реферат, рефераты скачать
 

Прокурорский надзор в Российской Федерации


отношений. Хотя в принципе таких упоминаний и не требуется, поскольку

общие предметы ведения прокуратуры, функции и полномочия прокуроров

определены в Федеральном законе о прокуратуре. Тем не менее, подчеркивая

особую значимость для охраны прав и свобод человека и гражданина, общества

и государства тех или иных видов деятельности, законодатель счел

необходимым специально указать на возложение на прокуратуру надзора за

исполнением законов. Об этом имеется прямое указание в Федеральном законе

«Об оперативно-розыскной деятельности» (ст. 21); Федеральном законе «О

внешней разведке» (ст. 25); Федеральном законе «Об учреждениях и органах,

исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (п. 5 ст. 38);

Законе «О федеральных органах правительственной связи и информации» (ст.

22), в ряде иных законов.

Специальными федеральными законами регламентируются задачи, полномочия

и порядок деятельности прокуроров в отдельных сферах правовых отношений,

ввиду специфики которых прокурор является, по существу, единственным

«внешним» гарантом законности. К их числу относится, например, Федеральный

закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении

преступлений». В нем, в частности, определено, что подозреваемые и

обвиняемые содержатся в следственных изоляторах временного содержания (ст.

7). Для содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых могут

использоваться учреждения, исполняющие наказания. Перечень таких тюрем и

исправительных учреждений согласовывается с Генеральным прокурором РФ (ст.

10 Закона). В ряде случаев действия администрации этих мест должны

действовать только с согласия прокурора. Например, в камеры для

несовершеннолетних могут быть помещены взрослые, которые впервые

привлечены к ответственности за нетяжкие преступления (ст. 33 Закона) и

др. С согласия соответствующих прокуроров при наличии указанных в законе

условий в местах содержания осужденных под стражей вводится режим особых

условий.

4. Международно-правовые основы деятельности прокуратуры

Составной частью правовых основ организации и деятельности прокуратуры

служат международные договоры РФ. Здесь имеются в виду нормы этих

договоров, конвенций, касающихся непосредственно прокуратуры, например,

порядка исполнения поручений, прямого указания на прокуратуру как на

субъект соответствующих правоотношений, либо это вытекает из общих

положений договоров, когда исполнитель определяется согласно компетенции

прокуратуры, устанавливаемой федеральными законами. Международное

поручение об уголовном преследовании направляется через Генеральную

прокуратуру и как процессуальный документ особого рода должно содержать

обязательные реквизиты, определяемые международными договорам[3]. Следует

учитывать, что в международных договорах Российской Федерации об оказании

правовой помощи и о правовых отношениях по гражданским, семейным и

уголовным делам либо прокурор прямо называется как субъект соответствующих

правоотношений, либо, как правило, в этих договорах содержится норма,

разъясняющая, что при обозначении различных компетентных органов

государства используется собирательный термин «учреждения юстиции». Под

такими учреждениями имеются в виду суды, прокуратура, нотариальные органы

и иные учреждения, к компетенции которых относятся гражданские, семейные и

уголовные дела, принятие по ним решений надлежащим органом согласно

российскому законодательству[4]). В таких договорах, как правило,

содержится норма, определяющая порядок сношений через Министерство юстиции

РФ и Генеральную прокуратуру РФ.

Другие учреждения, к компетенции которых относятся дела гражданские (в

том числе трудовые, жилищные), семейные и уголовные, направляют просьбы о

правовой помощи через учреждения юстиции, включая прокуратуру[5]. В

двусторонних международных договорах такого типа обычно содержится норма,

определяющая порядок сношений. Например, в названном договоре с Молдовой

ст. 4 определяет, что при оказании правовой помощи учреждения

Договаривающихся Сторон связываются друг с другом через Министерство

юстиции РФ и Генеральную прокуратуру РФ и Министерство юстиции и

прокуратуру Республики Молдова. В таких договорах содержится также норма,

в соответствии с которой помимо оказания помощи по конкретным гражданским,

семейным и уголовным делам Генеральная прокуратура РФ и прокуратура или

иной соответствующий орган другой Договаривающейся Стороны предоставляют

друг другу по просьбе информацию о действующем или действовавшем в их

государствах законодательстве и о вопросах его применения учреждениями

юстиции.

5. Указы Президента Российской Федерации по вопросам деятельности

прокуратуры

В переходный период из-за отсутствия законов либо в соответствии с

определенным в законе порядком регламентации осуществляется

нормотворчество с помощью указов Президента РФ. На период до принятия

соответствующих законов прокуроры руководствуются в своей деятельности

указами, соответствующими Конституции РФ, а также указами, создающими

правовой механизм действия конкретных норм законов. Так, полномочия

прокуроров, основные направления и формы координации ими деятельности

правоохранительных органов по борьбе с преступностью регламентируются

Положением о координации, утвержденном Президентом РФ. О подобном порядке

принятия названного Положения содержится прямое указание в ст. 8 Закона о

прокуратуре РФ.

Аналогичным образом в Законе о прокуратуре РФ решается вопрос о классных

чинах прокурорских работников. Так, в ст. 41 определено, что прокурорам и

следователям, научным и педагогическим работникам научных и

образовательных учреждений системы прокуратуры присваиваются в

соответствии с занимаемыми ими должностями и стажем работы классные чины.

В Законе установлено, что порядок присвоения классных чинов определяется

Положением о классных чинах прокурорских работников, утверждаемым

Президентом РФ (п. 2 ст. 41). Такое Положение утверждено Указом Президента

РФ от 30 июня 1997 г[6].

Трудовые отношения прокурорских работников регулируются

законодательством Российской федерации о труде и Законом о прокуратуре, в

который Федеральным законом от 23 декабря 1998 г. внесены нормы,

регламентирующие эти отношения.

На прокуратуру не может быть возложено выполнение функций, не

предусмотренных федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации»

(ст. 3). Тем самым подчеркивается федеральный характер прокуратуры как

целостной государственно-правовой структуры. Вместе с тем из предмета

ведения прокуратуры иными законами или иными нормативными правовыми

актами, не могут быть изъяты возложенные на нее функции, не могут быть

сужены сферы правовых отношений, в которых в соответствии с законами

осуществляется прокурорский надзор, другие функции прокуратуры.

6. Нормативные правовые акты Генерального прокурора Российской Федерации

Согласно Закону о прокуратуре Российской Федерации Генеральный прокурор

РФ издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и

учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и

инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы

прокуратуры Российской Федерации и порядок реализации мер материального и

социального обеспечения указанных работников (п. 1 ст. 17).

Регулируемые данными актами вопросы охватывают все важнейшие аспекты

организационной деятельности системы прокуратуры. В комплексе с

организационными вопросами Генеральному прокурору предоставлено право

определять порядок реализации мер материального и социального обеспечения

прокурорских работников, предусмотренных Законом о прокуратуре Российской

Федерации. Приказы Генерального прокурора относятся к категории

ведомственных нормативных актов. Они основываются на положениях

Конституции РФ, Федерального закона о прокуратуре и других федеральных

законов, международных договоров Российской Федерации. Приказы

Генерального прокурора РФ издаются по ключевым, основополагающим вопросам

организации деятельности системы прокуратуры и порядка реализации мер

материального и социального обеспечения ее работников. В качестве таковых

могут выступать общие вопросы организации надзора и управления в органах

прокуратуры; вопросы организации работы по надзору за исполнением законов;

вопросы об организации надзора за исполнением законов органами,

осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, следствия и дознания;

об организации надзора за исполнением законов на транспорте и др. Приказом

Генерального прокурора РФ[7] разграничены сферы ведения территориальных и

специализированных прокуратур; на прокуроров субъектов Федерации возложена

координация деятельности правоохранительных органов и специализированных

прокуратур, дислоцирующихся на территории соответствующих субъектов

Федерации, решаются и другие организационно-правовые вопросы.

Указания, как правило, регулируют более узкие направления деятельности

органов прокуратуры. В частности, они могут быть посвящены вопросам

организации надзора за исполнением законов о приватизации, о

внешнеэкономической деятельности и др. Указания могут издаваться на основе

обобщения материалов прокурорской и следственной практики, результатов

конкретных проверок.

Распоряжения связаны в основном с реализацией мер разового или

краткосрочного характера. С помощью положений регламентируются статус

структурных подразделений центрального аппарата Генеральной прокуратуры,

наиболее крупных специализированных прокуратур; порядок реализации мер

материального и социального обеспечения прокурорских работников.

Инструкции определяют процедуру осуществления отдельных видов

деятельности, в частности, организации делопроизводства, статистического

учета, порядка хранения документов и др.

Некоторые указания Генерального прокурора РФ, данные в установленном

законом порядке, по своей обязательности выходят за пределы прокурорской

системы. Указания Генерального прокурора РФ по вопросам предварительного

следствия и дознания, не требующим законодательного регулирования,

являются обязательными для исполнения всеми органами предварительного

следствия и дознания независимо от их ведомственной принадлежности (п. 2

ст. 30 Закона о прокуратуре РФ). При этом имеются в виду не указания по

конкретным уголовным делам, которые также обязательны для исполнения, а

указания общего, принципиального характера. Названные указания — результат

обобщения практической деятельности правоохранительных органов по

применению законов в процессе расследования преступлений; они направлены

на совершенствование данной деятельности, на повышение гарантий

обеспечения законности, прав и свобод граждан.

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Общие принципы организации и деятельности прокуратуры Российской

Федерации

Системообразующими элементами организации и деятельности органов

прокуратуры являются положенные в их основу принципы. В качестве принципов

имеются в виду основополагающие начала, определяющие сущность и

предназначение прокурорской системы.

Основные принципы организации и деятельности прокуратуры закреплены в

ст. 129 Конституции РФ. В ч. 1 указанной статьи и в п. 1 ст. 4 Закона о

прокуратуре РФ называются принципы единства прокурорской системы, ее

централизации и как одно из ее проявлений — подчиненности нижестоящих

прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Принцип единства означает, что все территориальные и

специализированные прокуратуры, действующие на территории Российской

федерации, составляют единую систему. Поэтому создание и деятельность на

ее территории органов прокуратуры, не входящих в единую систему

прокуратуры РФ, не допускаются (п. 3 ст. 11 Закона о прокуратуре РФ).

Каждый прокурор действует на соответствующей территории или в сфере

правовых отношений от имени Российской Федерации в целом как единой

федеральной системы. Каждый прокурор наделен в пределах своей компетенции

едиными полномочиями и правовыми средствами их реализации. Так, любой

прокурор, от районного до Генерального, вправе и обязан реагировать на

выявленный незаконный правовой акт, принятый органом, на который

распространяется его компетенция. Для устранения таких нарушений

используются одни и те же правовые средства: внесение протеста,

представления и др. Такие акты имеют одинаковую обязательную юридическую

силу и подлежат исполнению соответствующими органами и должностными

лицами. Действие принципа единства проявляется также в том, что

вышестоящий прокурор может поручить нижестоящему выполнение своих

обязанностей, принять на себя исполнение обязанностей нижестоящего

прокурора, изменить или отменить любое его решение, кроме случаев,

специально предусмотренных в законе.

Централизация системы органов прокуратуры проявляется в том, что

нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим прокурорам и Генеральному

прокурору РФ. Генеральный прокурор РФ назначает на должность прокуроров

субъектов Федерации по согласованию с органами власти этих субъектов.

Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур

назначаются на должность только Генеральным прокурором. Независимо от

порядка назначения все прокуроры освобождаются от должности Генеральным

прокурором; они подчинены и подотчетны ему. Вышестоящие прокуроры

руководят деятельностью нижестоящих и осуществляют контроль за нею.

Приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, которые издает

Генеральный прокурор по вопросам организации деятельности системы

прокуратуры, обязательны для исполнения всеми работниками органов и

учреждений прокуратуры (п. 1 ст. 17 Закона о прокуратуре РФ).

Принцип независимости органов прокуратуры состоит в том, что все свои

функциональные решения и действия (по осуществлению надзора, расследования

преступлений и др.) каждый прокурор и следователь осуществляют только на

основе закона, материалов проверок и расследований, проводимых в

соответствии с требованиями полноты, всесторонности и объективности их

проведения, и внутреннего убеждения.

Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной

власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов

местного самоуправления, политических партий, других общественных

объединений или их представителей на прокурора или следователя с целью

повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствовать его деятельности

влечет установленную законом ответственность (дисциплинарную,

административную, а также меры различного характера, применяемые в

судебном порядке)[8].

Принцип гласности означает открытость деятельности органов прокуратуры,

доступность ее для граждан, средств массовой информации. Посредством

реализации этого принципа общество осуществляет контроль за деятельностью

органов прокуратуры. В порядке обратной связи обеспечение принципа

гласности повышает уровень информированности населения о состоянии

законности и деятельности прокуратуры по обеспечению прав и свобод

граждан и как одно из следствий — позволяет им обращаться в органы

прокуратуры. При этом граждане, средства массовой информации сообщают об

известных им фактах правонарушений. В результате последовательное

соблюдение принципа гласности активно работает на процесс укрепления

законности.

Нормативное ограничение принципа гласности в деятельности органов

прокуратуры определяется конституционными требованиями, а также нормами

федерального законодательства. Согласно ч. 1 ст. 23 Конституции РФ «каждый

имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну».

В п. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре говорится о законодательстве РФ, о

государственной и иной специально охраняемой законом тайне. Перечень

сведений, относимых к государственной тайне, установлен Законом РФ «О

государственной тайне» (ст. 5)[9]. Существуют различные виды служебной

тайны — следственная, тайна совещательной комнаты в суде, нотариальная,

врачебная и т.п. Специально охраняемыми законом являются коммерческая

тайна и ее различные разновидности: банковская (ст. 857 ГК РФ), тайна

страхования (ст. 946 ГК РФ), а также военная тайна.

Разглашение охраняемой законом тайны влечет установленную законом

материальную (в судебном порядке), дисциплинарную или уголовную

ответственность (ст. 183 УК — незаконное получение и разглашение сведений,

составляющих коммерческую или банковскую тайну; ст. 283 УК — разглашение

государственной тайны; ст. 310 УК — разглашение данных предварительного

следствия и др.).

На органы прокуратуры возложена обязанность информировать властные

структуры Федерации и ее субъектов, а также органы местного самоуправления

и население о состоянии законности. Это связано со спецификой надзорной и

следственной деятельности органов прокуратуры, в результате которой она

осведомлена о состоянии законности практически во всех сферах правовых

отношений, а также с тем обстоятельством, что прокуроры осуществляют

координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с

преступностью и при этом получают от них необходимую информацию. Такая

информация представляется органам власти и местного самоуправления и по

отдельным видам правонарушений или их группе в правовой форме путем

внесения представлений прокурором или следователем по уголовному делу.

Одно из проявлений этого принципа — ежегодное представление Генеральным

прокурором РФ палатам Федерального Собрания РФ и Президенту РФ доклада о

состоянии законности и правопорядка в стране и о проделанной работе по их

укреплению. Нижестоящие прокуроры представляют такую информацию органам

власти субъектов Федерации, местного самоуправления. Все прокуроры

представляют информацию средствам массовой информации, выступают на

страницах печати, а также с лекциями и докладами перед населением.

Принцип политической независимости (внепартийности) прокурорских

работников сформулирован в п. 4 ст. 4 Закона о прокуратуре РФ. Он состоит

в том, что прокурорские работники не могут являться членами общественных

объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их

деятельности. Создание и деятельность общественных объединений,

преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях

прокуратуры не допускается.

Еще одной конкретизацией принципа независимости является недопустимость

совмещения прокурорскими работниками своей деятельности с иной

оплачиваемой или безвозмездной деятельностью. Совмещение с оплатой

устраняет экономическую, материальную независимость прокурорского

работника. Безвозмездное сотрудничество с властными, коммерческими и иными

структурами, особенно связанное с выработкой и принятием решений,

нормативных и иных актов, также способно повлиять на объективность и

принципиальность последующих действий прокурорского работника по

устранению правонарушений. Исключение составляет преподавательская,

научная и творческая деятельность, которая может осуществляться на

договорной, контрактной или разовой, эпизодической основе[10].

Принцип законности является важнейшим общеправовым началом

деятельности всех субъектов правоприменения. Особое значение соблюдение

законности имеет для деятельности государственного аппарата, органов

власти всех уровней, органов местного самоуправления. Для прокуратуры

принцип законности выступает главенствующим в ее деятельности, поскольку

она направлена на обеспечение исполнения законов. Это главная цель

прокуратуры — обеспечение верховенства закона, единства и укрепления

законности.

Принцип законности в деятельности прокуратуры означает, что деятельность

эта направляется на неуклонное соблюдение законов и иных правовых актов

всеми органами государства, органами местного самоуправления, должностными

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.