реферат, рефераты скачать
 

Понятие и виды правомерного поведения и правонарушений


Повышенная общественная опасность преступлений предопределяет их

формально-юридическую сторону. «В отличие от иных видов правонарушений

перечень преступных деяний, предусмотренных уголовным законом, является

исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.» [47] Аналогия в

уголовном праве недопустима.

По своему характеру преступления всегда являются уголовными

правонарушениями. «Государственно-правовая теория и практика большинства

стран исходит из того, что за пределами противоправных деяний,

предусмотренных уголовным законодательством, правонарушений,

квалифицируемых как преступления, нет и не может быть.»[48]

Общественно опасный характер преступлений находит свое отражение в

характере санкций уголовного закона. За преступления применяются наказания

- наиболее строгие меры государственного принуждения, которые существенно

ограничивают правовой статус лица, признанного виновным в совершении

преступления (лишение или ограничение свободы, длительные сроки

исправительных работ или лишение каких-либо специальных прав, высокие

штрафы и др.). За особо опасные преступления предусмотрена исключительная

мера наказания -смертная казнь. Такого рода санкций, которые имеют резко

выраженный карательный характер и направлены против личности, свободы,

чести правонарушителя, не знает ни одна другая отрасль российского права.

Преступления выступают по отношению к проступкам как нечто общее,

заключают в себе основные черты, свойственные всем проступкам, а

следовательно, и правонарушениям в целом. «Не противоречит ли это

утверждение предшествующим выводам о том, что преступления качественно

отличаются от проступков? На наш взгляд, не противоречит, ибо указанное

положение относится не к социальной значимости преступлений от проступков,

а к внешним чертам и признакам правонарушений в целом, как общественного

явления.» [49]

Следует иметь в виду, что внутриотраслевое деление преступлений на

группы (виды) не совпадает с делением проступков на виды. Систематика

преступлений проводится по более дробным признакам. Поэтому неправильно

рассматривать характеристику проступков как аналогию характеристики

отдельных видов преступлений.

Проступки представляют собой «виновные, противоправные деяния,

которые характеризуются меньшей по сравнению с преступлениями степенью

общественной опасности и которые влекут за собой применение не

уголовно-правовых санкций, а мер административного, дисциплинарного

или гражданско-правового воздействия.» [50]

Различные виды проступков по характеру своей общественной значимости

друг от друга не отличаются: все они общественно вредны. В зависимости от

того, в какой сфере общественной жизни совершаются проступки, в зависимости

от характера наносимого вреда и особенностей соответствующих им правовых

санкций проступки подразделяются на административные, дисциплинарные и

гражданские правонарушения.

Основным нормативным документом, регулирующим

административные правонарушения, является Кодекс РСФСР об административных

правонарушениях (КоАП), введенный в действие с 1 января 1985 года.

«Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на

государственный и общественный порядок, собственность, права и свободы

граждан, на установленный порядок управления противоправное (умышленное или

неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством

предусмотрена административная ответственность.»[51] Как видно из

определения, административное правонарушение - это прежде всего деяние

противоправное. Противоправность является обязательным признаком

административного проступка. Административные проступки отличаются от

преступлений тем, что они не общественно опасны, но они общественно вредны.

Общественная вредность их состоит в том, что они мешают осуществлению

нормальной дополнительной и распорядительной деятельности государственных и

общественных органов и организаций, дестабилизируют ее, посягают на

общественный порядок. Отсутствие общественной опасности отличает

административные правонарушения от аналогичных, смежных уголовных

преступлений. Критерии, позволяющие отличить административные

правонарушения от преступления, могут быть следующие: а) наличие или

отсутствие тяжких последствий; б) размер материального ущерба, причиненного

правонарушителем; в) повторность или неоднократность деяния, либо

применения за него административного воздействия. От гражданских,

дисциплинарных и иных проступков административные правонарушения

отличаются не отсутствием общественной опасности, а другими материальными

чертами и свойствами, которые обусловлены их направленностью на

определенную сторону правопорядка.

«Направленность административных проступков против порядка

государственного управления определяет как общие черты их общественной

вредности, так и характерные особенности их объективной и субъективной

сторон.» [52]

«В качестве объекта административного правонарушения выступают

общественные отношения, нормальному развитию и реализации которых

административное правонарушение препятствует. Следует при этом подчеркнуть,

что объектом проступка могут быть далеко не все общественные отношения, а

лишь те из них, которые охраняются правом.» [53] Административные

правонарушения характеризуются, как правило, нарушением требований

определенных актов административных органов, регулирующих общественные

отношения в сфере их компетенции. Подавляющее большинство составов

административных правонарушений так обычно и формулируется: нарушение

правил уличного движения, санитарных правил, правил торговли и т.д. Другой

особенностью объективной стороны административных правонарушений является

то, что они не связаны с причинением непосредственного, особенно

материального вреда, а, как правило, создают только возможность наступления

такого вреда в будущем либо не создают и этой возможности. Что касается

субъективной стороны административных правонарушений, то ее особенности

определяются направленностью этого вида правонарушений против порядка

управления. Преобладающей формой вины здесь является неосторожность.

«Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности,

если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных

последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало

на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких

последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.» [54] Но возможны и

умышленные проступки. «Административное правонарушение признается

совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный

характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные

последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих

последствий.»[55]

Действующее законодательство об административной

ответственности не допускает аналогии закона. «Никто . . . не может быть

подвергнут мере воздействия в связи с административным

правонарушением иначе как на основаниях и в порядке, установленных

законодательством.» [56]

Основным нормативным актом, регулирующим гражданские правоотношения,

является Гражданский кодекс РФ (ГК РФ), первая часть которого вступила в

силу с 1 января 1995 года, а вторая - с 1 марта 1996 года.

«Гражданские проступки - правонарушения, совершаемые в сфере

имущественных и таких неимущественных отношений, которые представляют для

человека духовную ценность.»[57] Так как понятие гражданского

правонарушения в законодательстве не сформулировано, а выработано теорией

гражданского права, то вышеописанное определение подходит для описания

гражданского проступка. Но подходы к пониманию гражданского

правонарушения у теоретиков и у практиков различны. Свое внешнее выражение

гражданские правонарушения находят в причинении гражданам или их

организациям имущественного вреда, неисполнении договорных обязательств,

распространении сведений, порочащих честь и достоинства гражданина,

заключении незаконных сделок, нарушении гражданских прав тех или иных лиц

либо организаций. «В зависимости от характера гражданско-правового

нарушения можно различать договорные и внедоговорные правонарушения. Первые

связаны с нарушением обязательств стороной гражданско-правового договора,

вторые - с несоблюдением или неисполнением требований гражданско-правовых

норм.»[58] К самостоятельным разновидностям гражданских правонарушений,

помимо внедоговорного причинения вреда личности или имуществу другого и

неисполнения обязательств, вытекающих из договоров и иных предусмотренных

законом оснований, следует относить, как считает И.С. Самощенко, и все иные

разновидности деяний, которые запрещены законом с помощью гражданско-

правовых или сходных с ними по характеру санкций некоторых других отраслей

права. Таковыми являются: недействительные сделки, их исполнение и т.п.

деяния, предусмотренные нормами гражданского права, вступление в брак при

условии состояния в другом нерасторгнутом браке, неправомерное

осуществление родительских прав. То, что все указанные разновидности деяний

образуют (при определенных условиях) правонарушения, совершенно несомненно,

все они запрещены законом, противоправны.» [59]

Все перечисленные противоправные деяния не имеют общественно опасного

характера. Их характерной чертой является направленность против особого

объекта: урегулированных гражданским правом имущественных отношений в сфере

гражданского оборота, а также тесно связанных с ними некоторых личных

отношений граждан. С объективной стороны они характеризуются

причинением, как правило, имущественного ущерба.

Для субъективной стороны гражданских правонарушений характерно

умышленное, а чаще - неосторожное пренебрежение имущественными правами и

охраняемыми законом имущественными интересами организаций или отдельных

индивидов со стороны нарушителя.

Указанные черты отличают гражданские правонарушения от

правонарушений административных, дисциплинарных и других. Дисциплинарные

правонарушения (проступки) представляют собой «вредные для общественных

отношений противоправные деяния физических лиц, направленные на нарушение

внутреннего распорядка предприятий, объединений и учреждений, а также на

нарушение трудовой, служебной, учебной, воинской и иной дисциплины.» [60]

Дисциплинарные проступки выражаются в виде прогулов, опозданий,

пропусков учебных занятий, невыполнении распоряжений администрации,

нарушении требований уставов и т.д. и дезорганизуют в целом работу трудовых

коллективов, отрицательно влияют на трудовую, служебную, воинскую

дисциплину. Дисциплинарные проступки, как и все проступки, не обладают

качеством общественной опасности и этим отличаются от смежных преступлений

(воинских, должностных, хозяйственных и других). Следует признать

неправомерными попытки представить дисциплинарные проступки и аналогичные

им преступления как правонарушения, посягающие на различные объекты

(например, дисциплину, с одной стороны, и правильность и безопасность

транспорта - с другой). Особенности дисциплинарных правонарушений

обуславливаются характером тех общественных отношений, на которые посягают

дисциплинарные проступки.

Объектом дисциплинарных проступков в юридической литературе

называется государственная дисциплина или просто дисциплина. «Под

дисциплиной понимается обязательное для всех членов какого-нибудь

коллектива подчинение твердо установленному порядку.» [61] Но о дисциплине,

как объекте дисциплинарных проступков, можно говорить как о дисциплине в

объективном смысле, т.е. как о строгом порядке в деятельности той или иной

организации, как о поведении, установленном соответствующими правилами

поведения организации в процессе функционирования того или иного коллектива

людей.

Виды правонарушений можно представить схемой. (Приложение, схема №

2).

Но это еще не все виды правонарушений.

Самостоятельный вид правонарушений образуют действия государственных

органов, уполномоченных на издание правовых актов, когда последние

противоречат требованиям закона. Типично для этих правонарушений то, что

они неразрывно связаны с правонарушениями со стороны одного или нескольких

должностных лиц. «Основой данного феномена служит нарушение принципа

верховенства закона и поднормативности правоприменительных актов. Этот

вид правонарушений пока не получил в науке достаточной разработки, хотя

число нормативных актов (например, актов министерств и ведомств),

противоречащих закону, довольно велико. В условиях строительства правового

государства, важнейшим принципом которого является верховенство закона,

подобные факты недопустимы, а потому проблема требует дальнейшего

изучения.» [62]

Еще один вид правонарушения - процессуальное правонарушение. Оно

связано с нарушениями государственными органами или гражданами интересов

правосудия или процессуальных прав стороны, с которой правонарушитель

состоит в правоотношении (например, неявка свидетеля в суд).

Выделяют еще один вид - международное правонарушение - «это

противоречащее нормам международного права или собственным обязательствам

действие или бездействие субъекта международного права, причиняющее ущерб

другому субъекту, группе субъектов международного права или всему

международному сообществу.» [63]

Как известно у правонарушений существует ряд общих закономерностей. В

связи с этим возникает вопрос, можно ли эту совокупность рассматривать как

единую сложную систему? «На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ.

Непосредственная взаимосвязь между отдельными правонарушениями,

совершаемыми в один и тот же момент времени, практически отсутствует.

Поэтому в пространственном, физическом смысле они никакой системы не

образуют (равно как в юридическом).» [64] «Однако связь их между собой во

времени является довольно тесной.» [65] В данном случае можно указать на

три момента: 1) в каждом из видов правонарушений возможны как рецидив, так

и повторность; 2) часть лиц, совершивших правонарушения, после этого

совершает правонарушения другого вида; 3) необходимо учитывать латентные

правонарушения.

В полном объеме эта взаимосвязь полностью не изучена. Однако

построение моделей взаимосвязи отдельных видов правонарушений полезно, т.к.

эти модели указывают на распространенность одних видов правонарушений по

сравнению с другими и ориентируют на целенаправленное использование мер

борьбы с ними.

Глава 3. Влияние юридической ответственности

на правовое поведение.

Понятие «юридическая ответственность» тесно связано с понятием

«социальная ответственность».

Для того, чтобы лучше понять, что такое юридическая ответственность,

раскрыть ее содержание, необходимо хотя бы кратко рассмотреть понятие

социальной ответственности.

Термин «ответственность» достаточно многообразен. Можно говорить о

чувстве ответственности и ответственном поведении. Можно повысить

ответственность, взять ее на себя, привлечь лицо к ответственности и

освободить от нее. В конце концов, есть люди, поступающие ответственно, и

лица, занимающие ответственное положение, в хозяйственной сфере действуют

предприятия с ограниченной ответственностью. Что же объединяет эти понятия,

которые различны по содержанию, одним словом (термином)?

Во всех перечисленных случаях речь идет о социальной ответственности.

Человек, живя в обществе, в любых жизненных ситуациях должен сообразовывать

свои поступки с существующими в обществе нормами и ценностями, с интересами

других людей. Действуя в соответствии с ними, он поступает ответственно. С

другой стороны, общество (государство) постоянно контролирует поведение

человека: поощряет, одобряет ответственное поведение, наказывает

нарушителя. Следовательно, ответственность в социальном плане

можно охарактеризовать как общественное отношение между субъектом и

контролирующей его поведение инстанцией (государством, обществом).

В связи с тем, что поведение человека имеет две разновидности

(социально полезное и социально вредное), «категория ответственности

рассматривается в нашей философской литературе в двух аспектах: активном и

ретроспективном.»[66] В первом аспекте ответственность характеризует

положительное отношение лица к совершаемым им поступкам. Это

ответственность за ненадлежащее осуществление своей социальной роли,

выполнение социальных норм, за любое порученное дело. Это ответственность

за будущее поведение.

Ответственность в ретроспективном смысле - это ответственность за

прошлое поведение, но не за всякое, а только за поступки, противоречащие

определенным социальным нормам. Она связана не только с осознанием ее

личностью, но и с внешним воздействием со стороны общества, государства,

иных лиц и может быть моральной, общественной и др. Среди указанных видов

ретроспективной ответственности особое место занимает юридическая

ответственность как разновидность социальной ответственности.

«К сожалению, те, кто изучал проблему социологии

ответственности, сосредоточивали свое внимание преимущественно на трех

вопросах:

а) прагматически понимаемая эффективность юридической

ответственности;

б) механизм воздействия мер ответственности на личность

правонарушителя;

в) социальное и психологическое восприятие ответственности разными

категориями граждан.»[67]

В области социально-правовых исследований юридической

ответственности за правонарушения преобладает криминалогический (уголовно-

правовой аспект), исследований в других отраслях права очень мало.

О.Э. Лейст считает, что «для разработки правовых проблем социальной

ответственности следует отрешиться от упрощенных подходов, в том числе от

попыток выводить такую ответственность из уголовного права».[68]

Общесоциальная ответственность, кроме юридической, включает в себя

также политическую, национальную, историческую, партийную и многие другие

разновидности ответственности.

В отечественной и зарубежной юридической литературе нет общего

представления, а тем более единого определения юридической

ответственности. В одних случаях она понимается как «мера государственного

принуждения, основанная на юридическом осуждении поведения правонарушителя

и выражающаяся в установлении для него определенных отрицательных

последствий в форме ограничений личного и имущественного порядка»[69]. В

других случаях, как «регламентированное нормами права общественное

отношение между государством, в лице его специальных органов, и

правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать

соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное

правонарушение.»[70] В ряде же случаев юридическая ответственность

рассматривается как «применение к лицам, совершившим правонарушения,

предусмотренных законом мер принуждения в установленном для этого

процессуальном порядке.» [71]

Наиболее распространенной в литературе о юридической ответственности

является ее трактовка как меры государственного принуждения, как реакции на

совершенное правонарушение. «Так, О.С. Иоффе и М.Д. Шаргородский,

определяя юридическую ответственность как меру государственного

принуждения / а/, основанную на юридическом и общественном осуждении

поведения правонарушителя /б/ и выражающуюся в установлении для него

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.