| |||||
МЕНЮ
| Конституционный судзначение. Решение, принятое как в пленарном заседании, так и в заседании палаты Конституционного Суда РФ является решением Конституционного Суда РФ.[13] Решения, принимаемые Конституционным Судом РФ, можно подразделить на два вида: итоговые решения и иные решения. К итоговым относятся те, в которых Суд формулирует свои выводы по результатам (по итогам) разбирательства конкретного дела. В них Суд подводит итог такого разбирательства и определяет юридические последствия. В иных решениях констатируются какие-то обстоятельства и определяются последствия, имеющие отношение не к содержанию рассматриваемого дела, а, как правило, к организации работы Суда в целом или проведению его заседаний. Итоговые решения выносятся по результатам разбирательства дел о соответствии Конституции РФ законов и других правовых актов, названных в ст. 125 Конституции РФ, о разграничении компетенции упомянутых там же органов государственной власти, а также дел, возникших в связи с необходимостью толкования конституционных положений. Итоговые решения по этим вопросам оформляются документами, именуемыми постановлениями Конституционного Суда РФ. В случаях, когда может потребоваться проверка соблюдения установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или ином тяжком преступлении, итоговое решение оформляется документом, которому дано другое название - заключение Конституционного Суда РФ. Для принятия постановлений и заключений установлены свои правила. Приниматься такие итоговые решения должны в закрытых совещаниях (пленарных или в составе палат), на которых вправе присутствовать только принимавшие участие в разбирательстве данного дела судьи. На совещания могут быть допущены лишь работники Конституционного Суда РФ, обеспечивающие протоколирование и нормальный ход совещания. Каждому судье при обсуждении того решения, которое должно быть принято, представляется возможность выступать неограниченное количество раз и без ограничения продолжительности выступлений. Голосование проводится открыто путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним. Для принятия решений требуется большинство голосов участвовавших в голосовании судей. Судья не вправе воздерживаться при голосовании или уклониться от голосования. Если он не согласен с принятым решением, то может воспользоваться данным ему правом письменно изложить свое особое мнение, и оно должно быть опубликовано вместе с принятым решением. В случае когда судья в целом поддерживает решение, но не соглашается, скажем, с какими-то доводами в мотивировочной части, ему тоже предоставлено право изложить письменно свое несогласие, и это несогласие должно быть опубликовано вместе с текстом решения. Решение (постановление или заключение) подписывается всеми участвовавшими в голосовании судьями, в том числе и теми, которые не согласились с ним. Совещание протоколируется. Протокол подписывается тоже всеми судьями, участвовавшими в совещании. Оглашению он не подлежит. Решение Конституционного Суда РФ провозглашается в полном объеме в открытом заседании Конституционного Суда РФ немедленно после его подписания. Закон о Конституционном Суде установил жесткие требования к форме и содержанию решений, излагаемых в виде отдельных документов. В таком документе обязательно должны быть отражены сведения не только, например, о месте и дате принятия решения, лице или органе, проявившем инициативу и поставившем соответствующий вопрос, нормативном акте, конституционность которого ставится под сомнение, аргументах, выдвинутых в качестве обоснования такого сомнения, но и доводы в пользу принятого решения, а при необходимости - и доводы, опровергающие утверждения сторон, а также ссылки на конкретные акты, которыми руководствовался Суд. Другими словами, итоговое решение должно быть тщательно мотивированным и убедительным, с тем чтобы в ходе его применения не возникло никаких неясностей, которые могли бы повлечь какие-то ошибки при исполнении.[14] Решение Конституционного Суда окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Решение Конституционного Суда действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами или должностными лицами.[15] В соответствии со ст.6 Закона решения Конституционного Суда "обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений". Это общее положение о юридической силе решений Конституционного Суда РФ уточняется и дополняется рядом других. Установлено, в частности, что акты либо их отдельные части, признанные противоречащими Конституции РФ, утрачивают силу, а такие международные договоры не могут быть введены в действие и применяться. Если какой-то суд либо иной орган все же вынесет решение, ссылаясь на правовой акт, признанный неконституционным, то это решение исполнению не подлежит и должно быть пересмотрено в установленном законом порядке. Подчеркивая юридическую силу решений, принимаемых Конституционным Судом РФ, ч.2 ст.79 Закона предусматривает: "Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта. Высокие требования предъявляются и к итоговому решению, называемому заключением. Оно может быть постановлено в случае, когда в Конституционный Суд поступит запрос о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или ином тяжком преступлении. Такой запрос может исходить только от Государственной Думы, и к нему должны прилагаться протокол (стенограмма) обсуждения данного вопроса на ее заседаниях, тексты всех связанных с этим документов и заключение Верховного Суда РФ. Если Конституционный Суд РФ придет к выводу о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или ином тяжком преступлении, то дается отрицательное заключение. Оно так же, как и постановления по указанным выше вопросам, является обязательным и влечет за собой прекращение обвинительного процесса. Иные решения, выносятся в большинстве случаев по вопросам, связанным с организацией работы в Конституционном Суде РФ или обеспечением успешного проведения его заседаний (пленарных или в составе палат). К числу таких вопросов можно отнести, например, вопросы об избрании Председателя Суда, его заместителя и судьи-секретаря, об утверждении в должности руководителей подразделений Секретариата Суда, об одобрении Регламента, о формировании палат Суда, о принятии к своему производству конкретных дел, о назначении судей-докладчиков, о приостановлении или прекращении полномочий судьи, о наложении штрафа на лиц, нарушающих установленный порядок. Решения по этим вопросам называются определениями Конституционного Суда РФ. Они, как правило, не оформляются в виде отдельных документов. Их излагают в протоколах пленарных заседаний или заседаний палат. Лишь по некоторым вопросам, разрешаемым определениями, требуется, чтобы такое определение было оформлено в виде отдельного письменного документа. Это требуется, к примеру, при вынесении судом решения, которым дается толкование ранее принятого им решения.[16] Важнейшее значение для результативной деятельности Конституционного Суда имеют последствия, которые наступают в случае невыполнения его решений. Прежнее законодательство по этому вопросу не высказывалось. Закон 1994 г. закрепил ряд гарантий в данной стадии процесса в Конституционном Суде , в соответствии с его ст.81 "неисполнение, ненадлежащее исполнение, либо воспрепятствование исполнению решения Конституционный Суд РФ влечет ответственность установленную федеральным законом". Однако эти гарантии закреплены в достаточно общей форме. Практика деятельности специализированных органов правовой охраны Конституции в нашей стране: Комитета Конституционного надзора СССР, Конституционного Суда России образца 1991 г. - свидетельствует о том, что многие их решения так и остались на бумаге ввиду отсутствия реального механизма их выполнения. Необходима разработка правового акта в этой важной области Конституционного судопроизводства. Целесообразно было бы вместе с тем включить основные нормы, касающиеся санкций, ответственности за невыполнение решений Конституционного Суда, в текст самой Конституции России. [17] Задача 1 Следователь должностное лицо, ведущее предварительное следствие. Его функция – расследование уголовных дел с соблюдением требования всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, выявления обстоятельств как уличающих, так и оправдывающих обвиняемого, а также смягчающих его ответственность. Согласно ст. 59 и 64 УПК РСФСР отвод следователя производящего дознание предусмотрен в следующих случаях : 1. если он является потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, свидетелем, а также если он участвовал в данном деле в качестве эксперта, специалиста, переводчика, защитника, законного представителя обвиняемого, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика; 2. если он является родственником потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей, родственником обвиняемого или его законного представителя, родственником обвинителя, защитника; 3. если имеются иные обстоятельства, дающие основание считать, что следователь, лично, прямо или косвенно, заинтересован в этом деле. Как видно из комментируемой статьи основания мотивировки отвода следователю Демченко здесь отсутствуют. В то же время согласно ст. 40 ч.1 п.1 и п.2 Федерального Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» ( в ред. ФЗ от 17.11.95, 10.02.99, 19.11.99,02.01.2000 г.) следователем может быть только граждане Российской Федерации; лица имеющие гражданство иностранного государства не могут находиться на службе в органах и учреждениях прокуратуры РФ. Следовательно заявленный отвод подлежит удовлетворению в порядке ст. 130 УПК РСФСР. Cт.40.1 Федерального Закона РФ “О прокуратуре Российской Федерации” Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей, условия и порядок приема на службу в органы и учреждения прокуратуры 1. Прокурорами и следователями могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности. На должности помощников прокуроров и следователей прокуратур городов, районов, приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут 19 назначаться лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и окончившие третий курс указанных образовательных учреждений. 2. Лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно: имеет гражданство иностранного государства; признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным; лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока; имело или имеет судимость; имеет заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует исполнению им служебных обязанностей; состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители или дети супругов) с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений. Ст. 48. Кадры органов военной прокуратуры 1. Военными прокурорами и следователями назначаются граждане Российской Федерации, годные по состоянию здоровья к военной службе, поступившие на военную службу, имеющие офицерское звание и отвечающие требованиям статьи 40 настоящего Федерального закона. (п. 1 в ред. Федерального закона от 10.02.99 N 31-ФЗ) 2. По решению Генерального прокурора Российской Федерации или с его согласия на должности военных прокуроров и следователей могут быть назначены гражданские лица. Вышеуказанные требования для следователей различных ведомств одинаковы. Задача 2 Правовые основы организации и деятельности нотариальной службы закреплены в Основах законодательства РФ «О нотариате» от 11 февраля 1993г. Статья 2 Основ законодательства РФ «О нотариате» устанавливает требования, которые предъявляются к лицу , претендующему на должность нотариуса. 20 В нашем конкретном случае гр. Щербаков для занятия частной нотариальной практикой согласно ст.2 Основ законодательства «О нотариате» - должен иметь гражданство Российской Федерации, высшее юридическое образование, пройти стажировку сроком не менее 1 года ( в государственной нотариальной конторе или у нотариуса занимающегося частной практикой ), успешно сдать квалификационный экзамен и получить лицензию дающую право заниматься нотариальной деятельностью. Срок стажировки установлен не мене 1 года, но для лиц, имеющих стаж по юридической специальности не менее трех лет, срок стажировки может быть сокращен совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты субъекта РФ. Но и в этом случае продолжительность стажировки не может быть менее 6 месяцев. К прохождению стажировки допускаются имеющие высшее юридическое образование граждане РФ, обладающие необходимым уровнем подготовки. Для определения уровня подготовки проводится экзамен. После проведения экзамена орган юстиции и нотариальная палата принимают совместное решение о назначении руководителей стажировки лицам, показавшим лучшие результаты на экзамене. На основании этого решения орган юстиции или нотариальная палата заключают с указанными лицами трудовой договор на срок стажировки. Затем лицо желающее получить лицензию на право нотариальной деятельности сдает экзамен квалификационной комиссии, которая создается территориальным органом юстиции с участием представителей нотариальной палаты субъекта РФ. Ее решение может быть обжаловано в апелляционной комиссии, которая создается при Министерстве юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой на паритетных началах. Лицензия на право нотариальной деятельности выдается территориальными органами юстиции гражданину РФ, имеющему высшее юридическое образование, успешно прошедшему стажировку и сдавшему квалификационный экзамен. Лицо, сдавшее квалификационный экзамен, не позднее 5 дней со дня принятия решения комиссией, подает в орган юстиции заявление с просьбой о выдаче лицензии и документ, подтверждающий уплату сбора за выдачу лицензии в размере 5- кратного размера минимальной оплаты труда. Орган юстиции в течение месяца после сдачи квалификационного экзамена выдает лицензию или отказывает в ее выдаче. Отказ в выдаче лицензии может быть принят на основании предоставления претендентом в органы юстиции документов не соответствующих требованиям Основ законодательства РФ о нотариате. Из выше изложенного следует что гр. Щербаков не сможет самостоятельно заниматься частной нотариальной практикой. 21 Список литературы.. 1.Конституция РФ.М.1993 г. Комментарий. 2.Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 1994.№13. ст.1447 3.Закон РФ от 26 июня 1992 г «О статусе судей в Российской Федерации»// Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. !((« №30 ст.1792 .1993№17 ст.606 ; Собрание законодательства 1995№ 26 ст.2399 4.Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г «О судебной системе Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ 1997 г.№1ст1 5 Федеральный закон РФ от 20 апреля 1995 г. «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»//Собрание законодательства РФ 1995 г. №17 ст.1455 6. Основы законодательства РФ «О нотариате». 11 февраля 1993 г.// Ведомости Верховного Совета РФ 1993 г.№ 10ст.357. 7.Шейнин Х. Конституционный Суд Российской Федерации в системе органов судебной власти// Российская юстиция 1995 г.№3 8.Овсепян Ж. Субъекты права на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации// Рос.юстиция 1996 г.№1 право России. М., 1995. 10. Червернин В. Три вопроса к авторам первого в России Федерального конституционного закона // Конституц. право: восточноевроп. Обозрение.- 1994.- N 2 .- С. 29-32. 11. Шульженко Ю.Л. Закон о Конституционном суде Российской Федерации 1994 г. // Государство и право. 1995. № 7. С.3-10. 12.Шульженко Ю.Л. Конституционный контроль в России // РАН. Ин-т государства и права. - М.: Ин-т государства и права РАН, 1995. 13. Якубовский Дмитрий Олегович. Конституционный Суд Российской Федерации : Государственно-правовые аспекты. - М.: ХГЦ "Велес", 1994. 14. Козлова Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное право России. М. Юрист, 1995. С.448-454 15.Гуценко К.Ф. Ковалев М.А. Правоохранительные органы. М. Издательство БЕК, 1995. С. 158-170. 16.Гуценко К.Ф. Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Тексты законов и иных правовых актов. М. Издательство БЕК, 1994. С. 115-116. 17..Овсепян Ж.И. Судебный конституционный контроль в Российской Федерации// Государство и право. 1996. N 1. С.41-42. 18.. Кудрявцев Ю.В. Конституционный суд России: опыт и проблемы// Государство и право. 1994. N 1. С.133. 19. Кряжков В.А. Органы конституционного контроля субъектов Российской Федерации: проблемы организации и деятельности //Государство и право. 1995. N 9. С.126. 20.Федеральный закон РФ « О прокуратуре Российской Федерации» в ред ФЗ.от 17.11.95.,10.02.99, 19.11.99,02.01.2000 г.г. 21.Уголовно-процессуальный Кодекс РФ. Комментарий М.//Спарк1996г. 22. Указ Президента Российской Федерации от 23 ноября 1998 г. « О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе МВД РФ» № 1422 ----------------------- [1] Государственное (конституционное) право. Справочник. Под ред. В.И.Лафитского. - М., Юристъ. 1995 г. 1 [2] Закон СССР «О Комитете конституционного надзора СССР». М., «Юр.лит-ра», 1989 г. [3] Сакалавичюс Д. Бой выигран. Но выиграна ли война?: Конституционный суд в очередной раз отменил прописку. Но Лужков сдаваться не намерен // Новое время.- 1996.- N 16 [4] Закон РСФСР от 12 июля 1991 года "О Конституционном Суде РСФСР" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 30, ст.1017) [5] Материалы дела о проверке конституционности Указов Президента РФ, касающихся деятельности КПСС и КП РСФСР, а также о проверке конституционности КПСС и КП РСФСР / Конституцион. суд РФ. - М.: Спарк , 1996 2 [6] Белкин А.А. Дело о президентском обращении к народу 20 марта 1993 года // Изв. вузов. Правоведение.- 1994.- N 3 [7] Указ Президента РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации от 07.10.1993 г N 1612 (Российская газета от 09.10.93) [8] Федеральный конституционный закон Российской Федерации «О Конституционном Суде Российской Федерации» №1-фкз от 21.07.1994 г. (Российская газета N 138-139, 23.07.94) 3 [9] Конституционный суд и международные договоры России. К вопросу о конституционности международных договоров Российской Федерации. А.Н. Талалаев. (Государство и право N 3, 1996 год) 4 [10] Яшникова Т.А. Конституционный Суд в системе высших органов Российской Федерации . - М.: Дело, 1994. [11] Конституция Российской Федерации. М., «Юридическая литература», 1993 г. 5 [12] Шульженко Ю.Л. Закон о Конституционном суде Российскойц Федерации 1994 г.//Государство и право. 1995. №7. С.3-4. 9 [13] Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации"// Российская газета. 23 июля. 1994. ст. 71 15 [14] Гуценко К.Ф. Ковалев М.А. Правоохранительные органы. М. Издательство БЕК, 1995. С. 170 –174 16 [15] Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации"// Российская газета. 23 июля. 1994. ст. 79 17 [16] Гуценко К.Ф. Ковалев М.А. Правоохранительные органы. М. Издательство БЕК, 1995. С. 174. [17] Шульженко Ю.Л. Закон о Конституционном Суде Российской Федерации 1994г.// Государство и право. 1995. N 7. С. 10 ††††††††††††††††††††††††††††††††††††††? 18 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|