагающих началах, обеспечивающий ее

демократический, гуманный характер. Рассмотрим кратко эти принципы.

1. Единство понимания и применения законов на всей территории их

действия (единство законности).

При всем многообразии действующих законов и нормативных актов, при всех

местных особенностях законность должна быть одна для всей страны. Понимание

и применение законов должны быть одинаковы на всей ее территории.

Недопустимы попытки создания, скажем, в каждом субъекте Федерации (а тем

более на каком-либо предприятии, организации) своей законности, отличной от

общегосударственной. К сожалению, в России этот принцип не всегда

проводится в жизнь, отдельные регионы принимают нормативные акты,

противоречащие федеральным законам и даже Конституции РФ. Подобное

положение нарушает единство законности, снижает эффективность правового

регулирования, вносит дезорганизацию в общественные отношения.

Единство законности, однако, не означает шаблона в применении правовых

актов, ущемлении самостоятельности и инициативы мест.

Законы предъявляют абсолютно одинаковые требования ко всем субъектам,

находящимся в сфере их временного и пространственного действия. Законы

федеративного государства имеют одинаковую силу на территории всех

государственных образований, входящих в состав федерации. Единое понимание

сущности и конкретного содержания законов обеспечивает законность

правоприменительной деятельности компетентных органов и должностных лиц.

Она соответствует действительному смыслу закона и проводит в жизнь

заложенные в нем регулятивные функции.

2. Всеобщность законности.

Данный принцип характеризует действие законности по кругу лиц.

Законность не может быть избирательной, ее требования обращены ко всем

субъектам без исключения. Правовые предписания должны выполнять отдельные

граждане и их объединения, должностные лица, государственные органы,

государственные органы, политические партии. В обществе не должно быть

какой-либо организации или отдельного лица, выведенных из-под влияния

законности, на которых бы ее требования не распространялись[17].

Высказывается мнение, что субъектами законности могут быть только

властные органы, а не отдельные граждане, так как последние якобы своими

действиями не нарушают этого режима. Действительно, неправомерная

деятельность государственных органов, должностных лиц, наделенных властными

полномочиями, подрывает саму основу законности, их последствия весьма

опасны для общества и личности. Не случайно большинство требований

законности обращено к государству и его органам. Однако если правонарушения

граждан приобретают массовый характер, если налицо рост преступности, режим

законности безусловно нарушается. Поэтому нет оснований исключать граждан

из числа субъектов законности, хотя, конечно, их роль в ее обеспечении не

сравнима с такой же ролью государственных органов.

3. Целесообразность законности.

Критерием оценки роли законности должно быть то, как она способствует

достижению целей государства и общества, насколько она обеспечивает решение

задач социального прогресса, защиты прав и свобод граждан.

Целесообразность законности вытекает прежде всего из ценности самого

права как выразителя свободы, ответственности, справедливости, как средства

обеспечения порядка, организованности и дисциплины. Именно в праве, законе

выражается высшая социальная целесообразность.

Изложенное позволяет говорить о презумпции целесообразности изданного

нормативного акта. Эта презумпция в свою очередь диктует необходимость

неуклонной, точной реализации правовых предписаний независимо от

субъективного отношения субъектов реализации права к его нормам. Только

политико-правовой режзим законности, основанный на целесообразности, может

оградить общество от случайностей, волюнтаризма и субъективизма отдельных

лиц.

В силу формальной определенности закон не может изменяться одновременно

с изменяющейся жизнью и поэтому нередко отстает от ее требований,

устаревает. Законы могут быть неэффективными, несовершенными с технической

стороны. На этом основании они могут нарушаться, то есть по мотивам

нецелесообразности. С точки зрения принципов законности, любые отступления

от требований закона, чем бы они не мотивировались, терпимы быть не могут,

о чем я уже упоминала выше.

Иначе говоря, с точки зрения целей правового роегулирования в любой

ситуации целесообразно следовать предписаниям закона, а отступление от них

всегда нецелесообразно. Законность всегда целесообразна, и целесообразность

выступает как принцип, основа законности.

Итак, благодаря своим принципам законность выступает как наиболее

эффективный, гуманный, справедливый режим общественно-политической жизни, а

всякое отступление от этих принципов, их недооценка приводят к нарушениям

законности, принижению ее социальной ценности, эффективности правового

регулирования в целом.

Нужно различать законность как систему формальных требований и реальную

законность. На практике требования законности в той или иной степени

нарушаются, часто наблюдаются отступления от правовых предписаний.

Следовательно, реальная законность имеет количественные показатели, которые

определяют ее уровень в конкретном обществе.

ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ

Несмотря на свою значимость, требования законности не претворяются в

жизнь автоматически, стихийно. Чтобы правовые предписания не оставались на

бумаге (и тем более не нарушались), необходимы соответствующие условия и

определенный комплекс организационных, идеологических, политических,

юридических мер, обеспечивающих реализацию, то есть гарантии законности.

Гарантировать законность - значит сделать ее незыблемой.

Гарантии законности - это объективные условия и субъективные факторы, а

также специальные средства, обеспечивающие режим законности[18].

Среди данных гарантий нужно четко различать общие условия и специальные

средства, обеспечивающие режим законности.

Общие условия, то есть объективные (экономические, политические и т.д.)

условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое

регулирование. Эти условия создают макросреду реализации права, его

функционирования, предопределяя в известной степени и специальные средства

по укреплению законности.

Общие условия подразделяются на:

1. Экономические условия. Условиями, обеспечивающими законность, здесь

выступают такие факторы, как степень организованности в экономической

сфере, ритмичная работа всего хозяйственного организма, постоянный рост

производительности труда и объема производства, устойчивая денежная система

и так далее.

2. Политические условия. Основным политическим условием стабильной

законности является сильная государственная власть, то есть устойчивая,

легитимная, пользующаяся поддержкой общества власть, способная обеспечить

реализацию принимаемых правовых предписаний.

3. Идеологические условия. Законность предполагает такой уровень

правовой культуры, когда уважение к праву, закону является личным

убеждением человека, причем не только рядового гражданина, но в первую

очередь государственного служащего, законодателя.

4. Социальные условия. Прочная законность возможна только в условиях

социальной стабильности, уверенности граждан в незыблемости своих

социальных прав и свобод.

5. Правовые условия. Состояние законности как политико-правового

явления обусловлено состоянием самого права, системы законодательства[19].

Специальные средства законности - это юридические и организационные

средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности. Среди

них можно выделить юридические и организационные средства (гарантии).

Юридические гарантии - совокупность закрепленных в законодательстве

средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению,

направленная на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление,

защиту прав и свобод. Юридические гарантии сопряжены с общими условиями и

определяются ими. Они юридически опосредуют их, выступая в качестве

юридической формы, не сливаясь, однако, с ними.

Выделяются следующие юридические гарантии (средства):

- средства выявления правонарушений;

- средства предупреждения правонарушений;

- средства пресечения правонарушений;

- меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий

правонарушений;

- юридическая ответственность;

- правосудие.

Под организационными гарантиями понимаются различные мероприятия

организационного характера, обеспечивающие укрепление законности, борьбу с

правонарушениями, защиту прав граждан. Сюда относятся кадровые,

организационные меры по созданию условий для нормальной работы

юрисдикционных и правоохранительных органов, образование в структуре

последних спецподразделений (для борьбы с оргпреступностью, коррупцией и

др.).

ПРАВОПОРЯДОК: ОСНОВЫ И ПОНЯТИЕ. ПРАВОПОРЯДОК И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК

Итак, установлено, что законность - это процесс осуществления законов.

Режим законности означает такое состояние общественной жизни, при котором

участники правоотношений свободно реализуют принадлежащие им юридические

права и обязанности. Законность есть предпосылка такого порядка в

общественной жизни, который соответствует предписаниям правовых норм.

Другими словами, в результате действия законности в обществе складывается

правовой порядок, являющийся целью правового регулирования общественных

отношений.

Итак, что же такое правопорядок?

Правопорядок - это система общественных отношений, которая

устанавливается в результате точного и полного осуществления предписаний

правовых норм всеми субъектами права[20].

Правопорядок составляет реальный порядок современной цивилизованной

жизни общества. Качество и степень правоупорядоченности общественной жизни

во многом определяет общее “здоровье” всего общественного организма и его

индивидов. В условиях стабильного правопорядка эффективно функционирует

экономика, достигается гармония в действиях законодательной, исполнительной

и судебной властей, активно осуществляется деятельность различных

общественных и частных организаций, реально гарантируется свободное

развитие человека, максимально удовлетворяются его материальные и духовные

потребности.

В формировании правового порядка участвуют все элементы механизма

правового регулирования общественных отношений. Их причинно-следственная

связь составляет основу правовой жизни общества, которая и приводит в

конечном счете к установлению правового порядка. В этой связи можно

выделить следующие предпосылки правопорядка.

а). Нормы права - это нормативная предпосылка правопорядка, первичное

звено механизма правового регулирования, моделирующее “идеальный”

правопорядок.

б). Правоотношения - элемент механизма правового регулирования,

обеспечивающий переход от идеального, предполагаемого законодателем

правопорядка к установлению конкретного возможного или должного поведения

участников общественных отношений, предусмотренного правовыми нормами. На

этом этапе к механизму правового регулирования подключается законность,

призванная гарантировать возможное и должное поведение субъектов

правоотношений.

в). Акты реализации юридических прав и обязанностей являются

завершающей предпосылкой правопорядка. В условиях режима законности права и

обязанности участников правоотношений реально воплощаются в их поведении,

достигают своей цели и, таким образом, переходят в такую систему

общественных отношений, которая и образует правовой порядок.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.