реферат, рефераты скачать
 

Полномочия России как суверенного федеративного государства


самостоятельно, в своих интересах, с учетом особенностей своей территории,

населения и т.д.

Обозначение в п. «б» данной статьи территории России как предмета

ведения, призвано подчеркнуть ее значение как материальной базы

государства, без которой оно не может существовать, определить

пространственные пределы государственного суверенитета. Полномочия

федерации в отношении территории связаны с осуществлением суверенной власти

на ней. Отнесение территории к исключительным предметам ведения федерации

означает, в частности, что федерация в лице своих органов исполнительной

власти охраняет свою территорию, не допускает посягательств на нее,

осуществляет свое верховенство над ней путем установления надлежащего

правового режима государственной границы, а также путем территориального

разделения населения и регулирования организации осуществления власти по

территориальному принципу.

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;

гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав

национальных меньшинств. Указанные в этом пункте предметы ведения связаны с

одной из основ конституционного строя – «человек, его права и свободы

являются высшей ценностью»[7]. Здесь записано исключительное полномочие

федерации регулировать права и свободы человека и гражданина, а также права

национальных меньшинств. Защита же этих прав, согласно п. «б» ст.72

Конституция РФ, является одновременно и сферой совместного ведения. Понятие

«регулирование» в данном случае означает, что делом федерации является

определения прав и свобод, их конституционно-правовое закрепление,

установление конституционных и иных гарантий, механизмов и процедур их

реализации и защиты, ответственности за их нарушение. Все эти и другие

элементы регулирования (конституционного, законодательного) прав и свобод

человека приобретают основополагающее значение для всей правовой системы,

всех отраслей и субъектов права. Конституции, уставы и другие правовые акты

субъектов федерации не могут сужать установленный на федеральном уровне

круг прав и свобод человека.

В ведении федерации находится и гражданство Российской Федерации.

Гражданство определяет правовое состояние лица, обусловленное его

принадлежностью к Российскому государству. Способы и содержание

регулирования гражданства непосредственно затрагивают суверенитет

Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина, охватывают

широкую сферу интересов личности и общества, гражданина и государства.

Конституция РФ определяет российское гражданство как единое и равное. Оно

приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом.

Республики – субъекты РФ тоже имеют свое гражданство. Законодательство о

гражданстве республик не должно противоречить федеральному, исходящего из

принципа, что граждане республик являются одновременно гражданами

Российской Федерации.

Регулирование и защита прав национальных меньшинств – особый предмет

ведения федерации, наличие которого обусловлено многонациональным составом

населения России, необходимостью гарантировать равноправие и

самоопределение всех населяющих ее народов и этнических групп.

г) установление системы федеральных органов законодательной,

исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности;

формирование федеральных органов государственной власти. К ведению

федерации относится установление системы, порядка организации и

формирования федеральных органов всех трех ветвей власти. В Конституции

содержится их перечень (Президент, Федеральное Собрание, Правительство,

Конституционный суд, Верховный суд, Высший Арбитражный суд),

устанавливаются основы компетенции каждого из них, определяются их

взаимоотношения друг с другом, виды издаваемых ими актов, порядок их

избрания, назначения и т.п., а также наиболее значимые процедуры их

деятельности.

Конституция регламентирует данный предмет ведения либо

непосредственно в своем тексте, либо отсылая к федеральному закону: так,

порядок выборов Президента определяется федеральным законом (ч.4

ст.81), полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов

определяется федеральным конституционным законом (ч.3 ст.128). Что касается

палат федерального собрания – Государственной Думы и Совета Федерации, то

детальная регламентация порядка их организации и деятельности содержится

прежде всего в регламентах палат, разрабатываемых и принимаемых каждой из

палат самостоятельно. Система федеральных органов исполнительной власти

возглавляется Правительством. Конституция определяет его структуру

(ст.110), порядок назначения Председателя, полномочия правительства,

издаваемые им акты, порядок отставки (ст.111-117). Что касается иных

федеральных органов исполнительной власти, то согласно Указу Президента от

17 августа 1999г. №1062 «О структуре федеральных органов исполнительной

власти» они, как правило, находятся в ведении Правительства, за исключением

случаев обеспечения конституционных полномочий Президента либо отнесения к

его полномочиям соответствующего предмета ведения (например, ФСБ, ФАПСИ).

17.12.1997 года принят Федеральный Конституционный Закон «О Правительстве

РФ».

д) федеральная государственная собственность и управление ею.

Лаконичная формулировка п. «д» «федеральная государственная собственность и

управление ею» содержит в себе указание как на субъект права собственности

(федеральная), так и на публично правовой ее характер (государственная) как

объекта управления. В роли субъекта государственной собственности выступают

Российская Федерация (в отношении имущества, составляющего федеральную

собственность) и ее субъекты – республики, края, области, города

федерального значения, автономная область и автономные округа. Критерии

отнесения государственной собственности к федеральной или к собственности

субъектов федерации устанавливается законом.

Субъектом права федеральной государственной собственности является

Российская Федерация в целом как публично-правовое образование. Федеральные

органы государственной власти выступают в имущественном обороте от имени

государства и в соответствии со своей компетенцией осуществляют возложенные

на них правомочия публичного собственника (п. 3 ст.214 и ст.125 ГКРФ).

Управление федеральной государственной собственностью не сводится

только к вещным правам хозяйственного ведения или оперативного управления.

Оно связано с созданием различных гражданско-правовых режимов входящего в

эту собственность имущества, часть которого составляет исключительную

собственность федерального государства, изымается из оборота и в силу

специальных законов не подлежит приватизации. Федерация в лице

уполномоченных на то органов закрепляет за собой правомочие собственника

федерального имущества и устанавливает его правовые режимы, в том числе

порядок и систему органов управления федеральной собственностью. Споры

имущественного характера, в том числе связанные с принадлежностью тех или

иных объектов конкретным собственникам, относятся к компетенции арбитражных

судов.

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в

области государственного, экономического, экологического, социального,

культурного и национального развития Российской Федерации. Перечисленные в

пункте «е» предметы ведения – установление основ федеральной политики и

федеральные программы по ряду важнейших направления развития государства –

закрепляют право федерации самостоятельно определять магистральные

направления внутренней политики, стратегию и тактику реформ. Федеральные

программы отражают политику федерации, наполняют ее конкретным содержанием.

В них фиксируются органы и организации, ответственные за выполнение

программ, предмет, задачи и цели программ, источники их финансирования и

т.д. Указание на то, что федерация относит к своему ведению основы политики

в области государственного, экономического, экологического, социального,

культурного и национального развития, имеет целью достижение единства

политики федерации и ее субъектов в указанных областях, установление

определенных общефедеральных стандартов при условии сочетания интересов

федерации и регионов.

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое валютное,

кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой

политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки.

Отнесение п. «ж» ст.71 установления правовых основ единого рынка к ведению

федерации производно от положений ст. 8 Конституции РФ, согласно которой

одной из основ конституционного строя являются гарантируемые Российской

Федерацией единство экономического пространства, свободное перемещение

товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода

экономической деятельности. Обеспечение этой основы невозможно без

установления правовых основ единого рынка, единого финансового, валютного,

кредитного, таможенного регулирования, централизации денежной эмиссии,

определения основ ценовой политики и создания необходимых управленческих

экономических служб, в том числе федеральных государственных банков. Эта

группа полномочий федерации в совокупности с ее правами по принятию

гражданского законодательства, правовым регулированием интеллектуальной

собственности составляет огромный массив федерального законодательства,

предмет деятельности и законодательной, и исполнительной власти. Понятием

«установление правовых основ единого рынка» охвачено как его регулирование,

так и защита рыночных отношений, например через антимонопольное

законодательство. Поскольку финансовое, валютное, кредитное, таможенное

регулирование в равной мере относится к атрибутам рынка, федерация

заинтересована в обеспечении единства в правовом пространстве, унификации

условий финансирования и кредитования, валютного контроля и т.д. Все это

достигается прежде всего посредством принятия соответствующих федеральных

законов.

Финансовое регулирование охватывает как правоотношения,

складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства, так и

организационно-финансовую деятельность по аккумуляции, распределению и

использованию государством денежных средств. Эта сфера – одна из наиболее

централизованных: в ней господствуют федеральные нормы, создана единая

финансовая система и т.п. Для финансового регулирования характерны

проявление принципа верховенства закона, жесткая финансовая дисциплина и

финансовый контроль. Финансовые отношения, вытекающие из договоров

отдельных субъектов права, регулируются гражданским правом.

Валютное регулирование распространяется на валюту Российской

Федерации. Оно включает в себя жесткую систему валютного контроля, которая

не основана, как это было раньше, на валютной монополии,

сверхцентрализованном механизме руководства валютным хозяйством страны.

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный

банк РФ, а также Правительство РФ в соответствии с федеральными законами.

Кредитное регулирование состоит как в установлении государством порядка

осуществления банковских операций и сделок, определения статуса кредитных

организаций, их видов в рамках банковской деятельности, так и в решении

вопросов государственных внешних заимствований и государственных кредитов,

предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам. Кредитное

регулирование осуществляется федеральными законами, указами Президента РФ,

актами Правительства РФ в соответствии с их компетенцией.

Таможенное регулирование основано на единой таможенной политике,

являющейся частью внутренней и внешней политики России, и направлено на

создание правовых, экономических и организационных основ таможенного дела,

защиту экономического суверенитета и экономической безопасности

государства, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством,

обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных

органов, соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела. Таможенное

дело относится к исключительной компетенции федеральных органов

государственной власти.

Отнесению к ведению федерации денежной эмиссии вытекает из

юридического статуса национальной валюты – рубля как основного платежного

средства на территории страны. Денежная эмиссия тесно связана с условиями и

сферой обращения национальной валюты, содержанием и платежеспособностью

рубля, определением его официального курса по отношению к валютам других

стран. Эмиссия российских денежных знаков является исключительной

компетенцией Центрального банка РФ.

Государственное регулирование тарифов обусловлено существованием

естественных монополий на товары, услуги, продукцию, работы и

осуществляется в целях защиты экономических интересов потребителей от

монопольного повышения тарифов, создания механизма согласования интересов

производителей и потребителей товаров, формирования конкурентной среды в

экономике и минимизации тарифов и т.д.

Федеральные экономические службы, включая федеральные банки как

предмет ведения федерации, отражают ее потребности в обеспечении управления

и контроля в сфере экономики. Это достигается путем формирования

федеральных органов, осуществляющих управление различными отраслями

экономики, а также федеральных банков.

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды

регионального развития. Бюджетная, финансовая, налоговая, денежно-

кредитная, ценовая и валютная политика Российской Федерации представляют

собой взаимосвязанный комплекс отношений, которые регулируются и проводятся

согласовано друг с другом, требуют взаимодействия всех их участников.

Ключевую роль в этом комплексе ведения занимает федеральный бюджет,

включающий свободный финансовый баланс по территории страны, основные

направления и приоритеты бюджетной политики, сведения о доходах государства

и классификацию его расходов и другие данные. Исключительным предметом

ведения является как принятие, так и установление порядка рассмотрения и

утверждения федерального бюджета, контроль за финансированием расходов и

поступлением доходов.

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика,

расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация

и связь; деятельность в космосе. Отнесение перечисленных в п. «и» систем и

видов деятельности к предметам ведения федерации обусловлено их особым

характером и важностью для государства, необходимостью централизованного

управления и финансирования, осуществления монополии государства в этих

сферах. Регулирование и управление этими предметами не под силу каждому из

субъектов Российской Федерации.

Ядерная энергетика и расщепляющиеся материалы также находятся в

исключительном ведении Российской Федерации не случайно. Основными

задачами, связанными с этими сферами, являются создание правовых основ и

принципов регулирования отношений, возникающих при разработке, эксплуатации

и утилизации ядерных материалов при использовании прежде всего атомной

энергии, обеспечение радиационной безопасности населения, защита окружающей

среды, собственности, развитие атомной науки и техники, содействие

укреплению международного режима безопасного использования атомной энергии,

недопущение распространения ядерных материалов и т.д.

Федеральный транспорт играет важнейшую роль в экономике и социальной

сфере Российской Федерации. Государство осуществляет регулирование и

контроль за деятельностью всех видов транспорта, регламентирует их

отношения между собой, а также с пассажирами, отправителями и получателями

грузов и багажа. При этом осуществляемые, например, железнодорожным

транспортом перевозки отнесены к естественной государственной монополии[8],

а имущество предприятий, учреждений и объекты железнодорожного транспорта

относятся исключительно к федеральной собственности. Все иные виды

транспорта подверглись в последние годы акционированию.

Федерация регулирует отношения, связанные с информацией,

информатизацией и защитой информации, которые возникают при формировании и

использовании информационных ресурсов. Государственная политика в сфере

информатизации направлена на обеспечение единого информационного

пространства страны и создание условий для развития и защиты всех форм

собственности на информационные ресурсы, формирование и защиту

государственных информационных ресурсов, создание и развитие федеральных и

региональных информационных систем и сетей, обеспечение их совместимости и

взаимодействия в едином информационном пространстве Российской Федерации.

Федерация создает условия для качественного и эффективного информационного

обеспечения граждан, органов государственной власти и местного

самоуправления, организаций и общественных объединений на основе

государственных информационных ресурсов, заботится о национальной

безопасности в сфере информатизации, а также обеспечении реализации прав и

свобод граждан, организаций в условиях информатизации.

Связь отнесена к ведению Российской Федерации в тех ее частях,

которые осуществляются под ее юрисдикцией и являются неотъемлемой частью

производственной и социальной инфраструктуры Российской Федерации.

Деятельность в космосе – исключительная сфера ведения, целиком

осуществляемая только федерацией. Российская Федерация определяет задачи,

устанавливает принципы, организует, обеспечивает экономические условия

космической деятельности, регулирует вопросы и финансирует создание

космической инфраструктуры, систем обеспечения безопасности космической

деятельности и международного сотрудничества.

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации,

международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира.

Отнесение к ведению Российской Федерации вопросов внешней политики и

участия в международных отношениях вполне естественно, и это вытекает из ее

суверенитета, дающего право выступать на международной арене в качестве

самостоятельного единого государства.

Все вопросы, связанные с заключением, прекращением и приостановлением

действия международных договоров, отнесены совершенно правомерно к ведению

Российской Федерации – федеративного государства, выступающего в

международных отношениях единым субъектом международного права. Заключая

международные договоры, Российская Федерация принимает обязанности и права

в отношении субъектов федерации.

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации. Пункт о

внешнеэкономических отношениях Российской Федерации выделяет из

предусмотренных предыдущим пунктом сфер международных отношений

экономическое сотрудничество, подчеркивая тем самым особую приоритетность и

значимость для всей страны внешнеэкономической деятельности, развития

мирохозяйственных связей. При этом данное положение не раскрывает формы и

содержания данного предмета ведения, что предполагает как нормативное

регулирование, управление и защиту экономики страны, ее экономической

безопасности, так и обеспечение различными методами и средствами

эффективной интеграции в мировую экономику. Внешнеэкономическая

деятельность, будучи составной частью внешней политики Российской

Федерации, составляет неотъемлемую часть деятельности и законодательной и

исполнительной ветвей власти. Внешнеэкономические отношения Российской

Федерации с иностранными государствами включают задачи по ее интеграции в

мировую экономику на основе общепризнанных принципов и норм международного

права, взаимовыгодного участия в таможенных союзах, зонах свободной

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.