реферат, рефераты скачать
 

Прокурорский надзор в Российской Федерации


предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и

установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и

суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести

пропавших; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу

государственной, военной, экономической или экологической безопасности

Российской Федерации (ст. 2 Закона «Об оперативно-розыскной

деятельности»).

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах

своих полномочий вправе также собирать данные, необходимые для принятия

следующих решений:

• о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну;

• о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов,

представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также

для окружающей среды;

• о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или допуске к

материалам, полученным в результате ее осуществления;

• об установлении или поддержании с лицом отношений сотрудничества при

содействии, подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий;

• по вопросам обеспечения безопасности органов, осуществляющих

оперативно-розыскную деятельность;

• о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность.

Руководствуясь этими указаниями закона, прокурор, осуществляющий надзор

в сфере оперативно-розыскной деятельности, должен следить за тем, чтобы

она не выходила за свои пределы. Не менее важно учитывать и указания

закона о том, какие государственные органы наделены правом на оперативно-

розыскную деятельность. К таким органам относятся: органы внутренних дел;

органы федеральной службы безопасности; Федеральные органы налоговой

полиции; органы федеральной пограничной службы РФ; таможенные органы РФ;

органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ.

Наиболее широкая сфера оперативно-розыскной деятельности приходится на

оперативные подразделения органов внутренних дел. Эти подразделения

имеются в структуре милиции. Для милиции оперативно-розыскная деятельность

— одна из основных функций. Право милиции на оперативно-розыскную

деятельность закреплено в Законе РСФСР «О милиции» (п. 16 ст. 11).

Согласно ст. 8 этого Закона оперативно-розыскные меры принимаются для

решения таких задач криминальной милиции, как предупреждение, пресечение и

раскрытие преступлений, по делам о которых обязательно производство

предварительного следствия; розыск лиц, скрывающихся от органов дознания,

следствия и суда; уклоняющихся от исполнения уголовного наказания; без

вести пропавших граждан.

Оперативно-розыскная деятельность в исправительных учреждениях уголовно-

исполнительной системы Министерства юстиции РФ проводится в целях

обеспечения личной безопасности осужденных, персонала исправительных

учреждений и иных лиц: выявления, предупреждения и пресечения готовящихся

и совершаемых в этих учреждениях преступлений и нарушений установленного

порядка отбывания наказания; розыска в установленном порядке °сужденных,

уклонившихся от отбывания наказания, совершивших побег; содействия в

выявлении и раскрытии преступлений, ^вершенных осужденными до прибытия в

исправительное учреждение.

Органы Федеральной службы безопасности (ФСБ) осуществляют оперативно-

розыскные мероприятия: по выявлению, предупреждению, пресечению и

раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной

преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических

средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное

следствие по вторым отнесено законом к их ведению, а также по выявлению,

предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных

формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений,

ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя

Российской федерации[17].

Компетенция оперативных подразделений Федеральной службы налоговой

полиции определяется с учетом требований ст. 11 Закона РФ «О федеральных

органах налоговой полиции, из которого следует, что оперативно-розыскная

деятельность федеральных органов налоговой полиции ограничивается решением

задач, связанных с раскрытием налоговых преступлений[18].

Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов в соответствии со

ст. 224 Таможенного кодекса РФ проводится в целях выявления лиц,

подготавливающих, совершающих или совершивших преступления, производство

дознания по которым отнесено к компетенции указанных органов. Это дела о

контрабанде, о нарушении таможенного законодательства России, об уклонении

от уплаты таможенных платежей, дела о незаконном экспорте товаров, научно-

технической информации и услуг, используемых при создании вооружения и

военной техники, оружия массового уничтожения.

Все остальные государственные органы, уполномоченные законом на ведение

оперативно-розыскной деятельности, могут осуществлять ее только для

решения тех задач, которые поставлены перед ними соответствующими законами

и другими правовыми актами.

Содержание оперативно-розыскной деятельности составляют оперативно-

розыскные мероприятия. Их исчерпывающий перечень дан в ст. 6 Закона об

ОРД. Одна из задач прокурорского надзора состоит в выявлении и

предупреждении случаев проведения оперативно-розыскных мероприятий, не

предусмотренных законом, и в слежении за тем, чтобы оперативно-розыскные

органы действовали в пределах своей компетенции.

Задачи прокурорского надзора в сфере оперативно-розыскной деятельности

тесно связаны с его предметом.

Предметом прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод

человека и гражданина, порядка выполнения оперативно-розыскных

мероприятий, установленного законами и нормативными актами, принятыми в

развитие этих законов, а также законность решений, принимаемых органами,

осуществляющими оперативно-розыскную деятельность[19].

Оперативно-розыскная деятельность не должна нарушать конституционные

права и свободы человека и гражданина. Исключение составляют случаи,

оговоренные в Конституции РФ. Так, провозглашая право каждого на тайну

переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений,

ч. 2 ст. 23 Конституции РФ предусматривает ограничение этого права только

на основании судебного решения. Проведение оперативно-розыскных

мероприятий, затрагивающих конституционные права граждан, при отсутствии

постановления судьи, является нарушением не только норм Закона «Об

оперативно-розыскной деятельности», но также ч. 2 ст. 23 Конституции РФ.

При проведении проверок прокурорам необходимо обращать внимание на то,

как соблюдаются другие права и свободы человека и гражданина,

провозглашающее право на частную собственность и запрещающее лишать

гражданина его имущества иначе как по решению суда

Наибольший объем в работе прокурора по надзору за исполнением законов

органами, осуществляющими ОРД, занимает проверка соблюдения установленного

порядка приведения оперативно-розыскных мероприятий.

Правовой порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий

определяется общими и специальными правилами, свойственными только

конкретным видам этих мероприятий. Общими правилами порядка проведения

оперативно-розыскных мероприятий являются наличие для этого оснований,

предусмотренных законом, и возможность применения технических и других

средств, не наносящих ущерб жизни и здоровью людей и не причиняющих вред

окружающей среде (ст. 7 и ч. 3 ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-

розыскной деятельности»).

К основаниям проведения оперативно-розыскных мероприятий закон относит:

- наличие возбужденного уголовного дела;

- ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную

деятельность, сведения:

а) о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного

противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих

или совершивших, если нет достаточное данных для решения вопроса о

возбуждении уголовного дела;

б) о событиях или действиях создающих угрозу государственной, военной,

экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

в) о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или

уклоняющихся от уголовного наказания;

г) о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов;

- поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или

определения суда по уголовным делам, находящихся в их производстве;

- запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную

деятельность;

- постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых

лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в

порядке, предусмотренном законодательством РФ;

- запросы международных правоохранительных организаций и

правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с

международными договорами РФ.

Помимо выяснения вопроса о том, имелось ли какое-либо из

перечисленных оснований для проведения оперативно-розыскного мероприятия,

прокурор обращает внимание на соблюдение порядка, который определен для

него законом.

Прокурор не в праве давать оценку тому, как организовано то или иное

оперативно-розыскное мероприятие, целесообразности избранной тактики его

проведения, достаточности задействовавшихся сил и средств. Однако прокурор

не должен оставлять без внимания факты явной противозаконной тактики

проведения оперативно-розыскного мероприятия, например использование для

организации засады или наблюдения квартиры без согласия на то ее

владельца.

Помимо перечисленного выше, в предмет прокурорского надзора входит

законность решений, принимаемых при проведении оперативно-розыскных

мероприятий. Речь идет о юридически значимых решениях, которые облекаются

в форму постановления и порождают правовые последствия (возникновение,

изменение и прекращение оперативно-розыскных правоотношений).

Анализ Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»

позволяет сделать вывод, что в предмет прокурорского надзора входит

законность следующих решений:

о заведении и прекращении дела оперативного учета (ст. 10);

о проведении и прекращении конкретных оперативно-розыскных мероприятий

(ст. 8, 9, 15);

о представлении результатов оперативно-розыскных мероприятий органу

дознания, следователю или в суд (ст. 11);

об уничтожении материалов, отражающих результаты оперативно-розыскных

мероприятий; проведенных на основании судебного решения (ст. 5);

о рассекречивании сведений об использованных или используемых при

проведении оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках,

методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах,

внедренных в организованные преступные группы, о нештатных негласных

сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, о лицах, оказывающих им

содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике

проведения оперативно-розыскных мероприятий (ст. 12).

Прокурорский надзор не распространяется на законность решения судьи,

содержащееся в постановлении об удовлетворении ходатайства органа,

осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о контроле почтово-

телеграфной корреспонденции, о прослушивании телефонных переговоров, о

снятии информации с технических каналов связи, об обследовании жилища.

При осуществлении надзора за исполнением законов органами,

осуществляющими оперативно-розыскную деятельность прокурор может

использовать ряд полномочий, определенных Федеральным законом «О

прокуратуре Российской Федерации» и другими законами. В приказе

Генерального прокурора РФ № 48 (1996) говорится, что прокуроры,

уполномоченные на осуществление надзора за исполнением законов органами,

осуществляющими ОРД, вправе:

а) знакомиться с документами, содержащими сведения об основаниях,

порядке и решениях оперативно-розыскных мероприятий;

б) давать письменные указания об осуществлении по уголовным делам

оперативно-розыскных мероприятий, о расширении их комплекса либо требовать

их прекращения;

в) отменять необоснованные постановления органа дознания (следователя) о

возбуждении уголовного дела, вынесенные в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 108

УПК РСФСР на основании оперативно-розыскных материалов;

г) направлять в суд жалобы, проверка которых относится к исключительной

компетенции судей;

д) требовать письменные объяснения от должностных лиц, осуществляющих

оперативно-розыскную деятельность и допустивших нарушения закона при

проведении оперативно-розыскных мероприятий;

е) опротестовать противоречащие закону приказы и указания руководителей

органов, осуществляющих оперативно-розыскную Деятельность;

ж) вносить представления по поводу выявленных нарушений закона

должностными лицами этих органов и требовать от руководителей отстранения

их от дальнейшего ведения оперативных разработок.

При обнаружении признаков преступления проверку проводить в соответствии

с требованиями ст. 109 УПК.

Основные усилия прокуроров в сфере надзора за исполнением законов

органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, должны

направляться на раскрываемость преступлений и розыск скрывшихся

обвиняемых. Это главные задачи, стоящие перед органами внутренних дел,

Федеральной службой безопасности и налоговой полицией.

При осуществлении надзора за оперативно-розыскной деятельностью по

делам, приостановленным производством в связи с неизвестностью

местопребывания обвиняемого, прокурор проверяет: было ли заведено

розыскное дело; объявлен ли розыск; разосланы ли соответствующие задания;

нет ли оснований для проведения каких-либо оперативно-розыскных

мероприятий, направленных на получение информации о местопребывании

скрывшегося обвиняемого.

Прокурорская проверка соблюдения законности при осуществлении оперативно-

розыскной деятельности всем оперативным подразделением проводится в

случаях получения данных о распросраненности нарушений закона при

производстве оперативно-розыскных мероприятий или непринятии их по многим

делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, оставшихся нераскрытыми. Эти

данные могут появиться в результате проверки материалов конкретных дел

оперативного учета; анализа статистических показателей, отражающих работу

уголовного розыска, подразделений борьбы с экономическими преступлениями,

налоговой полиции; изучения уголовных дел.

Актами прокурорского надзора за исполнением законов органами,

осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, являются:

- письменные указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий;

- письменное требование об отмене незаконного постановления, принятого

при проведении оперативно-розыскной деятельности;

- представление об устранении выявленных нарушений закона;

- протест, принесенный в связи с признанием противоречащим закону

нормативного акта, изданного в сфере оперативно-розыскной

деятельности;

- возбуждение уголовного дела в отношении должностных лиц органов,

осуществляющих оперативно-розыскную деятельность или сотрудничающих с ними

на конфиденциальной основе, при обнаружении признаков совершения ими

преступления в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий.

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ДОЗНАНИЕ И

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ

Надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного

следствия занимает ведущее место в системе надзорной деятельности

прокуратуры, направленной на обеспечение законности в сфере борьбы с

преступностью. При всей важности оперативно-розыскных мер в обнаружении и

раскрытии преступлений, они играют вспомогательную роль в решении этих

задач. Основная — принадлежит органам предварительного расследования,

которые ежегодно рассматривают и разрешают миллионы заявлений и сообщений

о преступлениях, направляют в суды сотни тысяч уголовных дел с

обвинительными заключениями, создавая необходимые условия для судебного

разбирательства и осуждения преступников.

Российское уголовно-процессуальное законодательство детально

регламентирует деятельность органов дознания и предварительного следствия,

сводя к минимуму возможность их собственного усмотрения, чреватого

произволом и нарушением прав участников уголовного процесса. Успешное

расследование преступлений предполагает использование органами

предварительного расследования мер уголовно-процессуального принуждения

(задержания; заключения под стражу в качестве меры пересечения; привод

лиц, не желающих являться для участия в следственных действиях;

отстранение обвиняемого от должности и ограничения различных

конституционных прав граждан, вовлекающихся в сферу предварительного

расследования). Предупреждение, пресечение и устранение любых нарушений

закона, совершенных органами дознания и предварительного следствия, —

задачи прокурорского надзора. Сущность его состоит в действиях, призванных

обеспечить строжайшее соблюдение органами предварительного расследования

требований закона, начиная с момента поступления к ним заявлений

(сообщений) о преступлениях и до окончания дознания и предварительного

следствия с составлением обвинительного заключения или постановления о

прекращении уголовного дела либо о направлении дела в суд для применения

принудительных мер медицинского характера к душевнобольным гражданам,

совершившим общественно опасные деяния.

Сущность прокурорского надзора характеризуется также его предметом,

которым в наиболее обобщенном виде можно считать исполнение законов

органами дознания и предварительного следствия. В ст. 29 Закона о

прокуратуре Российской федерации конкретизируется предмет надзора за

исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное

следствие, в который входят соблюдение прав и свобод человека и

гражданина; установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о

совершенных и готовящихся преступлениях; порядка проведения расследования;

законности решений, принимаемых указанными органами.

Значение предмета данного направления прокурорского надзора определяется

тем, что деятельность органов дознания и предварительного следствия

затрагивает многие из конституционных прав и свобод человека и гражданина,

а также другие предусмотренные уголовно-процессуальным законом права и

интересы лиц, вовлеченных в сферу уголовно-процессуальной деятельности. Ни

одно другое направление прокурорского надзора не включает в себя

необходимость проверки законности и обоснованности столь большого числа

действий и решений поднадзорных органов.

Указание закона о надзоре за исполнением законов органами,

осуществляющими дознание, следует понимать как указание, которое

распространяется на любую их процессуальную деятельность.

Дознание является основным, но не единственным видом деятельности

органов дознания. В предмет прокурорского надзора входят исполнение

законов органами дознания при регистрации, рассмотрении и разрешении

заявлений (сообщений) о преступлениях, при досудебной подготовке

материалов в протокольной форме, при выполнении поручений следователей о

производстве следственных и розыскных действий и указаний об оказании им

содействия при производстве отдельных следственных действий.

Особенность прокурорского надзора в уголовно-процессуальной сфере

состоит в том, что он касается законности действий и Решений конкретных

субъектов уголовного процесса, а ими могут быть не только органы дознания,

но и лица, осуществляющие дознание, и начальники органов дознания[20].

В сферу рассматриваемого направления прокурорского надзора входит

деятельность любых органов дознания, независимо от их ведомственной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.