реферат, рефераты скачать
 

Правоохранительная деятельность таможенных органов


средства, на которых перемещаются такие товары. Следовательно, все четыре

варианта санкции ст.276 ТК РФ фактически в качестве непосредственного

объекта нарушения таможенных правил включают и транспортные средства, на

которых перевозились товары.

После принятия Конституции Российской Федерации некоторыми правоведами

был высказан тезис о якобы имеющем место несоответствии Основному закону

России правоприменительной практики таможенных органов в части наложения

взыскания в виде конфискации, так как согласно п.3 ст.35 Конституции РФ

"Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда".

Представляется, что закрепленное в Таможенном кодексе право таможенных

органов рассматривать дела о нарушениях таможенных правил с наложением

взыскания в виде конфискации не противоречит закону.

Нарушения таможенных правил есть не что иное, как нарушение

экономических интересов России и ее безопасности. Нормы ТК РФ, как указано

в его преамбуле, направлены на защиту экономического суверенитета и

экономической безопасности Российской Федерации, обеспечение защиты прав

граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдение ими

обязанностей в области таможенного дела. Пункт 3 ст.55 Конституции РФ

устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть

ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях

защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и

законных интересов лиц, обеспечения обороны страны и безопасности

государства.

Кроме того, принимаемые таможенными органами решения о наложении

взысканий соответствуют нормам части первой Гражданского кодекса Российской

Федерации, введенного в действие с 1 января 1995 г. (ст.235, 243), а также

положениям ст.4 Федерального закона РФ о введении в действие части первой

ГК РФ.

В этом контексте представляется безусловным, что при применении мер

взыскания за нарушения таможенных правил следует по-прежнему

руководствоваться положениями Таможенного кодекса Российской Федерации.

Наложение взысканий за нарушение таможенных правил ограничено сроками,

установленными ст.247 ТК РФ. Согласно данной статье взыскания могут быть

наложены: - предупреждение, штраф, отзыв лицензии или квалификационного

аттестата - на физических или должностных лиц не позднее двух месяцев со

дня обнаружения нарушения таможенных правил; на предприятия, учреждения и

организации, а также лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью

без образования юридического лица, - не позднее шести месяцев со дня

обнаружения правонарушения (ч.1 ст.247 ТК РФ);

- конфискация товаров и транспортных средств, являющихся

непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и

транспортных средств со специально изготовленными тайниками; взыскание

стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными

объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со

специально изготовленными тайниками, а также конфискация транспортных

средств, на которых перевозились товары, являющиеся непосредственными

объектами нарушения таможенных правил, -на всех субъектов нарушений

таможенных правил независимо от времени совершения или обнаружения

нарушения таможенных правил и независимо от того, является она основным или

дополнительным взысканием (ч.2 ст.247 ТК РФ).

Днем обнаружения нарушения таможенных правил, исходя из смысла ст.294

ТК РФ, следует считать день непосредственного обнаружения должностными

лицами таможенных органов нарушения таможенных правил либо наличие на

определенную дату в таможне материалов, в которых имеются достаточные

данные, указывающие на признаки нарушения таможенных правил (материалы

проверок, рапорта, информация таможенных и иных правоохранительных служб и

т.п.). Закон предписывает в этих случаях немедленно оформить протокол о

нарушении таможенных правил.

Если протокол оформляется по истечении какого-то времени со дня

фактического обнаружения нарушения таможенных правил, срок наложения

взыскания должен исчисляться с даты обнаружения нарушения таможенных

правил.

При отказе в возбуждении уголовного дела или прекращении его по

основаниям, не освобождающим от административной ответственности, срок

наложения взыскания исчисляется с момента получения таможенным органом

решения об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела (имеются

в виду сроки для наложения взыскания в виде предупреждения, штрафа, отзыва

лицензии или квалификационного аттестата).

Течение сроков наложения взысканий в виде штрафа, предупреждения,

отзыва лицензии или квалификационного аттестата может прерываться, если до

истечения сроков их наложения лицо совершит новое нарушение таможенных

правил. Исчисление срока в этом случае начинается с момента обнаружения

нового нарушения таможенных правил.

Наконец, к общим положениям, регламентирующим производство и

рассмотрение дел о нарушениях таможенных правил, относятся и вопросы

обеспечения законности при применении мер воздействия за нарушения

таможенных правил.

Кодекс предписывает строгое и неукоснительное соблюдение требований

законодательства в процессе производства и рассмотрения дел о нарушениях

таможенных правил, а также при исполнении постановлений таможенных органов

о наложении взысканий.

Соблюдение требований законодательства обеспечивается:

-систематическим контролем со стороны вышестоящих таможенных органов и

их должностных лиц;

-прокурорским надзором;

-судебным надзором;

-правом обжалования постановлений таможенных органов, а также действий

или бездействий таможенных органов и их должностных лиц.

( 5. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов Российской

Федерации. Правовая основа и принципы оперативно-розыскной деятельности

таможенных органов.

В настоящее время преступления в сфере таможенного дела являются одним

из распространенных видов преступной деятельности, наносящих существенный

ущерб экономическим и политическим интересам Российской Федерации.

Среди них наиболее опасным преступлением выступает контрабанда.

Контрабандные операции в последнее время стали совершаться преимущественно

организованными преступными группами. Государству наносится колоссальный

ущерб крупномасштабными незаконными экспортными операциями по вывозу сырья,

энергоносителей, стратегических материалов. Все более распространенный и

опасный характер приобретает контрабанда оружия, боеприпасов, наркотиков,

которые в больших количествах ввозятся в Россию, существенно обостряя

криминогенную обстановку. Имеют место факты противоправного вывоза за рубеж

радиоактивных материалов. Значительный ущерб причиняет России вывоз

валютных ценностей, предметов художественного, исторического и

археологического достояния народов Российской Федерации. Большой

экономический ущерб России наносят противоправные операции по вывозу из

Российской Федерации иностранной валюты и ввозу фальшивых валютных купюр

иностранного происхождения. Стали многочисленными факты ввоза из-за рубежа

некачественных продуктов питания и лекарственных препаратов, употребление

которых представляет угрозу для жизни и здоровья граждан.

В этих условиях значительная роль в борьбе с таможенными преступлениями

в сфере таможенного дела отводится оперативно-розыскным подразделениям

таможенных органов, которые в соответствии со статьями 224, 225 и 226

Таможенного кодекса РФ и с пунктом бет. 13 Федерального закона РФ "Об

оперативно-розыскной деятельности" от 12 августа 1995 г. имеют право

осуществлять оперативно-розыскную деятельность по борьбе с преступлениями,

отнесенными к компетенции таможенных органов.

Оперативно-розыскная деятельность является видом государственной

деятельности. Она осуществляется гласно и негласно уполномоченными на то

государственными органами и оперативными подразделениями в пределах их

компетенции путем проведения оперативно-розыскных мероприятий и

использования при этом специальных сил, средств и методов в целях защиты

жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности

общества и государства от преступных посягательств.

Из данного определения следует, что оперативно-розыскной деятельностью

может заниматься только узкий круг государственных органов, специально

уполномоченных законом. Негосударственные организации, в том числе

общественные, коммерческие, предпринимательские, такого права не имеют.

Не обладают правом на эту деятельность и лица, имеющие лицензию на

осуществление детективной и охранной деятельности. В ч.3 ст.1 Закона "О

частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"

сказано: "Граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не

вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные

законом к исключительной компетенции органов дознания" (Ведомости Съезда

народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. №17. С. 888.) .

Данный вид государственной деятельности регулируется в своей основе

законом. Нормативные акты в этой области, издаваемые руководителями

ведомств, наделенных правом заниматься оперативно-розыскной деятельностью,

не должны выходить за пределы их компетенции и противоречить законам,

регулирующим оперативно-розыскную деятельность.

Как сказано в законе, оперативно-розыскная деятельность осуществляется

гласно и негласно. Для оперативно-розыскной работы наиболее типичен

негласный характер.

К гласной форме оперативно-розыскной деятельности прибегают в тех

случаях, когда можно решить задачу открытыми методами и, следовательно, нет

необходимости в применении специальных сил и средств.

Оперативно-розыскная деятельность близко примыкает к уголовному

процессу и, в первую очередь, к такой его части, как дознание, которое в

МВД, ФСБ и ряде других компетентных ведомств осуществляют оперативно-

розыскные подразделения.

Однако это не дает основания, отождествлять указанные виды

деятельности. Несмотря на тесную связь и наличие отдельных общих задач, они

существенно отличаются друг от друга. Различны правовая природа

деятельности, решаемые задачи и субъекты деятельности, процессуальные

формы, виды, методы деятельности и источники правового регулирования.

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется на фундаментальной

правовой основе и в соответствии с присущими ей принципами.

В качестве правовой основы выступают Конституция Российской Федерации,

Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности "от 12 августа 1995

года, а также другие законы и правовые акты Российской Федерации.

В Конституции РФ содержатся основополагающие правовые положения,

обязательные для всех государственных и негосударственных органов,

организаций и граждан, в том числе и для должностных лиц, осуществляющих

оперативно-розыскную деятельность.

Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" является

основным законом, регулирующим данную деятельность. Он раскрывает сущность,

задачи и принципы ее, содержит требования о соблюдении прав и свобод

личности, в отношении которой проводятся оперативно-розыскные мероприятия,

называет средства, виды и методы деятельности, а также основания и условия

проведения оперативно-розыскных мероприятий, права и обязанности органов,

осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, вопросы социальной и

правовой защиты должностных лиц, а также граждан, оказывающих помощь

указанным органам на конфиденциальной основе.

К другим законам относятся: Закон РСФСР от 18 апреля 1991 года "О

милиции" ( Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.

1991. № 16 ), Закон от 17 января 1992 года "О прокуратуре Российской

Федерации" ( См. там же 1992 № 8 ), УК РСФСР, УПК РСФСР, Закон РСФСР от 5

марта 1992 года "О безопасности" ( См. там же 1992. № 15 ), Закон РФ от 1

апреля 1993 года "О государственной границе Российской Федерации" ( См. там

же 1993. №17 ), Закон РФ от 28 апреля 1993 года "О государственной охране

высших представительных органов государственной власти РФ и их должностных

лиц" ( См. там же. № 21 ), Закон РФ от 24 июня 1993 года "О федеральных

органах налоговой полиции" ( См. там же № 29 ), Федеральный закон от 3

апреля 1995 года "Об органах федеральной службы безопасности в РФ" (

Собрание законодательства РФ. 1995. № 15 ), Федеральный закон от 20 апреля

1995 года "О государственной защите судей, должностных лиц

правоохранительных и контролирующих органов " ( Собрание законодательства

РФ. 1995. № 17 ).

Прокуратура выступает как орган надзора за соблюдением законности в

оперативно-розыскной деятельности. Все ее указания, отдаваемые органам,

осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, обязательны к исполнению.

Вместе с тем согласно ч.2 ст.24 Федерального закона "Об органах федеральной

службы безопасности в РФ" сведения о лицах, оказывающих органам федеральной

службы безопасности содействие на конфиденциальной основе, а также об

организации, о тактике, методах и средствах осуществления деятельности

органов федеральной службы безопасности в предмет прокурорского надзора не

входят.

В общей части УК РСФСР даются понятия преступления, необходимой обороны

и крайней необходимости, а также перечислены другие уголовно-правовые

институты и нормы, которыми нужно руководствоваться при проведении

оперативно-розыскных мероприятий.

В особенной части УК содержится перечень преступлений, определяющий

предмет и границы оперативно-розыскной деятельности.

В УПК РСФСР, в частности, в общей части и в разделе 2 о стадиях

возбуждения уголовного дела и предварительного расследования имеется ряд

институтов и норм, имеющих для указанной деятельности большую значимость.

Кроме того, ч.1 ст. 118 указывает, что на органы дознания возлагается

принятие необходимых оперативно-розыскных мер в целях обнаружения

преступлений и лиц, их совершивших.

В других перечисленных выше законах закрепляются компетенция

государственных органов на осуществление оперативно-розыскной деятельности

и аспекты этой деятельности применительно к задачам, решаемым

соответствующими органами.

Иными правовыми актами в области оперативно-розыскной деятельности

являются указы и распоряжения Президента Российской Федерации, акты

Федерального Собрания, постановления и распоряжения Правительства РФ,

решения Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, приказы, указания и

инструкции Генерального прокурора РФ, приказы, указания, инструкции

руководителей центральных государственных органов, в том числе Председателя

ГТК. РФ, наделенных правами на осуществление оперативно-розыскной

деятельности.

Нормативные акты в области оперативно-розыскной деятельности,

издаваемые руководителями центральных государственных органов, должны быть

согласованы с Генеральной Прокуратурой РФ и Верховным Судом Российской

Федерации. Они носят закрытый (секретный) характер и должны касаться только

организации и тактики проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Согласно ст. 224, 225, 226 Таможенного кодекса Российской Федерации и

пункту 6 ст. 13 Закона "Об оперативно-розыскной деятельности" в системе

таможенных органов сформированы оперативно-розыскные подразделения и отделы

собственной безопасности, которые функционируют в структуре центрального

аппарата ГТК РФ, в региональных таможенных управлениях и таможнях. Они

находятся между собой в строгой подчиненности: нижестоящие подразделения

подчинены вышестоящим и замыкаются на руководство ГТК РФ.

Другие подразделения ГТК РФ не имеют права заниматься оперативно-

розыскной деятельностью и, следовательно, прибегать к использованию

специальных сил, средств, приемов и методов в своей повседневной служебной

деятельности.

Принципами оперативно-розыскной деятельности являются основные правовые

идеи, закрепленные в законодательных актах, регулирующих оперативно-

розыскную деятельность, лежащие в ее основе и определяющие виды, формы и

методы деятельности.

Ст.3 Закона "Об оперативно-розыскной деятельности" называет следующие

принципы: законность, уважение прав и свобод личности, конспирация,

сочетание гласных и негласных методов деятельности.

Принцип законности состоит в том, что должностные лица, осуществляя

оперативно-розыскные мероприятия, должны строго выполнять все требования

Конституции Российской Федерации, законы и другие правовые акты,

регулирующие данную специфическую деятельность.

Согласно ч.9 ст.5 указанного закона оперативно-розыскная деятельность,

осуществляемая с нарушением данного закона, влечет за собой

ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Важной гарантией соблюдения законности в оперативно-розыскной деятельности

выступает прокурорский и судебный контроль.

Сущность принципа уважения прав и свобод человека состоит в защите

указанных ценностей от противоправных действий должностных лиц. Они,

осуществляя оперативно-розыскную деятельность, обязаны защищать права и

свободы личности.

Принцип конспирации заключается в том, что оперативно-розыскные

мероприятия проводятся, как правило, с соблюдением тайны, которая

обеспечивает успех в решении поставленных задач. Результаты такой

деятельности, а также сведения об организации, тактике оперативно-розыскных

мероприятий и лицах, оказывавших помощь компетентным органам на

конфиденциальной основе, являются государственной тайной.

Принцип сочетания гласных и негласных методов деятельности состоит в

том, что исполнитель оперативно-розыскных мероприятий обязан использовать

обе формы деятельности, причем в различных пропорциях, учитывая при этом

решаемую задачу, целесообразность применения тех или иных приемов и

методов, а также оперативную обстановку. Применение гласных и негласных

методов в значительной мере находится на усмотрении компетентного

должностного лица и его начальника.

Задачи оперативно-розыскной деятельности таможенных органов вытекают из

общих задач, указанных в ст. 2 упомянутого закона. Их можно сформулировать

следующим образом:

1) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений,

отнесенных к компетенции таможенных органов, преступлений в сфере

таможенного дела, а также выявление лиц, их подготавливающих, совершающих

или совершивших;

2) получение упреждающей оперативной информации об обстановке в зоне

таможенной деятельности для принятия правильных решений с целью защиты

экономических интересов Российской Федерации;

3) оказание помощи органам расследования, прокуратуры и суда в сборе

доказательств по уголовному делу, выполнение их поручений;

4) розыск лиц, скрывающихся от органов расследования и суда и

уклоняющихся от уголовного наказания за преступления, а также розыск без

вести пропавших;

5) добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу

экономической или экологической безопасности РФ;

6) участие в совместных оперативно-розыскных мероприятиях, проводимых

ФСБ, МВД, ФПС и другими компетентными органами в интересах обеспечения

экономической безопасности Российской Федерации;

7) оказание помощи международным таможенным организациям, иностранным

таможенным органам и полиции в борьбе с контрабандными операциями и по

другим вопросам, предусмотренным международными договорами РФ;

8) обеспечение собственной безопасности объектов таможенной

инфраструктуры;

9) обеспечение безопасности сотрудников таможенных органов, членов их

семей, их имущества, а также лиц, оказывающих таможенным органам

конфиденциальную помощь;

10) выявление, предупреждение и пресечение фактов коррупции и других

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.