реферат, рефераты скачать
 

Конституционный суд


значение.

Решение, принятое как в пленарном заседании, так и в заседании палаты

Конституционного Суда РФ является решением Конституционного Суда РФ.[13]

Решения, принимаемые Конституционным Судом РФ, можно подразделить на

два вида: итоговые решения и иные решения. К итоговым относятся те, в

которых Суд формулирует свои выводы по результатам (по итогам)

разбирательства конкретного дела. В них Суд подводит итог такого

разбирательства и определяет юридические последствия. В иных решениях

констатируются какие-то обстоятельства и определяются последствия, имеющие

отношение не к содержанию рассматриваемого дела, а, как правило, к

организации работы Суда в целом или проведению его заседаний.

Итоговые решения выносятся по результатам разбирательства дел о

соответствии Конституции РФ законов и других правовых актов, названных в

ст. 125 Конституции РФ, о разграничении компетенции упомянутых там же

органов государственной власти, а также дел, возникших в связи с

необходимостью толкования конституционных положений. Итоговые решения по

этим вопросам оформляются документами, именуемыми постановлениями

Конституционного Суда РФ.

В случаях, когда может потребоваться проверка соблюдения

установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной

измене или ином тяжком преступлении, итоговое решение оформляется

документом, которому дано другое название - заключение Конституционного

Суда РФ.

Для принятия постановлений и заключений установлены свои правила.

Приниматься такие итоговые решения должны в закрытых совещаниях (пленарных

или в составе палат), на которых вправе присутствовать только принимавшие

участие в разбирательстве данного дела судьи. На совещания могут быть

допущены лишь работники Конституционного Суда РФ, обеспечивающие

протоколирование и нормальный ход совещания. Каждому судье при обсуждении

того решения, которое должно быть принято, представляется возможность

выступать неограниченное количество раз и без ограничения продолжительности

выступлений. Голосование проводится открыто путем поименного опроса судей.

Председательствующий во всех случаях голосует последним.

Для принятия решений требуется большинство голосов участвовавших в

голосовании судей. Судья не вправе воздерживаться при голосовании или

уклониться от голосования. Если он не согласен с принятым решением, то

может воспользоваться данным ему правом письменно изложить свое особое

мнение, и оно должно быть опубликовано вместе с принятым решением. В случае

когда судья в целом поддерживает решение, но не соглашается, скажем, с

какими-то доводами в мотивировочной части, ему тоже предоставлено право

изложить письменно свое несогласие, и это несогласие должно быть

опубликовано вместе с текстом решения. Решение (постановление или

заключение) подписывается всеми участвовавшими в голосовании судьями, в том

числе и теми, которые не согласились с ним. Совещание протоколируется.

Протокол подписывается тоже всеми судьями, участвовавшими в совещании.

Оглашению он не подлежит.

Решение Конституционного Суда РФ провозглашается в полном объеме в

открытом заседании Конституционного Суда РФ немедленно после его

подписания.

Закон о Конституционном Суде установил жесткие требования к форме и

содержанию решений, излагаемых в виде отдельных документов. В таком

документе обязательно должны быть отражены сведения не только, например, о

месте и дате принятия решения, лице или органе, проявившем инициативу и

поставившем соответствующий вопрос, нормативном акте, конституционность

которого ставится под сомнение, аргументах, выдвинутых в качестве

обоснования такого сомнения, но и доводы в пользу принятого решения, а при

необходимости - и доводы, опровергающие утверждения сторон, а также ссылки

на конкретные акты, которыми руководствовался Суд. Другими словами,

итоговое решение должно быть тщательно мотивированным и убедительным, с тем

чтобы в ходе его применения не возникло никаких неясностей, которые могли

бы повлечь какие-то ошибки при исполнении.[14]

Решение Конституционного Суда окончательно, не подлежит обжалованию и

вступает в силу немедленно после его провозглашения. Решение

Конституционного Суда действует непосредственно и не требует подтверждения

другими органами или должностными лицами.[15]

В соответствии со ст.6 Закона решения Конституционного Суда

"обязательны на всей территории РФ для всех представительных,

исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного

самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц,

граждан и их объединений". Это общее положение о юридической силе решений

Конституционного Суда РФ уточняется и дополняется рядом других.

Установлено, в частности, что акты либо их отдельные части, признанные

противоречащими Конституции РФ, утрачивают силу, а такие международные

договоры не могут быть введены в действие и применяться. Если какой-то суд

либо иной орган все же вынесет решение, ссылаясь на правовой акт,

признанный неконституционным, то это решение исполнению не подлежит и

должно быть пересмотрено в установленном законом порядке. Подчеркивая

юридическую силу решений, принимаемых Конституционным Судом РФ, ч.2 ст.79

Закона предусматривает: "Юридическая сила постановления Конституционного

Суда РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена

повторным принятием этого же акта.

Высокие требования предъявляются и к итоговому решению, называемому

заключением. Оно может быть постановлено в случае, когда в Конституционный

Суд поступит запрос о даче заключения о соблюдении установленного порядка

выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или ином тяжком

преступлении. Такой запрос может исходить только от Государственной Думы, и

к нему должны прилагаться протокол (стенограмма) обсуждения данного вопроса

на ее заседаниях, тексты всех связанных с этим документов и заключение

Верховного Суда РФ. Если Конституционный Суд РФ придет к выводу о

несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в

государственной измене или ином тяжком преступлении, то дается

отрицательное заключение. Оно так же, как и постановления по указанным выше

вопросам, является обязательным и влечет за собой прекращение

обвинительного процесса.

Иные решения, выносятся в большинстве случаев по вопросам, связанным

с организацией работы в Конституционном Суде РФ или обеспечением успешного

проведения его заседаний (пленарных или в составе палат). К числу таких

вопросов можно отнести, например, вопросы об избрании Председателя Суда,

его заместителя и судьи-секретаря, об утверждении в должности руководителей

подразделений Секретариата Суда, об одобрении Регламента, о формировании

палат Суда, о принятии к своему производству конкретных дел, о назначении

судей-докладчиков, о приостановлении или прекращении полномочий судьи, о

наложении штрафа на лиц, нарушающих установленный порядок.

Решения по этим вопросам называются определениями Конституционного

Суда РФ. Они, как правило, не оформляются в виде отдельных документов. Их

излагают в протоколах пленарных заседаний или заседаний палат. Лишь по

некоторым вопросам, разрешаемым определениями, требуется, чтобы такое

определение было оформлено в виде отдельного письменного документа. Это

требуется, к примеру, при вынесении судом решения, которым дается

толкование ранее принятого им решения.[16]

Важнейшее значение для результативной деятельности Конституционного

Суда имеют последствия, которые наступают в случае невыполнения его

решений. Прежнее законодательство по этому вопросу не высказывалось. Закон

1994 г. закрепил ряд гарантий в данной стадии процесса в Конституционном

Суде , в соответствии с его ст.81 "неисполнение, ненадлежащее исполнение,

либо воспрепятствование исполнению решения Конституционный Суд РФ влечет

ответственность установленную федеральным законом". Однако эти гарантии

закреплены в достаточно общей форме. Практика деятельности

специализированных органов правовой охраны Конституции в нашей стране:

Комитета Конституционного надзора СССР, Конституционного Суда России

образца 1991 г. - свидетельствует о том, что многие их решения так и

остались на бумаге ввиду отсутствия реального механизма их выполнения.

Необходима разработка правового акта в этой важной области Конституционного

судопроизводства. Целесообразно было бы вместе с тем включить основные

нормы, касающиеся санкций, ответственности за невыполнение решений

Конституционного Суда, в текст самой Конституции России. [17]

Задача 1

Следователь должностное лицо, ведущее предварительное следствие. Его

функция – расследование уголовных дел с соблюдением требования

всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела,

выявления обстоятельств как уличающих, так и оправдывающих обвиняемого, а

также смягчающих его ответственность.

Согласно ст. 59 и 64 УПК РСФСР отвод следователя производящего дознание

предусмотрен в следующих случаях :

1. если он является потерпевшим, гражданским истцом, гражданским

ответчиком, свидетелем, а также если он участвовал в данном деле в

качестве эксперта, специалиста, переводчика, защитника, законного

представителя обвиняемого, представителя потерпевшего, гражданского

истца или гражданского ответчика;

2. если он является родственником потерпевшего, гражданского истца,

гражданского ответчика или их представителей, родственником обвиняемого

или его законного представителя, родственником обвинителя, защитника;

3. если имеются иные обстоятельства, дающие основание считать, что

следователь, лично, прямо или косвенно, заинтересован в этом деле.

Как видно из комментируемой статьи основания мотивировки отвода

следователю Демченко здесь отсутствуют. В то же время согласно ст. 40 ч.1

п.1 и п.2 Федерального Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» ( в

ред. ФЗ от 17.11.95, 10.02.99, 19.11.99,02.01.2000 г.) следователем может

быть только граждане Российской Федерации; лица имеющие гражданство

иностранного государства не могут находиться на службе в органах и

учреждениях прокуратуры РФ. Следовательно заявленный отвод подлежит

удовлетворению в порядке ст. 130 УПК РСФСР.

Cт.40.1 Федерального Закона РФ “О прокуратуре Российской Федерации”

Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров и

следователей, условия и порядок приема на службу в органы и учреждения

прокуратуры

1. Прокурорами и следователями могут быть граждане Российской Федерации,

имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном

учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную

аккредитацию, и обладающие необходимыми профессиональными и моральными

качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них

служебные обязанности.

На должности помощников прокуроров и следователей прокуратур городов,

районов, приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут

19

назначаться лица, обучающиеся по юридической специальности в

образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих

государственную аккредитацию, и окончившие третий курс указанных

образовательных учреждений.

2. Лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и

находиться на указанной службе, если оно:

имеет гражданство иностранного государства;

признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;

лишено решением суда права занимать государственные должности

государственной службы в течение определенного срока;

имело или имеет судимость;

имеет заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует

исполнению им служебных обязанностей;

состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры,

дети, а также братья, сестры, родители или дети супругов) с работником

органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с

непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них

другому;

отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям,

составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей

по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких

сведений.

Ст. 48. Кадры органов военной прокуратуры

1. Военными прокурорами и следователями назначаются граждане Российской

Федерации, годные по состоянию здоровья к военной службе, поступившие на

военную службу, имеющие офицерское звание и отвечающие требованиям статьи

40 настоящего Федерального закона. (п. 1 в ред. Федерального закона от

10.02.99 N 31-ФЗ)

2. По решению Генерального прокурора Российской Федерации или с его

согласия на должности военных прокуроров и следователей могут быть

назначены гражданские лица.

Вышеуказанные требования для следователей различных ведомств одинаковы.

Задача 2

Правовые основы организации и деятельности нотариальной службы

закреплены в Основах законодательства РФ «О нотариате» от 11 февраля 1993г.

Статья 2 Основ законодательства РФ «О нотариате» устанавливает

требования, которые предъявляются к лицу , претендующему на должность

нотариуса.

20

В нашем конкретном случае гр. Щербаков для занятия частной нотариальной

практикой согласно ст.2 Основ законодательства «О нотариате» - должен иметь

гражданство Российской Федерации, высшее юридическое образование, пройти

стажировку сроком не менее 1 года ( в государственной нотариальной конторе

или у нотариуса занимающегося частной практикой ), успешно сдать

квалификационный экзамен и получить лицензию дающую право заниматься

нотариальной деятельностью.

Срок стажировки установлен не мене 1 года, но для лиц, имеющих стаж по

юридической специальности не менее трех лет, срок стажировки может быть

сокращен совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты субъекта

РФ. Но и в этом случае продолжительность стажировки не может быть менее 6

месяцев. К прохождению стажировки допускаются имеющие высшее юридическое

образование граждане РФ, обладающие необходимым уровнем подготовки. Для

определения уровня подготовки проводится экзамен.

После проведения экзамена орган юстиции и нотариальная палата принимают

совместное решение о назначении руководителей стажировки лицам, показавшим

лучшие результаты на экзамене. На основании этого решения орган юстиции или

нотариальная палата заключают с указанными лицами трудовой договор на срок

стажировки.

Затем лицо желающее получить лицензию на право нотариальной

деятельности сдает экзамен квалификационной комиссии, которая создается

территориальным органом юстиции с участием представителей нотариальной

палаты субъекта РФ. Ее решение может быть обжаловано в апелляционной

комиссии, которая создается при Министерстве юстиции РФ совместно с

Федеральной нотариальной палатой на паритетных началах.

Лицензия на право нотариальной деятельности выдается территориальными

органами юстиции гражданину РФ, имеющему высшее юридическое образование,

успешно прошедшему стажировку и сдавшему квалификационный экзамен. Лицо,

сдавшее квалификационный экзамен, не позднее 5 дней со дня принятия решения

комиссией, подает в орган юстиции заявление с просьбой о выдаче лицензии и

документ, подтверждающий уплату сбора за выдачу лицензии в размере 5-

кратного размера минимальной оплаты труда. Орган юстиции в течение месяца

после сдачи квалификационного экзамена выдает лицензию или отказывает в ее

выдаче. Отказ в выдаче лицензии может быть принят на основании

предоставления претендентом в органы юстиции документов не соответствующих

требованиям Основ законодательства РФ о нотариате.

Из выше изложенного следует что гр. Щербаков не сможет самостоятельно

заниматься частной нотариальной практикой.

21

Список литературы..

1.Конституция РФ.М.1993 г. Комментарий.

2.Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г «О Конституционном

Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 1994.№13.

ст.1447

3.Закон РФ от 26 июня 1992 г «О статусе судей в Российской Федерации»//

Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. !((« №30

ст.1792 .1993№17 ст.606 ; Собрание законодательства 1995№ 26 ст.2399

4.Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г «О судебной

системе Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ 1997 г.№1ст1

5 Федеральный закон РФ от 20 апреля 1995 г. «О государственной защите

судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих

органов»//Собрание законодательства РФ 1995 г. №17 ст.1455

6. Основы законодательства РФ «О нотариате». 11 февраля 1993 г.// Ведомости

Верховного Совета РФ 1993 г.№ 10ст.357.

7.Шейнин Х. Конституционный Суд Российской Федерации в системе органов

судебной власти// Российская юстиция 1995 г.№3

8.Овсепян Ж. Субъекты права на обращение в Конституционный Суд Российской

Федерации// Рос.юстиция 1996 г.№1

право России. М., 1995.

10. Червернин В. Три вопроса к авторам первого в России Федерального

конституционного закона // Конституц. право: восточноевроп. Обозрение.-

1994.- N 2 .- С. 29-32.

11. Шульженко Ю.Л. Закон о Конституционном суде Российской Федерации 1994

г. // Государство и право. 1995. № 7. С.3-10.

12.Шульженко Ю.Л. Конституционный контроль в России // РАН. Ин-т

государства и права. - М.: Ин-т государства и права РАН, 1995.

13. Якубовский Дмитрий Олегович. Конституционный Суд Российской Федерации

: Государственно-правовые аспекты. - М.: ХГЦ "Велес", 1994.

14. Козлова Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное право России. М. Юрист, 1995.

С.448-454

15.Гуценко К.Ф. Ковалев М.А. Правоохранительные органы. М. Издательство

БЕК, 1995. С. 158-170.

16.Гуценко К.Ф. Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Тексты законов и

иных правовых актов. М. Издательство БЕК, 1994. С. 115-116.

17..Овсепян Ж.И. Судебный конституционный контроль в Российской Федерации//

Государство и право. 1996. N 1. С.41-42.

18.. Кудрявцев Ю.В. Конституционный суд России: опыт и проблемы//

Государство и право. 1994. N 1. С.133.

19. Кряжков В.А. Органы конституционного контроля субъектов Российской

Федерации: проблемы организации и деятельности //Государство и право. 1995.

N 9. С.126.

20.Федеральный закон РФ « О прокуратуре Российской Федерации» в ред ФЗ.от

17.11.95.,10.02.99, 19.11.99,02.01.2000 г.г.

21.Уголовно-процессуальный Кодекс РФ. Комментарий М.//Спарк1996г.

22. Указ Президента Российской Федерации от 23 ноября 1998 г. « О мерах по

совершенствованию организации предварительного следствия в системе МВД РФ»

№ 1422

-----------------------

[1] Государственное (конституционное) право. Справочник. Под ред.

В.И.Лафитского. - М., Юристъ. 1995 г. 1

[2] Закон СССР «О Комитете конституционного надзора СССР». М., «Юр.лит-ра»,

1989 г.

[3] Сакалавичюс Д. Бой выигран. Но выиграна ли война?: Конституционный суд

в очередной раз отменил прописку. Но Лужков сдаваться не намерен // Новое

время.- 1996.- N 16

[4] Закон РСФСР от 12 июля 1991 года "О Конституционном Суде РСФСР"

(Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР,

1991, N 30, ст.1017)

[5] Материалы дела о проверке конституционности Указов Президента РФ,

касающихся деятельности КПСС и КП РСФСР, а также о проверке

конституционности КПСС и КП РСФСР / Конституцион. суд РФ. - М.: Спарк ,

1996

2

[6] Белкин А.А. Дело о президентском обращении к народу 20 марта 1993

года // Изв. вузов. Правоведение.- 1994.- N 3

[7] Указ Президента РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации от

07.10.1993 г N 1612 (Российская газета от 09.10.93)

[8] Федеральный конституционный закон Российской Федерации «О

Конституционном Суде Российской Федерации» №1-фкз от 21.07.1994 г.

(Российская газета N 138-139, 23.07.94)

3

[9] Конституционный суд и международные договоры России. К вопросу о

конституционности международных договоров Российской Федерации. А.Н.

Талалаев. (Государство и право N 3, 1996 год)

4

[10] Яшникова Т.А. Конституционный Суд в системе высших органов

Российской Федерации . - М.: Дело, 1994.

[11] Конституция Российской Федерации. М., «Юридическая литература», 1993

г. 5

[12] Шульженко Ю.Л. Закон о Конституционном суде Российскойц Федерации 1994

г.//Государство и право. 1995. №7. С.3-4.

9

[13] Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской

Федерации"// Российская газета. 23 июля. 1994. ст. 71

15

[14] Гуценко К.Ф. Ковалев М.А. Правоохранительные органы. М. Издательство

БЕК, 1995. С. 170 –174 16

[15] Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской

Федерации"// Российская газета. 23 июля. 1994. ст. 79

17

[16] Гуценко К.Ф. Ковалев М.А. Правоохранительные органы. М. Издательство

БЕК, 1995. С. 174.

[17] Шульженко Ю.Л. Закон о Конституционном Суде Российской Федерации

1994г.// Государство и право. 1995. N 7. С. 10

††††††††††††††††††††††††††††††††††††††?

18

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.