реферат, рефераты скачать
 

Административная ответственность в области предпринимательской деятельности


Административный штраф применяется как в судебном, так и во

внесудебном порядке.

Он в соответствии со статьей 3.2 КРФоАП должен быть уплачен не позднее

тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного

штрафа в законную силу либо со дня истечения отсрочки или рассрочки,

предусмотренных статей 31.5 настоящего Кодекса.

На основании статьи 20.25 КРФоАП неуплата административного штрафа в

указанный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном

размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный

арест на срок до пятнадцати суток.

3. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного

правонарушения. Его характерные черты:

. является принудительным изъятием;

. в последующем уничтожению не подлежит, а направляется на реализацию;

. вырученная сумма с вычетом расходов на реализацию изъятого предмета

передается лицу, у которого эти предметы изъяты;

. назначение и применение указанной меры указания осуществляется в

судебном порядке.

Составов административных правонарушений, в которых установлено

наказание данного вида немного.

Однако возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других

дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для

которых охота или рыболовство является основным законным источником средств

к существованию.

4. Конфискация орудия совершения или предмета административного

правонарушения - принудительное безвозмездное обращение в федеральную

собственность или в собственность субъекта Российской Федерации.

При конфискации в административном порядке в собственность государства

обращается лишь предмет, явившийся орудием совершения или непосредственным

объектом административного правонарушения, а не вообще имущество

нарушителя1.

Она назначается только судом. Была учтена правовая позиция

Конституционного суда, которая состоит, что конфискация имущества возможна

только на основании судебного решения, а не во внесудебном порядке2.

Специфика данной меры наказания состоит в том, что она не может

применяться к лицам, для которых охота и рыболовство являются основными

источниками средств к существованию. Но распространяется на случаи

конфискации не любых орудий и предметов административного правонарушения, а

только на охотничье оружие, боевые припасы и другие дозволенные орудия

охоты и рыболовства.

К конфискации не относят изъятие орудия или предмета из незаконного

владения лица, которое совершило административное правонарушение. В этом

случае оно подлежит либо возврату законному владельцу в соответствии с

нормами федерального закона, либо обращению в собственность государства или

уничтожению в установленном порядке, если изъяты из оборота (например,

взрывчатые вещества) либо находятся в противоправном владении по иным

основаниям.

5. Лишение специального права. Данный вид применяется только к физическим

лицам. Не касается специальных разрешений, лицензий, которые выдаются

юридическим лицам.

Оно применяется за грубое или систематическое нарушение порядка

пользования этим правом. Это не только указывает на объективную сторону

административного правонарушения, но и на применение его в исключительных

случаях.

Лишение специального права назначается только судьей. Раньше Кодекс

РСФСР об административных правонарушениях предоставлял такое право

различным надзорным органам.

Как и прежде, срок лишения специального права имеет относительно-

определенный характер. Назначается в пределах санкций статей Особенной

части. Например, превышение установленной скорости движения транспортного

средства на величину более шестьдесят километров в час может повлечь

лишение права управления транспортными средствами на срок от двух до

четырех месяцев1. Законодателем определены минимальные и максимальные

временные границы: минимальный срок не может быть меньше одного месяца, а

максимальный - более двух лет.

6. Административный арест. Его сущность заключается в содержании

правонарушителя в условиях изоляции от общества под стражей.

Арестованные содержатся под стражей в специальных приемниках органов

внутренних дел для содержания лиц, арестованных в административном

порядке2.

Законодателем установлены сроки содержания. Они не могут быть более

пятнадцати суток, а за нарушения требований режима чрезвычайного положения

или режима в зоне проведения контртеррористических операций до тридцати

суток.

Арест назначается судьей в исключительных случаях, если будет

установлено что применение других мер воздействия на правонарушителя

нецелесообразно. В любом случае он не назначается: беременным женщинам,

женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, которым нее

восемнадцати лет, инвалидам первой и второй группы.

Срок административного задержания включается в срок административного

ареста.

7. Административное выдворение за пределы Российской федерации

иностранного гражданина или лица без гражданства. Оно состоит в

принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан через

государственную границу, а в случаях, предусмотренных

законодательством Российской Федерации, в контролируемом выезде

иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации1.

Применяется только к иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Назначается судьей, а в случаях совершения административного

правонарушения при въезде в Российскую Федерацию – соответствующими

должностными лицами. Например, должностными лицами Федеральной пограничной

службы.

8. Дисквалификация - лишение физического лица права занимать руководящие

должности в исполнительном органе управления юридического лица,

входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять

предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а

также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях,

предусмотренных законодательством Российской федерации2.

Это новое в законодательстве наказание. Новые аспекты рыночной

экономики обусловили необходимость введения этого вида

административного законодательства[20].

Традиционно принято считать, что наиболее суровым наказанием является

административный арест. Однако применение в отношении руководителей и

менеджеров компаний такого наказания, как дисквалификации, которая

фактически лишает их права осуществлять управленческие функции, для многих

из них может стать самой суровой.

Дисквалификация является одним из видов наказания, которые могут

применяться по отношению к юридическим лицам. Также к ним могут налагаться

и такие виды, как: предупреждение, административный штраф, возмездное

изъятие и конфискация орудия совершения или предмета административного

правонарушения.

Все перечисленные выше виды наказаний подразделяются на основные и

дополнительные административные наказания. Дополнительные в отличие от

основных не назначаются самостоятельно. Они налагаются только наряду с

ними. То есть санкцией за административное правонарушение может быть

основное наказание либо основное и дополнительное.

В качестве основных и дополнительных наказаний могут применяться:

1. возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного

правонарушения;

2. конфискация орудия совершения или предмета административного

правонарушения;

3. выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без

гражданства.

А остальные виды административных наказаний только в качестве

основных.

Административное законодательство закрепляет общие принципы

административного наказания: законность; целесообразность; своевременность

воздействия; совокупность административных правонарушений.

Основополагающим правилом наложения наказания является законность его

применения. Это означает, что административное наказание налагается в

пределах, установленных Кодексом Российской Федерации об административных

правонарушениях. Пределы для каждого административного наказания

определяются путем указания их в санкции нормы, устанавливающей конкретный

вид и размер наказания. Наказание может быть наложено только тогда, когда в

противоправных действиях лица есть состав правонарушителя. И его предел

назначается органами, которым он подведомственен.

Проявление принципа целесообразности состоит в том, что при выборе

меры воздействия учитываются обстоятельства, при которых было совершено

деяние и обстоятельства, которые характеризуют правонарушителя (личность

виновного, имущественное положение, степень его вины). В значительной

степени эти требования установлены в перечнях, смягчающих и отягчающих

ответственность обстоятельств. К обстоятельствам, смягчающим

административную ответственность относятся: раскаяние правонарушителя;

предотвращение им вредных последствий; совершение административного

правонарушения в состоянии аффекта либо при стечении тяжелых личных или

семейных обстоятельств, несовершеннолетним, беременной женщиной или

женщиной, которая имеет малолетнего ребенка (не достигший четырнадцати

лет).1 Этот перечень является открытым, то есть допускается признание и

других обстоятельств в качестве смягчающих в отличие от перечня

обстоятельств, отягчающих ответственность. Он является исчерпывающим.

Отягчающими обстоятельствами признаны: продолжение противоправного

поведения, несмотря на требования уполномоченных на лиц прекратить его;

повторное нарушение однородного правонарушения, если за совершение первого

административного правонарушения лицо уже подверглось административному

наказанию, по которому срок не истек; вовлечение несовершеннолетнего в

совершение правонарушения; совершение административного правонарушения

группой лиц; в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных

обстоятельствах; в состоянии опьянения.

Сущность принципа своевременности заключается в том, что законом

определены сроки, после истечения, которых исключается возможность

назначения административного наказания. Они зависят от вида и характера

административного правонарушения (в основном – два месяца со дня совершения

административного правонарушения, а для длящегося со дня обнаружения), от

вида административного наказания (для дисквалификации – не позднее одного

года со дня совершения или обнаружения правонарушения).

Обращает на себя внимание практика применения фискальными органами

норм сроках привлечения к административной ответственности, а также акты

арбитражных судов по указанному вопросу. При решении вопроса об отнесении

того или иного правонарушения к длящимся или недлящимся (оконченным)

необходимо различать момент юридического окончания правонарушения и момент

прекращения противоправного поведения (состояния).

Особый интерес представляет судебный акт апелляционной инстанции

Арбитражного суда г. Москвы.

Государственное образовательное учреждение обратилось в Арбитражный

суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и об отмене решения

Центрального регионального управления валютного контроля Минфина России от

26.11.02 г. о наложении штрафа за совершение валютных операций без

разрешения Центрального банка РФ в период с 02.09.01 г. по 05.11.01 г.

Протокол об обнаружении правонарушения был составлен ответчиком 15.11.02

г., а решение о привлечении к административной ответственности было

вынесено 26.11.02 г.

Решением первой инстанции заявление было удовлетворено в связи с

отсутствием вины заявителя, а также в связи с истечением сроков давности

привлечения к ответственности, установленных ч. 1, 2 ст. 4.5. КРФоАП.

Не согласившись с решением суда, ответчик обжаловал его в

апелляционном порядке, указав, что правонарушение носит длящийся характер:

по мнению ответчика правонарушение совершалось с 03.09.01 г. по 15.11.02 г.

и было пресечено 15.11.02 г. составлением соответствующего протокола.

Судом апелляционной инстанции в удовлетворении апелляционной жалобы

Центрального регионального управления валютного контроля Минфина России

было отказано. При этом суд, в частности, мотивировал сое постановление

тем, что в силу ч. 1 ст. 4.5. КРФоАП постановление по делу об

административном правонарушении за нарушение валютного законодательства не

может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения

административного правонарушения.

Вместе с тем, последний день совершения заявителем валютной операции

– 02.11.01 г., а оспариваемое постановление вынесено 26.11.02 г., т.е. по

истечении как указанного выше годичного срока, так и установленного ст. 38

КоАП РСФСР, действовавшего на момент совершения спорных операций.

Вменяемое заявителю нарушение по мнению суда не относится к длящимся,

так как не характеризуется непрерывным осуществлением единого состава

деяния: каждая операция является самостоятельной и носит разовый характер,

считается совершенной в момент поступления средств на счет либо их списания

(перечисления) со счета. Таким образом, основания для привлечения заявителя

к ответственности, предусмотренные законом, отсутствуют.

Суд апелляционной инстанции учел, что совершенные в ноябре 2001 г.

истцом операции по счету носили разовый характер и правонарушение считается

оконченным в момент проведения банковской операции. Кроме того, 05.11.01

г. истцом получено разрешение ЦБ РФ на открытие счета и, таким образом,

после 05.11.01 г. истец не мог и не должен был принимать какие-либо меры к

пресечению совершенных правонарушений, так как они были окончены, а

разрешение на открытие счета получено.

Представитель ответчика в судебном заседании смог пояснить, какие

действия должен был и мог совершить истец в период с 05.11.01г. по

15.11.02г. для того, чтобы пресечь длящееся, по мнению ответчика,

правонарушение.

Суд сделал вывод, что длящимся является правонарушение, которое носит

непрерывный характер и совершается ежедневно, вплоть до его пресечения

(обнаружения). Длящееся правонарушение в любой момент может быть пресечено

и устранено непосредственно самим правонарушителем. Суд посчитал, что не

может быть длящимся правонарушение, пресечение которого не зависит от воли

правонарушителя и которое неизбежно будет продолжаться (длиться) вплоть до

его обнаружения уполномоченным государственным органом. В противном случае,

учитывая, что при длящемся правонарушении срок привлечения к

ответственности составляет один год с момента его обнаружения, проверяющий

орган может привлечь к ответственности нарушителя по истечении любого

периода времени, прошедшего до обнаружения нарушения, вне зависимости от

того, что на протяжении всего этого периода нарушитель не мог и не был

обязан пресекать ранее допущенное нарушении.[21]

И последний принцип - совокупность преступлений. По аналогии с

уголовным законом, совокупность административных правонарушений -

совершение лицом двух или более административных правонарушений. За каждое

из них назначается административное наказание. Если же эти правонарушения

рассматривается одним и тем же органом, должностным лицом, то наказание

назначается в пределах только одной санкции. То есть, нельзя суммировать

все виды административного наказания.

3.ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В СФЕРЕ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Правовое регулирование производства по делам об административных

правонарушениях

В последнее время с каждым годом всё больше увеличивается роль

предпринимательской деятельности в жизни граждан Российской Федерации.

Предпринимательская деятельность все глубже проникает в жизнь каждого

гражданина. В связи с этим все более насущней становится потребность в

административно – правовом регулировании. Но существуют и другие точки

зрения, одной из целей данной работы, разобраться в том на какую глубину

проникает административно – правовое регулирование в предпринимательскую

деятельность и на сколько оправданна глубина того или иного вида

административно- правового регулирования.

Чтобы раскрыть сущности административно – правового регулирования

необходимо уяснить понятие «правового регулирования» вообще. Правовое

регулирование представляет собой «единство социологического, нормативного и

практического аспектов»[22]. Она начинается тогда когда в целях,

содержании, требованиях закона «схватывается» назревшая общественная

потребность в упорядочивании взаимосвязей и взаимодействий людей, причем

определенным образом и в определенном направлении. Имеется в виду не

субъективное представление, какого – либо органа власти, а именно то, что в

сознании массы людей сформировалось как нечто необходимое, нужное,

актуальное, крайне важное для их дальнейшей жизни. Формирование нормативно

– правового акта или закона осуществляется на основе информации о прошлом,

но сама норам будет применяться в будущем, которое неизвестно. То есть в

социологическом смысле правовое регулирование имеет прогностический

характер, и показывает, что люди способны «конструировать» свою завтрашнюю

жизнь.

Основой правового регулирования является нормативный аспект, т.е.

разработка и юридическое закрепление (установление) норм (правил) поведения

людей. Такие нормы (правила) воспринимаются по-разному, что зависит от их

целей и содержания; порой они ограничивают свободу, очерчивая ее границы,

но в большинстве являются советом, помощью людям в упорядочивании их

взаимоотношений

В итоге можно констатировать, что правовое регулирование есть деятельность

государства (уполномоченных им органов) по изданию юридических норм

(правил) поведения людей, обязательных в исполнении, которое обеспечивается

возможностями общественного мнения государственного аппарата. Иначе

правовое регулирование это – требование государства, необходимое для

упорядочивания общественной жизни. Поэтому данные требования должны быть

социально обусловлены, системно организованы и практически реализованы.

Правовое регулирование в разных сферах общественной жизни имеет свою

специфику, что следует учитывать при ее анализе и оценке. Свою особенность

несет и правовое регулирование в сфере административного права.

Основные направления развития административно – правового регулирования

на современном этапе хорошо сформулированы Козловым Ю.М. – вот они:

- разработка и реализация политики, выражающейся в государственных

программах общефедерального и регионального масштабов (приватизации,

демонополизации, инвестиционная, жилищная, энергетическая);

- установление и эффективное проведение в жизнь правовых и

организационных основ хозяйственной жизни (государственное

стимулирование предпринимательства, обеспечение равноправия всех форм

собственности, защита прав собственника, охрана прав потребителя,

пресечение монополизма и не добросовестной конкуренции);

- управление предприятиями и учреждениями государственного сектора;

- регулирование функционирования различных объектов негосударственного

сектора;

- координация функционирования национализированного и

денационализированного секторов хозяйственного социально –

культурного и административно – политического строительства;

- обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических

лиц в сфере государственного управления;

- осуществление государственного контроля и надзора за работой

управляемой и регулируемой сфер[23].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.