реферат, рефераты скачать
 

Становление оценочной деятельности в РФ


иное.[13] Хотя судьи не могут обязать какую-либо из сторон спора к

заключению договора об отчуждении объекта по стоимости, установленной

оценкой, предположение о достоверности и величине стоимости объекта оценки

согласно отчету оценщика может использоваться судами во всех случаях

рассмотрения споров по оценке, в том числе служить основанием для изменения

решения о неправильном налогообложении.

При возникновении спора о достоверности величины стоимости объекта

оценки, установленной в отчете, в том числе, если имеется и иной отчет об

оценке того же объекта собственности, спор рассматривается в судебном

порядке в соответствии с установленной подведомственностью. Суд, принявший

к рассмотрению дело о достоверности итоговой величины стоимости объекта

оценки или же в связи с рассмотрением дела с иным предметом иска, вправе

своим определением назначить оценщика для проведения повторной оценки

объекта оценки в порядке, установленном процессуальным законодательством

Российской Федерации, и с учетом положений рассматриваемого Федерального

закона.

Важным условием, обеспечивающим защиту прав потребителей услуг

оценщиков, является страхование их профессиональной (гражданской)

ответственности. Оценщик не вправе заниматься оценочной деятельностью без

заключения договора страхования — наличие у него страхового полиса согласно

федеральному закону является обязательным условием для получения лицензии

на осуществление оценочной деятельности. Страховая сумма в случае

недобросовестной оценки имущества гарантирует заказчику, если он потерпел

по этой причине материальный ущерб, определенную денежную компенсацию.

Согласно федеральному закону профессиональные оценщики имеют право

объединяться между собой по профессиональным интересам в саморегулируемые

организации, которые защищают профессиональные интересы оценщиков, повышают

их профессиональный уровень, содействуют государственным или частным

образовательным учреждениям в подготовке образовательных программ для

профессионального обучения оценщиков, разрабатывают стандарты оценки,

системы контроля за качеством и сертификацией оценочных услуг, контролируют

профессиональную деятельность оценщиков и т. д.

Это не означает, что профессиональные оценщики обязаны участвовать в

деятельности саморегулируемых профессиональных организаций. Они могут

заниматься оценочной деятельностью не будучи их членами.

Принцип добровольности участия в саморегулируемых профессиональных

организациях обеспечивает оценщику его независимость от этих организаций.

Независимость оценки обеспечивается также положениями федерального закона о

недопущении вмешательства в оценку имущества заинтересованных лиц, в том

числе заказчика, если это может негативно повлиять на достоверность

результатов оценки. В целях достижения объективного результата оценочной

деятельности профессиональные оценщики имеют право самостоятельно применять

методы проведения оценки в соответствии со стандартами оценки, требовать от

заказчика при проведении обязательной оценки доступа к документации,

необходимой для этой оценки.

Федеральный закон “Об оценочной деятельности” дает государству

возможность регулировать, в том числе контролировать оценочную

деятельность. Согласно федеральному закону контроль за оценочной

деятельностью будет осуществляться уполномоченным Правительством РФ

органом, органами лицензирования, а также саморегулируемыми организациями

оценщиков. Их совместная деятельность обеспечивается создаваемым

общественным советом, в который входят должностные лица уполномоченного

государственного органа и представители саморегулируемых организаций

оценщиков.

Функции уполномоченного государственного органа по регулированию

оценочной сферы деятельности осуществляются путем контроля за оценочной

деятельностью, взаимодействия с другими органами государственной власти,

координации их действий с действиями саморегулируемых организаций,

определения органа лицензирования оценочной деятельности и его порядка по

видам объектов оценки, при помощи согласования систем добровольной

сертификации саморегулируемых организаций, стандартов оценки, а также

перечня требований, предъявляемых к образовательным учреждениям, и

профессиональной подготовке оценщиков.

Уполномоченный орган определяет порядок лицензирования оценочной

деятельности. Причем уполномоченный орган вправе ходатайствовать об отзыве

лицензии на осуществление оценочной деятельности. При этом в законе дан

исчерпывающий перечень оснований для такого отзыва, который во избежание

имеющих место на практике произвольных решений не может быть расширен или

изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений к этому закону.

А в целом — хорош или плох окажется данный закон, решит ли он

возложенные на него надежды законодателей и специалистов, реальные проблемы

с оценкой имущества для собственников предприятий или нашего с вами

имущества, покажет время, ведь, например, окончательные положения по

обязательному страхованию гражданской ответственности оценщиков и

лицензированию данного вида деятельности ожидаются не ранее 2000 года

2.2. Порядок привлечения оценщика в качестве эксперта в работе

судебных органов.

После проведенного анализа положений Федерального закона "Об оценочной

деятельности в Российской Федерации", остановимся на практических вопросах

привлечения оценщика в суде и арбитражном суде для разрешения споров там,

где требуется оценка.

Такая возможность заложена законодателем в ст. 9 Закона от 29 июля 1998

г., согласно которой в случаях, предусмотренных законодательством

Российской Федерации, оценка соответствующего объекта, в том числе

повторная, может быть проведена оценщиком на основании определения суда -

общей юрисдикции или арбитражного.

Действующие процессуальные нормы (ст. 74 ГПК РСФСР, ст. 66 АПК РФ)

предусматривают возможность участия в судопроизводстве оценщика как лица,

обладающего специальными познаниями, лишь в качестве эксперта. Его

оценочная деятельность в суде и арбитражном суде является экспертизой и

регламентируется процессуальным законодательством, а представленный им по

итогам оценки документ является не чем иным, как заключением эксперта.

В ГПК РСФСР и АПК РФ не предусмотрены случаи поручения экспертизы

оценщику, хотя необходимость участия оценщика в качестве эксперта

законодательно обусловлена тем, что по искам об истребовании имущества цена

иска определяется исходя из стоимости имущества, по искам об истребовании

земельного участка - исходя из стоимости земельного участка по

установленной цене, а при ее отсутствии - по рыночной цене (ст. 92 АПК РФ).

Стоимость строения по искам о праве собственности на них определяется на

основании оценки (ст. 83 ГПК РСФСР). Согласно ст. 128 АПК РФ при

присуждении имущества арбитражный суд в своем решении обязан указать

стоимость подлежащего передаче имущества. Аналогичная норма содержится в

ст. 200 ГПК РСФСР.

Закон определяет понятие "рыночной стоимости" объекта оценки, под

которой понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки

может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны

сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на

величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Установлена обязательность проведения оценки в случаях вовлечения в

сделку соответствующих объектов оценки, принадлежащих полностью или

частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо

муниципальным образованиям, при возникновении спора о стоимости имущества,

а также в случаях возникновения споров о величине стоимости предмета

ипотеки, при разделе имущества разводящихся супругов, в случае

возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы и т.д.

Между тем данное положение не может впрямую распространяться на

проведение экспертизы в гражданском и арбитражном процессе, так как ГПК

РСФСР и АПК РФ не предусматривают обязательного проведения экспертизы, в

том числе с участием оценщика. Это обусловлено тем, что и в гражданском, и

в арбитражном процессе бремя доказывания лежит на сторонах, т.е. каждая

сторона или каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те

обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований

и возражений (ст. 50 ГПК РСФСР, ст. 53 АПК РФ). Причем АПК РФ не дает права

арбитражному суду по собственной инициативе назначить экспертизу. Это он

может сделать лишь при наличии ходатайства лица, участвующего в деле (ст.

66 АПК).

В судебной практике экспертиза проводится работниками экспертных

учреждений либо иными специалистами, которым она поручена судом или

арбитражным судом. Следует иметь в виду, что, хотя в сфере оценочной

деятельности отсутствуют специализированные экспертные учреждения, согласно

Закону (ст. 22) оценщики могут объединяться в саморегулируемые организации,

которые обладают функцией контроля за качеством осуществляемой оценочной

деятельности. К таким организациям, в частности, относится Российское

общество оценщиков.

Качество экспертного заключения напрямую зависит от профессиональной

подготовки и квалификации специалиста, приглашаемого в качестве эксперта,

его добросовестности, беспристрастности, объективности. По Закону (ст. 24),

к оценочной деятельности могут допускаться только лица, зарегистрированные

в качестве индивидуального предпринимателя, получившие профессиональные

знания в области оценочной деятельности по специальным программам и

лицензию на осуществление этой деятельности, а также заключившие договор

страхования гражданской ответственности. Поэтому при поручении проведения

экспертизы оценщику судьи должны удостовериться о наличии у него

соответствующих документов (свидетельство о регистрации, документ об

образовании, лицензия, страховой полис).

Судьям следует также иметь в виду, что, наряду с закрепленными в ГПК

РСФСР и АПК РФ основаниями отвода эксперта, оценщик не может проводить

оценку, если он является учредителем, собственником, акционером,

кредитором, страховщиком или должностным лицом юридического лица либо

заказчиком или физическим лицом, имеющим имущественный интерес в объекте

оценки, или состоит с указанными лицами в близком родстве или свойстве,

имеет вещные или обязательственные права, а также если юридическое лицо

является учредителем, акционером, кредитором, страховщиком оценочной фирмы

(ст. 16 Закона).

Для получения обоснованного заключения в определении о назначении

экспертизы с привлечением оценщика судьям следует указать вид объекта

оценки и вид определяемой стоимости (стоимостей) объекта оценки (рыночная

или иная).

Эксперт, если это необходимо для дачи заключения, имеет право

знакомиться с материалами дела, участвовать в заседаниях арбитражного суда,

задавать вопросы, просить суд о предоставлении дополнительных материалов.

Он может отказаться от дачи заключения, если представленные ему материалы

недостаточны или если он не обладает знаниями, необходимыми для выполнения

возложенной на него обязанности (ст. 76 ГПК РСФСР, ст. 45 АПК РФ).

Законом (ст. 14) оценщику предоставлено также право:

применять самостоятельно методы проведения оценки объекта оценки в

соответствии со стандартами оценки;

требовать при проведении оценки соответствующего объекта обеспечения

доступа в полном объеме к документации, необходимой для осуществления

оценки;

получать разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для

осуществления оценки;

запрашивать в письменной или устной форме у третьих лиц информацию,

необходимую для проведения оценки, за исключением информации, являющейся

государственной или коммерческой тайной; в случае если отказ в

предоставлении указанной информации существенным образом влияет на

достоверность оценки, оценщик об этом указывает;

привлекать по мере необходимости на договорной основе к участию в

проведении оценки иных оценщиков либо других специалистов;

отказаться от проведения оценки в случаях, если не обеспечено

предоставление необходимой информации об объекте оценки либо не обеспечены

соответствующие условия работы.

В обязанности эксперта входит дача объективного заключения по

поставленным вопросам. Согласно Закону (ст. 11) надлежащим исполнением

оценщиком своих обязанностей являются своевременное составление в

письменной форме и передача заказчику отчета об оценке объекта.

Как указано в Законе, отчет не должен допускать неоднозначного

толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке

указываются дата проведения оценки, используемые стандарты оценки, цели и

задачи проведения оценки, а также приводятся иные сведения, которые

необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения

оценки, отраженных в отчете.

В случае если при проведении оценки определяется не рыночная стоимость,

а иные виды стоимости, в отчете полагается указать критерии установления

стоимости объекта оценки и причины отступления от возможности определения

рыночной стоимости объекта оценки.

В отчете должны быть также указаны: дата составления и порядковый номер

отчета; основание для проведения оценки объекта; юридический адрес оценщика

и сведения о выданной ему лицензии на осуществление оценочной деятельности

по данному виду имущества. Следует дать точное описание объекта оценки, а в

отношении объекта, принадлежащего юридическому лицу, - реквизиты

юридического лица и указать балансовую стоимость данного объекта оценки.

Называются стандарты оценки для определения соответствующего вида стоимости

объекта, обоснование их использования при проведении оценки, перечень

использованных при проведении оценки данных с указанием источников их

получения, а также принятые при проведении оценки допущения. В отчете

должны присутствовать последовательность определения стоимости объекта

оценки и ее итоговая величина, а также ограничения и пределы применения

полученного результата; дата определения стоимости объекта оценки; перечень

документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и

качественные характеристики объекта оценки.

Отчет может также содержать иные сведения, являющиеся, по мнению

оценщика, существенно важными для полноты отражения примененного им метода

расчета стоимости объекта оценки.

Отчет подписывается оценщиком и заверяется его печатью. В случае если

оценка имущества проводилась несколькими оценщиками по разным объектам

оценки, входящим в состав этого имущества, то отчет подписывается каждым

оценщиком с указанием объектов, по которым он проводил оценку.

Представляется, что именно отчет и должен составлять исследовательскую

часть заключения эксперта-оценщика, поскольку его содержание в таком виде

позволит судьям в достаточной степени оценить заключение наряду с другими

доказательствами.

Следует иметь в виду, что итоговая величина рыночной или иной стоимости

объекта оценки, указанная в отчете и, соответственно, в заключении эксперта-

оценщика, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения

сделки с объектом оценки.[14]

В случае же наличия спора о достоверности величины рыночной или иной

стоимости объекта оценки, зафиксированной в отчете, спор подлежит

рассмотрению судом или арбитражным судом в соответствии с установленной

подведомственностью.

Суд или арбитражный суд вправе обязать стороны совершить сделку по

цене, определенной в ходе рассмотрения спора в судебном заседании, в

случаях обязательности совершения сделки в соответствии с законодательством

Российской Федерации.

За работу, выполненную по поручению суда или арбитражного суда,

эксперты получают вознаграждение. При этом судьи должны иметь в виду, что

по Закону (ст. 16) размер оплаты оценщику за проведение оценки не может

зависеть от итоговой величины стоимости объекта оценки.

Впервые вопросы участия оценщика в судопроизводстве были подробно

рассмотрены на научно-практическом семинаре "Оценка для целей

судопроизводства в арбитражном суде", проведенном Российским обществом

оценщиков совместно с Арбитражным судом города Москвы и Университетом права

и управления 25-26 июня 1998 г.[15]

В рамках семинара была проведена деловая игра "Участие оценщика в

арбитражном процессе".

В последующем планируется совместно с судьями провести для оценщиков

научно-практические семинары по темам: оценка для целей судопроизводства в

судах общей юрисдикции, оценка для целей исполнительного судопроизводства,

оценка в процедуре банкротства и реструктуризации задолженности

предприятия.

Отрадно, что на вступление в силу Федерального Закона “Об оценочной

деятельности в Российской Федерации” отреагировал Высший арбитражный Суд

Российской Федерации, который в своем информационном письме от 9 сентября

1998г. №С5-7/УЗ-693 обратил внимание судей на ряд существенных положений

указанного нормативного акта.

На мой взгляд, существует необходимость ознакомления судей со

стандартами и методиками оценки для того, чтобы они могли свободно

ориентироваться в сравнительно новом для них виде экспертизы и характере

споров, правильно оценить заключение эксперта-оценщика и вынести

обоснованное решение по спору о достоверности величины стоимости объекта

оценки.

В заключение данной главы следует отметить, что перспективы и успех

использования оценки недвижимости для решения государственных задач

неразрывно связаны с учетом национальных российских особенностей. Без учета

уроков развития русской оценочной статистики формирование государственной

политики в области недвижимости, скорее всего, будет повторять ошибки, уже

имевшие место в истории Российского государства.

2.3. Оценка собственности в хозяйственной деятельности юридических лиц:

А) оценка имущества, вносимого в уставный капитал.

Действующее гражданское законодательство, регулирующее порядок создания

юридических лиц предъявляет целый ряд требований к порядку формирования их

уставного капитала.

Одним из первых нормативных актов в этом плане был Федеральный Закон “О

сельскохозяйственной кооперации” (№193-ФЗ от 08.12.95г.) где в ст. 5

указывалось, что “в случае внесения в счет паевого взноса лицом, вступившим

в кооператив, земельных участков, земельных и имущественных долей и иного

имущества либо имущественных прав денежная оценка паевых взносов

производится правлением кооператива и утверждается общим собранием членов

кооператива.” При этом законодатель предоставлял Общему собранию членов

кооператива право самостоятельно утверждать методику денежной оценки

передаваемого имущества и поручать правлению кооператива на основе этой

методики организовать работу по денежной оценке указанного имущества.

Результаты такой оценки подлежали утверждению наблюдательным советом

кооператива. В этом случае на общее собрание членов кооператива выносились

только спорные вопросы по оценке земельных участков, земельных и

имущественных долей и иного имущества. Наверное, не имеет смысла доказывать

тот факт, что при подобном подходе результаты оценки были далеко не

идеальны. Правда, в Законе существует оговорка о том, что по решению общего

собрания членов кооператива денежная оценка паевых взносов может быть

подвергнута независимой экспертной проверке. Но вряд ли начиная с 1995 года

члены сельскохозяйственных кооперативов активно прибегали к услугам

независимых оценщиков при определении стоимости паевых взносов.

Вступивший в действие Федеральный Закон №41-ФЗ “О производственных

кооперативах”[16] также определил, что решение вопросов оценки паевого

взноса при образовании кооператива принимается по взаимной договоренности

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.