реферат, рефераты скачать
 

Конституционный суд


в заседаниях палат; некоторые правила процедуры и этикета в

заседаниях; особенности делопроизводства в Конституционном Суде;

требования к работникам аппарата Суда; иные вопросы внутренней

деятельности Конституционного Суда РФ.

Говоря об организации деятельности Конституционного суда РФ, следует еще

упомянуть о наличии в современном конституционном законодательстве такого

института как особое мнение судьи Конституционного суда. Особое мнение

судьи, не совпадающее с общим решением Конституционного суда, публикуется

вместе с решением Суда. Но, если следовать Федеративному конституционному

закону о Конституционном суде РФ (76,78), Суд, при обнародовании принятого

решения, не связан с представлением судьей его собственного мнения, ибо на

Суд возлагается обязанность немедленно публикации только решения

Конституционного суда. Российские правоведы, однако, считают, что

публикация особого мнения судьи была бы желательна, так как эта мера дает

возможность познакомиться не только со взглядами на проблему конкретного

представителя судебных органов, но и способствует дальнейшему развитию

всего судопроизводства на демократической основе.

В соответствии со ст. 125 Конституции РФ 1993 г. Конституционный Суд

Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на

должность Советом Федерации по представлению Президента Российской

Федерации.

В состав Конституционного суда входят две палаты, включающие в себя

соответственно 9 и 10 судей. Персональный состав палат определяется путем

жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом

Конституционного суда.

Закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» 1994 г.

устанавливает, что «Конституционный Суд Российской Федерации вправе

осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех

четвертей от общего числа судей».

Статус судей Конституционного Суда в целом не отличается от статуса судей

других высших судов России. Конституция РФ в ст. 128 устанавливает также

идентичный порядок назначения судей трех высших судов. Отличая в

квалификации имеют частный характер.

8

Судьей Конституционного Суда может быть назначен гражданин РФ,

достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной

репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по

юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной

высокой квалификацией в области права[12].

Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда

РФ могут вноситься Президенту РФ членами (депутатами) Совета

Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными

(представительными) органами субъектов Российской Федерации, высшими

судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими

юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

Совет Федерации должен рассмотреть вопрос о назначении на должность

судьи Конституционного Суда РФ в срок не позднее четырнадцати дней с

момента получения представления Президента РФ.

Каждый судья Конституционного Суда РФ назначается на должность в

индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи

Конституционного Суда РФ считается лицо, получившее при голосовании

большинство от общего числа членов Совета Федерации.

Судья Конституционного Суда РФ, срок полномочий которого истек,

продолжает исполнять обязанности судьи до назначения на должность нового

судьи или до принятия итогового решения по делу, начатому с его

участием.

Председатель Совета Федерации в порядке, установленном Советом

Федерации, приводит к присяге лицо, назначенное на должность судьи

Конституционного Суда РФ.

Законом устанавливается целый ряд так называемых «дисквалификаций»

или несовместимостей. Судья Конституционного Суда не может быть членом

Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных

органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или

общественные должности, иметь частную практику, заниматься

предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме

преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие

которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи

Конституционного Суда и не может служить уважительной причиной

отсутствия на заседании, если на то не дано согласия Конституционного

Суда.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе

осуществлять защиту или представительство, кроме законного

представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах,

оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и

освобождении от обязанностей.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может

принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их

поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую

пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы

государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать

на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься

иной политической деятельностью. Он не может также входить в

руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они и не

преследуют политических целей.

Судья Конституционного Суда не вправе, выступая в печати, иных

средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично

высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом

рассмотрения в Конституционном Суде РФ, а также который изучается или

принят к рассмотрению Конституционным Судом, до принятия решения по

этому вопросу. Надо сказать что это положение трудновыполнимо, так как

предметом рассмотрения в Конституционном Суде может стать любой из весьма

широкого круга вопросов.

Судья Конституционного Суда назначается на должность на срок

двенадцать лет. с предельным возрастом пребывания в должности судьи

Конституционного Суда семьдесят лет.

Закон ограничивает пребывание на должности судьи Конституционного Суда

одним сроком.

Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим в должность с

момента принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в

последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий или в котором

ему исполняется семьдесят лет.

Независимость судьи Конституционного Суда обеспечивается его

несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей,

установленными Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде

Российской Федерации» порядком приостановления и прекращения полномочий

судьи, правом на отставку, обязательностью установленной процедуры

конституционного судопроизводства, запретом какого бы то ни было

вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье

материального и социального обеспечения, гарантий безопасности,

соответствующих его высокому статусу.

Материальные гарантии независимости судьи Конституционного Суда,

связанные с оплатой его труда, предоставлением ежегодного отпуска,

социальным обеспечением, обеспечением жильем, социально-бытовым

обслуживанием, обязательным государственным страхованием жизни и

здоровья судьи, а также принадлежащей ему и членам его семьи

собственности, устанавливаются применительно к соответствующим

гарантиям, предусмотренным законодательством РФ для судей иных

высших федеральных судов. В случаях, если другими правовыми актами

для судей Конституционного Суда РФ предусмотрены иные нормы,

повышающие уровень их правовой защиты, материального и социального

обеспечения, применяются положения этих актов.

10

Интересно отметить, что Закон «О Конституционном Суде Российской

Федерации» по новому трактует понятие несменяемости судей. Несменяемость не

означает пожизненного нахождения в должности, а означает лишь, что

полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в

порядке и по основаниям, установленным Федеральным конституционным законом

«О Конституционном Суде Российской Федерации». На наш взгляд, это

неправильная трактовка несменяемости.

Судья Конституционного Суда пользуется неприкосновенностью. Он не

может быть привлечен к уголовной или административной

ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован,

подвергнут обыску без согласия Конституционного Суда РФ, за исключением

случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному

досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным

законом для обеспечения безопасности других людей. Судья Конституционного

Суда, личность которого не могла быть известна в момент задержания, по

выяснении его личности подлежит немедленному освобождению.

Судья Конституционного Суда РФ не может быть привлечен к какой-либо

ответственности, в том числе и по истечении срока его полномочий, за

мнение, выраженное им в заседании Конституционного Суда РФ, а также

за принятое Конституционным Судом РФ решение.

Все судьи Конституционного Суда РФ пользуются равными правами. Все

они имеют право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым в

пленарных заседаниях Конституционного Суда или в заседаниях его палаты,

в состав которой он входит.

Полномочия судьи Конституционного Суда РФ могут быть приостановлены

в случаях, если: 1) было дано согласие Конституционного Суда РФ на

арест судьи или привлечение его к уголовной ответственности;

2) судья по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои

обязанности. Приостановление полномочий судьи осуществляется по решению

Конституционного Суда, принимаемому не позднее месяца со дня

выявления основания к их приостановлению. Судья Конституционного Суда РФ,

полномочия которого приостановлены, не вправе участвовать в

заседаниях Суда, а также направлять официальные документы в

государственные органы и организации, общественные объединения,

должностным лицам и гражданам и истребовать от них какие-либо

документы и иную информацию.

Закон предусматривает 12 случаев прекращения полномочий судьи

Конституционного Суда:

1) нарушения порядка его назначения на должность судьи

Конституционного Суда РФ, установленного Конституцией РФ и

Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской

Федерации»;

2) истечения срока полномочий судьи или достижения судьей

предельного возраста пребывания в должности;

11

3) личного письменного заявления судьи об отставке до

достижения им предельного возраста пребывания в должности;

4) утраты судьей гражданства Российской Федерации;

5) вынесенного в отношении судьи обвинительного приговора,

вступившего в законную силу;

6) совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи;

7) продолжения судьей, несмотря на предупреждение со стороны

Конституционного Суда, занятий или совершения действий, несовместимых с

его должностью;

8) неучастия судьи в заседаниях Конституционного Суда или

уклонения его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных

причин;

9) признания судьи недееспособным решением суда, вступившим в

законную силу;

10) признания судьи безвестно отсутствующим решением суда,

вступившим в законную силу;

11) объявления судьи умершим решением суда, вступившим в

законную силу;

12) смерти судьи.

Полномочия судьи Конституционного Суда могут быть прекращены также

ввиду его неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным

причинам в течение длительного времени (не менее десяти месяцев

подряд) исполнять обязанности судьи.

Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда осуществляется по

решению Конституционного Суда, которое направляется Президенту РФ, в Совет

Федерации и является официальным уведомлением об открытии вакансии.

Конституционный Суд РФ в заседаниях палат разрешает дела,

отнесенные к его ведению и не подлежащие рассмотрению согласно

закону исключительно в пленарных заседаниях.

Конституционный Суд Российской Федерации в заседаниях палат:

1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета

Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) законов и иных нормативных актов субъектов РФ,

изданных по вопросам, относящимся к ведению органов

государственной власти РФ и совместному ведению органов

государственной власти РФ и органов государственной власти

субъектов Российской Федерации;

12

в) договоров между органами государственной власти Российской

Федерации и органами государственной власти субъектов

Российской Федерации, договоров между органами государственной

власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской

Федерации;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и

органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской

Федерации;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и

по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или

подлежащего применению в конкретном деле.

Конституционный Суд РФ в заседаниях палат разрешает дела, отнесенные

к его ведению и не подлежащие рассмотрению согласно закону

исключительно в пленарных заседаниях.

Конституционный Суд РФ вправе рассмотреть в пленарном заседании

любой вопрос, входящий в компетенцию Конституционного Суда РФ

Конституционный Суд РФ исключительно в пленарных заседаниях:

1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ конституций

республик и уставов субъектов Российской Федерации;

2) дает толкование Конституции Российской Федерации;

3) дает заключение о соблюдении установленного порядка

выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или

совершении иного тяжкого преступления;

4) принимает послания Конституционного Суда РФ;

5) решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по

вопросам своего ведения.

Конституционный Суд Российской Федерации в пленарных заседаниях также:

1) избирает Председателя, заместителя Председателя, судью-секретаря

Конституционного Суда РФ;

2) формирует персональные составы палат Конституционного Суда РФ;

3) принимает Регламент Конституционного Суда РФ и вносит в

него изменения и дополнения;

4) устанавливает очередность рассмотрения дел в пленарных

заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации, а также

распределяет дела между палатами;

5) принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий

13

судьи Конституционного Суда РФ, а также о досрочном освобождении от

должности Председателя, заместителя Председателя и судьи-секретаря

Конституционного Суда.

В пленарном заседании Конституционного Суда судьи тайным голосованием

большинством от общего числа судей избирают из своего состава в

индивидуальном порядке сроком на три года Председателя, заместителя

Председателя и судью-секретаря Конституционного Суда РФ. Председатель,

заместитель Председателя, судья-секретарь Конституционного Суда по

истечении срока их полномочий могут быть избраны на новый срок.

По инициативе не мене пяти судей Конституционного Суда РФ,

считающих, что Председатель, заместитель Председателя или судья-

секретарь Конституционного Суда РФ недобросовестно исполняет свои

обязанности либо злоупотребляет своими правами, может быть поставлен

вопрос о его досрочном освобождении от соответствующей должности.

Вопрос о досрочном освобождении от должности указанных лиц

решается большинством не менее двух третей от общего числа

судей Конституционного Суда РФ тайным голосованием.

В случае, если должность Председателя, заместителя Председателя или

судьи-секретаря Конституционного Суда окажется вакантной, новые выборы

должны проводится не позднее двух месяцев со дня открытия вакансии. По

истечении срока полномочий указанные должностные лица продолжают исполнять

свои обязанности до проведения новых выборов.

Председатель Конституционного Суда руководит подготовкой пленарных

заседаний, созывает их и председательствует на них; вносит на обсуждение

Конституционного Суда вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных

заседаниях и заседаниях палат; представляет Конституционный Суд в

отношениях с государственными органами и организациями, общественными

объединениями, по уполномочию Конституционного Суда выступает с

заявлениями от его имени; Кроме того он осуществляет общее руководство

аппаратом Конституционного Суда, представляет на утверждение Суда

кандидатуры руководителей его Секретариата и других подразделений

аппарата, иных служб Конституционного Суда, а также Положение о

Секретариате Конституционного Суда и штатное расписание аппарата;

Председатель Конституционного Суда издает приказы и распоряжения.

Заместитель Председателя Конституционного Суда осуществляет по

уполномочию Председателя Конституционного Суда отдельные его функции, а

также выполняет свои обязанности, возложенные на него

Конституционным Судом..

Важное значение для организации деятельности Конституционного Суда имеет

судья-секретарь Конституционного Суда РФ. Он осуществляет непосредственное

руководство работой аппарата Суда, организационно

обеспечивает подготовку и проведение заседаний Конституционного Суда.

14

Судья-секретарь наряду с выполнением обязанностей судьи осуществляет

непосредственное руководство работой аппарата Суда, организационно

обеспечивает подготовку и проведение заседаний Конституционного Суда;

организует ведение протокола в заседаниях Конституционного Суда;

подписывает протоколы заседаний и решения Конституционного Суда в

удостоверении их верности; организует направление решений, посланий,

представлений Конституционного Суда соответствующим государственным и

общественным органам, а так же предприятиям, учреждениям и организациям,

должностным лицам и гражданам, производит действия, необходимые для

исполнения принятых Конституционным Судом решения; организует

информационное обеспечение судей Конституционного Суда; осуществляет другие

полномочия в соответствии с Законом и Регламентом Конституционного Суда

Российской Федерации.

3.Решения Конституционного Суда РФ:виды, содержание, форма и юридическое

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.