реферат, рефераты скачать
 

Полномочия России как суверенного федеративного государства


торговли, обеспечения режимов движения и обмена капиталами, технологиями,

услугами, и т.п.

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение

порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого

военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и

порядок их использования. Закрепленные в п.«м» предметы ведения составляют

взаимосвязанный комплекс вопросов, органично вытекающих из суверенитета

Российской Федерации, неприкосновенности ее территории. Оборона и

безопасность – важнейшие функции государства. Оборона – элемент

безопасности. Все иные перечисленные в п. «м» предметы ведения

непосредственно связаны с обеспечением этих функций государства. Основу

обороны страны составляют ее Вооруженные Силы – государственная военная

организация, предназначенная для отражения агрессии и выполнения

международных обязательств Российской Федерации. Вопросы национальной

обороны являются самостоятельным разделом функциональной классификации

расходной части федерального бюджета. Оборонное производство включает

собственно организацию производства по созданию вооружений и военной

техники, комплектующих изделий и материалов, работы по развитию

исследований, проектно-конструкторской и производственно-технологической

базы ВПК, а также установление общих правовых и экономических принципов,

порядка формирования, размещения, финансирования и исполнение

государственного оборонного заказа. С оборонным производством, оборонным

заказом тесно связано определение порядка продажи и покупки оружия,

боеприпасов, военной техники и другого военного имущества как внутри

страны, так и о их ввозе-вывозе, об оказании технического содействия в

создании объектов военного назначения, передачи технологий и технической

документации и т.п.

К предметам ведения Российской Федерации Конституцией отнесено также

производство ядовитых, отравляющих, наркотических средств, как и порядок их

использования. Эта сфера регулирования, управления, контроля связана с

охраной жизни и здоровья 7населения, экологической безопасности. Она

централизуется в масштабе всего государства, обеспечивается единым

порядком, правилами, процедурами их использования в промышленных и иных

целях. Законодательством жестко регулируется производство, хранение,

транспортировка, применение, экспорт-импорт указанных веществ на всей

территории страны, устанавливаются специальные правовые режимы их покупки и

продажи, организуются системы и создаются органы надзора, контроля,

обеспечения безопасности и мер по ликвидации чрезвычайных, аварийных и иных

ситуаций, угрожающих населению, природе и экономике страны.

н) определение статуса и защита Государственной границы,

территориального моря, воздушного пространства, исключительной

экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

Отнесение функций защиты Государственной границы к ведению Российской

Федерации полностью соответствует конституционному принципу, в соответствии

с которым Российская Федерация обеспечивает целостность и

неприкосновенность своей территории.[9]

Охрана границы является частью государственной системы обеспечения

безопасности Российской Федерации. Она осуществляется политическими,

правовыми, экономическими, военными, оперативными, организационными,

техническими, экологическими, санитарными и иными мерами и средствами.[10]

Целью всех указанных в Законе мер является недопущение

противоправного изменения прохождения Госграницы, обеспечение соблюдения

юридическими и физическими лицами режима Госграницы, пограничного режима,

защита жизненно важных интересов личности, общества и государства от

внешних и внутренних угроз.

Внешнеполитические аспекты установления прохождения режима Госграницы

регулируются международными договорами Российской Федерации с соседними

государствами.

Действие Закона «О государственной границе» распространяется и на

территориальное море и воздушное пространство Российской Федерации.

Российская Федерация посредством принятия федеральных законов определяет

статус, а также устанавливает меры по защите территориального моря,

воздушного пространсва, исключительной экономической зоны и

континентального шельфа.

Российская Федерация вправе заключать международные договоры о

сотрудничестве в области защиты и охраны Государственной границы. Защита

территориального моря, воздушного пространства, являющихся частью

Государственной территории, имеет своей непосредственной и основной целью

обеспечение безопасности Российская Федерация.

о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и

уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование;

гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное

законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности.

Предметы ведения Российской Федерации перечисленные в п. «о» в

констатирующей, как бы статичной, форме, т.е. без указания на то, что

устанавливается, регулируется и т.д. (кроме интеллектуальной

собственности). Это связано с тем, что все эти сферы ведения либо отрасли

законодательства подлежат законодательному регулированию исключительно

федерацией: ее субъекты обладают лишь относительно небольшим перечнем

полномочий в области судоустройства и прокурорской системы, а в сфере

указанных в пункте отраслей права субъекты федерации учствуют лишь

опосредованно через своих представителей в Совете Федерации.[11]

Организация судебных органов составляет предмет ведения федерации (за

исключением вопроса о кадрах судебных органов субъектов федерации[12]),

построена с учетом конституционных принципов осуществления судопроизводства

посредством разделения его на конституционное, гражданское,

административное и уголовное. Судебная система, организация всех судов

устанавливаются федеральными конституционными законами.

В целом для этого предмета ведения федерации характерны единство

задач, территориальный принцип построения, детальная регламентация

требований, условий, гарантий выполнения функций судьи, наличие органов

судейского сообщества с широким набором полномочий выражения и защиты

интересов судей, выполнением функций отбора кандидатов в судьи, их

аттестации, в реализации гарантий неприкосновенности судей и т.д.

Финансирование судебной системы составляет самостоятельный раздел

федерального бюджета.

Отнесение к исключительному ведению Российской Федерации части

законодательства, указанного в п. «о» Конституции РФ обусловливается как

важностью регулируемых ими общественных отношений, их предназначением в

деле обеспечения внутренней политик государства, так и заинтересованностью

всех субъектов федерации и самой федерации в принципиально едином правовом

пространстве в сфере уголовной политики, гражданско-правового

регулирования, едином порядке судопроизводства на всей территории страны.

Особенностью рассматриваемых предметов ведения является наличие во

всех этих отраслях общефедеральных кодексов. Реализация этого предмета

ведения включает как принятие новых кодексов, так и внесение дополнений,

изменений в уже принятые.

Амнистия и помилование отнесены к ведению федерации ввиду как их

взаимосвязанности с уголовной и уголовно-исполнительной политикой

государства, так и с исключительной социальной важностью этих прерогатив

федеральной власти.

Правовое регулирование интеллектуальной собственности охватывает

широкий комплекс отношений, связанных с созданием, использованием, защитой

произведений науки, литературы и искусства, открытий, изобретений и т.д.

п) федеральное коллизионное право. Федеральное коллизионное право

выделено в самостоятельный исключительный предмет ведения федерации в силу

приоритетности федеральной Конституции и федеральных законов в правовой

системе страны, включающей правовые системы всех 89 субъектов федерации.

Коллизионное право устанавливает принципы, правила, процедуры, полномочия

субъектов, последствия рассмотрения и преодоления расхождений между

законами федерации и ее субъектов либо между законами субъектов Российской

Федерации, использования предусмотренных Конституцией институтов

преодоления возникающих коллизий в виде согласительных процедур, принципов

рассмотрения споров и определения первичности правового регулирования,

надзора и контроля, в том числе конституционного. Коллизионное право имеет

непосредственное отношение к статьям 70, 85, ч.4 ст.105, ст. 125

Конституции РФ, а также к ч.4 ее ст.15 о порядке применения норм

международного договора при возникновении расхождений с правилами,

предусмотренными законом.

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система

и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических

объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет. К ведению

федерации относится метеорологическая служба, стандарты, эталоны,

метрическая система и исчисление времени – жизненно важные основы

обеспечения единства общефедеральных служб прогнозирования в сфере

метеорологии, оповещения о природных явлениях, катаклизмах и аномалиях,

контроля и надзора за состоянием экологии. Сюда же относится деятельность

по установлению норм и правил в целях обеспечения безопасности продукции,

работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции,

ее качества, единства измерений, экономии всех видов ресурсов; избежания

риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных

ситуаций; обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Официальная статистическая отчетность и бухгалтерский учет –

прерогативы федерации, требующие единых классификаторов общеобязательных

данных и единых форм документирования, информирования, ведения отчетности.

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации.

Учреждение государственных наград и почетных званий Российской Федерации

также относится к предметам ведения федерации и осуществляется, как

правило, Президентом РФ в форме указа.

т) федеральная государственная служба. Федеральная государственная

служба как предмет ведения предполагает определение правовых основ ее

организации, правового положения государственных служащих в Российской

Федерации. На федеральном уровне устанавливается единый реестр должностей

федеральных государственных служащих.

Механизм разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее

субъектами.

Часть 3 ст. 11 Конституции РФ воспроизводит положения о разграничении

предметов ведения и полномочий между органами государственной власти

Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. Такое

разграничение является определяющим условием нормального функционирования

органов государственной власти разных уровней. При этом указываются

правовые способы этого разграничения: Конституция РФ, федеративный и иные

договоры о разграничении предметов ведения и полномочий.

Конституция РФ играет решающую роль в рассматриваемой сфере. Она

очерчивает предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного

ведения и формулирует общий принцип о том, что вне пределов ведения

Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам

совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов последние обладают

всей полнотой государственной власти.[13]

Предметы ведения и полномочий между федеральными органами

государственной власти и органами государственной власти субъектов

федерации разграничиваются федеративным договором, подписанным 31 марта

1992г. Конституция РФ 1993г. с некоторыми изменениями инкорпорировала

положения федеративного договора в части, касающейся предметов ведения и

полномочий между федеральными органами государственной власти и органами

государственной власти субъектов федерации, и, соответственно, договорные

положения утратили свое самостоятельное значение. Иные установления этого

договора продолжают действовать, но постольку, поскольку они не

противоречат Конституции.

Для субъектов федерации, не присоединившихся к договору, или принятых

в федерацию и вновь образованных в ее составе, регулятором отношений по

разграничению предметов ведения и полномочий между органами государственной

власти по вертикали в полном объеме выступает Конституция РФ и заключенные

на ее основе договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между

органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.

Разграничение предметов ведения и полномочий между федерацией и ее

субъектами осуществляются также с помощью договоров. Договор представляет

собой юридический акт, выработанный в результате согласованных усилий

названных сторон, содержанием которого являются их взаимные права и

обязанности.

Конституция РФ не предусматривает каких-либо ограничений для

заключения подобных договоров. Однако складывающаяся практика

свидетельствует, что в первую очередь они используются только в тех

случаях, когда субъект федерации обладает определенной спецификой.

Назначение договора в том и состоит, чтобы, отражая данную специфику,

индивидуализировать государственно-правовой статус субъекта в системе

федеративных отношений.

Договоры заключаются между органами государственной власти –

федеральными, и субъекта федерации. Иметь названный договор или нет –

вопрос, находящийся на усмотрении субъекта федерации, который, как правило

и является инициатором его подписания. Процедура заключения договоров и

требования, предъявляемые к ним, устанавливаются Положением о порядке

работы по разграничению предметов ведения и полномочий между федеральными

органами государственной власти и органов государственной власти субъектов

Российской Федерации и о взаимной передачи осуществления части своих

полномочий федеральными органами исполнительной власти и органами

исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденным Указом

Президента РФ от 12 марта 1996г. №370. Согласно этому положению,

предварительное рассмотрение вопросов подготовки договоров, их правового

обеспечения осуществляет Комиссия при Президенте РФ по подготовке договоров

о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами

государственной власти и органами государственной власти субъектов

федерации.

Основными задачами Комиссии являются:

организация и проведение экспертизы проектов договоров, а также

дополняющих их соглашений, представление заключений на данные проекты

Президенту Российской Федерации;

обеспечение взаимодействия федеральных органов исполнительной власти

и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам,

связанным с подготовкой и заключением договоров и соглашений о

разграничении полномочий;

участие в разработке проектов законодательных и других нормативных

правовых актов о разграничении предметов ведения и полномочий между

федеральными органами государственной власти и органами государственной

власти субъектов Российской Федерации;

разработка предложений по контролю за соблюдением соответствующими

сторонами принятых обязательств, предусмотренных заключенными договорами и

соглашениями, а также контролю за выполнением решений Президента Российской

Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии. По вопросам,

требующим решения Президента Российской Федерации, Комиссия в установленном

порядке вносит соответствующие предложения.

При работе над проектами договоров Комиссия исходит из следующих

положений:

- принципы разграничения предметов ведения и полномочий между органами

государственной власти Российской Федерации и органами государственной

власти субъектов Российской Федерации устанавливаются федеральными

законами;

- договором разграничиваются полномочия федеральных органов

государственной власти и органов государственной власти конкретного

субъекта Российской Федерации;

- договор не может устанавливать либо изменять конституционный статус

субъекта Российской Федерации;

- в договоре не допускается изъятие или перераспределение предметов ведения

Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и

субъектов Российской Федерации,

- установленных соответственно статьями 71 и 72 Конституции Российской

Федерации;

- в договоре с органами государственной власти субъекта Российской

Федерации, не участвовавшего в подписании Федеративного договора либо вновь

образованного, может содержаться полный перечень предметов совместного

ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии

со статьей 72 Конституции Российской Федерации;

- в договоре могут быть определены предметы совместного ведения,

обусловленные географическими, экономическими, социальными, национальными и

иными особенностями конкретного субъекта Российской Федерации;

- после подписания договора могут заключаться являющиеся его составными

частями соглашения о разграничении полномочий по конкретным предметам

совместного ведения, установленным статьей 72 Конституции Российской

Федерации и перечисленным в договоре, если эти полномочия не установлены

федеральным законом;

- не подлежат передаче полномочия федеральных органов исполнительной власти

по обеспечению гарантий сохранения основ конституционного строя Российской

Федерации, равноправия субъектов Российской Федерации, равенства прав и

свобод человека и гражданина на всей территории Российской Федерации, а

также иные полномочия, если их передача ведет к нарушению территориальной

целостности Российской Федерации, верховенства Конституции Российской

Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации.

Подготовка проектов договоров и соглашений осуществляется в

следующем порядке:

- проекты договора и соглашений вносятся в Комиссию высшим должностным

лицом субъекта Российской Федерации, уполномоченным конституцией (уставом)

субъекта Российской Федерации представлять субъект Российской Федерации

внутри страны;

- по поручению председателя Комиссии федеральные органы исполнительной

власти в 10-дневный срок обязаны представить в Комиссию свои заключения и

предложения по проектам договора и соглашений;

- Комиссия представляет договор Президенту Российской Федерации вместе со

своим заключением;

- Комиссия представляет проекты соглашений Председателю Правительства

Российской Федерации вместе со своим заключением;

- договор подписывает Президент Российской Федерации и уполномоченное лицо

субъекта Российской Федерации;

- соглашения подписывают Председатель Правительства Российской Федерации и

уполномоченное лицо субъекта Российской Федерации.[14]

Устанавливается, что договоры вступают в силу после их официального

опубликования. Конституции и уставы субъектов федерации, как правило,

предусматривают ратификацию данных документов соответствующим

законодательным (представительным (органом.

Непосредственно в текстах договоров фиксируются конкретные механизмы

и гарантии их реализации. Так, в Договоре о разграничении предметов ведения

и полномочий между органами государственной власти РФ и Свердловской

области (от 12 января 1996г.)[15] записано, что настоящий договор или

отдельные его положения не могут быть отменены, изменены или дополнены в

одностороннем порядке; подобное возможно только по взаимному согласию

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.